Говоря о латиноамериканской цивилизации, следует отметить, что на протяжении нескольких столетий она была заимствованная: это была точная копия европейской цивилизации во всей ее рафинированности.

Именно европейская цивилизационная модель, навязанная европейскими колонизаторами Латинской Америке, легла в основу современной культуры этого региона. Но, несмотря на долгое колониальное порабощение, в Латинской Америке всегда были сильны идеи национального освобождения и приверженность к исторической цивилизационно-культурной основе, так как еще в колониальную эпоху этнорассовые группы в той или иной мере продолжали нести свой социокультурный ген. Во многих случаях имело место своего рода параллельное существование двух цивилизаций. Внутри индийских общин в периферийных зонах жизнь протекала по своим законам и обычаям .

Важнейшим поворотным пунктом в истории стран Латинской Америки явились освободительные революции во французском Сан-Доминго (1789-1896), испанских колониях Нового Света(1910-1826) и португальской Бразилии (1822), обозначенные собирательным названием «Война за независимость в Латинской Америки». Однако это освободительное движение показало, что либеральные преобразования – это процесс весьма длительный, крайне сложный, противоречивый и болезненный, так как вместо процветания в Латинской Америке воцарилась разруха и нищета, причиной которых было подражание опыту США. В своем подражании латиноамериканцы принялись безоглядно разрушать вековые устои собственной жизни и насаждать железом и кровью общественные порядки передовых стран.

С конца XIX и впервые десятилетия XX века в Латинской Америке стали остро проявляться пагубные последствия «цивилизации» в либеральном исполнении. Латинская Америка оказалась на пороге новой революции. Общество жадно искало выход из создавшегося духовно-культурного кризиса, общим знаменателем которого стала реабилитация латиноамериканской цивилизационной самобытности.

Как отмечают многие исследователи, именно с этого периода возникает обособление латиноамериканской цивилизационной модели развития от европейского и американского влияния.

Мощным импульсом для воссоздания латиноамериканских цивилизационно-культурных ценностей послужила боливарианская идеология освобождения, пустившая свои корни еще в начале XX столетия.

Идея «революции освобождения» воплотилась в создании Уго Чавесом и Фиделем Кастро интеграционного объединения АЛБА

Одним из основных направлений АЛБА является формирование единой для многих стран идеологии национального освобождения Латинской Америки от гегемонии США, так называемая боливарианская альтернатива для Латинской Америки, которая успешно была воспринята значительной частью населения латиноамериканских стран.

Использование методов межкультурной коммуникации в создании идеологии объединения региона не только способствовало возрождению национальной культуры и ценностей, как необходимой духовной основы для населения этих стран, но и явилось силой, противодействующей распространению массовой культуры США в странах АЛБА.

Основными идеологическими источниками распространения боливарианской идеологии являются издаваемые массовым тиражом произведения, тексты речей и выступлений двух латиноамериканских лидеров - Фиделя Кастро и Уго Чавеса. В своих работах, таких как «Размышление Команданте», «Агрессивные Штаты Америки», «Строки размышлений Чавеса», лидеры Кубы и Венесуэлы дают оценки положению дел в Латинской Америке и в мире, делая уклон на постоянную опасность со стороны США. Книги распространяются бесплатно и доступны массам.

Также значительный вклад в распространение латиноамериканских культурных ценностей вносят индейские этносы.

В таких странах АЛБА, как Эквадор, Боливия, Венесуэла, где в социокультурном облике превалирует иберийский фактор, на уровне массовой культуры и массового сознания присутствуют стандарты и стереотипы, передающиеся новым поколениям от доколумбовых корней, причем не только в массе индейского поколения и даже метисного населения. Автохтонная индейская культура выходит на другие этнорассовые группы в традициях эстетики, художественного творчества, музыкальной жизни. Бытие общины, семья и личность воспринимают это цивилизационное наследие и стереотипы мировоззрения. В этом контексте можно говорить о Боливии и Гватемале, Перу и Эквадоре и, наконец, о Мексике, где при далеко зашедшем процессе метисации индейская культура, индейский фактор вошли в основу того, что можно было бы назвать национальным проектом либо национальной идеей .

Национальная идея подкрепляется не только превалированием индийских культурных ценностей, но и культом креольских бойцов за независимость латиноамериканского региона.

Так, написанная Карлосом Пуэбла в 1965 году кубинская песня «Hasta siempre Comandante» способствовала возникновению культа «святого Че».

Образ Че Гевары как борца за независимость и защитника Латинской Америки от империалистических оккупантов, особенно ярко представлен французской певицей Натали Кардон в 1997 году. В клипе, снятом на эту песню, сама певица олицетворяет собой образ революции, пришедшей поклониться останкам знаменитого революционера и взявшей на себя обязанность притворить его идеи в жизнь.

Многие жители стран АЛБА, воспринимают Эрносто Че Гевару национальным святым, способным творить чудеса. Вместо того чтобы стать пламенными революционерами, как того хотел Гевара, местное население решает свои проблемы, ища духовного вмешательства Че, часто молясь его образу. В начале XXI в. число верующих почитателей Че резко увеличилось. В 2006 году в кубинском фильме «Святой Эрнесто Вальеграндский» были показаны их обряды .

Возвращаясь к боливарианской идеологии освобождения как к основе становления цивилизационно-культурных ценностей , следует отметить, что в интерпретации, предложенной современными разработчиками, боливаризм предстает также в виде социалистического учения, в котором акцент постепенно смещается от национал-патриотизма к левому радикализму, что дает основания говорить об эволюции современного боливаризма.

Сами теоретики боливарианской идеологии, говоря о боливарианской революции, отмечают ее демократическую окраску в отличие от революций XX столетия.

Так, глава Боливарианского государства Эво Моралесподчеркивает, что является поклонником Эрнесто Че Гевары, потому что разделяет его идеалы равенства, справедливости и свободы для народов Латинской Америки. Однако считает, что современная революция - демократическая, мирная, культурная и антиколониальная.

В этой связи боливаризм представляется региональной моделью развития, включающей в себя национально-культурные элементы латиноамериканского региона.

По словам одного из главных теоретиков этой идеологии, президента Венесуэлы Уго Чавеса, «построение новой экономической модели и финансовой архитектуры должно сопровождаться глубоким проявлением воли создания социальной, экономической и экологической справедливости. И решение этой задачи не станет возможным без прямого участия общественных крестьянских, женских движений. Они являются основополагающий базой народа, организованного в Боливарианский Альянс, а также идеологической сущностью нашей истории».

Главной действующей силой, по мнению современных теоретиков боливарианской революции выступают народные движения, а «Боливарианский Альянс» это результат их борьбы.

Современная боливарианская революция имеет конструктивную направленность и ориентирована на достижение позитивных целей, среди которых развитие страны, социальная справедливость, повышение уровня жизни населения, независимый политический курс, укрепление позиций страны на континенте и развитие интеграционных процессов в Латинской Америке.

Практическим воплощением идеи революции в концепции боливаризма выступают «боливарианские кружки» - как средство мобилизации населения и «боливарианские миссии» - как проводники социальной политики, основанной на принципе справедливости.

Современный боливаризм вписывается в левонародническое направление политической мысли Венесуэлы и Латинской Америки в целом. В этом состоит его определенное отличие от идей основателя данного учения Симона Боливара, принадлежавшего к первым латиноамериканским либералам и республиканцам XIX века.

Данная революционная методика отличается и от методов революционной борьбы в XX столетии, так как в процессе боливарианской революции принимают участия широкие общественные слои, которые придают жизнь новому историческому проекту, прокладывая путь к окончательной независимости и единству народов Латинской Америки.

Таким образом, в настоящее время в странах АЛБА происходит процесс возрождения исторических цивилизационно-культурных ценностей с учетом новых социально-политических реалий. Страны АЛБА через призму возрождения идентификации цивилизационно-культурных ценностей, пытаются отстоять свою полноценную независимость.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив