Цели – одинаковые, расстояния – разные: особенности участия России и Тайваня в деятельности АТЭС

10 июнь 2011
Цели деятельности Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества были официально определены в 1991 г. в Сеульской декларации. 

Эти цели предполагают поддержание экономического роста стран региона, укрепление взаимной торговли, а также ликвидацию ограничений на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов, согласно нормам ГАТТ/ВТО.

В условиях растущей взаимозависимости экономик АТР, одного из наиболее динамично развивающихся районов мира, в котором сосредоточены крупные экономические, финансовые, технологические и человеческие ресурсы, а также значительный инновационный потенциал, участники АТЭС осознали необходимость активизации сотрудничества по созданию в регионе более целостной и эффективной экономической системы. Так, в 1994 году на встрече в Богоре (Индонезия) лидеры АТЭС объявили о своей общей приверженности идее построения свободной и открытой торгово-инвестиционной системы к 2010 году развитыми и к 2020 году развивающимися экономиками-участницами. «Богорские цели» являются свидетельством общей уверенности в том, что обеспечение свободы и открытости торгово-инвестиционной деятельности - ключевое условие для реализации потенциала роста региона и улучшения экономических и социальных показателей всех экономик АТЭС.

В известном смысле состоявшийся в 2010 г. в Иокогаме (Япония) саммит АТЭС является знаковым. По результатам работы форума был принят ряд документов, в которых зафиксированы достижения в реализации Богорских целей и сформулирована стратегия развития АТЭС.

Достижения характеризуют продвижение к намеченным целям пяти промышленно развитых экономик (Австралии, Канады, Японии, Новой Зеландии, США), а также восьми добровольно присоединившихся к ним развивающихся экономик (Чили, Гонконгом, Республикой Корея, Малайзией, Мексикой, Перу, Сингапуром и Тайванем). В Докладе об итогах первого этапа работы по достижению «Богорских целей» отмечается, что упомянутые тринадцать экономик («экономики 2010») достигли существенного прогресса в реализации «Богорских целей».

Коллективные достижения

В самых общих формулировках индивидуальные и коллективные меры экономик – участниц АТЭС по реализации «Богорских целей» привели к существенному сокращению препятствий для торгово-инвестиционной деятельности в АТР, что, в свою очередь, способствовало расширению торговых и инвестиционных потоков, обеспечению устойчивого экономического роста и заметному повышению уровня благосостояния населения региона.

В количественном и качественном выражении устойчивый экономический рост может быть определен следующим образом:

­ суммарный объем торговли всех экономик АТЭС опережает остальные регионы мира. С 1994 по 2009 годы рост объема торговли товарами экономик АТЭС с другими странами ежегодно составлял в среднем 7,1% и достиг в 2009 году 11,4 трлн. долл. США;

­ число двусторонних договоров об инвестициях, увеличилось со 160 в 1996 году до 340 в 2009 году, благодаря чему, начиная с 1996 года, приток прямых иностранных инвестиций в регион АТЭС увеличивался на 13,0% в год, а вывоз капитала – на 12,7%.

Ключевым приоритетом для экономик АТЭС по-прежнему остается многосторонняя торговая система. В этой связи нельзя не отметить возрастающее влияние региональных и двусторонних соглашений о свободной торговле (РТС/ССТ) на устранение торговых барьеров в регионе, в результате чего ССТ стали заметной составляющей многосторонней торговой системы. Усиление тенденции к подписанию ССТ отражает надежды их участников на то, что двусторонние соглашения в ближайшей перспективе станут эффективным инструментом развития взаимного экономического сотрудничества и средством, обеспечивающим устойчивый экономический рост.

Согласно данным Секретариата ВТО, в 1994 году было заключено всего три соглашения о свободной торговле (ССТ) между членами АТЭС. В последнее десятилетие отмечается стремительное увеличение количества ССТ между экономиками АТЭС. На современном этапе 13 экономик АТЭС имеют 40 региональных торговых соглашений с членами АТЭС и 59 - с экономиками, не входящими в зону АТЭС. Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры по заключению дополнительных соглашений внутри АТЭС.

Обзор достижений «экономик 2010» в реализации «Богорских целей» показал не только весьма внушительный прогресс, но и наличие областей, в которых сохраняются барьеры для торговли и инвестирования.

Индивидуальные успехи Тайваня в деятельности АТЭС

Китайская Республика (КР) - Тайвань имеет дипломатические отношения с 24 государствами и поддерживает неофициальные связи с более чем 140 другими странами. Она является членом 27 межправительственных международных организаций, включая Всемирную торговую организацию, форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и Азиатский банк развития.

Кроме того, КР имеет статус наблюдателя либо ассоциированного члена в ещё 21 межправительственной международной организации и их вспомогательных органах – таких, как Организация экономического сотрудничества и развития, Межамериканский банк развития и Европейский банк реконструкции и развития. Неправительственные организации (НПО) Тайваня участвуют в деятельности более 2000 международных НПО.

Тайвань стал членом АТЭС в ноябре 1991 года и участвует в его деятельности, используя название «Китайский Тайбэй». Политическая реальность, являющаяся результатом непростых отношений между Китайской Республикой с материковым Китаем, такова, что Тайвань располагает весьма ограниченными возможностями участия в деятельности международных организаций. Наряду с ВТО АТЭС является одной из немногих важнейших международных организаций, в работе которых Тайвань может участвовать. Однако из-за противодействия со стороны материкового Китая Тайвань лишён возможности быть устроителем мероприятий АТЭС высокого уровня – таких, как министерские встречи и встречи лидеров АТЭС.

В условиях отсутствия Тайваня в системе ООН АТЭС и ВТО являются двумя важнейшими каналами, связывающими остров с международным сообществом. Ежегодный саммит АТЭС – единственное мероприятие, на котором Тайвань (в лице высокопоставленного деятеля, назначаемого президентом в качестве своего представителя) может непосредственно контактировать с главами государств и правительств региона.

Несмотря на ограничения, Тайвань продолжает играть значимую роль в АТЭС, выдвигая, в частности, важные инициативы в областях, являющихся политически менее ангажированными, – таких, как, например, ликвидация последствий стихийных бедствий.

Со времени своего вступления в АТЭС в 1991 году в качестве одного из экономических субъектов – членов форума Тайвань делится с другими его участниками своим опытом в развитии сельскохозяйственного сектора, а также малых и средних предприятий. Именно они стали той основой, на которой была построена индустрия хайтека, являющаяся движущей силой развития экономики Тайваня сегодня.

В целях ознакомления членов АТЭС с успехами тайваньского сектора высоких технологий Тайвань выдвинул инициативу создания Центра цифровых возможностей АТЭС на встрече лидеров в Бангкоке в 2003 году. Создание цифрового учебного центра стало реальной формой поддержки членов АТЭС, отстающих в сфере информационной технологии, и в перспективе поможет им достичь цели, поставленной в 2000 году в Брунее, – сократить «цифровой разрыв» в регионе.

Другим важным направлением деятельности, в которой Тайвань играет значимую роль в форуме АТЭС, является помощь жертвам землетрясений. Через платформу АТЭС Тайвань обменивается с другими членами организации знаниями и опытом в области принятия превентивных мер в отношении стихийных бедствий и ликвидации последствий катастроф. С учётом мощи в сфере информационной технологии Тайвань обладает значительным потенциалом создания информационной системы контроля катастроф, способной эффективно собирать, анализировать и распространять соответствующие данные.

Основные успехи Тайваня по созданию системы свободной и открытой торговли и инвестиционной деятельности в АТЭС:

­ устранены многие нетарифные меры, которые состояли в основном из запрета на импорт ряда продуктов, а также количественных ограничений на импорт. Все количественные ограничения на импорт были отменены, число запрещенных к импорту позиций сократилось с 252 до 63 с января 2002 по сентябрь 2009 года;

­ достигнуты 39 договоренностей по безвизовому режиму.

Тайвань охотно делится с развивающимися экономиками АТЭС своим многолетним опытом поддержки малых и средних предприятий (МСП). МСП, на долю которых приходится почти 98% всех предприятий на Тайване, играют важную роль в экономике страны. Их высокая эффективность в использовании активов, мощный инновационный потенциал и готовность вкладывать значительные средства в исследования и разработки обеспечили им в последние годы более высокие, чем у более крупных предприятий, темпы роста как фондоотдачи, так и производительности труда.

В мае 2010 года в Тайбэе был открыт Центр управления кризисами МСП. Поддержка МСП имеет огромное значение для развития региона, поскольку поступательное развитие данного сектора – важный фактор не только экономической, но и социальной стабильности. На Тайване, например, 97,7% всех предприятий подпадают под категорию МСП; на них приходится 78% общего числа рабочих мест на острове.

Инициатива Тайваня по созданию Центра управления кризисами МСП представляется особенно своевременной и необходимой в условиях, когда серьёзный финансовый кризис ещё не преодолён и существует вероятность повторения подобных кризисов в будущем. Благодаря работе Центра, МСП в регионе будут лучше подготовлены к кризисному реагированию и посткризисному строительству.

У острова, по мнению самих тайваньцев, имеются возможности сделать свое влияние в АТЭС более ощутимым. По всей видимости, Тайвань достиг своей изначальной цели – посредством АТЭС сделать более заметным свое присутствие на мировой арене. Как представляется, теперь ему следует подумать о таких формах реального вклада в деятельность этого форума, которые будут иметь долговременное воздействие на его развитие. Инициативы, подобные созданию Центра цифровых возможностей АТЭС, безусловно, способствуют повышению репутации Китайского Тайбэя, но Тайваню, по мнению тайваньского экспертно сообщества, следует играть большую роль в принятии повестки дня, от которой в решающей степени зависит направление дискуссий в АТЭС.

Особенности участия России в деятельности АТЭС

Россия рассматривает форум АТЭС в качестве одного из важнейших и перспективных институтов интеграции в районе «тихоокеанского кольца». По своему экономико-географическому охвату и «президентскому» формату Форум – самая представительная и не имеющая аналогов в АТР многосторонняя структура диалога и взаимодействия по ключевым вопросам торговли, инвестиций, экономического и технического сотрудничества, а также острейшим общемировым проблемам и вызовам.

Практические темы, обсуждаемые Форумом, созвучны проблематике российских внутренних реформ. Членство в АТЭС открывает России возможности для активного вовлечения потенциала Сибири и Дальнего Востока в уже действующие в рамках Форума механизмы экономической интеграции.

Основными целями вступления РФ в АТЭС стали как экономические факторы:

  • расширение внешнеэкономических связей со странами региона;
  • облегчение условий доступа российских товаров на рынки стран Форума;
  • стимулирование притока зарубежных инвестиций;
  • содействие экономическому подъему восточных регионов страны, более связанных со странами Северо-Восточной Азии, а не с центральными регионами страны,

так и политические:

  • укрепление авторитета страны в АТР, пошатнувшегося после распада СССР;
  • разрешение территориальных споров с Японией и Китаем.

Первым важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало прошедшее в мае 2001 года в Москве заседание Делового Консультационного Совета, в котором приняло участие около 100 представителей деловой элиты стран АТЭС.

С момента присоединения в 1998 г. к АТЭС Российская Федерация последовательно наращивает активность в его рамках. Россия инициативно участвует в процессе обновления и реформирования АТЭС, имеет весомый голос в дискуссиях по проблематике борьбы с международным терроризмом и различным аспектам безопасности, в том числе в сфере торговли и финансов, а также безопасности личности, которые прочно вошли в число профилирующих тем работы Форума.

В Индивидуальном плане действий России в АТЭС определены 15 направлений: тарифы, нетарифные меры, сфера услуг, инвестиции, стандарты и соответствия, таможенные процедуры, интеллектуальная собственность, конкурентная политика, правительственные закупки, дерегулирование, разрешение споров, мобильность предпринимателей, выполнение решений Уругвайского раунда ГАТТ, сбор информации и анализ. Главным направлением на краткосрочную перспективу является формирование благоприятного и стабильного инвестиционного климата для увеличения притока зарубежных инвестиций, а на средне- и долгосрочную перспективу — либерализация национального инвестиционного режима с учетом международных стандартов.

За двенадцать лет участия в деятельности Форума Россия приобрела для себя полезный опыт формирования согласованных подходов к ключевым проблемам региональной торговли, совместного реагирования на общие вызовы и угрозы безопасности и развитию. В качестве сфер перспективного сотрудничества с партнерами по АТЭС Россия рассматривает такие направления, как углубление региональной интеграции, обеспечение торговой, транспортной и энергетической безопасности, поддержка малого и среднего бизнеса, укрепление государственно-частного партнерства.

Будучи одним из крупнейших мировых поставщиков нефти и газа, Россия заинтересована в:

  • создании такой системы энергообеспечения в АТР, которая позволит потребителям энергоресурсов диверсифицировать географию импорта, обеспечить надежные и бесперебойные поставки;
  • поддержании стабильных, предсказуемых цен на углеводороды, складывающихся на основе реального соотношения спроса и предложения;
  • участии в совместных проектах в области энергосбережения, в развитии альтернативных источников энергии.

Еще одна актуальная задача – это отработка совместных действий в чрезвычайных ситуациях. В том числе – по предотвращению и ликвидации последствий стихийных и техногенных катастроф, по борьбе с пандемическими заболеваниями. У России накоплен немалый организационный и технологический опыт в этих областях, который, как показывает практика, востребован в странах АТЭС. Только за последние годы оперативная и действенная помощь российских спасателей, работавших рука об руку со своими коллегами, помогла спасти жизни и здоровье тысяч людей.

Членство в АТЭС может иметь для России как реальные экономические выгоды, так и явные потери. Позитивные итоги:

  • расширение доли стран АТР в российском товарообороте в результате ликвидации или, по крайней мере, ослабления торговых ограничений, в том числе для российских товаров,
  • увеличение объема притока инвестиций из стран АТР,
  • экономический подъем российских регионов — Сибири и Дальнего Востока,

Одновременно можно выделить и явные негативные последствия вступления РФ в АТЭС. В российском экспертном сообществе все отчетливее голоса тех, кто отмечает намного более низкую конкурентоспособность нашей экономики в целом и в частности экономики Сибири и Дальнего Востока, которая вряд ли сможет выдержать наплыв более дешевых и более качественных зарубежных товаров в результате либерализации импортной политики. Другие экономические потери могут быть связаны с обострением проблемы нелегальной миграции граждан некоторых азиатских стран (прежде всего КНР).

Несмотря на существующие опасения, Россия подтверждает свою приверженность программным для Форума «Богорским целям». Предполагается, что российский вклад в общие усилия по либерализации региональной и глобальной торговли станет еще более весомым после присоединения к ВТО.

Открытый регионализм

В августе 2009 г. было подписано двустороннее инвестиционное соглашение между материковым Китаем и АСЕАН, которому предшествовали соглашения между теми же сторонами – о торговле товарами и услугами, подписанные соответственно в 2004 и 2007 годах. Подписание этих соглашений способствует формированию зоны свободной торговли, которая включает АСЕАН и материковый Китай.

На Тайване считают, что зона свободной торговли «АСЕАН + Китай» стала бы серьёзной угрозой Тайваню, если он окажется исключённым из процесса региональной интеграции. Именно поэтому Тайбэй видит в Рамочном соглашении об экономическом сотрудничестве (РСЭС) ключ к нормализации экономических связей с материковым Китаем, а также рассматривают его как важное условие дальнейшего экономического развития Тайваня и налаживания им более тесных связей с другими экономиками мира. Подписание соглашения такой важности не заставило себя долго ждать.

В 2010 г. между Пекином и Тайбэем подписано поистине историческое соглашение об экономическом сотрудничестве, согласно которому ликвидируются пошлины на 539 тайваньских товаров и 267 китайских. В документе также предусмотрено право тайваньских фирм на доступ в ранее закрытые для них материковые сферы: недвижимость, банковское дело, медицину, страхование, бухгалтерское дело. В правительстве не без оснований рассчитывают, что после подписания соглашения рост экономики составит 8%.

Существуют, однако, и опасения, связанные с заключением РСЭС. В этой связи некоторые критики решительно оспаривают разумность курса на развитие всё более тесных экономических связей через пролив – курса, который, как они считают, поставит под угрозу будущее Тайваня. Так, если тайваньские товары получат свободный доступ на материковый рынок вследствие упразднения тарифов, товары с материка тоже станут весьма конкурентоспособными на тайваньском рынке, и это создаст угрозу существованию некоторых местных производителей – в особенности, ориентирующихся на внутренний рынок.

Сторонники РСЭС надеются, что после подписания этого соглашения с материковым Китаем Тайвань сможет заключить ССТ с другими важными рынками сбыта своей продукции, включая АСЕАН и США.

В отличие от Тайваня Россия имеет свой взгляд на проблему заключения ССТ с экономиками региона. Дело в том, что сейчас Россия и без ССТ имеет беспошлинный режим для экспорта в США, Японию и Китай, основные экономики региона. Основная причина очевидна – топливно-сырьевой, ресурсоемкий характер отечественного экспорта, в мировой практике облагаемого минимальными ввозными пошлинами. Другими словами, при сохранении сложившейся экспортной специализации РФ задача получения дополнительных льгот и преференций теряет свою важность и актуальность. Пассивность Росси в плане налаживания привилегированных торговых отношений с ее ведущими партнерами по АТЭС,без всякого сомнения, станет критическим фактором, сдерживающим процесс ее региональной интеграции, если в ближайшей перспективе Россия повысит в национальном экспорте долю продукции высокой степени обработки. В этой связи можно объяснить пассивность России в вопросе заключения ССТ ее нежеланием (неспособностью) в настоящий момент отказаться от топливно-сырьевой специализации экспорта. В сложившейся ситуации можно говорить о, как минимум, двух путях решения возникшего противоречия: первый – совершенствовать структуру российского экспорта с одновременными усилиями по заключению ССТ с экономикам региона, и второй – «замораживание» экспортной номенклатуры, что сделает еще менее реалистичным вхождение в соответствии с «Богорскими целями» до 2020 года в интеграционное объединение с режимом свободной и открытой торговли и инвестиционной деятельности.

В этой связи, по мнению экспертов, новая концепция участия России в АТЭС должна быть направлена на расширение экономически выгодного взаимодействия с экономиками форума. В первую очередь – на изучение возможности заключения двусторонних ССТ с азиатскими экономиками АТЭС, а в перспективе и многостороннего ССТ Россия – АСЕАН. Представляется, что такая инициатива со стороны РФ давно назрела.

Со всей очевидностью приходится констатировать, что, если РФ действительно намерена интегрироваться в мировое хозяйство, ей просто необходимо заключение ССТ с азиатскими экономиками АТЭС. Таким образом, Россия сможет расширить и дифференцировать внешние товарные потоки и направить их на рынки форума, в результате чего снизится ее зависимость от традиционных рынков, особенно европейского.

В целом более 20 стран форума АТЭС намерены к 2020 г. добиться существенных сдвигов в хозяйственной интеграции в регионе, на который приходится почти 53% мирового производства и свыше 44% объема глобальной торговли. АТЭС будет далее проводить экономическую интеграцию в направлении 2020 года, чтобы обеспечить свободную и открытую систему торговли и инвестиций.

В ходе прошедшего в Иокогаме саммита АТЭС лидеры экономик-участниц сформулировали возможные модальности формирования Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). По их мнению, АТЗСТ должна быть сформирована в виде всеобъемлющего соглашения о свободной торговле за счет развития и продвижения уже существующих региональных начинаний, таких как АСЕАН+3 (Китай, Южная Корея, Япония), АСЕАН+6 (Китай, Южная Корея, Япония, Австралия, Новая Зеландия и Индия), Транстихоокеанское партнерство и другие. С этой целью АТЭС выступит в важной и значимой роли «инкубатора» АТЗСТ, обеспечивая руководство и интеллектуальное насыщение процесса ее развития, а также выполняя ключевую функцию определения, формулирования и решения торгово-инвестиционных проблем «следующего поколения», которые может поставить создание АТЗСТ.

Таким образом, АТЭС будет содействовать формированию АТЗСТ, продолжая реализовывать и развивать свою работу в области отраслевых инициатив на таких направлениях, как инвестирование, сфера услуг, электронная торговля, правила определения страны происхождения, облегчение торговли.

Современные возможности и вызовы в АТЭС

В 21 веке с его новыми возможностями и новыми вызовами Азиатско-тихоокеанский регион вышел на новый уровень интегрированности и взаимозависимости. Эти перемены произошли благодаря глобальным и региональным сдвигам экономической архитектуры, развитию широкой сети производственно-сбытовых цепочек и стремительному внедрению новых информационных и коммуникационных технологий. В результате произошедших изменений повысилась динамика экономического развития региона. С другой стороны, последний финансово-экономический кризис выявил уязвимость мирового экономического хозяйства, замедляя темпы роста и увеличивая безработицу.

Тем не менее, экономика АТР демонстрирует устойчивые показатели постепенного восстановления после недавнего финансового и экономического кризиса. При этом сохраняется некоторая неопределенность. В частности обострились вызовы, требующие принятие мер по защите окружающей среды и природных ресурсов. Особую значимость приобретают вопросы по изменению баланса глобального спроса, повышению эффективности управления финансами и направлению средств в такие ключевые сектора экономики, как инфраструктура, малые и средние предприятия, домашние хозяйства и инвестирование в «зеленые» отрасли. В этой связи проблема формирования более защищенной и устойчивой мировой финансовой системы становится как никогда актуальной.

Дальнейшее развитие АТЭС,по мнению участников саммита в Иокогаме, должно отражать общее стремление к созданию такого Азиатско-Тихоокеанского региона, который сможет преодолеть современные вызовы и в полной мере использовать имеющиеся возможности для углубления интеграции, обеспечивая при этом более высокое качество экономического развития, а также безопасную и надежную социальную и экономическую среду.

Другими словами, речь идет о развитии такого Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, в котором торговля и инвестирование будут более свободными и открытыми, производственно-сбытовые цепочки более интегрированными, ведение бизнеса более дешевым, быстрым и простым, рост более сбалансированным, всеобъемлющим, устойчивым, инновационным и безопасным, при этом его участники будут лучше экипированы к борьбе с угрозами безопасности личности и экономической деятельности.

Говоря о перспективах продвижения к «Богорским целям», можно также предположить, что процесс интеграции в АТЭС постепенно ускорится, локомотивами которого выступают НАФТА, Япония, КНР, азиатские НИС и Австралия. В экспертном сообществе все отчетливее голоса тех, кто считает, что в дальнейшем недостаточная степень интеграции в АТЭС перестанет удовлетворять самые связанные экономики, поэтому они начнут интенсивнее искать торговых партнеров именно среди членов форума и расширять товаропотоки. Так, в перспективе отчетливо выделится группа экономик, заинтересованных в формировании эффективных многосторонних товарных потоков.

Исходя из целей Богорской декларации, ближе к 2020 году экономическое пространство АТЭС начнет быстрее структурироваться и обретать многоступенчатый характер. Для России участие в региональной интеграции представляет собой и возможность, и вызов. Тайваньское направление интеграционного взаимодействия является одним из перспективных, хотя и мало в настоящий момент используемое.

Российско-тайваньское взаимодействие в рамках АТЭС

Российско-тайваньские связи по-прежнему имеют особый характер. Специфика политического статуса Тайваня осложняет формирование необходимой юридической базы двусторонних торгово-экономических связей, так как неприемлемо заключение с Тайванем официальных соглашений и договоров, где сторонами являются государственные учреждения, а также официальная переписка государственных органов с Тайванем. Не урегулированы такие важные проблемы правового обеспечения экономических взаимоотношений, как освобождение от двойного налогообложения, порядок разрешения торговых споров, условия кредитно инвестиционного сотрудничества и другие.

С точки зрения возможностей экономического, научного, технического сотрудничества, остров можно рассматривать как перспективного партнёра для российского бизнеса в Восточной Азии и для столь же динамично развивающейся российской экономики.

Россия успешно поставляет на Тайвань металлы и прокат, лесоматериалы, продукты нефтехимии, полимеры и волокна. Тайваньский экспорт в Россию представлен электроникой, компьютерами и станками.

Обращает на себя внимание расширяющееся сотрудничество в сфере науки и высоких технологий, основой которого является подписанное рамочное соглашение между Московско-Тайбэйской и Тайбэйско-Московской координационными комиссиями, в рамках которого был подписан меморандум о взаимопонимании между администрацией Томской области, Российским фондом фундаментальных исследований и тайваньским Институтом исследования промышленных технологий по вопросам взаимодействия в научно-технической и инновационной сферах. В настоящее время в стадии реализации находятся более 50 совместных научных проектов.

Важнейшее направления перспективного сотрудничества - обеспечение безопасности и отработка совместных действий в чрезвычайных ситуациях (в том числе – по предотвращению и ликвидации последствий стихийных и техногенных катастроф и по борьбе с пандемическими заболеваниями).

В целом же, невзирая на сохраняющиеся определённые трудности, перспективы российско-тайваньского взаимодействия представляются оптимистическими. Власти острова взяли курс на диверсификацию внешнеэкономических связей и рассматривают Россию в качестве одного из важных партнёров. В России также с заинтересованностью смотрят на дальнейшие отношения с Тайванем. Можно полагать, что в развитии российско-тайваньских контактов сохраняются значительные резервы.

Пока же приходится отмечать, что, несмотря на имеющийся потенциал взаимодействия между Тайбэем и Москвой, а также перспективы региональной интеграции в зоне АТЭС, Россия и Тайвань находятся на различном удалении от «Богорских целей».

Следующее десятилетие покажет, насколько устранимы внешние и внутренние преграды формированию в АТР системы открытой и свободной торговли и инвестиционной деятельности. Достижение этой цели предполагает решение ряда вопросов, в числе которых продвижение к еще более тесной региональной экономической интеграции, содействие энергичному, устойчивому и сбалансированному росту в АТЭС, включая такие действия, как принятие конкретных шагов по формированию АТЗСТ, а также решению новых задач XXI века через реализацию Стратегии развития. 

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив