«БРИКС позволяет определить место каждой страны-участницы на международной арене»

27 май 2013
Чрезвычайный и полномочный посол Бразилии в России Карлос Антонио да Роша Параньос в интервью журналу «Мир и политика»

27 мая в Москве состоится 1-я Международная Инвестиционная Конференция «Россия-Латинская Америка. Пути укрепления торгово-экономических отношений», организованная Международным Фондом Инвестиционного Сотрудничества при поддержке российской Торгово-промышленной палаты. В преддверии мероприятия чрезвычайный и полномочный посол Бразилии в России Карлос Антонио да Роша Параньос рассказал «Миру и политике» о своем видении роли стран БРИКС на международной арене и о том, стоит ли убирать из этого объединения Китай.

 

Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) по мере их экономического развития все чаще подвергаются критике, что в них больше различий, чем общего, что говорить о БРИКС как о какой-то осмысленной сущности нелепо. Насколько эта критика оправдана?

Темпы экономического роста в странах БРИКС превышают средние мировые показатели, и в этом отдают себе отчет другие страны. Это заставляет многих аалитиков рассуждать, какое место занимает объединение стран БРИКС в мире в политическом плане и какова его роль в развитии экономического сотрудничества. В этом контексте важно отметить, что БРИКС не представляет собой «альянс», противостоящий третьим странам и организациям. Основная задача этого объединения - выработать единый налаженный механизм взаимодействия между этими пятью странами.

Что касается высказывания о том, что у стран БРИКС больше различий, чем общего, я хотел бы подчеркнуть, что страны–члены этой группы объединяются для осуществления общей политической деятельности, главным пунктом которой является реформирование международных структур управления, особенно структур Бреттон-Вудской системы (Международный валютный фонд и Всемирный банк).

Эти пять стран разделяют единое мнение по важнейшим вопросам международной повестки. В частности, это касается способов разрешения конфликтов на международном уровне: посредством диалога и переговоров в пределах рамок, установленных Советом Безопасности ООН. Кроме того, географические и демографические различия, разные социальные и культурные традиции стран объединения БРИКС способствуют тому, что образованный ими международный форум становится одним из самых эффективных с точки зрения принятия решений по серьезным международным проблемам.

 

Как Бразилия видит себя в группе БРИКС? Что может дать стране такой формат международного взаимодействия?

Участие Бразилии в деятельности группы стран БРИКС является одним из приоритетных направлений ее внешней политики. Будучи страной, имеющей одну из самых крупных развивающихся экономик в мире, Бразилия заинтересована в продуктивном взаимодействии со своими партнерами по объединению БРИКС. Для этого страны используют единый налаженный механизм для обеспечения взаимовыгодного экономического развития. Прошу заметить, что за десять лет объемы торговых сделок Бразилии со странами БРИКС увеличились в 13 раз и в 2012 году составили 94 млрд долл. США. В 2002 году сумма торгового оборота составляла чуть более 7 млрд долл. Найти способы реформирования международных структур управления с тем, чтобы они пришли в соответствие с реалиями современного мира, представляют для Бразилии первостепенную задачу.

 

Существует идея, что группу БРИКС нужно переформатировать в РИБС, так как темпы роста Китая несопоставимы с ростом других стран-членов группы. Насколько эта идея хороша, придаст ли эффективности работе БРИКС выход Китая?

Мы очень рассчитываем на объединение БРИКС как на механизм координации действий и развития сотрудничества. Китай всегда был одной из стран, задействованных в процессе консолидации группы БРИКС на международном уровне. Поскольку экономическое развитие в Китае идет ускоренными темпами, нет ничего удивительного в том, что аналитики пытаются сформулировать теоретическое обоснование для китайского феномена, и, видимо, отсюда возник такой вопрос. Я считаю уместным подчеркнуть, что остальные четыре страны БРИКС тоже стали демонстрировать высокие темпы экономического рота после того, как преодолели неблагоприятные последствия международного финансового кризиса 2008-2009 годов.

 

Что общего видит Бразилия в России с точки зрения экономического и политического развития?

С 1980 года Бразилия и Россия продолжают двигаться по пути экономической и политической открытости. С экономической точки зрения, обе страны стремятся максимально включиться в международный процесс, увеличивая объемы экспорта и привлекая действенные иностранные инвестиции. Обе страны прошли этап значительного экономического роста в первом десятилетии XX века, чему способствовал рост цен на их основные экспортные продукты. В обоих случаях экономический рост сопровождался стабильностью макроэкономических процессов и преодолением социального неравенства, что способствовало образованию большого потребительского рынка в наших странах.

Бразильская и российская политические системы, опираясь на собственные исторические и социальные особенности, развиваются поступательно, проводя выборы для избрания кандидатур на самые важные выборные должности исполнительной и законодательной власти. Результатом этого является все более широкое участие народа в политической жизни обеих стран.

 

Насколько успешно развиваются двусторонние связи между Бразилией и Россией? Почему в прошлом году объемы и темпы экономического сотрудничества замедлились?

Динамика развития экономических связей между Бразилией и Россией носит положительный характер. По предварительным прогнозам, двусторонний товарообмен и обмен инвестициями между нашими странами в настоящем десятилетии должны увеличиться. В области торговли в среднесрочной перспективе мы надеемся достичь показателя в 10 миллиардов долларов США, несмотря на отмеченный в прошлом году спад, произошедший в результате снижения темпов экономического роста в обеих странах. Ожидается, что инвестиции тоже будут иметь тенденцию к росту. Мы также рассчитываем на установление новых партнерских отношений между предприятиями наших государств.

 

Что может дать группа БРИКС этим двум странам, чего не может дать обычное двустороннее сотрудничество?

БРИКС представляет собой важный механизм политической координации в решении важнейших вопросов международной повестки и экономического развития, служит для своевременного использования коммерческих предложений и предложений по инвестициям, предлагаемых растущими рынками развивающихся стран. Взаимодействие между странами в рамках БРИКС, которое ни в коей мере не препятствует развитию двусторонних отношений, позволяет определить потенциальное место каждой страны-участницы на международной арене.

 

Насколько удобен формат БРИКС с точки зрения преодоления кризисных явлений в мировой экономике?

Будучи механизмом координации политической деятельности и экономического развития, БРИКС быстро обретает статус серьезной платформы для предложений по глобальным решениям международных проблем. Рассматривая путь преодоления международных экономических кризисов как один из самых серьезных вызовов, с которыми мы сталкиваемся, и который требует от нас совместных усилий на международном уровне, мы не сомневаемся в том, что БРИКС может внести большой вклад в общее дело. Главная ответственность в преодолении современного экономического кризиса в зоне Евро ложится на экономически развитые страны, которые должны бы применить макроэкономическую и контролирующую политику с тем, чтобы избежать чрезмерного скопления международных прибылей и провести структурированную реформу в целях стимуляции экономического роста и создания рабочих мест. В сделанных на последних Саммитах заключительных декларациях страны объединения БРИКС призвали страны с развитыми экономиками провести более широкую реформу, осуществлять более серьезный финансовый контроль, укреплять политический курс на координацию и сотрудничество.

Владимир Троян 19 августа 2013 18:50 цитировать
В странах БРИКС используется единый принцип ведения хозяйства финансовым капиталом, но на разных уровнях развития. КНР и есть тем стимулятором который подтягивает принцип планирования рынка к переходу управления экономики государством.
Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив