Формирование зарубежного имиджа столицы России. 1992-2010 гг.

10 апрель 2011
В современных международных отношениях и мировой политике большую роль играет имидж как национальных государств, так и других действующих в этой сфере акторов. Негативное отношение в мировых СМИ к тем или иным персонам, политическим режимам, организациям может повлиять на межгосударственные и бизнес-связи.

Поэтому сегодня на правительственном уровне в большинстве стран мира значительное внимание уделяется формированию позитивного имиджа государства. Он представляет из себя многогранное явление и включает много разных подуровней.

«Имидж (образ) страны - комплекс объективных взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы (экономических, географических, национальных, культурных, демографических и т.д.), сформировавшихся в процессе эволюционного развития российской государственности как сложной многофакторной подсистемы мирового устройства, эффективность взаимодействия звеньев которой определяет тенденции социально-экономических, общественно-политических, национально-конфессиональных и иных процессов в стране. Это база, определяющая, какую репутацию приобретает страна в сознании мировой общественности в результате тех или иных действий ее субъектов, взаимодействующих с внешним миром», - отмечает известный исследователь проблемы международного имиджа России Галумов Э.А.

Восприятие России за рубежом, в первую очередь в Европе, а потом и в США, традиционно отличалось рядом особенностей, что прослеживается еще в средние века. В XX в. с развитием государственной пропаганды образы других стран стали формироваться более целенаправленно, с помощью массовой печати, а затем радио и телевидения. Характерный пример – пропаганда периода Первой мировой войны, ставшая предметом анализа в классическом труде У. Липпмана, создателя теории стереотипов. В дальнейшем как США, так и СССР и другие страны активно применяли этот опыт.

Что касается современного периода, то исследователи-американисты отмечают наличие «двух имиджей» современной России, распространенных в США на протяжении последних двадцати лет. Если в 1990-е гг. в американской прессе выражался оптимизм по поводу реформ и возлагались большие надежды на первого президента РФ Б.Н. Ельцина, то к концу десятилетия оптимизм сменился глубоким разочарованием и неизбежным поиском виновных в том, кто «потерял Россию».

В дальнейшем за рубежом стали появляться и откровенно алармистские нотки. В книге британского журналиста Э. Лукаса, вышедшей в 2008 г., откровенно утверждается, что Российская Федерация представляет собой угрозу для Запада, прежде всего, в сфере экономики.«Мы вернулись в эпоху политики великих держав, отмечает автор,- Если мы хотим защитить наши интересы, нам придется ясно мыслить, а также платить за это. Трудности, которые нам противостоят, это не просто какие-то препятствия на дороге к будущему. Нам противостоят люди, которые хотят нанести нам вред, запугать нас и ослабить. Их главное оружие является одновременно нашей главной слабостью: это деньги. Раньше нас беспокоила мощь советской военной машины, теперь нам следует опасаться десятков миллиардов долларов в их сундуках, а также слабости и аморальности, на которых эти денежные средства могут сыграть. Закончились 1990-е гг.: давно пора обращаться с Россией как с авторитарным режимом, которым она и является, также как например Китай или Казахстан, а не как с членом европейской семьи, с которым приключилась некая временная неприятность».

Разумеется, представление о том, что за рубежом существуют исключительно негативные представления о России, далеко от истины. В большей степени такие поверхностные оценки характерны для журналистов, тогда как многих зарубежных историков, экономистов и политологов, как и обычных граждан, характеризует искренний интерес и уважение к нашей стране. Наиболее яркие примеры – несомненно, С. Коэн и М. Голдман. Кроме того, следует помнить, негативные моменты в имидже России основаны на реальном положении дел в стране, вопрос состоит в фильтрации имеющегося материала и его подаче читателю.

Проблема имиджа России в последнее десятилетие привлекает к себе значительное внимание исследователей. В то же время, здесь есть серьезные пробелы. Малоизученной остается государственная политика в этой области, особенно в современный период. Справедливости ради надо отметить, что объект исследования долгое время отсутствовал – в 1990-е гг. в РФ эта сфера практически игнорировалась.

Кроме того, практически не уделялось внимания вкладу в формирование российского имиджа (как позитивного, так и негативного) таких новых акторов, как субъектыФедерации. Их репутация взаимосвязана с восприятием за рубежом страны в целом и оказывает на нее влияние. Особую роль в формировании имиджа России играет ее столица, с которой начинается знакомство большинства иностранцев с нашей страной.

Выделить имидж Москвы из имиджа России достаточно сложно, поскольку они составляют единое целое и их характеристики переносятся друг на друга. Вместе с тем, у имиджа столицы есть также и свои специфические черты, которые можно и нужно исследовать.

В недавнем прошлом главной из них была фигура второго столичного мэра Ю.М. Лужкова. В зарубежных СМИ сформировался устойчивый образ градоначальника, хотя ему в целом уделялось меньше внимания, чем федеральному руководству. Специально Лужкову посвятил главу в своей книге о российских олигархах Д. Хоффман, корреспондент газеты The Washington Post в Москве в 1995-2001 гг. Вместе с мэром в число олигархов – «пионеров российского капитализма» он включил А.Б. Чубайса, М.Б. Ходорковского, Б.А. Березовского, В.А. Гусинского и А.П. Смоленского.

«Модель Лужкова некоторые называли «государственным капитализмом», потому что сам город принимал активное участие в бизнесе. Лужков не возражал против такого названия. Критики говорили также о «блатном капитализме», потому что преимуществами пользовались приятели Лужкова», - пишет Хоффман, давая ниже перечень злоупотреблений и ошибок, допущенных в российской столице за этот период.

К их числу он относит архитектурные проекты З.К. Церетели, деятельность коммерческих структур, связанных с окружением Лужкова (прежде всего АФК «Система» и ЗАО «Интеко»), сложную ситуацию с инфраструктурой города, здравоохранением, положение «нелегалов» в столице, сохранение системы прописки, взаимоотношения со СМИ.

Задача формирования позитивного имиджа России за рубежом была поставлена в редакции концепции внешней политики в 2000 г., хотя долгое время этот тезис оставался декларативным. Более или менее систематическая работа над имиджем России началась в 2004 г., на который приходится «дело ЮКОСа», принятие в НАТО стран Восточной Европы и «оранжевая революция» на Украине. Тогда российские официальные лица заявили о целенаправленной антироссийской кампании в западной прессе, а роль главного органа формирования имиджа страны была отведена министерству иностранных дел. В новом положении о МИД на внешнеполитическое ведомство была возложена координация распространения за рубежом правдивой информации о России и ее политике, различных сторонах российской жизни.

Особую роль в формировании имиджа страны играют российские СМИ, ориентированные на зарубежную аудиторию, в первую очередь РИА «Новости» (преемник советского АПН «Новости»). При агентстве был создан иноязычный телеканал Russia Today (RT), который начал вещание в конце 2005 г. на территории Азии, Африки, Европы, Северной Америки и стран СНГ на английском языке (в настоящее время вещание ведется также на арабском и испанском языках).

Кроме того, агентство выступило одним из учредителей проекта Russia Beyond The Headlines, который представляет собой подборку материалов российских СМИ, адаптированную для иностранцев. Раньше он именовался «Русский прорыв» и был запущен в 2006 г. «Российской газетой» и РИА «Новости». Первые вкладки «РГ» под названием Trendline Russia появилась в ноябре 2006 г. в The Washington Post и The Daily Telegraph, сегодня они выходят также в индийской The Economic Times, болгарской «Думе», французской Figaro, бразильской Jornal do Brasil, итальянской La Repubblica и аргентинской Clarin.

Еще одним инструментом конструирования международного имиджа РФ стал дискуссионный клуб «Валдай», созданный в 2004 г. по инициативе РИА «Новости», Совета по внешней и оборонной политике, газеты The Moscow Times, журналов «Россия в глобальной политике» и Russia Profile. В рамках этого проекта проводятся ежегодные конференции с участием избранных зарубежных гостей, которых приглашают в страну в том числе и для общения с высшим высшего руководством РФ.

Одним из крупнейших российских имиджевых проектов в период после 2004 г. стала кампания за право провести зимнюю Олимпиаду в Сочи. На федеральном уровне этой кампании было уделено большое внимание: председателем оргкомитета по поддержке выдвижения Сочи в качестве кандидата стал вице-премьер А.Д. Жуков, была разработана ФЦП «Развитие Сочи как горноклиматического курорта».

В кампанию за проведение Олимпиады включились ведущие спортсмены, наконец, участие в ней принял президент РФ, который 9 октября 2006 г. встретился с председателем Международного олимпийского комитета (МОК) Ж. Рогге, а также лично присутствовал на сессии комитета в Гватемале, где принималось окончательное решение.

Для продвижения российской заявки за рубежом правительство РФ воспользовалось услугами ряда западных пиар-агентств. Агентство Weber Shandwick занялось «раскруткой» имиджа российского спорта на Западе, Adore Creative сделала фильм про Сочи, а Ketchum было поручено заниматься формированием российского имиджа в целом. Сотрудничество продолжалось и в дальнейшем, так, Adore Creative привлекли к участию в кампании за право проведения чемпионата мира по футболу в 2018 г., которую в итоге Россия тоже выиграла. Для этой цели агентству были выделены значительные средства – 2,7 миллиона долларов США.

Благодаря принятым мерам, Сочи, проигрывая своим конкурентам – австрийскому Зальцбургу и южнокорейскому Пьончангу - по степени готовности спортивных сооружений, сумел опередить их в организации пиар-кампании и в уровне поддержки со стороны властей (который является одним из официальных критериев оценки МОК). В итоге город-курорт, вступив в соревнование без единого готового объекта, одержал победу.

Успех сопутствовал России и , в конце 2010 г., когда ей удалось добиться права на проведение чемпионата мира по футболу. Кампания сопровождалась многочисленными скандалами, в основном благодаря главным конкурентам РФ, британцам. Журналисты The Sunday Times обвинили чиновников ФИФА в коррупции и попытались увязать их с российской заявкой, что было с негодованием отвергнуто, а Российский футбольный союз (РФС) пригрозил подать в суд. В ответ британцы собирались засудить самого главу РФС А.Л. Сорокина, который неосторожно отозвался о Лондоне как городе с высоким уровнем преступности, и отозвали жалобу в ФИФА только после того, как за Сорокина извинился министр спорта В.Л. Мутко.

Презентация российской заявки на заседании исполкома ФИФА в Цюрихе 2 декабря 2010 г. проходила на этот раз без участия руководства страны, из членов правительства присутствовали только первый вице-премьер И.И. Шувалов и министр В.Л. Мутко, который удивил собравшихся своей речью на английском языке (текст был записан для чиновника русскими буквами, и он разучивал его две недели). Премьер-министр вылетел в Цюрих только после того, как стало известно о победе.

По словам В.В. Путина, проведение чемпионата в стране, где еще нет готовой для него футбольной инфраструктуры, соответствует философии ФИФА. «Ну зачем же проводить чемпионат мира там, где и так все есть? Философия ФИФА заключается в том, чтобы расширять мировой футбол, увеличивать мировое футбольное пространство. И в Восточной Европе ни разу не проводили чемпионаты мира, поэтому мы - естественный претендент», - заявил он в интервью ведущему CNN Ларри Кингу.

Всего на чемпионат будет выделено от 200 до 300 млрд руб., и эта сумма еще не включает в себя затраты на инфраструктуру, отметил глава Минфина А.Л. Кудрин. Соревнования пройдут в 13 городах: в Волгограде, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Краснодаре, Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Сочи и в Ярославле.

В последние годы в число организаций, занимающихся имиджем России за рубежом, вошел также фонд «Русский мир» (российский аналог Британского совета). Фонд был учрежден МИД РФ и Минобрнауки в 2007 г., возглавил его В.А. Никонов. В интервью «Российской газете» в числе задач фонда его директор назвал продвижение русского языка, поддержку его изучения в различных странах и «поддержку того, что можно называть русским миром».

Основополагающим документом в сфере формирования позитивного имиджа России за рубежом сегодня является концепция внешней политики в редакции 2008 г. В ней, в частности, впервые появляется понятие общественной или публичной дипломатии, которая должна стать основным инструментом формирования российского имиджа.

Помимо федерального уровня, формирование имиджа России также осуществляется на уровне регионов. После 1991 г. международные связи субъектов Федерации приобрели значительно большие масштабы, хотя воспользоваться преимуществами международного сотрудничества смогли далеко не все регионы. Первое место здесь принадлежит столице Российской Федерации г. Москве.

Ключевым для развития широких внешних связей Москвы стал ее столичный статус, который позволил городу выступить в качестве посредника при организации деловых связей между другими российскими регионами и зарубежными партнерами, в том числе странами СНГ. Москве также выделялись значительные бюджетные дотации для выполнения столичных функций, что создавало дополнительный стимул для привлечения крупнейших отечественных и зарубежных банков.

В результате по данным на 2001 г. в столице было сосредоточено 29% всего российского экспорта и 39% импорта. Остальные регионы, в том числе Тюменская область, Красноярский край, Санкт-Петербург, могли похвастаться гораздо более скромными цифрами: так, идущая на втором месте Тюмень замкнула на себя 12% экспорта и 3% импорта.

Международные связи Москвы охватывают практически все континенты, о чем можно судить по опубликованным договорам московской мэрии. В основном они касаются вопросов сотрудничества московских и зарубежных предприятий в таких областях, как промышленность, строительство, транспорт, телекоммуникации и образование. Отдельным направлением международной деятельности Москвы является ее деятельность по поддержке соотечественников за рубежом.

Длительное время только московская мэрия уделяла внимание этой проблеме, как отмечает экс-директор Департамента международных связей столицы Г.Л. Мурадов, «отсутствие инициативы со стороны федеральной власти в 1990-е гг. потребовало от правительства Москвы активного вовлечения в работу по поддержке соотечественников за рубежом». Хотя поддержка соотечественников способствовала формированию положительного имиджа столицы и ее руководства за рубежом (в среде диаспоры), собственная имиджевая программа Москвы была связана с другими проектами.

Впервые проблема формирования имиджа столицы за рубежом была поставлена в мэрии в начале 2000-х гг. Тогда по заказу московской администрации центр маркетинговых исследований РОМИР провел специальное исследование. Результаты проведенного в августе 2000 г. в 18 странах мира опроса показали, что у большинства иностранцев не сложилось устойчивого представления о Москве (48% опрошенных затруднились с ответом на этот вопрос) и о конкретных составляющих имиджа российской столицы. Важной особенностью восприятия Москвы за рубежом, которая была выявлена в ходе исследования, оказалось совмещение имиджа столицы и страны в целом, когда характеристики одной переносились на другую и наоборот. В целом, как отмечалось в докладе РОМИР, проведенное исследование показало, что имидж Москвы еще не сформирован, и на этом направлении предстоит большая работа.

Тем не менее, в мэрии тогда эту тему развивать не стали и вновь вернулись к ней только в ходе кампании за право проведения в столице Всемирной выставки достижений промышленности ЭКСПО-2010. С такой инициативой столичная администрация и руководство Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) обратились к президенту РФ в мае 2000 г. Проведение выставки служило в основном имиджевым задачам, что подтверждали и на федеральном уровне.

«Политическая стабильность в России, активно проводимые буквально во всех сферах жизни преобразования, устойчивый экономический рост создают необходимые предпосылки для проведения у нас столь масштабного мероприятия, каким является Всемирная универсальная выставка. Сегодня Россия уверенно смотрит в будущее. Она открыта миру и предстает перед ним в новом качестве. Есть замечательная русская пословица, мудрость которой не раз подтверждалась временем: русские долго запрягают, но быстро едут. Я уверен, что к 2010 г. Россия изменится до неузнаваемости, и как современная демократическая держава будет задавать тон во многих областях международной жизни», - говорил премьер-министр РФ М.М. Касьянов, выступая перед послами стран-членов Международного бюро выставок (МБВ) в июне 2002 г.

Тем не менее, в ходе кампании за право проведения ЭКСПО выявился целый ряд проблем, существующих в российской столице в тот период. Они стали одной из причин провала московской кандидатуры на итоговой сессии МБВ в Монако 2-3 декабря 2002 г. Победителем тогда стал Китай (девиз «За лучший город, за лучшую жизнь»). В третьем туре КНР получила 44 голоса, Корея - 32, Россия – только 12. В финале Китай обошел Корею с соотношением 54/34. Для российской стороны полученный результат оказался неожиданным. Как показывал проведенный в МИД предварительный подсчет настроений делегатов, Россия рассчитывала получить 44 голоса в последнем туре, отдавая 37 голосов Китаю.

В числе основных претензий к Москве была проблема безопасности, которая традиционно выходит на первый план после очередных громких терактов в российской столице. В 2002 г. таким терактом стал захват заложников на Дубровке, который произошел за два месяца перед решающим голосованием на сессии МБВ. Генсек этой организации В. Лоссерталес откровенно заявлял в беседе с российским представителем В.А. Байковым, что проблема безопасности гостей ЭКСПО в Москве является ключевой.

В 1999-2004 гг. в Москве ежегодно происходили террористические акты, и только с 2005 г. активность террористов сместилась к югу страны. После длительного перерыва теракты в столице возобновились именно в 2010 г., когда в ней могла бы пройти ЭКСПО-2010.

Кроме безопасности, в список претензий к Москве в зарубежных СМИ традиционно входили ситуация с памятниками архитектуры, вовлеченность членов семьи мэра в коммерческие проекты, проблемы с транспортом, наконец, стиль руководства городом со стороны второго мэра столицы Ю.М. Лужкова.

В то же время следует отметить, что объективные факторы не были единственной возможной причиной провала московской кандидатуры в Монако. В МИД РФ достаточно откровенно намекали, что другие кандидаты, в первую очередь Корея, прибегали к неспортивным методам. «Многие из стран-членов МБВ фактически «торгуют» своими голосами, исходя из национальных экономических интересов, а зачастую из личной корыстной заинтересованности их представителей», - говорилось в записке министерства по итогам голосования.

КНР также активно работала с делегатами, обещая кредиты развивающимся странам. «Общее впечатление – позиции Шанхая в соревновании за право проведения ЭКСПО-2010 весьма солидны. Причем в этом плане здесь основной упор делают на материально-финансовое, а не административно-мобилизационное содержание усилий по своей заявке, что может обеспечить Шанхаю массовую поддержку в первую очередь со стороны многочисленных развивающихся стран», - отмечалось в докладе российского генконсульства в Шанхае.

Наконец, еще одной причиной стало слабое внимание к кампании Москвы со стороны федеральных ведомств. В мэрии обращали внимание на то, что ЭКСПО-2010 воспринималась, в том числе российскими посольствами и торгпредствами, как московский, а не федеральный проект.

Во многом те же проблемы стали причиной провала самого крупного имиджевого проекта московской мэрии – попытки добиться проведения в столице Олимпиады 2012 г. Решение о начале кампании было принято в августе 2002 г. еще до провала московской заявки на проведение ЭКСПО-2010. Официальное выдвижение кандидатуры Москвы произошло в мае 2003 г. на заседании исполкома Олимпийского комитета России (ОКР). Эта инициатива была поддержана правительством, но с оговоркой, что все расходы на кампанию будет нести московская мэрия.

Готовность Москвы к проведению такого престижного международного мероприятия снова вызвала вопросы, в том числе и в самом ОКР. «Олимпийский комитет России постоянно выдвигает Москву в качестве претендента на проведение соревнований международного уровня по различным видам спорта: чемпионатов мира, Европы и т.д. К сожалению, нам удается очень редко побеждать в конкурсах на проведение таких соревнований. Одной из основных причин наших неудач является отсутствие в Москве отвечающей мировым стандартам сети объектов по размещению спортивных соревнований», - писал глава ОКР Л.В. Тягачев мэру Москвы Ю.М. Лужкову.

Официально в список городов-кандидатов на проведение Олимпиады Москва была включена в мае 2004 г. на заседании исполкома Международного олимпийского комитета (МОК) в Лозанне. Ее соперниками стали Париж, Нью-Йорк, Мадрид и Лондон. Несмотря на таких конкурентов, в мэрии на свои шансы смотрели с оптимизмом, который не разделялся как зарубежными наблюдателями, так и федеральными властями (последний факт выяснится позже).

Говоря о степени готовности Москвы к Олимпиаде, эксперты МОК высоко оценили будущую Олимпийскую деревню, общий проект организации Игр, уровень поддержки населения (он был определен ими в 76%), опыт города в проведении крупных спортивных соревнований. Претензии вызвали экология и инфраструктура, возможности по размещению гостей Игр и их безопасность, а также финансирование будущей Олимпиады.

Московская концепция проведения игр получила название «Олимпийская река». Составители представленного в МОК досье подчеркивали, что олимпийская инфраструктура в городе в основном уже готова, нужно только построить еще несколько новых спортивных центров. Все объекты Олимпиады должны были расположиться вдоль Москвы-реки, чтобы избежать лишней нагрузки на транспортную инфраструктуру города.

В январе 2006 г. в столице произошел курьезный случай, когда в пробку попали футболисты «Спартака» - одного из ведущих российских клубов. В результате игроки были вынуждены бегом добираться до метро, чтобы успеть на стадион «Лужники», где начинался матч Лиги чемпионов с миланским «Интером». Итальянцам, впрочем, удалось добраться до места встречи без происшествий.

Кроме пробок, в столице на тот момент по-прежнему остро стояла проблема терроризма. В феврале 2004 г. в Москве между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» в результате взрыва в вагоне метро погибли 42 пассажира, более двух сотен были ранены. Накануне решающей сессии МОК был убит президент Чечни А.А. Кадыров, позднее в том же году последовали взрыв у станции метро «Рижская» в Москве и террористический акт в Беслане, вызвавший большой резонанс в стране и в мире.

Окончательное решение о проведении Олимпиады было принято в Сингапуре в июле 2005 г. Когда стало известно, что Москва выбыла уже в первом раунде голосования, президент РФ В.В. Путин спокойно заявил корреспонденту РИА «Новости», что ожидал такого результата, хотя ранее он заверял инспекторов МОК в том, что российское правительство готово провести Олимпиаду на самом высоком уровне (правда, только если такое решение будет принято). По его словам, «это была идея мэра Москвы Юрия Лужкова, которого к этому склонили некоторые члены МОК» (в тот период членами МОК от России были В.Г. Смирнов, Ш.А. Тарпищев, А.В. Попов).

В столичной администрации это заявление никак не комментировали, а причину провала увидели в имидже города за рубежом. «Перед тем, как подавать заявку, мы проанализировали аккредитованную в МОК прессу за год. Лондон в ней упоминается 2842 раза, Москва - 24 раза. О чем можно говорить? Мы вступили в бой, имея менее организованные и оснащенные позиции», - сообщил вице-мэр В.П. Шанцев, отвечавший за заявку Москвы, в интервью тому же РИА «Новости».

Собственная имиджевая программа Москвы была связана с Олимпиадой, но запустить ее до провала московской заявки так и не успели. Работу над концепцией повышения международного авторитета столицы начал Департамент международных связей (ДМС) еще в июне 2004 г., но окончательно этот документ был принят только в марте 2005 г., когда олимпийская кампания уже подходила к своему завершению.

Концепция повышения международного авторитета была программным документом по формированию имиджа Москвы за рубежом. В ней подчеркивалось, что работа по повышению международного авторитета столицы – часть общегосударственных усилий, которые осуществляются при координации с министерством иностранных дел. В числе направлений были выделены: информационная составляющая, деловой авторитет столицы, туристский имидж, спорт, работа с соотечественниками. Одним из направлений по формированию благоприятного имиджа города также должна была стать Олимпиада-2012. На включении в концепцию пункта о том, что формирование имиджа является общегосударственной задачей, настоял лично мэр Ю.М. Лужков.

«Все вопросы политики должны осуществляться на уровне государственном, а не на уровне городском. Городской уровень – это реализация этой политики, это исполнение этой политики. А формирование политики должно осуществляться на государственном уровне и в этом смысле мы должны по продвижению имиджа Москвы взаимодействовать с МИДом, работать по его концепции и встраиваться в общую концепцию государства российского», - говорил столичный градоначальник, выступая на заседании правительства Москвы в январе 2005 г., посвященном рассмотрению этого документа.

Для реализации положений концепции предполагалось принять комплексную целевую среднесрочную программу повышения международного авторитета города на 2006-2008 гг. Она разрабатывалась в департаменте международных связей и затем поменяла свое название на программу повышения международного авторитета и формирования положительного образа Москвы на 2007-2009 гг.

Работа над этим документом затянулась из-за сложности его согласования с другими подразделениями мэрии. Презентуя программу на заседании правительства Москвы в июле 2006 г., глава ДМС Г.Л. Мурадов подчеркнул, что работа по продвижению имиджа Москвы напрямую связана с формированием позитивного имиджа России. «Москва должна стать локомотивом широкомасштабной работы по радикальному изменению в лучшую сторону имиджа всей России за рубежом», а также быть «олицетворением стабильности и процветания России», отметил он.

Реализация программы должна была проходить в три этапа, соответственно в 2007, 2008 и 2009 гг. Список ее основных мероприятий был очень развернутым, в него входили разработка основополагающих принципов позиционирования Москвы в современном мире, выпуск различных информационных материалов о городе, в том числе разработка сайта о российской столице для иностранцев, работа с аккредитованными в Москве иностранными журналистами и дипкорпусом, социологические исследования и даже организация общегородских лотерей (какое отношение они имеют к имиджу города, не объяснялось).

Как утверждалось в тексте проекта программы, реализация всех указанных мероприятий позволила бы повысить привлекательность города для российских и зарубежных бизнесменов и инвесторов, содействовать увеличению количества дней пребывания иностранных туристов, повышению кредитного рейтинга Москвы, и в конечном счете – утверждению Москвы в качестве ведущей мировой столицы, одного из «глобальных супермегаполисов, во многом определяющих критерии и принципы современного урбанизма».

Последнее упоминание о программе повышения международного авторитета в архиве ДМС относится к февралю 2007 г., после этого работа над ней была окончательно прекращена. Г.Л. Мурадов докладывал Ю.М. Лужкову об успехах петербургской имиджевой программы, предлагая возобновить работу над собственным проектом. Тогда в рейтинге городов С. Анхольта (советника британского правительства) Санкт-Петербург обошел Москву почти по всем позициям.

Всего в рейтинге участвовали 60 городов и Москва заняла в нем 48 место, тогда как северной столице досталось 40-е. Города оценивались по шести параметрам: международное значение, местоположение, потенциал, ритм, люди и условия жизни. Москва вошла в первую десятку только в номинации «международное значение». В остальных категориях она существенно уступила Петербургу, а по уровню гостеприимства (категория «люди») оказалась последней.

«В Петербурге эффективно использовали не только московскую имиджевую программу, но и технологии задействования внешних рейтинговых агентств, которые применялись для олимпийского продвижения Москвы. В то время как Москва пребывает в ожидании растянувшегося на два года выпуска собственной имиджевой программы… Петербург наращивает обороты кампании по своему международному продвижению», - отмечалось в записке Г.Л. Мурадова на имя мэра. Никакой реакции на это обращение не последовало.

Ю.М. Лужков, как показывают документы архива ДМС, не проявлял большого интереса к имиджевой программе, тем более после прекращения кампании за проведение Олимпиады. «Как воспринимают наше «Шереметьево», такой у нас и имидж – и ничего с этим не сделать. А если это все сопровождается полным комфортом, удобством и т.д., вот тогда не нужно искусственно заниматься повышением своего имиджа, он состоится и без каких-то наших мер, знаете, такого бутафорского плана», - сделал вывод мэр столицы.

Имидж самого мэра Москвы, несомненно, оказывал влияние на восприятие города как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. В целом личности Ю.М. Лужкова в иностранной прессе уделялось значительно меньше внимания, чем федеральному руководству, но тенденция была налицо – столичный градоначальник, а вместе с ним и весь город воспринимались негативно.

В России отношение к Лужкову было двойственным, как отмечал уже цитировавшийся Д. Хоффман, журналисты в основном предпочитали «не связываться», опасаясь судебных исков и других преследований. Большинство позитивных публикаций о мэре столицы приходится на предвыборный период 1999 г., но есть и исключения.

«Юрий Лужков хорошо понимает всю сложность своей работы, опасности своего места в строю, он знает цену и себе, и своей команде, и по большому счету он сумел одержать верх во всех наиболее трудных политических и экономических начинаниях и конфликтах последних 15 лет. Да, он задирист и азартен, он сам создает очень много проблем для недоброжелателей Москвы, а порой и для самого себя. Он знает, что успехи достигнуты только при неизменной поддержке большинства москвичей. Юрий Лужков – это сильный, умный и мужественный человек, который живет в соответствии с собственными убеждениями и целями, создавая вокруг себя мощную группу единомышленников и соратников», - , пишет в посвященной мэру книге известный историк и в прошлом диссидент Р.А. Медведев.

Открытая критика второго мэра Москвы до 2010 г. исходила только из стана оппозиции. В докладе Б.Е. Немцова и В.С. Милова, например, приводились многочисленные факты злоупотреблений, допущенных московским руководством, в том числе «кошмарная» коррупция, транспортный коллапс, «градостроительный беспредел», и, конечно, бизнес супруги мэра Е.Н. Батуриной.

«Обычно москвичи и гости столицы, говоря о заслугах Лужкова, отмечают строительство МКАД, Третьего транспортного кольца, храма Христа Спасителя, широкое жилищное строительство, специальные московские надбавки к пенсиям и зарплатам бюджетников. Это правда. Но далеко не полная. Официальная пропаганда замалчивает вопиющие московские проблемы, которые представляются нам очевидными: дороговизну и социальное расслоение, кошмарную коррупцию, преступность, транспортный коллапс, беспорядок в ЖКХ, градостроительный беспредел, ужасающее состояние экологии, запущенность социальной сферы Москвы», - утверждается в брошюре.

В докладе оппозиционных политиков приводились различные факты, касающиеся проблем дороговизны московской жизни, экологии, ситуации с транспортом, но основная его часть состояла из обвинений лично Ю.М. Лужкова и его супруги Е.Н. Батуриной в коррупции. «Ни в одной цивилизованной стране мира невозможно даже себе представить, чтобы жена мэра занималась строительным бизнесом, городским хозяйством и земельными отношениями в том городе, где управляет ее муж», - подчеркивали авторы. Как утверждал позднее Б.Е. Немцов, материалы из доклада о Лужкове использовались в кратковременной информационной войне против столичного мэра в 2010 г.

Политическая карьера Ю.М. Лужкова завершилась 28 сентября 2010 г., когда президент Д.А. Медведев подписал указ о его отставке «в связи с утратой доверия». Слухи о предстоящем увольнении столичного градоначальника появились еще в августе, когда «источник в администрации президента» раскритиковал Лужкова за его поведение во время страшной летней жары. Мэр тогда уехал в плановый отпуск и вернулся на работу только тогда, когда смог уже начал покидать столицу.

Как выяснилось позднее, реальной причиной увольнения оказалось совсем не то, о чем говорилось на телевидении (как, собственно, было и в 1999 г.). Сам градоначальник заявил в СМИ, что Кремль был недоволен его самостоятельной политической позицией. В конце концов это подтвердил и президент.

«Москва хоть и самый крупный регион России и действительно наша столица, но это территория нашей страны, и она не должна быть обособлена от других регионов. Это город, который живет по российским законам со всеми достоинствами и со всеми проблемами. Поэтому власть в Москве должна быть в полной мере интегрирована с федеральной властью, для того чтобы к ней сохранялось доверие и чтобы она была эффективной», - напутствовал президент нового мэра столицы С.С. Собянина.

После избрания Д.А. Медведева президентом РФ судьба последних региональных политических «тяжеловесов», включая основателей блока «Отечество-Вся Россия» (ОВР) М.Ш. Шаймиева и М.Г. Рахимова, стала практически предрешенной, Кремль в их поддержке больше не нуждался. К 2010 г. почти все они были уволены, и Лужков к осени оставался последним вместе с главой Калмыкии К.Н. Илюмжиновым, чьи полномочия истекали в октябре.

По сравнению со своим неоднозначным внутриполитическим имиджем (как показали события 1998-1999 гг., несмотря на все претензии, у Лужкова было немало сторонников внутри страны), мэр столицы также старательно выстраивал себе репутацию защитника русских за рубежом. Правительство Москвы регулярно оказывало организациям соотечественников за рубежом финансовую и материальную помощь, что имело также политическое значение. Особое внимание этому направлению уделял лично мэр Москвы. Приоритетом были страны СНГ и Прибалтики, и особенно Крым, которому уделялось наибольшее внимание в связи с тем, что на его территории базировался российский Черноморский флот. «На протяжении веков Москва всегда была центром притяжения и собирания русских земель, средоточием духовного и культурного потенциала Отечества. Свое историческое предназначение в консолидации «русского мира» Москва осуществляет сегодня», - отмечал мэр столицы.

С приходом новой московской администрации российской столице будет необходим ребрендинг. Его главным пунктом уже фактически стали первые шаги нового мэра С.С. Собянина, который озвучил масштабную программу по борьбе с пробками, а также приступил к чистке московского аппарата. При этом, с учетом имеющегося опыта, следует помнить, что усилия по формированию имиджа должны опираться на реальные дела, только тогда им гарантирован настоящий, долговременный успех. Кроме того, такая политика должна проводиться на общенациональном уровне. Судя по словам Д.А. Медведева, такая поддержка новому столичному руководству будет обеспечена.

Harvinder 21 сентября 2015 15:53 цитировать
Holy cosicne data batman. Lol!
Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив