Новый год в Индии

30 декабрь 2012
Автор:
Индия - одна из самых загадочных и удивительных стран в мире. Здесь сочетаются высотные постройки и нищие лачуги, богатство и бедность, строгие обычаи и традиции, национальная одежда, а также европейский стиль жизни, одежда и праздники. Помимо всего прочего, Индия – это многонациональная и многоконфессиональная страна. Здесь уживаются такие религии, как индуизм, ислам, христианство, сикхизм, джайнизм, буддизм и др. В каждой религии есть свои праздники, которые отмечаются не только последователями данных религий, но и практически всей страной.

Новый год – по своей истории не христианский праздник, а языческий. Но он настолько вошёл в жизнь людей, особенно в России, что люди отмечают его, не задумываясь об истории данного праздника. Отмечают все, даже мусульмане покупают небольшие подарочки, хотя и не афишируют, что они отмечают Новый год.

В Индии как такового праздника «Новый год» нет, но есть похожие праздники в разных религиях. Начнём с индуизма.

В индуизме есть праздник – Дивали. Происхождение этого праздника неизвестно, но за много столетий он оброс множеством легенд относительно своего происхождения и так тесно связан с отдельными известными историческими событиями, что позволяет всем индусским сектам находить свои мотивы для участия в празднике.

Дивали отмечается как «Фестиваль Огней» и символизирует победу добра над злом, и в знак этой победы повсеместно зажигаются свечи и фонарики. Главная тематика декораций фестиваля — светящиеся фонарики (традиционные Дипа), огни, фейерверки и зажжённые свечи, украшающие статуи животных и богов.

Дивали обычно приходится на конец октября — начало ноября. Во время Дивали зажигают обрядовые светильники, дарят друг другу подарки, молитвы Лакшми, являющейся богиней богатства и благоденствия, принято получить благословение от родителей, очень популярны запуск фейерверков и подрыв петард вечером.

Вишнуиты связывают этот праздник с коронацией богочеловека Рамы в Айодхье, в ночь, перед которой зажглись мириады огней. Царство Рамы означало также победу света над тьмой.

Согласно другой легенде, праздник Дивали связан с коронацией царя Викрамадитьи. Он является героем многих древних легенд. Ему приписывают создание собственного летоисчисления, которое на 48 лет старше христианского. Но Викрамадитьи жил не в 1 веке до н.э., а в 4-5 вв. н.э.

В некоторых частях Индии этот праздник связывают с победой Вишну над демоном Наракой, покровителем грязи и нечистот. Предполагают, что под этим подразумевался юго-западный муссон, который приносил наводнения. Праздник Дивали как раз знаменовал окончание муссона, и люди радовались избавлению от постоянных дождей, вода которых затапливала их поля и жилища. В это время публично сжигали чучела Нараки.

Сейчас во время Дивали индийцы украшают свои дома, делают ранголи (украшения на полу, в доме, как правило, цветовые композиции, выложенные разноцветными красками, свечами или зерновыми культурами), готовят подарки друг для друга, угощают сладостями, одевают новые одежды и ходят друг к другу в гости, желают счастья и успехов в делах, а ещё запускают фейерверки, петарды, зажигают много огней, вся Индия освещается тысячами разноцветных огней, но через пару часов в воздухе стоит такой смок и запах гари, что невозможно дышать и многие люди расходятся по домам. А некоторые вообще стараются никуда не выходить в праздник Дивали, т.к. считается, что в это время окружающие люди легко могут сглазить тебя и с тобой что-то обязательно случится. Конечно, дети не задумываются об этом, они просто радуются хлопушкам, сладостям и возможности поиграть до поздней ночи!

Есть ещё один праздник, очень похожий на Дивали – праздник Лори (Lori или Lohri), который празднуется ежегодно 13 января в Северной Индии (Пенджабе).

В Пенджабе проживает более 24 миллионов человек (2001). Сикхи составляют 59,91 % населения, индусы — 36,94 %, мусульмане — 1,57 %, христиане — 1,2 %, буддисты — 0,17 %. В последние годы заметна иммиграция в Пенджаб из других штатов Индии, что приводит к быстрому уменьшению доли сикховв общем населении.

Лори (Лоди, Докхи) – празднуется не только в Пенджабе, он празднуется сикхами, пенджабцами, а также их друзьями.

Во время этого праздника зажигаются костры как символ окончания суровой зимы, а также сбор урожая, конец полевых работ. Костер ассоциируется с господом Агни (Agni — огонь). Вокруг костра совершается парикрама (parikrama) — костер обходят по часовой стрелке и повторяют фразу: «придет благополучие, и нужда будет изгнана». После парикрамы раздается прасад — пища, предлагаемая богу и подарки.

Некоторые покупают зерно, попкорн, орехи и бросают их в огонь. А после все садятся за стол, едят, общаются, в общем, празднуют. И конечно, всегда присутствует на столе многообразие сладостей. Правда, женщины не особо любят их есть, т.к. готовятся они на растопленном масле и очень калорийны. В Индии можно найти сладости на любой вкус, даже если вы излюбленный сладкоежка.

Приход Лори отмечается членами семьи постом и подношением друг другу подарков. Вечером устраивается праздничный пир, как правило, не вегетарианский (хотя случается такое, что в семье есть вегетарианцы, а значит мясо остальные члены семьи могут поесть вне дома). Всю ночь вокруг костра продолжаются танцы и песни. В праздничное утро дети ходят от двери к двери и поют песни, требуя «выкуп» — деньги или сладости, что очень напоминает славянскую традицию колядования.

Во время праздника Лори можно увидеть традиционный пенджабский танец Бхангра. Раньше в танце принимали участие только мужчины, теперь же танцует все и кто как может.

Мусульмане в Индии не такие строгие и категоричные, как в России. Они отмечают праздники со своими друзьями, независимо от того, что это не конкретно их праздник. Как такого Нового года у мусульман нет. Есть праздник Курбан-Байрам, который отмечается также пышно, с подарками, вкусной едой и сладостями. Есть также множество суфистских праздников, т.к. в Индии ислам разительно отличается от традиционного ислама.

Христиан в Индии не так много, всего 2,5% населения Индии. На долю столицы Индии – Дели приходится меньшая часть. К сожалению, у автора данной статьи не было возможности поближе познакомиться с представителями данной конфессии, но по опросу знакомых из других религиозных течений, здесь отмечается не Новый год. А Рождество. Только не 26 декабря, как по всей Европе, а 25 декабря. Так называемый Дед Мороз ходит с небольшой процессией по улицам и раздаёт детям подарки (благовония в виде конусов или ароматизированный палочек). Одежда очень напоминает Санта-Клауса, только на лице вместо обычной бороды – белая маска с бородой, усами, правда недлинными. Всё это сопровождается звоном колокольчиков и звуками барабанов, а также песнопениями. Также в течении недели можно попробовать вкусные торты (куличи), которые покупают все, независимо от вероисповедания.

На юге Индии похожий праздник называется – Понгал. Понгал праздник, отмечаемый на юге Индии, где живут народы дравидийской языковой семьи - тамилы, телугу, малаяли и каннада. Он выпадает на январь, период после зимнего солнцестояния («макара санкранти»), и как таковой знаменует вступление солнца в благоприятную фазу нарастания продолжительности светового дня. Он совпадает также с началом уборки урожая и прекращением в Южной Индии северо-восточного муссона. Самой важной из праздничных церемоний считается приготовление трапезы из риса нового урожая и, естественно, сам обед. Понгал означает «подъем». Наречение праздника связывается с всплыванием риса, вывариваемого в молоке.

Понгал продолжается три дня. В первый день, называемый Бхоги Понгал, празднование ограничивается стенами дома, пределами семейного очага. Второй день именуется Сурья Понгал в честь бога Солнца. В этот день принято приносить Солнцу подношения рисом; друзья посещают друг друга и при встрече вместо приветствия спрашивают: «Приготовлен?», на что всегда следует: «Да!».

Третий день - Матту Понгал, или Понгал скота. Домашнюю скотину чистят и моют. Рога животных полируют и раскрашивают. Их также ожидает роскошный пир из риса, посвященный богу Солнца и местным божествам. По случаю Матту Понгал устраиваются своеобразные корриды - бои быков. В некоторых местах к рогам свирепого быка привязывают мешок с деньгами, предоставляя молодым сорвиголовам испытать счастье в схватке с разъяренным животным: отнимешь мешок - он твой. В других местностях к рогам быка прикрепляется красная тряпка, и это приводит животное в бешенство, заставляя носиться по деревне. В таком случае требуется привязать быка к дереву или столбу, и наградой смельчаку будет золотое кольцо. Во время Понгала распространенным угощением является сахарный тростник, который жуют с одинаковым удовольствием и стар и млад.

Во многих районах Индии празднуется и Макара Санкранти, когда люди посылают друг другу поздравительные открытки, а в небо взвиваются тысячи бумажных змеев - одно из любимых развлечений детворы в Индии, как и во всем мире.

Ещё один праздник - в штате Керала – Онам.

О́нам — крупнейший фестиваль в южноиндийском штате Керала. Несмотря на индуистскую основу праздника, он популярен сегодня среди всех сообществ Кералы — индусов, мусульман и христиан. Он проходит в течение первого месяца малаяльского календаря под названием чингом (август-сентябрь) и знаменует собой возвращение легендарного царя Махабали (или Мавели). Фестиваль длится десять дней и тесно связан со многими сторонами культуры и традиций Кералы. Онам является помимо всего прочего и праздником урожая в Керале.

Согласно легендам золотые времена для Кералы наступили при царе Махабали. Каждый человек в царстве был счастлив и богат, и царь за это был уважаем своими подданными, несмотря на один его недостаток — самолюбие. Боги стали завидовать Махабали, и Вишну в обличии Ваманы, обманом отняв царство у него, низверг царя в паталу. Однако за все свои благодеяния Махабали получил право каждый год навещать свой народ, к которому он был так привязан.

Именно такое ежегодное возвращение Махабали и празднуется как фестиваль Онам. Люди стараются провести дни праздника с как можно бо́льшим размахом и доказать своему царю, что они счастливы и желают ему благополучия.

Богатое культурное наследие Кералы находит своё полное выражение в течение этих десяти праздничных дней. В первый день зажигаются факелы, поднимаются флаги, затем уже проходит торжественное и красочное шествие, в котором кроме людей участвуют красиво наряженные слоны.

Одна из обязательных частей фестиваля Онам это обед под названием онам садья. Обычно на нём подаётся рис с нового урожая, а также набор как минимум из 4 блюд. В качестве десерта используется паясам, смесь молока, сахара и других ингредиентов. Для еды используют банановые листья, а люди сидят на циновках, расстеленных на полу.

Другой важной чертой фестиваля являются гонки на особых «змееподобных» лодках (Валламкали) на реке Памба. Это красочное зрелище проходит на пятый день праздника под пение и овации многочисленных зрителей. Также есть традиция проведения игр под суммарным названием Онакаликал.

Часто можно видеть земляные насыпи, похожие на пирамиды, которые обозначают собой Махабали и Ваману. Они помещаются во дворе перед домом и украшаются цветами. Также известны и онам пуккалам, ковры из собранных вместе цветов разнообразных оттенков, которые складываются согласно замыслу изготовителя. Основную часть работ по созданию онапуккалам выполняют дети, особенно девочки. Обычно такие ковры достигают 1.5 метров в диаметре. Также частью онапуккалам могут служить небольшие светильники. По завершении над такими коврами протягиваются красочные гирлянды.

Важнейшая часть фестиваля начинается в одних общностях в день под названием Тирувонам, в других — в предшествующий ему день Утхрадам. Именно в этот день по поверьям царь Махабали возвращается домой и встречается со своим народом. Дома прибираются и украшаются цветами, зажигаются светильники. В каждом доме готовится роскошный обед. Старейший человек в каждой семье дарит новые одежды (онаккоди) всем остальным её членам.

В индуистских храмах во время Онама зажигают множество светильников. Перед храмами водружают стволы пальм и окружают их деревянными оградами, укрывая при этом сухими пальмовыми листьями. Затем их поджигают при помощи факела и сжигают дотла, обозначая этим жертвоприношением сошествие Махабали в паталу.

Все эти праздники, несмотря на различия в названиях, штатах, где они популярны и различий в конфессиях, которыми они празднуются, в своей основе имеют одни и те же ритуалы, значения, а также общее в проведении фестивалей. Так что, как не назови Новый год, в этот день люди радуются, дарят друг другу подарки и становятся ещё ближе.

Счастливого Нового года!

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив