На опыте президентов Венесуэлы, Эквадора и Боливии.

Внешнеполитический диалог стран АЛБА с ЕС основан на тесном сотрудничестве представителей власти двух регионов, успеху которого способствовали технологии политической коммуникации, применяемые лидерами стран АЛБА в ЕС.

В качестве основных технологий политической коммуникации, используемых лидерами стран АЛБА для продвижения интересов своих стран в ЕС, можно выделить:

  • создание персонального бренда;
  • популистские лозунги;
  • управление посредством невербальных коммуникаций;
  • имиджмейкинг;
  • мультикультурные технологии.

Лидеры стран АЛБА, такие как президент Венесуэлы Уго Чавес, президент Эквадора Рафаэль Корреа и президент Боливии Эво Моралес используют набор этих технологий во время официальных и неофициальных визитов в страны ЕС.

Следует отметить, что положительные имиджевые характеристики лидеров стран АЛБА в ЕС способствовали подписанию долгосрочных внешнеполитических контрактов между регионами, как на интеграционном уровне, так и между отдельными странами ЕС и АЛБА.

Так, возобновлению в 2008 году прерванного на 12 лет межправительственного диалогамежду Францией и Эквадором во многом способствовали личные качества президента Эквадора Р. Корреа. Беседа президента Эквадора с французским президентом Николя Саркози имела большой дипломатический успех. Политический диалог снова возобновился, и были налажены двухсторонние отношения между странами.

В процессе этой встречи президенты Франции и Эквадора решали такие важные международные проблемы, как помощь колумбийским беженцам, которые находятся под опекой Эквадора, экологические вопросы и освобождение бывшего кандидата в президенты Колумбии Ингрид Бетанкур.

Рафаэль Корреа, получивший образование в Бельгии, пользуется популярностью среди франкоговорящих стран ЕС. Французские и бельгийские СМИ, подчеркивают, что интеллигентность президента Эквадора выделяет его среди других политических литеров Латинской Америки и способствует доверию к нему со стороны его избирателей и международной общественности в целом, в чем он существенно опережает президента Венесуэлы Уго Чавеса.

Росту популярности эквадорского президента способствует использование в качестве инструмента межкультурной коммуникации иностранных языков. Так, отлично владея английским языком, Корреа привлек к себе внимание британской общественности в результате своего академического визита в Великобританию в октябре 2009 года, где им были прочитаны лекции в Оксфордском университете и лондонской школе экономики.

Использование информации о семье также повышает авторитет Рафаэля Корреа в глазах европейской общественности. Европейские СМИ выделяют в качестве положительных характеристик семейные ценности президента, который воспитывает троих детей, являясь при этом ревностным католиком.

Анна Мальэрбе, жена президента, также вносит значительный вклад в формирование положительного имиджа своего мужа в ЕС. Бельгийка по происхождению, она получила широкую известность благодаря своей благотворительной деятельности в Эквадоре.

Одним из первых лидеров стран АЛБА, который стал развивать дипломатические контакты со странами ЕС, был Уго Чавес. Скандальная репутация, навязанная венесуэльскому политику США в 2002 году, отразившаяся и в европейских СМИ, в целом не оказала отрицательного воздействия на развитие венесуэльско-европейских отношений.

Ряд европейских политиков, к примеру, французский президент Жак Ширак, использовали противостояние Венесуэлы и США для налаживания более тесных внешнеполитических взаимоотношений с Венесуэлой. В этом вопросе Франция продолжила использование политики двойных стандартов, активно применявшейся Шарлем де Голлем, который активно выстраивал во внешней политике систему сдержек и противовесов, играя на противоречиях СССР и США для ослабления их доминирования в Европе.

С той же целью Жак Ширак одним из первых политиков в ЕС наладил политический диалог с правительством Уго Чавеса после попытки государственного переворота в Венесуэле в апреле 2002 года. Уже в октябре 2002 г. Уго Чавес посетил Францию, а к 2008 году Франция стала первым инвестором в Венесуэле, значительно обойдя по объему инвестиций США и страны ЕС.

Кроме того, страны ЕС, стремясь к расширению связей с Венесуэлой, не раз указывали на наличие положительного исторического опыта взаимоотношений со странами АЛБА.

Так, на официальном сайте МИДА Великобритании подчеркивается, что

Венесуэла и Великобритания имеют давние исторические связи, берущие свое начало с участия британцев в борьбе за независимость Венесуэлы на стороне Франсиско де Миранды и Симона Боливара «Освободителя», которые в свое время посещали Лондон.

 

Французы, говоря об истории отношений, отмечают деятельность французских мыслителей эпохи Просвещения, которые оказали «огромное влияние на культурное просвещение и политические процессы в Латинской Америке».

Популизм Чавеса, выраженный в открытом антиамериканизме, в последние годы положительно влияет на его имидж в странах ЕС. Видеоролики с резкой критикой в адрес президента США Дж. Буша: «Здравствуй, мистер опасность» и выступление в ООН перед аудиториями противника и мировым сообществом, где Чавес обличал Джорджа Буша во лжи и назвал «дьяволом», в целом нашло положительную оценку среди широких слоев населения не только в Венесуэле, но и далеко за ее пределами.

Чтобы расположить к себе европейскую аудиторию, Уго Чавес часто использует общение с любимцами толпы: режиссерами, футболистами, киноактрисами. Так, в сентябре 2009 года Уго Чавес прилетел в Венецию на премьеру документального фильма «К югу от границы» американского режиссера Оливера Стоуна, с которым у президента завязались тесные дружеские отношения. Картина рассказывает о несправедливом отношении к Чавесу и другим южноамериканским лидерам в США, где венесуэльского президента называют диктатором.

Другим событием, нашумевшим в европейских СМИ, стала его игра в футбол с Диего Марадоной в июле 2010 года. Звезда мирового футбола неоднократно признавался в том, что является приверженцем Уго Чавеса, обещав добавить его портрет к своей коллекции татуировок, к изображениям Эрнесто Че Гевары и Фиделя Кастро.

Президент Боливии Эво Моралес, продолжая традиции своих коллег по альянсу, также выделяется своим незаурядным поведением и стилем одежды, что повышает его имиджевые характеристики в европейских СМИ. Индеец по происхождению, он предпочитает появляться на публике в национальной одежде, в том числе, когда наносит дипломатические визиты в разные страны мира, чем напоминает бывшего лидера Ливии Муамарра Каддафи. Европейские СМИ любят сравнивать его с Бараком Обамой, видя в них политиков, не относящихся к европеоидному типу и от которых ожидают серьезных преобразований.

Эво Моралеса отличает крайняя спонтанность во время публичных выступлений, свойственная латиноамериканцам в целом.

Ярким примером может послужить его выступление перед Комиссией ООН по наркотическим средствам в Вене в марте 2009 года, в котором он предложил исключить коку из списка наркотических веществ, составленного ООН. Для убедительности своего предложения, глава Боливии публично пожевал листья данного растения. Эво Моралес подчеркнул, что в отличие от таких наркотиков, как кокаин, кока не вызывает привыкания и не вредит здоровью. Более того, по словам президента Боливии, употребление коки не имеет никаких психологических последствий. «Если это наркотик, тогда отправьте меня в тюрьму», - с вызовом заявил Э. Моралес, демонстративно отправляя в рот листья коки. Глава государства добавил, что миллионы жителей Анд уже много лет жуют листья коки, что является частью их культуры и традиций, и призвал «исправить историческую ошибку», которой является внесение коки в список наркотических веществ.

По словам Криса Крэйна, президента организации Students for Sensible Drug Policy, речь Э.Моралеса, а также его экстравагантная выходка, были восприняты «по большей части положительно». «Многие захлопали, кто-то захихикал, а кто-то и вовсе засмеялся», - сказал К.Крэйн. Подобного рода прием повысил положительные имиджевых характеристики президента Боливии, о чем свидетельствует европейские СМИ, в которых значительно снизилось количество публикаций упрекающих президента в процветании наркобизнеса в стране.

При формировании персонального бренда Эво Моралесом используется и увлечение футболом, которым он занимается с детства. Став президентом, он регулярно устраивает показательные матчи с сотрудниками своей администрации и местными спортивными знаменитостями. В марте 2008 г. Моралес сыграл против Диего Марадоны и сборной бывших аргентинских звезд футбола в благотворительном матче, выручка от которого пошла на закупку продовольствия для жителей пострадавших от наводнения районов Боливии.

О росте положительной репутации лидеров стран АЛБА в ЕС за последние несколько лет, свидетельствует их возрастающая популярность в социальных сетях. Так, согласно данным социальной сети Facebook за 2009-2011гг., лидирующее положение из президентов стран АЛБА в Европе занимает венесуэльский президент Уго Чавес: около 400.000 пользователей дают высокую оценку социально-экономическим реформам, проведенным в Венесуэле.

Работа в области имиджмейкинга и репутационного менеджмента была бы не столь эффективна без использования лидерами стран АЛБА невербальной коммуникации, исключительной особенностью которой является ее независимость от языковых барьеров, позволяющая людям объясняться и понимать друг друга при незнании языков. Использование невербальной коммуникации президентами стран АЛБА увеличивает их популярность среди различных целевых аудиторий Европы и Латинской Америки. Среди технологий невербальной коммуникации, используемых лидерами стран АЛБА, можно выделить:

  • эмоциональное воздействие с помощью цвета;
  • эмоциональное воздействие с помощью голоса;
  • эмоциональное воздействие при помощи одежды.

Важнейшими средствами самопродвижения и эмоционального воздействия на зрителя является цвет и одежда. Они вызывают физическую и эмоциональную реакции, позволяющие передать правильный тон сообщения, его суть и вызвать нужную реакцию у зрителя.

Использование Уго Чавесом во время публичных выступлений красного цвета в одежде в сочетании с военной формой способствует оживлению аудитории и укреплению его харизматичных лидерских позиций во всем мире. Несмотря на частое агрессивное восприятие этого политика, он с каждым годом привлекает к себе все большее внимание мировой общественности.

Об эффективности невербального воздействия на целевые аудитории Европы венесуэльского президента свидетельствуют тревожные оценки ряда американских аналитиков, примером которых может послужить работа Параг Ханна «Второй мир», где он утверждает, что, сея трансатлантический раздор, Чавес держит в запасе «европейскую карту». Европа остается крупнейшим инвестором в венесуэльскую энергетику и сферу услуг. Европейские государства, прежде всего, Испания, в целом симпатизируют стремлению Чавеса к большей независимости от США «и его разглагольствованиям о необходимости избавления от бедности» .

Президент Эквадора Р. Корреа предпочитает в одежде строгий стиль при сочетании белого и черного цветов, создающих ему репутацию мягкого интеллигентного политика, но достаточно скрытного лидера.

Эво Моралес, президент Боливии, любит смешанный индейско-европейский стиль одежды. Сочетание черного и коричневого цветов характеризуют его как политика, солидарного со своим народом. Кроме того, все эти лидеры обладают низкими голосами, способствующими их восприятию как властных, авторитетных политиков.

Характеристики, которые дают европейские СМИ, оценивая внешнеполитический диалог со странами АЛБА, говорят о совпадении восприятия образов этих глав государств аудиторией разных стран, что подтверждает эффективность использования невербальной коммуникации.

Таким образом, использование невербальных средств коммуникации является частью технологий политической коммуникации применяемых лидерами стран АЛБА для повышения положительных имиджевых характеристик, как внутри самих стран АЛБА, так и у своих политических партнеров.

Подводя итоги, отметим, что общей задачей для АЛБА и ЕС в XXI веке является ослабления доминирования США в Европе и Латинской Америке и дальнейшее развитие политического диалога, направленное на укрепление партнерских взаимоотношений.

Благодаря развитию системы политической коммуникации, лидерам стран АЛБА удалось приобрести надежного стратегического партнера в лице ЕС, который, начиная с 2010 года, оказывает значительную помощь странам АЛБА в их информационной войне с США, как это было во время событий в Эквадоре в октябре 2010 года, когда ЕС при помощи СМИ вмешался в информационную войну на стороне АЛБА.

Помимо развития политических и экономических взаимосвязей лидерам стран АЛБА удалось в целом завоевать расположение европейской целевой аудитории, используя технологии политической коммуникации, направленные на корректировку отрицательных имиджевых характеристик, навязанных им американскими СМИ.

Однако действия ЕС, занимающих центристское положение в информационном конфликте АЛБА и США на Ближнем Востоке, способствуют обострению европейско-латиноамериканских отношений, ставя под угрозу, проведенную за 10 лет совместную работу в области укрепления и развития внешнеполитических контактов между двумя регионами.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив