Развитие европейско-латиноамериканских отношений в XXI веке опираются на историко-культурную взаимосвязь двух регионов.

Именно европейская цивилизационная модель, навязанная европейскими колонизаторами Латинской Америки, легла в основу современной культуры этого региона. Огромное влияние на культурное просвещение в Латинской Америке оказала деятельность французских мыслителей эпохи Просвещения.

Однако политический и экономический диалог на протяжении XIX-XX веков развивался достаточно слабо в результате конкурентной борьбы Европы и США за влияние в странах Центральной и Южной Америки.

Таким образом, между США и странами Европы было развязано мощное информационное противоборство, которое условно можно разделить на три этапа :

  • Первый этап, XIX век. США использовали метод пропаганды в латиноамериканских странах, который заключался в том, чтобы ограничить влияние европейских монополистических объединений в регионе, так называемая «Доктрина Монро», навязав тем самым Латинской Америке свою модель политического и экономического развития.
  • Второй этап, XX век. Конкурентная борьба между США и Европой в латиноамериканском регионе закончилась полной победой США, которые занимали доминирующие позиции в Латинской Америке вплоть до 1990-х годов XX века.
  • Третий этап, конец XX - начало XXI века. Тесное сотрудничество между двумя регионами возобновилось. Начиная с 1990-х годов XX века, ЕС является важным политическим и торгово-экономическим партнером Латинской Америки после Китая и США. Ряд исследователей отмечает, что активное сближение двух регионов в конце XX века стало результатом затяжного экономического, политического и социально-психологического кризиса, который был вызван неолиберальной моделью развития, навязанной латиноамериканскому региону США.

Оценивая социально-политическую и экономическую обстановку в Латинской Америке в 1990-е гг., французский политолог Жан Жак Курляндски в своей статье «Политическое обновление и новый дипломатический расклад в Латинской Америке» отмечал, что согласно политике «Вашингтонского консенсуса» правящие круги ряда латиноамериканских стран провели либерализацию торговли, приватизацию предприятий общественного сервиса на коммерческой основе, при этом сбалансированный бюджет оказался под контролем Международного валютного фонда. Такая политика усугубила неравенство на континенте, и избиратели отказались от правительств неолиберального толка, находящихся под патронажем Вашингтона.

Этот кризис подтолкнул многие страны Латинской Америки к поиску своего независимого пути развития , как для региона в целом, так и для отдельно взятых стран. Такая политика нашла свое отражение в создании экономического союза АЛБА, подкрепленного боливарийской идеей национального и социального освобождения, которая во многом способствует развитию региона, а также проведению самостоятельной социально-экономической политики многими странами Латинской Америки.

В этот период важным политическим и экономическим партнером для стран Латинской Америки, и в частности для стран АЛБА, стал ЕС, с которым за 12 лет удалось наладить надежный экономический и политический диалог, и который стал главным конкурентном Северной Америки в регионе.

Говоря о причинах сближения двух регионов итальянский политолог Жан Лука Гардини отмечает, что оно осуществляется на почве общих моделей интеграционного развития , опыт которых страны Латинской Америки перенимают у ЕС и которые в значительной мере отличаются от североамериканской модели интеграционного развития. В их основе лежит концепция мягкой силы, предполагающая, что проведение межрегионального конструктивного диалога будет стимулировать коммерческие отношения между двумя регионами.

В 1993 году Европейская комиссия положила начало своим программам регионального сотрудничества с Латинской Америкой основываясь на двух принципах : укрепления отношений между этими двумя областями и способствования эффективному стимулированию развития латиноамериканских стран.

Крупнейшим проектами в этой области были программы ALFA, AL-INVEST .

Программа ALFA включает в себя сотрудничество между высшими учебными заведениями Европы и Латинской Америки для содействия экономическому и социальному развитию латиноамериканского региона.

Программа AL-INVEST была создана для облегчения сотрудничества между латиноамериканскими и европейскими малыми и средними предприятиями. В период 1993-2008 гг. AL-INVEST инвестировала в производственный бизнес 513 млн. евро. Ее главной целью является продвижение социальной сплоченности и региональной интеграции в латиноамериканских странах.

Фонды Европейской комиссии ежегодно выделяют 500 млн. евро на реализацию двухсторонних и региональных проектов, включающих в себя и гуманитарную помощь. Основной целью ЕС в Латинской Америке является создание благоприятных условий для региональной интеграции, уничтожение бедности, развитие гражданского общества, реформы в области образования, здравоохранения и решение экологических проблем.

Встречи на высшем уровне, проходящие каждые два года в странах ЕС и Латинской Америки являются главным катализатором путей решения этих проблем.

Первая такая встреча была проведена в Рио–де–Жанейро в 1999 году. Основной ее целью было продемонстрировать стремление к усилению политического, экономического и культурного обмена между двумя регионами.

В результате последующих встреч (Мадрид-2002 г; Мексика – 2004 г.; Вена-2006 г.; Янма – 2008 г.), были подведены итоги стратегического партнерства, определены цели нового сотрудничества, а так же пути решения таких серьезных проблем как международная безопасность, права человека, охрана окружающей среды, борьба с наркобизнесом, развитие региональной интеграции, расширение торговли и инвестиций.

Одним из направлений сотрудничества ЕС и стран АЛБА является социальная сфера . Европейская социальная модель становится предметом глубокого изучения на экономическом, политическом и общественном уровне.

Страны Европейского союза и Латинской Америки планируют новые шаги в политическом, экономическом, торговом и финансовом сотрудничестве. В течение 2007 –2013 гг. ЕС выделил 2,6 млрд. евро в целях развития европейско-латиноамериканских отношений. Эта сумма была разделена на два программных под периода: 2007-2010 и 2011-2013 гг.

Особенно активно продвигаются проекты помощи странам центральной и Южной Америки, входящим в интеграционное объединение АЛБА, так как именно эти страны являются наиболее отстающими в латиноамериканском регионе, значительно уступая по уровню развития Бразилии, Аргентине, Чили, но в тоже время имеют многообещающие перспективы развития многостороннего сотрудничества с ЕС.

Крупнейшими торгово-экономическими и политическими партнерами стран АЛБА являются такие страны ЕС как Германия, Великобритания, Франция, Италия.

Взаимосвязь вышеперечисленных стран ЕС с такими государствами, как Антигуа и Барбуда, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины осуществляется через соглашение между ними и Карибской интеграционной группировкой (CARICOM), в рамках которого развивается сотрудничество в борьбе со СПИДом, бедностью и решении климатических проблем. Торгово-экономические отношения пока развиты недостаточно в силу слабо развитых экономик этих стран.

Эффективное сотрудничество между странами ЕС и АЛБА осуществляется не только в рамках интеграционных рабочих групп, но и с каждой страной в отдельности.

Одним из важнейших партнеров ЕС в странах АЛБА является Венесуэла .

Так, начиная еще с 1999 года главным торговым и политическим партнером Франции является Венесуэла . Политический диалог был установлен в октябре 1999 года, когда венесуэльский президент Уго Чавес впервые посетил Париж с официальным визитом. В результате политического сотрудничества удалось установить тесные торгово-экономические отношения между двумя государствами. На сегодняшний день Франция занимает первое место по объему инвестиций в Венесуэлу.

Главными товарами венесуэльского экспорта во Францию являются нефтегазовые продукты, основу французского экспорта в Венесуэлу составляют фармацевтические препараты, товары для дома. Тесное сотрудничество между обоими государствами осуществляется в таких областях, как высшее образование и научные исследования. В настоящее время разрабатывается совместная программа, направленная на развитие франко-венесуэльской школы нанотехнологий.

В 2004 году в результате высоких цен на нефть, заметно увеличился немецкий экспорт в Венесуэлу . Венесуэла импортирует из Германии машины, электротехнику, фармацевтические, химические и пластмассовые товары, стоимостью 709 млрд. евро в год. Начиная с 2009 года, Германия занимает шестое место среди важнейших поставщиков Венесуэлы. Венесуэльский экспорт в Германию состоит из природного газа, нефтепродуктов, железа и алюминиевой продукции и составляет 721,5 млрд. евро в год .

С 2001 года наметилось активное торгово-экономическое сотрудничество Великобритании и Венесуэлы , подкрепленное тесным политическим диалогом между двумя странами. Венесуэльский президент Уго Чавес неоднократно посещал Великобританию с рабочими визитами (октябрь 2001 г., май 2006 г.). В июне 2007 году между Венесуэлой и Великобританией был подписан двухсторонний план действий, который предполагал конструктивное сотрудничество в таких областях, как торговля и инвестиции, борьба с наркобизнесом и преступностью, здравоохранение, международная безопасность, права человека, сельское хозяйство, образование и культура, экология.

В 2010 году Венесуэла стала пятым самым большим внешним рынком Великобритании в Латинской Америке после Бразилии, Мексики, Чили и Аргентины. Основу британского импорта из Венесуэлы составляют нефтепродукты. Венесуэла импортирует из Великобритании напитки, фармацевтические продукты, химикаты.

Итальянско-венесуэльские отношения направлены главным образом на развитие культурных и научных взаимосвязей между странами. Так, при содействии посольства Италии в Венесуэле итальянский язык является вторым обязательным языком, который изучается в ряде средних и высших учебных заведений.

В рамках общего соглашения между Венесуэлой и ЕС, Италия оказывает значительную помощь Венесуэле в развитии двух проектов. Первый: восстановление сектора по производству какао в регионе Барловенто, составляющего основу местной экономики. Его работу нарушили природные бедствия, вызванные проливными дождями, которые обрушились на несколько регионов Венесуэлы в декабре 1999 года.

Основной целью программы является расширение и улучшение производства какао на небольших фермах в регионе Барловенто. Второй: оказание помощи беднейшим районом Каракаса, пострадавшим в результате проливных дождей в феврале 2005 года. Реализацию этого проекта осуществляет правительство Италии совместно с венесуэльским муниципальным фондом «Каракас для детей».

Активное сотрудничество ЕС с Эквадором установилось с приходом к власти правительства Рафаэля Корреа, приоритетным направление которого стало расширение торгово-экономических и политических взаимосвязей с ЕС.

Начиная с 2008 года, наметился новый этап в развитии внешнеполитического диалога Германии и Эквадора . Для Эквадора Германия является одним из важнейших торговых партнеров в ЕС. Эквадорский экспорт в Германию составляют бананы и другие тропические плоды, морепродукты, какао и кофе. Из Германии Эквадор импортирует металлические изделия, химическую и фармацевтическую продукцию, автомобили, медицинские устройства. Благотворительная помощь со стороны Германии составляет примерно 530 млн. евро в год.

Тесные внешнеполитические взаимоотношения связывают Великобританию и Эквадор . В марте 2009 года Эквадор в рамках празднования дня памяти Чарльза Дарвина посетили принц Уэльский и Герцогиня Корнуолла. В этом же году Великобританию с академическим визитом посетил президент Эквадора, прочитав лекции в Оксфордском университете и в Лондонской школе Экономики.

При этом торгово-экономические отношения между двумя странами на сегодняшний день развиваются слабо. Основу британского импорта из Эквадора составляют креветки и тропические фрукты. Эквадор импортирует из Великобритании фармацевтические препараты, транспортное оборудование, химические материалы, напитки (главным образом, виски). За период 2000 – 2010гг. Великобритания выделила 3,3 млн. фунтов стерлингов на финансирование таких проектов, как борьба с бедностью, соблюдение прав человека, защита окружающей среды.

Эквадор является важнейшим торговым партнером Италии из числа стран АЛБА. Активное развитие итальянско-эквадорского сотрудничества началось еще 2000 в году. На сегодняшний день Италия - второй торговый партнер Эквадора среди европейских стран. Согласно данным Центрального Банка Эквадора, по объему инвестиций в страну Италия занимает третье место, уступая только США и Канаде.

Италия экспортирует в Эквадор автомашины, текстильные товары, дерево и пластик. Основу эквадорского экспорта составляют бананы(70%), морепродукты, цветы, кофе. Согласно данным Парижского клуба, Италия занимает первое место среди стран-кредиторов Эквадора, являясь держателем 38% (около 800 млн. долларов) его общего долга перед клубом.

Активный политический диалог между Францией и Эквадором установлен в 2009 году в результате визита президента Эквадора в Париж. Основной причиной заинтересованности Франции в отношениях с Эквадором является то, что на долю Франции приходится всего лишь 1% эквадорского импорта. В 2007 году французские экспортные поставки в Эквадор составили 60 млн. евро (механическое оборудование, технический материал, химические и фармацевтические продукты, потребительские товары), а эквадорский импорт составил 151 млн. евро (более 90 % общей суммы представляет продовольственный сектор). Инвестиции увеличились с 39,6 млн. евро в 2005 году до 190 млн. евро в 2007 году. Франция заинтересована в увеличении товарооборота между странами, и поэтому она в 2003 году согласилась на реструктуризацию коммерческого долга Эквадора и предложила частично заменить его на прямые иностранные инвестиции.

Еще одной страной, с которой страны ЕС развивают активное сотрудничество, является Боливия .

Так, Германия оказывает значительную гуманитарную поддержку Боливии, общая сумма, которой на сегодняшний день составляет 1 млрд. евро. В социальной области активно финансируются проекты, координирующие работу социальных институтов в Боливии. Особое внимание уделяется государственной модернизации и развитию сельского хозяйства. Согласно последнему межправительственному договору между Боливией и Германией подписанному в 2009 году в столице Боливии Ла-Пас, Германия выделила Боливии 62 млн. евро на реализацию этих реформ.

Основу боливийского экспорта в Германию составляют природный газ, минеральные виды сырья (свинцовая руда, олово, серебро), сельскохозяйственные продукты (орехи, кофе, пшено), а также изделия из кожи и текстильные товары. Боливия импортируют из Германии, главным образом, химические продукты, машины, автомобильные запчасти и медицинское оборудование.

В начале XXI века получили развитее торгово-экономические отношения Великобритании и Боливии. В Боливии появились крупные британские компании, работающие в углеводородном секторе. Боливия импортирует из Великобритании промышленное оборудование и напитки. Боливийский экспорт в Великобританию состоит из фруктов, овощей, мебели, одежды и цветных металлов. На сегодняшний день британские инвестиции в Боливию составляют 800 миллионов долларов.

Итальянское сотрудничество с Боливией получило развитие еще в 1986 году после подписания соглашений о техническом сотрудничестве, которые включали в себя ряд программ, направленных на развитие политических институтов в стране и сокращение бедности. С момента подписания соглашений на реализацию этих проектов правительством Италии было выделено 200 млн. долларов.

На сегодняшний день важной составной частью двусторонних отношений между Италией и Боливией являются торгово-экономические отношения. Так, согласно данным итальянского Национального института статистики (ISTAT), торговые отношения с Боливией на протяжении последних лет в отношении экспорта и импорта остаются стабильным. Боливийский экспорт в Италию составляют кожа, изделия из древесины. Италия экспортирует в Боливию автомашины, оборудование для производства и использования механической энергии. Развитие торговых отношений между странами в последние годы осуществляется благодаря возобновлению работы торгово-промышленной палаты Италии в Боливии.

Политические взаимоотношения между Францией и Боливией получили развитие в 1997 году, когда французский президент Жак Ширак в рамках своей поездки по странам Латинской Америки посетил Боливию. В 2003 году Франция значительно снизила боливийскую задолженность, а в рамках программы ООН в 2006 году предоставила финансовую помощь, направленную на развитие здравоохранения.Диалог был продолжен в ходе рабочих визитов президента Эво Моралеса во Францию в мае 2006 года и в 2009 году.

Основу экспорта из Боливии во Францию составляют сельскохозяйственная и пищевая промышленность (приблизительно 60%), этиловый спирт из сахарного тростника, металлы свинец, цинк и олово (35%). В свою очередь Франция экспортирует в Боливию полуфабрикаты (29%), фармацевтические препараты, туалетные принадлежности, товары для дома (20%).

В мае 2010 года в Боливии прошли реформы, направленные на национализацию электроэнергетического сектора. Они сильно задели интересы французских инвесторов, чья доля в этом секторе составляла 35,7%., после чего Франция потребовала немедленной компенсации.

Прочные внешнеполитические и экономические взаимоотношения связывают ЕС и Никарагуа , главными партнерами, которой являются Германия и Италия.

На сегодняшний день торговый оборот между Германией и Никарагуа составляет приблизительно 40 млн. евро в год . Германия является одним из самых важных торговых партнеров Никарагуа в Европе. Никарагуа экспортирует, прежде всего, сельскохозяйственные продукты и ввозит из Германии промышленные изделия. Благотворительная ежегодная помощь со стороны Германии Никарагуа составляет 10 млн. евро.

Значительную помощь в процессе развития и защиты инвестиций Италия оказывает Никарагуа. Начиная с 1996 года, Италией было приватизировано более 300 никарагуанских предприятий в области энергетики, страхования и телекоммуникаций.

В начале XXI века наметился новый этап взаимоотношений ЕС и Кубы .

Внешнеполитический диалог ЕС и Кубы осуществляется в рамках общей программы ЕС, целью которой является поощрение процесса перехода к плюралистической демократии и соблюдения прав человека, путем усиленного диалога с кубинскими властями и всеми секторами кубинского общества.

ЕС считает, что реформы, проведенные кубинским президентом Раулем Кастро, значительно улучшили качество жизни кубинцев и должны увеличить поток прямых инвестиций из стран ЕС.

Основными направлениями во внешнеполитических взаимоотношениях ЕС с Кубой являются: развитие совместных программ в области образования, здравоохранения.

В начале XXI века страны АЛБА в поисках более прогрессивной модели социального развития стремятся к диверсификации своих внешнеполитических и внешнеэкономических связей. Отражением этого процесса явилось интенсивное развитие европейско-латиноамериканских отношений во всех сферах: от экономических проектов до сотрудничества в области культуры, науки и образования.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив