Саммиты БРИК: актуальные вопросы, перспективы, решения

10 июнь 2011
Автор:
На сегодняшний день многие исследователи и аналитики говорят о том, что на мировой арене наблюдается смена приоритетов и система, с доминированием Соединенных Штатов, как безусловным лидером в сфере политических и экономических процессов, просуществует относительно недолго. 

В связи с этим возникает вопрос: какая страна или страны придут им на смену? Одним из возможных вариантов лидера является БРИК. Данное неформальное объединение появилось относительно недавно, но уже сейчас существуют данные, исходя из которых можно говорить об усилении влияния называемого конгломерата в течение последующих 50 лет. Наиболее важные решения в области сотрудничества стран-участниц, а также в вопросах распределения сфер влияния в мире обсуждаются на саммитах БРИК. В связи с этим данные мероприятия заслуживают пристального внимания и всестороннего изучения.

Как уже отмечалось выше, БРИК является сравнительно молодым объединением и, несмотря на внимание как со стороны российской, так и зарубежной прессы к деятельности стран БРИК, особенности проведения саммитов, а также специфика обсуждаемых там вопросов не нашли всестороннего освещения ни в периодических изданиях, ни, тем более, в монографиях.

Цель данной статьи — рассмотреть особенности проведения саммитов БРИК, а также проанализировать совместные заявления и соглашения, принимаемые лидерами стран-участниц.

Аббревиатура БРИК представляет собой акроним, образованный от названия четырех государств: Бразилии, России, Индии и Китая (английский вариант BRIC - Brazil, Russia, India и China). Название было придумано Джимом О`Нейлом, аналитиком компании Goldman Sachs в 2001 году и с тех пор получило широкое распространение.

Члены БРИК являются одними из наиболее быстро развивающихся стран мира, что обусловлено, прежде всего, наличием у них определенных экономических ресурсов. Так, основным ресурсом Бразилии является сельскохозяйственная продукция, основным ресурсом России — полезные ископаемые, Китая — дешевая рабочая сила, Индии — дешевые интеллектуальные ресурсы.

Высокая численность населения этих стран, а также значительный экономический рост за последние 20 лет позволяет говорить о том, что политическая и экономическая значимость данных государств постоянно увеличивается и не исключена возможность того, что БРИК со временем окажет серьезное влияние на перераспределение сфер влияния в мире.

В соответствии с экономическим отчетом «Мечтая о БРИК: Путь к 2050» («Dreaming with BRICs: The Path to 2050»), составленным в 2003 году компанией Goldman Sachs, страны БРИК к 2050 году станут четырьмя лидирующими экономическими системами в мире. При этом России и Бразилии отводится роль лидирующих поставщиков сырья, а Китаю и Индии — лидирующих поставщиков товаров. При этом объем ВВП стран БРИК, по прогнозам Goldman Sachs, уже в 2040 г. превысит объем ВВП стран-членов Большой Шестерки. Список стран с самой большой экономикой (по объему ВВП) в 2050 будет выглядеть следующим образом: доминирующее положение займет Китай, за ним следуют Соединенные Штаты, затем Индия, Япония, Бразилия, Россия, Великобритания, Германия, Франция и замыкает данный список Италия. Кроме того, если верить отчету компании Goldman Sach, рассматриваемая четверка к 2050 году сможет серьезно повлиять, в частности, на положение Соединенных Штатов Америки как доминирующей страны во многих экономических и политических процессах.

Возможно, прогнозы Goldman Sachs являются чрезмерно оптимистичными, однако то, что значение стран БРИК в мировой экономике возрастает — неоспоримый факт, который сложно поставить под сомнение.

Существуют мнения о том, что страны БРИК заинтересованы в расширении данного объединения и новым членом БРИК может стать ЮАР, которая будет представлять африканский континент. Насколько обосновано данное предположение, пока сказать трудно, особенно учитывая тот факт, что Китай весьма ревностно относится к неизменному количеству членов БРИК. Однако заинтересованность государств БРИК в черном континенте прослеживается довольно четко. Так, к примеру, в период с 2003 г. по 2009 г. Китай инвестировал в проекты и компании, локализованные на африканском континенте, около 28 миллиардов долларов, Индия - более 25 млрд., Бразилия — 10 млрд. и Россия — 9,3 млрд долларов. Кроме того, официальные представители стран БРИК регулярно посещают с официальными визитами страны Африки. Таким образом, трансформация БРИК в ЮБРИК вполне возможна.

Налаживание политических и экономических связей в рамках БРИК требует обсуждения и четкой координации со стороны правительств стран, входящих в состав объединения. Для этой цели координаторы БРИК от Министерств иностранных дел каждой из стран находятся в постоянном контакте. За время существования БРИК прошло уже четыре встречи министров финансов и глав центробанков. Также регулярно для обсуждения насущных вопросов встречаются секретари советов безопасности или равные им лица, а также главы антимонопольных структур. В феврале 2010 в рамках сотрудничества стран БРИК была организована встреча руководителей статистических служб, в марте этого же года в Москве встречались министры сельского хозяйства «четверки», в апреле был организован деловой форум бизнесменов.

Однако встреч на уровне министров недостаточно, поэтому уже дважды, в 2009 и 2010 годах, члены БРИК проводили саммиты, в которых принимали участие непосредственно руководители государств. При этом стоит заметить, что полномасштабные саммиты являются не первыми встречами глав государств БРИК. Первая встреча на высшем уровне представителей стран БРИК была организована после встречи «Большой восьмерки» в Японии в июле 2008 года. Кроме обсуждения насущных экономических проблем, лидеры государств договорились на данной встрече о возможности проведения саммита на территории одной из стран БРИК.

Первый саммит прошел 16 июня 2009 года в Екатеринбурге. Место проведения мероприятия, по мнению автора статьи, было выбрано не случайно. Екатеринбург - город, являющийся столицей Урала, символизирующий собой встречу Востока и Запада, как нельзя лучше подходит для саммита лидеров таких разноплановых в культурном и политическом планах государств, как Россия, Индия, Китай и Бразилия.

Саммит проходил в «Доме Севастьянова» - одном из самых красивых в Екатеринбурге зданий постройки середины ХIХ столетия, которое тоже может служить символом разноплановости и, в тоже время, единства стран-членов БРИК. В гармоничном архитектурном проекте - творении уроженца этих мест Александра Падучева — соединились разноплановые «ингредиенты» - фасад с ротондой, выполненной в готическом стиле, многочисленные элементы пышного барокко и красота восточного стиля в интерьере.

В саммите приняли участие президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, президент Бразилии Луис Лула да Силва, премьер-министр Индии Манмохан Сингх и лидер КНР Ху Цзиньтао.

В рамках саммита состоялись встречи как в узком составе, включающем исключительно лидеров стран БРИК, так и встречи с участием членов делегаций. В ходе саммита обсуждались такие вопросы, как глобальная продовольственная безопасность, возможности преодоления последствий глобального экономического кризиса, мировая финансово-экономическая архитектура, международная торговля, взаимные инвестиции, современные парадигмы экономического развития, угроза мирового терроризма, сотрудничество в области науки и образования и т. д.

По результатам проведенного саммита было сделано два совместных заявления стран БРИК: «Совместное заявление лидеров стран БРИК» и «Совместное заявление стран БРИК по глобальной продовольственной безопасности». В первом документе сжато перечисляются основные вопросы, которые были затронуты в ходе обсуждения в рамках саммита БРИК.

Во втором документе подробно освещаются вопросы продовольственной безопасности. По всей видимости, такое пристальное внимание к проблемам продовольствия было инициировано со стороны Бразилии, поскольку именно эта страна является в данной четверке самым крупным поставщиком сельскохозяйственной продукции на мировые рынки и, соответственно, вопросы стандартизации и безопасности использования продуктов питания для нее наиболее актуальны. В результате в сделанном заявлении оговорен следующий список мер решения вопросов продовольственной безопасности:

1) направление в сельскохозяйственный сектор дополнительных ресурсов и помощи по каналам соответствующих национальных бюджетов и по линии международных институтов развития, особенно в домашние хозяйства, которые являются основным источником производства продовольствия;

2) использование совместных технологических разработок и задействование международного сотрудничества в целях внедрения передовых технологий в сельскохозяйственное производство в развивающихся странах с тем, чтобы существенно повысить производительность сельского хозяйства. Обеспечение прав на интеллектуальную собственность в сельскохозяйственной области должно соблюдать баланс между общим благом человечества и стимулированием инноваций;

3) совершенствование сельскохозяйственной инфраструктуры, включая системы ирригации, транспорта, снабжения, хранения и сбыта, а также расширение технической помощи, доступа к кредитам и практики страхования урожая. В этом контексте значительную роль могло бы сыграть государственно-частное партнерство;

4) совершенствование обмена знаниями и коммерциализация устойчивых видов сырья для биотоплива;

5) обеспечение более широкого доступа к продовольствию на национальном и международном уровнях при помощи соответствующей политики и эффективной системы распределения, в особенности в отношении бедных и наиболее уязвимых слоев населения в развивающихся странах;

6) обмен опытом успешной реализации государственных программ распределения продовольствия;

7) предоставление развивающимся странам финансовых и технологических средств для полной реализации адаптационных мер с целью минимизации негативного воздействия изменения климата на продовольственную безопасность.

В целом можно сказать, что саммит прошел результативно, лидеры стран-участниц остались довольны тем, что в ходе обсуждений удалось найти общий язык и по ряду вопросов прийти к общим решениям.

На саммит БРИК в Екатеринбурге живо отреагировала российская пресса, в том числе и уральская. Однако проанализировав публикации местной прессы, можно отметить, что в них практически нет серьезной аналитической информации с прогнозами, цифрами и т.п. В основном в статьях либо приводится общая информация о саммите (участники, место и время проведения и т.д.), либо говорится о влиянии проведенного мероприятия на Екатеринбург (построение инфраструктуры, повышенные меры безопасности во время проведения саммита). Следует также отметить, что саммит БРИК проводился практически сразу после саммита ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), и последнему в прессе уделено значительно больше внимания, чем саммиту БРИК. По мнению автора данной статьи, это связано с тем, что ШОС как организационная структура имеет значительно более давнюю историю, чем БРИК, она уже доказала свою жизнеспособность и возможность решать определенный круг вопросов. БРИК же является относительно молодым объединением, которому на тот момент еще только предстояло доказать свое право на существование, поэтому не удивительно, что саммит ШОС освещен в местной прессе шире, чем саммит БРИК.

Несколько по иному подается информация о БРИК в таких изданиях как «Международная жизнь», «Независимая газета», «Мировая экономика и международные отношения», «Латинская Америка», «Евразийская интеграция: экономика, право, политика» и др. Здесь приводятся аналитические данные, мнения экспертов, прогнозы на будущее, рассматриваются и анализируются различные точки зрения. Это касается не только вопросов саммита в Екатеринбурге, но и в целом информации о роли БРИК в мире, о влиянии на различные экономические и политические процессы, о роли России в данной структуре и т.д.

В целом можно сказать, что практически все вышеприведенные источники дают положительную оценку деятельности БРИК и считают, что в будущем данное объединение сможет оказывать значительное влияние на процессы, происходящие в мире, хотя, конечно, и определенные критические высказывания тоже встречаются.

Со стороны западных СМИ саммит в Екатеринбурге вызвал неоднозначную реакцию. США и Западная Европа восприняли саммит стран БРИК как «предупредительный выстрел» в сторону Вашингтона и попытку поколебать положение Соединенных Штатов на мировой арене. Насколько на это способны страны БРИК — покажет время.

На первом саммите БРИК была обговорена возможность проведения второго саммита на территории Бразилии, который состоялся 15-16 апреля в столице страны, городе Бразилиа.

Участники мероприятия остались те же: Дмитрий Медведев, представляющий Россию, Луис Лула да Силва, представляющий Бразилию, Манмохан Сингх, представляющий Индию и Ху Цзиньтао, представляющий Китай, а также члены правительственных делегаций. Однако китайский лидер вынужден был сократить свой визит в Бразилию из-за сильного землетрясения, произошедшего накануне на Западе Китая. Изначально планировалось, что Ху Цзиньтао проведет двустороннюю встречу с Дмитрием Медведевым и сразу же вернется в Китай, однако впоследствии он принял решение об участии в саммите БРИК и провел ряд переговоров не только с российским президентом, но также с премьер-министром Индии и президентом Бразилии.

Второй саммит БРИК проходил во дворце Итамарати, где располагается МИД Бразилии.

Основными вопросами, обсуждавшимися в рамках II саммита стран БРИК, стали вопросы о преодолении последствий мирового финансового кризиса, создание нового финансового порядка, подготовка к встрече «Большой двадцатки», а также проблемы международной торговли, борьбы с бедностью, изменения климата и борьбы с терроризмом.

В ходе саммита был подписан ряд соглашений. Так, к примеру, российский ВЭБ договорился о сотрудничестве с институтами развития Китая, Индии, и Бразилии. КНР и Бразилия подписали ряд двусторонних соглашений, а Россия начала переговоры с Embraer (бразильской аэрокосмической корпорацией) о возможности совместной разработки и производства самолетов для российской региональной авиации.

Кроме того, по итогам II саммита был подписан меморандум о сотрудничестве между государственными финансовыми институтами развития и поддержки экспорта стран-членов БРИК. Подписи под документом в присутствии лидеров Бразилии, России, КНР и Индии поставили руководители российского Внешэкономбанка, Банка развития Китая, Национального банка социально-экономического развития Бразилии и Экспортно-импортного банка Индии. По сути, подписанный меморандум является первым практическим документом, ориентированным на создание эффективной инфраструктуры финансового обеспечения многостороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества четырех государств.

По результатам саммита, проходившего в Бразилии, было принято «Совместное заявление глав государств и правительств стран – участниц Второго саммита БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай)». В данном Заявлении, в частности, особое внимание уделяется вопросам финансовой и валютной политики: «В интересах укрепления международной экономической стабильности мы поручили нашим министрам финансов и управляющим центральными банками изучить вопрос о региональных валютных договоренностях и обсудить условия сотрудничества между нашими странами в этой сфере. В целях содействия торговле и инвестициям мы изучим возможности валютного сотрудничества, включая договоренность об использовании национальных валют в торговле между нашими странами», - говорится в документе. Таким образом, страны БРИК стремятся найти пути проведения взаиморасчетов без использования доллара как международной валюты, а это уже серьезная заявка на лидерство и попытка укрепление позиций стран-членов БРИК на мировом рынке.

Также в документе говорится о важности развития международной торговли, в том числе при непосредственном участии ВТО в этом процессе. Совместное заявление содержит и такие разделы, как изменение климата, сельское хозяйство, энергетика, борьба с терроризмом. Страны БРИК, «осуждая терроризм во всех его формах и проявлениях», намерены продолжать борьбу с его проявлениями.

В документе указана ориентировочная дата следующего саммита БРИК: он состоится в Китае в 2011 году.

Стоит также отметить, что лидеры стран-членов БРИК встречаются не только в рамках саммитов данной организации, но и за ее пределами. Как уже отмечалось выше, первая подобная встреча была проведена еще до екатеринбургского саммита, 9 июля 2008 г. в Тояко-Онсэн (Япония), после встречи «Большой Восьмерки». Однако и с проведением ежегодных саммитов лидеры БРИК не перестали проводить встречи вне их рамок. Так, к примеру, лидеры БРИК снова увиделись в Йокогаме (Япония) в рамках форума АТЭС.

Таким образом, можно сказать, что диалог стран БРИК идет довольно активно на всех уровнях руководства стран, включая и самый высокий. Несмотря на то, что в 2010 году состоялся только второй полномасштабный саммит БРИК, даже на сегодняшний день между странами уже достигнут ряд договоренностей, подписаны некоторые важные соглашения. В связи с этим целесообразно считать, что партнерство между государствами БРИК будет развиваться и укрепляться по мере реализации каждой из стран своего экономического потенциала. По мнению автора данной статьи, у БРИК есть все необходимое для того, чтобы стать важным элементом нового миропорядка, хотя и не все эксперты и аналитики разделяют подобную точку зрения.

Безусловно, у БРИК есть свои достоинства и недостатки. Как представляется, главными достоинствами БРИК является четкая постановка каждым из государств-членов объединения определенных целей, которые оно хочет достичь в рамках взаимодействия с тремя другими странами; наличие у стран-участниц БРИК необходимых ресурсов для решения стоящих перед объединением задач; позиционирование БРИК как альтернативной силы мировому господству США.

Основным недостатком БРИК является отсутствие четкого механизма реализации решений, принятых в рамках саммитов и иных встреч членов БРИК. К примеру, в «Совместном заявлении глав государств и правительств стран – участниц Второго саммита БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай)» говорится о борьбе с мировым терроризмом, однако при этом не конкретизируются определенные меры, которые каждая из стран будет применять для решения данной проблемы в рамках взаимодействия с другими участницами БРИК.

Интересным является вопрос о значимости БРИК для России. БРИК позволяет России заявить о себе не только как о государстве с быстро развивающейся экономикой, но и как о реальной силе на международной арене. Насколько такое мнение обосновано и оправдаются ли надежды государств-членов БРИК на перераспределение сфер влияния в мире – вопрос времени, однако сам факт того, что такие попытки предпринимаются, уже весьма значим для нашей страны. 

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив