Нельзя сказать, что приобретение авианосца у России значительно усилит военный потенциал Индии: это не угроза для Китая и Пакистана. Однако с политической точки зрения «Викрамадитья» — это важный сигнал и России, и другим странам — поставщикам военной техники. Индия собирается стать мировой военной державой, причем независимой и лавирующей между интересами американских, европейских и отечественных поставщиков.

Авианосец — не роскошь

 

В канун новогодних праздников авианосец «Викрамадитья», бывший авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» советской постройки, вошел в операционную зону индийского флота. Встреча состоялась на северо-западе Аравийского моря. Новый авианосец до базы Карвар в штате Карнатака сопровождали фрегат «Триканд» (российской постройки), эсминец «Дели» (индийской) и военный танкер «Дипак» (итальянской). А приветствовал «Викрамадитью» до недавнего времени единственный авианосец ВМФ Индии «Вираат», в свое время состоявший на вооружении Великобритании. 

В самой Индии, впрочем, не прекращаются споры о том, нужны ли ей авианосцы. Мнения разные: многие полагают, что стране, где уровень жизни совсем не высок и не хватает больниц и школ, не стоит гнаться за дорогостоящими вооружениями. Государственные средства можно потратить с большей пользой.

 

Был адмирал, стал царь

 

Название «Викрамадитья» корабль получил в честь легендарного древнего царя из индийской Удджайны, имя которого (подобно имени Цезарь в Европе) стало символом могущественного властителя. Этот воспетый древними сказителями царь, живший, как полагают, в первые века до нашей эры, считался непобедимым. Столь обязывающее имя дано кораблю не случайно: новый авианосец должен стать флагманом индийского военного флота. Теперь советско-российский этап биографии корабля, сложный и подчас даже скандальный, завершен, начинается индийская часть его истории: ожидается, что «Викрамадитья» может прослужить на индийском флоте еще 30–40 лет.

 

«Мода приходит и уходит, пройдет и мода на авианосцы», — заявлял еще несколько лет назад, в разгар дискуссии о закупке «Адмирала Горшкова», известный индийский политолог, профессор Гири Дешиндкар. По его мнению, мода не стоит столь больших затрат. Противники авианосцев для Индии полагают, что в Южной Азии нет угрожающих сценариев, для которых могут потребоваться авианосцы: такое оружие нужно, если театр военных действий находится на большом удалении. Но государства, которые индийская военная доктрина может рассматривать как условных противников (например, Пакистан или Китай), имеют с Индией протяженную сухопутную границу. В случае военной необходимости туда могут легко долететь современные индийские военные самолеты (или ракеты) без всякого авианосца. И для борьбы с сомалийскими пиратами (которые действительно действуют в Аравийском море) странно использовать дорогостоящие авианосцы. «С кем должен воевать наш авианосец? С Диего-Гарсия? С Маврикием? Или с Сейшельскими островами?» — спрашивают скептически настроенные эксперты.

 

Однако сторонников у нового корабля больше. И дело не только в том, что полуостров Индостан с трех сторон окружен Индийским океаном, а потому для безопасности страны военный флот очень важен. Обладание собственным авианесущим кораблем для Нью-Дели с самого начала стало еще и вопросом государственного престижа.

 

«Для Нью-Дели авианосец — это не просто оружие, это часть геополитики, это, если хотите, демонстрация готовности защищать не просто свою территорию, но свою сферу влияния, — сказал "МП” индийский журналист Викрам Пракаш. — Авианосец — это даже не статус флота, это статус страны, а также оружие сдерживания. Мы должны иметь авианосцы именно для того? чтобы они ни разу не вступили в бой».

 

«Сделка по передаче авианосца «Викрамадитья» индийским Военно-морским силам является наглядным показателем того, что Россия сохраняет свою компетенцию как один из мировых центров судостроения. Отмечу, что для нашего сотрудничества с Индией выполнение этого трудного контракта крайне важно. Возможность реализации нашего оборонно-промышленного комплекса позволяет в перспективе рассчитывать на то, что мы сохраним свои позиции на этом (индийском — прим.авт) рынке. Объединенная судостроительная корпорация выполнила заключенный контракт с высоким качеством. Фактически Индия получила абсолютно новый авианосец. От старого остался только корпус, да и то он был переделан. Это еще раз показывает, что потенциал у России есть, и мы будем продолжать наращивать экспортные возможности по морскому сегменту вооружения. Добавлю, что мы ожидаем, что после этого контракта последуют новые. Разумеется не на авианосцы, потому что это штучный товар. Дальше Индия будет развивать свои отношения и по подводной тематике и по надводной тематике»

Игорь Коротченко, директор Центра анализа мировой торговли оружием

 

За «Храбрецом» и «Великаном»

Индия, давно постучавшаяся в мировой ядерный клуб, добивающаяся постоянного членства в Совете Безопасности ООН и мечтающая стать сверхдержавой, считает, что должна иметь самое современное и технологичное вооружение.

 

Первым авианосцем на вооружении флота Индии был «Викрант», строившийся в Великобритании для Королевских ВМС под названием «Геркулес». Корабль был спущен на воду сразу после окончания Второй мировой. В 1957 году авианосец купила Индия, где его назвали «Викрант» (в переводе с древнего санскрита — «Храбрец»). На корабле стояли английские самолеты «Си Хок». Долгое время «Храбрец» оставался единственным индийским авианосцем, он принимал участие в индо-пакистанских войнах (хотя роль его была не слишком высока), прошел несколько модернизаций, однако к началу 1990-х годов окончательно выработал ресурс. Авианосец решили было превратить в музей, но незадолго до прихода «Викрамадитьи», в декабре 2013 года, было объявлено, что «Викрант» продадут с аукциона из-за финансовых трудностей.

 

Вторым «плавучим аэродромом» на индийской службе стал «Вираат» (на санскрите — «Великан»). Этот корабль также приобрели в Великобритании, где он успел послужить на флоте под именем «Гермес» — авианосец вступил в строй в 1959 году. «Гермес» успел повоевать — он был флагманом британской военно-морской группировки во время войны с Аргентиной за Фолклендские острова в 1982 году. Индия купила корабль в 1986 году — после серьезной модернизации. Авианосец вооружен самолетами вертикального взлета и посадки «Си Харриер». Ожидается, однако, что этому кораблю недолго оставаться в строю: его могут списать еще до 2017 года.

 

Третьим авианосцем в истории индийского флота и стал «Викрамадитья», бывший «Адмирал Горшков». Корабль водоизмещением более 45 тыс. т может нести 20 самолетов МиГ-29К/КУБ и 10 вертолетов. Это самый большой корабль в истории индийского флота.

 

Нести с честью

 

История корабля столь драматична, что по ее мотивам можно написать настоящий авантюрный роман. Авианосец, получивший теперь имя древнего индийского царя, был заложен в конце 1978 года на верфи в Николаеве под названием «Баку». Причем тогда это был не авианосец, а тяжелый авианесущий крейсер: он нес мощное ракетное вооружение, а также самолеты вертикального взлета и посадки Як-38 и вертолеты. «Баку» встал в строй в 1988 году, а уже в 1990 году его переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» — по политическим мотивам. В 1991 году на крейсере прошли испытания перспективного палубного истребителя Як-141, ожидалось, что корабль получит новое авиационное вооружение. Но уже в 1992 году «Горшкова» поставили на долгий ремонт, а с 1994 года начались переговоры о продаже корабля Индии.

 

Только в 2004 году Москве удалось договориться с Нью-Дели о цене на корабль, точнее, на его модернизацию: сам авианесущий крейсер был передан индийской стороне фактически бесплатно. За 900 млн долл. на верфи «Севмаш» в Северодвинске крейсер должны были превратить в легкий авианосец с трамплином и авиафинишером, способным принимать современные сверхзвуковые самолеты. Кроме того, Индия закупала для этого корабля 16 самолетов МиГ-29К/КУБ за 750 млн долл. Впрочем, быстро стало ясно, что заплаченных денег не хватит — российская сторона потребовала увеличить сумму. Произошел скандал, лишь после напряженных переговоров, занявших несколько лет, в 2009 году Москва и Нью-Дели договорились увеличить сумму до 2,3 млрд долл. И вот наконец в ноябре 2013 года преображенный «Викрамадитья», был передан Индии, а в конце года «задержавшийся» на пять лет корабль дошел до Аравийского моря.

 

«Варяг» сдался китайцам

 

История с «Викрамадитьей» нанесла ощутимый удар по престижу России как главного поставщика оружия для Индии. Однако в Нью-Дели не стали прерывать контракт. По мнению индийских экспертов, сыграли роль традиционно тесные связи двух стран, а также тот факт, что никто другой не был готов продать Индии относительно новый авианесущий корабль. В стране громко поговаривали о возможности закупить отслужившие свое западные авианосцы: французский «Клемансо» или американский «Китти Хок», но эти планы не были реализованы.

 

Кроме того, в индийской столице внимательно следили за развитием ситуации вокруг еще одного бывшего советского авианесущего корабля — крейсера «Варяг». Спущенный на воду в 1988 году как «Рига», крейсер стал «Варягом» в 1990 году, а при распаде СССР недостроенный еще корабль достался Украине. В 1992 году его достройка была остановлена из-за отсутствия средств. В 1998 году, как отмечают южно-индийские источники, спецслужбы КНР провели блестящую спецоперацию: небольшая китайская компания Chong Lot Travel Agency Ltd заявила о готовности приобрести «Варяг» для создания на нем «казино и плавающего туристического центра». Крейсер отдали за гроши — всего за 20 млн долл., но быстро стало ясно, что казино на его борту не будет: корабль встал в военный док на переоборудование. В 2012 году бывший «Варяг» официально вошел в состав флота КНР как первый китайский авианосец «Ляонин».

 

Таким образом, вскоре, с уходом индийского «Вираата», в Азии действующими останутся всего три авианосца: по одному у Индии, КНР и Таиланда. И два из них — китайский «Ляонин» и индийский «Викрамадитья» — это единокровные братья единственного пока российского авианосца «Адмирал Кузнецов», родившиеся в СССР как авианесущие крейсера проекта 1143.

 

В Индии тем временем продолжается дискуссия о том, у кого закупать оружие, и приход «Викрамадитьи» лишь вновь обострил ее. В местной прессе уже поспешили заявить, что Москва потеряла индийский рынок.

 

«Россия, конечно, остается важнейшим поставщиком оружия для Индии. Однако ей все труднее будет удерживать позиции, особенно после того, как на индийский оборонный рынок обратили пристальное внимание США», — считает индийский журналист Викрам Пракаш.

 

Военные расходы Индии:Индийский оборонный бюджет постоянно растет — вместе с ростом национальной экономики: на 2013/2014 финансовый год на оборону планируется выделить 37,4 млрд долл. По различным оценкам, Индия потратила около 50 млрд долл. на обновление вооружений за последние пять лет. И за этот лакомый кусок уже идет острая борьба.

Вашингтон действительно становится все более активным на индийском поле. Достаточно посмотреть на перечень недавних успехов американских торговцев оружием в индийских тендерах: российские боевые вертолеты Ми-28 уступили американским Apache, военно-транспортные вертолеты Ми-26 проиграли американским Chinook, Индия предпочла американские противолодочные самолеты P-8 российским Ту-142, а транспортный самолет Ил-476 уступил американскому C-17 Globemaster.

 

Однако все не столь однозначно. Например, самолеты и США, и России вместе проиграли в тендере на поставку ВВС Индии 126 истребителей на сумму более 10 млрд долл. (индийская пресса прозвала его «мать всех контрактов»). А победителем стал французский истребитель Rafale. При этом Вашингтон очень жестко лоббировал свои самолеты (после проигрыша американских истребителей в этом тендере в отставку подал тогдашний посол США в Индии Тимоти Ремер, сославшись, правда, на семейные обстоятельства).

 

Сегодня Индия не хочет зависеть от одного, пусть и проверенного поставщика оружия. Она хочет «выбирать лучшее», а также самостоятельно производить оружие. Страна разрабатывает собственные танки, создала собственный истребитель «Теджас». При заключении всех последних оборонных контрактов Нью-Дели жестко требует организации совместного производства на территории Индии, участия в проекте индийских компаний.

 

«Индия намерена в ближайшее время стать производителем и даже экспортером современных вооружений. И это придется учитывать всем, кто готов сотрудничать в области обороны. Главная цель Нью-Дели — добиться того, чтобы национальная оборонная промышленность могла обеспечить запросы военных самостоятельно. Индия считает это одной из главных задач на пути к статусу сверхдержавы XXI столетия», -

индийский политолог Сунил Датт

 

И здесь у России есть определенные преимущества: пока это единственная страна, готовая делиться с Индией современными военными технологиями. Россия предлагает Индии не отношения «продавец — покупатель», а партнерство. Так, два государства производят совместную сверхзвуковую крылатую ракету «БраМос», работают над истребителем пятого поколения.

В августе минувшего года из индийского порта Кочин пришло сообщение, что на верфях в этом городе спущен на воду корпус первого авианосца собственной индийской постройки, получившего имя «Викрант». Наследник первого индийского авианесущего корабля должен быть достроен, по разным данным, в промежутке от 2016 до 2020 года. Индийские власти напоминают, что в наши дни лишь США, Россия и Франция имеют авианосцы собственной постройки водоизмещением 40 тыс. т, и теперь Индия войдет в этот престижный клуб: на «Викранте» будут базироваться самолеты МиГ-29К российского производства и индийские самолеты «Теджас». Всего Индия в ближайшие годы намерена построить не менее двух авианосцев.

 

По информации индийской прессы, в проектировании корабля были заняты и западные компании, активное участие также принимало российское «Невское проектно-конструкторское бюро». Неудивительно поэтому, что при создании первого собственного индийского авианосца был использован и опыт строительства «Адмирала Горшкова». Таким образом, новые индийские авианосцы также можно будет назвать дальними родственниками советских тяжелых авианесущих крейсеров.

 

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив