ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ РЕПОРТАЖ С АМЕРИКАНСКИХ И КАНАДСКИХ ВОЕННЫХ КОРАБЛЕЙ

04 август 2012
В этом году Канада и США вспоминают 200 летнюю годовщину начала войны 1812 года. В то время, когда Российская империя воевала с Наполеоном, Великобритания и Канада (тогда Британская Северная Америка) вступили в войну, которая длилась около трех лет. В этой войне не было ни проигравших, ни победителей. Великобритания хотела завладеть территорией США, подорвать их экономику, введя торговые санкции из-за того, что Штаты продолжали вести торговые отношения с наполеоновской Францией. А Соединенные Штаты хотели присоединить к себе часть Канады. Но к моменту подписания мирного договора все остались при своих территориях.

Единственным событием, ставшим для американцев причиной для расстройства, стал захват их столицы, Вашингтона, который, как и Москва, был предан огню. Его подожгла английская армия под руководством адмирала Джорджа Кокберна и генерала Роберта Росса. Во время этой войны выявились факты, которые показали, что наличие военно-морского флота у держав является самым надежным гарантом для достижения победы. И после этого США стали наращивать свою военную флотилию. Трудно переоценить роль военно-морского флота в той войне. По мнению историков, тот факт, что между нынешней Канадой и США не осталось неразрешенных территориальных споров, стал основой добрососедских отношений двух стран на протяжении 200 лет. Эта знаменательная годовщина и стала поводом для турне боевых кораблей Канады и США.

 Премьер-министр Канады Стивен Харпер выпустил обращение к своей нации по поводу этой знаменательной годовщины:

  « Война 1812 года стала знаковым событием в становлении нашей великой страны. По случаю ее 200-летия, я приглашаю всех канадцев окунаться в историю и вспомнить о наших гордых и храбрых предков, которые сражались и побеждали, несмотря на огромные трудности. А также, поскольку мы совсем скоро будем отмечать 150летие нашей страны в 2017 году, канадцы предоставляется возможность отдать дань уважения нашим основателям страны, вспомнить о ярких моментах и героях, которые боролись за Канаду.  

  Стоить помнить, что в той войне также принимали участие и коренные индейские племена, которые сражались наряду с английскими и французскими полками для того, чтобы вызволить Канаду из американского вторжения. Война помогла нам создать наш собственный путь для становления независимой и свободной страны, объединившейся под короной Британской монархии и относящейся с уважением к языковым и этническим разнообразиям нашей страны. Героические усилия канадцев помогли нам стать теми, кем мы сегодня являемся, какие границы наша страна имеет, и какому флагу мы отдаем честь».

 А вот что сказал по этому поводу Питер МакКей, министр национальной обороны Канады:

«Это прекрасная возможность для тысяч канадцев в Онтарио и Квебека посетить наши военные корабли и поговорить с нашими моряками о важной миссии, которую они выполняют в обеспечении безопасности нашей страны. В этом году мы также вспоминаем войну 1812 года и празднуем 200 лет мира и процветания между нашим народом и нашим ближайшим союзником, Соединенными Штатами Америки. События этого исторического конфликта так давно служат напоминанием всем нам о том, что связь между морской державой и безопасностью, а также благополучием нашей страны очень важна и по сей день нисколько не потеряла своей актуальности».

 Согласно Министерству обороны, «целью демонстрации военных кораблей является информирование канадцев о том, как Королевский канадский военно-морской флот (RCN) способствует обеспечению защиты и безопасности канадских морских подходов, для сохранения дальнейшее преобладания канадского суверенитета в канадских водах. Военно-морской флот Канады также проводит очень важную работу с другими правительственными ведомствами для защиты морских природных ресурсов. Что касается международного уровня, то ВМФ Канады содействует укреплению глобальной безопасности в мире, в том числе защищая интересы Канады по всему миру. Это также повод для празднования 200-летия войны 1812 года и роли, которую сыграл конфликт в формировании национального самосознания канадцев и американцев. Память о войне 1812 года является чрезвычайно важным событием для Канады и будет способствовать укреплению национального самосознания и гордости, что заложило основу для Конфедерации».

 Так говорят официальные государственные лица Канады. Но мне представилась удачная возможность убедиться, так ли это в действительности, во время моего посещения военных кораблей США «USS DeWert» и Канады «HMCS Ville de Québec».
 Немного вкратце расскажу об этих двух кораблях.
 Канадский корабль ее Величества «HMCS Ville de Québec» введен в эксплуатацию в 1994 году. «HMCS Виль де Квебек» является одним из 12 канадских кораблей класса фрегат королевского канадского военно-морского флота, которые были построены в канадском городе Галифакс, что в Новой Шотландии. Корабль является одним из семи фрегатов, принадлежащих флоту Восточного побережья Канады, базирующимся в Галифаксе.

 Судно обладает передовым набором оружия и датчиков, способных обнаруживать, отслеживать и отражать враждебные удары, как со стороны воздуха, так и  с надводных и подводных кораблей.

 Корабль использует комбинированные дизельные и газовые системы двигателя. Дизельный двигатель обеспечивает превосходную экономию топлива, а газотурбинный двигатель позволяет кораблю двигаться со скоростью до 30 узлов (около 55 км / ч).

Более подробно о канадском судне я расскажу чуть позже. А сейчас немного об американском корабле.

«USS De Wert» (FFG-45) -  корабль класса фрегат, представляет собой корабль ВМС США, который назван в честь корабельного врача Ричарда де Верта (1931-1951). Де Верт был посмертно награжден Орденом Почета за героизм во время службы с 7-й морской пехоты во время корейской войны.

«USS De Wert»  был построен в Бате, штат Мэн, спущен на воду 18 декабря 1982 года. Входит в состав эскадрильи Атлантического океана и базируется на военно-морской базе Мэйпорт, штат Флорида.

 Корабль имеет очень много наград. Совместно с судном Великобритании «USS De Wert» вызволил из сомалийского пиратского плена в Индийском океане итальянское судно «Монтекристо».

 Вот на таких кораблях мне посчастливилось побывать. Поначалу я посетила американский военный корабль. Сразу скажу, что команда обоих кораблей была искренне приветлива. А капитан-лейтенант Рон Флесвиг, который с любезностью согласился меня сопровождать, оказался настоящим кладезем информации. И настоящим знатоком своего дела, которому профессионализма было не занимать.

 Нашу с ним беседу я начала с вопроса, конечно же, о том, что он думает о военном сотрудничестве России с США и другими странами? Доводилось ли ему общаться с российскими военными? Вот что капитан-лейтенант Рон Флесвиг мне на это ответил:

 - Да, совсем недавно завершились Тихоокеанские военные учения RIMPAC вблизи Гавайев, на которых Россия впервые стала полноправной участницей.
Я лично присутствовал на учениях в 2010 году. Я считаю, что это очень важно, когда сразу несколько стран становятся участницами военных учений, ведь, таким образом, объединяясь, вместе мы образуем большую, более действенную силу. Теснее всего мы сотрудничаем с Канадой, Великобританией, Германией. А сейчас мы в тандеме с Канадой плывем из одного порта в другой порт, при этом не забываем о каждодневных тренировках.

- Вы сюда прибыли, чтобы проводить учения?

 - Почему мы здесь? Вопрос очень интересный. Для американцев – это поминовение 200летней годовщины начала войны 1812 года. В нашу задачу входит посещение канадских и американских городов, потому что это очень важная и памятная дата для ВМФ США,  поскольку, после окончания войны за независимость 1776 года, когда, к слову сказать, и появилась на свет американская флотилия, морская флотилия впервые встала на защиту суверенитета страны.

 Конечно, до 1812 года Америка вступала в вооруженные конфликты, но морская флотилия в них не играла значительной роли. А во время войны 1812 – 1815 г.г. военный флот США полностью раскрыл свой потенциал, ведь большая часть побед в морских сражениях на Восточном побережье и Великих озерах  с Великобританией была нашей. И США стали полноценной морской державой. Поэтому мы и хотим отметить рождение ВМФ США, совершая тур по городам наших двух стран, которые были задействованы в конфликте, в той лили иной степени. Мы посетили и еще посетим порты таких городов, как Корнуолл, Квебек – Сити, Монреаль, Ошава, Торонто, Виндзор (Канада) и Кливленд, Милуоки, Чикаго, Детройт, Толедо, Буффало (США). Гамильтон (Канада) будет завершающей точкой нашего тура памяти.

- Отправляться в плавание лучше, когда лето?

- Да, намного лучше.

- Ваша форма так и сверкает на солнце! А Вы с детства мечтали стать военным моряком?

- Я хотел служить в армии. Точно не знал, где, но хотел быть военным. Поначалу я хотел стать военным летчиком, у меня было много знакомых летчиков, мне нравилась их форма. Но все же я выбрал военно-морской флот, потому что я понял, что это именно то, что мне нужно. В 1992 году я стал военным моряком, а чуть позже офицером.

- И Вам удалось сделать карьеру.

- Да, за 20 лет службы я дослужился до звания капитан – лейтенанта. Я многое повидал за эти годы. Могу сказать, что, чем выше твое звание, тем больше ответственности ложится на твои плечи. Ну, по этой же причине зарплата выше, конечно.

- Почему-то я думала, что тем выше звание – тем меньше ответственности?

- Нет, конечно, нет. Потому что офицерский состав в ответе за рядовых моряков.

- Вы участвовали в вооруженных конфликтах?

- Да, я был в Афганистане и Ираке.

-Наверное, было страшно?

-Да, это был ужасный опыт. Хотя я сам не участвовал в сражениях, все равно это было смертельно опасное для жизни место. Моя семья очень переживала за меня. Но я еще раз повторю, что я не являюсь представителем боевого состава армии, во время конфликта я, совместно с другими офицерами НАТО, предпринимал оборонительные меры. Во время своей работы с НАТО я много чего узнал о том, что думают о нас в мире. В Америке мы видим мир по-иному, но когда весь мир объединяется в единое целое для устранения какого-либо конфликта – это самое замечательное, что может быть на свете. И  конечно, это нормальное явление, если у стран, объединившихся для решения конфликтных ситуаций, появляются различные мнения. Ведь самое главное, что мы взаимодействуем.

- Полностью согласна. Скажите, а находиться на корабле ведь намного безопаснее во время военных действий?

- Да, абсолютно верно. У нас всегда приняты меры безопасности, потому что иногда даже на корабле не исключается факт террористических нападений. Для разных ситуаций у нас принимаются разного уровня меры безопасности.

 В прошлом году наш корабль выполнял операции, направленные против пиратской активности в Сомали. Тогда были приняты меры безопасности высокого уровня.

 Однажды на Ближнем Востоке корабль «USS Stark», очень похожий на этот, был подбит ракетами, выпущенными иракским военным самолетом 25 лет назад. Конечно, трагедии на море случаются намного реже, чем на земле, потому что большинство военных действий происходит на суше, но все же, беды случаются и надо быть ко всему готовыми.

- По Вашему мнению, на американских объектах принятые меры безопасности намного строже, чем на канадских объектах?

 - Да, так точно. В Америке в целом меры безопасности намного жестче. Наверное, это потому, что наши менталитеты разнятся. Да, в Канаде тоже проводится досмотр, но нет так, как у нас. В Канаде уровень мер безопасности намного слабее.

- Вам нравятся канадцы?

-Я полюбил Канаду! Я прежде никогда не бывал в Монреале, это мой первый визит. Но я, как и моя жена, мы просто полюбили провинцию Квебек.

- Да, летом тут хорошо, но зимой очень много снега.

- У меня тут появились знакомые, которые просили меня их навестить еще раз. Я сам из Миннесоты, поэтому я привык к холоду (в Миннесоте расположена самая холодная точка континентальной части страны). Мне сказали, что в Квебеке выпадает очень много снега, порой, более 3-х метров, что выше моего роста, и что из снега строят ледяные дворцы, и поэтому я не прочь приехать сюда зимой.

- Вот мимо нас проходят моряки и все Вам отдают честь. И Вы в такой нарядной форме, сверкающей белизной и золотом.

- Да, это так у нас заведено, что при виде старшего по званию офицера ты должен отдавать честь. (Забегая вперед, скажу, что в канадской армии это немного не так). Ты можешь меня не любить, но уважать обязан.
Вот сейчас мы находимся на передней палубе корабля. Вы видите якорную цепь на палубе.

- А что за такой странный асфальт я вижу?

-Да, это специальное, не подвергающееся горению, покрытие, которое, даже будучи мокрым, не скользит.

-И на это покрытие садятся вертолеты?

-Да, я позже покажу это место и расскажу, как производится посадка.
 Признаться, когда мы входили внутрь корабля, я почему-то представила, что эта вся железная махина накалена до предела от жары. Почему-то вспомнился наш Уазик. О чем я и поделилась с офицером. Но меня капитан-лейтенант сразу же успокоил, сказав, что у них работают кондиционеры.

- Нет, может, ваши военные машины не так удобны, но зато они действенные, они построены для работы. Наш корабль очень удобный, для экипажа нашего корабля предоставлено много корабельных услуг. Хотя, мне кажется, на канадских кораблях больше услуг предоставляется. У них есть бар, где они могут распивать алкогольные напитки.

- Неужели?

- Да, но нам не разрешается распивать спиртное. Я бы хотел, чтобы и мы следовали алкогольным традициям британского флота, как следуют им канадцы. У нас более консервативные взгляды. Вот, Вы видите корабельную кухню.

-Наверное, у Вас количество еды на борту зависит от продолжительности плавания?

- Да, например, если мы отправляемся в плавание на пару месяцев, мы берем очень много продуктов. Хотя, даже будучи в море, мы можем пополнять продовольствие. Для этого мы используем вертолеты. Или же другие корабли снабжают нас едой.

-Да, в нынешние времена идти в плавание не так рискованно, как прежде.

-Несомненно, стало намного безопаснее, если сравнить, как наши ветераны воевали во вторую мировую войну и в Корее.

-Кто-то из Ваших родных был военным моряком?

-Нет, я первый моряк. Хотя мой дядя воевал, так же, как и мой отчим. Он был военным летчиком. Я, помню, смотрел на него и мечтал стать военным летчиком и так же доблестно служить, как и он.

Вот здесь Вы можете видеть нашу парикмахерскую.
А здесь офис нашего управляющего, он заботится о  младшем офицерском составе.

-Как все здесь чисто. Не смотря на то, что так много людей сегодня посетило этот корабль, он ведь сегодня доступен гражданским лицам.

- Это очень большая работа, требующая каждодневного внимания. И не только тогда, когда судно открыто для свободного посещения.

  Вот на этом месте обычно садятся вертолеты, здесь площадка для них. Но, поскольку сегодня мы будем принимать делегацию с Монреаля, сейчас на этом месте расставлены столы и стулья. Вертолет HS60 обычно приземляется  на этот круг на палубе, совершает посадку и его крюком цепляют.

  Авианосцы обычно тысячи футов в длину. У них другая система перехвата летательного аппарата. На авианосцах имеются  упругие кабеля, которые захватывают колеса и останавливают их, как бы парализуя. А вот это корма, или задняя часть корабля, здесь развевается наш флаг, который мы по утрам поднимаем, а по вечерам спускаем.

-Традиция?

-Да, традиция. Придерживаясь своих традиций и строгой дисциплины на наших военных кораблях, мы одним видом наших боевых кораблей воздействуем устрашающе и этим пресекаем неподобающие действия со стороны кого бы то ни было. Мы показываем, что готовы бороться, и что мы будем стараться сдерживать любые агрессии, насколько мы сможем.

  Но, если устрашение не окажется действенным в достаточной степени, то нашей следующей задачей станет борьба за торжество ценностей нашей нации. Так мы поступаем.  Соединенные Штаты никогда сами не являлись зачинщицами войн, не объявляли войну. Исключение составляет лишь война 1812 года. Да, США участвовали в первой и второй мировых войнах, но только после того, как на нас было совершено нападение.

 Честно сказать, я не вполне согласна с этим утверждением капитан-лейтенанта. Хотя в пору своего обучения в канадском университете, а изучала я политологию, я столкнулась с тем, что их мировая история, оказывается, совсем отличается от той, что мы с вами изучали в школе.

 В продолжение экскурсии по кораблю Рон Флесвиг показал мне какую-то штуку.

-Вы видите, вот трубы, которые выглядят, как орудие. Но это не орудие, это как меры предосторожности. Например, корабль плывет по морю и от него исходит тепло, по которому вражеские ракеты могут его застигнуть. На этот случай мы запускаем обманку из фольги, которая вводит ракету в заблуждение при ее погружении в воду, потому что от нее исходит большее тепло. Такой же механизм действия срабатывает и у боевых самолетов.

  А сейчас мы подходим к капитанскому мостику. Неподалеку от него находится автономные сигнальные лампы. Когда на корабле отсутствует электричество, мы можем общаться посредством этих сигнальных ламп.

- А какое топливо использует Ваш корабль?

- Газотурбинный двигатель. Точнее, два газотурбинных двигателя.

-Не атомный двигатель?

- Нет, не атомный. Атомный двигатель присутствует только у авианосцев и подводных лодок. Все остальное ходит на газе.

- А раньше использовали уголь для парового двигателя. А еще раньше паруса. Не правда ли, ходить под парусами намного романтичнее?

-Да, я обожаю паруса. Кстати, у нас до сих пор на вооружении состоит парусное судно под названием «USS Constitution». Оно достаточно старое, и, конечно, оно в бою не используется. Оно базируется в Бостоне, штат Массачусетс.

 А вот мы и на капитанском мостике. Вот Вы видите штурвал. Он совсем крохотный по сравнению с теми, что были прежде. А это место, где обычно сидит капитан. Кроме него, никто не имеет право сидеть на этом кресле. А эти красные лампы – красные потому, что совсем без света мы плыть не можем, а красный свет не так сильно заметен издалека.

Вы знаете, у нас, у моряков, свои названия частей корабля. Например, мы не называем палубу полом.

-Да, я знаю эти термины по произведениям Эрнеста Хемингуэя.

- Да, Хемингуэй – очень замечательный писатель. Много выражений, которые используются в английском языке, пришли от моряков.

  Вот здесь Вы видите пулемет 50-го калибра. Эти пулеметы расположены в передней части корабля и его задней части. Мы их называем «двуполостное браво» «the 2-way bravo». Вот это – стрелковое оружие, которое мы применяем, если корабль подвергся нападению.

  Корабль сравнительно устойчивый, даже когда вы идете со скоростью 25 миль в час, а это очень приличная скорость для корабля таких размеров.

-А у вас на корабле женщины тоже несут службу? Просто после этой замечательной экскурсии на Вашем корабле я иду на встречу с капитаном Билодо, которая проводит меня на канадский корабль.

-Да, конечно, у нас служат женщины. И у них такие же права, как и у нас. Они даже могут быть капитанами кораблей. А капитан Билодо, с которой у Вас назначена встреча – это капитан ВВС, а не ВМС. У нас звание капитана – это самое высшее звание, которое ты можешь получить, служа на судне. Но в армии звание капитана эквивалентно званию наших лейтенантов. Для обозначения офицерских званий мы употребляем «О» и «1». По этой системе я «О4» - капитан-лейтенант, а для армейских я майор.

А вот и капитан Билодо, я привел Вас к ней.

- Спасибо Вам большое за очень содержательную экскурсию.

-Не за что. Если возникнут вопросы, у Вас остались мои контакты, до свидания.

О моем пребывании на борту канадского боевого корабля я расскажу в моей следующей статье.

Лаура Джаватханова,
собственный корреспондент портала "Мир и Политика" в Канаде, специально для МиП.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив