Саммит «Большой восьмерки»: напряженное ожидание

03 июль 2012
Автор:
18–19 мая в Кемп-Дэвиде (США) прошел саммит «Большой восьмерки». От этого саммита многого не ждали, хотя и не потому, что на него не поехал В. Путин. Мир сейчас замер в ожидании исхода греческого долгового кризиса. Ни суверенные фонды, ни центральные банки ведущих держав крупных операций не проводят: все ждут, как повернется судьба еврозоны.

Ждет разрешения греческого вопроса и дальнейшего развития событий и «Большая восьмерка». Строго говоря, G8 по своей «специализации» – не экономический форум. «Большая восьмерка» несколько лет назад уступила вопросы мировой экономики и финансов «Большой двадцатке», а сама сконцентрировалась на вопросах мировой политики, хотя политику в современном мире полностью отделить от экономических и финансовых вопросов, конечно, невозможно. Политические последствия кризиса зоны евро видны уже сейчас, а в случае неблагоприятного развития событий они могут оказаться гораздо более глубокими. Однако лидеры мировой политики продолжают пока надеяться на лучшее и предпочитают руководствоваться принципом «не навреди», ограничиваясь достаточно общими призывами к стабильности.


Блеклый саммит?

Критикам пассивности участников G8 можно указать на то, что для саммитов «Большой восьмерки» в последние годы вообще более характерны умеренность и тишина. Основные события в последние десятилетия разворачиваются в экономической сфере, в мировой политике сейчас продолжается период некоторого затишья – не исключено, что перед бурей, – когда сдвиги в мир-системе лишь накапливаются и тектонические плиты еще не пришли в движение. Когда они, наконец, сдвигаются – происходят саммиты «Большой восьмерки», остающиеся в истории. Историческими стали встречи, на которых были намечены пути реформирования мировой валютной системы и способы борьбы с энергетическим кризисом (1975 г.), обсуждались вопросы о долгах развивающихся стран (1983 г.), о ситуации в СССР и вокруг него (1990 г.), о путях выхода из начавшегося в 2008 г. глобального финансового кризиса (2009 г.).

Нынешний саммит в число исторических явно не вошел: мировые лидеры знакомились с новым французским президентом и его идеями по стимулированию экономического роста; английский премьер продолжил свою полемику с А. Меркель на тему «меньше тратить или больше зарабатывать»; Б. Обама играл роль радушного хозяина, но его мысли были заняты избирательной кампанией в США. Саммит принял дежурное, заранее подготовленное решение о поддержке частных инвестиций в сельское хозяйство развивающихся стран, особенно Африки, но прорывным такое заявление не стало. Во-первых, речь идет о достаточно скромных объемах (3 млрд долл. инвестиций, вывод 50 млн человек из состояния полуголодного существования к 2020 г.), во-вторых, это развитие решений, принятых в Л’Акуила (Италия) пару лет назад.

Так обсуждалось ли на майском саммите что-то по-настоящему важное, точнее удалось ли сформулировать единое видение важных вопросов мировой политики и глобальной безопасности?


За полями саммита: судьба евро

Очевидно, что под идею европейского единства, стабильности и бесконфликтности может быть заложена мощная бомба: впервые процесс европейской интеграции поворачивает вспять.

Главный вопрос мировой политики сегодня – состояние мировой экономики, и лидеры «Большой восьмерки» уделили ей особое внимание. Стоит напомнить, что дискуссии в Кемп-Дэвиде проходили на фоне, с одной стороны, новостей о неспособности греков сформировать ответственное дееспособное правительство, которое смогло бы проводить целенаправленный экономический курс, и все более частых заявлений высокопоставленных немецких политиков о том, что Грецию в этих условиях не спасти. С другой стороны, в Европе усилилась дискуссия между сторонниками экономической стратегии по выходу из долгового кризиса А. Меркель (урезать расходы, экономить) и приверженцами политики стимулирования экономического роста (Ф. Олланд, Д. Камерон). За вопросом о возможном выходе Греции из зоны евро политики видели и другие проблемы, лишь частично связанные с экономикой и финансами. Если события будут развиваться по худшему сценарию, может быть создан прецедент выхода страны из зоны евро. Это не равнозначно выходу из Евросоюза, но очевидно, что под идею европейского единства, стабильности и бесконфликтности может быть заложена мощная бомба: впервые процесс европейской интеграции поворачивает вспять.

Другой вопрос, еще более важный, – как гарантировать устойчивость Евросоюза, в том числе повышая устойчивость зоны евро, ввиду кризисных явлений в экономиках Испании, Италии, Португалии? Если домино финансового кризиса повалится дальше – а признаки этого уже есть – существующей степени интеграции еврозоны будет недостаточно, чтобы предотвратить крах. А допустить финансовый коллапс всей Южной Европы нельзя – это будет означать конец не только единой европейской валюты, но и всего Евросоюза. Значит, Европу нужно срочно консолидировать еще плотнее. Направления такой консолидации понятны. Во-первых, нужно распределить долговые риски поровну между всеми участниками еврозоны, т. е. трансформировать национальные бонды в европейские бонды, чтобы по таким обязательствам отвечала уже не каждая страна в отдельности, а вся Европа в целом. Такая схема будет означать, что по обязательствам, скажем, Испании будут отвечать, в числе прочих, и немцы, – а это крупнейший политический вопрос, который придется решать. Во-вторых, нужно что-то делать с гарантиями вкладов в евро в банках, чтобы погасить панику. Для решения этой проблемы напрашивается вариант, когда Европейский Центробанк будет гарантировать вклады в коммерческих банках, но такой шаг потребует изменения устава ЕЦБ и также является важнейшим политическим вопросом. И, наконец, даже эти вопросы уходят на второй план, так как их решение потребует основополагающей реформы национальных налоговых и бюджетных систем. Речь может идти о создании в не столь отдаленной перспективе единого европейского государства с единой фискальной и бюджетной политикой, единым министром финансов и по-настоящему единой валютой.


Итоги саммита в декларации

Речь может идти о создании в не столь отдаленной перспективе единого европейского государства с единой фискальной и бюджетной политикой, единым министром финансов и по-настоящему единой валютой.

Дискуссии в Кемп-Дэвиде не могли ответить на эти крупнейшие политические и экономические вызовы по определению: судьбу будущего Европы предстоит решать самим европейцам, поэтому итоговая декларация саммита приобрела очень неконкретный вид. Тем не менее из нее видно, что лидеры мировой политики выступают за сохранение зоны евро, поддерживают идеи стимулирования в Европе и в мире экономического роста, предостерегая при этом от проведения инфляционной политики. Меры разумной экономии (политика Германии) саммит «Большой восьмерки» тоже поддержал.

Второй вопрос, нашедший свое отражение в итоговой декларации саммита, – это энергетическая безопасность и борьба с изменениями климата. «Большая восьмерка» призвала продолжить работу по внедрению энергоэффективных технологий, использованию возобновляемых источников энергии и объявила, что рассчитывает в 2015 г. сформулировать международный протокол по борьбе с изменениями климата на основании так называемой Дурбанской платформы [1], который устроит как развитые, так и развивающиеся страны.

Третья группа острых политических вопросов, обсуждавшихся на саммите, – вопросы экономического развития Афганистана и стран Северной Африки после «арабской весны». В этом разделе декларации можно увидеть не только ожидаемые слова в поддержку экономического развития в этих странах, но и обещание вернуть «украденные активы» (речь, естественно, о Северной Африке) легитимным правительствам этих стран.

Многие пункты в итоговой декларации Кемп-Дэвидского саммита выглядят дежурными: никаких заявлений, подходящих для первых полос ведущих газет, мировые лидеры не приняли.

Четвертая группа вопросов – реакция лидеров «Большой восьмерки» на острые политические проблемы современного мира. В декларации саммита содержатся призыв к правительству Сирии и всем участникам конфликта строго придерживаться условия плана К. Аннана; призыв к Ирану соблюдать резолюции СБ ООН и условия Договора о нераспространении; призыв к Северной Корее прекратить провокации и выполнять резолюции СБ ООН; поддержка демократических инициатив в Бирме (Мьянме) вкупе с обещаниями экономической помощи и инвестиций.

Многие пункты в итоговой декларации Кемп-Дэвидского саммита выглядят дежурными: никаких заявлений, подходящих для первых полос ведущих газет, мировые лидеры не приняли. Вместе с тем от саммита осталось твердое впечатление, что многие важнейшие вопросы, связанные и с Европой, и с другими проблемами, сегодня находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Мировые лидеры опасаются своими заявлениями нарушить этот баланс и поэтому либо предпочитают промолчать, либо ограничиваются достаточно обтекаемыми формулировками.

На 17-й конференции ООН по борьбе с изменениями климата в декабре 2011 г. было решено подготовить к подписанию новый международный протокол к 2015 г. и подписать его к 2020 г.

Источник: РСМД http://russiancouncil.ru/

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив