Своеобразной попыткой осмысления изменений, произошедших в развитии человечества в конце XX века стала теория глобализации, развивающаяся с 90-х гг. ХХ в., которая занимается исследованием процессов формирования единого мирового гомогенного пространства.

Интенсификация социальных, культурных, экономических связей и отношений приводит к развитию общемировых ценностей, но вместе с тем усугубляются и глобальные проблемы человечества, такие, как бедность, голод, рост населения, проблема «Север — Юг», экологические катастрофы, угроза ядерных войн и т. д. Основной в современном обществе становится тенденция к единообразию, унификации всех процессов, и это связано прежде всего с ростом информационной доступности, развитием компьютерных технологий и международного языка. Все большее влияние приобретают транснациональные корпорации, доходы которых сопоставимы с бюджетами некоторых стран и которые оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие. Часть авторов рассматривают глобализацию как новый этап развития цивилизации, экономический и социальный феномен. Еще в 1966 г. выходит известная статья Д. Белла «Конец идеологии», где он показывает, как после Второй мировой войны формируются постиндустриальные общества, растет класс «белых воротничков», активно развиваются поведенческие и социологические науки, а такие явления, как фашизм, нацизм, остались в прошлом, соответственно, возникает новая эра — эра без идеологии.
Ф. Фукуяма в работе «Конец истории» (1989) подчеркивает окончательную победу капитализма и либерально-демократической идеологии, что, по его мнению, и знаменует конец истории (конец противостояния двух различных систем). Однако такая оптимистичная картина вскоре сменилась более пессимистичными взглядами. По мнению Ф. Закарии, демократические ценности и институты не могут воздействовать на более глубокие структуры, такие, как, например, защита собственности и человеческих прав и свобод. Каплан в статье «Приближение анархии» рассматривает сценарий развития, в котором существующий порядок рухнет, так как глобализация усугубляет разделение людей на два класса — привилегированный (так называемая «космократия») и маргинализированный. Еще более пессимистичный взгляд демонстрирует С. Хантингтон в работе «Столкновение цивилизаций»: государственное устройство, по его мнению, теряет свой авторитет, культура и цивилизация становятся ключевыми в новой системе. С. Хантингтон называет восемь основных цивилизаций, оказывающих влияние на развитие глобального пространства,— китайскую, японскую, индийскую, исламскую, западную, российскую, латиноамериканскую и, возможно, африканскую. При этом наиболее существенные различия в социально-экономическом развитии обусловлены различиями культур. Глобализация в период после «холодной войны» рассматривается как один из этапов на пути столкновения цивилизаций, главную роль в новом мире играют религиозные и национальные интересы. Государственные институты теряют свой авторитет и возможность контролировать потоки финансов, товаров, идей, технологий и населения. Границы становятся все прозрачнее, и возникает особый международный «порядок», который С. Хантингтон сравнивает с хаосом и называет всемирной анархией. В подобной системе теряет свое влияниие государство, нарастают различные конфликты, развиваются криминальные структуры, увеличиваются потоки беженцев, распространяются терроризм, ядерное оружие. Сторонники теории глобализации подчеркивают рост экономической независимости и интеграцию экономических систем при доминирующей роли рынка; таким образом, сторонники свободного рынка победили в исторической перспективе. Глобальный рынок, а не идеология или политика определяют будущее. Главными изменениями в экономической системе стали возрастающая роль знаний как фактора производства и переход к информационным технологиям. Производство становится децентрализованным и географически рассредоточенным, коммуникационные технологии меняют саму природу финансов и торговли, создавая мир без границ. С точки зрения философии, глобализация приводит к формированию новой концепции — постмодернизма, который отрицает некоторые идеалы модернизации, например, рационализацию, индивидуализм, нормы морали. Таким образом, теории модернизации и конвергенции в результате переосмысления исторических событий приобретают новое значение и жизнеспособность, на первый план выходят проблемы трансформации постсоциалистических систем и развития единого глобального экономического пространства.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив