В связи с ростом международной напряженности в XXI веке особую актуальность приобретает изучение глобальных технологий, используемых в информационном противоборстве между индустриальными странами Востока и экономически развитыми странами Запада.

Одной их таких технологий, активно используемой в политической борьбе, как в пределах одной страны, так и в международной практике являютсястратегическая коммуникация (СК). Сам термин «стратегическая коммуникация» появился в США в XXI веке и согласно определению, данному военными аналитиками США, это «сочетание двух понятий, мягкой силы и сдерживания, которые оказывают влияние на мировое общественное мнение». Основной целью СК по определению американского военного аналитика Грега Колуси является воздействие на общественное мнение для донесения целевым аудиториям нужной государству информации. Для того чтобы эффективно влиять на общественное мнение, СК должны сфокусироваться не вокруг конфликта, а на управлении им. В качестве яркого примера неэффективного использования СК, по мнению этого автора, может послужить роспуск иракской армии в 2003 году, и последующее вторжение США, которое было серьезной ошибкой, имевшей пагубные и дорогостоящие последствия для США, их партнеров по коалиции и для самого Ирака.

 

Ряд зарубежных исследователей определяет управление СК как систематическое планирование реализации информационных потоков, и развитие средств массовой информации в долгосрочной перспективе. Для достижения желаемого долгосрочного эффекта в определенное время передается запланированное сообщение при помощи наиболее подходящих СМИ.

 

Кроме того, по мнению эксперта из Академии обороны ВеликобританииСтива Тезэма, важен не только сам процесс, но и оценка «информационного эффекта» СК со стороны правительства и военного ведомства.

 

Согласно утвержденной политики по СК НАТО, СК определяется, как

скоординированная деятельность посредством публичной дипломатии, военных связей с общественностью, информационно-психологических операций, направленная на поддержку политики Альянса и продвижения целей НАТО.

 

Использование СК для ведения информационного противоборства и продвижения своих интересов характерно не только для США и передовых стран ЕС, но и для стран, которые пытаются ослабить чрезмерное доминирование США в мире. Ярким примером государств, использующих СК во внешней политике, могут послужить латиноамериканские страны, входящие в интеграционное объединение АЛБА.

 

На сегодняшний день приоритетным направлением во внешней политике стран АЛБА является укрепление стратегических отношений со странами Ближнего Востока, в частности с Ираном и Сирией. Общей задачей сближения двух регионов, по словам президента Венесуэлы Уго Чавеса, является

борьба с империалистическим безумием и ускорение темпов построения гармоничного и братского сотрудничества между Ираном и Венесуэлой, Азией и Латинской Америкой и среди народов третьего мира.

 

Одним из направлений СК АЛБА в их политике на Ближнем Востоке является расширение торгово-экономических, социальных и политических взаимосвязей способных ослабить экономическое и политическое давление США. Так, начиная с 2007 года, Венесуэла и Иран подписали около300 соглашенийв таких областях как здравоохранение, жилищные и энергетические проблемы, экспорт нефти, обмен технологиями, строительство центральных нефтехимических управлений. Активное развитие получили двухсторонние связи Ирана и Эквадора. Начиная с 2008 года, между государствами было подписано более 12 соглашений о расширении сотрудничества в области сельского хозяйства, туризма, переработки нефти, инвестиций, защиты окружающей среды. Иран оказывает значительную гуманитарную поддержку Боливии и республике Куба. Сотрудничество между Ираном, Боливией и Кубой направлено на расширение промышленного потенциала Боливии и Кубы. В 2007 году происходит расширение ирано-никарагуанских взаимосвязей. В ходе визита президента М. Ахмадинежата в Манагуа в январе 2007 года был подписан ряд соглашений о сотрудничестве в области нефтехимии и сельского хозяйства. В ходе ответного визита Д. Ортеги в Иран, кроме обмена общими фразами об общности целей двух революций в борьбе с империализмом, он пообещал преференциальный режим иранским предпринимателям, инвестирующим в экономику Никарагуа.

 

Еще одним серьезным стратегическим партнером стран АЛБА на Ближнем Востоке являетсяСирия. В 2011 году представителями стран АЛБА в Дамаске была проведена специальная встреча с президентом Сирии Башаром Асадом. Группа стран АЛБА резко осудила открытую политическую и информационную войну против Сирии, подтвердив, что эта антисирийская кампания - не что иное, как грубое вмешательство во внутренние дела суверенного государства и прямое нарушение норм международного права и Устава ООН. Председатель делегации Эквадора, представитель стран АЛБА на проходившем в Женеве заседании Совета ООН по правам человека отметил, что страны «Боливарианского альянса» категорически отвергают любой вид иностранного вмешательства во внутренние дела Сирии.

 

Помимо развития торгово-экономических отношений со странами Ближнего Востока, политика стран АЛБА в области СК направлена на формированиеобщественного мнения, отвечающего за репутацию стран АЛБА, Ирана и Сирии в мире и отражение информационных атак со стороны США. Здесь следует отметить, что за последние несколько лет такие атаки способствовали установлению регулярной «войны в СМИ» между странами Ближнего Востока и АЛБА с одной стороны и США с другой. На страницах крупнейшего американского периодического издания The New York Times постоянно фигурируют скандальные истории, связанные с «шовинистической» политикой Уго Чавеса и его ближайших союзников - России, Ирана, Сирии и других членов АЛБА. Однако, обвинения в адрес правительств этих стран, как правило, не подтверждаются достоверными источниками. Ярким примером этого может служить информационная атака на правительство Уго Чавеса с целью формирования агрессивного имиджа политики Венесуэлы в мире. Атака была позже разоблачена юристом Евой Голинжер, которая в своей работе «Код Чавеса» раскрыла технологии, позволившие создать отрицательную репутацию правительству Уго Чавеса в мировом общественном мнении. Так, например, осенью 2003 года США выступили с утверждением, что в Венесуэле имеются лагеря по подготовке террористов, и она сотрудничает с колумбийскими группировками FARC и ELN, включенными в список международных террористических организаций. В статье Линды Робинсон, опубликованной в октябре U.S. News and World Report под заголовком «Террор рядом с домом», утверждалось, что террористы Аль-Каиды, FARC и ELN имеют тренировочные лагеря на территории Венесуэлы. Утверждения базировались на комментариях «анонимного функционера из Соединенных Штатов», приведенных в «исчерпывающем» расследовании журнала, так и не назвавшего свои «заслуживающие доверия» источники. Эти уверения были только тактическим приемом нагнетания страха – частью стратегии изоляции правительства Уго Чавеса от мирового сообщества и оправдания интервенции.

 

Прием подобного рода также был использован накануне визита президента Ирана в ряд стран АЛБА в январе 2012 года. США, используя услуги своего информационного агентства CNN, в очередной раз разожглиновый «скандал в СМИ», направленный на подрыв репутации Венесуэлы и Ирана в мире. В официальном сообщении Госдепартамента США содержалась информация о высылке генерального консула Венесуэлы Ливии Акосты Ногуэры за пределы Соединенных Штатов. Информационное агентство связало этот факт с подозрениями в причастности дипломата к планированию кибератак на правительственные системы США. Эти подозрения появились после выхода на испаноязычном канале Univision документального фильма, в котором были продемонстрированы записи бесед Ногуэры с кубинскими и иранскими дипломатами, интересовавшимися взломом сайтов Белого дома, ФБР и Пентагона. При этом официальный Вашингтон не сообщил причин высылки дипломата, сославшись на международные нормы, в соответствии с которыми объяснение подобных шагов не является обязательным, а сами события, показанные в фильме, относились к 2008 году, когда Ногуэра работала в венесуэльском посольстве в Мексике.

 

Следует отметить, что на фоне растущегоевропейского антиамериканизма, агрессивность информации о странах АЛБА в СМИ и аналитических научных работах ряда американских ученых вызывает негативную реакцию и способствует подрыву американской репутации у европейских научных экспертов и СМИ. Так, в монографии американского военного аналитика Грега Колуси «Формирование стабильности Колумбии посредством стратегической коммуникации: оценка американской эффективности» содержится оскорбительная для латиноамериканцев критика национальных героев Латинской Америки. «Угроза стабильности и безопасности в латиноамериканском регионе кроется в самом менталитете латиноамериканцев, которые на протяжении нескольких столетий вели революционную борьбу с правительством, отстаивая свои социально-экономические права». Другой американский ученый, Параг Ханна, в своей монографии «Второй мир» утверждает, что латиноамериканский регион со времен принятия «Доктрины Монро» не в состоянии проводить самостоятельную политику без помощи США. «Проблема Латинской Америки заключается в неспособности проводить экономические реформы, именно это во многом стало причиной замедления экономического роста и низких социальных показателей Латинской Америки и только благодаря США она может стать важным регионом Второго Мира». Подобного рода заявления вызывают негативную реакцию в мире, значительно облегчая формирование положительной репутации стран АЛБА и их союзников на международной политической арене. Страны ЕС, являющиеся стратегическими партнерами США в их агрессивной ближневосточной политике, опасаются, однако, поддерживать США в информационной войне со странами АЛБА, что может подорвать работу СК направленную на изоляцию Ирана и Сирии от мирового сообщества. Так, описывая визит иранского президента М.Ахмадинежада в страны АЛБА, европейские новостные СМИ не подвергали резкой критике лидеров стран АЛБА за расширение внешнеполитического диалога с Ираном. Все сообщения состояли в основном из цитат президентов стран АЛБА и Ирана, резко критикующих «империалистические» действия со стороны США.

 

В информационном противоборстве США и стран АЛБА Европа занимает центристское положение, поддерживая американскую ближневосточную политику, направленную на международную изоляцию Ирана, тем самым, ставя под угрозу развитие выгодного для нее проекта по строительству совместной ирано-венесуэльской судоходной компании, предназначенной для экспорта венесуэльской нефти в Европу и обострение европейско-латиноамериканских отношений в целом.

 

Еще одной причиной для эскалации информационной войны между странами АЛБА, Ираном, Сирией с одной стороны и странами Запада с другой, может послужить информация, опубликованная во французской газете Le Figaro, в которой говорится о предполагаемойкибервойне, проводимой западными спецслужбами таких стран, как США, Израиль, Великобритания и Франция, направленной на свертывание иранской ядерной программы.

 

Таким образом, внешнеполитический союз АЛБА, Сирии и Ирана направлен в первую очередь на формирование их миротворческой деятельности и отражение информационных атак со стороны американских и европейских СМИ. В этой связи в области управления СК были предприняты следующие действия:

 

  1. Работа в области общественной дипломатии. Целью общественной дипломатии лидеров стран АЛБА в странах Ближнего Востока, является расширение общей идеологической платформы посредствам объединения цивилизационных, культурных ценностей двух регионов, что в перспективе будет содействовать межрегиональным интеграционным процессам.

 

  1. Отражение информационных атак в СМИ. Построение новостных сообщений происходит таким образом, чтобы в них всегда содержалась резкая критика агрессивных действий США. Ярким примером может послужить последний инцидент между правительствами Венесуэлы и США, вызванный желанием последних в очередной раз навязать странам АЛБА свои внешнеполитические ориентиры. В интервью, данном венесуэльской газете El Universal президент США Б. Обама заявил: «…..у нас на американском континенте мы со всей серьезностью воспринимаем действия Ирана, в том числе и в Венесуэле, и в дальнейшем будем пристально следить за ними. Мировое сообщество, включая Венесуэлу, обязано выполнять международные обязательства, включая выполнение резолюций и санкций в отношении Ирана, принятых Советом Безопасности ООН. В этой связи США уже предприняли ряд важных и действенных шагов с целью доведения нашей обеспокоенности до сведения венесуэльского правительства, включая ежегодное уведомление Венесуэлы о том, что она не участвует в полной мере в антитеррористической борьбе, начиная с 2006 года. Впоследствии мы ввели санкции в отношении венесуэльской государственной нефтяной компании PDVSA за продажу горюче-смазочных материалов Ирану». Это заявление не осталось без комментария венесуэльского президента Уго Чавеса, попавшего на страницы ведущих международных СМИ, в котором он посоветовал Бараку Обаме «заниматься проблемами своей страны», отметив, что «народы Латинской Америки больше никогда не будут стоять на коленях и находиться в подчинении империи янки». Данный метод направлен на подрыв международного авторитета США.

 

  1. Информирование о внешнеэкономических контрактах между АЛБА, Сирией, Ираном. Метод, применяемый для расширения межрегиональных бизнес-связей с целью привлечение инвестиций в страны АЛБА из стран Азии, Африки и России.

 

  1. Предостережение агрессора. Заявление лидеров стран АЛБА, Ирана и Сирии в адрес США, ЕС, вызывающие опасения у стран Запада. Словесная война во многом способствует подрыву информационно-психологических операций США в странах АЛБА и запугиванию противника своим могуществом.

 

Политика в области СК стран АЛБА на Ближнем Востоке является одним изважнейших внешнеполитических ориентировстран АЛБА в их ассиметричном информационном противоборстве с США. В период 2007-2012 гг. страны АЛБА оказывали влияние на международные СМИ с целью формирования отрицательной репутации США. Укрепляющийся внешнеполитический диалог стран АЛБА с Ираном, Сирией, объединяющий два региона на базе платформы противостояния однополярному влиянию США, открывает перспективы для формирования новых центров силы, противостоящих сложившейся в мире монополярности. В этой связи странам АЛБА необходимо развивать политику в области СК, способную улучшить качество внешних связей между странами Ближнего Востока и Латинской Америки не только в области политического диалога, но и в бизнесе, что будет способствовать более широкому торгово-инвеститационному обмену между регионами и ослаблению экономического давления со стороны Вашингтона. В качестве необходимой политики, отвечающей за управление СК необходимо выделить брендинг латиноамериканских компаний, развитие которого необходимо для тесного сотрудничества со странами Ближнего Востока.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив