Манипулятивный потенциал и основные направления влияния СМИ: европейские СМИ о Латинской Америке

21 ноябрь 2012
СМИ всегда вызывали устойчивое внимание общественности в силу своей информационно-оперативной специфики. Глобальный переход в информационный век добавил своих вопросов.

Все увеличивающиеся объемы информации предполагают управление этой информацией. Любой метод выбранный манипулятором влечет за собой воздействие на общественное мнение. Манипулятивных методов и целей множество. И если в рамках общепринятого подхода «…манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями». То сегодня это уже не откровенное манипулирование, а цивилизованная конкуренция, ведущаяся по всем правилам работы с информацией.

СМИ – это мощный инструмент информационного воздействия и формирования общественного мнения. Европейские СМИ, особенно ведущие, являются влиятельными посредниками в диалоге мировых аудиторий. Поэтому представляется интересным раскрыть манипулятивный потенциал и основные направления воздействия этих СМИ. Сужая предмет исследования, остановимся на латиноамериканской проблематике в фокусе европейских СМИ, т.к. Латинская Америка в «роль» ньюсмейкера регулярно предоставляет контент для новостей.

В данном исследовании мы ограничились анализом отношения к латиноамериканскому миру, складывающемуся в качественной европейской прессе: в газетах The Independent, The Times, The Telegraph, The Observer, The Guardian. В ряде случаев привлекались материалы других британских изданий, в частности BBC. Исследование европейской прессы о Латинской Америке производилось нами методом случайной выборки на основе изучения электронных версий периодических изданий во временном диапазоне 2010 – 2011 гг. Мы намеренно не использовали метод сплошной выборки, чтобы максимально приблизиться к среднестатистическому европейцу, который тратит в день несколько минут на чтение газет, причем нескольких газет, следовательно чтение беглое, просмотровое и наш выбор случайной выборки на наш взгляд наилучшим образов соответствует данным особенностям чтения.

Анализ материала позволил выявить основные стереотипы, сложившиеся в европейской прессе при обращении к латиноамериканской тематике. Обнаруженные стереотипы - это стереотипы европейского менталитета, отражаемые и формируемые, в первую очередь, авторитетными национальными СМИ. Стереотипы, соотнесенные с общеевропейскими ценностями помогают общественности ориентироваться в мире, особенно при контактах с латиноамериканским миром.

Мы обратились к текстам информационно-аналитического жанра и features (сенсационный материал) как наиболее полно соответствующим нашим целям. Во-первых, комментарий, выражение мнения и оценки предоставляют богатую почву для функционирования стереотипов; во-вторых, сама их специфика подразумевает обращение к уже испытанным временем и традицией представлениям о действительности, каковыми и являются стереотипы.

Согласно «Лиссабонскому договору о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества», общеевропейскими ценностями признаются уважение человеческого достоинства, верховенство закона, уважение прав и свобод человека, свобода слова, толерантность, индивидуализм, солидарность и мультикультурализм.

Давайте попытаемся найти отражение этих ценностей в литаноамериканском материале. Тематика публикаций следующая – социальная незащищенность (дети улиц), (верховенство силы) вооружение, свобода слова (медиамагнат, тюремное заключение журналистов), наркотрафик. Даже невооруженным взглядом видно полное несовпадение с общеевропейскими ценностями. Что касается общего тона публикаций, то он варьируется от нейтрального до откровенно запугивающего. И лишь незначительная часть публикаций отражает деполитизированные стороны латиноамериканской жизни и, соответственно, тон публикаций при описании народных промыслов или обслуживании туристов скорее положительный.

В процессе анализа выяснилось, что одним из наиболее распространенных стереотипов, явно или подспудно присутствующих в подавляющем большинстве статей, где описывается или упоминается Латинская Америка в целом, или отдельные страны в частности оказалась непредсказуемость. Европейцы смотрят на этот регион как на пороховую бочку. Частое употребление в интересующем нас контексте слов unpredictable, invisible to forecasters, make a mockery, risk-taking behaviour рисует в воображении среднестатистического европейца образ обезьяны с гранатой.

Высокий уровень криминала – еще один стереотип (хотя, нельзя отрицать, что он ложный) в сознании европейцев. Просматриваем прессу и находим: the flow of bloodied and disfigured gunshot victims, warzone hospital, Latin American champion in gunshot wound cases и т.п. Негативная картина реальности также хорошо прорисована в контексте наркобизнеса.

Отдельно хотелось бы остановиться на манипулятивных приемах в СМИ. Например, такой способ как псевдологические выводы, суть которого и отражена в названии: использование (намеренно) неправильных логических выводов. Иногда в качестве разновидности метода выступает его совместное использование с методом выборочный подбор информации, когда логические выводы делаются на основе специально ограниченного массива информации. Проиллюстрируем использование данного метода. В статье Sharp rise in arms spending by South America and Africa речь идет о 5% увеличении расходов на вооружение (что, видимо, «логично» сочетается с прилагательным sharp), в то время как данные по США в этой же статье не выглядят так ужасающе (всего каких-то 80% за последнее десятилетие и первое место в мире). В целом статья доказательна, однако единственный логический вывод – значительный рост в расходах на вооружение у США, а не у ЛА, так как «отсутствуют прямые явные угрозы». А поскольку основной вид чтения газетной статьи именно просмотровой, то есть по ключевым словам, заголовкам и выделениям в тексте, чтобы понять в самых общих чертах, о чем речь в тексте. Таким образом, и получается в заголовке псевдовывод, который не подтверждается в самой статье, однако, вникать в детали и соотносить цифры – это задача не для среднестатистического читателя.

Рассмотрим еще один метод - использование пугающих тем и сообщений. Пугающие темы и сообщения являются одним из самых эффективных средств воздействия. Как правило, реализация этого метода направлена на стимулирование тех или иных действий аудитории.
Использование данного метода не было столь эффективным, если бы не интерпретационные возможности СМИ, которые предполагают неизбежность определённого акцента на факте. И тогда информация «готовится» на любой вкус: можно сфабриковать, исказить путём односторонней подачи, отредактировать, «выжать», вырвать из контекста и т. д. Распространён приём «информационной перегрузки», когда в потоке второстепенных сообщений теряются действительно важные. Достаточно из множества фактов выбрать нужные, а остальные представить тенденциозно, односторонне, умолчать об их истинной природе. Или, например, такой приём, как использование средних цифр: известно, что при большом разбросе показателей средние цифры не передают действительного состояния дел. Как вариант здесь мы находим использование разных критериев: в случае с ЛА – это 5 % за год, для США используется описательный оборот – затраты несколько снизились. А может ни сколько не снизились? Процент в статье не указан!

Рассмотрим прием общественное неодобрение на примере президента Никарагуа. Обвинение Д. Ортеги в изнасиловании своей падчерицы получило широкую огласку в конце 90-х гг. прошлого века. Следовало бы предположить, что к началу нового тысячелетия информационный повод исчерпает себя. Однако то и дело в СМИ как будто невзначай появляется имя Зойламерики Нарваэз Мурийо. Непосредственно об обвинениях речи уже не идет, тем не менее стойкая ассоциация с сексуальными домогательствами президенту обеспечена. В рамках этого же приема можно привести и такой пример. Большая часть англоязычных материалов о Д. Ортеге параллельно содержит и упоминание об экс-президенте Никарагуа А. Алемане, арестованному по обвинению в коррупции и хищении государственных средств. Таким образом, создается общий контекст общественного неодобрения.

Избирательная подача материала один из самых распространенных методов. Как американские, так и европейские издания, словно «сговорившись», оперативно докладывают своим целевым аудиториям о таком положении дел, например, в Никарагуа: страна захлебнулась в нищете в то время как президент погряз в коррупционных скандалах, президент стирает границы между сандинистами и государством, президент подрывает демократические устои в стране и т.п. Избирательно подходят к подаче материала и телеканалы. Например, латиноамериканская версия канала CNN освещала апрельский саммит 2009 г. В итоге речь Д. Ортеги, касающаяся, кстати, вопросов СМИ, была обрезана, а президент Белиза в новостях вообще не фигурировал. Показательна позиция британских СМИ в этом вопросе. Информационные порталы Великобритании предлагают своим читателям совершенно другие информационные поводы: от участия Никарагуа в саммите глав государств Америки до запрета абортов в стране.

Поразителен тот факт, как иностранным СМИ удается упускать из виду события, имеющие отношение к реализации программных заявлений президента. Так, достоянием широкой общественности не стали следующие достижения: открытие электростанции, возобновление переговоров и МВФ по расширению кредитной программы для Никарагуа, поддержка мелкого бизнеса и др.

Технология формирования окружения состоит в специальном формировании информационного окружения вокруг личности президента в данном случае для снижения степени доверия к нему. Итак, читаем статью под названием «Продовольственное изобилие намекает на перемены с новым Кастро». Довольно издевательски выглядит прямое обращение к читателю в самом начале: «Разве рисоварка может вызвать коренные изменения?» Далее в таком же ключе рассказывается насколько не просто непопулярны, а несостоятельны предпринимаемые шаги: микроскопические перемены, чинить на скорую руку и т.п.

Итак, рассмотрев несколько различных манипулятивных методов воздействия в арсенале СМИ, можно предположить, что информационная атака против стран Латинской Америки не только сложившаяся традиция, но и детально разработанная программа с основными стереотипами, объектами атаки, методами воздействия и манипулятивными технологиями. Очевидно и то, у что различных объектов подобных атак потенциально разные возможности адекватного реагирования или даже предотвращения и было бы интересно продолжить исследование именно в русле коммуникационного противоборства.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив