Фальсификация истории как условие независимости новых европейских государств

10 март 2011
В 2010 году мир отметил 65-летнюю годовщину окончания Второй мировой войны, одной из самых страшных трагедий в истории человечества, а также 65-ую годовщину начала Нюрнбергского процесса.  

На оккупированных "третьим рейхом" территориях нацистами и их пособниками последовательно проводилась политика физического уничтожения, порабощения и насильственной ассимиляции представителей так называемых "низших рас". Только героические усилия Советской Армии и стран Антигитлеровской коалиции позволили остановить Холокост и спасти миллионы человеческих жизней.

В последние годы память о Второй мировой войне подвергается искажению в спекулятивных политических целях. Попытка поставить знак равенства между СССР и фашистской Германией, отрицание Холокоста, героизация принимавших непосредственное участие в геноциде гитлеровских пособников, забвение побед Красной Армии, необоснованные обвинения советских солдат и партизан в мифических преступлениях все это не может не вызывать серьезные опасения.

Откуда все это берется? Почему это происходит прежде всего в бывших союзных республиках и в бывших странах Варшавского договора? Кто заказчик и какие цели преследует этот набирающий силу процесс?

Мне, как представителю Международного правозащитного движения "Мир без нацизма", приходится часто наблюдать все это, что называется, "изнутри". Недавно, 18 ноября 2010 года Латвия отметила очередную годовщину своей независимости. Красивый праздник был отмечен вечерним факельным шествием, организованным праворадикальной партией Visu Latvijai, собравшей в Старом городе тысячи латышей, в основном ниже среднего возраста, которые с воодушевлением скандировали "Мы латыши!" Собственно ничего предосудительного в этом нет. Каждый человек вправе гордиться своей национальностью (особенно если больше гордиться нечем). Я представил себе такое факельное шествие в Москве, на Красной площади, представил, что тысячи молодых людей кричат в едином порыве "Мы -русские!" Представляете, что на следующий день написала бы вся западная, да и российская пресса? Здесь же зарубежные наблюдатели с умилением смотрели на это действо.

И все бы ничего, если бы партийные активисты Visu Latvijai (всем им кстати нет и 30 лет) не собирали одновременно подписи под петицией о проведении референдума с одним единственным вопросом о запрете государственного финансирования среднего образования на русском языке. Кто не знает, высшее государственное образование на русском в Латвии давно запрещено. Да и сами русские средние школы в этой стране далеко не такие уж русские 40% учебной программы уроки на латышском. Это в основном предметы гуманитарного профиля история, биология и пр. Поэтому многие школьники, которым нужны эти предметы, вынуждены брать репетиторов на русском они недостаточно владеют языком титульной нации, чтобы полноценно овладеть знаниями по этим предметам. И это при том, что 39% населения страны русскоязычные жители, и по всем европейским стандартам им обязаны обеспечить полноценное образование на родном языке.

Лидеры партии в своих выступлениях без стеснений говорят о необходимости добровольной репатриации русских в Россию (между прочим, своим естественным союзником они видят здесь российский МИД). Откуда такая ненависть к русским, спросите Вы? Очень просто. По мнению этих политических деятелей (скажем прямо, это мнение разделяется значительной частью, если не большинством населения страны), русские в Латвии это плод советской "оккупации", это народ, не желающий интегрироваться на основе латышского языка и латышской культуры. Почему-то ни у кого не возникает вопрос, чем интеграция в общество на основе чужого языка 39% населения страны отличается от насильственной ассимиляции.

Каждый год 16 марта десятки ветеранов легионов "Ваффен СС" (кстати сказать, организации, объявленной Нюрнбергским трибуналом вне закона) приходят в Риге к памятнику Свободе для того, чтобы почтить память погибших товарищей по оружию. Для тех, кто не знает, 16 марта 1943 года произошло боевое крещение этих воинских формирований в боях с подразделениями Красной Армии под Ленинградом. Такие же мероприятия ветеранов СС, только в другие даты, проходят и в Эстонии.

Страшно не то, что престарелые коллаборационисты возлагают цветы к своим святыням, страшно то, что в этих шествиях всегда принимают участие уже не десятки, а сотни молодых людей. Они искренне считают своих эсэсовцев героями и полагают, что те боролись за независимость своей страны, оккупированной Советами. Неважно, что они давали присягу Адольфу Гитлеру ведь альтернатива была только одна: Красная Армияармия "оккупантов".

Логическим продолжением стала попытка части радикалов провести 1 августа 2010 г. демонстрацию возле того же памятника Свободы в Риге в честь "69-ой годовщины освобождения Риги от советских оккупантов немецкими войсками". Как известно, 1 августа 1941 гитлеровские войска вошли в столицу Латвии. Первым актом новых властей стало сожжение 4 августа рижской синагоги вместе с укрывавшимися там латвийскими евреями. Тогда же в Риге было создано еврейское гетто. Так в Латвии начался Холокост. К чести современных латышских властей надо признать, что это шествие не позволили провести латвийские спецслужбы, хотя на руках у организаторов было постановление суда о разрешении демонстрации. Президент Латвии В.Затлерс, премьер-министр В.Домбровскис и министр иностранных дел А.Ронис гневно осудили попытку провести демонстрацию поддержки, как они выразились, "смены одной оккупации другой".

Я помню, как на одной из пресс-конференций, посвященных созданию МПД "Мир без нацизма", эстонский журналист с праведным гневом в глазах доказывал моему коллеге, что подразделения "Ваффен СС" это чисто воинские формирования, не участвовавшие в расстреле мирного населения. Когда коллега с фактами в руках доказал ему обратное (например то, что эти легионы создавались на базе подразделений полиции внутренней безопасности, решивших еврейский вопрос в Прибалтике), тот растерянно произнес: "Значит меня неправильно учили в школе".

Мне кажется, именно здесь корень всех проблем, связанных с "историческими войнами". Именно с того, что людей "неправильно учили истории". С фальсификации исторических фактов на страницах "свободной" прессы национальных республик начиналась антироссийская истерия в Риге, Таллинне, Вильнюсе, позже в Тбилиси, Кишиневе и в Киеве. Именно с милых интеллектуальных дискуссий лжеисториков в конце 80-х начинался армяно-азербайджанский конфликт. В этой плоскости лежит принятие в 1991 г. позорного закона о гражданстве, принятого в Латвии и Эстонии, и разделившего общество на граждан, происходивших из семей, проживавших на территории довоенных независимых балтийских государств, и неграждан потомков тех советских людей разных национальностей, которых прислали туда по разнарядке советских властей после 1940 года строить экономику новых республик. Граждане получили в 1991 г. сразу все права, "неграждане" должны были пройти (и то, только после внесения соответствующих поправок в закон в 1994 г.) унизительную процедуру натурализации иностранцев.

На это ушло минимум три года, а до этого "неграждане" были отстранены от приватизации наиболее сладких кусков государственного пирога, на них распространялся (и распространяется до сих пор) запрет на определенные виды профессий, они не имеют права голосовать (в Эстонии на выборах в парламент, в Латвии на выборах в парламент и в городское самоуправление) и т.д. В Латвии до сих пор около 300 000 "неграждан". В Эстонии более 100 000. Кстати, эстонцы поступили в определенной степени честно они автоматически дали гражданство тем русским, кто голосовал на референдуме 1990 г. за независимую Эстонию. Латвия таких патриотов попросту "кинула".

Именно фальсификация истории лежит в основе нынешнего противостояния между латышами, эстонцами и русскоязычными в Прибалтике, когда даже общие экономические трудности не могут объединить две общины и победу на выборах одерживают партии, честно обещающие повышение налогов, сокращение пенсий и прочие беды, но при этом гарантировавшие, что кровавая рука русского оккупанта никогда более не протянется к горлу хрупкой латвийской или эстонской независимости.

Что же такое фальсификация истории, в чем причина ее возникновения и что мы можем ей противопоставить во имя нормальной жизни наших народов и сближения наших стран?

Фальсификация истории это подмена исторических фактов с целью формирования ложных выводов о причинах и следствиях известных исторических процессов в политических целях. Условно фальсификацию истории можно подразделить на два вида: фальсификация непосредственно фактов, которые лежат в основе интересующего фальсификаторов вывода (фальсификация основных фактов), и фальсификация второстепенных фактов, которые составляли фон определенного исторического действия и оказали влияние на это действие, т.е. оказали влияние на основные факты, на их формирование и развитие. Исторические фальсификации не новый продукт политики. В них ранее весьма успешно преуспели большевики с их мощнейшей пропагандистской машиной, а чуть позже нацистский рейх. Суть фальсификации истории в нашем случае состоит в том, чтобы под предлогом объективного взгляда на исторические процессы:

а) очернить роль СССР и Красной Армии в предвоенные и военные (1941-1945 годы), а в последнее время в исторически обозримый период времени, начиная с XVIII века например, Северная Война со шведами и последовавшие за ней геополитические изменения в Европе;

б) обелить роль противников России и СССР в контексте исторических событий, представить их в выгодном для них свете, героизировать отдельные категории людей, являющихся предателями Родины и врагами армий стран антигитлеровской коалиции.

Почему это происходит? Обратите внимание, начало процессов фальсификации исторических событий было положено именно в странах Восточной Европы либо в бывших советских республиках, либо в бывших сателлитах СССР по Варшавскому договору. Причин здесь несколько:

1) В большинстве этих стран не было денацификации, как в странах Западной Европы, или же она была признана ошибочной, как элемент коммунистического прошлого. Кроме того, в коммунистический период здесь мало что было известно о Холокосте и нацистской системе массового уничтожения (а это было эффективной вакциной от нацизма для молодежи стран Запада, воспитывавшейся на этих фактах истории). Поэтому в этих странах нет отрицания нацизма как абсолютного зла.

2) После распада СССР и социалистического лагеря руководство ряда посткоммунистических режимов поставило задачу повернуть вектор исторического развития своих стран в сторону Запада и НАТО. Как правило, это достигалось ценой ухудшения политических и экономических отношений с Россией, что негативно отражалось на жизни простых людей. Фальсификация истории в данном случае имеет целью идеологически обосновать такую политику.

3) Фальсификация истории является способом героизировать свою собственную историю, которая либо бедна по определению, либо невыгодна в контексте новой политики, направленной на конфронтацию с Россией. Фактически это инструмент формирования новой национальной идентичности.

4) Фальсификация истории имеет целью юридически обосновать неравноправное положение т.н. "неграждан". Раз СССР оккупант, значит все русскоязычные оккупанты или их потомки.

5) Фальсификация истории 2-ой мировой войны имеет определенный экономический подтекст, поскольку ставит своей целью доказательство равной ответственности СССР и гитлеровской Германии за развязывание войны, а следовательно речь может идти о репарациях со стороны СССР (России, как его правопреемницы) в пользу так называемых "жертв агрессии", среди которых многие страны Восточной Европы.

Последствия такой, кстати весьма эффективной, политики могут оказаться весьма плачевными для послевоенного устройства мира он может быть отброшен к донюрнбергской морали, к донюрнбергской системе ценностей, к донюрнбергской системе права, а именно к отказу от тех решений Трибунала 1946 года, которые сформировали основы современного международного права: отсутствие срока давности за преступления против человечности, признание преступными всех эсесовских формирований, признания наличия у нацистов планов "окончательного решения" еврейского вопроса, запрет на деятельность нацистских организаций и т.д.

Понятно, что главным препятствием здесь является Устав и Приговор самого Трибунала в Нюрнберге над главными нацистскими преступниками, значение которого всячески принижается политиками и историками многих стран бывшего советского блока. Но это лишь вопрос времени надо лишь убедить ведущие западные державы в своей исторической правоте и создать у России (в российском обществе) комплекс исторической вины. Если с первой частью задачи фальсификаторы успешно справляются (вспомним решение Парламентской Ассамблеи ОБСЕ о равной ответственности СССР и гитлеровской Германии за развязывание войны, тяжелое прохождение резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "О недопустимости определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости"), то со второй частью все обстоит не так как хотелось бы нашим идеологическим противникам в последнее десятилетие российское общественное сознание постепенно отказывается от либеральной модели мышления и приходит к консервативной системе ценностей, подразумевающей гордость своим историческим прошлым.

Однако гордости здесь явно недостаточно. Ведь фактически мы имеем дело с идеологическим противостоянием, с диверсионной психологической технологией, применяемой сегодня в полномасштабной психологической войне. Что такое психологическая война? Это самое распространенное средство борьбы между государствами, партиями, религиозно-этническими и финансовыми группировками. Она проникает в каждый дом. От нее в принципе нельзя укрыться. Но можно изучить ее инструменты и приемы, стать способным к сопротивлению и, наконец, подумать о том выборе, перед которым мы сегодня стоим.

Следовательно, мы должны относиться к этому процессу, который охватывает все новые страны и слои населения, в том числе и в России, системно. Нельзя заниматься войной, даже если это психологическая война, от случая к случаю. Нужна система мер. Одним созданием какого-либо научного института и изданием книг уже не обойдешься. Система это стратегия нашей борьбы с фальсификацией истории вообще и фальсификации итогов Нюрнбергского трибунала, в частности.

Составной частью такой стратегии является:

Поиск союзников. Союзники это государства, озабоченные происходящими процессами во многих странах Восточной Европы и СНГ, в частности. Таким союзником для нас является Федеративная Республика Германия, народ которой 65 лет назад поставил жирную точку в своем историческом прошлом. В современном немецком законодательстве содержится целый ряд действенных норм против возрождения нацизма и фальсификации истории. Мы должны сотрудничать с немцами, изучать и пропагандировать их опыт. Это и Израиль, для которого пересмотр итогов войны равнозначен отрицанию Холокоста и правомерности создания еврейского государства. Как ни странно это и Польша, для которой неприемлема героизация ОУН-УПА на Украине. Наконец, это неправительственные организации стран Восточной Европы, многие из которых никогда не смирятся с отказом от своего исторического прошлого. Опыт Международного правозащитного движения "Мир без нацизма", объединившего в своих рядах уже более 150 организаций из 28 стран мира, это результат правильного выбора союзников.

Определение основных направлений пропаганды наших идеологических противников и отработка эффективных контрпропагандистских мероприятий, причем наступательного характера. Пока что мы ведем оборонительную тактику: нас обвиняют в советской оккупации чуть ли не всего бывшего СССР, а мы выпускаем книжки, которые мало кто читает, но в которых мы последовательно разоблачаем фальсификаторов; с нами ведут нечестную игру, придавая чисто политическим процессам, имевшим место в истории СССР, национальный, этнический характер, а мы молчим или ограничиваемся очередной научной конференцией на тему, как это было, не понимая, что выиграть краплеными картами невозможно. Это не значит, что не нужны книжки или не нужны научные конференции, это значит, что нельзя ими ограничиваться.

Почему никто не вспомнил ни на одном из государственных или общественных уровней о той роли, которую сыграли в нашей общей истории, например, латышские стрелки или эстонские борцы за светлое коммунистическое будущее. А ведь есть что вспомнить. Здесь и блокирование 12-ой армии генерала Юзефовича, спешащей на помощь Керенскому в Петроград в октябре 1917 года (как известно, именно 6-му Тукумскому полку латышских стрелков после этого Ленин доверил оборону Петрограда) и задержка подразделений 49-го армейского корпуса, которые командование фронта пыталось отправить туда же, группой эстонских красных боевиков во главе с Виктором Кингисеппом, и рекордно высокий уровень голосования за большевиков на выборах в Учредительное собрание на неоккупированной немцами части Латвии (72% при общем уровне по стране в 24%, в латышских полках этот процент вообще составил 96,5%), здесь и разгон Учредительного собрания тем же 6-м Тукумским полком. Да-да, именно латышские стрелки разгоняли первое и последнее Учредительное собрание в России, именно их руками была задушена российская демократия и был дан старт всеобщей катастрофе под названием военный коммунизм.

Ведь если оккупация Прибалтики и была, то она была последней в череде оккупаций коммунистами всей или почти всей территории бывшей Российской империи, и сама Россия не была здесь исключением. И латыши вместе с эстонцами, например, внесли ох какой немалый вклад в эту оккупацию. Почему бы не выставить встречный счет? Сначала России насадили коммунистов, а затем эти коммунисты пришли в Прибалтику. А до этого прошлись огнем и мечом по всей большой стране. Так кто виноват?

Почему мы не предъявляем претензий Эстонии и Польше за интернирование армии Юденича, а отдельно Польше за гибель 130 000 российских военнослужащих (причем как красных, так и белых), захваченных в плен в ходе войны 1920 г. и интернированных в ходе упомянутого разоружения белых войск Юденича? Почему не предъявить им, как минимум, моральные претензии?

Почему странам, солидаризирующимся с нацистской Германией во 2-ой мировой войне, ни разу никто не предъявил претензий материального характера, как это было сделано в отношении союзников гитлеровской Германии? Почему мы ни разу не сказали о тех причинах, которые привели мир к пакту Молотова-Риббентропа, прежде всего, о мюнхенском сговоре? Почему не поставить об этом вопрос на том же заседании ОБСЕ? Почему не потребовать от Литвы, объявившей себя жертвой означенного пакта, вернуть Вильнюс Польше, который она получила именно в результате событий 1939-1940 гг.?

Почему мы не говорим на их языке? Они отрицают роль классов и политических течений в истории, подменяя ее ролью наций? Отлично, давайте ответим тем же! Почему так боимся исторических дискуссий, которых так хотят, например, прибалты? Чего мы боимся? Ведь историческая правда на нашей стороне. Давайте откроем архивы, например, самарской ВЧК и увидим, что протоколы ее заседаний в 1917-1918 гг. велись часто на латышском языке. Давайте внимательно почитаем воспоминания и письма А.И. Деникина и увидим, как высоко он оценивал роль ... китайских и латышских красных полков в разгроме его армии под Харьковом зимой 1919-1920 гг.

Обратите внимание, сейм Латвии уже давно определил сумму, которую, по его мнению, должна Россия Латвийской Республике за так называемую "оккупацию"? Однако, стоило России приступить к изучению вопроса о востребовании с Латвии энной суммы за оставленные там материальные ценности, как разговоры о репарациях тут же прекратились.

Выработка целого ряда политических решений на государственном уровне, направленных на защиту российских граждан и российских соотечественников за рубежом. Одним из таких решений, актов солидарности было введение безвизового режима с Россией для так называемых "неграждан" Латвии и Эстонии. Но этим нельзя ограничиваться. Почему МИД РФ молча наблюдает за попытками провести референдум в Латвии о запрете государственного образования на русском языке? Почему Россия не предприняла никаких мер после отмены высшего образования на русском языке в этой стране? Почему мы не ставим вопрос о статусе русского языка в бывших советских республиках как условие развития наших отношений с этими странами? Есть много вопросов, на которые лично у меня нет ответов, хотя я допускаю, что существуют определенные государственные интересы, которые не позволяют демонстрировать те или иные государственные намерения.

Наконец, важнейшим элементом стратегии является определение центров принятия политических решений в этих странах, а также центров влияния на выработку этих политических решений. Сегодня эти центры влияния находятся далеко не всегда в столицах бывших советских республик. Очень часто они находятся гораздо западнее, прежде всего в Брюсселе. И здесь громадна роль НПО. Именно они должны устанавливать контакты, нарабатывать каналы взаимодействия с этими политическими центрами, они должны активизировать свою работу в международных организациях, таких как ОБСЕ, ООН и других.

Хватит партизанщины в стиле "Наших" с их блокированием иностранных посольств, сжиганием флагов наших соседей и закидыванием помидорами посольских работников. Нужна целенаправленная системная работа на всех уровнях, начиная от государства и заканчивая СМИ, научными институтами и институтами гражданского общества. Работа абсолютно гласная, честная, открытая, хотя и дипломатичная но, главное, наступательная. 

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив