АНБ потратит $40 миллионов на квантовый компьютер для взлома любого кода

03 январь 2014
Автор:
Агентство национальной безопасности (АНБ) США работает над созданием собственного квантового компьютера, способного взламывать практически любую систему шифрования. Об этом пишет газета The Washington Post со ссылкой на документы, обнародованные бывшим сотрудником ведомства Эдвардом Сноуденом.

По данным издания, разработка супермашины финансируется из специальной программы Penetrating Hard Targets, на осуществление которой выделено 79,7 миллиона долларов. Основными исследованиями в рамках этой программы занимаются засекреченные сотрудники в физической лаборатории в Колледж-парке штата Мэриленд. В документах отмечается, что такой компьютер должен быть «криптографически полезным».

О каких-либо существенных успехах АНБ в области квантовой физики пока неизвестно. Как заявили газете ученые, маловероятно, чтобы АНБ серьезно продвинулось на пути создания квантового компьютера и никто об этом не узнал. Судя по документам из архивов Сноудена, работающие на спецслужбы физики подошли ненамного ближе к решению задачи, чем европейские ученые, и каких-либо прорывов в ближайшее время не ожидается.

Квантовый компьютер, поясняет The Washington Post, основан на идее о том, что объект может одновременно существовать во всех состояниях. В отличие от битов, которые используются в обычных компьютерах, квантовый компьютер основан на работе кубитов, которые случайно переходят в одно из своих состояний. Предполагается, что с определенными задачами квантовый компьютер справляется во много раз быстрее обычного, так как не выполняет операции последовательно одну за другой, а пропускает ненужные для решения шаги.

Если работоспособный квантовый компьютер будет создан, шпионскому ведомству окажутся "по зубам" все формы шифрования с открытым ключом, в том числе те, что применяются при создании защищенных веб-сайтов и для защиты документов, составляющих государственную тайну. Ныне действующие системы с 1024-битным ключом, для взлома которых требуется несколько лет работы обычного компьютера, квантовая ЭВМ будет способна вскрыть гораздо быстрее.

«Применение квантовых технологий к алгоритмам шифрования серьезно повлияет на способность правительства США как защищать собственные коммуникации, так и перехватывать коммуникации зарубежных правительств», — цитирует газета предоставленные Сноуденом документы.

Как отмечает издание РБК, создание квантового компьютера затруднено в силу материальных причин. Теоретически подобные машины могут включать в качестве рабочих элементов отдельные частицы материи, такие как атомы, электроны и фотоны. Для поддержания столь тонкого инструмента в рабочем состоянии частицы должны быть полностью изолированы. Специалисты сомневаются, что разработка подобного устройства может быть делом ближайшего будущего: они называют сроки от 10 до 100 лет. Однако первые версии подобных устройств уже появились на рынке: в 2012г. канадская компания D-Wave Systems продала квантовую ЭВМ стоимостью в 10 млн долл. поисковой системе Google, а также NASA и Университетской ассоциации космических исследований. Тем не менее, мощности этих устройств недостаточно для взлома шифров с открытым ключом.

Новый комментарий