Создание эффективных органов внутренних дел, судов и прокуратуры как необходимость модернизации России

10 февраль 2011

1. Причины реформы судебной и правоохранительной систем.

Когда мы говорим о реформе органов внутренних дел, следует понимать, что результативной она будет только тогда, когда одновременно с ней будут осуществляться преобразования в судебной системе и прокуратуре. Вот почему реформу милиции нельзя отделять от реформирования судов и прокуратуры. 

В соответствии с российским законодательством задачи судебной и правоохранительной систем (прокуратуры и милиции) состоят в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, выявлении и раскрытии преступлений, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, защите частной, государственной, муниципальной собственности. В настоящее время российские суды, прокуратура и милиция эти задачи решают неудовлетворительно из-за своей безответственности и коррумпированного характера. Без эффективной судебной и правоохранительной систем нет сильной России.

Безответственность судей, прокуроров и сотрудников органов внутренних дел перед обществом сформировалась исторически. Коррумпированный характер суды, прокуратура и милиция приобрели, равно как и иные органы государственной власти, в условиях глубокого системного кризиса 1990-х годов, который способствовал широкому распространению теневой экономики и организованной преступности. Суды, прокуратура и органы внутренних дел оказались в самой гуще жизненных проблем, которые неизбежно вовлекли их в происходящие конфликты. Безответственность, теневые общественные отношения и, как следствие, коррупция оказали негативное воздействие на мотивацию судей, прокуроров и сотрудников милиции добросовестно исполнять свои обязанности.

В 2000-2010-е годы суды, прокуратура, милиция, равно как и все органы государственной власти, не смогли уйти от безответственной и коррумпированной системы государственно-властных отношений. В результате правоохранительная система оказалась не способна найти и реализовать новую социальную модель, при которой суды, прокуратура и милиция как составляющие государственной власти, ответственно и компетентно предоставляют своим гражданам услуги по обеспечению и защите конституционных прав и свобод граждан, законности и правопорядка, безопасности как самого государства, так и общества в целом, его граждан, экономики и бизнеса. В настоящее время без создания эффективной судебной и правоохранительной систем Россия не может быть сильной страной и успешно развиваться.

2. Беспомощность элиты в реформировании судебной и правоохранительной систем.

За последние 20 лет правящая элита неоднократно предпринимала попытки реформировать суды и правоохранительную систему, равно как и иные органы государственной власти. Однако все эти попытки, в том числе и административная реформа 2005-2006 гг., закончились неудачей и не создали эффективного государства, в котором огромную роль играют суды и правоохранительная система. В 2009-2010 гг. властная элита предприняла новые усилия по реформированию органов государственной власти.

С 1 января 2009 г. вступил в силу закон «О противодействии коррупции», призванный усилить борьбу со взяточничеством, воровством и злоупотреблением служебным положением чиновников. Но закон работает формально. Это связано как с недостатками самого закона, так и с отсутствием политической воли реально бороться с коррупцией.

Недостатки закона состоят, во-первых, в том, что закон не установил механизм проверки достоверности и полноты предоставляемых данных о доходах и собственности чиновников. Во-вторых, в законе отсутствует механизм ответственности за предоставление недостоверных и неполных сведений о доходах и имуществе. В-третьих, в законе отсутствуют процедуры конфискации имущества за коррупцию. Все эти недостатки препятствуют эффективной борьбе с коррупцией.

В результате чиновники, продекларировав о своих доходах, домах, квартирах и машинах, пока не несут ответственности за недостоверность и неполноту сведений. В то же время никто пока не удосужился поинтересоваться, что у них за высоким забором: щитовой домик или особняк рыночной стоимостью в десяток миллионов евро. Остаётся непонятным, где находится их собственность - в стране или за рубежом. Возникают вопросы по доходам и собственности жён чиновников, которые значительно превосходят таковые своих мужей. Неудивительно поэтому, что 70% россиян по данным ВЦИОМ, ознакомившихся с опубликованными декларациями о доходах и имуществе представителей власти, не доверяют им.

С 1 января 2010 г. вступил в силу закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а с 1 июля «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». Данные законы призваны открыть деятельность органов государственной власти для контроля общества и тем самым способствовать повышению их ответственности. Однако правоприменительная практика 2009-2010 гг. показала, что эти законы работают формально, поэтому они не привели к эффективной работе судов, прокуратуры и органов внутренних дел, а также иных органов государственной власти. Во многом это обусловлено отсутствием в этих законах механизмов прозрачности и ответственности в деятельности органов государственной власти.

В августе-октябре прошла общественная дискуссия по проекту закона «О полиции», который должен быть принят до конца 2010 г. Дискуссия показала, что в нынешнем виде этот законопроект не создаст правовых условий для эффективной работы органов внутренних дел. Это обусловлено, во-первых, тем, что без создания прозрачной и ответственной судебной системы и прокуратуры невозможно создать и эффективную полицию. Во-вторых, несмотря на то, что в законопроекте «О полиции» имеются отдельные нормы, открывающие деятельность полиции для общественного контроля, тем не менее, в нём отсутствуют механизмы прозрачности и ответственности, без которых органы внутренних дел не будут эффективными. Таким образом, правящая элита в очередной раз демонстрирует свою беспомощность, которая не позволяет ей создать эффективное государство.

Не случайно, поэтому российские граждане не верят в успешность реформы органов внутренних дел. По данным социологических исследований, проведенных Левадой-Центром, более половины (52%) не верят в то, что будет проведена какая-либо серьезная реформа милиции. А 29% затрудняются делать прогнозы на этот счет и только 19% верят, что будут проведены необходимые преобразования.

Среди тех, кто не верит в успех реформы, 53% обосновывают своё мнение тем, что власти задумывали её лишь для того, чтобы «выпустить пар» населения, недовольного современной милицией. 29% считают, что реформа обречена в связи с недостатком общественного контроля над ее ходом. А 11% считают, что власти в принципе не заинтересованы в реформировании современной милиции.

Недоверие общества – тревожный звонок для властной элиты, ибо без поддержки граждан невозможно результативно провести реформу милиции. А без реформы органов внутренних дел, как и всей правоохранительной системы, нельзя создать эффективное государство – главный инструмент модернизации России.

3. Цель и задачи реформы судов и правоохранительной системы.

Цель реформы судов, прокуратуры и органов внутренних дел – добиться, чтобы они обеспечивали работу закона и строго стояли на его страже, то есть были эффективными. Создание эффективной правоохранительной системы требует решение ряда взаимосвязанных задач.

Во-первых, российские суды и правоохранительная система начнут работать эффективно тогда, когда общество начнёт им доверять. А для этого деятельность судей, прокуроров, сотрудников внутренних дел следует сделать открытой для контроля общества. Суды и правоохранительная система до тех пор будут оставаться неэффективными, пока не уйдёт в прошлое закрытая от общества, бесконтрольная и, как следствие, безответственная система государственно-властных отношений. В этой связи сущность реформы судов и правоохранительной системы состоит в том, чтобы законодательно обеспечить прозрачность и ответственность деятельности судов, прокуратуры и органов внутренних дел.

Под прозрачностью следует понимать свободный доступ граждан к полной, достоверной, своевременной и регулярной информации об исполнении обязанностей судей, прокуроров и сотрудников органов внутренних дел, за исключением информации, относящейся к государственной тайне и оперативно-розыскной деятельности. В настоящее время прозрачность деятельности судов, прокуратуры и органов внутренних дел, равно как и иных органов государственной власти, законодательно не закреплена, поэтому правящей элите необходимо незамедлительно внести соответствующие поправки.

Во-вторых, модернизация судов и правоохранительной системы должна обеспечить качественную социальную защиту сотрудников органов внутренних дел, судей и прокуроров: они должны получать достойную заработную плату, иметь гарантированное бесплатное жилье и медицинское обслуживание, солидную пенсию. Если судьи и прокуроры уже имеют такую социальную защиту, то сотрудники органов внутренних дел её пока лишены. Достаточно сказать, что в настоящее время заработная плата сотрудников органов внутренних дел в 8-10 раз ниже таковой у судей и в 3-4 раза ниже, чем у прокурорских работников.

В-третьих, реформа судов и правоохранительной системы заключается в создании механизма ответственности, судей, прокуроров и сотрудников органов внутренних дел. Одним из инструментов механизма ответственности наряду с инструментом прозрачности является размещение полной и достоверной информации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей, прокуроров и руководящих сотрудников органов внутренних дел и членов их семей на официальных сайтах данных органов. В настоящее время из-за неполной информации об отчёте судей, прокуроров и сотрудников МВД, а также отсутствия проверки достоверности представленных сведений, данный инструмент работает формально.

Действенным инструментом механизма ответственности в функционировании судов и правоохранительной системы может быть полиграф. Процедура проверки на детекторе лжи должна стать обязательной для любого судьи, прокурора и сотрудника органов внутренних дел, начиная от проверки абитуриентов юридических вузов и курсантов вузов МВД, рядовых и заканчивая старших офицеров.

В настоящее время процедура обследования сотрудников органов внутренних дел на полиграфе проводится выборочно и не имеет правового закрепления. Судьи и прокуроры практически не проходят такую проверку. В этой связи проверка на детекторе лжи – полиграфе на предмет нарушения закона и коррупцию, должна быть обязательной для всех судей, прокуроров и всего состава сотрудников МВД, проводиться регулярно, записываться на видео и храниться в архиве постоянно.

Эффективным инструментом механизма ответственности является конфискация имущества и лишение льгот. Однако из-за отсутствия в российском законодательстве международных норм института конфискации, борьба с коррупцией в судебной системе, прокуратуре и органах внутренних дел, равно как и других государственных органах, осуществляется неэффективно. В этой связи необходимо незамедлительно интегрировать нормы международного права института конфискации в российское законодательство.

Ряд мер по осуществлению реформы МВД в части укрепления ответственности уже закреплен целой серией указов Президента России и законопроектов, рассматриваемых сейчас Государственной Думой. В том числе инициированы поправки в Уголовный кодекс, согласно которым статус сотрудника МВД при совершении им преступления будет считаться отягчающим обстоятельством. В целях создания эффективной правоохранительной системы эта норма должна распространяться также на судей и прокуроров.

Целесообразно добавить в эту норму положение, что после того как приговор суда вступит в силу, осужденного судью, прокурора и сотрудника полиции следует лишать чинов, званий и наград, служебной квартиры и т.д. Это заставит работников правоохранительной системы – судью, прокурора и полицейского - думать о своей семье, где она окажется, как будет жить, когда он будет лишен свободы. Следует также законодательно установить исключение возможности условного осуждения сотрудников правоохранительных органов.

4. Прозрачность и ответственность как движущая сила реформы судебной и правоохранительной систем.

Прозрачность деятельности судей, прокуроров, сотрудников органов внутренних дел - всей правоохранительной системы поставят их под действенный контроль российского общества. Институты гражданского общества – СМИ, общественные организации, Общественные палаты, политические партии и граждане благодаря прозрачности получат возможность осуществлять свой контроль в различных формах и способах. В этих целях следует дополнить ряд действующих законов, а также проект закона «О полиции» соответствующими поправками и дополнениями.

Так, закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» необходимо дополнить следующей нормой: В сети Интернет размещать всю информацию о деятельности судов, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Благодаря полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о деятельности судов граждане, СМИ, общественные организации, партии и иные институты гражданского общества смогут их эффективно контролировать. Общественный контроль неизбежно заставит суды выносить законные, доказанные и обоснованные решения.

В целях повышения эффективности работы прокуратуры и органов внутренних дел законы «О прокуратуре Российской Федерации», «Об Общественной Палате Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и законопроект «О полиции» следует дополнить такими нормами:

1. На сайтах Общественных палат и уполномоченного по правам человека России и субъектов Российской Федерации публиковать все жалобы граждан в органы внутренних дел и прокуратуру по ненадлежащему исполнению сотрудниками органов внутренних дел своих обязанностей. Обязать руководство МВД и прокуратуру отвечать на данные жалобы на этих же сайтах. Российские граждане должны видеть, кто пострадал, кто виноват и как он ответил за нарушение закона. Действуя в условиях прозрачности, судьи, прокуроры и сотрудники органов внутренних дел, будут неизбежно решать главную задачу – обеспечивать соблюдение законов Российской Федерации, охранять и защищать конституционные права и свободы человека и гражданина.

2. На сайтах Общественных палат и уполномоченного по правам человека России и субъектов Российской Федерации организовать рубрику обращений и жалоб сотрудников органов внутренних дел на произвол начальников в системе МВД. Обязать руководство МВД и прокуратуру отвечать на данные жалобы на этих же сайтах. Данные жалобы откроют для всего общества нарушения в деятельности должностных лиц в органах внутренних дел, покажут, насколько добросовестно и профессионально они исполняют свои служебные обязанности. Все это позволит повысить ответственность и правовую культуру должностных лиц системы МВД, обеспечить их компетентность.

3. На сайтах Общественных палат, уполномоченного по правам человека России и субъектов Российской Федерации публиковать данные общественного контроля над деятельностью дежурных частей ОВД и порядка содержания граждан в ИВС. Унижения и издевательства над людьми будут открыты для реагирования общественного контроля, Уполномоченного по правам человека и прокуратуры. Это будет способствовать повышению ответственности сотрудников полиции при исполнении своих служебных обязанностей.

4. На сайтах Общественных палат, уполномоченного по правам человека России и субъектов Российской Федерации публиковать жалобы граждан на произвол сотрудников ГИБДД, связанного с вымогательством взяток, неполным, необъективным и несвоевременным выяснением обстоятельств ДТП. Обязать руководство ГИБДД, прокуратуру отвечать на данные жалобы на этих же сайтах.

5. Итоги реформы судов и правоохранительной системы.

Цель реформы судов и правоохранительной системы – сделать их эффективными. Для того чтобы суды, прокуратура и полиция работали эффективно, им необходима поддержка общества и его помощь. Российское общество только тогда их поддержит, когда увидит в них защитников прав и свобод человека. А такими суды, полиция и прокуратура станут только тогда, когда будут открыты для граждан, подконтрольны обществу. Именно прозрачность деятельности судей, прокуроров и сотрудников органов внутренних дел сформирует ответственные государственно-властные отношения, которые мотивируют судебную и правоохранительную систему работать эффективно. 

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив