Объем мирового экспорта вооружений в 2012 году впервые вплотную приблизился к 70 млрд. долларов. Россия, как отметил на итоговом в 2012 году заседании Комиссии по военно-техническому сотрудничеству 17 декабря президент страны Владимир Путин, выходит «на рекордный уровень по экспортным поставкам военной продукции, их объём превысил 14 миллиардов долларов США».

При этом глава государства отметил и качественные изменения в системе ВТС. Наряду с традиционными поставками современных систем вооружения развиваются новые направления деятельности, прежде всего, совместное производство продукции военного назначения и исследовательские разработки. Такая кооперация с партнёрами позволяет снижать издержки производства, повышать конкурентоспособность нашей продукции и создавать условия для выхода на рынки третьих стран. Президент считает, что в перспективе Россия не только сохранит существующий портфель заказов в сфере ВТС, но и может рассчитывать на его увеличение.

Для России торговля оружием является не только экономической, коммерческой сферой деятельности. Экспорт вооружений и военной техники затрагивает вопросы национальной безопасности, конкурентоспособности отечественной военной промышленности и состояния военного потенциала страны. Очевидно, что технологическое состояние нашей военной промышленности и эффективное военно-техническое сотрудничество тесно взаимосвязаны, поскольку именно производство является материальной основой ВТС, которое, в свою очередь, дает возможность поддерживать международную стабильность и влиять на военный баланс сил в отдельных регионах мира. По географии поставок вооружений, как правило, можно судить о военных и политических союзниках основных производителей военной продукции, а в последние годы на первых двух позициях в экспорте оружия находятся Россия и США.

К примеру, для США главным покупателем американских вооружений является Саудовская Аравия. В ежегодном аналитическом отчете конгресса США о поставках обычных вооружений (Conventional Arms Transfers to Developing Nations, 2004–2011) приведена статистика о том, что Эр-Рияд по расходам на импорт вооружений занимает первое место среди развивающихся стран. В число «развивающихся стран» в документе включены все государства мира за исключением США, России, членов Евросоюза, Канады, Японии, Австралии и Новой Зеландии, а в рассматриваемые региональные оружейные рынки входят Азия, Ближний Восток, Латинская Америка и Африка. Так, в 2011 году Саудовская Аравия заняла первое место, заключив торговые сделки по приобретению оружия на сумму 33,7 млрд. долларов, из которых американская доля составила почти 99% (33,4 млрд. долларов). Последствия монополии Соединенных Штатов на рынке вооружений этой персидской монархии со всей очевидностью проявляются в проамериканском политическом курсе Саудовского королевства в арабском мире, включая и Сирию, или в его враждебной позиции в отношении соседней Исламской Республики Иран, у которой с Белым Домом отношения до крайности напряженные. У России есть свои союзники, с которыми наше военно-техническое сотрудничество также имеет если не монопольный, то вполне конкурентный характер.

Для России Индия была и остается одним из важнейших партнеров в этой сфере не только в Азии, но и в мире в целом. Россию и Индию традиционно объединяют общее понимание ответственности за международную безопасность и стабильность. Россия видит в Индии динамично развивающееся, демократическое государство, укрепляющее свой политический и экономический потенциал. Владимир Путин впервые посетил Индию с официальным визитом после вступления в должность на третий срок. Этот визит дал возможность России снова заявить о своих интересах в Индии. Самое пристальное внимание, как и ожидалось, уделено соглашениям по военному сотрудничеству, были подписаны контракты, которые не оставляют сомнений в том, что отношения двух стран носят стратегический характер. Заключены два крупных контракта на сумму около 2,9 млрд. долларов.

В соответствии с одним из контрактов, Россия поставит в Индию 71 вертолет Ми-17В-5, общая стоимость сделки составила 1,3 млрд. долларов. В настоящее время Индия уже получает вертолеты Ми-17В-5 в рамках контракта, заключенного министерством обороны Индии с компанией «Рособоронэкспорт» в 2008 году, на поставку 80 единиц машин стоимостью 1,34 млрд. долларов. По данным холдинга «Вертолеты России», модификация вертолета Ми-17В-5 изготавливается в соответствии с требованиями индийского заказчика. Эти машины - одни из самых современных как на мировом рынке, так и в составе ВВС Индии.

Кроме того, подписан договор на поставку комплектующих для сборки 42 истребителей Су-30МКИ на 1,6 млрд. долларов. Также заключен ряд соглашений о партнерстве, в том числе, договор о создании совместного предприятия. Су-30МКИ разрабатывался под требования индийских ВВС. В России самолет серийно строится в корпорации «Иркут», там же производятся основные узлы Су-30МКИ, направляемые для сборки на предприятия индийской корпорации «Хиндустан Аэронотикс Лимитед» (HAL). На данный момент Индия приобрела уже у России 230 истребителей Су-30МКИ на общую сумму 8,5 млрд. долларов. Из них, согласно лицензионному контракту, подписанному в 2000 году, корпорация HAL должна построить на своих заводах до конца 2015 года 140 истребителей этого типа. На вооружение ВВС Индии уже поступило более 100 самолетов Су-30МКИ.

Индия - это крупнейший в мире импортер оружия. Рынок вооружений в Индии, по данным вышеуказанного доклада конгресса США, является вторым среди всех развивающихся стран после Саудовской Аравии, по итогам 2011 года индийская сторона заключила в этой сфере торговые соглашения на сумму 6,9 млрд. долларов. Согласно данным Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), в период с 2005 по 2012 годы Индия потратила на покупку иностранных вооружений почти 28 миллиардов долларов. В ближайшие десять лет Индия намерена потратить более 100 млрд. долларов на модернизацию своей армии, оснащенной преимущественно оружием советской эпохи. Да, в то время Россия имела фактическую монополию на рынке вооружений Индии, сейчас российская доля составляет 65 – 70 процентов, мы остаемся в числе лидеров по экспорту продукции военного назначения, и терять эти позиции не намерены. Ведь, уже в ближайшие три года в 2013–2016 годах, согласно имеющемуся прогнозу Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), объем военного импорта Индии может составить 50,4 млрд. долларов. Эта цифра в шесть раз превышает показатель 2005–2008 годов и в 2,6 раза – показатель 2009–2012 годов.

Рост индийского рынка оружия не остается без внимания основных российских конкурентов в сфере военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. Сегодня важнейший покупатель российского оружия – Индия – сделала новый крупный заказ почти на три миллиарда долларов. Но чем дальше, тем все труднее России будет выдерживать конкуренцию на индийском рынке с западными производителями оружия. Индийские военные стали все больше заказывать пусть и дорогие, но более современные и высокотехнологичные вооружения в США и европейских странах. Уместно напомнить, что 16 ноября 2006 года сенат Соединённых Штатов Америки одобрил подавляющим большинством голосов законопроект о сотрудничестве США и Индии в области мирного применения атомной энергии, который привел также к возвращению американцев на индийский рынок вооружений. Сегодня Россия уже столкнулась в Индии с жесткой конкуренцией со стороны Франции, Великобритании Израиля и, конечно же, Соединенных Штатов в первую очередь.

Конкуренция России и США в сфере экспорта вооружений имеет глобальный характер. В последнее время Вашингтон и Москва доминировали на рынке вооружений в развивающихся странах, в период 2008 – 2011 годов на военно-промышленные комплексы США и России приходится почти 70 процентов всех заключенных соглашений в стоимостном выражении. Правда, разница в объемах поставок и полученных заказов далеко не в нашу пользу. В отчете конгресса США о поставках обычных вооружений в развивающиеся страны (2004–2011) указывается на значительный рост американского экспорта в 2011 году, который достиг 56,3 млрд. долларов, а доля Соединенных Штатов в сравнении с 2010 годом значительно выросла с 43,6 до 78,7 процентов.

Очевидно, что в ответ на возросшую американскую активность на рынках вооружений развивающихся стран России, как справедливо отмечают многие эксперты, следует больше уделять внимание диверсификации военно-технической политики, под которой понимается не только диверсификация стран-покупателей, но и именно политика. В этом отношении важным представляется не допустить перехода на западное оружие традиционных партнеров России, прежде всего, Ливии и Сирии, Алжира, Анголы, Эфиопии, Эритреи, Уганды, Судана, Намибии, Гвинеи и некоторых других стран. В экспертной среде высказывается мнение о том, что в результате «арабской весны» Россия потеряла ливийский рынок, а сейчас вынуждена остановить поставки в Сирию. Однако пример Сирии и Ливии усилил опасения других арабских государств региона в возможном западном вмешательстве, к примеру, наше сотрудничество с Алжиром в сфере ВТС активизировалось. Рынок вооружений Ирака также показывает, что нынешнее руководство страны пытается проводить независимую от США политику перевооружения своих вооруженных сил. Большая часть военной техники Ирака была уничтожена в результате американского вторжения в 2003 году.Конечно, американцы не для того столько лет проводили операцию в Ираке, чтобы потом отдавать рынок вооружений другим странам, тем более России. Тем не менее, контракты на поставки в Ирак 42 пушечно-ракетных зенитных комплекса «Панцирь-1С» и 30 вертолетов МИ-28НЭ с Багдадом прорабатывались. Называлась сумма сделки, превышающая 4 млрд. долларов.

В числе приоритетов внешней политики и дипломатии России можно назвать принятие мер, чтобы потеснить западные компании на рынке вооружений переживающего серьезные политические преобразования Египта, а также Туниса. Видимо, есть основания и для активизации военно-технического сотрудничества с такими странами, как ЮАР, Марокко, Зимбабве, Танзания, Кения, Ботсвана. Особое место в перспективах российского экспорта вооружений принадлежит Ирану. В июне 2010 года Совет Безопасности ООН принял очередную, четвертую резолюцию об ужесточении санкций в отношении Ирана. Россия, вместе с Великобританией, Францией, США, Китаем и Германией, участвовала в подготовке этого документа. Он предусматривает запрет на поставки в Иран широкой номенклатуры продукции военного назначения. Меры по выполнению Россией резолюции Совбеза ООН № 1929 от 9 июня 2010 года были определены Указом президента РФ и предусматривали ограничения в военно-техническом сотрудничестве с Ираном, которые, по сути, привели к запрету поставок любых вооружений и военной техники.

В частности, под запрет попали боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы большого калибра, боевые самолёты и вертолёты, военные корабли, ракеты или ракетные системы, а также зенитные ракетные комплексы С-300, сумма уже подписанного и выполняемого российским оборонно-промышленным комплексом России контракта по поставку которых Ирану составляла порядка 800 млн. долларов. После выхода Указа, многие политики в России утверждали, что резолюция не должна коснуться поставок С-300, так как эти ЗРК являются оборонительными, и их продажа Ирану международным соглашениям не противоречит. С этим соглашался даже представитель Государственного департамента США Филип Кроули, который признавал, что продажа С-300 не запрещается решением Совета Безопасности. Вашингтон выразил признательность Москве за «сдержанность» в реализации контракта по поставкам ЗРК С-300 Ирану, а Россия свернула ВТС с Исламской Республикой, сотрудничество до сих пор остается «замороженным». Ранее в Иран были поставлены зенитные ракетные системы «Тор-М1» и никаких вопросов по этой поставке не возникает.

Официальных данных о военном бюджете Ирана нет, но, по информации международных СМИ, находящийся в Стокгольме Международный институт исследований проблем мира считает, что в этом году, несмотря на санкции, оборонные расходы в Иране могут достичь 20 млрд. долларов. Сумма для одной из развивающихся стран мира – значительная, а по потребностям иранский рынок вооружений продолжает оставаться одним из самых привлекательных для России. Москве следовало бы вернуться к сделке с ЗРК С-300 и выполнить ее, считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Слово за нашими политиками.

В заключение, отметим, что сфера военно-технического сотрудничества с иностранными государствами имеет международный характер, зависит от внешней политики России, способна стать весомым дополнением к российской дипломатии в различных регионах нашей планеты. С другой стороны, снижение объемов экспортных поставок вооружения и военной техники может привести к ослаблению потенциала военно-промышленного комплекса страны, обеспечивающего обороноспособность России. Взятый руководством страны курс на укрепление роли России на мировом рынке вооружений, безусловно, свидетельствует о решимости Кремля отстаивать свои национальные интересы, теснить западные компании на рынке вооружений и не сдавать позиций в государствах, являющихся, как Индия, традиционными партнерами России.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив