Польша одна из немногих стран современного мира, которая бережно хранит национальные культурные обычаи и традиции, используя их в повседневной жизни, как и много веков назад. Это в первую очередь относится к национальным праздникам и религиозным обрядам.

На сегодняшний день Польша занимает первое место в мире, по числу верующей молодежи значительно обогнав в этом плане Италию. Также поляки склонны верить в разные приметы и языческие суеверия, которые берут начало с эпохи средневековья, когда Польша еще не была христианизирована. Эти, казалось бы, современные традиции подробным образом описаны в произведениях известного польского писателя, лауреата Нобелевской премии Генрика Сенкевича. В своих романах таких, как Крестоносцы, Потоп, Огнем и мечем, Пан Володыевский, автор подробно знакомит читателя с историей возникновения этих обрядовых традиций и их трансформацию в результате смешения с христианской культурой Запада.

Так, в Польше как и на Украине, рождественская пора связана с традициями святочных гаданий, колядок и шопок, что, несомненно, можно отнести к древним языческим традициям, которые приобрели рождественскую окраску под воздействием христианства.

Основным символом польского Рождества является Рождественская звезда. По библейской легенде, эта звезда озаряла путь к младенцу Христу. Поэтому в роли Деда Мороза в Польше издревле выступал Звездный человек. Раньше в костюм звездного человека наряжались священники и ходили по деревням, одаривая жителей подарками.

Особая атмосфера царит в канун Рождества - Сочельник (в Польше он называется Вигилия). Сочельник - самый семейный польский праздник. Большую роль в создании праздничной атмосферы играет оформление дома или квартиры. Главным украшением праздника становится нарядная елка, без которой трудно представить праздник Рождества. Но это одна из самых молодых праздничных традиций. Первые елки появились в Польше в XIX в., главным образом, в немецких домах и домах горожан евангелического вероисповедания - выходцев из Германии. Постепенно обычай наряжать к Рождеству елку распространился по всей Польше. Ранее польские дома в праздничные дни украшались только ветками хвойных деревьев.

Элементом праздничной декорации были также вязанки злаков, снопы сена или соломы. По старинному поверью, они несли хороший урожай, достаток в доме, но также напоминали о яслях – месте рождения Иисуса Христа. Сегодня об этом обычае напоминает небольшой пучок сена под скатертью, которой накрывают праздничный стол.

Польша славится также своими кулинарными рождественскими обычаями. Традиционно на праздничном столе должно присутствовать 12 блюд по числу месяцев и апостолов. Таким образом, современный ужин в канун Рождества обилен и разнообразен. Как правило, подается грибной бульон или горячий свекольный отвар с «ушками» - маленькими пельменями с грибной начинкой, густой грибной суп, постное блюдо из тушеной капусты (например, капусту с грибами или вареники с капустно-грибной начинкой), макаронные изделия со сладким маком, торты, пирожные и другие сладости, орехи, а также компот из сухофруктов. На праздничном столе не должен ощущаться недостаток в пирогах и десертах. Трудно представить польский ужин в Сочельник без макового рулета, медовых пряников, и десерта, приготовленного из мака с медом, орехами и изюмом, к которому подается хрустящее домашнее печенье, когда-то носившее название «ламаньце». К старинным польским блюдам, которые подают в Польше во время праздничного ужина, принадлежит кутья из перетертого мака, пшеницы и меда. Присутствие этого магического кушанья на столе в канун Рождества символизирует давний обряд единения с душами умерших, который в день зимнего солнцестояния отправляли наши предки. Причем, для верующих поляков мясо исключалось. Царем стола издавна считается карп. Голову карпа непременно должен съесть хозяин дома, сидящий во главе стола. Таким образом, главе семьи оказывается почет. Существует еще один ритуал, связанный с карпом. Если чешуйки рыбы положить в бумажник главы семьи, - после Нового года они обратятся в монетки.

Большинство источников указывает на то, что гадания, в основном, привязаны к традиционному рождественскому блюду поляков – карпу. Так, например, если у карпа много чешуек, то хозяйство в наступающем году будет зажиточным; если он быстро плавает, то год будет удачливым для семьи.

Еще с давних времен в Польше Сочельник Рождества Христова считался днем, ход которого предрешает, как пройдет весь будущий год. А значит, следовало прожить его в полном мире и согласии с домочадцами и знакомыми, никого не огорчать и проявлять друг к другу знаки внимания и уважения. На сегодняшний день придерживается эта традиция приготовлений к праздничному столу. Всю домашнюю работу надо закончить до наступления сумерек, перед ужином, который был и есть самым важным моментом Сочельника. Сигналом к началу торжественного ужина считается появление на небе первой звезды. Застолье предваряется чтением фрагмента Нового Завета о рождении Иисуса, затем все делятся друг с другом облаткой - освященным хлебцем в знак единения, любви, дружбы и мира. Делясь облаткой, люди желают друг другу здоровья, счастья и благополучия. Похожий обряд, символизирующий мир и согласие существует среди исповедующих православие, когда перед ужином в Сочельник присутствующие разламывают и делятся друг с другом просвиркой - пресным церковным хлебом.

Сам праздник Рождества в Польше находится под влиянием двух традиций его празднования с одной стороны европейской, так как Польша католическая страна, с другой – славянской, которая на этническом уровне также близка славянам – полякам. Отсюда гадания, колядки и зимние утехи.

Сразу после рождественских праздников устраиваются так называемые «ясельки» – любительские театрализованные представления, основанные на евангельских сюжетах. На хуторах до сих пор еще можно встретить ряженых, которые ходят от дома к дому со звездой на шесте, исполняют колядки, балагурят, стараются развеселить хозяев, за что, по традиции, получают «плату за визит». Раньше пришедших колядовать угощали лакомствами с праздничного стола, сейчас им всё чаще дают небольшие деньги. Ряженые часто разыгрывают сценки, таки или иначе связанные с библейскими мотивами. Можно сказать, что постоянными персонажами в этих сценках являются: царь Ирод, Ангел, Черт, Смерть, иногда Цыган, Медведь или Козел.

Влияние советской эпохи, казалось бы, не отразилось на мировоззрении и характере поляков.

31 декабря под Новый Год – по католическому календарю день святого Сильвестра, которым открывается сезон балов и маскарадов, время шумных многолюдных увеселительных мероприятий с танцами, розыгрышами и обильным угощеньем.

Выпекание хлеба – одна из важнейших новогодних традиций Польши. Печь пончики, которые в Польше называют paczki, к Новому году – добрая примета. Пончики приносят благосостояние. Небольшие булочки в форме кольца, креста или ребенка прятали на новогоднем столе. По тому, кому что досталось, предсказывали будущее. Кольцо – к свадьбе, крест – быть священником, а хлебец-ребенок – к внебрачной беременности. В Польше верят, что если проснуться рано в первое утро Нового года, и весь последующий год будешь вставать рано. Если, проснувшись, коснуться пола сначала правой ногой – это к счастью.

Среди традиционных польских новогодних развлечений, популярных и в нынешнее время - так называемый «кулиг», то есть катанье на санях или, как его еще называли, «хоровод саней», который когда-то был одной из любимых забав шляхты. Сани кружили от двора до двора, а в каждом из них гостей ждало щедрое угощенье, после чего начинались танцы, что называется «до упада».

Эта традиция сохранилась и по сей день, но сейчас кулиги проходят более скромно. Катанье заканчивается застольем у костра, во время которого едят жареные на огне колбаски, мясо или традиционный польский бигос. Последний четверг карнавала, так называемый «жирный четверг» – это день, в котором главенствуют сладости: пончики из дрожжевого теста с джемом и печенье «хворост».

Рождественский карнавал заканчивается бурным весельем со вторника на «пепельную» среду, так называемым «селедочником». На ужин подается, главным образом по-разному приготовленная сельдь как напоминание о грядущем посте.

Однако небольшое влияние советской эпохи в традиции празднования Нового Года все же ярко прослеживается в современной культуре Польши.

Нов

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив