Исследование МОЭК поставило россиян на 34-е место по математике, 37-е в естественно-научных дисциплинах, а в чтении мы поделили с турками 41-е и 42-е...


Не успели выпускники-2013 и педагоги придти в себя после череды скандалов, которыми сопровождалась нынешняя сдача ЕГЭ, как страна стала готовиться к ЕГЭ-2014. Регионы бодро рапортуют: «на Ставрополье пунктов сдачи ЕГЭ станет 87, а не 100, как было раньше, ЕГЭ будет взят под особый контроль», «в Новокузнецке школьники отрепетировали ЕГЭ», «в Волгограде молодых мам подготовят к ЕГЭ бесплатно»… И вот, собственно, еще один такой схемы неутешительный результат.

Везде по одной схеме – готовят к сдаче ЕГЭ. Не учат математике, не подтягивают русский, и уж конечно, не готовятся к экзамену по физике по усложненной программе. Как и в предыдущие годы, идет механическое натаскивание на сдачу экзамена. Школьников учат правильно расставлять галочки, отвечать на вопросы тестов, но не более того. Вузовские преподаватели вздыхают – с каждым годом качество знаний абитуриентов все хуже и хуже. И обвинить педагогов в старческом брюзжании – мол, раньше и вода была мокрее, сложно. Их субъективные оценки на днях в очередной раз подтвердили результаты PISA.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на днях представила результаты очередного исследования качества образования в мире, проведенного в 2012 году. Исследование PISA (Programme for International Student Assessment – Международная программа по оценке успеваемости учащихся) проводится с 2000 года. И вот уже в пятый раз России совершенно нечем гордиться.

Среди старшеклассников из 65 стран, принявших участие в исследовании, россияне заняли 34-е место по математике, 37-е в естественно-научных дисциплинах, а в чтении поделили с турками 41-е и 42-е места.

Катастрофа? Да. Наше высшее образование давно уже не конкурентоспособно, но средним мы по привычке продолжали гордиться. Однако теперь ясно, что и здесь гордиться нечем.

Правда, в Минобрнауки считают, что все не то что бы не плохо, а очень даже хорошо. Заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк с необъяснимым оптимизмом заявила: «Мы можем констатировать с уверенностью, что мы существенно улучшили свои собственные показатели». Ну да, с 2003-го года Россия набрала 14 баллов по математике, а 13 баллов с 2000-го года по чтению.

Можно было бы, конечно, махнуть на все эти показатели рукой и сказать: «Не в оценках счастье». Если бы не одно «но». Впереди планеты всей оказались наши восточные соседи. Лидерами по всем трем предметам – математике, чтению и естественно-научным дисциплинам стали китайцы.

Мы очень любим поговорить на тему «китайской экспансии», повозмущаться «захватом Дальнего Востока» и попугать друг друга «глобальной китайской угрозой». Впрочем, мы можем и дальше возмущаться, а Китай - страна со второй в мире экономикой по объему ВВП, будет вкладывать в образование, открывать физико-математические школы, искать одаренных детей по всей стране и выращивать таланты. И, разумеется, становиться первым во всем вовсе не потому, что китайцев много, а потому, что они – умеют и учить, и учиться.

Ну а мы пойдем уже привычным путем: российское образование будет переживать очередную реформу, Минобраз – вводить в программу уроки патриотизма и православия, сокращая часы математики и русского, Госдума – принимать законы о единой школьной форме, а учителя – натаскивать детей на очередные тесты. Какая уж тут учеба. На нее не остается ни сил, ни времени. А главное – желания.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив