Индия в системе международных отношений: проблемы и перспективы

11 февраль 2013
Важнейшим направлением индийской внешней политики в XXI веке является ее стремление к многополярности и обретению статуса мировой державы.

Для решения этих двух стратегических задач, Индия старается использовать не только внешние ресурсы страны, но и опирается на использование внутренних сил.

В первую очередь, она стремится обратить рост населения в экономический дивиденд. Для этого ей приходится решать непростую задачу повышения уровня образования и квалификации огромной массы молодежи.

Сильной стороной индийской экономической системы является то, что достижения научно-технического прогресса служат цели улучшения жизни бедной части индийцев. Это и дешевые лекарства-дженерики, то есть те, срок патента на которые истек в западных странах, это и биогаз, и дешевые солнечные батареи, и электрификация сельской местности. Это и дешевая автотехника, которая представлена мопедами и автомобилями западных и восточноазиатских производителей, в которых произведенные в Индии модели до предела упрощены, по крайней мере, в части внутренней отделки и приборной панели, что удешевляет их и делает доступными для широкого индийского рынка. Что касается мобильной связи, то здесь Индия обеспечила себя на очень высоком уровне. По числу сотовых телефонов она находится на 3-м месте в мире. Страна производит не только математическое обеспечение на экспорт, но и свои компьютеры.

Широкое распространение английского языка (учебное заведение, которое в России называется институтом иностранных языков, в Индии называется school of English and foreign languages, то есть институтом английского и иностранных языков) послужило Индии ценным инструментом для встраивания в мировую экономику. Поскольку большинство студентов знают английский язык, учить их можно по лучшим западным учебникам. Нет проблем и в общении с иностранными инвесторами.

Утечка мозгов какое-то время была для Индии проблемой, но в настоящее времяиндийская диаспора стала проводником индийских интересов за рубежом. Хотя она невелика по сравнению с численностью населения самой Индии, но достаточно влиятельна в Северной Америке, Великобритании и ряде стран Европы. Индийское правительство внимательно относится к этим людям даже в мелочах. Например, при паспортном контроле они выделены среди иностранцев в отдельную группу «индийцев-соотечественников».

Такие усилия не пропадают даром. В декабре 2009 г. в г. Пуна в индийском штате Махараштра планировалось провести первый съезд Всемирной организации индийских ученых и технократов. Эта организация была создана международной индийской диаспорой для установления связей с родиной и вклада в ее развитие. При этом уже сейчас имеющиеся в Индии кадры позволяют ей добиваться успеха на мировых рынках в высоких технологиях, в том числе в компьютерном обеспечении и медицине.

При среднесрочном планировании до 2020 года Индия исходит из того, что стареющие Европа, Япония, а также США будут нуждаться как в квалифицированных кадрах, так и в аутсорсинге своих производств. Индия готовится заполнить эту нишу. Разработчики программы развития Индии до 2020 года учитывают, что доход на душу населения в стране за 20 лет (1980-2000 гг.) вырос в 2 раза. С учетом нынешнего роста населения и среднего годового роста ВВП на 9% Индия сможет к 2020 г. увеличить этот показатель в 4 раза. Предусматривается также увеличение продолжительности жизни с 64 лет в 2001 году до 69 лет в 2020 году, повышение грамотности населения до 95% (мужчин - 96%, женщин - 94%).

Демографический фактор оказывает огромное влияние как на экономику и социальное благополучие индийского общества, так и на военную мощь. С учетом имеющегося наличия квалифицированных работников, и особенно увеличения их численности в последующие годы и десятилетия, Индия ставит цель совершить «революцию знаний» и стать «супердержавой знаний».

Достижению цели становления Индии в качестве одной из ведущих мировых держав служит укрепление ее экономического и политического потенциала на основе достаточно быстрого развития экономики, а также создания мощных вооруженных сил, располагающих ядерным оружием и другой современной военной техникой. Страна упорно добивается включения ее в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена.

Индия исходит из целесообразности создания многополярного мира, а также из того, что мировое экономическое и военно-политическое развитие будет определяться главными центрами силы. В Дели считают, что Индия - как один из центров силы - представляет собой огромный потенциальный рынок с учетом ее людских ресурсов и быстро прогрессирующей экономики. Страна наращивает свое региональное и глобальное влияние. Она готова совершить прорыв в экономике и технологиях и может стать важным фактором в стратегическом соотношении сил в Азии и мире в первой половине XXI в.

Современная Индия прилагает значительные усилия для снижения своей зависимости от иностранных займов, особенно предоставляемых на двусторонней основе. С этой целью в последние годы в приоритетном порядке досрочно погашаются кредиты миноритарных доноров и сокращаются долги крупным донорам.

В соответствии с новой политикой в области заимствований в 2003 году также было объявлено, что впредь Индия намерена получать только не связанную какими-либо условиями финансовую помощь и лишь от пяти стран - Великобритании, России, США, ФРГ и Японии, а также ЕС. Позднее в этот список вошли Италия, Канада, Франция и скандинавские государства. Остальным 22 двусторонним донорам Индии было рекомендовано впредь направлять кредиты и гранты через систему ООН, многосторонние финансовые структуры и неправительственные организации (НПО).

Все это было сделано одновременно с объявлением «Индийской инициативы развития», направленной на продвижение стратегических экономических интересов Индии за рубежом вкупе с заметным увеличением индийской помощи другим странам.

Здесь следует отметить, что успешно двигаясь по пути либерализации экономики в 1990-е гг., Индия смогла заметно увеличить помощь развивающимся государствам, доведя ее ежегодный объем в 2000-е гг. в среднем до $0,5-2 млрд. Современная индийская стратегия предоставления такой помощи определяется как экономическими факторами (обеспечение доступа к сырью и поиск перспективных рынков сбыта среди стран-реципиентов), так и политическими (усиление геополитического влияния Индии, как среди развивающихся стран, так и в глобальном масштабе в рамках Группы 20, Группы 77 - крупнейшей межгосударственной организации развивающихся стран, действующей в рамках ООН, - и др.).

В индийской статистике к иностранной помощи относят реализацию проектов развития, оказание различных образовательных и консультативных услуг, а также предоставление торговых субсидий и открытие кредитных линий через Экспортно-импортный банк Индии (Export-Import Bank of India - EXIM Bank). Оказывая консультативно-экспертные услуги, Индия вносит свой вклад в решение проблемы бедности и стимулирование экономического развития целого ряда развивающихся государств, главным образом в Южной Азии и Африке.

Индийская помощь предоставляется на условиях грантов и льготных кредитов, а также посредством взносов в международные организации и финансовые институты. Помощь иностранным государствам выделяется преимущественно на двусторонней основе, причем львиная ее доля - это так называемая «связанная» помощь, большая часть которой расходуется внутри самой Индии (образовательные программы для иностранцев) или на закупку индийских товаров странами-реципиентами, в основном продукции фармацевтической промышленности и машиностроения.

В последние годы происходит неуклонное увеличение доли грантов. Если в 2004 г. она была на уровне 71%, то в 2010 г. - 84%. Очевидно, что это обеспечивает Индии в государствах-реципиентах благоприятные экономические и политические условия на перспективу.

Если страны ОЭСР предоставляют помощь в основном для решения социальных проблем, включая финансирование проектов в области здравоохранения и образования, то Индия - на развитие инфраструктурных проектов, главным образом, в сфере транспорта и энергетики. Таким образом, Индия нашла свою нишу в отраслевом приложении помощи.

Выделяя помощь в небольших объемах, Индия зачастую позволяет странам-реципиентам самим определять приоритетные направления ее приложения, например, при выборе программ подготовки кадров в рамках программы Индийского технико-экономического сотрудничества (The Indian Technical and Economic Cooperation - ITEC).

При всем этом в последние годы стала усиливаться роль крупных государственных компаний, также оказывающих помощь государствам Азии и Африки. Среди них выделяется RITES, которая с 1974 г. занимается предоставлением инжиниринговых услуг и разработкой проектов в сфере транспорта, как в Индии, так и за рубежом. RITES заметно диверсифицировала свою деятельность, осуществляя за пределами Индии свыше 30 проектов в области лизинга, ремонта и содержания железных дорог на условиях концессий.

С 2003 г. финансирование кредитных линий осуществляется за счет собственных ресурсов EXIM Bank. При этом если до начала 1990-х гг. кредитные линии открывались преимущественно в рупиях, то позже - в долларах.

Ввиду дефицита в развивающихся странах квалифицированной рабочей силы и, прежде всего, технических кадров, Индия начала оказывать помощь в их подготовке. Для координации усилий в этой области в 1964 г. была учреждена программа ITEC, функционирующая под эгидой МИД Индии. В последнее десятилетие ежегодный бюджет ITEC составляет около 500 млн. руп. ($11,1 млн), причем 40% бюджета расходуется на программы подготовки иностранных специалистов. В настоящее время на деятельность ITEC индийское правительство израсходовало около $2 млрд.

В рамках ITEC осуществляются: выполнение проектов развития и оказание консультативных услуг, а также реализация совместных исследовательских проектов, поставка необходимого оборудования, особенно сельскохозяйственного, ежегодное финансирование обучения в Индии порядка 5 тыс. иностранных специалистов и оказание гуманитарной помощи в связи со стихийными бедствиями.

Активный переход Индии на позиции донора иностранной помощи явно произошел и в ее отношениях с ВПП ООН. Если с начала 1960-х гг. в течение 4-х десятилетий Индия была реципиентом продовольственной помощи, получив ее на сумму около $1 млрд, то в результате успешно проведенных экономических реформ к началу 2000-х гг. она сама стала одним из ее крупнейших доноров. В настоящее время Индия предоставляет помощь в форме продовольствия, распределяемую через ВПП ООН целому ряду развивающихся стран, таких как Афганистан, Иран и Ирак. Определенная часть этой помощи иногда предоставляется и на двусторонней основе. Например, в августе 2004 г. Индия выделила Судану 20 тыс. т пшеницы.

При предоставлении помощи Индия избегает излишней зависимости от традиционных доноров и международных финансовых организаций, пытаясь сохранить преимущества взаимодействия с государствами-реципиентами в двустороннем формате. Однако, учитывая особую геополитическую значимость Непала, в декабре 2004 г. Индия участвовала в Форуме по развитию Непала и вошла вместе с Австралией, США и Японией в формируемую группу кредиторов Непала.

Индия также участвует в целом ряде институциональных структур, оказывающих содействие развитию как в региональном масштабе - Фонд развития СААРК, так и в глобальном - Фонд технического сотрудничества Содружества наций, Глобальная сеть ЭКСИМ-банков и финансовых структур развития (The Global Network of EXIM Banks and Development Finance Institutions), Форум по сотрудничеству в целях развития (The Development Cooperation Forum).

В географическом распределении индийской помощи четко просматривается несколько направлений, базирующихся на исторических связях и стратегических интересах: Южная Азия, в первую очередь, Непал, Бутан, Афганистан, где Индия весьма успешно укрепляет своё влияние; страны Африки, с которыми у Индии установлены тесные связи по Движению неприсоединения и Содружеству наций; Юго-Восточная Азия (ЮВА) и Центральная Азия (ЦА), сотрудничество с которыми активизировалось в последние два десятилетия.

Индия имеет весьма тесные связи с Непалом, что предопределено их территориальной близостью, общим историческим прошлым, схожестью культур и религии (80,6% жителей Непала исповедуют индуизм). Гражданам Непала ежегодно предоставляется 1500 стипендий для обучения в индийских вузах.

Среди наиболее крупных проектов помощи Индии Непалу - сооружение медицинского центра стоимостью 2,19 млрд. руп. ($48,7 млн) и школы (11,1 млрд. руп. - $246,7 млн) в округе Сиангья, расположенном в центральной части Непала, строительство сети автодорог в Тераи23(7,76 млрд. руп. - $172,4 млн), а также железнодорожной ветки и 4 пограничных пунктов (3,2 млрд. руп. - $71,1 млн). В обозримой перспективе готовятся к запуску еще около 80 проектов общей стоимостью 8 млрд. руп. ($177,7 млн). Однако политическая нестабильность в Непале препятствует своевременной реализации ряда проектов.

Примечательно, что, оказывая помощь Непалу в сооружении оросительных систем и электростанций, Индия получила возможность улучшить водо- и электроснабжение ряда индийских территорий, прежде всего штатов Уттар-Прадеш и Бихар. А развитие дорожной и авиационной инфраструктуры в Непале способствует росту двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Политическая же составляющая помощи выражается в закреплении лидирующего положения Индии в регионе.

Помощь Бутану индийское правительство начало предоставлять с 1960-х гг., полностью профинансировав его 1-й и 2-й пятилетние планы (1961-1965 гг. и 1966-1970 гг.). Именно с этого времени Индия превратилась в ключевого донора бутанской экономики.

Общий объем индийской помощи Бутану к настоящему времени достиг 100 млрд. руп. (свыше $2,2 млрд). В последние 15 лет Бутан традиционно аккумулирует около трети всей помощи, предоставляемой Индией иностранным государствам. Выделяется она на условиях фантов и льготных кредитов. Из списка проектов, реализуемых в Бутане в ходе его текущих пятилетних планов, Дели сам определяет те, в которых намерен участвовать. Хотя в последние годы в структуре помощи Бутану наблюдается значительный сдвиг в сторону осуществления социальных проектов в области здравоохранения, образования и развития человеческого потенциала, инфраструктурные проекты остаются среди ее приоритетных направлений.

Предоставление помощи Бутану на строительство ГЭС носит взаимовыгодный характер, поскольку часть вырабатываемой электроэнергии поступает в Индию. К числу наиболее масштабных проектов в Бутане, реализованных с индийской помощью, относятся гидроэлектростанции The Chhukha Hydel Project (мощность ГЭС 336 МВт; 70% вырабатываемой ею энергии идет на экспорт в Индию), The Kurichhu Project (60 МВт), The Tola Hydroelectric Project (1020 МВт) и ныне строящаяся самая крупная в Бутане ГЭС Punatsangchhu (1096 МВт).

Индийцы построили единственный в Бутане аэропорт в г. Паро, практически все вертолетные площадки и 15 тыс. км автодорог.

Помимо этого, Индия также участвует и в ряде международных проектов помощи постконфликтного восстановления стран. Так, в 2000-е гг. она внесла в ВПП ООН на нужды Афганистана и Ирака взнос на сумму $52 млн. и в Фонд реконструкции Афганистана - $200 тыс. Индия входит в число традиционных доноров Шри-Ланки, оказывая помощь преимущественно на условиях связанных льготных кредитов, например, для закупки индийских товаров.

Важное место занимает также помощь в ликвидации последствий стихийных бедствий, выделяемая в виде фантов. В частности, на восстановление инфраструктуры острова после разрушительного цунами в декабре 2004 г. был выделен грант в размере 1 млрд. руп. ($22,2 млн), а также предоставлены 2 судна для расчистки акватории порта Тринкомале, 2 самолета Ил-76 для доставки мобильных госпиталей и 7 вертолетов.

Секторальное распределение помощи разнопланово: от сооружения и реконструкции теплоэлектростанции до решения гуманитарных проблем. Так, в августе 2010 г. Индия выделила льготный кредит в размере 5 млрд. руп. ($111,1 млн) для оказания помощи пострадавшим в ходе вооруженного межэтнического сингало-тамильского конфликта, завершившегося в мае 2009 г. Индия также выразила готовность построить беженцам 50 тыс. жилых домов в Северной провинции Шри-Ланки и выделить ланкийским фермерам 500 тракторов. В ноябре 2010 г. была открыта кредитная линия в объеме $416 млн. для восстановления железнодорожного сообщения на северо-востоке острова.

Одним из реципиентов индийской помощи стала Мальдивская Республика. Многоплановое сотрудничество с островным государством началось в 1988 г. после того, как по просьбе президента Мальдив М. А. Гаюма индийские вооруженные силы в ходе «Операции Кактус» предотвратили в стране военный переворот, организованный прибывшими из Шри-Ланки членами тамильской сепаратистской организации «Тигры освобождения Тамил Илама». Индия в тот период также начала предоставлять Мальдивам экономическую помощь.

Существенная помощь была оказана Мальдивам в 2004-2005 гг. в связи с ликвидацией последствий разрушительного цунами. При этом Индия стала первой страной, оказавшей такую помощь, выделив на двусторонней основе 50 млн. руп. (более $1,1 млн.), танкер с питьевой водой, 4 самолета со спасателями, а также 2 судна в качестве мобильных госпиталей. Кроме того, через международные организации Индия направила на Мальдивы 200 т медикаментов и товаров первой необходимости, 4 судна и 4 вертолета для доставки необходимых грузов, несколько судов для работы на глубине.

Оказание помощи государствам Африки в виде займов осуществляется с 1960-х гг. Тогда крупные индийские компании начали освоение новых рынков за рубежом, и программы помощи помогали им успешно вести бизнес на Африканском континенте, поставляя в рамках связанных кредитов весьма конкурентоспособные по цене и хорошо адаптированные к условиям тропиков товары легкого машиностроения (например, грузовики фирмы Tata Motors Ltd.), а также потребительские товары и др.

Структура индийской помощи странам Африки выглядит следующим образом: 60% помощи расходуется на подготовку квалифицированных специалистов, 30% - финансирование кредитов на закупку индийских товаров, 10% - осуществление проектов развития с приглашением индийских специалистов. Таким образом, в отличие от государств-реципиентов Южной Азии, где основной упор Индия делает на развитие инфраструктуры, здравоохранения и образования, в Африке приоритет отдается подготовке квалифицированных специалистов для бизнеса и государственной службы. К настоящему времени в Индии были подготовлены технические и гуманитарные кадры многих африканских государств, в т.ч. около 50% гражданского и военного истеблишмента Ботсваны, 25% - Танзании и др.

Соперничество в Африке с Евросоюзом, США и Китаем за влияние и доступ к рынкам сбыта и природным ресурсам, включая энергоносители, заставляет Индию активизировать свою экономическую политику. Обеспечение сложной комбинации коммерческих и политических интересов происходит, в том числе и благодаря выделяемой помощи.

В 2000-е гг. на Африканском континенте Индия осуществила различные проекты на общую сумму около $2 млрд. Среди них: открытие обучающего ИТ-центра в Лесото, электрификация сельских районов в Мозамбике и Эфиопии, сооружение парламентского комплекса в Гане, ремонт железных дорог в Мали и Сьерра-Леоне, строительство цементного завода в Конго и др.

Одним из крупнейших индийских проектов помощи, реализуемым с 2007 г. в 47 государствах Африки, стал Панафриканский Интернет-проект стоимостью $125 млн. Проект обеспечивает широкий спектр Интернет-услуг в области дистанционного обучения, телемедицины, картографии, метеорологии и др.

Объемы индийской помощи Африке заметно меньше, чем другим донорами, однако в последние годы количество индийских проектов в этом направлении растет. На 2-м саммите Форума «Африка – Индия», прошедшем 24-25 мая 2011 г. в Аддис-Абебе, премьер-министр Индии М. Сингх объявил о планах индийского правительства предоставить до 2014 г. африканским государствам помощь (как на условиях льготных кредитов, так и грантов) в размере $5,7 млрд. на реализацию различных проектов развития. В их числе: $700 млн. - на открытие новых учебных заведений и осуществление образовательных программ, $300 млн. - строительство железной дороги, соединяющей Эфиопию и Джибути, $2 млн. - возведение здания представительства Африканского Союза в Сомали.

Учитывая потребности государств Африки, Индия значительно увеличила объем помощи, выделяемой на осуществление технических проектов и стимулирование развития человеческого потенциала. Так, в течение 2011 - 2014 гг. представителям Африканского континента будут дополнительно предоставлены 22 тыс. стипендий для обучения в индийских вузах и 2700 мест - на курсах Программы ITEC.

Кроме того, в предстоящие 3 года при участии Индии в Африке планируется открыть Индийско-африканский университет естественных наук (The India-Africa University for Life and Earth Sciences), Индийско-африканский университет дистанционного обучения (The India-Africa Virtual University), а также Индийско-африканский метеорологический центр среднесрочного прогнозирования (The India-Africa Centre for Medium Range Weather Forecasting).

В началеXXI века произошли значительные перемены в отраслевом распределении индийских прямых инвестиций за рубежом. Среди ведущих отраслей промышленности теперь выделяются фармацевтика, автомобилестроение, производство удобрений и химикатов. Доля самой же промышленности сократилась и в настоящее время составляет около 40%, уступив пальму первенства сектору услуг.

При этом индийские фирмы не ограничиваются вложением средств лишь в финансовый сектор или торговлю в бывших странах «третьего мира», как это зачастую прослеживается в деятельности компаний других развивающихся государств. Индийский бизнес, занятый, прежде всего, в секторе информационных технологий, активно расширяет свою зарубежную деятельность в поисках новых рынков и клиентов. Так, согласно Отчету ЮНКТАД за 2005 г., 15 ведущих индийских ИТ-компаний уже осуществили крупные финансовые вложения за рубежом, причем преимущественно в развитых странах. В 2003 году Tata Consultancy Services вложила $963 млн. в Бельгии, КНР, ФРГ, Японии, Нидерландах и Сингапуре, Infosys Technologies Ltd. - $750,7 млн. в Австралии, Канаде, КНР, Сингапуре и США, Wipro Ltd. -$590,5 млн. в Японии, Швеции, Великобритании и США.

Значительная либерализация индийского валютного контроля и отмена ограничений на величину приобретаемых за границей активов сказались и на соотношении форм собственности зарубежных предприятий с участием индийского капитала. С начала 2000-х гг. основной формой осуществления индийских прямых инвестиций в иностранных государствах стали приобретение в совместных предприятиях крупных долей, вплоть до 100%, и поглощение. Если в 2000 г. индийским бизнесом было поглощено 25 иностранных компаний, то в 2008 г. - уже 277.

В 2000 - 2010 гг. более 2/3 всех совершенных сделок по приобретению приходилось на поглощение компаний, и лишь 15% - на покупку миноритарных долей в СП. При этом крупные доли, доходящие до 100%, индийский бизнес, как правило, приобретал в развитых странах, а миноритарные доли в СП - в формирующихся рыночных и развивающихся странах. Стоимость приобретений индийскими компаниями за рубежом только в 2005 - 2008 гг. составила $22 млрд.

Объемы приобретаемых индийским бизнесом зарубежных активов год от года заметно увеличиваются, что выводит Индию по этому показателю на лидирующие позиции среди формирующихся рыночных и развивающихся стран. В 2008 году объем активов, приобретенных частными индийскими компаниями за рубежом, превысил $9,7 млрд, и Индия заняла 4-е место, уступив только Сингапуру, ОАЭ и России.

Помимо этого благодаря успешным реформам основными мотивами экспорта индийского частного и государственного капитала стали: обеспечение доступа к иностранным технологиям и источникам сырья; расширение масштабов деятельности компаний; стремление укрепить позиции Индии на международных рынках.

Очевидно, что в будущем государственное регулирование движения капитала будет идти по пути дальнейшей либерализации, а вывоз индийских прямых инвестиций в иностранные государства увеличится.

Преодолевая последствия мирового финансово-экономического кризиса в условиях глобализации мировой экономики, правительство Индии всемерно способствует расширению зарубежной деятельности индийского предпринимательского капитала. При этом особенно быстро увеличиваются индийские зарубежные капиталовложения в высокотехнологичные отрасли, и в первую очередь в информационно-коммуникационные технологии. Дальнейшему проникновению индийского капитала способствует участие Индии (как на условиях полноправного члена, так и партнера по диалогу) в различных интеграционных группировках и форумах - АСЕАН, СААРК (Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии), БИМСТЭК, ИБСА и др.

Индия превратилась в один из крупнейших источников прямых инвестиций не только для большинства южноазиатских, но и для африканских государств, а также ряда стран с формирующейся рыночной экономикой. География инвестиционной деятельности индийского капитала продолжает расширяться, активно распространяясь и на развитые страны, в первую очередь США, Канаду, Бельгию и Великобританию.

Говоря о внешней политике Индии необходимо отметить, что в ней выделяются два аспекта: взаимоотношения с соседними странами, которые на протяжении многих лет носили характер конфронтации, порой даже перераставшие в войны, и отношения с мировым сообществом, где Индия выступала за мирное сосуществование и неприсоединение. Тем не менее, в значительной степени под давлением военной угрозы со стороны соседних стран Индии пришлось потратить немалые усилия на военное строительство. Были созданы современная армия, авиация и флот, а позднее - ядерное оружие и современные средства его доставки.

Вместе с тем, вооруженные силы в большей степени выступают как гарант стабильности, а сменявшие друг друга правительства Индии не стремились использовать их в качестве активного инструмента внешней политики. Даже у такой могущественной страны, как США, больше отрицательного, чем положительного опыта в применении этого инструмента внешней политики. А вот Индия сумела не ввязываться в военные авантюры.

В то же время, хотя ядерные силы и ракетное вооружение были созданы как противовес соседним Пакистану и Китаю, это оружие становится полезным активом Индии при ее позиционировании в качестве мирового центра силы.

Стремление Индии к мировому лидерству прошло определенную эволюцию. Первоначально она была выразительницей интересов развивающихся стран и лидером Движения неприсоединения. По мере роста индийской экономики, усиления ее связей с развитыми странами и потери цельности и однородности самого понятия «развивающиеся страны», Индия перешла к политике укрепления прямых связей с Западом.

Основным геополитическим конкурентом Индии на сегодняшний день является Китай.

Здесь следует отметить, что Индийско-китайские отношения претерпели огромные изменения после поражения Индии в военном конфликте с Китаем в 1962 г. Правда, с конца 1980-х гг. обеими сторонами предпринимались усилия по их нормализации. Тем не менее, в отношениях двух стран существует немало проблем.

Главные из них - пограничная проблема и военное сотрудничество между Китаем и Пакистаном. Поэтому Дели вынужден оценивать свою безопасность с учетом как военной мощи и ядерных арсеналов КНР, так и военного потенциала Пакистана, а также террористической угрозы с его территории.

Индия, как и Китай, стремится к статусу великой державы. Как и Китай, она идет к нему постепенно, «торопится не поспешая».

Дели рассматривает китайское направление как одно из наиболее приоритетных с точки зрения ее безопасности, хотя, по мнению индийцев, Китай смотрит на Индию как на второстепенное направление своей внешней политики. Главное внимание КНР сосредоточено на странах Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.

Более того, усиление КНР расценивается многими индийцами как препятствие на пути роста влияния Индии в Азии. Тем не менее, Дели вынужден развивать отношения с Китаем, так как Индия не может игнорировать сам факт его возвышения в качестве второй крупнейшей державы в мире, к тому же непосредственного ее соседа.

Все это и определяет двойственность китайской политики Индии. С одной стороны, Китай рассматривается как главная потенциальная угроза ее безопасности. С другой, прагматизм и учет реальностей требуют поддержания отношений с Китаем на весьма высоком уровне.

Индия проявляет настороженность в связи с растущей мощью Китая, распространением его влияния в зоне Индийского океана, в том числе развитием китайско-пакистанских и китайско-мьянманских отношений, действиями Пекина в районе Южной Азии. В то же время она активно развивает торгово-экономическое сотрудничество с КНР. Характерно, что в конце 2010 г. в Индии вслед за Обамой побывал премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, в ходе визита которого был подписан ряд крупных торгово-экономических соглашений.

В целом отношения между Индией и Китаем можно охарактеризовать как весьма сложные и противоречивые. Подозрительность в отношении друг друга остается.

Важнейшей внешнеполитической задачей для Индии в обеспечение безопасности.

Здесь следует отметить, что проблемы безопасности в Центральной Азии тесно связано с безопасностью в Китае, России и Индии. Особенно после ухода США из Афганистана, Китай, Россия и Индия как три великие соседние державы должны установить абсолютно новые отношения сотрудничества, чтобы обеспечить безопасность в Центральной Азии и Афганистане. В этой связи, в сфере дипломатии три страны установили между собой двусторонние отношения стратегического партнерства. Китайско-российские отношения стратегического партнерства достигли максимального исторического уровня, китайско-индийские отношения стратегического партнерства стали «отношениями стратегического партнерского сотрудничества, направленного на мир и процветание», российско-индийские отношения стратегического партнерства развиваются очень успешно, так что сотрудничество трех стран имеет надежную политическую основу. Россия уже давно предлагала идею заключения трехстороннего «стратегического союза». Последние годы трехсторонние отношения непрерывно развиваются, что создает благоприятные условия для развития сотрудничества.

Шанхайская организация сотрудничества - одна из влиятельнейших международных организаций региона - стала эффективной платформой для сотрудничества трех стран в сфере безопасности в Центральной Азии. Китай и Россия являются постоянными членами ШОС, Индия - наблюдатель. Соседние страны очень надеются на ШОС в разрешении афганской проблемы. Китай, Россия и Индия являются членами БРИКС, это также предоставляет платформу и механизмы для сотрудничества трех стран в Центральной Азии.

В поиске общих основ для сотрудничества в сфере безопасности в Центральной Азии Китай, Россия и Индия принимают следующие меры:

  1. Укрепляют трехстороннее сотрудничество в вопросах безопасности в рамках ШОС. Когда наступит соответствующий момент, можно рассмотреть вопрос о привлечении Индии к участию в деятельности Регионального антитеррористического центра ШОС, налаживании трехстороннего обмена разведданными, необходимыми для совместной борьбы с «движением Восточного Туркестана», «уйгурским исламским движением» и другими основными «ветвями» так называемых «трех сил». Можно привлечь Индию к участию в деятельности рабочей группы ШОС по Афганистану, а также к антитеррористическим учениям в рамках организации.
  2. Китай, Россия и Индия могут создать совместный механизм противодействия торговле наркотиками. Согласно статистике Международной организации профилактики преступности при ООН (ODCCP), 93% наркотиков поставляется миру из Афганистана, соседние страны поставляют лишь 3%. Китай, Россия и Индия способны создать общие механизмы, направленные против распространения наркотиков из Афганистана. Китай, Россия и Индия могут путем разделения труда, планово и последовательно помогать афганскому правительству в развитии сельского хозяйства, организовать переход на возделывание альтернативных культур, которые бы обеспечили жизненный уровень афганских крестьян.
  3. Вполне возможно сотрудничество трех стран в деле обучения и оснащения афганской полиции и армии.

Другим каналом внешнеполитической стратегии Индии является ее участие в интеграционном объединении БРИКС.

Так, в 2010 году индийский премьер Манмохан Сингх побывал в Бразилии, где посетил саммиты БРИКС и Диалогового форума Индии, Бразилии и ЮАР (IBSA). Обе организации, задачей которых является укрепление переговорных позиций их членов на международной арене и углубление экономического и политического взаимодействия по лини Юг-Юг, имеют для Индии огромное значение. По сути дела, инициатива в деле повышения статуса обеих международных групп исходила именно от Индии11. Манмохан Сингх выступил с призывом к более тесному сотрудничеству в обеспечении энергетической и продовольственной безопасности, а также предложил внимательнее присмотреться к возможностям, существующим в таких областях, как инвестиции, научные исследования, технологические разработки и инфраструктурное развитие. Сингх отметил, что соединение опыта различных участвующих в данных группах стран способно существенно расширить границы зоны экономического роста. Как сказал индийский премьер, «мы представляем четыре страны со значительными природными ресурсами, огромным населением и построенными на основе принципа разнообразия обществами. Мы стремимся обеспечить быстрый рост как собственных экономик, так и экономики той среды, которая окружает нас и может способствовать реализации наших планов в области развития».

Обеспечение сотрудничества на экономическом фронте – одна из главных задач Индии в рамках БРИКС. В Дели исходят из того, что дать ответ на глобальные вызовы можно только совместными усилиями, при условии полного и равноправного сотрудничества между наиболее мощными и развивающимися странами. Для Индии взаимодействие с партнерами по БРИК открывает возможность и делиться собственным опытом, и заимствовать опыт других стран, тем более что, будучи развивающимися странами, они сталкиваются с общими вызовами, а вызовы глобального характера сказываются на них в значительной мере схожим образом. Не ограничиваясь участием в дискуссиях на тему преодоления последствий глобального финансового кризиса, Индия играет активную роль в обмене мнениями по вопросам продовольственной безопасности, сельского хозяйства, борьбы с эпидемиями, оказания международной помощи, энергетики и глобального потепления. Такой обмен опытом не только приносит пользу странам БРИКС, но и дает им возможность делиться опытом и передовыми подходами с развивающимися странами, тем самым продвигая вперед сотрудничество по линии Юг-Юг.

Более того, Индия предприняла попытку использовать БРИКС в качестве форума для укрепления связей с Китаем, рынок которого стал ключевым для стремительно индустриализирующихся стран Восточной Азии. В последние годы товарооборот между Индией и Китаем резко возрос и, к концу 2010 года достиг шестидесяти миллиардов долларов. Кроме того, Индия стремится развеять издавна существующую атмосферу недоверия между Дели и Пекином и преодолеть проблемы, омрачающие индийско-китайские отношения со времен войны 1962 года. Индия имеет сухопутную границу с Китаем, Пакистаном и Бангладеш и сталкивается в этой связи с целым рядом потенциальных угроз. Несмотря на имевшее место в последние годы улучшение индийско-китайских отношений, для Индии остаются угрозой как расширение китайского присутствия через сеть баз в Мьянме, Пакистане, Бангладеш и Шри-Ланке, которое может привести к окружению индийского субконтинента, так и возможное соревнование с Китаем в зоне Индийского океана. Улучшая отношения с Китаем и работая в рамках таких многосторонних форумов, как БРИКС, Индия стремится обеспечить стабилизацию на региональном уровне путем нейтрализации китайского влияния на состояние перманентно проблемных индо-пакистанских отношений.

В годы «холодной войны» Индия являлась близким союзником СССР, а Советский Союз оказал Индии важную помощь в 1971 году во время войны с Пакистаном. Индия заинтересована в укреплении отношений с Россией в рамках организаций многостороннего сотрудничества, особенно в свете того, что для Индии имеет большое значение поддержка со стороны России в деле борьбы с исходящей из Пакистана террористической угрозой. В Дели рассчитывают на то, что Россия, как мощная держава, способна оказывать влияние на поведение Пакистана. Как сказал индийский премьер М. Сингх, «влияние России поможет убедить Пакистан в том, что использование терроризма как инструмента государственной политики контрпродуктивно». Индия стремится к сотрудничеству с Россией в деле разработки эффективных стратегий борьбы с терроризмом на основе координации деятельности спецслужб и работы систем сбора информации. Кроме того, имеются огромные возможности для наращивания объема российско-индийской торговли, а также российско-индийского сотрудничества в сфере инвестиций и технологического развития. Важными областями российско-индийского сотрудничества являются энергетика, в том числе атомная, а также разработка и производство вооружений. Существенно и то, что у России и Индии совпадают подходы по вопросам преодоления глобального экономического кризиса, борьбы с климатическими изменениями и осуществления управления на глобальном уровне.

Уникальное индийско-бразильское соглашение о партнерстве в свое время широко обсуждалось во всем мире. Обе страны напрямую оппонировали Западу по вопросам свободной торговли в ходе многочисленных раундов переговоров по ВТО, особенно во время встречи в Канкуне в 2003 году.

Подводя итоги, отметим, что в первое десятилетие XXI века в связи с усилением экономической мощи Индия превратилась в один из влиятельных центров современного мирового хозяйства. При этом увеличение помощи развивающимся странам стало, помимо прочего, важным элементом стимулирования двусторонней торговли и средством обеспечения выхода индийских компаний на перспективные рынки.

Сейчас Индия, бесспорно, уже вошла в число мировых держав и превратилась в особую подсистему международных отношений. Вместе с США и Китаем она является наиболее вероятным кандидатом на статус глобального центра влияния, и, скорее всего, будущее мира будет определяться развитием отношений в «треугольнике» США—Китай—Индия.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив