Программы Союзного государства как фактор укрепления долгосрочного сотрудничества Беларуси и России: политико-правовой анализ

04 декабрь 2012
13 лет назад, 8 декабря 1999 года Президентами Республики Беларусь и Российской Федерации был Подписан Договор о создании Союзного государства и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства, которые открыли новый интеграционный этап сближения Беларуси и России, обозначили пути для выхода на качественно новый уровень единения двух братских стран и народов, определив конечную цель интеграции Беларуси и России – создание Союзного государства.

Этому этапу интеграции предшествовал ряд шагов, подготовивших почву для такого решения - в ноябре 1992 года подписано Соглашение о свободной торговле, в январе 1995 г.- Соглашение о Таможенном Союзе.

Реальное интегрирование государств начинается, когда страны-партнеры обретают способность производить широкий ассортимент готовых изделий и компонентов, активно участвовать в международной производственной кооперации. Интенсификация внешней торговли в целом, особенно международные кооперационные связи, создают предпосылки для перекрестного инвестирования и международного переплетения капиталов, для активных кредитно-расчетных отношений, подкрепленных финансово-банковской инфраструктурой и другими системами коммерческих и правовых услуг.

Реальное наполнение экономической интеграции происходит, прежде всего, путем структурной и институциональной перестройки экономики отдельных стран-партнеров, при общей открытости и разнообразии форм кооперационного взаимодействия, а также путем соединения конкуренции с сотрудничеством.

Начало широкомасштабной интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации на новой основе, как двух независимых суверенных государств, было положено 2 апреля 1996 года когда, основываясь на исторически сложившейся общности судеб белорусского и российского народов, опираясь на их желание к дальнейшему сближению, Президенты Республики Беларусь и Российской Федерации в Москве подписали Договор о Сообществе Беларуси и России. Этот день вошел в историю как День единения народов Беларуси и России, с этого дня проводилась целенаправленная работа по строительству нового союза Беларуси и России.

Ровно через год, 2 апреля 1997 года был подписанДоговор о Союзе Беларуси и России, в соответствии с которым основной целью Союза является повышение уровня жизни народов, укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования экономики.

Важным этапом на пути становления и развития союзных отношений явилось подписание в декабре 1998 года ряда важных интеграционных документов - Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан, Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования и протокола к нему, в которых было заявлено о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств-участников Союза. Одновременно Сторонами были определены основные направления интеграционной работы в экономической и социальной сферах (22).

С момента обретения Республикой Беларусь и Российской Федерацией международной правосубъектности между двумя государствами начала интенсивным образом формироваться международная нормативная правовая база двустороннего сотрудничества в различных сферах. В настоящее время нормативная правовая база российско-белорусского сотрудничества в экономической сфере значительна.

В соответствии с абзацем двенадцатым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О международных договорах Республики Беларусь» международные договоры Республики Беларусь включают в себя межгосударственные, межправительственные и международные договора межведомственного характера.

В соответствии с решением Совета Министров Союзного государства от 16 марта 2010г. в Постоянном Комитете Союзного государства была сформирована рабочая группа из представителей заинтересованных министерств и ведомств Беларуси и России для проведения анализа выполнения международных договоров в экономической сфере, заключенных между Республикой Беларусь и Российской Федерацией с 1992 года, с целью подготовки предложений по актуализации договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества в экономической сфере с учетом проводимой работы по формированию Таможенного Союза и Единого экономического пространства. До конца 2010 года были проанализированы все двусторонние договоры, из которых для более глубокого анализа определены около 100 документов.

По имеющейся в Постоянном Комитете Союзного государства информации в 2011 году договорно-правовая база белорусско-российских отношений составляла 164 международных договора, из которых 147 – действующие, 17 договоров не вступило в силу (в том числе, временно применяются 5 договоров). Из 17 договоров, не вступивших в силу, по 4 обеими сторонами не выполнены внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления их в силу. Российской стороной не выполнены соответствующие внутригосударственные процедуры по 9 договорам, Республикой Беларусь – по 4 договорам.

В то же время, для выявления тенденций международного правотворчества на современном этапе и определения перспективных направлений его совершенствования особую актуальность приобретает исследование международных договоров, заключенных Беларусью и Россией за прошедшие три года.

В течение 2008 - 2010 годов Беларусь и Россия заключили 14 международных договоров.

Проведя предметный анализ заключенных за прошедший период международных договоров можно отметить, что большинство из них составляют международные договоры в области военно-технического сотрудничества (6 из 14), 2 международных договора заключено в социальной сфере, 1 в финансовой сфере, 1 в сфере земельных отношений и только 4 договора можно отнести к области экономического сотрудничества Беларуси и России, причем 1 из них (Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о временном ввозе и вывозе транспортных средств от 24 февраля 2010 года) напрямую вытекает из ранее достигнутых договоренностей по формированию таможенного союза Беларуси, России и Казахстана.

В тоже время в период 2008-2010 годов Республикой Беларусь заключено 63 многосторонних международных договоров (Беларусь, Россия, Казахстан) в экономической сфере по формированию таможенного союза и единого экономического пространства.

Нормативная правовая база, регулирующая вопросы создания единого экономического пространства Союзного государства достаточно объемна – в перечне договоров, соглашений и протоколов, подписанных между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, около 140 документов.

В последнее время были подписаны следующиемежправительственные документы: Соглашение о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов, Соглашение о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества, Соглашение о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами Российской Федерации и таможенными органами Республики Беларусь, Соглашение о создании равных условий в области ценовой политики на железнодорожном транспорте, Соглашение о развитии сотрудничества в области производства и взаимных поставок лекарственных средств и другие документы.

Таким образом, на современном этапе международного правотворчества отчетливо прослеживается тенденция приоритетного нормативного правового регулирования отношений в области экономического сотрудничества Беларуси и России на уровне многосторонних международных договоров (Беларусь, Россия, Казахстан) в рамках формирования таможенного союза и единого экономического пространства.

Вне рамок таможенного союза и единого экономического пространства остаются вопросы интеграционного взаимодействия Беларуси и России в военно-технической, социальных сферах, вопросы экономического сотрудничества в области торговли энергоресурсами и иные вопросы, имеющие отношение к конкретным объектам (строительство атомной электростанции, обмен земельными участками и т.п.), по которым Беларусь и Россия заключают соответствующие двусторонние международные договоры.

В сфере унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации наибольшие подвижки в гражданском законодательстве. В основном унифицированы положения Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов Беларуси и России, Хозяйственно-процессуального Кодекса Республики Беларусь и Арбитражно-процессуального Кодекса Российской Федерации. Многое сделано по унификации и гармонизации таможенного законодательства, сближению правовой базы в сфере банковской деятельности, в социальной сфере.

Важным направлением деятельности в нормативно-правовой сфере является работа над проектом Конституционного Акта Союзного государства разрабатывается российско-белорусской комиссией по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства.

Следует отметить, что в ходе подготовки проекта Конституционного Акта Союзного государства в ноябре 2005 года были представлены замечания от российской стороны, которые в частности, предусматривали, что органы Союзного государства полномочны принимать законы и иные решения непосредственного действия в сферах исключительного ведения Союзного государства (создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов, единая ценовая политика и т.д.) в той мере и в том объеме, который обусловлен определенным этапом осуществления программы действия Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства, и иными договорами между субъектами Союзного государства.

По мнению белорусской, стороны российскими экспертами предлагалась нежизнеспособная норма, поскольку нет четких критериев «той меры и того объема, который обусловлен определенным этапом осуществления программы действий…» и не ясно, каким образом и кто будет определять момент осуществления этапа программы действий.

Проект Конституционного Акта Союзного государства рассматривался на заседании Высшего Государственного Совета 24января 2006 года. Сопредседателям российско-белорусской комиссии по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства дано поручение внести данный документ с учетом его обсуждения на заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства в 2006 году.

Белорусской стороной были подготовлены в 2007 г. материалы по вопросу «О ходе подготовки Конституционного Акта Союзного государства» для согласования и внесения на рассмотрение Высшего Государственного Совета.

В течение 2006 - 2012 годов российско-белорусская комиссия подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства заседаний не проводила, доработанный проект Конституционного Акта Союзного государства на рассмотрение Высшего Государственного Совета Союзного государства не выносился.

Таким образом, можно констатировать, что формирование правовой системы Союзного государства в рамках работы по подготовке Конституционного Акта Союзного государства приостановлено.

Объединение ресурсов Беларуси и России в рамках Союзного государства позволяет сформировать конкурентные преимущества в сфере промышленности, науки и техники.

Основным инструментом его реализации стали целевые программы Союзного государства. С 2006 года формируется и рассматривается Советом Министров Союзного государства Перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов.

В настоящее время в Перечне более 30 проектов. Из наиболее показательных результатов реализованных программ можно назвать разработку и постановку на производство семейств дизельных двигателей для грузовиков МАЗ и КАМАЗ класса Евро-3 и Евро-4, разработку и изготовление суперкомпьютеров по мощности и производительности, создание промышленной установки по производству сверхвысокомолекулярных полимеров, ряд разработок в сфере биотехнологий, освоения космического пространства.

20 ноября 2012 года в Москве, в Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты, прошел VII Форум проектов программ Союзного государства. По сути, можно назвать данное мероприятие, презентацией идей и концепций новых программ Союзного государства.

Данный форум ежегодно проводится в Москве, демонстрируя его гостям широкие возможности и перспективы российско-белорусского сотрудничества в рамках реализации совместных программ, в том числе конкретные результаты реализации ранее принятых программ, планы совместной работы, а также выработка на их основе долгосрочных концепций инновационного развития.

На 33 новых проекта программ Союзного государства в разных сферах деятельности, среди которых и сельскохозяйственная тематика, и гидрометеорология, и промышленные разработки, космические технологии, и конечно новые медицинские проекты.

Согласно утвержденному Порядку разработки и реализации программ Союзного государства, программа представляет собой комплекс совместных мероприятий по укреплению безопасности, решению крупных социально-экономических задач государств-участников Договора о создании Союзного государства, включающий в себя проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, производственных, организа-ционно-хозяйственных и других работ, увязанных по исполнителям, ресурсам и срокам их осуществления.

Не все программы Союзного государства, как из числа реализованных, так и которые продолжают выполняться или намечаются к принятию могут прямо или косвенно влиять на показатели торгово-экономического сотрудничества. Среди таких - программы по совершенствованию таможенной инфраструктуры и обработки данных и программы инновационного характера в промышленности и сельском хозяйстве.

Эти программы могут оказывать влияние на совершенствование условий межгосударственной и внешней торговли, развитие и укрепление кооперационных связей, разработку новых видов товаров, создание конкурентоспособных производств, вовлечение наших стран в международное разделение труда на основе объединения имеющихся в Беларуси и России конкурентных преимуществ.

На протяжении более чем 16 лет стороны проводят последовательные работы по обустройству таможенной инфраструктуры на белорусском участке внешней границы Союзного государства.

С 1996 года функционирует отраслевой орган – Таможенный комитет Сообщества Беларуси и России, который был в последствие преобразован в Таможенный Комитет Союзного государства.

За время функционирования Таможенного комитета Союзного государства реализовано 4 программы Союзного государства и одно мероприятие с финансирование за счет средств бюджета Союзного государства:

  • Программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь на период 1997-2000 годов (реализована в период 1997-2001 годов);
  • Программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь на период 2002-2005 годов (реализована в период 2002-2007 годов);
  • Мероприятие по завершению и реконструкции Информационно-вычислительного цента (ИВЦ) Минской центральной таможни в г.Минске (реализовано в 2001 году);
  • Программа Союзного государства «Создание единой автоматизированной информационной системы Таможенного Комитета Союзного государства на 2003-2005 годы» (реализована в период 2003-2006 годов);
  • Программа «Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств-участников Союзного государства» на период 2008-2010 гг. (реализована в период 2008-2011 годов).

Результатом реализации этих программ стали современно обустроенные автомобильные пункты пропуска на Белорусском участке таможенной границы Союзного государства, оснащенные необходимым оборудованием, подготовленные высоко квалифицированные специалисты, обученные новым таможенным технологиям на реконструированных объектах и эффективно работающая Единая автоматизированная информационная система ТК СГ, которая позволила в Таможенном союзе «трех» реализовывать таможенные процессы на качественно новом уровне (стыковочный сегмент ЕАИС ТК СГ также установлен в представительстве ФТС России в г. Астане).

Весь комплекс работ, осуществленный Таможенным Комитетом Союзного государства по формированию единой таможенной территории двух стран, послужил основой успешного старта тройственного таможенного союза, мощным фундаментом для создания и функционирования Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России.

В настоящее время сторонами проводится работа по согласованию нового мероприятия Союзного государства «Модернизация, сопровождение и обеспечение функционирования автоматизированных подсистем и комплексов программных средств в составе ЕАИС Таможенного комитета Союзного государства», а также осуществляется подготовка концепции новой Союзной программы, направленной на развитие кинологической службы в рамках Таможенного комитета Союзного государства (6, 24).

Конкретным результатом реализации союзной программы обустройства внешней границы Союзного государства на период 2007–2011 годов стал ввод в строй комплекса пограничной заставы «Бенякони» на белорусско-литовской границе.

Успешно развивается взаимодействие Беларуси и России и в сфере обучения военнослужащих. Так, более 500 белорусских военных в настоящее время обучаются в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации. Помимо этого, в 2011/2012 учебном году более 60 человек направлено на краткосрочные курсы. «Всего за период с 2000 по 2011 годы в военных учреждениях России прошли подготовку более 1000 белорусских военных. Подготовка белорусских военных кадров в России способствует укреплению обороноспособности обеих стран. Она предусмотрена договором о создании Союзного государства, договоренностями в рамках ОДКБ и вписывается в план по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) Союзного государства.

В рамках работ, направленных на формирование объединенной транспортной системы Союзного государства, которое осуществляется в соответствии с принятыми документами и решениями и с учетом формирования правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, прорабатывается вопрос о разработке программы Союзного государства «Создание высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления видами транспорта», которая позволит создать единую комплексную систему управления движением высокоскоростных (до 400 км/ч) поездов, обеспечить комплексную многоуровневую безопасность движения и интеллектуальную среду пользователей высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Реализуя идею созданию единого научно-технологического пространства, в рамках Союзного государства интеграционное сотрудничество осуществляется в различных сферах, таких как медицина и фармацея, биотехнологии, производство и переработка сельскохозяйственного сырья; экология и природопользование, нано- и информационно-телекоммуникационные технологии; энергетика и энергосбережение, другие.

На инновационное интегрирование направлены программы Союзного государства:

  • «Разработка технологий и организация опытного производства высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных средств нового поколения и биологически полноценного детского питания на основе лактоферрина человека, получаемого из молока трансгенных животных»;
  • «Разработка новых методов и технологий восстановительной терапии патологически измененных тканей и органов с использованием стволовых клеток»;
  • «Разработка перспективных ресурсосберегающих, экологически чистых технологий и оборудования для производства биологически полноценных комбикормов»;
  • «Повышение эффективности пищевых производств за счет переработки их отходов на основе прогрессивных технологий и техники».

В реализации союзных программ участвуют десятки коллективов, предприятий и организаций России и Беларуси.

Для финансирования программ в Союзном государстве широко применяются механизмы частно-государственного партнерства. Например, из союзного бюджета финансируются поисковые научные исследования, а на стадии разработок и внедрения привлекаются частные инвестиции и банковские кредиты. В соответствии с правилами ВТО, собственно инновации, как правило, не финансируются. Так, в разрабатываемой программе Союзного государства «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура на 2012-2015 гг.» на 1 рубль бюджетных средств будет привлечено 4 рубля внебюджетных, что показывает инновационный характер Программы и соблюдении правил ВТО.

Отличительной особенностью бюджета Союзного государства является то, что более 90% его средств расходуется именно на союзные программы и мероприятия.

Отличительной особенностью Союзного государства от всех интеграционных объединений на постсоветском пространстве является наличие самостоятельного бюджета, фактически и юридически обособленного по отношению к национальным бюджетам государств-участников. Средства бюджета расходуются на цели, определяемые решениями органов Союзного государства.

В 2012 году осуществлялась реализация 13 программ, носящих инновационную направленность. При этом приоритет у программ, которые реализуют решение проблем питания, получения возобновляемой энергии, глобального изменения климата и ряд других.

В качестве примеров эффективности союзных программ можно привести сотрудничество по таким направлениям, как биотехнология и получение новых материалов.

В рамках первого направления ученые научились выводить молочных животных (коз), продуцирующих в своем молоке белок женского грудного молока – человеческий лактоферрин - белок, отвечающий за формирование иммунитета у младенцев. В настоящее время организуется опытное производство продуктов детского питания, в которых содержится этот человеческий белок.

Анализ показывает, что если на начальном этапе союзного строительства совместные программы решали задачи поддержания отдельных предприятий и отраслей, научных коллективов, восстановление производства значимых видов продукции, то в настоящее время союзные программы направлены в основном на создание и развитие передовых направлений науки, техники и технологии. Среди них, программы «Современные технологии и оборудование для производства новых полимерных и композиционных материалов, химических волокон и нитей», «Создание компьютерных технологий, программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных материалов», «Развитие и внедрение в государствах-участниках Союзного государства наукоемких компьютерных технологий на базе мультипроцессорных вычислительных систем», «Космос – НТ», «Стволовые клетки», «БелРосТрансген», «Нанотехнология – СГ» и др. (21).

В рамках инновационных программСоюзного государства успешно развиваются работы по созданию компонентной базы и технологии производства легких композиционных материалов нового поколения на основе ткани из высокопрочной полиэтиленовой нити и гибридных композиционных материалов на основе тканей из высокопрочной полиэтиленовой нити и стекловолокна с использованием структурных модификаторов наноразмерного порядка. Использование высокопрочных высокомодульных нитей из сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ) в качестве армирующих элементов в полимерных матрицах позволит получить композиционные материалы, обладающие высокой прочностью, легкостью, невосприимчивостью к действию влаги, низких температур, солнечной радиации (22).

Выполнение комплекса работ по оптимизации структуры и поверхности ткани, предусмотренных следующей программой Союзного государства, позволит обеспечить дополнительное увеличение механических свойств полиэтиленпластика и приведет к разработке технологии производства нового поколения легких отечественных композиционных материалов, удельные прочностные показатели и ударная стойкость которых будут соответствовать, а ряде случаев превосходить, уровень лучших мировых образцов.

Сегодня сотрудничество Беларуси и России в области союзных программ вышло на качественно другой уровень. Сотрудничество становится теснее, а это требует новых подходов, совершенствования порядка разработки и реализации союзных программ. Особенно это касается ряда инновационных проектов.

Сейчас на статус союзных программ претендуют несколько десятков проектов, среди которых - разработки в авиационной и ракетно-космической, станкостроительной, биотехнологической, медицинской, химической областях, сельскохозяйственном машиностроении, программном обеспечении.

В целях совершенствования работы над программами Советом Министров в 2010 году принята новая редакция Порядка разработки и реализации программ Союзного государства. В настоящее время работа по совершенствованию данного порядка продолжается заинтересованными министерствами и ведомствами сторон при координирующем участии Постоянного Комитета Союзного государства.

Программы Союзного государства – это уникальный инструмент интеграции, созданный и отработанный в рамках Союзного государства, который позволяет на основе объединения интеллектуальных, инфраструктурных и производственно-технологических ресурсов, эффективно решать значимые социально-экономические и научно-технические задачи.

Несмотря на сложность оценки влияния результатов союзных программ на объемы взаимной торговли Беларуси и России их значение в экономике Союзного государства высоко. Следует также отметить, что программы имеют и внешний эффект. Общий объем торговли Беларуси и России с третьими странами за десятилетний период реализации программ Союзного государства также существенно возрос. И в этом росте мы также наблюдаем результаты созданной пограничной и таможенной инфраструктуры, оснащенность передовыми технологиями пограничных и таможенных пунктов пропуска, возможность осуществлять переориентацию части валютных поступлений на стимулирование развития отечественных производств, использование современной грузовой техники белорусскими и российскими перевозчиками с одной стороны, и увеличение экспортной составляющей по группе машин и оборудования с другой, увеличение собираемости налоговых и таможенных сборов, обеспечение занятости населения Беларуси и России и многое другое.

Однако данные результаты следует рассматривать в комплексе с положительным влиянием на процессы торговли разработки и совершенствования нормативно-правовой базы Союзного государства, итогов реализации Плана мероприятий по упрощению перемещения товаров и транспортных средств на территории Союзного государства, Плана совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли, деятельности Таможенного и Пограничного Комитетов Союзного государства, Статистического Совета Росстата и Белстата, Межакадемического совета по проблемам развития Союзного государства.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив