Нам всегда было непросто сотрудничать с новой Россией, но другой

нет. Это и наша Россия, там живут русские люди, наши люди….

А.Г.Лукашенко (Из доклада на IV Всебелорусском народном собрании)



Важнейшие стратегические задачи, связанные с укреплением российской государственности, лежат в русле постсоветского пространства. Однако о реальных достижениях на этом направлении говорить не приходится. Итоги строительства союзного государства с Белоруссией красноречиво свидетельствуют о том, что стратегическое партнерство с новой Россией является крайне непредсказуемым. И в этом смысле политическим элитам бывших советских республик дан серьезный сигнал.

Осенью 2010г. российско-белорусские отношения вступилив острую кризисную фазу. Информационные баталии подогрела своим вмешательством Госдума РФ.Как приводной ремень кремлевской администрации, она внесла свою лепту в президентский конфликт между Россией и Белоруссией, приняв осенью 2010 г. заявление "О российско-белорусских отношениях", проект которого был подготовлен думским комитетом по делам СНГ и связям с соотечественниками. Парламент в лице преимущественно «единороссов» и депутатов от ЛДПР, инициировавших обращение, поспешил засвидетельствовать свою лояльность власти.

Справедливости ради следует отметить, что голосование по этому поводу в российском парламенте отнюдь не было единогласным.

В конечном итогеГосдума РФ, которая, действительно, могла выступить с позиции примирения двух руководителей во имя важнейшей цели – сохранения стратегического союза двух государств, к сожалению, этого не сделала. В лице своих депутатов она лишь добавила масла в огонь, пригрозив белорусскому лидеру своим парламентским пальцем. Вот выдержка из заявления Госдумы: «Используемая в настоящее время руководством Республики Беларусь антироссийская риторика вызывает недоумение и полное неприятие у российского народа, идет вразрез с общеисторической судьбой русского и белорусского народов…», есть еще и про «конъюнктурные политические интересы, которые стали брать верх в ходе начавшейся в Республике Беларусь предвыборной кампании» и т.д.

В обращении, принятом Нижней палатой российского Парламента, отмечена также забота о развитии «интеграционных процессов в рамках СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенного союза». Все – совершенно правомерно, если бы при этом главным антиинтегратором и разрушителем российско-белорусского союза и прочего не был определен А.Лукашенко. По сути ответственность за недальновидную политику на постсоветском пространстве, торможение процессов реинтеграции не только с Белоруссией, но и другими республиками лежит непосредственно на РФ. Именно Россия несет историческую ответственность за Евразию. И именно она с этой миссией не справляется. Совершившая немыслимый кульбит в целеполагании своего существования, никакой вменяемой стратегии в ближнем зарубежье она предложить не может и, видимо, не хочет. Таможенный союз мог бы стать реальным достижением и ядром будущей более широкой интеграции, но в этом случае необходимо как минимум с уважением относиться к лидерам вошедших в этот союз стран.

Заявление Государственной Думы РФ, естественно, вынудило белорусскую сторону на ответные действия. 7 октября 2010г. Парламент Белоруссии на совместном заседании обеих палат, в свою очередь, также принял заявление о российско-белорусских отношениях, где депутаты определили свою позицию: «…вызывает неприятие кампания по дискредитации главы белорусского государства, развернутая в центральных СМИ России", что наносит «ущерб развитию дружественных отношений между нашими странами". 

Очередная травля А.Лукашенко, начатая показом одиозного фильма «Крестный батька», на который был дан «зеленый свет» - это позорное явление для РФ. В целом в период резкого обострения взаимоотношений России и Белоруссии осенью 2010г. позиция немалой части экспертов и политиков, заявивших себя в многоразличных российских СМИ, была необъективной и крайне деструктивной. А ссылки на постановочный, заказной фильм по поводу «цены» дружбы двух стран и едва ли не прямых обвинений в преступных деяниях (известный прием в компрометации неугодных политиков) Президента Белоруссии - это как минимум оскорбление белорусского народа и не в меньшей степени - русского. К тому же презумпцию невиновности пока никто не отменял. 

Как известно, альтернативы Александру Лукашенко в Белоруссии нет. Крикливая вестернизированная оппозиция доверием у населения не пользуется, как бы ни хотелось обратного определенным кругам российского истеблишмента и взявшему на себя роль полицейского в международных делах совокупному Западу. И в этом смысле переизбрание А.Лукашенко на новый президентский срок в декабре 2010г. было вполне закономерно и предсказуемо. 

Характерно, что информационная атака на А.Лукашенко в России, видимо, отнюдь не случайно совпала с предвыборной кампанией в Белоруссии. При этом белорусская оппозиция получила самый широкий доступ в медийное пространство России. Приходилось также наблюдать борцов «с режимом» А.Лукашенко и в рамках «круглых столов» и конференций в Москве, куда они ринулись, видимо, за поддержкой научной общественности. Впечатление – крайне удручающее. Никакой альтернативной программы или даже конструктивной критики, только беспочвенные прогнозы по выборам и безосновательный негатив. 

Заявления по поводу «второго тура» президентских выборов ни в России, ни в Белоруссии всерьез восприниматься не могли. Было совершенно ясно, что А.Лукашенко выиграет президентские выборы безо всяких фальсификаций. Тем не менее, Запад вновь «вернулся на круги своя», развернув очередную кампанию по дискредитации белорусского лидера. К сожалению, в целом опора на российский истеблишмент представляется для А.Лукашенко проблематичной, однако есть несомненная поддержка многомиллионного народа соседней страны. 

Разгул белорусской оппозиции после выборов в Минске с погромом Дома правительства свидетельствовал о попытке очередного «оранжевого» переворота . В эпоху «цветных революций» не надо быть специалистом, чтобы понять заказной характер минского Майдана. В документальном фильме-расследовании «Площадь. Железом по стеклу», который был показан на белорусском телевидении, есть высказывание журналиста из оппозиции: «Судьбу выборов решат не избиратели. Её решит площадь. И площадь эта потребует жертв». Характерно, что в российский телеэфир этот фильм-свидетельство допущен не был. А в нем как раз и были ответы на вопросы: почему противники А. Лукашенко призывали народ на площадь, а не на избирательные участки? Был ли стихийным митинг 19 декабря или готовилась организованная провокация, заранее спланированная попытка государственного переворота? Зачем в страну накануне выборов приехали «туристы» из России, Прибалтики и Европы и привезли с собой электрошокеры, дымовые шашки, ножи и патроны? 

Напомним, что в заявлении российского Парламента есть пафосная фраза о том, что антироссийская риторика белорусского лидера «вызывает недоумение и полное неприятие у российского народа». Подобная апелляция не выдерживает критики. Отзывы интернет-пользователей, звонки в эфир различных российских радиостанций, интерактивные опросы, где слушатели и пользователи почти поголовно поддерживают А.Лукашенко, говорят об обратном. Красноречивы, в частности, результаты голосования на Русской службе новостей (РСН), отнюдь не оппозиционной радиостанции. Итак, 89 процентов радиослушателей РСН готовы вложить свои деньги в экономику Белоруссии, в российскую – соответственно лишь 11 процентов. Подобные цифры – свидетельство того, что население России, принимая политику А.Лукашенко, отторгает уродливый криминально-олигархический строй, выпестованный российской властью. Заметим, что голосование на РСН проходило 4 октября 2010г., когда уже было известно о жестком заявлении Дм. Медведева5 в отношении белорусского лидера. С учетом количественной составляющей такого рода опросов, при всей их нерепрезентативности, они, несомненно, свидетельствуют о преобладающих настроениях в обществе.

В социально-ориентированном государстве власть относится к народу как к единой общности, за которую она несет социальную и моральную ответственность. Такое государство формируется по семейному типу. Власть в сильном государстве не отделяет себя от коллективной исторической судьбы народа, а разделяет ее с ним. И в Белоруссии именно такая власть.

Александр Григорьевич Лукашенко пользуется неизменной, именно народной, поддержкой в России. Более того, он во многом обрел черты харизматического лидера. Видимо, в этом и кроется одна из составляющих его патологического неприятия российской политической элитой. Лукашенко популярен, несмотря на третирование его российской прессой. Ему есть с чем идти к своему избирателю, и ему не нужен на выборах административный ресурс в виде партии функционеров - «единороссов». Он умеет серьезно разговаривать со своим народом и умеет ставить перед ним стратегические задачи. И если в информационных блоках и новостях в РФ – сплошной негатив и криминал, то в Белоруссии – достижения республики, трудовые успехи. Здесь не скрываются и проблемы, но озвучиваются и конкретные подходы к их разрешению.

Конечно, можно найти недостатки в фигуре белорусского лидера (чем и занимается немалая часть нашего экспертного сообщества), но есть главное – это лидер крупного масштаба. Он построил страну, где нет межнациональных конфликтов, работают промышленные предприятия и где не отрекаются от своей прошлой истории. На центральных площадях здесь не огромные рекламные щиты, а гордое напоминание – «Слава народу-победителю!». Здесь, между прочим, как и в России, тоже было аномально жаркое лето (2010г.), однако не горели деревни от пожаров, не погиб урожай и не искали виноватых среди стрелочников. И здесь, разумеется, не могли принять такой «Лесной кодекс», который пролоббировали заинтересованные лица в России.

Именно действующий президент Белоруссии выстроил полноценное социальное государство, прекратил антирусскую экспансию, гонения на русскую культуру, которые предпринял его предшественник С.Шушкевич. И именно Белоруссия в своем государственном строительстве сумела использовать опыт предшествующей эпохи, которым пренебрегли в массе своей почти все постсоветские республики, так и не сумевшие создать собственную государственность. Среди властвующей элиты новообразованных государств постсоветского пространства А.Лукашенко едва ли не единственный президент, который живет не клановыми и корпоративными интересами, а интересами своего народа. Он не дает разорить Белоруссию по примеру России и не желает приватизировать по российским ценам и правилам стратегические объекты вверенной ему страны. И в этом смысле совершенно правомерен отказ А.Лукашенко от унизительного предложения - войти в состав Российской Федерации «шестью областями» (как ему предлагалось еще в 2002 году). Попутно заметим, что в современной политологической практике категория «народ» применяется достаточно редко. Тем не менее, именно она несет в себе черты субъектности, в отличие от заменяющих ее понятий - «население», «электорат» и пр. И такие подмены знаковы.

В отличие от российской элиты, которая привыкла смотреть на страну с точки зрения коммерческих интересов, лидер Белоруссии отстаивает интересы национальные, причем не только своей республики, но опосредованно - и России. Достаточно вспомнить, что структура работающей белорусской экономики дала возможность сохраниться многим предприятиям-смежникам в РФ, где заняты миллионы наших соотечественников. Однако «умные парни» из Газпрома, который во многом делает политику в РФ, могут оборвать эти столь необходимые связи. Выкручивание рук белорусскому лидеру с угрозами прекратить поставки газа братьям-белоруссам – это уже почти традиция.

Крупному сырьевому российскому капиталу, который фактически подмял под себя госструктуры, нужны «мутная вода» и сохранение статуса-кво. Отсюда - кровная заинтересованность этого капитала в слабой государственности, что сегодня и демонстрирует российская власть. Несмотря на видимые достижения и декларации, Россия упорно выталкивает из интеграционного поля и сферы своего влияния потенциальных союзников и во многом тормозит реальные действия на интеграционном поле. И в этом смысле она играет на руку геополитическому сопернику России в лице совокупного Запада, идеологи которого неоднократно заявляли о недопустимости интеграции постсоветского пространства.

Атлантистское лобби - это не только целый ряд центральных СМИ, но и значительная часть экспертного сообщества, влияющего на внешнеполитические решения. Отношения России и Белоруссии – это тот оселок, на котором проверяются вскормленные американскими фондами российские либеральные советники и эксперты, овладевшие за последние годы «патриотической» риторикой. Совершенно очевидно, что периодически возникающие информационные войны между Россией и Белоруссией, даже на президентском уровне, это отражение тех запросов, которые формирует ориентированная на интересы Запада (прежде всего США) влиятельная часть российского экспертного сообщества, с одной стороны, и аппетиты Газпрома и российского олигархата в целом – с другой.

Кроме того, есть российский политический истеблишмент, нацеленный преимущественно на то, чтобы войти, пусть на третьестепенных ролях в глобальную элиту. И он столь неоднократно демонстрировал свою несостоятельность в области национальных приоритетов, что есть основания доверять заявлению А.Лукашенко о финансировании белорусской оппозиции, отчасти и со стороны РФ. Все это в конечном итоге приводит к тому, что действия российского руководства становятся алогичными, необъяснимыми с точки зрения национальных интересов России. Все это, естественно, самым непосредственным образом влияет на весь спектр взаимоотношений России и Белоруссии.

Что касается такой сложной стороны российско-белорусских отношений, как газовые поставки, то, как известно, в стоимости российского газа для Белоруссии, в соответствии с основополагающими договоренностями, заключенными в рамках Союзного государства, должна была учитываться "союзная" составляющая. В первую очередь, речь шла о равных условиях деятельности для субъектов хозяйствования. В пользу единой для "союзников" цены на газ свидетельствовало также и межправительственное соглашение о расширении сотрудничества в газовой сфере, подписанное в апреле 2002 года.В нем, в частности, предусматривалось, что цена на газ для Белоруссии будет соответствовать его цене в приграничных областях с Россией (при сопоставимых транспортных расходах). Эти соглашения уже в течение ряда лет игнорируются. И если осенью 2010г. цена на газ в Смоленской области составляла примерно 85–90 долл., то в Белоруссии она была более чем в два раза выше. В этом отношении Россия находится в куда более выгодных условиях хозяйствования, чем Белоруссия, но достижений за двадцать лет существования новой России ни по каким параметрам не наблюдается.

Как известно, Москва давно уже демонстрирует небратское отношение к братской стране. Недальновидная внешняя политика России, ее неумение и нежелание выстраивать долгосрочные союзнические отношения с ближайшими соседями имели следствием резкое обострение российско-белорусских отношений в конце 2006 г. Под давлением Газпрома Кремль вынудил А.Лукашенко подписать газовое соглашение на условиях, предусматривавших переход на рыночную стоимость поставок газа для союзной республики. Резкий рост цен на энергоносители для Белоруссии привел к тому, что официальный Минск вынужден был взять курс на диверсификацию внешней политики страны. В выступлениях А.Лукашенко при этом обозначилась тема независимости республики. Симптоматично, что помимо активизации отношений с Западом, Белоруссия определила для себя новый политический вектор - развитие сотрудничества со странами Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. Важен был поиск альтернативных источников сырья с целью ослабления зависимости от энергопоставок из России. За пять лет (2006-2010гг.) цена на природный газ для Белоруссии выросла в 4 раза, на нефть — в 2 раза. По некоторым направлениям удельный вес себестоимости энергоносителей в Белоруссии достигает 80 процентов. Такое давление на белорусскую экономику вынуждает республику к настойчивым поискам новых партнеров. Совершенно резонными являются объяснения президента Белоруссии по этому поводу: "Если мы едем в Венесуэлу, это не потому, чтобы уколоть Россию. Если качаем нефть по нефтепроводу Одесса - Броды, это не потому, чтобы как-то ее унизить. У нас выхода другого нет".

Энергетический шантаж, «молочные» и «сахарные» войны, инициированные новой Россией, войдут в копилку бесславных дел политической элиты того усеченного остатка большой страны, который называется Российской Федерацией. Внешняя политика последней в отношении Белоруссии демонстрирует откровенное пренебрежение едиными корнями, единой историей и единой Победой, не говоря уже о заявленном Союзе двух государств.

Обвинения в том, как дорого России обходится дружба с Белоруссией, нуждается в комментариях. По данным белорусской стороны, рентабельность "Газпрома" при поставках газа в Белоруссию составляет 62 долл. от продажи тысячи кубов, а при поставках на Украину рентабельность насчитывает только 12-15 долл. от продаж тысячи кубов газа, так как большая часть прибыли уходит заинтересованным посредникам. По расчетам Минска, если с 1 января 2011 года будет установлена цена на газ в 210 долл., то рентабельность "Газпрома" от газовых поставок в Белоруссию составит порядка 160 долл. на продаже тысячи кубометров газа. А в реалиях цена на газ с 2011г – 230 долл., то есть прибыль «Газпрома» еще выше. Так кто кого кормит?

Под пропагандистским понятием «мы кормим Белоруссию» подразумеваются цены на газ для Евросоюза. Разницу между европейской ценой и ценой газа для Белоруссии РФ считает «помощью» Минску. Однако Газпром не может продать газ, предназначенный Белоруссии, кому-нибудь другому по европейской цене. Из-за кризиса потребление газа в Западной Европе упало. А европейский рынок газа – конкурентный рынок, где доля России составляет всего одну четвертую. По итогам 2009г., экспорт газа из РФ в Западную Европу сократился на четверть в сравнении с докризисным периодом. Внутрироссийское потребление в связи с сокращением производственных мощностей также уменьшилось. «Таким образом, - констатирует газета «Советская Россия» - «…продажа газа в Белоруссию для Газпрома является высокорентабельным бизнесом ... промышленная Белоруссия своими закупками энергоносителей помогает российским сырьевым отраслям пополнять российский бюджет»

Характерно, что вздувание газовых цен для Белоруссии находится в противоречии с общемировыми тенденциями. Кризис вызвал падение цен на энергоносители в мире. Показательно, что торг на переговорах с Китаем о поставках газа из России идет в вилке между 150 и 180 долл. за тысячу кубов. И это в любом случае дешевле, чем цена, которую Газпром берет с союзной Белоруссии. Что касается нефти, то она идет из РФ в Белоруссию фактически по мировым ценам, однако экспортная пошлина при поставках нефти в Белоруссию не взималась. Заметим, что классическое требование Таможенного союза – отсутствие таможенных пошлин для всех стран-участников. Все пошлины устанавливаются только по периметру его границ. Вопреки этой известной данности, с 2011 г. планировался серьезный удар по нефтеперерабатывающей промышленности Белоруссии, которая является лакомым куском для российского капитала. Россия была намерена поставлять в братскую страну без экспортной пошлины лишь одну треть (доля предполагаемого внутреннего потребления нефтепродуктов) от обычного объема нефти. А остальное – с пошлиной, то есть на тех же условиях, что и в дальнее зарубежье. Взимание РФ пошлины на все поставляемые в Белоруссию нефтепродукты Минск счел несправедливым, обратившись весной 2010г. в экономический суд СНГ, который порекомендовал РФ воздержаться от взимания пошлин на период поиска компромисса. В дальнейшем Россия заявила о готовности отменить экспортные пошлины на сырую нефть для Белоруссии с 1 января 2011г. в случае, если Минск ратифицирует все документы по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП). При этом Белоруссия согласилась перечислять России весь объем экспортных пошлин на нефтепродукты, взимаемый на границе Таможенного союза.

Есть важный момент, наглядно характеризующий российско-белорусские взаимоотношения, который заключается в следующем. В обмен на предоставление очень серьезных уступок российской стороне, например, при передаче белорусской газотранспортной системы и трубопроводной системы по перекачке нефти (чего давно добиваются российские корпорации), Белоруссия хотела бы получить возможность участвовать в добыче природного газа и нефти на территории России на условиях участия иностранных инвесторов. Однако Москва категорически отказывает Минску в удовлетворении такой просьбы, хотя американцы, французы, голландцы, немцы и "прочие шведы" давно уже выкачивают из новой России ее ресурсы. Вот такое отношение к союзнику. Комментарии, что называется, излишни.

Помимо нефтегазовых конфликтов и сформированных вокруг них мифологем, неоднократно высказывались также претензии в адрес А.Лукашенко по поводу непризнания Белоруссией Южной Осетии и Абхазии, да еще с посылом – «он обещал». Здесь прямые ассоциации с конфликтами в детской песочнице. Совершенно понятно: если бы Россия действительно являлась стратегическим партнером не на бумаге, а в реалиях, А.Лукашенко давно бы признал эти бывшие «непризнанные» республики. Но РФ ненадежна. И поэтому недальновидно было идти на конфронтацию с Западом ради миража. В этом случае всякого рода давление, рассчитанное главным образом на дискредитацию белорусского руководителя, становится совершенно неуместным. Политика всегда - предмет торга. И потому нормально пытаться получить преференции в случае политической поддержки тех или иных действий других государств.

Были и еще выдвигаемые некоторыми аналитиками обвинения в адрес А. Лукашенко, такие как, например, лояльность к Юрию Лужкову. Поводом послужило дружеское письмо белорусского президента в адрес бывшего мэра. Позволим себе по этому поводу небольшое отступление. К Ю.Лужкову много претензий. Особенно много вреда Москве принесла его архитектурная неуемность. Но были и несомненные заслуги (и не в последнюю очередь, это серьезная поддержка столичным мэром оказавшегося на Украине города русской славы – Севастополя, связи Москвы с лидерами постсоветских государств и пр.). Однако Россия 2010 года стала страной, где телевидение в качестве карманной марионетки беззастенчиво использовалось политической элитой как инструмент для сведения счета со своими «сотоварищи». Ю.Лужков, как и А.Лукашенко, получил свою долю компромата через СМИ (пробил звездный час Б.Немцова) и ушел он вполне достойно, отвергнув «подковерные» договоренности с федеральной властью. Относительно коррупции: здесь выводы делают поставленные на то ведомства. Остается сожалеть лишь о том, что борьба с коррупцией приобретает в России избирательный оттенок. Честный мэр при общей коррумпированности системы и написанных под эту систему законах - это что-то ирреальное или, по меньшей мере, - исключительное. С недавних пор плевать в спину ушедшему градоначальнику стало нормой. Президент Белоруссии этого не делает и, к счастью, не он один.

Высказывались также претензии к А.Лукашенко по поводу бывшего Президента Киргизии Курманбека Бакиева, который нашел прибежище в Белоруссии. Данный случай, однако, можно рассматривать как пример корпоротивной этики или даже элементарного участия к опальному коллеге? Кто сейчас может гарантировать беспристрастность суда над К.Бакиевым? И это нормальная позиция независимого лидера, который имеет полное право на самостоятельное решение, особенно в такого рода вопросах.

Парадоксально, что даже открыто враждебные России «оранжевые» президенты Украины и Грузии не были столь третируемы ангажированными российскими СМИ, как президент дружественной Белоруссии. Все это оскорбительно не только для белорусского народа, который в течение многих лет демонстрирует на выборах высокую степень доверия к А.Лукашенко, но и для самой РФ, претендующей на статус державы мирового уровня. Непоследовательные действия, которые предпринимает сегодня Россия, не достойны ни ее имени, ни ее авторитета в истории. Крупнейшей стране мирового пространства не пристало сводить свою внешнюю политику к неким непродуманным «спецоперациям» и «политтехнологиям». Пока исполнительная власть России заботится не о национальных интересах страны, а о коммерческих интересах российских корпораций, РФ будет иметь провальные результаты в рамках СНГ.

Необходимо четко обозначить свою позицию по отношению к стране, с которой де-факто и де-юре существуют самые тесные союзнические отношения. В противном случае, в лице Белоруссии новая Россия может получить новую геополитическую проблему.

Выступая на инаугурации, вновь переизбранный президент Белоруссии отметил: «Вирус "цветных революций” поражает только слабые страны, чей государственный организм измотан экономическими и социальными проблемами, а власть находится в конфронтации с населением. В Беларуси для него просто нет питательной среды».

И последнее: студентки журфака МГУ в честь дня рождения российского премьера приготовили главе российской исполнительной власти в подарок календарь со своими непристойными фотографиями и такими же надписями, подтвердив при этом совмещением образов известное выражение про вторую древнейшую профессию. Слава Богу, подобные «поздравления» не получает президент Белоруссии.

Современная Российская Федерация лишена привлекательного имиджа. Грязью заполнено информационное пространство. Давно стали нормой распущенность и сквернословие. В Белоруссии, как известно, иное. Здесь за ненормативную лексику можно привлечь к ответственности. В белорусских городах спокойно и удивительно чисто, а редкое бранное слово, как правило, свидетельствует о том, что господа из России пожаловали. Попутно заметим, что депутаты-коммунисты в Московской Думе попытались в марте 2004 г. инициировать Федеральный Закон, ограничивающий нецензурные выражения в телеэфире. Однако при первом же голосовании эта инициатива была заблокирована депутатами от «Единой России».

Александр Григорьевич Лукашенко – явление крупномасштабное. Именно он в значительной степени воплощает соборную русскую идею на постсоветском пространстве Евразии. И ближе всех к нему в этом отношении отнюдь не российская элита, вписывающая Россию в глобальный проект Запада, ближе к нему, с точки зрения русской (в том числе и евразийской), идеи Нурсултан Назарбаев. Именно в Белоруссии и Казахстане, в отличие от прочих «независимых» республик (исключая РФ), государственность состоялась. И они естественным образом тяготеют к интеграции на постсоветском пространстве, так как способны на самостоятельные решения. Но для действенной интеграции нужна Россия, преодолевшая либеральные утопии и вернувшаяся к своим цивилизационным доминантам.

В заявлении Дм. Медведева в адрес белорусского руководителя есть фраза о том, что эта "бессмысленная полоса напряжения обязательно закончится". Хотелось бы надеяться, что так и будет. 

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив