Основным фактором, подразумевающим перемещение в обществе из одной страты (класса, сословия, касты и др.) в другую, является образование, самый быстрый и доступный канал вертикальной мобильности.

В китайской культуре традиционно образованию отводится почетное место. За последнее время значительно повысился уровень образованности населения Тайваня, как мужчины, так и женщины, благодаря возросшим экономическим ресурсам семьи, приобретают образование. Образование необходимо для развития современной промышленности и инновационных технологий, оно также играет стержневую роль в повышении национальной конкурентоспособности и безопасности.

Тайвань и материковый Китай делают акцент на важность образования в своих стратегиях модернизации. Стремительные изменения в рабочем процессе и новых технологиях означают, что решительным фактором роста экономики и конкурентоспособности является присутствие «гибкой и отзывчивой» на всякого рода изменения образованной рабочей силы с высокими профессиональными навыками.

Образование на Тайване изменилось за последнее время, приобретя черты капиталистического с несправедливым распределением и классовой дифференциацией, несмотря на реформу образовательной системы и либерализацию,начавшихся около 15 лет назад на острове. Возрастающая пропорция привилегированных студентов, посещающих общеобразовательные школы или школы «высокого ранга», многочисленные вступительные программы ведут к утверждению капиталистического образования на острове и увеличению числа выпускников вузов и кандидатов наук с низкой квалификацией в результате появления слишком большого количества университетов.

Кроме того,существуют еще некоторые гендерные несоответствия в образовании на Тайване по причине существующей культурной детерминации тайваньского общества и в процессе социализации женщин, что обусловило неравенство в предоставлении возможности образования мальчикам и девочкам.

I. Гендерный подход

В современном Тайване социальная стабильность, экономический рост и сокращение размера семьи позволили родителям изменить свое отношение к образованию девочек. Особенно, когда в 1968 г. был принят закон об обязательном и всеобщем начальном девятилетнем образовании (обязательное образование на Тайване было впервые введено в 1943 г.), позволивший многим нуждающимся семьям послать детей учиться, тем самым ликвидировать несоответствие в уровне образования мужчин и женщин. В настоящее время согласно статьям 21, 159, 160 Конституции Китайской Республики на Тайване граждане обладают равными возможностями для получения бесплатного начального образования от 6 до 12 лет. По словам министра без портфеля Экзаменационного Юаня Гао Юн-гуана, правительство ставит перед собой цель предоставления бесплатного полного среднего образования для всех категорий граждан на Тайване.

Традиция получения женщинами образования существовала ещё до начала периода японской колонизации острова в 1895 г. Японские губернаторы колонии (1895 –1945 гг.) смогли нанять 29 образованных женщин на Тайване для преподавания во вновь образованных ими школах в 1890 –х гг., сформировали систему бюрократических институтов и систему образования на Тайване в виде системы государственных ( public ) школ, позже замененных на традиционные клановые и школы при храмах, с современным учебным планом, включавшим уроки физкультуры и музыки.

Хотя, как пишет профессор Стивен Филипс, «сами тайваньцы энергично отвергают обвинение в том, что неизлечимо инфицированы японским образованием и культурой , так как это делегитимизировало бы их участие в политике . Подчеркивая при этом, что попытка японизации Тайваня и была ключевым моментом в сопротивлении тайваньцев колониальному правлению».

В отличие от традиционных конфуцианских школ, начальное образование было предложено девочкам наравне с мальчиками, таким образом, японские власти предприняли попытку ассимиляции без гендерной дискриминации (в частности, искоренения традиций бинтования ног) в процессе получения образования молодыми тайваньцами.

Кроме того, кампания против бинтования ног началась еще в 1900 г., к 1915 г. процент тайваньских женщин, следовавших этой традиции, снизился в 3 раза до 17,36%, что явилось доказательством практической эффективности образовательных кампаний на Тайване и демонстрацией широкого принятия школьного образования населением Тайваня. Количество девочек, посещавших школу на Тайване было только 2% в 1915 г., в 1930-х гг. эта цифра достигла 30% и в 1943 г. – 60%. Количество девочек с забинтованными ногами стало обратно пропорционально количеству девочек-учащихся, посещавших школы на Тайване.

Соответствие образования невесты образованию жениха стало характерной чертой браков в элитных семьях с 1920-х гг. На Тайване установилась традиция, что женский социальный статус измерялся успехами в образовании , привилась традиция важности образования в независимости от пола . Это означало изменения в стандартах оценки личности и семейного статуса, сравнение рангов семей было важно преимущественно для удачного замужества, существовал высокий спрос на образованных невест. Приобретение девочками высшего образования было связано с намерением подготовиться к роли будущей жены, поэтому предпочтения отдавались знаниям в экономике для ведения домашнего хозяйства, в музыке, искусстве. Медицина и фармакология считались делом избранных.

Таким образом, в сознании интеллектуалов-мужчин на Тайване медленно формировался образ Новой Женщины (ставшей предметом интереса и стратегий элит), которая обладала новыми знаниями и навыками, могла управлять семьей и работать, что являлось индикатором культурного уровня семьи, характера воспитания и соответственно социального статуса.

Считалось, что девочки способны оказывать влияние на мужчин в семьях, будучи матерями и женами, в соответствии с традиционными конфуцианскими ценностями именно мать отвечала за образование своих сыновей, поэтому в случае, если женщина необразованна и следует национальным традициям, этот фактор мог снижать эффективность современного тому времени японского образования.

Образовательные возможности тайваньцев определялись японской колониальной политикой, что не соответствовало интересам тайваньских элит. В середине 1930-х гг. высшие школы для девочек не могли обеспечить всех желающих, чьи родители были готовы поддерживать своих дочерей в получении среднего и высшего образования. Кроме того, на высшей ступени образования девочкам-тайванькам не хватало фундаментальных знаний из-за низких возможностей школ, которые они заканчивали, и высокой конкуренции на вступительных экзаменах на продвинутой стадии. Хотя те, кому удавалось справиться с экзаменационными испытаниями, зачастую были более талантливы, чем их японские конкурентки. Тайваньским женщинам, получившим высшее образование, японское колониальное правительство предлагало только краткосрочные университетские курсы для получения квалификации преподавателей начальной школы.

Девочки из богатых семей преимущественно из центрального Тайваня ехали получать образование в Японию, но таковых было мало до 1930 г. Получение образование в Японии было «семейной трагедией» для тайваньских элит, заставляющей мобилизовать все экономические и человеческие ресурсы для преодоления ограничений и дискриминации. Высокая стоимость образования на Тайване (не говоря уже о Японии, где и сейчас университетское образование в 3 раза дороже, чем на Тайване) обнаружила наличие двух конфликтующих культурных слоев в тайваньском обществе, элит (в которых приоритетными оставались воспитание и образование) и простых граждан, классовое различие которых сохранялось и после Второй мировой войны.

Другая группа, которая учреждала образование женщин, это несколько христиан, живших на Тайване. Первые школы для девочек были организованы западными миссионерами и их тайваньскими женами [淡水女學堂] в 1883 г., которые пропагандировали новый стиль японского образования, западную «современную» культуру музыки и пищи, поощряли продолжение образования девочек в Японии.

В 1960-1970-х гг. девушкам из простых тайваньских сельских семей нельзя было надеяться на преемственность в получении образования, так как 10% матерей сельских девушек-работниц фабрик (некоторым из них было по 12-13 лет) были неграмотными и менее 60% отцов в таких семьях имели начальное образование. Вследствие низкого образовательного уровня родителей у самих девушек складывалась низкая самооценка, и они могли рассчитывать только на получение начального образования до того, как их пошлют работать на фабрику или/и выдадут замуж.

В 1960-х гг. Тайвань все еще оставался традиционным, вложение денег в образование дочерей считалось бесполезным после наступления определенного момента в жизни девушек (замужества). До этого момента девушки жертвовали собственным образованием и карьерным ростом, отправляя большую часть заработков домой, ради карьеры братьев, обучение которых считалось семейным долгом сестер. Мужчины посредством образования поднимались по карьерной лестнице, рассчитывая жениться на женщинах с идентичным уровнем образования, из семей с более высоким социальным статусом, а не на фабричных плохо образованных девушках.

По словам Нормы Даймонд, некоторые сторонники мужского шовинизма также считали, что менее образованные женщины будут лучшими матерями и женами и более «домашними» супругами, что соответствовало общей концепции семьи и брака Гоминьдана в те годы. Женщины по-прежнему обладали меньшими возможностями образования в 1970-е гг. в пределах средней школы (только 1/2 женщин в начальной школе и 1/3 старшей ступени средней школы) по сравнению с возможностями мужчин. Только 1/3 женщин на старшей ступени выдерживала вступительные экзамены в колледж, речь даже шла о квотах для женщин.

В 1980-х гг. и до сих пор принято считать, что повышение статуса женщин не способствует созданию семьи, ее укреплению, рождению детей. Хотя есть и такие мужчины, которые считают, что именно рождение детей способствует повышению женского статуса . Постепенно с улучшением условий жизни в семьях появляется надежда на то, что дочерям удастся получить полное среднее образование (27% семей рассчитывали, что дочери продолжат образование в колледже и станут работать учителями или медицинскими сестрами). Но некоторые по-прежнему поощряли своих дочерей к работе на фабрике до замужества по причине получения семьями дополнительного дохода. Хотя при этом работницы фабрик оказывались в менее выгодных условиях социального окружения по сравнению со студентками, так как в течение рабочей недели работницы были лишены контактов, чувствуя себя социально изолированными.

Разница в возможностях семей, социальные различия, влияли на дальнейшую судьбу дочерей. Так, для многих работниц фабрик даже успешное окончание начальной школы не предопределяло их дальнейшую судьбу, хотя сами девушки при этом осознавали престижность образования, приносящего с собой надежду на лучшую жизнь и занятость. Чем выше статус семьи, тем более амбициозны надежды родителей в отношении потомства, на продолжение образования дочерей в колледже или на удачный брак с образованным человеком.

Таким образом, можно утверждать, что образование изначально вело к расслоению среди самих женщин, а также порождало препятствия при заключении браков.

II. Реформа образовательной системы на Тайване: плюралистический подход

В настоящее время Тайвань и Япония имеют похожие высоко стратифицированные и стандартизированные системы образования, а рынки труда в обоих обществах делают упор на образовательные «верительные грамоты». Хотя сложившаяся ситуация за последние 15 лет в системе образования Тайваня во многом противоречива.

В 1994 г. на Тайване была предпринята реформа старой образовательной системы, построенной на зазубривании и китайской националистической идеологии. В 1998 г. Исполнительным Юанем была учреждена Комиссия по Реформе образования и были одобрены правительством предложения по реформе образования, а уже в 1999 г. был обнародован Основной Закон об Образовании. В настоящее время школьники от 6 до 15 лет получают обязательное 9-ти летнее образование. В 1981 г. 95% детей были занесены в школьные списки, а в 2011-2012 гг. уже 97,86%.

За 1996 – 2010 гг. количество девочек в выпускных классах средней школы в возрасте 15–17 лет стабильно превышает количество мальчиков, и за эти годы данные показатели для обоих полов увеличились вдвое. Количество лет, потраченных мужчинами и женщинами на получение образования, примерно одинаково (14,6 лет для мужчин и 14,5 лет для женщин в 2002 - 2003 учебный год; и поровну 16,1 год для обоих полов в 2008 - 2009 учебный год), что, несомненно, является прогрессом по сравнению с тем, что наблюдалось ранее. Уровень полного среднего образования у женщин в 2011–2012 гг. составил 49,81%.

Новой чертой современного образования на Тайване является гендерный подход в воспитании мальчиков и девочек (в тайваньском обществе постепенно утверждается более терпимое отношение к вариативности гендерных ролей), дифференцированный подход к образованию и раздельное образование для девочек и мальчиков старшей ступени школы или колледжа, а также появление различных программ для талантливой молодежи, что в данном случае является важным, так как теперь за женщинами, в том числе, признается наличие талантов, что в предыдущую эпоху в обеих, западной и восточной, культурах не признавалось. Женщины были созданы для других целей: для удовлетворения потребностей мужчин, рождения детей, в качестве хранительниц домашнего очага. Правда, и сейчас существует множество женщин, которые ставят свои семейные обязанности, особенно по уходу за детьми, выше карьерного роста.

Образовательная политика правительства Тайваня склоняется к плюралистическому подходу в образовании и признании широкого диапазона способностей, признании школ, которые действительно хотят развить свои собственные силы в определенных областях, используя преимущества мультиканальной системы допуска, в которой общие экзамены являются только одним среди многих других применяемых критериев для демонстрации реального потенциала учащегося.

Ведь именно образование явилось стартовым пунктом, путь от которого вел к приобретению профессиональных навыков, повышению уровня занятости женщин в экономике, что, в конце концов, привело к финансовой самостоятельности и независимости женщин в обществе, где доминируют мужчины. Теперь начальное и среднее образование гарантируется законом всем гражданам, а высшее образование, помимо университетов и колледжей на Тайване, также можно получить за границей. Число университетов, частных и государственных, возросло за последние 10 лет в 2 раза вместе с общим числом поступивших в них студентов. Количество женщин, окончивших университеты на Тайване, стабильно составляет половину общего числа студентов-выпускников за последние 5 учебных лет.

Понятия тайваньского общества о традиционной роли женщин все еще играют важную роль в занятости женщин, карьерный выбор их в целом ограничен, потому что образование в колледже сводится в основном к овладению социальными и гуманитарными, а не точными науками. Женщины - выпускницы колледжей сконцентрированы в таких областях как преподавание, медицинский уход, ведение учета, машинопись. Учеба для молодых женщин осложняется обязанностями по ведению домашнего хозяйства.

Для выпускников высших учебных заведений, среди которых много женщин, приобретение профессиональных лицензий является необходимым условием получения работы, при этом конкуренция в приобретении лицензий очень высока, молодым специалистам постоянно приходится улучшать и совершенствовать свои знания и в дальнейшем, чтобы выдерживать конкуренцию на рынке труда. Если ранее те, кто не попал в университет, пополняли второстепенные вакансии, то теперь, получив дорогостоящее 4-летнее университетское образование и не получив при этом лицензии, выпускники нередко остаются безработными в приобретенной профессии.

Проблемы образования на Тайване можно разделить на 2 группы. К первой относятся проблемы, связанные с тем, что студенты не приобретают необходимые для общества навыки, а также связанные с высокой стоимостью образования и количеством выпускников, не отвечающих требованиям администрации образовательных учреждений, по причине завышенных требований к талантливым студентам и методам образовательных программ.

Второй тип проблем касается высокой стратификации образовательной системы на Тайване и возникающим в связи с этим социальным неравенством. Основная причина заключается в том, что администрации образовательных учреждений и школ не уделяют достаточного внимания и так ограниченному выбору доступных для студентов вакансий на рынке труда. С этой точки зрения, неизбежны дальнейшая либерализация школьных программ и управления процессом обучения.

Существующая на острове образовательная система с всевозрастающей стратификацией не принесет ожидаемых инноваций, а вместо этого еще больше усилит социальное неравенство и дифференциацию, в первую очередь, в университетах. Кроме того, родители из малоимущих слоев общества не имеют возможности выразить свое мнение и не участвуют в руководстве школой, не могут составить конкуренцию в этом родителям высокого и среднего достатка, поэтому, как пишут тайваньские СМИ, «если реформе суждено быть вновь пересмотренной, то в сторону элитарности или либерализма в качестве основной цели».

Существовавшая «справедливая» система всеобщего доступа в образовательные учреждения Тайваня была упразднена в 2002 г., определяя тем самым,кому доступно высшее образование и лучшие образовательные ресурсы. Можно предположить, что это будут дети из привилегированной политической или экономической элиты с высшим образованием.

У становление параллельной и саморегулируемой системы высшего образования, основанной на дальнейшем изучении нужд общества и избегании концентрации образовательных ресурсов в одном месте обеспечит общество опытными и эффективными работниками. Таким образом, администрации образовательных учреждений удастся диверсифицировать выбор студентами университетов, так как студенты будут лучше понимать востребованность в тех или иных профессиях и отдавать предпочтения соответствующим отраслям экономики. Это не только поможет студентам получать после окончания вузов более высокую зарплату, но и заставит разработать необходимую систему «вертикальной мобильности» в обществе (во избежание «оранжевых революций»), что в долгосрочной перспективе может стать существенным фактором сбалансированного экономического и социального развития Тайваня и повышения его конкурентоспособности.

Предоставление грантов и регулирование стоимости исследований, ограничение численности кандидатов наук или попытки закрыть школы, неспособные обеспечить необходимую численность учеников, могут облегчить ситуацию, но в корне не изменят ее. Такой подход никогда в действительности не решал проблему ни в прошлом, ни в настоящем. Тайвань теряет возможности решить эти проблемы, тратя слишком много времени на борьбу с дихотомией – либерализация против социализации, не являющуюся единственной проблемой острова. Молодые тайваньцы протестуют, возможно, не только против «простых» вопросов, напрямую относящихся к социальному неравенству, возможности покупки дома или невозможности заплатить за обучение, но и против монолитических (социализация на безальтернативной основе) образовательных ценностей, сбивающих с пути.

По данным Министерства по труду (апрель 2012 г.), из 11.200 млн. работающих 872 тыс. приходится на молодежь в возрасте от 15 до 24 лет.

Реформа образовательной системы имеет, в том числе, и политическую составляющую, принимая во внимание направления, в которых она проводится на Тайване, и два основных принципа, локализации и глобализации политики национального образования за последние 10 лет.

Локализация подразумевает лучшее финансирование изучения родного языка и местной культуры в младшей и начальной - средней школах, что попадает под юрисдикцию местных администраций. Локализация вызывает опасения из-за тенденции не принимать во внимание материковый Китай, а напрямую искать связи с внешним миром. Результат проявляется в глобализации образования, что является немного большим, чем акцент на преподавание и изучение английского языка, и может послужить причиной напряжения между разными этническими группами на острове .

Реформа предусматривает необходимость для тайваньских детей лучше знать свою историю, поэтому методология преподавания также нуждается в переосмыслении, имеется тенденция изучать Тайвань с исторической, культурной, языковой спецификой, в ассоциации с уже существующими отраслями знаний. При этом отмечается неравномерность распределения учебных часов в изучении истории материкового Китая и Тайваня, история Тайваня практически составляет примерно 20% (по остаточному принципу) по инициативе самих учителей.

Все выпускники университетов, успешно пройдя необходимые программы, могут обращаться за преподавательскими сертификатами и работой в школах, которые самостоятельно принимают на работу учителей. А также принимать участие в руководстве работой школой, что ранее осуществлялось только директорами, но некоторые все-таки предпочитают не отвлекаться от их непосредственной преподавательской работы.

Большое количество среди преподавателей по традиции - женщины. На уровне начальной и младшей средней школы в 2011-2012 учебном году количество женщин - учителей превышает количество мужчин - коллег примерно в 2 раза. На уровне технических училищ и старшей школы количество учителей обоих полов примерно одинаково 8066 и 8910 соответственно, в вузах преподавателей - мужчин в 2 раза больше, чем преподавателей - женщин 33080 и 17 252 соответственно.

Согласно реформе образования, преподаватели сами производят отбор подходящих учебников после интенсивной дискуссии, что позволяет лучше понять учебный материал и соблюдать коллегиальность в работе. Хотя такой способ отбора учебников вызывает сомнения у родителей учеников по поводу достаточности материала в выбранных учебниках для сдачи экзаменов по сравнению со стандартными учебниками.

Экзамены в виде тестов позволяют эффективно проверить интеллектуальную компетентность и понимание базовых концепций в отличие от требований простого зазубривания учебников. Ставится задача найти динамичный баланс и регулирующую пропорцию по двум вопросам: в системе приема для выпускных классов неполной средней школы и двух общих экзаменов каждый год; а также по вопросу одного экзамена после полной средней школы и новой мультиканальной системы допуска.

Согласно статье 8 Основного Закона об Образовании 1999 г. родители теперь вправе выбирать лучшие способы образования для своих детей на национальном образовательном уровне, что явилось главным шагом в обеспечении законного права получения альтернативного образования на Тайване. Первая альтернативная школа была открыта на Тайване в 1990 г., в 2007 г. таких школ насчитывалось уже 10. Все больше родителей делают свой выбор в пользу дорогостоящего альтернативного образования. Окончательный вариант программ и методики преподавания в системе среднего образования должен быть представлен правительству только к 2020 г., дата была позже изменена на 2017 г., оставляя учащихся «копилкой правительства» еще на несколько лет.

III. Социальный подход

Образование и культура имеют целью развить у граждан национальный дух, дух самоуправления, национальную мораль. Базовое образование, хорошие знания, полученные в школах Тайваня, имеют прикладное значение с целью развить способности распознать чтo необходимо для того, чтобы заработать себе на жизнь. Правда, по данным опроса тайваньских СМИ, только 9,3 % опрошенных подтвердили полезность полученного ими образования в процессе дальнейшей работы.

Базовое образование на Тайване включает в себя социальные программы, необходимые знания гражданского и уголовного кодекса, правовых процедур по завершению обязательного образования, а также в области трудового законодательства для защиты своих прав на рабочем месте. 15-летние подростки могут быть полностью (но не более 8-ми часов в день, исключая ночное время и работу без выходных дней) или частично занятыми и пользоваться правом страхования по труду и пенсионным правом, так как 6 % их заработка отчисляются в пенсионные «накопления».

Китай вступил в период «второго превращения», который приведет к замедленному, но качественному росту, это изменение будет центральным и в «научной концепции развития», проводимой в жизнь руководством КНР. Изменение модели роста подразумевает продвижение правительством «выращенных дома» инноваций и высокотехнологичных секторов, и таким образом, повысится спрос на квалифицированных талантливых работников.

Находясь на различных ступенях экономического развития, Тайвань и материковый Китай встречаются с похожими требованиями в совершенствовании своих рабочих кадров, помимо проблем, связанных с сильной концентрацией на университетском образовании и образовании, полученном в колледжах. При этом профессиональное образование рассматривается как худший путь получения образования, по причине традиционного предпочтения, отданного широким знаниям и дипломам, неадекватному сотрудничеству промышленности и системы образования, нехватке преподавателей с практическим опытом, влиянию процесса старения населения, экономической трансформации и т.д., что в настоящее время можно сказать применительно и к России.

Результат реформы образовательной системы на Тайване, однако, проявляется в расширении высшего образования ( полном игнорировании необходимости реконструкции профессионального образования и системы переподготовки кадров .

Результат инженерной реконструкции промышленности и расширения сектора модернизированных услуг на острове проявится в росте спроса на прогрессивную рабочую силу и развитии высшего и профессионального образования.

На Тайване отмечается энергичный рост высшего образования в течение многих лет, превращая полученное образование на уровне колледжа из популярного феномена в универсальный, при этом выпускники имеют большие трудности с трудоустройством при одновременном падении количества профессиональных образовательных учреждений.

По причине традиционного фокуса на теоретическом знании, несоответствия полученных знаний предложениям на рынке труда выпускники колледжей испытывают трудности с адекватной занятостью. В президентской программе Ма Инцзю прямо указывалось на достижение улучшения условий занятости молодежи в качестве приоритетной задачи на ближайшую перспективу.

За последнее время можно констатировать изменения представлений многих родителей, которые считают, что университетское образование помогает попасть в средний класс и возможность получить достойно оплачиваемую работу. Тот самый «социальный лифт», при отсутствии или «поломке» которого молодежь начинает понимать, что диплом Сорбонны вовсе не является гарантом того, что «их не ждет работа либо торговцем на базаре, либо мелким клерком на почте».

Образование на Тайване, заметно улучшилось за последние 60 лет. На ранней стадии тайваньское правительство признало необходимость образования для экономического развития острова, из-за стремительного и успешного экономического развития, Тайвань оказался среди четырех, так называемых, «азиатских тигров» (вместе с Южной Кореей, Сингапуром и Гонконгом). Коэффициент людей с высшим образованием относительно общего количества населения на Тайване довольно высок и выше, чем в ряде других развитых стран.

Переход от основных промышленных продуктов к продуктам более высоких технологических уровней и большему акценту на секторе услуг требовали развития квалифицированной рабочей силы. Профессионально-техническое образование на Тайване, способствовавшее экономическому «буму» в 1970-х гг., в настоящее время продолжает развиваться. Выпускники профессионально - технических училищ, обладая такими знаниями, имеют возможность продолжить обучение на качественно новом уровне в сфере высшего образования, так как экономика Тайваня изменилась от трудоемкой на производстве к наукоемкой и сервисно - ориентированной экономике, часто требующей высокого уровня технических знаний и законченного университетского образования. Хотя требования, выходящие за рамки учебных программ в училищах, и доступность в настоящее время университетского образования ставят под сомнение саму надобность таких профессионально-технических училищ на острове. Система профессионального образования на Тайване, включая 5-летние младшие колледжи, старшие высшие и профессионально-технические (ремесленные) училища (в 2007 г. занятость была самая высокая после окончания – 69%) и студенческие курсы, действует для подготовки работников, обладающих техническими знаниями для нужд экономики.

Старшие высшие профессионально-технические училища рассматривались как хорошая альтернатива для тех, кто не продемонстрировал больших успехов в младших колледжах, чьи знания не соответствовали уровню подготовки к поступлению в хорошие старшие высшие профессионально-технические (ремесленные) училища, также существовали для тех, кто был вынужден помогать семье материально.

Традиционно интересующим мужчин сектором остается промышленный, а традиционно «женским» сектором является коммерция.

 

Таблица. Образование на Тайване 2000 – 2012 гг.

Учебные годы

Училищ

 

част/

гос

универ-тов

 

част/

гос

Поступивших в училища

Окончивших училища

Поступивших в университеты

Окончивших университеты

 

всего м/ж

жен, %

всего м/ж

жен, %

всего м/ж

жен, %

всего м/ж

жен, %

 

2000 /

2001

93/95

28/ 25

427366

49.5

152580

51.7

502 580

44.8

97568

-

2001 /

2002

83/ 95

30/ 27

377731

48.4

143376

51

567570

45

112511

-

2002 /

2003

75/95

34/27

339627

47

134013

50.4

640563

46.6

128170

-

2003 /

2004

71/ 93

37/ 30

325996

45.5

114041

50.2

706036

46.8

155068

-

2004 /

2005

68/ 93

41/34

326159

45

99107

48.1

770760

46.4

174252

-

2005 /

2006

64/ 93

48/ 41

331604

44.7

96435

46.6

880977

47.3

206251

48.4

2006 /

2007

64/ 92

53/ 41

335554

44.4

97350

46.2

938692

47.3

219833

49.6

2007/

2008

64/ 92

58/ 42

339497

44

99288

46.3

998373

47.1

236972

49

2008/

2009

64/ 92

60/42

346563

44.1

102190

45.5

1034084

47

245672

48.7

2009/

2010

64/ 92

63/ 42

354608

44.2

103064

45.1

1060167

47

250248

48.9

2010/

2011

64/ 92

67/45

201424

44.4

57841

44.9

581170

47.4

131684

49.1

2011/

2012

63/ 92

70/ 46

203473

44.5

59793

45.6

595469

47.4

134128

49.4

Источник: Министерство Образования Китайской Республики на Тайване

Из расчетов, произведенных автором, очевидно, что существует тенденция количественного уменьшения числа профессионально-технических училищ с постепенным уменьшением количества окончивших их женщин в период до 2005 гг., когда положение стабилизировалось, хотя все-таки самый высокий процент поступивших и окончивших училища женщин приходится на начало нового столетия. Следует также отметить, что количество частных (альтернативных) училищ на острове меньше, чем государственных, а поступивших в них студентов обеих полов в 1,5-2 раза больше. Популярность частного образования растет, при этом отмечается дороговизна частного образования по сравнению с тем, что предлагают государственные школы (в 10 раз, около 120000 н.т. долл. в год). За качественное образование родителям приходится платить для того, чтобы иметь возможность их детям попасть в престижные университеты

При этом, за последние 2 года, когда экономика Тайваня страдает от глобального кризиса, происходит снижение конкуренции человеческих ресурсов на острове и наблюдается значительное уменьшение числа студентов в обоих сегментах образовательной системы (см.таблица выше).

Важно заметить, что среди выпускников профессионально - технических училищ 2012 г. женщины составили 45%, многие из которых затем становятся предпринимателями в сфере услуг. Процент женщин- предпринимателей, занятых в индустрии услуг, стабильно высок 30 - 40 %. Заработки женщин в этом секторе экономики выше, чем в других секторах, тяжелой индустрии и сельском хозяйстве, что отчасти объясняет прекращение уменьшения количества данных образовательных учреждений, а количество окончивших их женщин стабильно составляет около 46 % за последние 5 лет. Можно с уверенностью говорить, что на Тайване профессиональные навыки работников пользуются не меньшим спросом, чем диплом университета.

Несмотря на высокую потребность Тайваня в высококвалифицированной рабочей силе для промышленного роста и инноваций, безработица среди молодых тайваньцев, окончивших колледжи и вузы, растет. В ноябре 2011 г. она составила 12%, что выше, чем для всего остального трудоустроенного населения (4,48 %). Около 12,96 % она составила в июле 2012 г., при общем числе безработных на острове 4,31 %.

Только 60% молодежи в возрасте от 20 до 40 лет верят в перспективу достижения ими успеха в ближайшие годы, согласно опросу СМИ, и 80% в этой возрастной группе испытывают затруднения с поиском работы, которая удовлетворяла бы их. Кроме того, отмечается тенденция приданию меньшего значения карьере среди молодых людей по причине возможностей изыскания финансовых средств, часто за счет родителей, при нынешнем уровне экономического развития Тайваня. Одни склонны видеть смысл жизни в иных вещах, в интенсивном материальном потреблении. Для другой креативной, полной энтузиазма молодежи, важны не столько деньги, сколько моральное удовлетворение и позитивный образ выполняемой работы: в дизайне, поисках нестандартных способов утилизации сельскохозяйственных отходов, специализации в садоводстве, способности к инновациям в медицине и пр.

Усложняется структура общества (вместе с технологически прогрессом, новыми видами коммуникаций, доступом к большим объемам информации), а не природа или способности молодых людей, и это не позволяет «приклеивать ярлыки» целому поколению, называя его «потерянным». 60,6% молодых людей на Тайване, согласно опросу СМИ, помогают своим семьям, отдавая часть заработка.

Трудно ожидать быстрого замедления безработицы среди выпускников, уменьшения ее уровня, что могло бы улучшить экономическую ситуацию на Тайване. Глобальный экономический спад усугубил проблемы, с которыми сталкиваются выпускники учебных заведений на Тайване, но ситуация с безработицей на острове это больше структурная проблема, относящаяся к дисбалансу на рынке труда.

Несмотря на огромное количество разнообразных учебных заведений, тайваньская рабочая сила «слишком высоко квалифицирована», не хватает работников с базовыми профессиональными навыками и ощущается избыток кадров высокой квалификации в определенных отраслях. В списке стратегически важных для развития страны - ремонт и техническое обслуживание самолетов, сталелитейной производство, производство опто- волоконных материалов и в таких важных секторах, как пищевой, туризм, цифровые технологии, финансовые услуги, дизайн, телекоммуникации, инженерное управление и т.д. Заполнение этого пространства - та цель, ради которой были созданы профессиональные - технические школы для студентов, проявляющих все больший интерес к этим учебным заведениям по причине того, что рынок вакансий требует теперь практических и профессиональных квалификаций, значимость которых все увеличивается год от года. Ощущается недостаточное количество шеф-поваров, например, в ресторанном бизнесе, в связи с этим 100 профессионально-технических училищ предлагают специальные программы по кулинарии, учитывая спрос и предложение на рынке труда, а также в тесном сотрудничестве с шеф-поварами ресторанов, одновременно повышая социальный статус и профессиональный имидж последних.

Таким образом, профессионально - техническим училищам удается растить таланты среди молодежи, что свидетельствует о гуманистическом подходе к образованию на Тайване. Обучая молодежь практическим навыкам, порождая желание учиться, формируя кадры для определенной отрасли экономики, училища помогают студентам приобрести профессию, которая укрепит их способности, как для экономики Тайваня, так и для международных рынков.

С другой стороны, тайваньский бизнес и местная промышленность, используя стратегию оптимизации своих расходов, недостаточно развиваются и не ведут инновационные исследования, чтобы создать новые возможности для занятости молодежи, и испытывают потребность только в неквалифицированных работниках физического труда. Свидетельством тому является наращивание количества иностранной рабочей силы, частое обращение к вопросу о разнице в оплате труда уроженцев Тайваня и иностранных рабочих.

В азиатских странах существует предрассудок в отношении физического труда, так же как считается, что образовательная система для подготовки профессионально-технических кадров – это система для бедных с второсортным образованием, особенно в сельских регионах. Работодатели предпочитают служащих с университетским образованием или выпускников колледжей работникам с профессионально - технической подготовкой, при этом более высокая ступень образования кандидата предполагает и более высокую оплату труда, хотя сейчас молодежь на Тайване соглашается на относительно невысокую среднюю заработную плату (30 тыс. н.т.долл. в месяц, что примерно эквивалентно 1 тыс. ам. долл.).

Большинство фирм на Тайване небольшие, поэтому они могут быть заинтересованы в кадрах со специальной подготовкой, окончивших общие образовательные учреждения. Тогда как большие предприятия и иностранные фирмы нанимают служащих с продвинутым университетским образованием. Очевидно, вопрос может быть решен в более тесном сотрудничестве образовательных институтов с фирмами. Переходный период, который проходит Тайвань в настоящее время, требует определенных условий, которые состоят в сотрудничестве и соединении интересов всех участников процесса, способствующих возрастанию участия фирм в подготовке специалистов и трансформированию системы профессионального образования в разряд престижных, не ограничиваясь реформами, нацеленными на самосохранение этой системы.

Однако, в настоящий момент наблюдается падение мотивации у образованной части населения к высокооплачиваемому труду, многие выпускники вузов не стремятся идти на высокооплачиваемые позиции, связанные с риском ответственности за принятие решений, за что и платят высокие зарплаты, предпочитая этому обращаться за стабильной, пусть и невысокой зарплатой на государственной службе (29 тыс. н. т. долл.(978 ам. долл.), что эквивалентно уровню зарплат на Тайване конца 1990-х гг.) и социальными гарантиями. Об этом свидетельствует недавний случай на Тайване, когда 5000 обладателей магистерских дипломов и несколько десятков человек с учеными степенями обратились в Экзаменационный Юань для сдачи экзаменов на должность чиновников муниципального уровня одновременно с 8000 лиц старшего возраста. Это может свидетельствовать об определенном психологическом сдвиге в тайваньском социуме, очевидно, под влиянием неуверенности в своем будущем в условиях перевода части производства за рубеж и ввоза иностранной рабочей силы в условиях общего финансово-экономического кризиса, возможно, также и неопределенности с будущим острова. Эта ситуация демотивирует образованных людей к получению высокооплачиваемых должностей в бизнесе и в инновационной сферах, связанных с риском.

Решить эту дилемму Тайваню помогут серьезные шаги в отношении возможности повышения занятости квалифицированных работников, не полагаясь только на стратегии системы образования и реформирования. Иначе количество квалифицированных кадров, не нашедших адекватной занятости на острове и стремящихся уехать за рубеж в поисках достойной работы, будет только возрастать.

 

 

* Статья подготовлена при содействии Фонда Jiang Jingguo,Тайвань.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив