Наблюдение за выборами является одним из самых понятных обоснованных путей в целях поощрения и развития демократии и прав человека. 

Оно основано на двух фундаментальных принципах:

     
  • во-первых, четкие обязательства, взятые на себя правительствами для обеспечения демократических выборов;
  •  
  • во-вторых, простое и неоспоримое правило, что наблюдатель является лишь наблюдателем, то есть человеком, который не вмешивается в этот процесс.
  •  

П.8 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ гласит: «Государства-участники считают, что присутствие наблюдателей, как иностранных, так и национальных, может повысить авторитетность избирательного процесса для государств, в которых проводятся выборы. Поэтому они приглашают наблюдателей от любых других государств-участников СБСЕ и любых соответствующих частных учреждений и организаций, которые пожелают этого, наблюдать за ходом их национальных выборов в объеме, допускаемом законом. Они также будут стремиться содействовать к такому же доступу к избирательным процессам, проводимым на более низком, чем общенациональный, уровне. Такие наблюдатели будут брать на себя обязательство не вмешиваться в избирательный процесс».

 

Свод рекомендуемых норм при проведении выборов говорит об участии в них международных и национальных наблюдателей. При этом наблюдение не ограничивается только днем проведения выборов, а включает процесс регистрации кандидатов и при необходимости избирателей, а также период проведения избирательной кампании.

 

Институт международного наблюдения на выборах начал формироваться в международном праве сравнительно недавно. В настоящее время существуют большое количество международных актов, носящих рекомендательный характер, однако отсутствует единый международно-правовой акт, который носил бы обязательный характер и которым бы могли руководствоваться все без исключения международные наблюдатели, принимающие участие в выборах.

 

Международные организации, осуществляющие наблюдение на выборах

 

Порядок проведения выборов отражает как уровень демократии, так и функционирование демократических институтов в данном государстве. Участие избирателей в выборах служит ясным признаком политического здоровья государства, в котором уровень избирательного доверия является следствием политического процесса.

 

Роль ООН в процессе наблюдения на выборах

 

В настоящее время большое количество международных организаций создают миссии для осуществления наблюдения на выборах всех уровней в странах-участницах.

 

Международное наблюдение за избирательным процессом является одним из направлений помощи ООН в проведении выборов. Первая миссия ООН для наблюдения за ходом избирательного процесса была учреждена в 1989 г. для Никарагуа. На следующий год аналогичная миссия была учреждена в Гаити. Ввиду увеличения числа просьб об оказании помощи в проведении выборов в 1991 году Генеральная Ассамблея просила Генерального секретаря назначить координатора для оказания ему содействия в деле обеспечения координации и рассмотрения просьб об оказании помощи. В настоящее время функции Координатора по вопросам оказания помощи в проведении выборов выполняет заместитель Генерального секретаря по политическим вопросам. Осенью 1991 г. Генеральная Ассамблея поддержала идею создания в рамках Департамента по политическим вопросам специальной структуры по вопросам оказания содействия в проведении избирательных кампаний. Генеральная Ассамблея поддержала идею создания в рамках Департамента по политическим вопросам специальной структуры по вопросам оказания содействия в проведении избирательных кампаний. Отдел по оказанию помощи в проведении выборов (ОПВ) был создан в рамках Секретариата Организации Объединенных Наций в апреле 1992 года после принятия Генеральной Ассамблеей резолюции 46/137 в целях оказания Координатору помощи в осуществлении его функций.

 

Основные виды деятельности ОПВ включают:

 
  • рассмотрение просьб правительств об оказании помощи в проведении выборов,
  •  
  • направление миссий по оценке потребностей,
  •  
  • сотрудничество с другими учреждениями системы Организации Объединенных Наций в разработке проектов по оказанию помощи в проведении выборов и в создании связанных с ними компонентов миротворческих операций.
  •  

Помимо этого, ОПВ занимается материально-техническим обеспечением групп международных наблюдателей и оказывает им консультативную поддержку; содействует координации усилий стран-доноров и учреждений системы Организации Объединенных Наций по оказанию помощи; ведет реестр экспертов по проведению выборов; организует конференции и учебные курсы; оказывает помощь в управлении целевыми фондами Организации Объединенных Наций по проведению выборов; накапливает и обобщает опыт Организации в области оказания помощи в проведении выборов.

 

Помощь Организации Объединенных Наций в проведении выборов разделяется на две основные категории:

 

а) стандартные виды помощи в проведении выборов и

 

b) крупные миссии по проведению выборов, которые обычно осуществляются в контексте комплексных операций по поддержанию мира.

 

Стандартные виды помощи с момента создания Отдела по оказанию помощи в проведении выборов оказывались более 70 государствам-членам. Опыт Отдела свидетельствует, что необходимо учитывать индивидуальные потребности каждого государства. С учетом конкретной просьбы государства-члена для удовлетворения его особых потребностей при соответствующей адаптации и корректировке могут применяться следующие стандартные виды помощи:

 

Координация и поддержка деятельности международных наблюдателей. Эта форма помощи чаще всего используется в тех случаях, когда для наблюдения за процессом выборов государство-член приглашает представителей нескольких правительств и организаций.

 

В таких случаях Отдел по вопросам оказания помощи в проведении выборов совместно с ПРООН создает в стране, обратившейся за помощью, небольшой секретариат для оказания помощи в координации усилий и материально-технической поддержки международных наблюдателей за процессом выборов (например, наблюдателей, направленных государствами-членами, межправительственными и неправительственными организациями), которые составляют объединенную группу международных наблюдателей, или ОГМН. В оптимальном варианте такая помощь начинается непосредственно перед регистрацией избирателей и продолжается в течение всего периода избирательной кампании, а завершается с объявлением результатов выборов. На протяжении всей такой операции Организация Объединенных Наций занимает четко выраженную нейтральную позицию. Группы международных наблюдателей, входящие в состав ОГМН, как правило, публикуют совместное заявление о результатах своей работы в предвыборный период и сразу же после проведения выборов, а также представляют их собственные доклады. Затраты, связанные с оказанием этого вида помощи, покрываются за счет взносов на проведение такой операции, поступающих от государств-членов, направляющих своих наблюдателей.

 

Этот вид помощи имеет два главных преимущества:

 
  • политическая роль Организации Объединенных Наций представляется менее очевидной, однако при этом обеспечивается поддержка важного политического процесса,
  •  
  • такой подход в наименьшей степени ущемляет национальный суверенитет и обеспечивает необходимую координацию деятельности международных наблюдателей.
  •  

Впервые этот вид помощи был опробован в 1992 году в Эфиопии и Кении, впоследствии поддержка деятельности международных наблюдателей за процессом выборов осуществлялась в Нигере (1993 год), Лесото (1993 год), Малави (1993 и 1994 годы), Танзании (1995 год), Армении (1995 год), Азербайджане (1995 год), Сьерра-Леоне (1996 год), Мали (1997 год), Алжире (1997 год) и других странах.

 

Техническая помощь.

 

Наиболее востребованный вид помощи, за которой обращаются страны – это техническая помощь в проведении выборов. Она охватывает широкий диапазон краткосрочных и долгосрочных мероприятий по оказанию помощи национальным органам, ответственным за проведение выборов в своих странах.

 

Организация Объединенных наций через свои вспомогательные органы часто оказывает национальным организациям, ответственным за организацию и проведение выборов, консультативные услуги и помощь в таких областях, как планирование и проведение выборов, регистрация избирателей, составление сметы расходов на проведение выборов, анализ законов и положений, касающихся выборов, подготовка сотрудников по проведению выборов, материально-техническое обеспечение, информационно-просветительская деятельность, посвященная правам и обязанностям граждан и избирателей, закупка материалов для проведения выборов, координация помощи международных доноров, урегулирование споров, касающихся выборов, компьютеризация списков избирателей, определение границ избирательных участков, а также в других областях. По мере накопления опыта расширяется и диапазон технической помощи, которую может оказывать Организация Объединенных Наций.

 

Поддержка деятельности национальных наблюдателей.

 

Этот вид помощи подчеркивает важное значение создания национальных потенциалов государств-членов по наблюдению за выборами, оказывая поддержку усилиям гражданского общества, направленным на обеспечение беспристрастного наблюдения за проведением выборов. При наличии соответствующей просьбы правительства Организация Объединенных Наций может оказать техническую помощь (например, обеспечить подготовку кадров или оказать консультативную помощь) национальной сети местных групп по наблюдению, созданных местными гражданскими организациями, не имеющими партийной принадлежности. Такой вид помощи наиболее уместен в тех странах, для которых характерен относительно высокий уровень развития, наличие плюрализма и группы жизнеспособных гражданских организаций, желающих принять участие в мероприятиях по осуществлению национального наблюдения за выборами. Такая поддержка деятельности национальных наблюдателей осуществлялась в Мексике в 1994 и 1997 годах.

 

Ограниченное наблюдение («Слежение и представление доклада»).

 

В особых случаях небольшая группа наблюдателей Организации Объединенных Наций, состоящая, как правило, из сотрудников Организации Объединенных Наций по политическим вопросам, может быть направлена в страну для наблюдения за осуществлением заключительного этапа процесса выборов и представления Генеральному секретарю соответствующего внутриведомственного доклада.

 

Крупные миссии по проведению выборов

 

Для крупных миссий по проведению выборов требуется мандат Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности, при этом они рассматриваются в качестве мероприятий, осуществляемых ООН в порядке исключения. Такие миссии, как правило, являются центральным элементом комплексных миротворческих операций, включающих компонент проведения выборов. К настоящему времени в контексте осуществления крупных миссий Организация Объединенных Наций оказала следующие виды помощи в проведении выборов:

 

Организация и проведение выборов.

 

Если Организации Объединенных Наций поручается организовать и провести выборы или референдум, то она берет на себя роль, которую обычно выполняют национальные органы, отвечающие за проведение выборов. Выполнение этой задачи требует наличия системы законов, процедур и административных мер, необходимых для проведения свободных и справедливых выборов, а также фактического осуществления этого процесса, т.е. создания правовой основы, регистрации избирателей и надлежащего проведения выборов в соответствии с международными нормами. С учетом объема расходов, масштабов и необходимого запаса времени на подготовку, а также ряда других факторов оказание этого вида помощи в будущем представляется маловероятным, за исключением особых постконфликтных ситуаций, когда для организации выборов будет недостаточно одного лишь национального потенциала.

 

Примеры: Временный орган Организации Объединенных Наций в Камбодже (ЮНТАК) отвечал за организацию и проведение в Камбодже национальных выборов в мае 1993 года в рамках всеобъемлющего плана мирного урегулирования. Временной администрации Организации Объединенных Наций для Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема (ВООНВС) было поручено организовать совместно с хорватскими властями в апреле 1997 года выборы во все органы местного управления. Миссия Организации Объединенных Наций по проведению референдума в Западной Сахаре (МООНРЗС) отвечает за организацию и проведение этого референдума.

 

Надзор за процессом выборов.

 

Вторым и столь же редким видом помощи в проведении выборов является надзор за процессом выборов. Такие мероприятия осуществлялись главным образом в контексте деколонизации, поскольку использование этого подхода в отношении суверенных государств представляется неуместным. При оказании такого вида помощи специальный представитель Генерального секретаря должен удостоверять не только результаты выборов или референдума, но и всех этапов этого процесса, включая политический компонент и компонент выборов, для обеспечения их справедливости и соответствия установленным нормам. Эти компоненты должны быть четко определены на начальном этапе мероприятий.

 

Так, Группе Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в переходный период (ЮНТАГ) было поручено осуществлять надзор за проведением в ноябре 1989 года выборов в Намибии, в результате которых она стала независимым государством. Эти выборы были организованы Южной Африкой в качестве управляющей державы.

 

Контроль за процессом выборов.

 

Контроль за процессом выборов является одним из тех видов помощи, которые чаще всего применяются в контексте «крупных миссий». Хотя этот вид помощи также требует санкции Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи, он в меньшей степени затрагивает суверенитет страны, которой оказывается такая помощь, поскольку ответственность за организацию и проведение выборов несет само правительство. Миссии Организации Объединенных Наций по контролю за процессом выборов не наделены полномочиями выносить решения, имеющие обязательную силу, однако им поручено осуществлять наблюдение и контроль за соблюдением законности на различных этапах процесса выборов, а также за соблюдением национальными органами, отвечающими за проведение выборов, правил и положений, касающихся выборов. Для обеспечения контроля за всеми аспектами процесса выборов во все районы страны направляются международные наблюдатели. Широкий хронологический и географический охват всего процесса проведения выборов составляет основу для вынесения Специальным представителем Генерального секретаря окончательного заключения относительно проведения выборов.

 

Миссии по контролю за проведением выборов осуществлялись в Анголе (КМООНА II), Сальвадоре (МНООНС), Эритрее (МНООНКРЭ), Гаити (ГНООНКВГ), Мозамбике (ЮНОМОЗ), Никарагуа (МНООНКПВН), Южной Африке (ЮНОМСА) и Либерии (МНООНЛ).

 

С тех пор у ООН появился новый механизм более эффективного оказания помощи при проведении выборов. Важно отметить, что Отдел содействия выборам играет только посредническую роль и своего суждения относительно процесса или итогов выборов не высказывает.

   

Роль Совета Европы

 

Право на свободные выборы закреплено в Европейской Конвенции по правам человека. Статья 3 Первого протокола к Конвенции гласит: «Высокие договаривающиеся стороны обязуются проводить свободные выборы через разумные интервалы времени путем тайного голосования на условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа в выборе членов органов законодательной власти».

 

Основной орган, который уполномочен на организацию миссий по наблюдению на выборах, Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ).

 

Бюро Ассамблеи решает, за какими выборами нужно наблюдать, и оно также определяет количественный состав миссии наблюдения в рамках ПАСЕ. Политические группы назначают своих кандидатов в миссии. Состав миссии наблюдения за выборами должен отражать политические особенности Ассамблеи, чем больше мест имеет одна группа в Ассамблее, тем больше членов она может назначать в миссию наблюдения за выборами.

 

ПАСЕ наблюдает за выборами в присоединённых странах, в странах, подвергающихся процедуре мониторинга, и в странах, с которыми ведутся переговоры после мониторинга. ПАСЕ наблюдает за парламентскими выборами, a наблюдение за президентскими, региональными или местными выборами, а также референдумами решается в отдельном порядке.

 

ПАСЕ может посылать своих наблюдателей и без приглашения, и наблюдатели могут быть отправлены даже без официального приглашения. Однако всегда предпочтительно иметь официальное приглашение потому, что это гарантирует, что важные программы встреч можно соединить. Нежелание государства принимать наблюдательную миссию ПАСЕ по выборам говорит само за себя.

 

Деятельность ПАСЕ в плане наблюдения за выборами включает в себя гораздо больше, чем наблюдение за голосованием и за подсчётом голосов. Внимательно изучается предвыборная кампания, и, если ситуация требует, кросс-партийная предвыборная миссия приезжает в указанную страну примерно за месяц раньше перед выборами. В том случае, если необходимо следить за соблюдением рекомендаций миссии наблюдения, то можно направить миссию также после выборов.

 

Делегация наблюдателей ПАСЕ обычно прибывает в страну за 3 дня перед днем голосования и ведёт встречи с высокопоставленными кандидатами, политическими руководителями, ведущими лицами избирательных комиссий, председателями судов, занимающихся жалобами и обращениями, связанными с выборами, дипломатическим корпусом, неправительственными организациями, СМИ и.т.д.. В день выборов членов делегации разместят на места таким образом, чтобы обеспечить охват самой широкой географической зоны действия. Наблюдение за голосованием начинается перед официальным открытием избирательных участков и продолжается до тех пор, пока подсчёт голосов не закончился. В следующий день наблюдатели сопоставляют свои мнения и выпускают пресс- бюллетень на заключительной пресс- конференции. Потом Генеральной Ассамблее предоставляется подробный отчёт, который включает в себя, наряду с констатациями фактов наблюдения, выводы, рекомендации, на которые должно обратить внимание данное государство.

 

Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе

 

Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ/ОБСЕ) имеет большой опыт в наблюдении на выборах. За последнее десятилетие было организовано наблюдение за более чем 150 избирательными процессами, в которых принимали участие более 1000 экспертов из всех стран, входящих в ОБСЕ.

 

Страны-участницы ОБСЕ признают, что наблюдение на выборах это не однодневное мероприятие, а процесс, который начинается за несколько месяцев до выборов. Поэтому методология БДИПЧ ОБСЕ учитывает ситуацию до, во время и после выборов. Вместо того чтобы сосредоточиться только на дне голосования и учитывать нарушения, происходящие непосредственно на избирательных участках, такие как вбрасывание заполненных бюллетеней и запугивание избирателей, миссии БДИПЧ ОБСЕ осуществляют мониторинг и тех событий, которые случаются в период избирательной кампании, например, административные ограничения и ущемление основных гражданских и политических прав человека.

 

В ОБСЕ было разработано Руководство по наблюдение на выборах, в котором были сформулированы принципы, которыми должны руководствоваться наблюдатели для получения углубленного анализа всех аспектов избирательного процесса, начиная с анализа нормативно-правовой базы, в том числе и эффективность проведения избирательной кампании; средств массовой информации и справедливого доступа к средствам массовой информации; жалоб и апелляций; голосования, подсчета и подведения и объявления результатов. В последние годы методология БДИПЧ была расширена, чтобы составлять более подробный отчет, касающийся некоторых вопросов, в том числе участие женщин и вовлечение представителей национальных меньшинств в избирательном процесс.

 

Для осуществления наблюдения на выборах необходимо БДИПЧ ОБСЕ принять решение, какая именно страна нуждается в содействии наблюдателей. В БДИПЧ ведется календарь предстоящих выборов во всем регионе ОБСЕ. Однако в каждом году проводится большое количество выборов на национальном и местном уровнях, и ОБСЕ сама должна решить, на какие выборы будут отправлены миссии наблюдателей. Несмотря на то, что и в настоящее время страны с недемократическим прошлым находятся под регулярным наблюдением, все чаще миссии ОБСЕ обращают свое внимание на страны с устоявшейся демократией. Например, внедрение новых технологий голосования создает потенциальные проблемы для обеспечения транспарентности выборов и подотчетности в любой стране, где такие технологии внедряются.

 

Устоявшиеся демократии склонны уделять первостепенное внимание принципу обеспечения избирательных прав граждан, которое достигается путем использования заочного голосования, голосования по почте и электронного голосования. В этих случаях все аспекты избирательного процесса должны быть тщательно продуманы, для того чтобы обеспечить тайну голосования и полное доверие к результатам выборов.

 

Основную роль в процессе наблюдения на выборах играют непосредственно наблюдатели. Миссия наблюдателей включает в себя специалистов со знаниями в различных областях. Стандарт БДИПЧ по наблюдению за выборами определяет, что миссии включает несколько различных отдельных, хотя и взаимосвязанных групп, каждая из которых играет определенную роль в общей работе миссии. Они включают в себя:

 

Миссия основной группы, которая включает в себя руководителя и заместителя руководителя миссии, профессиональных аналитиков, имеющих опыт в области анализа СМИ, избирательных систем, политических вопросов, права, вопросов женщин и национальных меньшинств; материально-технического обеспечения, статистики, финансов.

 

Долгосрочных наблюдателей, которые размещены в региональных центрах по всей стране от шести до восьми недель до дня выборов. Долгосрочные наблюдатели должны иметь соответствующий опыт выборов и должна быть обеспечена возможность объективного анализа. Они регулярно встречаются с местными должностными лицами, а также с представителями политических партий и неправительственных организаций, для того чтобы включить их выводы по обстановке в регионе в общую отчетность за предвыборный период.

 

Долгосрочные наблюдатели тратят от шести до восьми недель для наблюдения и оценки выборов, для оценки нормативных актов и предвыборной кампании - по сути осуществляет тот же рода наблюдения и отчетности в регионах, тогда как основная группа работает в столице.

 

Краткосрочных наблюдателей, которые прибывают за несколько дней до голосования и остаются на один или два дня после голосования. Каждая стандартная наблюдательная миссия имеет от сотни до тысячи краткосрочных наблюдателей. Они прибывают за несколько дней до голосования; приводят подробный брифинг о своей роли, ответственности и ожиданиях. Краткосрочные наблюдетели остаются в стране один или два дня после голосования. Их работа заключается в том, чтобы наблюдать за голосованием, подсчетом голосов и подведения процедур и доложить о своих выводах.

 

Каждая форма способствует созданию общей статистической картины того, как осуществляются процедуры на избирательных участках по всей стране, чтобы основная группа сделала выводы. Это позволяет наблюдательной миссии определить нарушения и установить, носят они изолированный характер или являются систематическими.

 

Парламентарии, которые присоединятся к краткосрочным наблюдателей для наблюдения в день выборов. Это представители таких органов, как Парламентская ассамблея ОБСЕ, Парламентская Ассамблея Совета Европы и Европейского парламента. Председатель ОБСЕ регулярно назначает старшего члена Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Специальным координатором по приведению краткосрочных наблюдателей за отдельными выборами, и этот человек работает в тесном взаимодействии с главой миссии БДИПЧ.

 

Несмотря на то, что члены основной группы наблюдателей являются профессионалами, которые имеют контракты с БДИПЧ на основе их опыта, долгосрочные и краткосрочные наблюдатели предлагаются 55 государствами-участниками ОБСЕ, за исключением той страны, где выборы проходят.

 

В 2001 году БДИПЧ создало добровольный фонд для диверсификации наблюдательных миссий для финансирования участия дополнительных наблюдателей. Этот Фонд играет важную роль в расширении представительства выборы наблюдателей из стран Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии.

 

В стандартной миссии по наблюдению за выборами есть несколько уровней наблюдателей и аналитиков. Обычная миссия включает в себя около 12 основных членов группы, а также несколько десятков долгосрочных наблюдателей и несколько сот краткосрочных наблюдателей.

 

Работа миссии ОБСЕ по наблюдению за выборами, как правило, начинается с официальной связи с правительством принимающей страны, пригласившей ОБСЕ прислать своих наблюдателей.

 

Следующим шагом является развертывание миссии для оценки ситуации в соответствующей стране и определение масштабов потенциального наблюдения.

 

Миссии различаются по размерам и масштабам, но стандартные миссии по наблюдению за выборами разворачиваются на всей территории принимающей страны и включают в себя несколько уровней наблюдателей и аналитиков.

 

Сферы, которые подпадают по наблюдение, охватывают все стороны избирательного процесса. Работа миссии начинается с рассмотрения избирательного законодательства, после чего она отслеживает регистрацию кандидатов и избирателей; освещение выборов средствами массовой информации; работу избирательных комиссий; порядок рассмотрения обращений, жалоб, включая функционирование судебной системы и, наконец, работу в офисе партии.

 

В день выборов краткосрочные наблюдатели следят за тем, все ли избирательные участки открылись во время и в соответствии с правилами, пусты ли урны, опечатаны ли они соответствующим образом, получили ли избирательные участки бюллетени и знакомы ли участковые избирательные комиссии с правилами проведения голосования и подсчета голосов.

 

На протяжении всего дня наблюдатели следят за тем, как идет голосование, все ли избиратели занесены в списки, соблюдается ли тайна голосования, не присутствует какое-либо насилие над избирателями. Подсчет голосов является важной составной частью избирательного процесса, и он также является составной частью наблюдения.

 

После того как бюллетени подсчитаны, результаты передаются, как правило, региональным избирательной комиссии, где подсчитываются результаты по региону и передаются на национальный уровень. Часто краткосрочные наблюдатели сопровождают официальные результаты, для того чтобы проследить, были ли они своевременно отправлены и получены.

 

Оценка выборов складывается из оценок долгосрочных наблюдений в различных регионах страны и краткосрочных наблюдений на конкретных избирательных участках.

 

БДИПЧ регулярно публикует ряд промежуточных докладов в ходе миссии по наблюдению за выборами. Они предоставляют информацию о текущих вопросах, таких, как регистрация избирателей и кандидатов, политических кампаний, работа избирательных комиссий, средств массовой информации, а также споров, связанных с выборами, и может представить сведения о потенциальных проблемах в ходе подготовки к голосованию.

 

Предварительные заявления после выборов публикуютсятся на следующий день после дня выборов. Данное заявление о предварительных выводах и заключениях отражает всю деятельность миссии до сих пор, в том числе долгосрочного наблюдения и анализа, а также доклады, представленные краткосрочными наблюдателями в день выборов. Предварительное заявление часто делаются до того времени, как избирательная комиссия официально объявила результаты.

 

После того, как завершается избирательный процесс, БДИПЧ проводит глубокий анализ всего процесса, который он представляет в своем заключительном докладе. Доклад основывается на результатах работы всей миссии, и включает в себя разделы, описывающие выборы в политическом контексте; законодательная база; проведение выборов; регистрация избирателей и кандидатов; работа средств массовой информации, участие женщин и национальных меньшинств, а также процесс голосования, подсчета голосов.

 

В заключительном докладе также говорится о том, были ли какие-либо нарушения закона и являются ли они частными случаями или носят систематический характер.

 

В итоге, все выборы оцениваются с точки зрения их соответствия обязательствам ОБСЕ, универсальным стандартам, а также другим международным обязательствам. БДИПЧ не комментирует итоги выборов, а любые нарушения и замечания, связанные с результатами выборов, ограничивается оценкой того, были ли они зарегистрированы честно и своевременно в соответствующих органах власти.

 

В заключительном докладе также содержатся рекомендации для правительства принимающей страны о том, каким образом избирательный процесс может быть улучшен и приведен в большее соответствие с обязательствами ОБСЕ.

 

Наблюдению за выборами не является самоцелью. Его цель заключается не в критике страны за неспособность провести полностью демократические выборы или в восхвалении других стран, которые выполнят свои обязательства. Замечания наблюдателей на выборах имеет практическую цель: помочь всем государствам-участникам ОБСЕ улучшить избирательный процесс на благо своих граждан. Поэтому БДИПЧ пытается сохранить диалог со странами после осуществления наблюдения на выборах в целях выполнения его рекомендаций. Одной из форм сотрудничества БДИПЧ и государства является пересмотр избирательного законодательства по совершенствованию правовой базы для проведения выборов с участием экспертов из разных стран, входящих в ОБСЕ. Словом, наблюдение за выборами является общей задачей с целью предоставления помощи, а не с намерением подвергать критике данное государство и его учреждения.

 

Совместная миссия по наблюдению за выборами ПАСЕ не единственная международная организация, занимающаяся наблюдением выборов. Парламентская ассамблея ОБСЕ и Европейский парламент являются нашими традиционными партнёрами. На поле действия наблюдателям перечисленных парламентских органов предоставляется помощь по логистике со стороны миссии наблюдения БДИПЧ. За последнее время стало общепринятой практикой, что три парламентских органа и БДИПЧ действуют совместно в качестве международной миссии наблюдения и тесно координируют свои выводы и рекомендации. Это сделано для того, чтобы данное государство получило согласованное мнение от международных наблюдателей.

 

Большое количество международных организаций принимает участие в подготовке и осуществлении международного наблюдения на выборах. В Российской Федерации традиционно большее внимание уделяется международным наблюдателям от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совета Европы, так как эти организации обладают огромным опытом в практике осуществления международного наблюдения на выборах и могут в дальнейшем оказать государству содействие в реформировании национального избирательного законодательства. 

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив