РОССИЯ И ВТО: переговоры с США завершены, что впереди?

10 февраль 2011
Автор:
В ходе визита президента Д.А.Медведева в США в июне 2010 г. лидеры двух стран договорились завершить в ближайшие месяцы переговоры о присоединении России к ВТО.  

В соответствии с принятым совместным заявлением «США будут оказывать всяческую поддержку и консультативное содействие в скорейшем завершении процесса вступления во Всемирную торговую организацию». Россия, со своей стороны, обязалась «предпринять на правительственном уровне усилия для ускоренного приведения нормативно-правового регулирования в соответствие с правилами ВТО и общепризнанными процедурами присоединения к организации».

 

Основными системными вопросами на переговорах с Соединенными Штатами являлись: статус госпредприятий в России, защита прав интеллектуальной собственности, квоты на импорт мяса птицы в РФ и процедуры инспекций перерабатывающих его американских предприятий. В октябре с.г. переговоры фактически завершены. По заявлению главы национального совета при Белом доме, советника Президента США по экономической политике Лоуренса Саммерса, «сейчас практически не осталось никаких спорных вопросов между Россией и США по поводу вступления России в ВТО».

 

Советник Барака Обамы выразил уверенность, что документальное оформление членства России в международной организации будет завершено не позднее чем через 12 месяцев. Накануне в Женеве о завершении двусторонних переговоров между Россией и Соединенными Штатами, Россией и Евросоюзом заявил генеральный директор ВТО Паскаль Лами, который одновременно отметил, что российский парламент одобрил в последнее время ряд законов, необходимых для соответствия внутреннего российского законодательства нормам ВТО.

 

В то же время остается несколько нерешенных вопросов, которые носят принципиальный характер. В частности, в своде обязательств России требует существенной переработки более половины документов с учетом норм Таможенного Союза России с Казахстаном и Белоруссией. Кроме того, с приближением сроков присоединения РФ к ВТО все более принципиальным становится вопрос о согласии Грузии, которая в качестве условия выдвигает требование о предварительном подписании Москвой и Тбилиси договора о совместном контроле границы с Абхазией. Для России, признавшей независимость Абхазии, такое условие является неприемлемым. В этой связи поддержка США в решении этого вопроса становится для Грузии принципиально важной. Однако администрация Барака Обамы такой поддержки пока не высказывает, по крайней мере, публично.

 

В связи с завершением трудных переговоров с США и вероятным присоединением России к ВТО в следующем году среди отечественных экспертов, экономистов и политологов вновь обостряется дискуссия о последствиях такого шага. Особая важность проблемы обусловлена тем, что вступление в эту влиятельную международную организацию затрагивает наиболее актуальные вопросы экономической политики, определяющие развитие страны на обозримую перспективу. В зависимости от условий и последствий вступления будут определяться параметры внешнеэкономической стратегии государства по вопросам стимулирования хозяйственного роста.

 

Во многих исследованиях отмечается, что участие в ВТО дает России ряд преимуществ политического и экономического характера. К основным из них относятся: получение лучших в сравнении с существующими, недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; доступ к международному механизму разрешения торговых споров и участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов; создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО. Получение статуса члена этой международной организации означает, кроме того, важный шаг в направлении упрочения рыночной экономики, развития конкурентной среды и совершенствования законодательных основ хозяйствования на российском рынке, адекватных мировой практике. Важным преимуществом от вступления в ВТО может стать активизация структурных реформ и усилий российских предприятий по повышению конкурентоспособности в существующей монополизированной российской экономике. Наконец, улучшение имиджа России как полноправного участника системы международной торговли будет способствовать не только увеличению притока иностранных капиталов и услуг на российский рынок, но и формированию российских финансово-промышленных групп как аналогов ТНК, расширению возможностей их инвестирования за рубеж и, как результат, упрочению конкурентных преимуществ российской экономики.

 

Противники присоединения России к ВТО, со своей стороны, акцентируют внимание на том, что открытие внутреннего рынка приведет к задержке модернизации отечественной промышленности, к упадку в отдельных отраслях экономики, которые не выдержат международной конкуренции (в частности, авиация, автомобилестроение, сельское хозяйство и др.). Россия потеряет право самостоятельно изменять тарифную политику и будет участвовать в мировых торговых операциях на более жестких условиях ВТО, в результате чего сократится весьма значительная на сегодня доходная статья бюджета, которая создается в большой степени за счет таможенных сборов и отчислений. При вступлении в эту международную организацию национальная экономика может попасть под контроль западных банков и в зависимость от мировых ТНК, которые через ВТО будут определять её структуру, объемы производства, себестоимость выпускаемой продукции, регулировать уровень занятости и зарплаты. В результате приведения тарифов на энергоносители в соответствие с мировым уровнем в России резко возрастут цены на газ, электроэнергию, что повлечет подорожание промышленных изделий по всей стране и разорение многих предприятий машиностроения, химической, пищевой и легкой промышленности. Присоединение к ВТО не откроет сразу перед Россией мировые рынки, а РФ будет обязана отказаться от государственной поддержки экспорта российской продукции. Наконец, членство в ВТО выгодно, прежде всего, тем странам, которые, в отличие от России, экспортируют готовую продукцию с глубокой степенью переработки и импортируют сырьё.

 

Наличие указанных положительных и негативных сторон вступления России в ВТО требует всесторонней, в том числе количественной оценки последствий такого решения. Комплексный доклад группы ученых Российской академии наук, основанный на соответствующих расчетах, с учетом допускаемых ВТО различных защитительных мер, свидетельствует о том, что возможная реакция российской экономики на такие меры в среднесрочной перспективе, в отличие от краткосрочных отрицательных последствий, не будет существенной. Основная задача состоит в недопущении негативного влияния присоединения к международной организации на процессы модернизации российской экономики, что требует четкой промышленной политики, строгих, закрепленных законодательно инвестиционных приоритетов. Во внешнеторговой сфере необходимо обеспечение соответствующего уровня доступа на российские рынки товаров и услуг и степени открытия этих рынков для иностранных компаний. Уровень защиты при вступлении в ВТО должен быть близким к существующему. Представляется важным в максимальной степени использовать действующие в международной организации механизмы, касающиеся тарифных мер: отсрочка снижения импортных тарифов и период адаптации, предоставляемый соответствующим отраслям и производствам.

 

В экономико-политическом контексте основные выгоды для России от присоединения к ВТО лежат, очевидно, в сфере её долгосрочных интересов. Если в краткосрочной и среднесрочной перспективе РФ будет вынуждена следовать правилам, ранее установленным другими государствами-членами, то в долгосрочном плане она может выступать субъектом, активно участвующими в разработке правил функционирования международной торговой системы. Именно из этого обстоятельства вытекают наиболее веские политические аргументы в пользу необходимости пойти на отмеченные краткосрочные издержки, связанные со вступлением в ВТО. Экономический и политический вес России в настоящее время явно не таков, чтобы диктовать условия в международной торговле. Однако принцип баланса сил, применимый к системе международных отношений, дает возможность для активных действий не только наиболее развитым странам, но и торговым партнерам, относящимся к категории развивающихся стран или государств с переходной экономикой. Эффективность их стратегической линии зависит от того, в какой мере им удается «играть» на базовых противоречиях в рамках системы. Как показал опыт присоединения к ВТО Китая, появление в международной организации нового члена со значительным весом в мировой торговле рассматривается как важный фактор, способный оказывать существенное влияние на ход переговоров в рамках организации.

 

Взгляд на ВТО как на политический механизм позволяет выйти за пределы экономических последствий присоединения России к международной организации и пересмотреть традиционные подходы к чисто хозяйственным выгодам и потерям в результате такого шага. Его либерализационные последствия сами по себе, без внутренних реформ, направленных на адаптацию экономической системы к новым условиям, не могут существенно улучшить перспективы хозяйственного роста. Наиболее важные последствия вступления РФ в ВТО следует искать в этой связи не столько в хозяйственной, сколько в экономико-политической области.

 

Если в производстве и торговле эффект ВТО может проявиться лишь со временем, то в системном экономико-политическом блоке он начинает работать ещё до присоединения к международной организации. Речь идет о приведении национального делового законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО, что сделает его более качественным и сопоставимым с международным правом. Распоряжением правительства утвержден План мероприятий по приведению законодательства РФ в соответствие с нормами и правилами ВТО. На его базе пересмотрены Таможенный кодекс России, законы о таможенном тарифе, валютном регулировании и валютном контроле, конкуренции, государственном регулировании внешнеторговой деятельности, лицензировании экспорта и импорта и т.п. Ряд норм и правил ВТО и Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) закрывают прежние пробелы в деловом регулировании, особенно в рамках ГАТС, что создает современную правовую базу для развития в РФ сферы услуг.

 

Со вступлением в ВТО у России появляется возможность извлечь существенные выгоды политического характера из решений и правопорядка внутри самой международной организации, заложить интересы РФ в её право и организационные мероприятия, ослабить негативное воздействие от них на внешнюю торговлю страны и её экономику. Вместе с тем, предстоящее присоединение к ВТО не только открывает новые возможности, связанные с доступом к её переговорному механизму и участием в выработке правил международной торговли, но и несет определенные риски и возможные негативные последствия в сфере международного регулирования внешнеторговой деятельности.

 

Участие России в работе Конференции ВТО, Генерального Совета, в специализированных советах и комитетах позволит использовать отдельные тактические и технические возможности для продвижения интересов как страны в целом, так и некоторых отраслей и крупных операторов в отдельности. В частности, участвуя в рабочих группах, формирующих условия для переговоров о вступлении в ВТО других государств, РФ будет иметь возможность выдвигать ряд условий по открытию ими рынков для российских товаров и услуг, затягивая или ускоряя процесс присоединения. Однако такая тактика может использоваться и против России, в частности, в связи с расширением ВТО за счет государств СНГ. В связи с переговорами РФ о вступлении в эту организацию некоторые недавно присоединившиеся к ней страны пытаются добиться решения тех вопросов, которые они не могут урегулировать с Россией в рамках СНГ и двусторонних отношений. Так, Грузия отозвала уже подписанный протокол о присоединении РФ к ВТО в связи с обострением существующих между странами проблем. Особый интерес к переговорным процессам России с международной организацией проявляет Украина, которая в ходе переговоров о вступлении в неё пошла на значительные уступки.

 

В рамках Генерального совета ВТО перед Россией также открывается возможность влиять своим голосом и соответствующим блокированием с другими странами-участниками на принимаемые решения, в том числе по вопросам освобождения государства от обязательств по любому соглашению пакета ВТО. При этом следует иметь в виду, что на Генеральный Совет возложены одновременно функции по разрешению споров и по проведению обзоров торговой политики. В настоящее время большое внимание на эти процессы оказывают западные страны. Участие России в данных процессах позволит оказывать определенное влияние на правоприменительную практику в ВТО, а также возбуждать дела против других государств-членов ВТО. Возможные негативные последствия в этом направлении связаны с тем, что следует ожидать возбуждения аналогичных дел против России и со стороны партнеров по ВТО, прежде всего, США и европейских стран. Евросоюз, например, проявляет особый интерес к формированию специального типа обязательств в отношениях с РФ в сфере энергетики. В соответствии с зафиксированными ЕС принципами диверсификации источников снабжения и независимости поставок страны Евросоюза получили право ограничивать ввоз энергоносителей из одного источника в том случае, если он достигает достаточно высокого уровня и угрожает безопасности регионального рынка. Сейчас это правило стало частью законодательства ЕС, который намерен провести его через ВТО. В этом случае российский газовый и нефтяной экспорт будет лимитирован, как это уже произошло со сбытом нашего ядерного топлива, ограниченного квотой на уровне 25%.

 

Важное преимущество присоединения России к ВТО открывает возможность эффективного участия в многосторонних переговорах между государствами-членами Организации. В этой связи отказ от вступления в ВТО в ближайшие годы может нанести существенный ущерб национальной экономической безопасности. Так, в рамках предварительных многосторонних переговоров о новых правилах торговли с непременным учетом конкуренции, защиты окружающей среды и социальных аспектов торговых отношений ведущие страны ВТО включают в повестку дня вопрос о капиталовложениях в торговлю. Если эти переговоры будут вестись без участия России, велика вероятность, что по завершении нового раунда в отношении к ней будут применяться так называемые меры экологического прессинга. Сейчас это уже просматривается в политике ЕС, который при антидемпинговых процедурах в последнее время учитывает низкие расходы российских предприятий на экологию и на этом основании делает вывод о необходимости повышения пошлин на их продукцию. Если эти (пока односторонние) действия ЕС будут закреплены в ВТО, российскому промышленному экспорту грозит остановка по ряду важных позиций, прежде всего – продукции металлургической промышленности.

 

У ряда стран-членов ВТО к настоящему времени сохраняются в том или ином виде ограничения на поставки российских товаров. В ходе соответствующих раундов международных торговых переговоров представится возможность решать вопросы об открытии этих рынков и устранении препятствий в отношении импорта из России. Риски заключаются в том, что партнерам по переговорам могут быть представлены непропорционально большие льготы и преференции, чем РФ может получить взамен. Слабость российских позиций состоит в том, что номенклатура экспортируемых товаров российского происхождения заведомо меньше, чем номенклатура импорта из других стран, что объективно сужает для РФ возможности достижения соразмерности взаимных уступок в отношениях с западными государствами-партнерами.

 

Важные последствия присоединения России к ВТО обусловлены также расширением сферы регулирования Организации, в частности, её распространением на ГАТС. В соответствии с нормами и правилами этой фактически единой правовой системы, государства-участники ГАТС должны либерализовать, с определенными исключениями, доступ в страну порядка 160 видов услуг и их носителей: информационных, финансовых, образовательных, туристических, транспортных, строительных, страховых и др. В особом правовом режиме в среднесрочной перспективе окажутся финансовые и некоторые другие виды услуг. Для России проблема обеспечения финансовой безопасности в условиях недостаточной развитости национального банковского сектора является довольно болезненной. В этой связи одной из наиболее важных задач при завершении переговоров с западными партнерами о вступлении России в ВТО остается недопущение работы в стране прямых филиалов мощных иностранных финансовых структур, способных в краткосрочной перспективе подавить отечественный банковский сектор. Аналогичная ситуация складывается и в сфере страховых услуг. В ближайшем будущем, скорее всего, появятся и другие области, которые необходимо будет в большей степени закрыть от присутствия иностранных услуг и их поставщиков. В поле регулирования ВТО рано или поздно будут включены в связи с развитием мировой торговли вопросы защиты окружающей среды, осуществления внешней торговли по электронным каналам и др. Риски в этой области заключаются в существенном отставании российской сферы услуг по этим направлениям от уровня её развития в западных странах.

 

Серьезные проблемы в контексте предстоящего вступления России в ВТО связаны с правовым обеспечением этого процесса. Под эгидой международной организации, по сути, формируется «глобальное торговое право» - международные правовые нормы, которые активно воздействуют на внутреннее законодательство государств-участников. При этом можно говорить о примате права ВТО над внутренним правом. Проблема заключается в том, что создающаяся глобальная правовая система во внешней торговле со всеми её принципами формируется под управляемым воздействием западных стран и далеко не соответствует пока принципу справедливости.

 

Другой тенденцией развития мировой торговли является её одновременная фрагментация: торговые потоки внутри ТНК и между корпорациями движутся вне правил ВТО, что дополнительно создает для западных стран льготное, высококонкурентное пространство и возможность его расширения. В то же время государственные предприятия поставлены правом ВТО в особый режим – им напрямую адресовано требование при осуществлении импортно-экспортных операций руководствоваться принципами недискриминации и коммерческими соображениями. Подобный правовой режим для государственных предприятий может стать проблемой для России в свете формирования в стране крупных государственных холдингов и финансово-промышленных групп с сильным государственным участием.

 

Членство России в ВТО связано также с возможностями, которые открываются в отношениях с большинством государств-членов Организации, с которыми РФ имеет двусторонние торговые договоры (более 120 стран). После присоединения к ВТО многие положения этих договоров становятся ненужными. В этой связи возникает серьезная проблема ревизии всей системы торговых договоров на предмет их полного или частичного аннулирования. При этом отмена многих из них без внимательной и взвешенной оценки представляется контрпродуктивной. Параллельное существование двусторонних договоров и многосторонних соглашений пакета ВТО добавляет устойчивости международным торговым отношениям России со многими партнерами, поскольку первые содержат зачастую положения, выходящие за предмет ведения Организации.

 

При анализе возможных политических последствий вступления России в ВТО особое значение приобретает оценка его влияния на отношения со странами СНГ, сотрудничество с которыми является приоритетным направлением российской внешней политики. Это воздействие представляется неоднозначным. С одной стороны, присоединение РФ и других стран Содружества к международной организации, очевидно, будет способствовать более четкому выполнению партнерами по СНГ своих обязательств в отношении друг друга, прекращению или резкому ограничению существующей практики одностороннего введения отдельными странами Содружества защитных мер во взаимной торговле. Применение в отношениях с партнерами единого режима как одного из основополагающих принципов ВТО откроет более широкие возможности для деятельности бизнес структур стран Сообщества на рынках друг друга, в том числе для российских предпринимателей. Присоединение к ВТО окажет на торгово-экономические отношения со странами СНГ определенное «дисциплинирующее» воздействие, приведет их в соответствие с требованиями международной организации. В дальнейшем это позволит развивать их на стабильной правовой основе. С другой стороны, может возникнуть вопрос о содержании преференциального режима взаимных торговых отношений. В принципе, в соответствии со статьей XXVI ГАТТ/ВТО, допускается возможность существования у государств-членов такого режима под контролем международной организации, в частности для участников соглашений о создании зоны свободной торговли или таможенного союза.

 

В настоящее время в практике торгово-экономических отношений России со странами СНГ существуют реальные преференции, не предоставляемые третьим странам. Важнейшими из них являются режим свободной беспошлинной (при некоторых изъятиях) торговли на основе двусторонних соглашений и более низкие, чем в торговле с другими странами, цены на топливно-сырьевые товары. Россия и многие её партнеры по СНГ заинтересованы в сохранении преференциального режима взаимного сотрудничества не только по политическим, но и по экономическим соображениям. Фактически такой режим является важнейшим условием поддержания и развития торгово-экономических связей между ними, поскольку на рынке СНГ реализуется значительная часть их товаров и услуг, сбыт которых на других рынках встречает серьезные трудности. Отказ от преференциального режима торговли со странами СНГ привел бы к её заметному сокращению, сделав неконкурентоспособной большую часть взаимопоставляемой продукции (прежде всего продовольствия и товаров высокой степени обработки), усугубив тем самым несбалансированность взаимного обмена. Основные трудности с принятием со стороны ВТО действующих в рамках СНГ преференций будут связаны с необходимостью привести заключенные между ними сотни соглашений в соответствие с нормами и требованиями международной организации. Такая задача должна решаться странами Содружества скоординированно.

 

Неоднозначные последствия для экономики государств СНГ и их отношений с Россией будет, очевидно, иметь и либерализация их торгово-экономических связей с третьими странами в результате вступления в ВТО. В настоящее время для стран Содружества, не вступивших в международную организацию, основными партнерами устанавливается жесткий торговый режим с таможенными пошлинами, значительно превышающими действующие в странах-членах ВТО. По оценкам Исполкома СНГ, страны Содружества от такой дискриминации торгово-экономических отношений теряют в настоящее время примерно 2 млрд. долл. США ежегодно. В связи с этим присоединение государств-участников СНГ к ВТО – объективно необходимый процесс, обусловленный важностью проникновения на рынки третьих стран продукции национальных производителей, повышения её конкурентоспособности, переоснащения производственного аппарата национальных экономик, их структурной перестройки. Став членами ВТО, государства-участники СНГ получат в перспективе больше возможностей включаться не только в новые формы мировых внешнеэкономических связей, но и участвовать в их развитии с учетом национальных интересов на основе углубления и использования преимуществ международной специализации и кооперации производства. Это позволит расширить возможности импорта современных технологий, активизировать приток инвестиций, снизить издержки производства.

 

Однако, принимая во внимание недостаточный уровень конкурентоспособности многих видов производств, в странах Содружества быстрое открытие их внутренних рынков может резко усилить экспансию товаропроизводителей из западных стран в ущерб национальному производству и развитию взаимных экономических связей. Так, ускоренное снижение пошлин на товары из дальнего зарубежья в случае вступления России в ВТО приведет, кроме всего прочего, к ухудшению конкурентных позиций стран Содружества на российском рынке. Соответственно, существенное снижение импортных пошлин партнерами России по СНГ в случае их вступления в ВТО может подорвать российские позиции на рынках Содружества.

 

В отличие от практики Евросоюза, Россия и другие страны СНГ довольно сдержанно подходят к координации внешнеэкономической политики в отношении третьих стран и международных организаций. Это относится в полной мере и к вопросу об их вступлении в ВТО. По сути дела, все страны СНГ, кроме Туркмении и Таджикистана, подали заявки на присоединение к ВТО и фактически ведут соответствующие переговоры индивидуально. Следует отметить, что нескоординированное вступление в ВТО России и других стран СНГ может серьезно осложнить интеграционные процессы в рамках Содружества. При вступлении в ВТО на индивидуальных условиях с разным уровнем таможенных ставок на товары и услуги из третьих стран и различными по продолжительности переходным периодом условия функционирования субрегиональных экономических образований в рамках СНГ существенно изменятся.

 

Перед серьезными проблемами в этой связи стоит ЕврАзЭс, перспективы которого во многом зависят от условий вступления в ВТО стран-участниц. Несогласованное с партнерами присоединение Киргизии к ВТО в 1998 г. оказало негативное воздействие на взаимную торговлю в рамках Сообщества, открыв возможность неконтролируемого проникновения товаров из третьих стран в государства-партнеры через Киргизию. Для внешней торговли России ущерб от одностороннего присоединения Киргизии в ВТО относительно невелик, поскольку на её долю приходится лишь 1,5% общего товарооборота РФ со странами Сообщества. Вместе с тем, взятые Киргизией высокие обязательства перед международной организацией по либерализации доступа на свои рынки товаров из третьих стран создали прецедент и осложнили ход переговоров с ВТО другим партнерам по Сообществу, включая Россию. Другие участники ЕврАзЭс, в первую очередь члены Таможенного союза, Белоруссия и Казахстан, ориентируют на темпы и параметры переговорного процесса РФ в расчете, что её усилия по выработке приемлемых условий присоединения к Организации облегчат и их переговоры по этому вопросу.

 

Таким образом, после присоединения к ВТО Россия, с одной стороны, окажется в едином унифицированном политико-правовом пространстве, обеспечивающим международно-правовую защиту от дискриминационного отношения к отечественным товарам и услугам. С другой стороны, национальный внешнеэкономический правовой режим встанет по многим позициям под контроль этой международной организации. Однако роль и место РФ в мировой торговле и процессах экономической глобализации в целом будет определяться не столько отмеченными ожидаемыми позитивными и негативными последствиями этого шага в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сколько реальными успехами в развитии национальной экономики и её структурной перестройкой.

    
Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив