О содержании школьного образования зарубежный, советский и современный российский опыт. Куда идти дальше?

10 апрель 2011
В настоящее время идет оживленный обмен взглядами на образование, обучение и воспитание детей и молодежи в нашей стране. Новогоднее послание Президента Д. Медведева и публикация проекта нового закона «Об образовании» и новых стандартов усилили накал страстей.

Анализ публикаций печатных и электронных материалов показывает, что почти все их авторы признают факт снижения качества среднего и высшего образования в России. Такое единодушие подтверждает, что субъективные суждения отражают объективную картину и назревшую потребность в изменении всей системы образования, сложившейся в последние десятилетия.

Образование стало самоцелью. Средние и высшие учебные заведения устранились от проблем развития человека как социальной личности, то есть адекватной потребностям общества. Например, новые социально-экономические условия требуют более волевых, энергичных и высокопрофессиональных работников во всех сферах жизнедеятельности современного общества.

В действительности же мы наблюдаем заметное снижение качества труда и негативное отношение к труду вообще. И здесь наша страна отличается от большинства стран мира. Исследования, проведенные в ряде регионов, показывают, что только 3-5 процентов выпускников школ хотят идти работать, тогда как, например, в Англии – большинство. Данным обстоятельством обеспокоено значительная часть населения России.

Институт социологии РАН в сотрудничестве с представительством Фонда им. Ф.Эберта провел в марте 2010 года общероссийские социологические исследования по проблемам различных аспектов модернизации России. По материалам исследования оперативно издана монография с подзаголовком «Готово ли российское общество к модернизации?» (Москва, Издательство «Весь мир», 2010 г.). В ходе исследования решались в числе других задачи оценки общей ситуации в стране, запросы россиян на социально-экономическую модель развития, культурную составляющую модернизации, а также выяснялось, кто может быть в числе ведущих субъектов модернизации. Сразу отметим, что бесспорными лидерами среди социальных групп, способствующих развитию России, выступают рабочие и крестьяне, а бесспорным тормозом развития России в глазах ее граждан выступают государственные чиновники (с.231).

Нас интересуют, прежде всего, данные опроса по труду, образованию и воспитанию.

Как видно из этих материалов, самыми ценными качествами в глазах россиян являются трудолюбие, честность и профессионализм. Эти характеристики лидируют в предложенном респондентам списке из 20 человеческих качеств с довольно большим отрывом. Причем трудолюбие и честность выступают в данном случае не просто как самые важные черты идеала, но и как качества, которые наши люди чаще всего находят в себе самих. В отношении профессионализма их оценки несколько скромнее: если данную позицию включал в список наиболее ценных качеств каждый второй опрошенный, то наличие его у себя признал только каждый третий. Средние позиции в таблице занимает прежде всего ряд качеств, которые суммарно складываются в понятие надежности: чувство долга, ответственность за себя и своих близких, неравнодушие, законопослушность, образованность, чувство собственного достоинства и уважение к правам других людей.

Судя по оценкам респондентов Института социологии РАН, россияне в целом не слишком практичны, в том числе потому, что среди них не так уж часто встречается склонность к прагматичному, «целерациональному» типу мышления и поведения. В этой связи стоит сказать и о таком важном качестве, как предприимчивость. В принципе оно принадлежит к числу признанных в российском обществе ценностей. Пусть его и нельзя причислить к самым значимым приоритетам, но все-таки его важность была отмечена более 40% опрошенных. Однако только половина из них признала наличие этого качества у самих себя. Это наиболее самокритичная из зафиксированных социологами оценок, свидетельствующая о том, что опрошенные россияне в известной мере недовольны своими деловыми качествами.

Характерная для российского социума иерархия личностных качеств воспроизводится в процессе воспитания детей. Среди воспитательных установок на первом месте социологи также находили трудолюбие. На приоритетность этого качества указали 88% опрошенных. Далее, без малого 80% россиян хотели бы привить своим детям чувство ответственности.

Как отмечается в материалах исследования, это неплохой показатель. Правда, россияне в этом отношении несколько позади Японии, Восточной Германии, Скандинавских стран и Италии, но в то же время опережают США, Великобританию, Францию и Китай. Такой фактор достижения успеха, как решительность и настойчивость, отметила в качестве важного почти половина российских респондентов: здесь наши соотечественники опять-таки уступили японцам, немцам и финнам, но опередили представителей остальных 18 стран, по которым проводилось сравнение.

Перспективы экономической модернизации России во многом обусловлены состоянием и особенностями человеческого капитала российских работников, который зависит, прежде всего, от профессии и отрасли. Ситуация с человеческим капиталом работников в российской экономике, при которой большая их часть находится в положении либо частичной деквалификации (как в случае невостребованности навыков многих специалистов), либо общей деградации (в случае рабочих как группы в целом с учетом тенденций ее межгенерационного воспроизводства), может характеризоваться, отмечают социологи, как крайне опасная для перспектив модернизации России. Тревожными тенденциями выступают также постепенная люмпенизация рабочих низкой квалификации и массовый уход молодежи в торговлю, а не в индустриальный сектор.

Результаты новейшего исследования ещё раз подтверждают необходимость изменения системы воспитания и образования в России. Согласно воле населения государство обязано изменить приоритеты в организации работы с учреждениями образования, решительно изменить цели и содержание обучения с учетом сложившейся ситуации.

***

Известно, что советская средняя школа успешно решала задачи, стоящие перед страной, так как она была встроена в жизнь общества. Советская школа была в значительной степени политехнической и трудовой. Именно поэтому СССР имел в XX веке значительные достижения в образовании и науке, особенно в космосе. Но в переходный исторический период в жизни нашей страны, в пылу всеобщего отрицания советского, было отброшено всё то положительное советской школы, что делало её мировой передовой школой. Современная школа перестала готовить молодежь к труду.

Создание проектов новых образовательных стандартов породило надежду на возрождение и развитие лучших традиций нашей средней школы с учетом новых социально-экономических реалий. Первые робкие, неуклюжие, но верные шаги вызвали мощный, даже злобный шквал критики. Почему? Прежде всего потому, что разработчики не объявили о целях, которые могут быть достигнуты с помощью новых образовательных стандартов. Закрытость и вялые пояснения создателей затрудняют понятие сути намерений.

Но, видимо, есть и сознательное противодействие. Например, часть педагогического корпуса не хочет усложнений, неизбежных в случае поворота к более рациональному образованию.

Налицо и испуг от того, что российское образование вновь станет практичным, делающим Россию более конкурентоспособным государством с высокообразованным, дееспособным населением.

Ряд авторов были крайне эмоциональны. Характерны в этом отношении две публикации в «Московском комсомольце». Обращает внимание и солидарность авторов, и оскорбительные кричащие заголовки, и безапелляционность бездоказательных суждений.

Можно было бы не заострять внимание на этих статьях, но их авторы весьма известные люди. Одну статью «Чем громче музыка печали, тем чище музыка любви» с подзаголовком «Новые стандарты образования – порождение «старых мозгов»» написал Евгений Ямбург, педагог, заслуженный учитель России, директор Московского центра образования № 109.

Господин Ямбург резко критикует, вернее, отвергает проект Закона «Об образовании», образовательные стандарты нового поколения. Его суждения заслуживают уважения. Но доводы и выводы удивляют. Например, он сопоставляет сущность изменений в японском образовании после поражения Японии во Второй мировой войне, и содержание проекта наших образовательных стандартов нового поколения. И делает это оригинально:

«… После разгрома Японии в войне там были пересмотрены школьные программы, большое количество учебных часов было выделено на изучение музыки, живописи, литературы и прочих предметов, что в отечестве нашем с недавних пор принято считать второстепенным. А как иначе можно освободить сознание молодых людей от ненависти и национализма, избавить от фантомных болей, неизбежных после развала любой империи.

Весь этот «перекос» в обучении совсем не помешал модернизации страны. Напротив. Ущербный, подозрительный человек не может быть модернизатором по определению.»

Получается, что Япония стала великой в научно-техническом, производственном, экономическом отношениях державой, благодаря включению в школьные программы живописи, музыки и литературы…?

«А что в отечестве нашем?» - спрашивает Е. Ямбург. И отвечает: «Проиграв настоящее, поколение «промотавшихся отцов» пытается кроить будущее по своим лекалам, стремясь намертво привязать новые стандарты образования к столбу пользы, выкидывая из школьных программ избыточные с его точки зрения. Отсюда в новом стандарте на изобразительное искусство выделяется не более часа в неделю, а великая русская литература переходит в разряд предметов, изучаемых по выбору учащихся. А тут еще трагедия за трагедией, вследствие чего едва ли не главным обязательным предметом предполагается сделать ОБЖ… Но ставить этот предмет во главу угла значит не верить в будущее страны.

Своим потомкам мы оставляем тяжелое наследство. Нашему поколению не решить сложнейших запутанных проблем, ком которых нарастает. Распутывать их придется нашим детям. «Что же нам следует делать? А следует жить» (Ю.Левитанский). И растить своих детей полноценными бесстрашными людьми, ибо не зря сказано от века: «Боящийся несовершенен в любви».

Опять любовь, усмехнется скептик, отрыв от суровой реальности. Но именно идеалисты, донкихоты формируют будущее, а жесткие прагматики, верящие лишь в грубую силу, всегда проваливаются.»

Е. Ямбург и передёргивает, и утрирует. Может он не захотел понять сущность намечаемых перемен или понял, и они напугали его своей полезностью? Нет, не идеалисты создали совершенную технику, осваивают космос. И прежде любви человеку нужна пища и одежда. Решать назревшие проблемы наши дети смогут, лишь познав глубины многообразной практики, в том числе художественного, литературного творчества.

Другую статью под заголовком «Дебил при «Айфоне» написал журналист Матвей Ганапольский (МК, № 25567. 11-02-11). В ней он категорически против права школьника выбирать что-то «свое».

«И это «свое», - пишет он, - не имеет никакого отношения к главному принципу образования - получение нового материала, предоставляемого на основе учебных принципов. Еще раз повторяю: именно учебных принципов.

А их отличие от личного принципа выбора информации, заключается в том, что ты получаешь не то, что хочешь знать, а то, что должен (!) знать. То, что должен знать человек, живущий в ХХI веке.» (М. Ганапольский, видимо, точно знает, что должен знать современный человек) «Печальный и тревожный парадокс, продолжает поучающий, нынешнего времени: все больше побеждает точка зрения, что молодому человеку нужно дать только какие-то «базовые» знания, а остальное он «наберет сам». Не наберет!

Вывод тревожен: наступает время узкоспециализированных дебилов, которые будут гениями в своем «углу», но будут уверенными, что у коровы четыре соска, ибо она дает четыре вида молока – обычное, пастеризованное, кипяченое и сгущенное...

Не следует думать, что цель моих размышлений, продолжает автор, – «наезд» на общеобразовательную школу. Я не специалист в методике школьного образования, но я журналист, который видит статистику и понимает, чем грозят ее цифры. И если количество тех, кто считает, что солнце вращается вокруг Земли, выросло в России на четыре процента – это серьезнейший повод для размышлений тех, кто определяет принципы школьного образования, потому что именно в школе объясняют, что вокруг чего вращается. Именно в школе рассказывают те элементарные вещи, без которых ты можешь состояться как специалист, но никогда не состоишься как человек. Быть узким специалистом и широко образованным человеком – две разные вещи.»

Читая эти строки, я подумал: «А как же Америка (любимая страна Ганапольского) с её школьным прагматизмом?» Но поторопился. Журналист эффектно заканчивает свое гневное выступление:

«Конечно, американцы обязательно сделают для нас новый «айфон», корейцы – новый компьютер, а японцы – новую удобную машину. Но что для себя мы сделаем сами, если будем уверенными, что Земля стоит на трех слонах? А слоны на черепахе.»

Противопоставление общего и профессионального образования опасно для развития молодежи, серьезные негативные результаты дает и разное по времени, запаздывание с деловой профессиональной подготовкой детей школьного возраста. В этой связи полезно обратиться к опыту, сравнить организацию и содержание образования в лучших советских и современных детских домах. Лучшими советскими были детские дома (коммуны), возглавляемые Антоном Семеновичем Макаренко и его учениками.

За последние несколько месяцев в нашей прессе появился ряд статей на эту тему. Заслуживает внимания статья Ирины Стрельниковой, опубликованная в журнале «ТВ Программа. «Семь дней»». № 34 за 2010 год. Она со знанием дела описывает подвиг педагога и воспитателя советских лет А. Макаренко. Позволю себе процитировать выдержки из этой статьи.

«Шел 1920 год. Мировая война, революция, Гражданская война выбросили на улицу около семи миллионов сирот. Они мерзли, болели, спивались, воровали, а то и убивали. С этим что-то надо было делать, и Советская власть стала отлавливать беспризорников на улицах, снимать с поездов и помещать в детские дома «для морально-дефективных детей».

Вот таким детским домом (вскоре он был переименован в колонию имени М. Горького) и стал заведовать 32-летний учитель Антон Макаренко. Поначалу Антон Семенович просто не знал, что делать с воспитанниками,- до этого ему приходилось иметь дело в основном с младшеклассниками, а тут великовозрастные лбы с криминальным прошлым от 14 до 18 лет (причем Макаренко подозревал, что кое-кто из них занизил возраст, чтобы избежать расстрела). Одни успели посидеть в тюрьме, другие – повоевать в банде Махно…Словом, побывали в таких передрягах, что Макаренко и не снились… Работать они не хотели, учиться не хотели, убирать за собой не хотели, рубить дрова для кухни не хотели, чистить картошку не хотели, придерживаться каких-либо правил не хотели, подчиняться учителю тоже не хотели…Еду себе они добывали воровством по соседним деревням. Отапливали помещение, разламывая и сжигая мебель.

Макаренко предстояло укротить их либо умереть. И он сумел переломить ситуацию.

…Макаренко сумел донести до своих подопечных простую мысль: «Вы здесь хозяева. Нет кроватей – сделайте для себя кровати, нет столов – сделайте столы, стулья, побелите стены, вставьте стекла, почините двери». Понемногу жизнь наладилась. Они обрабатывали 40 десятин земли, фруктовый сад, выращивали свиней йоркширской породы и одновременно учились. …Сытая жизнь, справедливые порядки, уважение к себе самим как к труженикам и хозяевам на собственной земле совершенно преобразили ребят.

Но тут над головой Макаренко грянула гроза: на него ополчилась Крупская, занимавшая высокий пост в наркомпросе: «Нужно объявить решительную войну появляющимся пережиткам старого: системе наград, отметок, похвал, наказаний и поощрений. Может быть, с точки зрения материального обогащения колонии все это и полезное дело, но советская педагогическая наука не может в числе факторов педагогического влияния рассматривать производство».

Макаренко сетовал: «К нам приводят запущенного парня, я делаю из него человека… Я поднимаю в нем веру в себя, говорю ему о человеческой и рабочей чести… Но оказывается, все это ересь – нужно воспитывать классовое самосознание, то есть научить трепать языком по тексту учебника политграмоты!». 3 сентября 1928 года он был уволен с должности заведующего колонией имени М.Горького. И еще радовался, что не посадили… Выручил Горький, с которым Макаренко познакомился и подружился, когда писатель навещал колонию своего имени. Удалось воспользоваться неразберихой: детдома для несовершеннолетних нарушителей относились к ведению наркомпроса, а колонии – ОГПУ.

Горький, воспользовавшись своими связями, устроил Макаренко заведующим большой колонией под Харьковом. Это случилось еще до увольнения Антона Семеновича с прежнего места работы, когда наркомпросовские тучи еще только начали сгущаться у него над головой, и он успел перевести туда сначала 60, а со временем и еще 100 «горьковцев», сделавшихся костяком нового коллектива. Макаренко быстро завел там свои порядки. Прежде всего, колония была преобразована в коммуну. Коммунары делились на отряды, причем в роли командиров по очереди бывали все. К этому так привыкли, что 16-летние подростки беспрекословно подчинялись 8-летнему командиру. Ответственность делилась на весь отряд, следовательно, если кто-то плохо исполнил порученную ему работу или как-то провинился – он становился предметом осуждения товарищей.

Воспитанники занимались уже не сельским хозяйством, а имели в своем распоряжении целый завод. Сначала выпускали электродрели, вполне конкурентоспособные на мировом рынке. А потом стали делать первые в России портативные любительские фотоаппараты «ФЭД», что расшифровывалось как Феликс Эдмундович Дзержинский. За образец была взята немецкая «Лейка».

Заработанное каждым коммунаром делилось так: сначала удерживалась стоимость питания, отопления, одежды. Из остатка четверть отчислялась на сберкнижку коммунара (эти деньги он получал по достижении совершеннолетия), другая четверть – на содержание младших воспитанников, которые еще не работали, одна восьмая шла в кассу взаимопомощи (оттуда оплачивались стипендии тем, кто после коммуны шел учиться в институт, и приданное девочкам на свадьбу) и, наконец, три восьмых отдавались на руки коммунару. И это выходило раза в три больше, чем у взрослых советских рабочих. Макаренко со своими ребятами мог позволить себе путешествовать по всей стране – кому такое снилось в 30-е годы?

Счастье длилось недолго. НКВД, к ведомству которого теперь относилась коммуна, попросту забрал выгодное предприятие себе, распорядившись перевести коммунаров в положение наемных рабочих со стандартной зарплатой.

Макаренко перевели в Киев, на чисто бюрократическую должность- помощника начальника отдела трудовых колоний в НКВД Украины.

С некоторых пор система Макаренко сделалась страшно популярной (какой никогда не была при жизни Антона Семеновича). Его книги стали бесконечно переиздаваться в разных странах. В Японии так до сих пор на психологических факультетах труды Макаренко входят в обязательную программу. А в Германии есть центр по изучению его наследия. Что еще осталось? Ученики. Из них ни один не сделался человеком недостойным – брака в воспитании Антон Семенович не допускал. Артисты, инженеры, музыканты, учителя… Особенно много среди бывших воспитанников Макаренко было учителей.

О методах образования и воспитания в современных детских домах мало пишут. Но в последнее время стали известны шокирующие факты. В России более 200 тысяч детей воспитываются в детских домах. Ежегодно из детских домов России выходят во взрослую жизнь более 20 тысяч человек. Из них в первые же годы попадают в тюрьму 40%, еще 40% становятся бездомными, 10% кончают жизнь самоубийством. И это при том, что в детские дома России набираются не беспризорники с криминальным прошлым, а нормальные дети.

Конечно, нужны серьезные научные исследования, чтобы определить причины таких промахов в управлении детскими домами. Но с большой долей уверенности можно утверждать, что в современных детских домах пренебрегают имеющимися научными исследованиями и российским положительным опытом.

Прежде всего процесс социализации, воспитания, образования и обучения разорван. Воспитанники отстранены от элементарной заботы о себе, им даже мыть полы запрещено, так как это квалифицируется как незаконное использование детского труда.

Государство обеспечивает детдомовцев жильем, одеждой, едой и всем необходимым для жизни. Детдомовцы получают среднее образование вне связи с последующей трудовой деятельностью. И как результат - выпускники детдомов не только не хотят трудиться, но и учиться в ПТУ, куда их, как правило, и отправляют.

Отрадно, что в России появились настоящие патриоты, озабоченные судьбой детдомовцев: они объединяются в общественные организации, ищущие пути исправления воспитательного брака государства. Среди них такие как «Мурзилки», «Равновесие» (Москва), «Друзья русских сирот» (Ярославль). Интересные наблюдения и практические выводы сделаны Дмитрием Соколовым-Митричем в журнале «Русский репортёр». 2010. Октябрь 7-14. с.46-56. Привожу некоторые из них.

«Движение «Мурзилки» возникло 10 лет назад как форма благотворительного туризма в уик-энд. Его основатель, пластический хирург Герман Пятов, однажды случайно оказался в детском доме № 72 города Рыбинска, где испытал моральный шок: серые от недостатка материнской любви лица детей, в столовой – меню из двух строчек и майонезные баночки, вместо стаканов». Германа торкнуло, он стал закупать оптом детскую одежду и по субботам развозить ее по детдомам в радиусе 300 километров от Москвы. Постепенно к нему начали прилипать такие же, как он, молодые обеспеченные люди, созревшие для умеренной социальной ответственности. В конце концов Герман превратился в диспетчера благих порывов московского среднего класса.

За несколько лет мурзилки развезли по десяткам интернатов тонны гуманитарной помощи. Но с каждым уик-эндом им все яснее становилось, что принципиально это ничего не меняет. Одетые, обутые и накормленные дети после выхода из детдома точно так же пополняли тюрьмы, улицы, панели. К тому же государство к середине нулевых худо-бедно научилось само обеспечивать свои учреждения.

И тогда Герман решил вкладываться не только в шмотки, но и в мозги. Мурзилки начали налаживать в подшефных детдомах производство, устраивать на лето выездные трудовые лагеря.

…В Ярославской области местная благотворительная организация «Друзья русских сирот» недавно провела на эту тему исследование, результаты которого оказались более чем предсказуемыми: 49% поступивших в профессиональные училища детдомовцев с первых же дней учебы не посещают занятия. Из них 8% - по той причине, что уже сидят в тюрьме, остальные просто не хотят. Свое поведение они резонно объясняют тем, что учеба в ПТУ – это не их выбор, за них его сделало государство, вот пусть оно и учится.

Но даже те, кто худо-бедно досиживает до конца учебы, выходят на так называемый местный рынок труда не научившись ничему.»

Какой потрясающий контраст! Сочетание обучения с трудом дает великолепный воспитательный эффект. Упор только на образование ради «общего развития» делает пассивным, малополезным само приобретение знаний, только образование для дела придает смысл познанию. Отгораживая молодого человека от труда, мы калечим его. Полностью согласен с выводом автора статьи. «Среди исследователей детдомовского синдрома очень популярна теория немецкого психотерапевта Гюнтера Аммона, основателя Берлинской школы динамической психотерапии. По мнению Аммона, всякий человек рождается с потенциалом так называемой конструктивной агрессивности, то есть со стремлением освоить и изменить окружающий мир, И этот инстинкт невозможно подавить ни в одном человеке без ущерба для его психического и даже физического здоровья. При нормальном развитии ребенка эта «агрессия» преобразуется в здоровое творческое начало. При дефективном воспитании она приобретает деструктивный характер.

Система современного детдомовского воспитания практически обрекает ребенка на второй вариант.» К такому же выводу пришла и Мария Егорова. Текст её публикации, в газете «Московский комсомолец», имеет заголовок «Безнадежен для нормальной жизни». И вывод: «Излишняя забота государства о детдомовцах оказывает медвежью услугу: у них нет навыков пребывания в социуме»

Бесспорно, школа занимает основное время в жизни подростка до 18 лет. Именно школа учит, воспитывает, формирует, предопределяет основные качества личности. Но лишь в том случае, если обучение воспитывает, приобщает к совместной деятельности со взрослыми. Иначе, как убеждает опыт некоторых детских домов, - опасный воспитательный брак.

В обычных школах положение не лучше. Проблема целей и содержания школьного образования – мировая проблема. Во всех странах идет непрерывная модернизация с целью приближения образовании к потребностям общества.

Институт современной экономики ведет систематические исследования этого процесса.

В каждой из стран есть свои особенности, но видна общая тенденция к более органической связи теоретического образования и практического профессионального обучения.

Приглашаю читателей к анализу собранных институтом материалов. Начнем с Англии, чья образовательная система имеет давние традиции и служит примером подражания для многих стран.

Система образования Великобритании складывалась на протяжении многих веков.

Современная система образования Великобритании включает:

• дошкольное воспитание (Nursery schools and classes)- с 3 до 5 лет.

• начальное образование (primary schools) -с 5до 11 лет.

• общее среднее образование (secondary schools)- 11 до 16 лет.

• систему дальнейшего образования (further education) – с 16 до 18 лет.

• высшее образование (higher education) - для студентов с 18 лет.

 ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

В практике английских дошкольных учреждений активно используются методы Монтессори. Упор делается на развитие академических, социальных, лингвистических и эстетических навыков через игру, музыку, искусство и ручной труд. Дети получают основные навыки чтения, письма и счета, которые готовят их к школьной жизни. Например, знакомство с математическими концепциями проходит через применение различных игрушек, предметов и материалов, таких как паззлы, камешки, глина и пр. Развитие языковых навыков проходит через обучение стихам, рассказам и пению, физическое развитие - через музыку, движение и игры. Развитие познавательной активности в различных областях базовых знаний и привычка получать удовольствие от учения вырабатывается путем поощрения самостоятельности в подготовке устных сообщений - топиков, в приготовлении пищи, Работа с натуральными материалами, выходы на природу и другие занятия рассматриваются как разновидность творческой работы. Довольно большое внимание в английских дошкольных учреждениях уделяется физическому и эстетическому воспитанию малышей.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

В государственном секторе дети с 5 лет посещают двухлетние школы для малышей (prepreparatory school). В такой школе дети изучают как обязательные предметы (английский язык и математика), так и предметы по выбору: история, география, музыка, искусство и технология. Выбор предметов делают родители.

С 7 до 11 лет - начальные школы (primary , elementary school). К ранее изученным предметам подготовительной школы добавляются естественные науки, информационные технологии, дизайн (всего 12 обязательных предметов).

При этом дети, как правило, группируются по возрастным классам. Все предметы преподает один учитель. Урок длится от 15 до 45 мин. В целом в начальной школе основное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии.

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С середины 50-х годов в Великобритании началась реорганизация государственной системы среднего образования, которая не завершена до сих пор. В результате в стране сосуществуют несколько типов средних школ, значительно отличающихся друг от друга учебными программами и целями обучения. Для всех типов школ законодательством закреплен единый образовательный минимум, который должна дать школа.

Старая система школы сохранилась в некоторых районах сельской местности. Здесь по окончании начальной школы учащихся на основании тестовых экзаменов распределяют по трем разным типам средних школ: наиболее способные учащиеся (около 20%) поступают в «Grammar Schools»со сроком обучения 5-7 лет, менее способные учащиеся (около 5%) распределяются в техническую школу (Technical School) со сроком обучения 5, реже 7 лет, а остальные (около 70%) продолжают обучение в «современной школе» (Modern School), где обучаются 4, иногда 5 лет. Свое название « современная школа» (Modern School) получила из-за того, что исторически в ней не преподавали , как в первоначальных «грамматических»школах древние языки - латынь и древнегреческий. В старших классах ученики делятся на две основные группы и далее обучаются по двум различным программам: гуманитарного и естественно-математического образования. В средних технических школах дается общеобразовательная, общетехническая и начальная профессиональная подготовка.

«Современная» школа дает обычное среднее образование. Значительная часть программы этой школы - практические занятия. Большинство ее выпускников сразу же начинают профессиональную деятельность. Наиболее одаренные выпускники современной школы имеют возможность сдать специальные экзамены и продолжить образование.

Реорганизация средней школы привела к появлению в крупных городах «объединенных» школ (Comprehensive Schools) для обучения детей в возрасте от 11 до 18 лет по общей для всех учеников программе.

Если говорить в целом о структуре средней школы при ее вариативности, то она сегодня включает» объединенные» средние школы (в них обучается около 90 % учащихся средних школ Великобритании);» грамматические», технические и частные школы.

В Великобритании до недавнего времени не существовало единых школьных программ и учебников, так как разработка учебных программ являлась прерогативой директоров и старших преподавателей школ. Однако В 1988 году был введен государственный учебный план, цель которого сделать образовательную систему более глубокой, сбалансированной и согласованной. Учебный план устанавливает, что должны изучать школьники, как их должны учить преподаватели, каких уровней должны достичь учащиеся на каждом этапе обучения. В плане учтено приблизительно 80% учебного времени, оставшиеся же 20% каждая школа планирует на свое усмотрение.

Учебный план также определяет четыре группы школьников (1-я — 5–7 лет, 2-я — 7–11 лет, 3-я — 11–14 лет и 4-я группа — 14–16 лет) и десять основных предметов. Первая и вторая группы относятся к начальной, а третья и четвертая — к средней школе.

В учебном плане введены три «главных» предмета: английский язык и литература, математика, иностранный язык. Школьники первой, второй и третьей групп должны изучать все главные, а также базовые предметы: технология, история, география, музыка, искусство, физическая культура и современный иностранный язык. Школьники четвертой группы должны изучать главные предметы, а также технологию, современный иностранный язык, физическую культуру и на выбор — историю, географию либо краткие курсы по обоим указанным предметам.

Система среднего образования в Соединенном Королевстве сильно отличается от российской. Она сочетает в себе индивидуальность в выборе предметов и коллективность в их изучении. Нет привычных классов. Каждый школьник занимается по индивидуальному плану. Предметы, которые предлагаются в той или иной школе, разбиваются на тематические блоки. Из каждого блока выбирается один предмет - по выбранным предметам затем сдаются экзамены. Расписание уроков выглядит в британской школе так: указывается, например, что первый час отводится под блок предметов А. И ученик идет в ту аудиторию, в которой читается выбранный им предмет из этого блока. В этот период школьник выбирает 3-4 предмета из предложенных 10-и и готовится к сдаче экзаменов по ним. Последние два года - никаких лишних предметов, только три-четыре основных, необходимых для дальнейшей специализации в выбранной профессии. Причем упор делается не на зубрежку огромного количества материала, а на умение самостоятельно мыслить и использовать нужную информацию.

Контроль за результатами обучения включает три равнозначных элемента: проверку, учет, диагностику. Контроль ориентирован на стандартную номенклатуру знаний, навыков, умений. В соответствии со стандартами выделяются три уровня достижений школьника: запоминание, умение пользоваться знаниями в нештатной ситуации, умение применить знания в реальной жизни.

По достижении 14-летнего возраста подростки имеют право поступать в профессиональные школы. Средняя общеобразовательная школа является базой системы профессиональной подготовки. При всем разнообразии видов общеобразовательных школ, для нее характерны:

• профессионализация обучения в старших классах, хотя в разных типах средней школы различия ее довольно велики - от приобретения начальных производственных навыков до присвоения определенной квалификации;

• дифференциация обучения, осуществляемая через содержание учебных программ и профессионального отбора. Критериями последнего является склонность учащихся к той или иной профессии, успеваемость, а также успешные ответы на различные тесты, по которым определяется способность к продолжению обучения в тех или иных типах школ.

К 16 годам подростки должны решить какой путь выбрать дальше: продолжать ли образование с тем, чтобы впоследствии поступить в университет, или получить профессиональную подготовку и начать работать. Желающие поступить в университет, остаются в школе до 18 лет и проходят специальную программу подготовки к университету.

По окончании средней школы ученики сдают свои первые выпускные экзамены — на получение аттестата о среднем образовании — General Certificate of Secondary Education (GCSE). Сертификат был введен в 1988 году, заменив собой экзамены GSE 0-level и Certificate of Secondary Education (GCE). В настоящее время GCSE является основным экзаменом, который сдается школьниками в 16 лет по окончании средней школы.

Экзамен сдается по каждому предмету и состоит из нескольких частей: курсовая работа, теория и практическое задание. По результатам сдачи экзамена ученики получают оценку своих знаний (А, В, С, D, Е, F и G). Учащиеся, не достигшие оценки G (минимальный балл), считаются неаттестованными и не получают сертификат. Хороший результат экзамена GCSE - 6 удовлетворительных отметок и более - позволяет получить квалификационное свидетельство, необходимое для приема на работу или для поступления в дальнейшем в высшее учебное заведение. Отметка "С" считается удовлетворительной, вроде "тройки" по российской шкале.

Экзамены на Общее свидетельство об образовании продвинутого уровня (GCE "A-levels")

"А" означает "advanced" - "продвинутый". Таких экзаменов - как правило, они ассоциируются с традиционными академическими дисциплинами, - сдают от двух до пяти. Минимум три "A-levels" необходимо для того, чтобы открыть себе путь к высшему образованию. Научные дисциплины можно сдавать в любом наборе, однако большинство предпочитает те, что включены во вступительный минимум для получения избранной специальности (будь то практическая или теоретическая подготовка), так что сдаваемые предметы обычно имеют либо естественнонаучную, либо гуманитарную направленность. Ограничение в выборе числа "A-levels" свидетельствует о том, что образовательная система Великобритании нацелена на раннюю специализацию: уже к 16 годам учащийся должен выбрать три предмета, которые и будут определять его будущую карьеру. В этом отношении британская система образования отличается от российской, где предметов, изучаемых в старших классах, значительно больше. Учебный материал, усваиваемый при подготовке к "A-levels", носит преимущественно теоретический характер, но это не значит, что проверяется только память. Учитываются и успехи в практических занятиях. В последние годы растет число учащихся колледжей для старшеклассников (6th Form College), нацеленных на углубленную профессиональную подготовку. Отвечая этим требованиям, соответствующие учебные заведения совмещают теоретические занятия "A-levels" с основательным обучением практической, прикладной направленности - тем более, что теперь свидетельство о получении такого рода образования также позволяет поступить в университет.

В Англии и Уэльсе приняты квалификационные стандарты профессиональной подготовки. Лицам, продемонстрировавшим соответствующий уровень знаний и наличие практических навыков работы, выдаются квалификационные свидетельства. Это прекрасный стимул для профессионального совершенствования в течение всей жизни, начиная со средней школы.

Дальнейшее образование после 16-летнего возраста.

Термин «дальнейшее образование» (Further Education) в Великобритании относится к продолжению обучения после получения сертификата GCE/A Level (или GNVQ) по программам, не ведущим к получению степени или ее эквивалента. В понятие «дальнейшего образования» вхо­дят все виды послешкольного обучения, за исключением высшего, направлен­ные на получение или повышение квалификации. Система дальнейшего образования представляет собой конгломерат большого количества разнообразных колледжей, учебных центров, институтов, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях от профессионально-технического до высшего. Всего в системе дальнейшего образования насчитывается около 700 специализированных учебных заведений от местных колледжей, в которых обучается без отрыва от работы на производстве молодежь в возрасте 16-18 лет, до политехнических, комплексных учебных заведений,

Профессиональные колледжи дальнейшего образования (College of Further Education, FE) занимают особое место. Здесь существует наиболее широкий спектр подготовки – от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня. Эти колледжи могут быть частными или государственными, многопрофильными, работающими лишь по нескольким учебным направлениям или узкоспециализированными. Продолжительность учебного курса сильно варьируется - от нескольких недель до двух лет. Все зависит от специализации и от того, какую квалификацию хочет получить студент. «Потолок» для колледжа - это высший диплом о профессиональном образовании. Обучение в таких колледжах позволяет пройти программу "дальнейшего обучения", завершающуюся экзаменами и выдачей высшего национального диплома (Higher National Diploma, общепринятое сокращение - HND). HND может быть получен после двухлетнего обучения практически по любой академической или профессиональной специальности.

Наибольшее разнообразие программ - в государственных колледжах. Самые распространенные - те, которые дают достаточную квалификацию для работы в определенной сфере (бизнес, информатика, дизайн, журналистика, гостиничное дело и др.) или позволяют продолжать учебу по выбранной специальности в университете (финансы и банковское дело, сельское хозяйство, инже­нерные науки, педагогика, менеджмент, музыка и др.

Профессиональное на уровне техников и квалифицированных рабочих, образование в современной государственной системе Великобритании представлено не только учебными заведениями системы дальнейшего образования. К учебным заведениям профессионального образования относятся также:

1. Политехнические институты "polytechnics"), во многом подобны традиционным английским университетам. Главные отличия в принципах управления и финансирования, в большем акценте на прикладное обучение. В них широко практикуются так называемые «сэндвич-курсы» - разделение учебного времени па теоретическую и практическую часть или профессиональную работу в промышленности (особенно при участии в государственных программах профессиональной подготовки); они имеют большее число частично занятых студентов, в меньших масштабах ведут научные исследования. В рамках государственных программ они готовят средний административно-конторский персонал, старших администраторов техникумов и т.п.

2. Колледжи и другие институты высшего образования, которые создавались в первой половине 70-х годов при слиянии бывших технических и коммерческих колледжей. Эти учебные заведения отличаются большой разнородностью программ, начиная от учебных курсов близких к небольшим "polytechnics", до курсов по подготовке приближает их к колледжам дальнейшего образования.

С 60-х годов в системе дальнейшего образования произошли значительные изменения. Учебным заведениям этой системы было дано право присуждать академические степени, т.е. появилась возможность получить высшее образование не только в университетах, но и в политехнических учебных заведениях, открытых на базе наиболее крупных технических и коммерческих колледжей.

В настоящее время политехнические колледжи являются основными заведениями системы дальнейшего образования, в которых сосредоточена подготовка специалистов с высшим образованием. Но следует отметить, что они представляют собой комплексные учебные заведения, осуществляющие подготовку как по обычному, так и по продвинутому курсу (с целью получения высшего образования), и доля студентов, занимающихся по программам высшего образования, составляет в них немногим более 30% общего контингента. Отсутствие единых учебных планов и программ (обучение ведется по программам, одобренным местными органами образования и профессиональными обществами) приводит к значительным различиям в уровне подготовки выпускников учебных заведений системы дальнейшего образования.

Профессиональное (Vocational) образование предусматривает, как выше отмечено, четыре уровня профессиональной готовности. Компетентность, позволяющая производить однообразную работу (первый уровень); способность делать работу самостоятельно и ответственно (второй уровень); выполнение сложных и оригинальных работ (третий уровень); исполнение специальных персональных заданий (четвертый уровень).

В ближайшее время планируется вывести всех учащихся профессиональных учебных заведений как минимум на второй из указанных уровней. Это значит, что, например, выпускник учебного заведения сельскохозяйственного профиля в состоянии самостоятельно и эффективно вести фермерское хозяйство.

Частные школы (Independent Schools) - более престижная форма обучения в основном для английских детей (85%), а также иностранных студентов от 8 до 18 лет.

Классические частные школы, так называемые,» public schools,» принимают учеников выборочно - в зависимости от их способностей, уровня подготовки и от возможности родителей платить за обучение детей. Уровень подготовки, полученной в частных школах, очень высок.

Выпускники этих школ ежегодно получают в среднем 25% мест в престижных университетах - при том, что независимые школы составляют всего 10% школ Великобритании. Основной принцип частных школ - погружение учащихся в атмосферу некоего государства в государстве, где действуют свои законы и устав, имеются особые хартии и регалии, обязательна униформа. Характерной особенностью частных школ является и то, что ученики там не только учатся, но и занимаются спортом, практикуются в красноречии, встречаются с видными политиками, финансистами и дипломатами.

ШКОЛЫ-ПАНСИОНЫ

Помимо обычных средних школ, куда ученики приходят учиться днем (Day Schools), а вечером возвращаются домой, в Великобритании получила широкое распространение система школ-пансионов (Boarding Schools). В таких школах дети живут и учатся весь год, возвращаясь домой только на каникулы.

В государственных пансионах обучение для граждан Великобритании бесплатное, а расходы на проживание и питание (пансион) частично берет на себя государство. Поэтому в государственных пансионах учатся дети из различных социальных слоев. Многие англичане видят в этом одно из преимуществ. Минимальная образовательная программа утверждена правительством и является обязательной для любого частного или государственного пансиона.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Термин "высшее образование" (Higher Education) в Великобритании относится к программам, цель которых - присуждение степени (Degree): степени бакалавра (Bachelor Degree), магистра (Master Degree) или доктора (Doctoral or PhD Degree).

К системе высшего образования в Великобритании относятся традиционно академические университеты и профессионально-ориентированные политехнические колледжи.

Началом развития в стране высшего заочного образования стало создание Открытого университета. В университете идет подготовка специалистов по следующим направлениям: гуманитарному, естественному, социальным наукам, математике, педагогике и технологии производственных процессов. Обучение строится на основе самостоятельного изучения учебников, методических материалов, рекомендованной литературы (60% учебного времени), учебных теле- и радиопрограмм (10%), работы с тьютором или преподавателем (15%), выполнения практических работ, контрольных письменных заданий (15%). Система экзаменов в университетах определяется хартиями, однако в большинстве случаев проводится два основных экзамена в конце 1-го и 3-го годов обучения; по результатам экзаменов обычно устанавливается вид и уровень присваиваемой степени.

С сентября 2001 г. в Великобритании введена новая программа высшего образования, которая носит название Foundation Degree. Следует отметить, что внедрение в практику этой квалификации находится в стадии апробирования, однако ей придается очень важное значение как перспективному направлению в развитии высшей школы и подготовки квалифицированных кадров. К 2010 году в Великобритании будет существовать около 800 тысяч рабочих мест для специалистов-практиков среднего звена, нехватка которых начинает ощущаться уже сейчас.

Foundation Degree - это профессионально ориентированная программа высшего образования, сама идея внедрения которой родилась из запроса и потребностей практики. Она определена как "vocationally focussed higher education qualification". Обучение длится 2 года full time, по окончании присваиваются квалификации FdA и FdSc в зависимости от выбранной специальности. Ожидается, что студенты, получившие указанные квалификации, сразу приступят в практической работе на предприятиях, однако для них также существует возможность продолжить образование на более высоком академическом уровне (Bachlor Degree), так как в процессе обучения студенты получают 240 кредитов.

В дальнейшем правительство Соединенного Королевства планирует объединение всех типов профессионального (vocational) обучения в одну общую схему, но примечательна сама тенденция. Система высшего образования реформируется с "уклоном" в сторону приближения классического образования к реальным требованиям предприятий и организаций.

Процедура приема в вузы Англии обусловлена наличием двух секторов высшего образования. В университеты принимаются лица, имеющие общее свидетельство об образовании (General Certificate of Education), включающее не менее двух предметов, соответствующих избранному виду специальности, которые сданы на повышенном уровне. Прием в университеты осуществляется в централизованном порядке. Более 90% абитуриентов поступают в эти вузы через Центральный совет по приему.

Абитуриент направляет заявление в адрес совета, в котором указывает избираемую специальность и название не более 5 университетов, где он хотел бы заниматься. Рассмотрев заявление, Совет направляет его в одно из учебных заведений, которое на основании конкурса документов принимает окончательное решение о зачислении. В ряде случаев при поступлении требуется школьная характеристика, иногда абитуриент вызывается для собеседования или тестирования. В некоторых университетских колледжах (Оксфорд, Кембридж) проводятся конкурсные вступительные экзамены.

Опыт Англии взят за основу школьного образования в Австралии. Там та же система квалификационных сертификатов, подтверждающих соответствующий уровень профессиональной подготовки школьного и послешкольного образования.

В школах США продуманная система патриотического воспитания и мощного давления, побуждающих детей к творчеству и раннему развитию.

Система образования Германии

Система образования в Германии представляет собой классическую трехступенчатую структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы. На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно. Школьное образование в Германии всеобщее и бесплатное. Обязательно 9-летнее образование. В целом система школьного образования рассчитана на 12—13 лет.

Начальная школа

Первой ступенью школьного образования является начальная школа (Grundschule), обучение в которой начинается в шестилетнем возрасте и продолжается в течение четырех-шести лет. В первых двух классах отсутствует предметная структуризация, т.е. общие, базовые знания по математике, немецкому языку, краеведению, музыке и религии преподаются комплексно, в рамках одного учебно-воспитательного курса.

Средняя школа

После окончания начальной школы учащиеся продолжают учебный курс в средних школах. В отличие от российской системы образования, средние общеобразовательные школы в Германии очень многотипны. Между ними есть заметные различия. Каждый тип общеобразовательной школы предоставляет учащимся определенный круг возможностей для дальнейшего обучения по выбранной профессии. Выбор школы зависит от того, специалистом какого направления и какого уровня видит себя в будущем ребенок или его родители. Таким образом, выбор будущей профессии и уровня образования осуществляется уже после начальной школы.

Средние школы в ФРГ делятся на четыре типа: гимназия, реальная школа, основная школа, объединенная школа.

Основной поток школьников, окончивших начальную школу (более 40%), направляется в Реальную (Realschule) школу.

Реальная школа рассчитана на 6 лет обучения. В этой школе дети помимо изучения общих для средней школы дисциплин получают профессиональное образование в сферах обслуживания, торговли и государственной службы. Окончившим Реальную школу выдается соответствующий аттестат, позволяющий работать в указанных сферах трудовой деятельности. Высокий балл, полученный по результатам обучения в реальной школе, позволяет поступить в старший класс гимназии, а затем в университет.

Следующая по массовости школа Германии (около 25%) - Основная школа (Hauptschule) – рассчитана на 5-6 лет обучения. Основная школа предназначена прежде всего для детей,склонных к практической и ремесленной деятельности. После обучения в Основной школе, где кроме изучения общих для средней школы дисциплин дети получают навыки трудовой деятельности, ученики обычно поступают в профессиональные училища.

Объединенная, или общая школа (Gesamnschule) комбинирует различные особенности гимназии и реальных школ, позволяя получать одновременно гуманитарное и техническое образование. Продолжительность обучения в объединенной школе составляет 6 лет, с 5 по 10 класс. В некоторых объединенных школах также имеются старшие классы (с 11 по 13 класс) организованные по принципу старших классов гимназий.

Гимназия (Gymnasium) – обучение длится 8-9 лет, с 5по 12-13 класс. Как правило, гимназия специализируется по трём основным направлениям: гуманитарному (языки, литература, искусство), общественному (общественные науки) и техническому (естественные науки, математика, техника). По окончании обучения выдаётся диплом о среднем образовании (Abitur). Немецкий Abitur является эквивалентом российского аттестата о полном среднем образовании и британского диплома A-level. Гимназии ориентированы на поступление в Университет.

Система профессионального образования

Государственная система профессионального образования обязательна для выпускников основной школы. Из всех обучающихся в ней подавляющее большинство одновременно посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе продолжаются в течении 3 лет по 6-8 часов в неделю. Программа обучения в этих школах узкопрофессиональна, учащиеся получают в основном знания, связанные с их специальностью.

Имеется также небольшая сеть технических училищ и инженерных школ для окончивших реальные школы или 10 классов гимназии. Срок обучения в них 2-3 года, в течении которых готовятся специалисты средней квалификации (техники) и инженеры широкого профиля.

Система профессионального образования Германии высоко оценивается во всем мире. Она предполагает параллельное обучение в образовательном учреждении и на предприятии (фирме), причем приоритетным считается второе, занимающее, как правило, 3/4 учебного времени. Училище подводит под полученные на фирме знания теоретическую основу и расширяет общий кругозор. 80 % учащихся заключают договор с фирмой, куда они поступают в качестве учеников. Для остальных создаются особые классы «без практического обучения», что считается крайне непрестижным. По окончании курса обучения в профессиональном училище выдается свидетельство, которое действительно только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает право на поступление в вуз.

В Германии широко развита сеть Центров профессионального образования, аналогичные российским профессиональным училищам. На них возложена миссия подготовки квалифицированных кадров для предприятий индустрии, сервиса и аграрного сектора. Процесс обучения занимает три года. При этом в течение первого года учащийся знакомится с теми профессиями, по которым осуществляется подготовка в данном образовательном центре. Учащийся может попробовать свои силы в разных секторах. Специализированное обучение начинается со второго года пребывания в учебном центре. Такая схема "приближения" образования к запросам рынка труда должна уменьшить число ошибок при выборе профессий, когда люди принимают решения на основе стереотипов или неполной информации, а после более близкого знакомства с будущей специальностью разочаровываются в своем первоначальном профессиональном выборе. Кроме того, возможность познакомиться с азами профессиональной деятельности по максимально широкому спектру профессий и специальностей создает более благоприятные возможности для последующего переобучения.

В ФРГ существует также система заказов на специалистов со стороны определенных цеховых объединений и крупных компаний. Существуют и цеховые, профессиональные организации, занимающиеся трудоустройством выпускников учреждений профессионального образования. Многие крупные компании готовят работников сами, фактически своими силами полностью обеспечивают себя квалифицированными кадрами. Что касается содержания обучения, то обычно выбираются наиболее приоритетные направления. Так, на "Сименс" подготовка ведется по 50 дефицитным профессиям, у концерна "Крупп" персонал проходит 4 ступени в зависимости от квалификационной и базовой профессионально-образовательной подготовки. Ранняя профориентация на уровне школ, дифференциации системы школьной подготовки позволяет фирмам успешно проводить подготовку нужных кадров.

Высшее образование

При поступлении в вуз не предусмотрены вступительные экзамены, и самое главное для абитуриента - успешно сдать выпускные экзамены в школе или гимназии. При приёме на обучение престижным специальностям решающее значение имеют оценки, полученные в средней школе, этим, естественно, подчеркивается, повышается роль и значение средней школы.

Один из базовых принципов организации высшей школы в Германии - "академическая свобода" - имеет самые разные последствия и проявления. Не только сами немецкие вузы являются автономными образованиями, но и каждому члену вузовского сообщества предоставлена свобода и самостоятельность. В Германии не существует жесткой системы обучения в обязательном порядке. Напротив, каждый студент немецкого вуза, в общем, предоставлен самому себе, что дает известную свободу выбора и действий, но и требует ответственности и самодисциплины. Студент немецкого вуза не посещает занятий вместе со своими "сокурсниками" (такого понятия в Германии вообще нет), но должен сам, выбрав определенную специальность и соответствующую учебную программу, организовать свой учебный план и свое время в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к обучающимся по данной программе. Вы можете более или менее в произвольном порядке записываться на лекции и семинары, выбирать время для стажировок и практики, находить время для подработок и т. д. Средняя продолжительность обучения в высшем образовательном учреждении Германии составляет пять лет.

В Германии существует несколько типов ВУЗов:

  1. · Университеты
  2. Специальные институты (медицинский, педагогический и т.д.)
  3. Высшие школы искусств и музыки
  4. Высшие школы прикладных наук (Fachhochschulen)
  5. Профессиональные академии (Berufsakademien)

Университеты

Университетский курс разделен на два этапа: базовый (3-4 семестра), по итогам которого присваивается степень лиценциата (Vordiplom-Преддиплом), и основной (4-6 семестров), по итогам которого присваивается степень магистра (Magister Artium) (студенты технических специальностей вместо этой степени получают диплом специалиста). Помимо окончания основного курса университета, выпускник должен защитить дипломную работу или диссертацию. Государственный диплом, выдаваемый университетами и приравненными к ним высшими учебными заведениями Германии, дает право работать по профессиям, требующим высшего образования. После получения государственного диплома и степени магистра выпускники германских вузов могут сдать экзамен или защитить диссертацию на степень доктора (Doctorate). Эту степень могут получить только те студенты, которые имели преподавательскую практику и сдали предварительные квалификационные экзамены.

Высшие школы ( Fachhochschulen)

Огромной популярностью у немецких и иностранных студентов пользуются не только университеты, но и высшие школы. Здесь студенты проходят обучение в сокращённые сроки (3-4 года) и получают знания в области инженерного дела, экономики и менеджмента, сельского хозяйства, компьютерных специальностей. В отличии от университетов и институтов эти заведения не имеют право присваивать докторские степени. По окончании обучения присваивается академическая степень Diplomgrad (2 уровень), т.е. диплом инженерных наук.

Профессиональные академии (Berufsakademien)

Профессиональные академии дают образование третьего уровня. Здесь обучение сочетается с практической подготовкой на производстве. По окончании курса обучения студенты получают диплом, который требуется для большинства профессий в области бизнеса и промышленности (2 и 3 уровни). Здесь студенты обучаются и одновременно работают по изучаемой специальности, получают степень на уровне бакалавра. Обучение длится 3 года, 6 семестров (2 года - основное обучение + 1 год - продвинутое обучение).

Образование в Германии – последовательный процесс профессионального обучения и трудового воспитания молодёжи, с учётом социально-экономических потребностей общества.

Система образования Швеции

Образовательные школьные учреждения в Швеции подразделяются на дошкольные, предшкольные, школьные и гимназии.

Дошкольные учреждения

Государство гарантирует всем шведским детям в возрасте от 1 до 5 лет место в детском саду. Посещение дошкольных учреждений не обязательно, как и в большинстве других государств. Помимо обычных детских садов, в которые принимают детей от шести месяцев до 6 лет, в Швеции существуют так называемые «игровые школы» для детей младшего возраста. Фактически это организованные прогулки в парках, на которые берут детей старше трёх лет. Различие между двумя упомянутыми типами детских учреждений состоит в том, что в детском саду ребенок находится в течение всего дня, а в «игровых школах» — три часа; у детского сада есть отдельное помещение, у «игровой школы» — нет; воспитание в «игровых школах» бесплатное, а за пребывание в детских садах взимается плата. В 1975 году было принято решение о создании дошкольных учреждений нового типа — так называемых «предшкол». Посещение их обязательно для всех детей в возрасте шести лет. В течение года детей здесь в игровой форме готовят к школе: учат основам чтения, письма, счёта.

Шведские школы

В первый класс принимаются семилетние дети, прошедшие собеседование, на котором выявляется способность ребенка к обучению в школе. Девятилетнее обучение в школе обязательно для всех детей страны в возрасте от 7 до 16 лет.

Образование и воспитание в шведских школах строится на принципах демократии и доброжелательности. В 1979 году в Швеции был запрещено всякое телесное наказание ребенка. Считается непозволительным бить ребенка ни при каких обстоятельствах. За любое насилие над ребенком родитель может лишиться родительских прав либо даже получить срок .Отношения между учителями и учениками в Швеции демократичные и равноправные. Считается, что учитель не обладает автоматически неким непререкаемым авторитетом, но должен его завоевать. Самостоятельность (а не послушание) детей в учебном процессе признается ценным качеством.

Актом от 1985 г. устанавливается, что каждый сотрудник образовательного учреждения должен поощрять уважение к достоинству любого отдельного человека, ко всем окружающим людям и к среде обитания. Перед школой стоит задача сформировать у учащихся основные ценности шведского общества: неприкосновенность человеческой жизни, свобода личности и ее целостность, равноправие всех людей, равенство мужчин и женщин, поддержка слабых и обездоленных и т.п. Между прочим, 80% детей с ограниченными возможностями здоровья посещают обычные школы, для них разработаны специальные образовательные программы. Однако для детей не имеющих возможности посещать обычную школу по причине полной потери или сильно сниженного зрения или слуха, дефекта речевых органов или задержек в умственном развитии существуют, как и других странах, специальные школы.

Школы в Швеции могут быть государственными, муниципальными или альтернативными. Около 97% всех учащихся посещают муниципальные школы с бесплатным обучением и бесплатными школьными обедами. Частных школ мало, и образование в них не лучше, чем в государственных. Учебный план 9-летней школы и учебный план гимназии являются едиными в масштабах всей страны.

Для школьников в возрасте от 7 до 12 лет преподавание всех предметов ведется одним учителем, за исключением таких дисциплин, как домоводство, рисование, физкультура и музыка. Для школьников в возрасте 13-16 лет преподавание ведется несколькими учителями, каждый из которых специализируется, как правило, на двух или трёх предметах; Кстати, в Швеции с 1955 года введено обязательное сексуальное просвещение детей. Спорту отводится огромное место в воспитании как в школе, так и в семье.

Обычно учащиеся автоматически переходят в следующий класс. Но, по согласованию с родителями, директор школы имеет право принять решение о невозможности перевода учащегося в следующий класс. Также директор имеет право принять решение о переводе способного учащегося, с согласия родителей, в следующий класс в течение учебного года.

По завершении общего среднего образования существует возможность либо продолжить обучение в лицее, либо начать трудовую деятельность и дальнейшее образование совмещать с работой. Однако более 95% выпускников 9-летних школ продолжают обучение в гимназиях. Большинство гимназий муниципальные, имеется ряд частных гимназий, в основном в крупных городах. В 70-80 годах XX века была проведена широкомасштабная реформа гимназического образования, целью которой было достижение большего соответствия получаемого образования потребностям рынка труда и требованиям системы высшего образования.

Главный итог реформы - появление интегрированной гимназии, в которой на выбор предлагаются либо академическая программа, либо профессионально ориентированные программы. Все они имеют статус национальных программ.

Основа академических программ - дальнейшее изучение следующих областей знания:

  • Естественные науки;
  • Математика и другие точные науки;
  • Общественные науки;
  • Экономика;
  • Иностранные языки;
  • Профессионально-ориентированные программы:
  • Художественно-эстетическая программа;
  • Коммерческо-административная программа;
  • Строительная программа;
  • Организация досуга детей;
  • Электричество и электрооборудование;
  • Энергетическая программа;
  • Продовольственная программа;
  • Ремесленная программа;
  • Уход за больными и престарелыми;
  • Гостиницы, рестораны и сфера общественного питания;
  • Промышленная программа;
  • Средства массовой информации;
  • Использование природных ресурсов;
  • Транспортные средства;
  • Техническая программа.
  • Все учащиеся, независимо от того, какую программу они выбрали, изучают "курс А", включающий восемь основных предметов:
  • шведский как основной или как второй язык,
  • английский язык,
  • математику,
  • естественные науки,
  • социальные науки,
  • искусство,
  • религию;
  • курс физической и медицинской подготовки.

Обучение по всем национальным программам дает учащимся квалификацию, необходимую для продолжения высшего образования. Совмещение учёбы в гимназии с работой допускается. В этом случае для гимназистов разрабатывается индивидуальная образовательная программа. Все типы программ связаны между собой, и ученики имеют практически неограниченные возможности переходов из одних программ в другие. Продолжительность обучения в гимназии, в основном, составляет три года.

Высшее образование

Высшие учебные заведения Швеции можно разделить на:

  1. университеты и университетские колледжи (разница между университетом и университетским колледжем состоит в том, что университеты обычно имеют право присуждать ученые степени),
  2. неуниверситетский сектор высшего профессионального образования.

В Швеции действуют 14 государственных университетов и 22 государственные высшие школы. Кроме этого имеются частные высшие учебные заведения, осуществляющие базовое обучение в той или иной предметной области, в частности, в сфере здравоохранения, а также несколько частных высших учебных заведений с правом подготовки научных работников. Общее число высших учебных заведений, дающих академическое образование, в Швеции более 60.Отметим здесь, что чуть более 30% молодежи в Швеции занимаются в системе высшего образования в течение пяти лет после окончания средней школы.

Право на поступление в университет определяется наличием аттестата о полном среднем образовании и соответствием специальным требованиям, предъявляемым к студенту при поступлении на определенные специальности. Наличие оценки как минимум «зачет» по 90% предметов школьной программы является стандартным требованием к абитуриентам. Кроме этого от студента может потребоваться пройти собеседование. В случае, если количество претендентов превышает количество мест в учебном заведении, то они распределяются следующим образом: минимум одна треть мест распределяется по результатам конкурса школьных аттестатов и минимум одна треть - на основании Университетского теста способностей. Осенью 2010 г. вступили в силу новые правила приема и отбора. Одно из нововведений – так называемое повышение баллов, которые засчитываются абитуриенту сверх аттестата, если он прошел в гимназии какие-либо продвинутые курсы, например, по математике или иностранным языкам.

В рамках гармонизации своей системы высшего образования с системами других стран Европы Швеция с 2007 г. ввела новую трехуровневую структуру. Все образовательные программы в высших учебных заведениях подразделяются теперь на бакалаврские, магистерские и программы подготовки научных работников.

Система образования во Франции

Во Франции число школьников превысило 15 млн. человек и составило четверть населения страны. Число студентов достигает 2 млн. В стране около 7 тыс. колледжей, 2600 лицеев.

На нужды образования ежегодно расходуется 21% государственного бюджета. Расходы на образование составляют 6,9% ВВП страны.

На долю государства приходится 65% всех расходов, на долю местных органов власти – 21%.

Система образования - крупнейший работодатель Франции: в ней занято более 6% экономически активного населения.

Учебные заведения страны преимущественно государственные, но много и частных.

Обучение в государственных образовательных учреждениях является бесплатным. Во многих частных школах обучение тоже бесплатное, но есть и платные частные школы. Доля частных школ составляет от 10 до 15 % от общего числа школ во Франции, в частных школах обучается около 20% всех учащихся Франции. Практически все частные школы подписали с государством контракт об обучении детей по государственной программе (contrat d'association) - именно государство оплачивает труд преподавателей и участвует в расходах на образование. В результате государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра (baccalaureat).

Образовательная система во Франции имеет следующую структуру:

  • дошкольное образование (до 6 лет);
  • начальное образование (6 - 11 лет);
  • среднее образование (11 - 18 лет), заканчивающееся экзаменом на степень бакалавра;
  • высшее образование;

Дошкольное образование

Большинство детей уже с 2-3 лет посещают так называемые "материнские школы" (ecoles matemelles), в которых педагоги и психологи 3-4 года готовят их к школе.

Дети в материнских школах делятся на три возрастные группы. Первая с 2 до 4 лет, где дети только играют. Вторая (средняя) с 4 до 5 лет - обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному общению. Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовит детей к обучению чтению, письму и счету.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Начальное образование продолжается пять лет, с 6 до 11 лет (если у ребенка нет проблем с учебой).

Обучение длится 24 часа в неделю (9-12 часов, и с 14 до 17 часов), четыре дня в неделю. Для детей, сталкивающихся с проблемами в обучении, организованы дополнительные занятия. В среду, субботу и воскресенье дети отдыхают.

Все предметы в классе ведет один преподаватель.

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Среднее образование во Франции состоит из двух блоков: первый цикл обучения (колледж) и второй цикл обучения (лицей). Начиная с колледжа нумерация классов идет в обратном порядке: ученик поступает в шестой класс, а через четыре года заканчивает третий. Во французской системе, чем старше класс, тем меньший порядковый номер ему соответствует. Обучение в колледжах разбито на три цикла:

6-й и 5-й классы - цикл наблюдения

Строго говоря, колледжей, то есть средних профессиональных учебных заведений как таковых во Франции не существует. Колледжем здесь называют II ступень средней школы. Все дети поступают в колледж, проходят одинаковую программу обучения и в обязательном порядке изучают один из "живых" языков. Для человека, не ставящего своей целью получить высшее образование, есть подходящий путь - лицей профессионального образования, аналог бывших советских ПТУ. За 2-3 года обучения здесь можно получить какую-нибудь рабочую специальность. После сдачи выпускного экзамена учащиеся, как правило, идут работать на предприятия промышленности или сферы услуг. Есть и другой путь - после окончания колледжа поступить в один из центров профессионально-трудового обучения и получить сертификат, позволяющий работать по специальности.

В конце пятого класса некоторые дети, у которых имеются серьезные проблемы с адаптацией в школе или имеющие разного уровня задержку умственного развития, направляются в специальные секции обучения.

4-й и 3-й классы - цикл ориентации

Дети начинают изучение второго "живого" иностранного языка и могут выбрать дополнительно латынь, греческий или другие языки. Первым иностранным языком для 90% учащихся является английский (для 8,9% - немецкий). 65% процентов учащихся выбирают испанский в качестве второго иностранного языка (17,4% - немецкий).

Третий цикл.

После 3-го класса ориентация дальнейшего обучения является главной целью и главным направлением в обучении, т.к. дальше ученики смогут продолжить свою учебу либо по "короткому", либо по "длинному" циклу обучения.

Ориентация учащихся (оставление на второй год, переход в следующий класс, изменение направления обучения) осуществляется посредством процедуры, заключающейся в проведении в каждом учебном заведении собеседования между представителями данного учебного заведения (преподаватели, администрация), с одной стороны, и родителями и учащимися - с другой. Выпускной, 3-й класс колледжа является первой важной ступенью профессиональной ориентации.

За успехами и наклонностями детей следит классный руководитель с момента поступления ребёнка в колледж (с 11 лет). Выявление наклонностей ученика и выбор профессии – постоянная работа, проводимая совместно с преподавателями и советниками по профессиональной ориентации. В любой момент можно обратиться к ним за консультацией в «центр информации и профессиональной ориентации». Специальные брошюры, содержащие большой набор информации, выпускаются в каждом регионе государственной службой ONISEP (Французское бюро информации по обучению и профессиям) и распространяются бесплатно. Профессиональная ориентация учащихся во Франции интегрируется в систему образования и переориентируется с удовлетворения кадровых нужд государства на удовлетворение профессиональных интересов, потребностей самих учащихся.

Современная концепция профориентации: цели, содержание, принципы. С 1996 г. в стране взят курс на утверждение концепции "воспитания ориентации" (education a l'orientation). Она исходит из необходимости формирования у молодежи культуры профессионального самоопределения.

Содержание "воспитания ориентации" включает две области педагогической деятельности: знакомство с профессиями и путями их получения, и познание учащимися самих себя (своих потребностей, склонностей, интересов, возможностей).

Новая концепция "воспитания ориентации" строится на основе следующих принципов: непрерывности, соответствия, коллективности, согласованности. Первый означает, что на протяжении всего периода обучения в колледже, лицее, вузе усилиями педагогического коллектива создаются необходимые условия для разработки учащимися профессионального проекта, развития у них умения самостоятельно ориентироваться в многообразии профессионального мира и возможных путях подготовки к избранной профессии. Принцип соответствия требует, чтобы педагогическая деятельность по оказанию учащимся помощи в построении профессионального проекта соответствовала кадровым потребностям конкретного региона в квалифицированных специалистах. Принцип коллективности выражается в интеграции воспитательных действий по профориентации всех членов педагогического коллектива, их взаимодействии. Принцип согласованности означает необходимость скоординированной совместной работы различных партнеров школы и внешкольных специалистов по профориентационным вопросам, а также ассоциации родителей учащихся. Так, в новой концепции обеспечивается единство, непротиворечивость и скоординированность действий всех субъектов профессиональной ориентации. Кроме того, учащийся определяется в ней "автором" своей учебной и профессиональной ориентации, подчеркивается его субъектная позиция, самостоятельность в выборе своего будущего.

В воспитательной концепции практика профессиональной ориентации организуется комплексно, в сочетании различных форм, методов, средств, существенно повышающих воспитательный потенциал профориентационной работы.

Большая роль отводится «Советнику по профориентации»: оказание помощи ученикам, начиная с 6 класса (11 лет), в выработке своих учебных и профессиональных проектов.

По окончании колледжа ученик начинает обучение в лицее (lycee). В лицее начинается специализация, можно взять третий иностранный язык и много других дополнительных предметов. Лицеи во Франции разные. Часть выпускников колледжа идет в профессиональный лицей (lycee professionnel) или в центр подготовки подмастерий (CFA). Как уже упоминалось выше, профессиональных средних учебных заведений как таковых во Франции не существует. Поэтому те, кто не стремится получить высшее образование, поступают в лицей профессионального образования. За 2-3 года обучения здесь получают рабочую специальность и диплом о специальном среднем техническом образовании BTS и DUT.

Другая часть выпускников в течение трех лет готовится к сдаче экзаменов на степень бакалавра (Baccalaureatе сокращенно BAC) в лицее общеобразовательного (general) или технологического (technologique) направления. Общеобразовательное направление имеет несколько уклонов: в филологию, экономику или естественные науки. В зависимости от выбранной специализации лицеисты сдают три основных бака и затем получают соответствующую степень: BAC-ES (экономика и социальные науки), BAC-L (литература и языки), BAC-S (естественные науки).

Техническое направление предусматривает четыре типа специализации: STI (наука и промышленные технологии), STL (технологии лабораторных исследований), STT (технологии сферы обслуживания) и SMS (медико-социальные науки).

Существуют еще несколько дополнительных баков, из них новые - музыкально-инструментальный, прикладные искусства, гостиничное дело и т.д. Общий набор экзаменационных предметов делится на обязательные для всех (французский, философия, история-география, иностранный язык), обязательные для данной специализации, специальные и дополнительные (на выбор). Все экзамены сдаются в чужом, еще накануне не известном лицее, незнакомым экзаменаторам, в обстановке полной гарантированной анонимности.

Обучение в лицее вовсе не гарантирует получения диплома ВАС. Диплом выдается только тем, кто набрал не менее 10 баллов по 20-ти балльной системе по итогам серии устных и письменных экзаменов. Ученики, получившие меньше 10 баллов, сдают вторую серию экзаменов или отправляются на переэкзаменовку. Если набрать проходной балл так и не удается, ученик получает одно только свидетельство об окончании средней школы.

Особым умением, которому детей обучают, уже начиная лет с двенадцати, является умение писать. Мы бы сказали - сочинение, но во Франции, имеется три типа письменных работ, строго различающихся по плану и содержанию, это ученикам окончательно объясняют в лицее:

  • "резюме" - нечто вроде нашего изложения.
  • "объяснение текста" - формальный, литературоведческий подход: анализ метафор, терминов, ритма и т.п.
  • "диссертация" – сложная работа, в которой обязательно должно быть вступление и заключение и как минимум две (лучше - три) части, тезис и антитезис той мысли, которую вы развиваете в тексте, причем по объему вступление и заключение каждое не должны превышать примерно 1/5 текста.

Подавляющее большинство школьников обучаются в учебных заведениях, находящихся в ведении Министерства национального образования. Однако примерно 100 тыс. детей школьного возраста (в частности, страдающие различными физическими или умственными недостатками) обучаются в медико-социальных учебных заведениях, подведомственных Министерству здравоохранения, а еще 200 тыс. обучаются в учебных заведениях с сельскохозяйственным уклоном, где они получают техническую и профессиональную подготовку. Наконец, еще 300 тыс. учащихся, достигших 16-летнего возраста, проходят (на основе трудового договора) профессиональное обучение, которое после реформы 1987 года открывает дорогу к получению профессионального диплома любого типа.

Лицей - завершающее звено системы среднего образования и одновременно переходная ступень к высшему образованию. Главных отличий французского лицея от российской средней школы два. Во-первых, на этом этапе начинается специализация, а во-вторых, аттестат о среднем образовании (baccalaureat) получают далеко не все учащиеся лицеев, а лишь 60-70%.

Между средним специальным и высшим образованием во Франции не существует строгой границы: первое служит ступенькой для второго.

Высшее образование

В отличие от российской школы французская система высшего образования более мобильна и гибка. В справочниках Европы указываются адреса около 2 тысяч высших учебных заведений Франции. Это объясняется тем, что в перечне присутствуют учебные заведения, которые в других странах входят в систему среднего специального образования, например, много сотен училищ по подготовке техников, медсестер и т.д, преимущественно с 2-х годичной программой обучения. К настоящим высшим учебным заведениям относятся около 90 университетов, обучающих многие тысячи студентов каждый, около 350 Вузов, преимущественно монодисциплимнарных, так называемых больших школ (grandes ecoles), с небольшим (несколько сотен) контингентом студентов, 240 инженерных школ, 230 коммерческих школ и много спецшкол (художественных, дизайна и моды, архитектуры и др.).

Без экзаменов в государственные университеты принимаются молодые люди, имеющие БАК. Однако уже после первого года обучения около половины студентов отчисляются по причине слабой успеваемости.

Университетское образование делится на три цикла, по окончании каждого из которых студент получает соответствующий диплом.

Первый цикл рассчитан на два года и завершается экзаменом на получение диплома об общем (DEUG) или научно-техническом (DEUST) университетском образовании. Многие останавливаются именно на этой ступени, поскольку такой документ дает возможность найти неплохую работу.

Второй цикл также состоит из двух-трех лет обучения. По окончании первого года выдается диплом лиценциата (licence), а следующий заканчивается получением диплома магистра (maitrise).

Наконец, третий цикл предполагает углубленное изучение избранной специальности и сопровождается самостоятельной научной работой, тему которой претенденты обязаны сформулировать до поступления на программу. Успешно одолевшим этот этап выдается диплом о специальном высшем образовании (DESS) или углубленном образовании (DEA).

Собранные Институтом современной экономки данные по целям и содержанию школьного образования в Англии, США, Австралии, Германии, Швеции, Франции, позволяют сделать ряд обобщений.

  1. Содержание образования непрерывно изменяется в соответствии с новыми реалиями социально-экономической жизни каждой страны и мировыми интеграционными процессами.
  2. Государство, общество, педагогические коллективы совместно с родителями осуществляют целенаправленное развитие детей в соответствии с их способностями, личностными характеристиками и потребностями рынка труда.
  3. Во всех странах школы многотипны. Выбор учебного заведения зависит от того, кем себя в будущем видит школьник и его родители. На этот выбор, конечно, влияют конкретные социальные условия и потребности.
  4. Четко прослеживается согласованная деятельность государства, школы, родителей, направленная на воспитание трудолюбия и раннего профессионального определения подростка. Уже в дошкольных учреждениях развитие академических, социальных, лингвистических и эстетических навыков идет через игру, музыку, искусство и ручной труд: приготовление пищи, сервировка стола, изготовление различных поделок. Повсеместно выбор профессии и уровня образования осуществляется уже после начальной школы.
  5. С первых лет пребывания в школе дети приучаются к самостоятельности и творчеству. В школах существуют обязательные, базовые дисциплины и дисциплины по выбору. В начальной школе выбор предметов делают родители.
  6. После 16 лет школьники подготовлены либо работать, либо продолжать обучение в высших профессиональных учебных заведениях различных направлений, от музыкальных до производственно-технических. В зарубежные ВУЗы невозможно поступить, минуя ступень среднего профессионального образования.
  7. Поощряется совмещение школьного обучения с производительным трудом. Этому способствует 4-5 дневная школьная неделя и индивидуальные графики обучения для работающих.
  8. На процесс объединения теоретического и практического обучения в школах США и Европы, по-видимому, повлиял запуск человека в космос в СССР. На это время и приходятся положительные оценки советской школы, которая была многотипной, политехнической и трудовой. В Америке, Европе переняли и наш опыт заочного обучения, назвав его дистанционным. Сейчас широко (особенно в США) применяется дистанционное компьютерное обучение.

Времена нашего первенства прошли. За годы перестройки мы потеряли и спецшколы, и систему профессионального образования, и заводы-ВТУЗы, и, что важнее, - уважение к человеку профессионального труда. В России снизилось качество человеческого капитала.

Зарубежная средняя школа по существу профессиональная, то есть дифференцированно (а не всех вместе и понемногу) готовит и физиков, и лириков. Профессиональная подготовка осуществляется на протяжении всего периода обучения в школе, а не после того, как подросток ее покинул, как это происходит в России.

Модернизация школьного образования является вынужденной и необходимой мерой. Теперь Запад побуждает нас, мы отстали. Необходимо догонять, иначе так и останемся с более низкой производительностью и качеством труда, а в Сколково будут работать иностранные специалисты.

Новые образовательные стандарты робко обозначили направление модернизации. Ее авторы, видимо, постеснялись термина «профессиональный проект» при определении набора и выбора дисциплин на завершающем этапе школьного обучения. Правильно сделали. Формирование и реализация профессионального проекта в зарубежной школе начинается с 11-летнего возраста подростка.

России, чтобы выйти на зарубежный уровень, целесообразно дифференцированное усиление (без увеличения общего объема учебного материала) профессионального образования с 4-5 класса. За 6-7 лет школьники смогут освоить программу бакалавриата по выбранной специальности. Конечно, следует сохранить образовательную сеть учреждений культуры и спорта, где обучение профессии начинается с первого класса или даже с дошкольного возраста.

Такую систему образования можно начать во всех школах без больших материальных затрат. Профессиональная часть образования школьников физико-математического, информационного, гуманитарного и других профилей может базироваться на кафедрах вузов, в отделах НИИ, в научно-производственных и других специальных центрах. Специалистов для производства можно параллельно готовить на базе ПТУ, УПК, техникумов и колледжей, освободив их от повторного изучения общих образовательных дисциплин.

Последовательно получая начальное и среднее профессиональное образование, молодые люди смогут определяться, когда им начинать трудовую деятельность, создавать семью и в какой форме продолжать образование. Уверен в том, что интерес к образованию без отрыва от трудовой деятельности значительно повысится. Таким образом, соотношение среднего и высшего профобразования отрегулируется без административного вмешательства. Возникнет потребность расширения сети вечернего и заочного (в том числе дистанционного) обучения, вернуть консультационные функции представительствам вузов.

Раннее профессиональное образование даст возможность молодым быстрее реализовать себя в полезной деятельности, особенно в малом предпринимательстве. Государство получит мощный инструмент приобщения школьников к освоению наиболее перспективных технологий с учетом региональных и федеральных потребностей в кадрах, повысится процент занятости населения в стране.

Вузы, получая профессионально подготовленное пополнение, смогут придать учебному процессу исследовательский характер. Новое образование станет решающим фактором трудового воспитания, а переход к обязательному среднему профобразованию создаст условия для массового развития талантов во всех отраслях науки, техники, производства, искусства. Россия вновь выйдет в лидеры по качеству школьного и вузовского образования за счет обеспечения государством необходимого уровня умного образования.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив