XXI век стал исходным рубежом в политической истории многих стран Латинской Америки и в частности для Эквадора. Это было связанно с приходом к власти в целой группе латиноамериканских стран левоориентированных правительств, получившим название «левый поворот».

Большинство отечественных исследователей, таких как Э. С. Дабагян, В.М. Давыдов, В.П. Сударев, М.Л. Чумакова, В.С. Семенов определяют следующие причины левого поворота на латиноамериканском континенте:

  1. Разочарование электората в неолиберальных реформах.
  2. Обнищание широких слоев населения.
  3. Противостояние империалистической политики США.

Однако имеется ряд расхождений по поводу перспектив и жизнеспособности левой альтернативы в регионе.

Так Э. С. Дабагян выделяет два левых течения, характерных для Латинской Америки: леворадикальное, куда он относит такие страны, как Венесуэла, Боливия и левоцентристское, куда входят Аргентина, Чили, Бразилия, Уругвай. Между ними имеются принципиальные различия относительно форм и методов борьбы за власть, что во многом, с точки зрения исследователя, мешает всеобщему объединению между этими странами и ставит под сомнение продолжительность данной политики в латиноамериканском регионе.

Другая часть исследователей, в основном социалистической направленности, выдвигает гипотезу о том, что интеграция в регионе становится возможной благодаря боливарийской программе, выдвинутой лидером Венесуэлы Уго Чавесом , что без сомнения дает данным режимам определенную жизнестойкость.

Об объективности данных прогнозов мы сможем судить только по истечении определенного времени, однако уже сейчас Эквадор, имевший самые низкие показатели социального развития в Латинской Америке , показал жизнеспособность данной системы в различных сферах управления государством.

Избирательный процесс 2006 г. шел в традиционном русле с участием множества кандидатов в президенты и обилием партий, как правых, так и левых (Демократическая левая – ИД, Эквадорская рольдосистская партия - ПРЕ, Партия институционного обновления и национального действия – ПРИАН, Социал-христианская партия – ПСК, Патриотическое общество – ПСП, Движение многонационального единства Пачакутик – Новая страна – МУПП-НП).

Среди политиков, представляющих правый фланг, наиболее активную предвыборную кампанию вел лидер ПРИАН миллиардер А. Нобоа. На левом фланге фигурировали, наряду с представителями старых партий, лидеры новых общественных движений. Впервые на пост президента баллотировался лидер МУПП-НП индеец Луис Макас, выступивший с умеренной программой.

Платформа движения Рафаэлем Корреа Дельгадо, была куда более радикальной. Этот экономист 4 месяца был министром экономики и финансов в кабинете А.Паласио. На этом посту он выступил противником заключения договора о свободной торговле с США и сторонником расширения экономического сотрудничества с Венесуэлой.

Несогласие с деятельностью правительства Паласио привело к скорой отставке Р. Корреа, который занялся политической деятельностью.

В феврале 2006 г. он сформировал движение АП, объединившее различные общественные организации, выступавшие с антинеолиберальными и антиамериканскими лозунгами, а в июле был нормирован кандидатом на пост президента.

Критик неолиберализма и поборник кардинальных перемен, прекрасный оратор с хорошим чувством юмора и неисчерпаемой энергией он быстро снискал популярность в студенческой среде и средних слоях.

Избирательная платформа Р. Корреа включала 5 ключевых положений:

  1. этическая революция, нацеленная на борьбу с коррупцией;
  2. социально-экономическая революция, предусматривающая переориентацию ресурсов государства на образование, здравоохранение, развитие путей сообщения, научные исследования и восстановление производства;
  3. демократическая революция, направленная на участие граждан в процессе преобразований;
  4. политическая революция, предполагающая созыв Учредительной ассамблеи (УА), которая должна будет стать инструментом коренного обновления государства и общества;
  5. защита достоинства и суверенитета страны в сфере высшей политики. Радикализм этой политики импонировал значительной части избирателей.

Приход к власти 15 января 2007 г. Рафаэля Корреа стал принципиально новым явлением в истории Эквадора, ведь пост президента впервые занял человек, не связанный с партийной системой, не имеющий ни собственной партии, ни представительства в парламенте, но опирающийся на поддержку множества социальных движений и ассоциаций антинеолиберальной направленности.

Исходные пункты плана обновления страны, предложенного правительством «гражданской революции», означали начало поворота от неолиберальной модели к социально ориентированной политике и перестройке государственного устройства. Провозгласив курс на построение «социализма XXI века», Корреа не придавал значения опыту социалистических режимов прошлого столетия. Он позиционировал себя как социалист христианской, а не марксистской традиции, как «левый гуманист», верящий в «идеологию любви, а не ненависти», мечтающий об отечестве без нищеты с элементарным уровнем благосостояния и без беспризорных детей на улицах.

В своем интервью, на встречи со студентами в РУДН, президент отмечал, что «правые силы объединяются для своих целей, а левые силы разделяются по принципам. Ведь не было единого социализма, а были различные социализмы: классический научный социализм, утопический социализм, андский социализм, христианский социализм, теория освобождения. Мы хотим взять немного от всех этих социализмов, для того, чтобы создать то, что считаем новым социализмом, социализмом XXI века. Есть различие в отношении к традиционному социализму, мы в катехизические догмы не верим и в основном основываемся на принципах и формулируем наши гипотезы и наши теории в зависимости от каждой из культур и верим в универсальные процессы. Поэтому социализм XXI века он тоже не един и находится в постоянном процессе формулирования».

Президент безотлагательно занялся реализацией предвыборной программы, нацеленной на радикальную перестройку политической системы, на усилении роли государства в решении социальных проблем и пересмотре иностранных нефтяных и горнорудных корпораций. Большую часть министерских постов заняли выходцы из средних городских слоев, известные левой ориентацией.

Первым шагом президента стало подтверждение намерения провести референдум о созыве Учредительной ассамблеи. Затем издал указ о снижении в два раза зарплат высших государственных чиновников. Зарплата самого президента была приравнена к 35 минимальным и составила 4250 долл. Говоря о снижении зарплат, Рафаэль Корреа подчеркнул, что «Эквадор очень не справедливая страна, рядом идут роскошь и нищета, мы боремся, чтобы исправить эту несправедливость».

Таким образом, одним из главных направлений социальной политики стала борьба с бедностью. По плану социального развития намечалось создание 300 тыс. рабочих мест к 2010 году. За 2007 г. было создано 91 тыс. новых рабочих мест, безработица снизилась до 7 %, а размер минимальной зарплаты был увеличен на 30 долларов за первый год мандата президента. Материальная помощь беднейшим слоям осуществляется по программе «Боны человеческого развития», стоимость которых была увеличена вдвое (с 15 до 30 долларов), что привело к повышению доходов беднейших слоев на 30%. На улучшение материального положения малоимущих нацелена и программа «Боны на жилье». Кроме того, были введены субсидии на улучшение жилищных условий. Выплаты по бонам и субсидиям поглощали 71, 6 % расходов правительства на социальные цели.

В 2008 году социальные программы президента значительно расширились, было удвоено ассигнование для матерей одиночек, сокращены цены за электричество, а также была оказана помощь мелким предприятиям.

Особое внимание в социальной политике уделялось развитию образования и защите молодого поколения. Объявив чрезвычайное положение в этой сфере, президент в мае 2007 года выделил 125 млн. дол на учебники и питание школьников и студентов. Также администрацией президента были разработаны специальные программы кредитов и социальной помощи молодым людям.

Правительство продолжало реализацию программ, начатых предыдущим президентом страны А. Паласио, в системе здравоохранения. На ее совершенствование было ассигновано в 2008 г. 2, 125 млрд. долларов (5,5 % ВВП). С помощью кубинских медиков предоставляется бесплатная офтальмологическая помощь малоимущим эквадорцам. В Эквадоре существует кубинская миссия, которая занимается тем, что подсчитывает количество инвалидов в стране, с тем, чтобы оказать им должное внимание.

Важное значение приобрел индейский вопрос. Корреа следовал линии на единство наций, декларируя уважение к культуре и традициям коренного населения. В частности, он ускорил процесс легализации собственности общинных земель малочисленных индейских народностей. Во владение шуаров было передано 7 тыс. га, титулы на землю получили народности ауа и кофан. На территории Национального парка Ясуни было выделено 758 тыс. га для примитивных амазонских племен что, несомненно, способствовало поддержки президента коренным населением во втором туре выборов.

В 2008 году вступила в силу двадцатая по счету конституция Эквадора, завершившая длительный процесс последовательных политических преобразований и закрепившая основы новой политической, экономической и юридической системы, которая, по мнению президента Р. Корреа, должна основываться на принципах солидарности, справедливости и всеобщего благосостояния. В основном законе нашли отражения идеи «гражданской революции» и «социализма XXI века», существенно усиливающего государственный контроль над экономикой. Конституция существенно расширила полномочия президента и предоставила возможность его переизбрания на второй срок. Одновременно были декларированы важные социальные гарантии: всеобщая медицинская помощь, бесплатное образование, а также право на достойное жилье, социальную и экономическую защищенность .

В экономической части правительственного развития на 2007-2011 годы, президент акцентировал на необходимость нового прагматичного подхода к производственной специализации, сконцентрировав усилия на достижение конкурентоспособности при одновременной диверсификации производства. Большое внимание план уделял развитию мелкого и среднего предпринимательства как основного источника создания рабочих мест, пересмотру системы выплат заработной платы.

Вся система государственных кредитно-финансовых учреждений в соответствии с планом правительства должна работать по модели банка развития, решая задачи в том или ином секторе экономики или социальной сферы. Национальный банк развития призван кредитовать сельское хозяйство, на национальную корпорацию развития возлагалось кредитование мелких и средних предприятий. Национальный жилищный банк несет ответственность за реализацию плана решения жилищной проблемы. В свою очередь Центральный банк призван осуществлять технический контроль частных финансовых организаций и национальной системы сберегательных и кредитных кооперативов, управлять системой платежей на национальном уровне, служить депозитарием для всех государственных организаций и предприятий, вести статистический учет экономических и финансовых показателей, проводить экономические исследования.

Стремясь усилить контроль государства за эксплуатацией нефтяных ресурсов страны, Р. Корреа продолжил деятельность предыдущего правительства по ограничению интересов иностранных компаний. В условиях исключительно быстрого роста цен на нефть в октябре 2007 г. был подписан декрет, в соответствии с которым частные нефтяные компании 99% своей сверхприбыли от добычи эквадорской нефти должны были переводить государству, что вызвало целую волну критических высказываний в США. Так New York Times охарактеризовала президента Эквадора, как ярого сторонника Уго Чавеса, обвинив его в разрыве некоторых нефтяных и финансовых отношений с США, а также ликвидации военно-воздушной базы в городе Манта.

Касаясь внешнеэкономических связей, правительство отмечало, что в первую очередь необходимо диверсифицировать внутренний рынок и насытить его, в том числе товарами, идущими на экспорт, будь то готовые изделия, сырье или полуфабрикаты. Экспортный сектор должен интегрироваться в национальную экономику, способствуя тем самым повышению конкурентоспособности местного производства.

С этого момента началось расширение экономических связей с Европой, Индией, Китаем, Россией и странами арабского мира. Ярким примером может послужить возобновление экономического и политического диалога с Францией. Более 12 лет эти страны практически не обменивались правительственными визитами и мало сотрудничали в области экономических отношений. Причиной такого явления была огромная задолженность Эквадора Франции и ряд спорных вопросов, касающихся поставки фруктов во Францию.

Первый правительственный визит с французской стороны состоялся в июне 2003 года, когда секретарь по внешнеполитическим делам Франции посетил столицу Эквадора город Кито. Что касается встречи лидеров этих стран, то она произошла только в мае 2008 года и имела большой дипломатический успех.

Основной причиной заинтересованности Франции в отношениях с Эквадором является то, что на долю Франции приходится всего лишь 1% эквадорского импорта. В 2007 году французские экспортные поставки в Эквадор составили 60 M€ (механическое оборудование, технический материал, химические и фармацевтические продукты, потребительские товары), а французский импорт составил 151 M€ (продовольственный сектор представляет более 90 % общей суммы). Инвестиции, увеличились с 39,6 M€ в 2005 году до 190 M € в 2007 году.

Франция заинтересована в увеличении товарооборота, и, поэтому она в 2003 году согласилась на реструктуризацию коммерческого долга Эквадора и предложила частично заменить его прямыми иностранными инвестициями.

Таким образом, из вышесказанного становится видно, что правительство Франции настроено на прогрессивное сотрудничество с Эквадором.

Говоря о внешней политике в целом, следует отметить, что правительство Рафаэль Корреа изменило внешнеполитический курс Эквадора, подчинив его целям « гражданской революции».

Главное место в системе приоритетов заняли отношения с латиноамериканскими странами, что отвечало линии президента на укрепление региональной интеграции. Президент выступил не только за экономическое, но и политическое сближение. В результате чего был создан Южноамериканский банк и Южноамериканский союз наций. В своем интервью Рафаэль Корреа выразил надежду, что данные шаги будут способствовать созданию южноамериканской валюты, которая сможет стать и валютой всей Латинской Америки.

Вступление Эквадора в АЛБА, где доминирующая роль принадлежит Венесуэле, свидетельствует о стремлении к дальнейшему развитию связей с близкими в идеологическом отношении странами.

Однако, несмотря на расхождения по военно-политическим вопросам с США, они остаются главным торговым партнером Эквадора и основным источником иностранных инвестиций, достигших 14, 67 млрд. долларов.

В стремлении диверсифицировать внешние связи Рафаэль Корреа занялся поиском нерегиональных партнеров.

В 2007 году при посещении Саудовской Аравии президент выполнил свое предвыборное обещание и заявил о возвращении в ОПЕК. Этот шаг он квалифицировал как подтверждение суверенной политики и самостоятельности в определении будущего нефтяной промышленности.

Успешно развивались установленные при содействии У. Чавеса контакты с президентом Ирана М. Ахмадинежадом. Иранский лидер присутствовал на инаугурации Р. Корреа, а в декабре 2008 года эквадорский президент посетил Тегеран, где были подписан ряд соглашений по различным областям двустороннего сотрудничества.

Новый этап наметился в отношениях Эквадора и России, после визита Рафаэля Корреа в Москву в октябре 2009 года. На встрече в РУДН президент, отвечая на вопрос о перспективах развития между Россией и Эквадором, отметил, что экономики стран взаимно дополняют друг друга. Президент считает, что Эквадор может продавать России товары на сумму миллиард семьсот миллионов долл., а Россия на миллиард шестьсот мил, т.е. приблизительно в равных суммах. Кроме того, есть проекты капиталовложений для России в гидроэнергетической области.

Подводя итоги, можно отметить значительные положительные перемены в социально-экономическом и внешнеполитическом положении Эквадора в связи с приходом к власти левого политика Рафаэля Корреа. Не выходя за рамки рыночной экономики, президент увеличил госсектор в экономике страны, что во многом способствовало проведению социальных реформ, направленных на повышение благосостояния эквадорского общества.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив