В процессе капиталистического развития Латинской Америки индейцы-крестьяне, так или иначе, втягивались в национальные экономические и социальные системы своих стран, контакты расширялись, усиливалась миграция индейского населения, что способствовало развитию ассимиляционного процесса.

Однако тот факт, что определенная часть индейского населения продолжала сохранять относительную этническую гомогенность, делает закономерной постановку вопроса о национальных правах этого населения, гарантирующих его беспрепятственное развитие. Поэтому анализ взаимоотношений коренного населения и властей представляется нам наиболее важным и необходимым, так как в результате исторической закономерности индейцы оказались самыми ущемленными жителями Эквадора.

В борьбе за решение индейской проблемы выделяются два направления. Первое - отражение индейской проблемы в идеологии и политике, получившее название индеанизма (indigenismo). В общих чертах индеанизм можно определить как направление общественной мысли, стремящиеся теоретически осмыслить индейский вопрос и отыскать пути его разрешения в процессе национальной консолидации и внутренней интеграции своих стран. Но классовая сущность различных течений в индеанизме и соответствующие варианты решения индейского вопроса были неоднородны и даже антагонистичны.

Начиная примерно с середины прошлого века, теоретической постановкой индейского вопроса в Андском субрегионе занимались не сами индейцы, а деятели индеанизма, т.е. представители креольских и метисных слоев, выразители различных общественно-политических тенденций, по той или иной причине озабоченные тяжелым положением индейского населения и стремившиеся найти формы и методы его решения.

Индеанизм успешно и быстро распространялся по континенту, а в 1940 г. получил официальное оформление. Был создан Межамериканский Индеанистский Институт (МИИ), который вскоре приобрел статус специализированного учреждения Организации Американских Государств. В некоторых странах Латинской Америки возникли национальные Индеанистские Институты. Была создана широкая сеть организаций и учреждений, в том числе и международных, пытавшихся оказать индейцам конкретную практическую помощь в улучшении хозяйства, в налаживании здравоохранения и школьного образования, в защите права индейцев на землю. Однако, несмотря на определенные успехи индеанизма, он не смог решить индейский вопрос и вывести большинство индейских народов за черту бедности.

Одна часть индеанистов полагала, что коренное население сможет решить свои проблемы лишь при условии обладания правом на самоопределение: территориальное, экономическое, политическое, культурное, языковое, конфессиональное. Другая же часть, занявшая на длительный срок руководящие и ведущие позиции в индеанистском движении, придерживалась того мнения, что достигнуть равенства с неиндейским населением можно лишь интегрируя с последним. Они искали решение индейского вопроса не в плане возрождения индейских народов, пробуждения их творческой энергии на основе их собственной общественно-политической самодеятельности и самоуправления, а в форме патернализма и протекционизма и в редких случаях – фаворитизма по отношению к коренным жителям субрегиона в целях их скорейшей ассимиляции господствующими испаноязычными народами. Деятели индеанизма, многочисленных политических течений и партий ставили знак равенства между понятиями индеец и крестьянин, сводя, таким образом, индейский вопрос к социальному, игнорируя или отрицая его национальный аспект, а тем самым права индейских народов на их национальное освобождение или национальное самоопределение.

Таким образом, вместо проведения политики опоры на индейские народы, пробуждения их творческой энергии и самодеятельности интеграционисты стали действовать главным образом порочными методами «покровительства» туземному населению, тем самым если не парализовав полностью, то замедлив ритмы его материального и духовного прогресса.

Положительной чертой в этом движении была деятельность латиноамериканских коммунистов, обозначавшая факт существования в недрах индеанизма революционно-демократического направления. Еще в 40-х годах XX века по инициативе компартии была создана Федерация индейцев Эквадора, внесшая существенный вклад в организацию кооперативного движения, способствующего улучшению материального положения определенной части кечуанских общин.

Вторым направлением было пробуждение национально-освободительной борьбы индейских народностей, в которой, как мы считаем, необходимым выделить три этапа.

1. 1950-60-е гг. Этот период характеризуется тем, что в стране происходит формирование отрядов рабочего класса, состоящих из индейцев, сохранивших свои национальные черты и свое национально-этническое самосознание. В самом начале 60-х годов среди руководства Эквадорской федерации индейцев и определенной части левой, в том числе и коммунистической молодежи мелкобуржуазного происхождения, наметилась тенденция противопоставлять задачи освободительного движения индейцев общим проблемам классовой борьбы трудящихся. Группа такой молодежи, возглавляемая Хорхе Риваденейрой, писателем-индеанистом, Эчеверрией, Роурой и Арельяно, организовала так называемую «партизанскую войну» в Тоачи в мае 1962 г.

Х. Риваденейра видел путь решения индейской проблемы в Эквадоре только в немедленной вооруженной борьбе. Еще в 1957 году им был написан роман «Уже рассветает», в котором его позиция в этом вопросе отразилась предельно четко. Тема романа – борьба индейцев за землю с помещиками и полицией, но при поддержке рабочих из города, которую он тогда еще считал непременным условием победы. В то время Риваденейра был активным участником молодежного движения в Эквадоре и вскоре вступил в коммунистическую партию. Накануне VII съезда КПЭ в 1962 году он возглавил группу сторонников партизанской борьбы, выдвинув тезис о том, что революция в Эквадоре должна быть осуществлена крестьянами, а рабочему классу отведена минимальная роль. В поисках поддержки индейских крестьян эта группа стала проводить соответствующую работу в Эквадорской федерации индейцев, и ей удалось склонить на левацкие позиции руководство федерации, которое отказалось от борьбы за неотложные требования крестьян и стало на позиции немедленного вооруженного выступления. В результате же всего этого «партизанская война» в Тоачи послужила лишь предлогом для усиления репрессий. А так же привела к серьезным разногласиям между КПЭ с ЭФИ. Так как на VIII съезде КПЭ резко осудила действия Риваденейры. Лидеры компартии считали, что в горной части страны – «андском переулке» только начинают рушиться полуфеодальные устои, крестьянство представлено в основном индейцами – забитыми, нищими, неграмотными, политически отсталыми, которые не в состоянии вести самостоятельно политическую борьбу и отстаивать свои интересы.

Миграция индейского населения в город также не способствовала каким либо изменениям в их социальном положении. Так, известный исследователь латинамериканист Зубрицкий Ю.А. отмечал, что низкий идейно-политический уровень индейских рабочих, как правило, необъединенных в профсоюзы, позволял подвергать их самой жестокой эксплуатации, что часто осуществлялось под фальшивыми лозунгами национального или расового единства между работником и нанимателем, общности происхождения и под другими предлогами в хорошо знакомом духе буржуазного национализма.

Таким образом, в первый период индейской борьбы за свои социально-экономические права индейские организации установили связь с КПЭ, но она не могла играть решающую роль в освободительном движении, так как не было понимания между лидерами КПЭ и индейцами в силу малоэффективной работы в индейской среде первой и политической неграмотности вторых.

2. 1970-80-ее годы. В этот период тенденции индейцев к автономии, к самоуправлению стали находить конкретное выражение в создании своих собственных национальных организаций. Правительственные органы отнеслись к этому факту с определенной терпимостью, явно пытаясь тем самым в какой-то степени держать под контролем, как процесс создания указанных организаций, так и их деятельность.

К 1980-м гг. индейский вопрос в Эквадоре имел ту особенность, что здесь наиболее четко проявился процесс становления как индейской национальной (кечуанской) буржуазии, так и национальных индейских отрядов эквадорского рабочего класса. Соответственно этому и формы существования индейских национальных организаций приняли в Эквадоре также наиболее четкий характер. Практически все национально-этнические группы, населявшие в этот период Эквадор, имели уже свои организации. В 1980 г. в городе Сукуа на собрании делегатов индейских этносов всех районов страны было принято решение о создании Национального совета координации индейских национальностей Эквадора (КОНАКНИЭ), впоследствии преобразованного в Совет индейских национальностей. Главной их целью была провозглашена «борьба за полное освобождение угнетенного, маргинализированного и эксплуатируемого индейского народа в единстве со всеми организациями народных слоев»

Среди многих других в совет индейских национальностей входила организация индейцев кечуа, носящая название «Экварунари». Она являлась самой крупной и самой действенной национальной организацией кечуа не только в масштабах Эквадора, но и всего Андского субрегиона. В сфере ее влияния находилось от 1,5 до 2 млн. человек. Она неоднократно выступала с требованиями демократического решения аграрного вопроса, защиты языка и культуры кечуа. "Экварунари" видела пути осуществления этих требований в укреплении единства рабочего класса, крестьянства и индейского населения в совместной борьбе за демократию и социальный прогресс.

Четкие организационные формы и плодотворная деятельность характеризовали и Федерацию центров Шуаров. Из программных положений Федерации наибольшее значение имели защита земельных владений шуаров как основы «существования национальности, ее языка и культуры, а также задача «более совершенной организованности и затем объединения с другими организациями индейцев, крестьян, рабочих и иных слоев, чтобы бороться за преобразование общества».

Следует отметить, что высокая степень организованности эквадорских индейцев объяснялась не только особенностями этносоциальной ситуации, сложившейся в стране, но и теми традициями, которые возникли в результате активной деятельности, которую вела на протяжении почти полувека Федерация индейцев Эквадора. Однако к 80-м годам из-за нечеткости позиций коммунистов и слабости руководства Федерация, по существу, распалась.

Таким образом, если обратиться к анализу крестьянско-индейских движений в этот период, то, по мнению многих исследователей, индейцев интересовало, прежде всего, решение их собственных проблем. Основное для них – земля, и дальше аграрного вопроса их «революционность» не распространялась. И движение сопротивления не могло принести существенных результатов, так как продолжавшийся разрыв с левыми партиями лишали индейские конфедерации надежного союзника в городе. 3.1990-е гг. Ряд латиноамериканских исследователей и наблюдателей характеризуют этот период, как «взрыв», «извержение» индейских национальных движений и организаций.

Негативные последствия неолиберальных реформ, усиливших социальное неравенство, проявились в ухудшении условий жизни индейских крестьян Эквадора. Выход из бедственного положения лидеры индейских организаций видели в прекращении практики дискриминации и акциях сопротивления политике властей. Об этом красноречиво свидетельствовали вспышки индейских волнений в Эквадоре.

По мере развития организационных структур индейского движения его политический потенциал стал проявляться более четко. С середины 90-х годов представители этих организаций участвовали в выдвижении своих кандидатов на муниципальных и парламентских выборах. И хотя представительство депутатов-индейцев в законодательных органах Эквадора и Боливии было миноритарным, индейские лидеры получили возможность использовать парламентскую трибуну для выдвижения требований и обнародования программных документов.

В 90-е годы в рамках общей стратегии « индейского сопротивления» коренные народности стали требовать равных возможностей для включения индейского сектора в рыночную экономику. Все большую популярность в индейской среде получила идея собственной программы развития, альтернативной неолиберальной модели. По замыслу ее авторов, такая программа должна была реализоваться при поддержке других аборигенных организаций андского субрегиона.

В связи с тем, что правительство Эквадора не спешило с принятием закона об аграрной реформе, требования индейцев все больше стали принимать политическую окраску. Беспрецедентные массовые волнения крестьян – индейцев, охватившие Сьерру в июле 1990 года, вошли в литературу, как индейское восстание. Его подготовку и организацию осуществляла КОНАИЕ(CONAIE). Ее возросший потенциал был продемонстрирован в 1992 году в ходе восстания, участники которого добивались от правительства улучшения условий жизни и проведения реформ в аграрном секторе.

Активизация индейского движения вынудила государство пойти на некоторые уступки. Так, правительство признало необходимость двуязычной системы образования и пошло на возврат около 3,5 млн. га территорий амазонским народностям. С начала 90-х годов обозначалась тенденция к участию в политическом процессе партий, созданных активистами индейского движения. Наиболее организованной и влиятельной стала партия «Движение многонационального единства Пачакутик – новая страна», возникшая как политическое крыло КОНАИЕ, но затем приобретшая самостоятельность в качестве поликлассовой партии, выступившей за кардинальное обновление государственного и общественного строя.

Фракция этой партии в парламенте добивалась одобрения проекта Развития индейских и негроидных народностей на 1997-2001 годы. В 1998 г. Конституционная Ассамблея пошла на признание коллективных прав коренных, а также афро-эквадорских этносов, но отклонила предложение индейских организаций о признании полиэтничного и мультикультурного статуса эквадорского государства.

В том же году была создана комиссия по делам индейских народностей и других этнических групп при Национальном конгрессе и шесть представителей партии были избраны в Национальный конгресс. Таким образом, Пачакутик стала пятой по числу депутатов политической силой в стране. Это движение позиционировало себя в качестве новой левой поликлассовой партии, добивающейся построения « солидарной экономики» на благо человека, выступавшей за сдерживание приватизации и усиления государственных предприятий и находящийся в оппозиции ко всем, кто поддерживает неолиберальную модель, т.е. к исполнительной власти, конгрессу, политическим партиям, институтам государства, частному сектору и международным организациям .

Подводя итоги можно сделать вывод, что индейский вопрос в Эквадоре на протяжении всего XX века являлся актуальной проблемой в начале для последователей индеанизма, по той или иной причине обеспокоенных судьбами индейцев, а затем и для самих индейцев, которые к 1950-60-м годам формируют партизанские отряды, для борьбы за свои угнетенные права. И хотя эта борьба носила примитивный характер, была подогрета популистскими лозунгами писателдей-индеанистов, нельзя не учесть, что в первый период произошло психологическое изменение индейцев, которые, еще не являясь политически грамотными, стали осознавать свое положение в обществе и пытаться отстаивать свои права.

Рост национального самосознания, который был характерен для второго периода, способствовал объединению индейских народностей в особые организации, которые успешно разрабатывали на протяжении всех 80-х годов программы для дальнейшей уже не партизанской, а политической борьбы за свои права.

И, наконец, 1990-е гг. отчетливо показали результат упорной борьбы первых двух периодов. Так индейские организации, во многом добиваются своих национальных прав, благодаря грамотному политическому противостояние в парламенте и организованной борьбе всех индейских народностей страны.

Формы эксплуатации индейского населения Эквадора до 1980-х гг. XX века.*

Тип сельскохозяйственных рабочих

Район

Обязанности

Заработная плата

Уасипунгеро

Горный район - Сьерра

Обязан отработать 4 дня в неделю за пользование парцеллой. Рабочий день длился от 10 до 12 часов. Может быть уволен помещиком или закреплен за поместьем на неограниченное время за долги перед хозяином, а в случае продажи поместья должник переходит в собственность нового хозяина земли. Не имеет права продавать свои продукты. Жена, дети уасипунгеро трудятся на латифундиста. Ежегодные подарки крестьян своему помещику.

Получает возмещение за свой труд частично в денежной форме, частично в пользовании земельным участком

Арримадос

 

Горный район - Сьерра

За аренду земли, крестьянин должен отработать на помещика три дня в неделю, 12 дней в месяц, 144 дня в год.

Не получает денежной ренты.

Партидариос (апарсерос – издольщик)

 

Горный район - Сьерра

За аренду земли уплата помещику половины урожая и содержание наемных рабочих, отработка на хозяина определенное количество дней.

Не получает денежной ренты.

Йанаперо (айуда)

 

Горный район - Сьерра

Отрабатывает определенное количество дней в неделю в качестве возмещения за некоторые блага, которые он получает от хозяина. Обычно свободные крестьяне.

 

Не получает денежной ренты.

Сембрадорес и Колонос

Прибрежный район - Коста

Отрабатывают определенное количество дней на хозяина.

Урожай делят поровну.

 

Натуральная или денежная рента.

Дестахеро (сдельщик) и Хорналеро (поденщик)

 

Прибрежный район - Коста

Эти две группы относятся к сельскохозяйственным наемным рабочим , которые получают возмещение за свой труд исключительно в денежной форме.

 

Денежная рента.

*Таблица составлена автором.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив