Киотский протокол, действие которого заканчивается 31 декабря 2012 года, был воспринят мировой общественностью как наиболее значимый экологический договор, хотя у некоторых критиков Протокола возникли сомнения по поводу его эффективности.

Киотский протокол, полное название которого – Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата – это международный договор, названный в честь японского города, в котором он обговаривался в декабре 1997 года, направленный на сокращение выбросов вредных газов, способствующих глобальному потеплению. Протокол, который вступил в силу с 2005 года, призывает к сокращению выбросов шести парниковых газов в 41 стране, а также в странах Европейского Союза до 5,2 процента ниже уровня 1990 года во время периода действия принятых этими странами обязательств, а именно, в 2008-12 годах.

Киотский протокол был принят в качестве первого дополнения к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и является международным договором, согласно которому страны-участницы Протокола обязуются выработать специальные национальные программы по сокращению выбросов парниковых газов. Парниковые газы, такие как углекислый газ (CO2), метан (CH4), закись азота (N2O), перфторуглероды (PFCs), гидрофторуглероды (HFCs) и гексафторид серы (SF6), влияют на энергетический баланс глобальной атмосферы, и могут привести к общему росту глобальной средней температуры, известному под термином «глобальное потепление».

По данным Межправительственной группы экспертов Организации Объединенных Наций по изменению климата и Всемирной метеорологической организации, созданной в 1988 году для отслеживания изменений, происходящих внутри окружающей среды, долгосрочные эффекты глобального потепления могут сказаться на общем повышении уровня моря по всему миру. Что, в свою очередь, может привести к затоплению участков земли, расположенных вблизи от моря. Более того, могут стать причиной исчезновения некоторых островных государств, таяния ледников, морских льдов и арктической вечной мерзлоты, увеличения количества экстремальных климатических явлений, таких как наводнения и засухи, а также могут способствовать изменениям в их распределении. И, что самое ужасное, могут создать основу для возникновения повышенных рисков, способствующих вымиранию от 20 до 30 процентов всех видов животных и растений планеты Земля.

Обязательное сокращение выбросов парниковых газов государствами-членами ООН, варьируется в зависимости от уникальных особенностей каждой страны. Другие страны, подписавшие протокол, в основном, это развивающиеся страны, не были обязаны ограничивать свои выбросы. Протокол вступил в силу в феврале 2005 года, через 90 дней после его ратификации, по крайней мере, 55 странами, что в совокупности составляло не менее 55 процентов общих выбросов диоксида углерода в 1990-е годы.

В протоколе предусмотрено несколько вариантов действий каждой из стран по достижению поставленных Протоколом задач. Первый вариант заключается в том, чтобы использовать естественные процессы, являющиеся так называемыми природными «поглотителями», удаляющими частицы парниковых газов из атмосферы. Например, таким естественным поглотителем может стать посадка тех видов деревьев, которые поглощают углекислый газ из воздуха.

Второй вариант представляет собой международную программу, названную «Механизм чистого развития» (МЧР), которая призывает развитые страны инвестировать в технологии и инфраструктуру менее развитых странах, для сокращения выбросов. В рамках МЧР страна - инвестор может претендовать на эффективное сокращение выбросов в качестве кредита для выполнения своих обязательств по Протоколу. Примером для этого могут стать инвестиции, направленные на замену загрязняющей атмосферу угольной электростанции на электростанцию, работающую на природном газе чистого сжигания.

Третий вариант – торговля квотами на выбросы, которая позволила бы странам-участницам Протокола осуществлять сделки по покупке и продаже прав на выбросы, что, в свою очередь, добавляет экономическое значение на выбросы парниковых газов. Европейские страны инициировали рынок по торговле квотами на выбросы как механизм, который способствует тому, чтобы работа в направлении выполнения их обязательств в рамках Киотского протокола продолжилась.

Странам, которым не удалось обеспечить выполнение своих целевых показателей по выбросам, будет необходимо компенсировать разницу между плановыми и фактическими выбросами, а также выплатить штраф в размере 30 процентов. Более того, в последующий период действия обязательств, который начнётся с 2012 года, они также будут лишены возможности участия в торгах по квотам на выбросы, пока их не признают соответствующими Протоколу. Целевые показатели выбросов на период действия обязательств после 2012 года будут обговорены в будущих протоколах.

Хотя Киотский протокол представляет собой ориентир для дипломатических достижений, успех его далеко не гарантирован. Действительно, в докладах, опубликованных в течение первых двух лет после вступления договора в силу, указано, что большинство участников Протокола не сможет достичь своих целей по эмиссии. По мнению некоторых критиков, даже если поставленные Протоколом цели будут достигнуты, конечная польза для окружающей среды не будет значительной. Поскольку Китай – ведущий в мире источник парниковых газов, и Соединенные Штаты Америки – второй по величине в мире источник загрязнения, не были связаны протоколом (Китай из-за его статуса развивающейся страны и Соединенные Штаты, потому что они не ратифицировали Протокол). Другие критики утверждают, что сокращения выбросов, предусмотренные в Киотском протоколе – слишком незначительны для того, чтобы можно было распознать разницу глобальной температуры в течение последующих десятилетий, даже если цели Протокола будут полностью достигнуты и США также ратифицируют Протокол. Между тем, некоторые развивающиеся страны утверждают, что повышенная адаптация к изменчивости и изменениям климата столь же важна, как и сокращение выбросов парниковых газов.

На 18-й Конференции Сторон, которая состоялась в столице Катара, Дохе, в 2012 году, делегаты договорились о продлении Киотского протокола до 2020 года. Они также подтвердили свои обязательства по 17-й Конференции сторон, которая была проведена в Дурбане, Южная Африка, в 2011 году, на которой обговаривались детали по созданию к 2015 году нового, всеобъемлющего, юридически обязательного договора по климату. Ожидается, что новый договор будет намного жестче и потребует, чтобы выбросы парниковых газов, как от стран-производителей, так и стран, которые являются основными источниками выбросов углерода, и которые в настоящее время не соблюдают Киотский протокол (такие как Китай, Индия и США), также ввели ограничение и сокращение выбросов двуокиси углерода и других парниковых газов. Новый договор, планируемый к реализации к 2020 году, полностью заменит Киотский протокол. После нескольких недель жарких дискуссий по климату, представители из почти 200 стран мира, входящих в ООН, пришли к соглашению о продлении жизни Киотского протокола. Несмотря на то, что Протокол по-прежнему не был ратифицирован двумя крупнейшими в мире загрязнителями окружающей среды – США и Китаем – и покрывает, по оценкам критиков, не более 15 процентов выбросов углерода в мире.

Кроме того, в Дохе был принят пакет мер, куда входят гарантии по покрытию возможных потерь и ущерба, которые, как предполагается, будут обговорены на следующей конференции в Варшаве. Ожидается, что скоро более богатые страны будут нести финансовую ответственность вместо бедных стран, которые отказываются производить сокращения выбросов. На 18-й Конференции в Дохе также нашли подтверждение решения по климату, принятые в ООН в прошлом году на переговорах в Дурбане, Южная Африка, согласно которым будет проводиться работа по согласованию универсального соглашения по изменению климата к 2015 году. Продление Киотского протокола сохраняет существующие целевые задачи по климату, до 2020 года, когда, как планируется, новое международное соглашение вступит в силу. Это соглашение будет устанавливать рамки выбросов вредных веществ для всех стран, в то время как продление Киотского протокола предусматривает лишь сокращение выбросов только для горстки промышленно развитых стран, в том числе Швейцарии, Австралии и Европейского Союза.

В то время как США в этом году решились оказать поддержку по созданию нового универсального договора, некоторые бывшие президенты США, их помощники и советники говорят, что полное участие страны в этом проекте зависит от желания президента Барака Обамы задумать над проблемой изменения климата. «Президент Обама должен говорить об изменениях климата и помочь американской общественности соединить точки прикосновения между экстремальными погодными условиями, изменениями климата, энергетической политикой и прогрессом, и решениями по сокращению выбросов, которые уже были приняты нами», - сказал конгрессмен Эдвард Марки. «Общественность воспримет международное соглашение по климату ближе к сердцу, если она поймет, что нами уже что-то предпринимается в борьбе с глобальным потеплением», - добавил он.

В свое время Киотский протокол был согласован администрацией Клинтона, однако Сенат проголосовал 95 голосами «против» вступления при 0 «за». В свою очередь, президент США Джордж Буш категорически отказывался от ратификации Киотского протокола. Придя к власти, президент Обама обещал сократить выбросы на 17 процентов ниже уровня 2005 года к 2020 году, но в 2010 году Сенат опять не поддержал ратификацию Протокола.

Не смотря на несогласие США ратифицировать Киотский протокол, выбросы парниковых газов в США упали на 6 процентов за последние пять лет, и в основном это произошло по причине финансового кризиса, спада промышленного производства и сокращения производства электроэнергии.

В ходе 18-й Конференции также стало известно об окончательном выходе Канады из Киотского протокола. Это произошло спустя год после того, как консервативное правительство премьер-министра Канады Стивена Харпера решило отвергнуть все условия, которые в 1997 году были согласованы правительством Жана Кретьена. В декабре 2011 года Министерство иностранных дел России заявило, что Россия поддерживает решение Канады выйти из Киотского протокола. По словам пресс-секретаря Министерства Александра Лукашевича, договор не охватывает все страны, являющиеся основными загрязнителями окружающей среды, и поэтому Киотский протокол нельзя назвать в полной мере эффективным. Россией Киотский протокол был подписан в марте 1999 года, а ратифицирован 16 февраля 2005 года.

Не смотря на выход Канады из Протокола, все больше стран пришли к выводу о необходимости продления действия Киотского протокола. Особенно ярко выраженную поддержку Протокол получил со стороны представителя Филиппин Надерев М. Сано. За несколько дней до начала Конференции в Дохе тайфун Бофа обрушился на Филиппины, погибли сотни людей. Тайфун, будучи необычайно сильным, а главное, вне сезона ураганов, был признан – как и ураган Сэнди – в качестве экстремального погодного явления, возникшего в результате изменения климата. Очевидно, именно поэтому страны-участницы Киотского протокола, а также другие страны, договорились о принятии к 2020 году нового договора по ужесточению контроля над выбросом парниковых газов в атмосферу.

Василич 26 декабря 2012 11:34 цитировать
Обращает на себя внимание осторожность формулировок автора статьи, например,
…»Протокол призывает к сокращению выбросов»….
.. «Киотский протокол представляет собой ориентир для дипломатических достижений»…
Подобная обтекаемость формулировок и волна «киотской» дезинформации в СМИ скрывает истинную цель Киотского протокола (КП), как механизма нейтрализации обязательств рамочной Конвенции ООН об изменении климата об ограничении выбросов стран ОЭСР и стран с переходной экономикой на уровне 1990г. Также КП направлен на дезавуирование принципа 2 Декларации ООН по окружающей среде и теперь уже, после решения в Дохе, как минимум до 2020г, чтобы избегать ответственности. Это касается и США, и стран ЕС, и Китая и Индии и практически большинства стран, которые объемами своих антропогенных выбросов превышают возможности своих территорий по нейтрализации этих выбросов, тем самым нанося ущерб окружающей среде других стран.
Принцип 2 Декларации ООН по окружающей среде (Рио де Жанейро, 1992г.)
«В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции».

Именно поэтому, Киотский протокол можно смело называть международным лохотроном, особенно после решения в Дохе, в котором страны, оставшиеся в КП, в очередной раз украли и присвоили себе, сокращения выбросов стран с переходной экономикой периода 2008-2012гг. Также как они это делают в методологических ухищрениях КП с поглотительным ресурсом бореальных лесов России и Канады в классическом стиле двойных стандартов: «Не важно кто и как сокращает и поглощает, важно, кто и как считает». Киотская дипломатия, блин, мошенников….
Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив