Публичная дипломатия США и революции в арабском мире

10 апрель 2011
Автор:
Революции и протесты, прокатившиеся в арабском мире в конце 2010 – начале 2011 гг., поднимают вопрос о роле США в данных процессах.  

Чтобы корректно ответить на вопрос об участии правительства США в данных процессах, необходимо проанализировать факты, которые относятся к взаимодействию между правительством США и представителями общества тех государств, где прошли революции. Данное взаимодействие осуществляется в рамках так называемой публичной дипломатии (publicdiplomacy) США.

Современная публичная дипломатия США включает в себя:

  1. традиционные программы воздействия на другие государства (информационную пропаганду и обучение отдельных социально-профессиональных групп населения;
  2. так называемые цифровые программы (интерактивные радио и телевидение в сети Интернет, мониторинг дискуссий в зарубежной блогосфере, создание персонифицированных страничек членов правительства США в социальных сетях, рассылка информации через мобильные телефоны и др.).

Программы публичной дипломатии США в странах Северной Африки и Ближнего Востока, 2002-2009 гг.

Страны Северной Африки и Ближнего Востока стали мишенью американской публичной дипломатии после террористических атак 2001 г. До этого момента данный регион не являлся приоритетным в публичной дипломатии США. Многие проекты в области продвижения американкой культуры и политических институтов отвергались элитами в арабских государствах, а необходимость сохранения дружественных отношений с влиятельными государствами как Египет или Саудовская Аравия, а также нефть и советский фактор вынуждали правительство США соглашаться на требования правительств арабских государств о сворачивании многих проектов публичной дипломатии в период «холодной войны».1 После окончания периода противостояния финансирование программ публичной дипломатии было значительно сокращено, что заставило Госдепартамент ликвидировать те немногие программы в области информации, культуры и образования, которые работали в странах Северной Африки и Ближнего Востока.2

С 2002 г. США мобилизовали огромные финансовые ресурсы, создали порядка трехсот пятидесяти новых программ в области образования, культуры и информации для продвижения идей о демократии. Все эти программы были объединены в масштабный проект под названием «Инициатива поддержки партнерства на Ближнем Востоке» (MiddleEastInitiativePartnership), который реализуется Отделом по делам Ближнего Востока в Госдепартаменте, Агентством международного развития и другими ведомствами. Госдепартамент обозначал страны, в которые направлялись программы: Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Кувейт, Ливан, Марокко, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Тунис, ОАЭ, Палестинские Территории, Иран, Ирак и Ливия. Исходя из документов Госдепартамента, демократические преобразования должны были осуществиться при помощи следующих проектов: 1) изменение политического строя через создание партий, подготовку альтернативных политиков, эмансипацию женщин и формирование лояльной и демократически настроенной молодежи; 2) изменение экономического климата путем создания слоя бизнесменов и юристов, получивших «западное образование», а также изменения законодательства стран; 3) реформирование всей системы образования посредством расширения доступа женщин к образованию, ревизии учебных планов и обеспечения школ и университетов американскими учебниками.

Приступая к реализации проекта по демократизации региона, США впервые изменили целевую аудиторию получателей своих программ: вместо действующей элиты и военных правительство США привлекает в свои программы такие группы населения как молодежь до 25 лет и женщин. Если в период «холодной войны» и в 1990-е гг. Госдепартамент направлял свои программы публичной дипломатии для поддержки политических режимов и армии, то, начиная с 2002 г., США стали создавать альтернативные партии, некоммерческие организации и реформировать системы образования.

За 2002-2009 гг. правительство США сумело добиться существенных результатов. Произошло значительное увеличение числа арабского населения, которое прошло обучение и в США, и у себя на родине в рамках американских правительственных программ. Если в конце 2000 г. тысячи граждан вовлекались в программы обучения, то уже в 2004-2009 гг. – сотни тысяч. Например, из Египта в 1998 г. Госдепартамент пригласил к участию в программах в области развития демократии около 3 300, в 2007 г. – 47 300, а в 2008 г. – 148 700 (!) граждан. Наиболее приоритетными странами, в которых США осуществляли масштабное обучение молодежи, женщин, членов демократических организаций, лидеров неправительственных организаций, являлись Египет, Иордания, Марокко, Йемен, Саудовская Аравия, Тунис, Алжир, Бахрейн и др.6 Во всех этих государствах прокатилась волна протестов против правящих режимов.

Кроме этого, США умели осуществить несколько значительных проектов, которые внесли свой вклад в мобилизацию некоторой части населения вокруг принципов политической культуры США. К таким проектам мы относим создание групп молодежи, ориентированной на демократические ценности, вовлечение женщин в активную политическую жизнь и развитие рабочего движения.

Создание прослойки молодежи, ориентированной на демократические ценности и США стало самым заметным проектом, который повлиял на развитие оппозиционного движения в странах Ближнего Востока. Начиная с 2002-2003 г., правительство США вовлекало в интенсивные программы обучения арабскую молодежь «неэлитного» происхождения (underservedyouth), которая не имеет возможности получить высшие образование. Для новой целевой группы создавались особые программы по обучению основам демократии и гражданского общества. Арабская молодежь изучала политические технологии, основы протестного движения и английский язык. В рамках подобных программ США сумели активизировать работу с членами оппозиции. Например, пятнадцать лидеров оппозиции Туниса были приглашены в США, а посольство США активно поддерживало неправительственные организации. С 2004 г. США реализовали масштабный проект, направленный на обучение студентов и школьников в области построения гражданского общества. Почти во всех школах и вузах был введен курс лекций по данной тематике.

Более того, молодежь активно вовлекалась правительством США во все политические мероприятия, происходящие в странах Ближнего Востока. В официальных документах правительство США ставит себе в заслугу, что умелая организация публичной дипломатии обеспечила проведение парламентских выборов в Ливане и Кувейте, президентских выборов с наличием нескольких кандидатов в Египте в течение 2005 г. и победу на них умеренных политиков. Перед проведением парламентских выборов в Ливане США обучили весь персонал мониторинговых организаций, распространили по всему Ливану информацию о правах избирателей и, самое важное, подготовили кандидатов от 11 партий в области проведения политических кампаний. По такому же сценарию действовало правительство США перед выборами в Египте и Кувейте и других странах. Только в одном Египте, например, США подготовили 5 000 молодых наблюдателей для выборов, провели масштабное обучение журналистов и создали несколько новых газет. Нельзя не отметить, что Египет стал основной мишенью программ правительства США, направленных на создание неправительственных и оппозиционных организаций. Все эти проекты проходили под официальным лозунгом США – «Изменения изнутри» (SupportingChangefromWithin).11Кроме подготовки политиков, еще одним важным условием проведения демократических преобразований изнутри являлось обучение молодых журналистов, которые осваивали этику освещения политических кампаний, изучили английский язык и получили гранты на открытие новых независимых изданий. Несколько новых изданий США создали в Палестине, Ливане, Иордании, Афганистане и Марокко.

Эмансипация женщинявляется одной из интереснейших направлений публичной дипломатии США. Под этим термином правительство США подразумевает получение женщиной политических и экономических прав, т.е. право на участие в политической борьбе и голосовании, а также право на создание своего бизнеса. По логике США, эмансипация женщин должна привести к изменению устоев традиционного восточного общества, где роль женщины в обществе ограничивается законами ислама. Было создано несколько особых школ в регионе, в которые приглашались представительницы слабого пола из всех стран региона для изучения основ проведения политических кампаний, выборов и развития малого бизнеса. Особенной популярностью пользовались американские школы политических технологий, созданные в Катаре и Кувейте. Посредством обучения канонам политической борьбы некоторые слушательницы школ стали членами парламента Иордании, Омана, Турции, Кувейта, Бахрейна и Ирака. Различные проекты были направлены на получение женщинами знаний в области частного предпринимательства. В 2009-2010 гг. в сети Интернет был создан американский проект под названием TheOnlineActivismInstitute для женщин Египта, которые изъявили желание заниматься активной политической борьбой. Сайт проекта обеспечил дистанционное обучение около 50 человек от 18 до 50 лет. В 2009 г. в Марокко было обучено около 4 000 женщин, которые участвовали в местных выборах. Это обучение способствовало тому, что женщины сумели преодолеть двенадцатипроцентный барьер для получения мест в муниципальных органах власти.

Развитие рабочего и профсоюзного движения также получило внимание со стороны публичной дипломатии США. За несколько лет правительству США удалось создать масштабную сеть неправительственных организаций, которые стали центрами притяжения для граждан, ратущих за демократизацию политических режимов. В Тунисе, Египте и Марокко, например, был создан так называемый Центр Солидарности для объединения рабочих и развития профсоюзного движения. Центр объединил вокруг себя несколько тысяч рабочих, что могло содействовать демонстрациям рабочих, которые прокатились в Египте и некоторых других странах за несколько лет до декабря 2010 и января 2011 гг.

Информационные программы правительства США охватили широкие массы населения в странах Северной Африки и Ближнего Востока. Начиная с 2002–2004 гг. правительство США создало порядка десяти новых радиостанций и телеканалов, вещающих на регион Северной Африки и Ближнего Востока. Наиболее известные среди них – радиостанции «Сава», «Фарда», «Свободный Ирак», «Голос Америки на курдском языке», «Сеть персидских новостей» и др. Самый масштабный из них – это телеканал «Альхурра» (Alhurra), который охватывает все страны Северной Африки и Ближнего Востока. Канал «Альхурра» сумела привлечь внимание определенной части политизированной молодежи посредством таких передач как «Взгляд на демократию», «Мнения женщин» и др. Одна из популярных передач канала под названием «Альхурра и Народ» проводит опросы арабского населения и в реальном времени задает прохожим только один вопрос: «Что значит для тебя демократия?». Наибольшую популярность приобрел многосерийный документальный фильм под названием «Арабы в США», который транслируется и до сих пор 4 раза в неделю. Эксперты, а также граждане США арабского происхождения доказывают зрителю, что арабы внесли огромный вклад в становление государственной системы США: активно эмигрировали в США, принимали участие в голосовании, развивали бизнес и т.д. Фильм транслируется на арабском языке с английскими субтитрами, сопровождаются арабской музыкой и многочисленными визуальными образами о политической системе США.

Все эти проекты способствовали, как мы полагаем, распространению демократических настроений и аспираций среди широких слоев населения. Многие эксперты в США отмечают, что программа под названием «Инициатива поддержки партнерства на Ближнем Востоке» создала «сеть арабских защитников демократии и активистов, кто приветствует помощь со стороны Американской демократии и продвигает позитивный образ демократии США среди местного населения». Если провести сравнение между списком стран, где произошли революции и происходят протесты, и списком стран, которые были активными получателями программ США по распространению демократизации с 2002 по 2009 гг., то можно сделать следующий вывод: Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет, Сирия, Иордания, Йемен, Оман и Бахрейн расположены в двух списках (Рис. 1 и Рис. 2)

Рисунок 1

Страны, где прошли революции или антиправительственные демонстрации, декабрь 2010-февраль 2011

cvetkova.ris1.JPG

Рисунок 2

Страны в программе США по распространению демократии (MiddleEastPartnershipInitiative), 2002-2009 гг.

cvetkova.ris2.JPG

Программы публичной дипломатии США в социальных сетях: мобилизация протестного движения в арабских государствах, 2006-2011 гг.

Кроме осуществления традиционных программ публичной дипломатии, правительство США активно задействовало сеть Интернет для мобилизации активной части граждан в странах Северной Африки и Ближнего Востока вокруг ценностей Америки. Начиная с 2006 г., когда в Госдепартаменте была организована первая команда специалистов для оказания влияния на зарубежные блогосферы, и до настоящего момента, США осуществили, по нашим подсчетам, около тридцати проектов. Такие проекты, как 1) создание протестного движения в сети Интернет и 2) объединение граждан арабских государств в социальных сетях вокруг правительства США и ценностей демократии, относятся непосредственно к рассматриваемому вопросу.

Создание протестного движения в сети Интернет – объединение различных групп молодежи в рамках одной или нескольких виртуальных организаций для последующей их мобилизации в проведении совместных акций, протестов и т.д.

В 2006 г. в Госдепартаменте появилась группа специалистов (DigitalOutreachTeam) для анализа сообщений и дискуссий, протекающих во всех возможных международных и национальных социальных сетях. Группа, состоящая из десяти специалистов, сделала основной упор в своей деятельности на сбор информации из арабских социальных ресурсов, в которых настроения антиамериканизма развиты в наибольшей степени. Кроме этого, специалисты данной команды принимают участие в дискуссиях, регистрируясь в социальных сетях в качестве рядовых участников или модераторов дискуссий. Команда пытается разъяснить пользователям поведение США на международной арене и ликвидировать дезинформацию, поступающую в социальные сети со стороны основных противников Америки.

Создание исследовательского центра в 2007 г. по изучению блогосферы в зарубежных странах, а особенно в арабском мире, предоставило правительству США широкие возможности по поиску и поддержанию демократических настроений в странах арабского мира. Учёные этого центра, получая финансирование от Госдепартамента США, осуществили три важных проекта по изучению расстановки политических сил и содержания дискуссий в социальных сетях в арабском мире. Анализ результатов этих проектов показывает, что правительство США обладает всеобъемлющей информацией о политической расстановке сил в блогосфере. Данная информация позволила оказывать влияние на оппозиционные настроения и развивать диссидентское движение через Интернет.

За этими проектами последовало финансирование некоторых диссидентских организаций, созданных в социальных сетях стран Ближнего Востока. Политика поддержки так называемых cyber-dissidents, которая, как сегодня мы можем предполагать, началась в 2008 и 2009 гг., стала приносить свои плоды: та часть общества, которая выступала против правящих режимов, стала объединяться вокруг оппозиционных блогеров. Были созданы сайты таких диссидентских организаций, действующих в странах Ближнего Востока, как: ArabBloggers, AswatиCyberdissidents. А весной 2010 г. правительство США совместно с Национальным демократически институтом собрали 31 активиста из таких стран как Алжир, Тунис, Ливия и Марокко, чтобы обучить их активному использованию электронной почты, сайтов, блогов и микроблогов, мобильных телефонов и социальных сетей для распространения информации, петиций и воззваний среди граждан своих стран. Активистам был представлен сайт Aswat как центр объединения демократически настроенных молодежи в странах Северной Африки и Ближнего Востока.И в этот же период, весной 2010 г., правительство США пригласило самых активных представителей сетевого диссидентства на конференцию (Conference on Cyber Dissidents: Global Success and Challenges), которая состоялась в Институте Дж. Буша в штате Техас. Здесь собрались блогеры, которые выступают против действий своих правительств в области прав человека, свободы прессы и Интернета. США в лице отдела по публичной дипломатии Госдепартамента, руководителей фонда «Фридом Хаус», а также специалистов упомянутого Гарвардского центра по изучению зарубежных социальных сетей обсудили вопрос о том, как американское правительство и компьютерные технологии будут оберегать диссидентов от преследований со стороны правительства и способствовать свободному общению оппозиционеров в сети. Несомненно, данные проекты способствуют объединению той части молодежи, которая активно пользуется сетью и готова к осуществлению так называемого digitalactivism, т.к. готова к проявлению активности на улицах, спровоцированного при помощи социальных сетей.

Еще несколько цифровых проектов правительства, появившихся в 2010 и 2011 гг., также свидетельствуют о том, что публичная дипломатия США внесла и вносит свой вклад в мобилизацию демократически настроенной молодежи. К ним относятся такие сетевые проекты США как CivilSociety 2.0. и Tech@State. Данные проекты соединят специалистов в области компьютерной техники, информационных технологий и интернет-технологий с неправительственными организациями и активистами в различных частях света. Этот союз содействует объединению всех организаций, ведущих оппозиционную борьбу против авторитарных режимов или распространяющих идеи о демократии, о правах человека и т.д., в социальных сетях. Специалисты в области информационных технологий обучают представителей подобных организаций и диссидентов из разных стран основам сетевого общения и распространения информации в сети. В декабре 2010 г. и в феврале 2011 гг. были проведены подобные обучающие семинары в США, в которых участвовали представителей арабских неправительственных организаций. Представляя интерактивный слайд о связях и взаимовлиянии в египетской блогосфере, Госдепартамент снова сделал акцент на том, что социальные сети, блоги и их пользователи являются основными платформами для протестного движения. На февральских семинарах правительство США осуществило обучение самых активных женщин Алжира, Египта, Иордании, Ливана и Марокко в области использования информационных технологий в политической борьбе.

Наконец, создание и распространение особого программного обеспечения для оппозиционеров и блогеров в арабском мире, которым закрыт доступ в некоторые социальные сети, как это происходит в Иране или Сирии, или как это происходило во время демонстраций в Ливии или Тунисе, когда правительство блокировало некоторые сайты как YouTube или Facebook, является еще одним заметным проектом США в области цифровой дипломатии. Диссиденты в Иране, Сирии и во многих других арабских странах получали от Госдепартамента особое программное обеспечение, которое позволяет им скрывать интернет-трафик, а также направлять закодированные сообщения в социальных сетях. Неоднократно правительства «взламывали» программы и получали списки диссидентов, что наносило удар по оппозиции. Это не останавливает правительство США от создания новых программ, которые направляются в эти страны через социальные сети. Некоторые из программ пока остаются эффективными для преодоления цензуры, введённой правительствами, а число получателей увеличивается с каждым днём. Более того, в январе 2011 г. Госдепартамент инициировал пакет грантов для американских университетов и зарубежных неправительственных организаций во всех странах Ближнего Востока в области создания и распространения компьютерных программ для оппозиционеров. Подобное программное обеспечение будет способно преодолеть интернет-цензуру и обеспечить безопасность для пользователей мобильными телефонами. Американские университеты должны создать компьютерные программы, проводить тренинги в этой области для зарубежных неправительственных организаций. Все проекты будут реализованы в виртуальном пространстве, связывая получателей в рамках различных интернет-порталов.

Мобилизация граждан арабских государств в социальных сетях нашло свое активное применение в период протестов в январе и феврале 2011 г. Однако еще в последние два года правительство США активно задействовало социальную сеть – Twitter – для оказания влияния на зарубежных пользователей Интернетом. Сегодня мы можем отметить следующие направления деятельности США, которые оказали влияние на мобилизацию арабского населения в период демонстраций.

Первое направление – это цитирование или создание ретвитов (retweet, RT) высказываний тех пользователей социальными сетями, которые призывают к протестам. В 2010 г. США создали несколько правительственных твиттер-аккаунтов как e-diplomacy, i-diplomacy и tech@state, которые транслируют подобную информацию. Например, в январе 2011 г. данные правительственные аккаунты цитировали следующую фразу (название статьи) и адрес, по которому данную статью можно найти в сети: «Как использовать Facebook, если ты живешь в стране с репрессивным режимом». Данная статья, являясь продуктом одного из американских блоггеров, рассказывает, как использовать программное обеспечение для доступа к социальным сетям, которые закрыты в той или иной стране. Или, например, один из указанных официальных аккаунтов процитировал одного из своих подписчиков, который подготовил статью со следующим броским заголовком «RecruitingArmchairRevolutionaries!». Ежедневно указанные сайты, начиная с середине января 2011 г., информировали подписчиков о происходящих событиях в странах арабского мира, цитируя тех пользователей Твитера, которые находились в эпицентре событий.

Однако наиболее важным компонентом этой деятельности правительства США являлось транслирование информации о тех аккаунтах, которые мобилизуют демонстрантов. Например, #e-diplomacy процитировал информацию американской организации GlobalVoices следующего содержания: «Здесь есть список аккаунтов в Твиттере, которые относятся к протестам в Марокко и Ливии» (HereisournewlistofTwitteraccountstofollowon #Morocco #Feb20 protests). Подобная информация содействовала тому, что многие и многие граждане узнали о существовании виртуального мобилизационного центра для демонстрантов в сети.

Второе направление – официальные обращения правительства США к протестующим через социальную сеть. Официальный аккаунт правительства США (@americagov) постоянно информирует подписчиков о возможности подписаться на новые информационные источники на портале Твиттера, которые связаны с революциями в странах Ближнего Востока. Например, правительство США призывало пользователей сетью подписываться на такие аккаунты как новости американского правительства на арабском языке (@USAbilAraby), на новости посольства США в Египте (@USEmbassyCairo), а также на аккаунт, посвященный всем революциям в странах Северной Африки и Ближнего Востока (@democracyis) и др. Нельзя не отметь, что в настоящий момент указанные аккаунты быстро набирают подписчиков. Например, аккаунт на арабском языке – @USAbilAraby– в день его создания, 13 февраля, сумел аккумулировать около 600 подписчиков, через одну неделю – 1 500, а через две недели существования около 2 400 подписчиков. Подобная деятельность США в социальных сетях содействовала мобилизации активных протестующих в Египте, Тунисе, Ливии и других странах.

Имеющиеся эмпирические данные позволяют сделать вывод о том, что программы публичной дипломатии (как традиционные, так и цифровые) США содействовали развитию протестного движения в странах Северной Африки и Ближнего Востока, начиная с 2002 г. Однако любой читатель, знакомый с политикой США в странах Ближнего Востока, справедливо отметит, что данная публичная дипломатия наносила вред внешней политике США на Ближнем Востоке, нацеленной на поддержание дружественных отношений с политическими режимами в Египте, Тунисе, Бахрейне и т.д. Отвечая на данный гипотетический вопрос, мы полагаем, что все проекты публичной дипломатии ставили перед собой цель – только распространить либеральную политическую культуру среди арабской молодежи, что могло бы в будущем привести к эволюционной смене режимов. Однако никто не мог предполагать в правительстве США в 2002 г., что сеть Интернет и социальные сети будут иметь высокий мобилизационный эффект. Некоторая часть арабской молодежи, обученная традиционными программами правительства США и имеющая аспирации к оппозиционной деятельности и демократии, использовала новые технологии и вывела население на улицы. Публичная дипломатия не ставила свой целью осуществления революций в арабском мире, но они явились незапланированным продуктом публичной дипломатии США и популярности сетевого общения. 

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив