Кыргызстан в контексте мировой экономики и политики (Китай, Россия, США, ближайшие соседи по Евразии)

10 февраль 2012
Географическое расположение и достаточно слабый экономический потенциал Кыргызстана определяют зависимость республики от более крупных соседей. 

Географическое разделение на север и юг, отсутствие транспортной инфраструктуры для связи регионов Кыргызской Республики определяют разнонаправленный вектор экономической и политической ориентации частей Кыргызстана. Север Кыргызстана тесно связан с Казахстаном и Китаем. На юге роль главных партнеров играют соседние Узбекистан и Таджикистан.

 

Основными донорами Кыргызстана являются Россия, США, Китай, Германия, Великобритания, Турция, Швейцария и Япония, а также Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Всемирный банк и Программа развития ООН. Важность геополитического положения Кыргызской Республики определяет заинтересованность основных «игроков» в присутствии в Республике, однако ни одна страна современного мира пока не берется полностью обеспечивать все необходимые для Кыргызстана финансовые вливания в одиночку, как следствие киргизское лавирование продолжается в целях получения максимальных экономических дивидендов от всех «игроков».

 

Кыргызстан последовательно выполнял свои союзнические обязательства в тех структурах постсоветского пространства, где доминирующее положение занимает Россия: СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС. В последнее время сотрудничество Кыргызстана с Российской Федерацией находится на подъеме во всех сферах общественной жизни. Руководителями, отдельными депутатами парламента и общественными деятелями Кыргызстана высказываются идеи конфедерации Кыргызской Республики с Россией, вхождения ее в Союз России и Белоруссии. Представляется, что подобные проекты достаточно перспективны и должны детально обсуждаться на уровне экспертных сообществ двух стран.

 

Интерес Кыргызстана и соответственно его политика в отношении США за все годы независимости не выходили за пределы коммерческих пристрастий. Каких-либо политических, экономических либо иных интересов Кыргызстан не конструировал. Намерения экономического сотрудничества, привлечение американских инвестиций камуфлировали стихийное стремление использовать США в качестве нового спонсора и кредитора. Персонифицированный образом и действиями президента А. Акаева и демократический выбор Кыргызстана достаточно активно был поддержан США. Очевидно, что к числу акций поддержки относится и вступление страны в ВТО.

 

В настоящее время экономическое присутствие американцев в Кыргызстане достаточно мало и вряд ли в ближайшем будущем увеличится. Американский университет Центральной Азии, открытый при поддержке правительства США и Института открытого общества, постепенно превратился в заурядное образовательное учреждение. Он остается без внимания правительств обеих стран и не является предметом переговоров между ними.

 

Важнейшее место в реализации планов присутствия США в Кыргызской Республике отводилось и отводится американским, международным и иным иностранным неправительственным организациям (НПО). Такие организации как: Корпус мира, Международный республиканский институт США, «Восточноевропейский демократический центр» (ВЕДЦ), «Каунтерпарт Консорциум», «Корпус мира», «Фонд Евразия», Институт по освещению войны и мира осуществляют свою деятельность на территории республики «в целях развития демократии», а по сути сотрудники данных организаций исполняют роль «инструкторов революций». Национальный демократический институт США оказывал финансовую, техническую и методическую помощь практически всем оппозиционным партиям и организациям Кыргызской Республики.

 

Взаимоотношения Кыргызстана с США во многом зависят от российско-американских отношений, деятельности региональных международных организаций, участником которых является Кыргызская Республика, сотрудничества с международными экономическими и финансовыми организациями, в первую очередь с МВФ и Всемирным банком, которые находятся в значительной степени под американским контролем. Полностью отказаться от сотрудничества с данными организациями современное правительство Кыргызской Республики не может, поэтому единственный возможный выход в совместной работе при жесткой защите интересов киргизского общества.

 

К этому же фактору относится и проблема государственного долга Кыргызстана, основной объем которого приходится на МВФ и Всемирный банк. Списание или реструктуризация долга зависит от позиций стран-доноров. Очевидно, что абсолютная масса долга не так уж и велика. Однако в условиях финансово-экономического кризиса давление фактора долга возрастает, прежде всего в психологическом плане. Для решения проблемы долга необходим не только диалог с позиции национальных интересов с США, МВФ и ВБ, но и развитие собственной экономики Кыргызстана.

 

Продвижение связей с Европейским Союзом (включающим в свой состав 25 стран), особенно с Германией, как ведущим партнером и донором, остается выгодным направлением внешней политики Кыргызстана. На сегодняшний день ЕС является важным торговым и инвестиционным партнером Кыргызской Республики. После распада СССР ЕС начал оказывать помощь молодым независимым государствам, в том числе и Кыргызстану. Была создана специальная программа технической помощи ТАСИС, в рамках которой осуществляются различные программы и проекты по развитию стран СНГ, в том числе Кыргызской Республики.

 

ЕС является крупнейшим донором и доверительным партнером Кыргызстана, оказывающим помощь в сфере экологии, демократизации и прав человека, социально-экономических, гуманитарно-образовательных реформ, усиления безопасности границ и борьбы с наркотрафиком, а также обеспечения продовольственной безопасности. За годы партнерства с ЕС Кыргызстан получил около 200 млн. евро на реализацию различных программ и проектов. Сохраняется ежегодная техническая помощь Кыргызской Республике в размере 10 млн. евро.

 

Имеются перспективы для осуществления совместных киргизско-европейских инвестиционных проектов, направленных на освоение перспективных месторождений, создание энерго-транспортных структур, которые станут существенным вкладом в развитие процесса экономического и энергетического развития Кыргызской Республики. Перспективным также является возможность привлечения европейских инвестиций для развития гидроэнергетического потенциала Кыргызстана.

 

Принимая во внимание особую важность проблемы недостатка водных ресурсов в Центральной Азии, Министерство иностранных дел Кыргызской Республики проводит работу по осуществлению обмена опытом и передовыми технологиями в области рационального и эффективного использования водных ресурсов, имеющихся у стран ЕС. Помощь в данной области осуществляет программа ЕС по управлению водными ресурсами и сельскохозяйственным производством в Центральной Азии «WARMAP».

 

Сотрудничество между Кыргызстаном и Китаем, начавшееся в постсоветский период с нулевой отметки, в настоящий момент достигло достаточно высокого уровня. Оно характеризуется устойчивой динамикой визитов на различных уровнях государственной власти. На протяжении последних лет развивается транспортная инфраструктура, связывающая Китай и Кыргызстан, устойчиво растет товарооборот между странами.

 

У руководства КНР серьезные опасения вызвали события «революции тюльпанов» 2005 года в Кыргызстане, приведшие к неожиданной смене высшего руководства страны и приходу к власти оппозиционных сил. Китай занял выжидательную позицию, отдав в определенной степени дипломатическую инициативу новым властям Кыргызской Республики. Несмотря на то, что отдельные киргизские политики продолжали выступать за пересмотр отношений с Китаем и, прежде всего, киргизско-китайских соглашений по границе, Президент Кыргызстана К. Бакиев вернул отношения двух стран в привычный формат. Вновь были налажены контакты между министерствами и ведомствами, участились взаимные визиты на всех уровнях, начал расти товарооборот, который достиг рекордной отметки в 3,5 млрд. долл. в 2007 году. КНР не рассматривает Кыргызстан в числе главных экономических партнеров в регионе. Приоритетные для Кыргызской Республики экономические проекты – строительство железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан и экспорт киргизской электроэнергии в КНР, не находят реальной заинтересованности у китайской стороны. По мнению китайской стороны, оба проекта являются спорными с точки зрения экономической и финансовой эффективности и достаточно затратными (в общей сложности необходимо более 2 млрд. долл.). Киргизская сторона не смогла предоставить убедительных доказательств наличия необходимого резерва мощностей для стабильных экспортных поставок электроэнергии.

 

Правительствами обеих стран осуществляются проекты по реабилитации автомобильных дорог Ош-Сары-Таш-Иркештам и Торугарт-Нарын-Бишкек. Китай возобновил оказание ежегодной грантовой помощи Кыргызстану на социально-экономическое развитие в размере 50 млн. юаней в год. Активизировались и предприниматели обеих сторон, реализуя многочисленные малые и средние проекты в различных областях.

 

В современном мире Индия является одной из великих мировых держав. В начале 90-х годов XX века все внешнеполитической стратегии появилось новое направление – Центральная Азия. Для достижения своих политических целей Индия стремится к укреплению и экономических связей со странами региона, которые являются огромным потенциальным рынком сбыта промышленной продукции, а также перспективным источником топливно-энергетических ресурсов и полезных ископаемых, прежде всего, цветных и драгоценных металлов. Кыргызская Республика известна своими запасами золота, а Индия, являющаяся крупнейшим мировым потребителем золота, может инвестировать значительные средства в модернизацию золотодобычи. Кроме того Центрально-азиатский регион является весьма удобным «коридором» для транспортировки индийских товаров в Россию, страны СНГ и государства Европы.

 

Очевидно, что в обозримой перспективе укрепление связей со странами Центральной Азии будет оставаться приоритетным направлением внешней политики Индии, причем ее интересы в этом регионе не будут ограничиваться только экономической сферой, в дальнейшем все большее значение будут приобретать соображения безопасности и стратегические интересы. Индийский истеблишмент убежден, что американское присутствие в регионе объясняется, прежде всего, желанием установления своего контроля над энергетическими ресурсами Центральной Азии и Ближнего Востока. Индия с одобрением восприняла предложение Кыргызстана о проведении международной конференции по мирному урегулированию в Афганистане. Стороны выразили убеждение, что без этого невозможны мир и стабильность в Юго-Восточной и Южной Азии.

 

Индия заинтересована в развитии малого и среднего бизнеса в Кыргызстане. Наибольший интерес она проявила к организации туризма на озере Иссык-Куль в самое жаркое время года. Есть у индийцев и предложения по разработке в республике информационных технологий – создание Индо-Киргизского центра информационных технологий в Бишкеке, а также по созданию предприятий по переработке сельхозпродукции. Наиболее плотное сотрудничество осуществляется в сфере образования. Несколько лет в Ошском государственном университете обучаются юноши и девушки из Индии, открыт индийский центр исследования, где работы ведут по программам индийских ученых. Существует заинтересованность киргизской стороны в скорейшем решении вопросов, связанных с реализацией проектов по строительству картофелеперерабатывающего завода в Таласской области и создания Горно-медицинского центра в Бишкеке.

 

Кыргызстан является, пожалуй, наиболее светской из всех стран региона Центральной Азии. Это не является препятствием для многогранного сотрудничества Кыргызской Республики с рядом мусульманских государств, в том числе и теократическим Ираном, где большинство населения исповедует ислам шиитского толка. За последние годы взаимоотношения Кыргызской Республики и Ирана вышли на новый уровень, в особенности в сфере экономического взаимодействия. Значительно возросло число иранских предпринимателей, работающих в Кыргызстане, свой бизнес на территории центрально-азиатской республики осуществляют более 180 совместных киргизо-иранских и иранских фирм. Предметом совместного производства киргизских и иранских бизнесменов являются электротехническое оборудование, инкубаторы, осветительные приборы, керамика, упаковка для пищевых продуктов, автошины. Известно, что в Иран осуществляются регулярные поставки электрических лампочек из Кыргызстана.

 

Турецкая Республика была фактически первым мусульманским государством, которое признало независимость всех центрально-азиатских государств в 1991 году. К 2009 году Кыргызстан надежно укрепил свои взаимоотношения с Турцией. К настоящему времени Турция является для Кыргызской Республики одним из важных внешнеполитических партнеров, заметно уступая, однако, России, Китаю, Казахстану и Узбекистану, США, Японии, странам ЕС. Тем не менее, можно наблюдать определенные всплески этой активности по отдельным вопросам или проблемам. Так, руководство Турции проявляет особый и настойчивый интерес к оборонным отраслям промышленности республики, откровенно предлагая свои услуги и участие в деятельности ВПК. Традиционными являются подготовка в Турции военных кадров для Кыргызстана и оказание ей гуманитарной и военно-технической помощи.

 

Особое значение для обеих стран имеет сфера военно-технического сотрудничества. Так, 10 июля 2008 года в Анкаре был подписан протокол между Министерством обороны Кыргызстана и Генеральным штабом Турции о предоставлении материально-технической помощи для Вооруженных сил Кыргызстана, предусматривающий реализацию соглашения между правительством Кыргызстана и правительством Турции о безвозмездной военно-технической помощи на 2008-2009 годы в размере 1 млн. 190 тыс. новых турецких лир. Средства использованы для закупки имущества для Минобороны и на приобретение оборудования для Национальной Гвардии Кыргызстана, оборудования образцовой пограничной заставы и закупки имущества для внутренних войск Министерства внутренних дел. Всего за 15 лет военного сотрудничества Турецкая Республика оказала Кыргызстану военно-техническую помощь на сумму более 3 млн. долл. США. Военнослужащие Министерства обороны Кыргызстана проходят обучение на курсах подготовки офицеров специального назначения, в училище сухопутных войск и военно-медицинской академии Турецкой Республики. При этом расходы на обучение и содержание киргизских военных несет турецкая сторона. В Кыргызстане под руководством турецких инструкторов ежегодно проводится обучение киргизских военнослужащих по горной, специальной и снайперской подготовке.

 

Российская Федерация и Кыргызская Республика последовательно развивают сотрудничество в различных сферах. Одной из наиболее развитых сфер сотрудничества являются военно-технические контакты. База российско-киргизского военного сотрудничества заложена Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Российской Федерацией и Кыргызстаном и конкретизирована подписанным 5 июля 1993 года Договором о сотрудничестве в военной области. К настоящему времени с Кыргызстаном заключено более 30 двусторонних документов в военной области.

 

Россия и Кыргызстан успешно взаимодействуют в военной сфере и на многосторонней основе – в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. В Бишкеке дислоцирован орган управления Коллективными силами быстрого развертывания Центрально-азиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР). В октябре 2003 года была открыта российская авиабаза в городе Кант – авиационный компонент КСБР ЦАР. База в Канте стала первым российским военным объектом, развернутым за пределами ее национальной территории со времени распада СССР. Российская авиационная база на территории Кыргызстана создана в соответствии с решением Совета коллективной безопасности от 25 мая 2001 года. А 22 сентября 2003 года в Москве состоялось подписание Соглашения между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Кыргызстана.

 

Руководители внешнеполитических ведомств России и Кыргызстана практически по всем важнейшим международным вопросам занимают идентичные или весьма близкие позиции, тесно взаимодействуя в ООН, ОБСЕ, а также в региональных структурах – СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС.

 

В ситуации мирового финансово-экономического кризиса страны-партнеры стараются помогать друг другу для поддержания жизнедеятельности на высоком уровне. Так, Россия предоставила 30 апреля 2009 года Кыргызской Республике льготный кредит на 300 млн. долл. со ставкой 0,75% годовых сроком на 40 лет и семилетней отсрочкой выплаты. Данные средства должны были пойти на поддержание и развитие многих сфер производства в республике, которые в условиях финансовой нестабильности испытывают определенные трудности в своей деятельности. Кроме того, Российская Федерация плонировала вложить 1,7 млрд. долл. в строительство Камбаратинской ГЭС-1 и предоставить Кыргызстану безвозмездную финансовую помощь в размере 150 млн. долл. В свою очередь Кыргызская Республика брала на себя обязательства по закрытию американской военной базы «Манас» и по передаче России 48% акций предприятия «Дастан», а также здания под культурный центр Российской Федерации в Бишкеке. Первые 450 млн. долл. киргизская сторона получила весной 2009 года. Однако, в связи с нецелевым использованием данных средств Фондом развития Кыргызской Республики и невыполнением К. Бакиевым своих политических обязательств по ликвидации базы «Манас», данный проект был заморожен, а революционные события 2010 года приостановили на время все договоренности.

 

Кыргызстану в рамках современных реалий Центральной Азии необходимо тесное сближение с Россией. Соседи Кыргызстана – Казахстан, Таджикистан, Узбекистан – постоянно ужесточают пограничные претензии к республике. Противостоять более сильным в экономическом и военном отношении странам, которые предъявляют жесткие территориальные ультиматумы, возможно только в союзе с Российской Федерацией.

 

Структура экономики и номенклатура товаров большинства стран региона идентичны, поэтому интеграция объективно заменена конкуренцией. Казахстан – это 65% всей региональной экономики. Исходя из своего экономического потенциала, он претендует на роль лидера в Центральной Азии.

 

Взаимоотношения Кыргызстана и Казахстана формируются под влиянием особых культурных и исторических связей. Духовная и языковая близость киргизского и казахского народов являются общепризнанным фактом. Две страны активно сотрудничают в рамках таких международных организаций, как СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. В январе 2000 года Кыргызстан и Казахстан подписали договор о совместном использовании воды рек Чу и Талас. Несмотря на то, что свергнутый в результате политической революции 2005 года А. Акаев бежал сначала в Казахстан, отношения между двумя странами не стали кризисными. Удалось договориться об упрощенном порядке трудовой миграции из Кыргызстана в Казахстан, было образовано совместное предприятие «Казкыргаз», создание которого, «сняло угрозу не обеспечения Кыргызстана узбекским газом зимой».

 

Однако киргизско-казахские отношения далеки от идеальных. Казахские власти ужесточают меры в отношении киргизских граждан, проезжающих по территории Казахстана. Так, например, дорога из Таласской области Кыргызстана пролегает через территорию Казахстана. Пассажиры-киргизы ежедневно подвергаются унизительным проверкам на пограничных постах Казахстана. Казахские пограничники ввели новое правило, согласно которому легковым автомобилям с киргизскими номерами после 12 часов ночи запрещается проезд по казахской территории.

 

Известно о ряде экономических проектов центрально-азиатских стран и Китая, в которых заинтересована участвовать Кыргызская Республика. Кыргызстан в свое время просил Китай импортировать природный газ из Туркмении по киргизской территории, а не через Казахстан и был готов инвестировать в этот проект средства. Кыргызская Республика, которая, как и Казахстан, имеет общую границу с Китаем, полностью зависит от единственного источника поставок газа – Узбекистана – и хочет диверсифицировать импорт.

 

Кыргызстан, Таджикистан и Туркмения подписали рамочную конвенцию об охране окружающей среды. Это стало одним из итогов многолетней работы Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию Международного фонда спасения Арала. Конвенция предполагает единые требования в сфере осуществления природоохранной деятельности для всех стран Центральной Азии. Особое внимание в документе отведено научно-техническому сотрудничеству в решении экологических проблем и выработке совместных действий по сохранению биологического разнообразия. Разработана и принята схема сотрудничества в чрезвычайных экологических ситуациях. По данным этого фонда, с 1960 года по 2004 год площадь водного зеркала Аральского моря уменьшилась в четыре раза. Из 115,6 куб.км суммарного стока рек Аральского бассейна на хозяйственные нужды сегодня забирается 104,9 куб.км воды. Обнажено 45 тыс. кв.км бывшего дна, из-за чего население Приаралья потеряло 600 тыс. га угодий.

 

Отношения между Кыргызстаном и Узбекистаном на дипломатическом уровне носят преимущественно дружеский и взаимовыгодный характер. После приостановки Узбекистаном в 2008 году своего участия в Евразийском экономическом сообществе обе страны остались членами влиятельных региональных организаций ШОС, СНГ и ОДКБ.

 

Одним из проблемных вопросов между Кыргызстаном и Узбекистаном является территориальный. Граница между двумя государствами в настоящее время делимитируется. Произведена делимитация большей части совместной киргизско-узбекской границы, протяженность которой составляет около 1 300 км. По всему же ее периметру существует, по разным данным, от 70 до 100 спорных участков. По отдельным ее пунктам не было достигнуто какого-либо соглашения. Межправительственная комиссия, созданная для решения данного вопроса, сталкивается со множеством трудностей в своей работе, исходящих во многом из взаимных противоречий. Узбекская сторона отстаивает принцип проведения границы, основываясь на карте 1924 года. Кыргызстан же выдвигает в качестве базы для переговоров как окончательный документ карту 1955 года.

 

На территории Кыргызстана имеется два узбекских анклава – Сох и Шахимардан численностью, по разным данным, от 40 до 50 тыс. человек. В свою очередь и в Узбекистане имеется киргизский анклав – село Барак, относящееся к сельской управе Ак-Таш Кара-Суйского района Ошской области с населением 589 человек. Все вышеперечисленные анклавы оторваны от основной территории своих государств, что создает значительные трудности для их населения. В этой связи узбекским руководством была предпринята в свое время попытка заключить с киргизскими коллегами соглашение об обмене территориями, с тем, чтобы анклав Сох был присоединен широкой полосой земли к «материковой» части Узбекистана. В обмен Кыргызстану предлагалось передать южную часть Соха. Киргизская сторона посчитала для себя невыгодным заключать подобное соглашение, так как в этом случае два района страны – Лейлекский и Баткенский – почти полностью будут отрезаны от остальной территории. Анклавы являются мощным инструментом давления Узбекистана на Кыргызстан. Известно, что в Сохе находились подразделения Вооруженных Сил Республики Узбекистан, хотя в мировой практике содержание в анклавах какой-либо военной силы является недопустимым.

 

Характерно, что недостаточная готовность киргизской армии противостоять вооруженным отрядам боевиков заставляет узбекское руководство предпринимать активные односторонние меры для защиты своих рубежей. Известна практика узбекских властей по минированию своих границ с Кыргызстаном. Таким образом, киргизско-узбекское межэтническое равновесие на современном этапе отличается некоторой нестабильностью. Учитывая же, что оба государства соприкасаются друг с другом в самом центре Центральной Азии, можно говорить о том, что напряженность здесь теоретически угрожает стабильности региона в целом.

 

Кыргызская Республика поддерживает дипломатические, военно-технические, торгово-экономические, культурные и гуманитарные отношения с большим количеством стран. В этой связи можно отметить особые отношения Кыргызстана с Белоруссией, Украиной, Японией и др. Но именно великие державы и государства Центрально-азиатского региона определяют основные тенденции внутреннего и внешнего развития Кыргызской Республики.

      
Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив