Пропагандистская война с Западом становится слишком дорогой для России.
Всего за два года после масштабной реструктуризации государственных СМИ, которые должны были превратиться в мощную машину кремлевской пропаганды, эта система противодействия «информационной войны Запада против России» начала рушиться. Крупнейшие телеканалы, вещающие внутри страны и за рубеж, впервые за много лет перестали приносить прибыль и стали убыточными. Экспертные центры, продвигавшие взгляд российских властей в Европе и США, начали закрываться. Все это говорит о скором конце «войны пропаганд» России и Запада, причем не в пользу первой.
 
Конец великой эпохи
 
В июле стало известно, что три крупнейшие телекомпании России – ВГТРК, «Первый канал» и «Газпром-медиа» - стали убыточными. ВГТРК продемонстрировал отрицательный баланс впервые за 15 лет. По итогам 2014 года, чистый убыток компании составил 2,8 млрд рублей. К ВГТРК относятся телеканалы «Россия1», «Россия2», «Россия24» и «Культура», а также радиостанции и неэфирные каналы. В эфире «России1» журналист Дмитрий Киселев каждую неделю говорит об антироссийских кознях Запада и о способности РФ превратить США в радиоактивный пепел.
 
«Первый канал» (938 млн рублей убытка по итогам 2014 года) и «Газпром-Медиа» (2 млрд рублей убытка) также являются важными элементами российской пропагандистской машины. Новостные выпуски «России1», «Первого канала» и НТВ (входит в «Газпром-Медиа Холдинг»), например, сделали все для дискредитации американского посла в Москве Майкла Макфола в начале 2012 года. Сюжеты центрального телевидения о «продавшейся США оппозиции», которую «специалист по оранжевым революциям» Макфол позвал для «инструктажа» в посольство в первые дни своего назначения, задали тон российско-американским отношениям еще до украинского кризиса.
 
Убытки, которые несут три кита отечественного телевидения, стали результатом оптимизации государственных СМИ 2013 года. Тогда российские власти сокращали расходы на журналистские проекты, ненужные с точки зрения продвижения государственных интересов. Тогда было расформировано самое современное, но недостаточно «патриотичное» для Кремля информагентство «РИА-Новости» и радиовещательная компания «Голос России». На их обломках появились МИА «Россия сегодня», которое возглавил тот же мастер пропаганды Дмитрий Киселев, а также агентство Sputnik, вещающее только на иностранных языках.
 
Пропаганда дешевеет
 
С тех пор бюджет госСМИ только снижался, а главное, что требовалось от них – как можно более агрессивная ретрансляция официальной позиции российских властей как можно большему числу людей. Год назад, в разгар украинского кризиса, такая тактика себя во многом оправдала: центральному телевидению России удалось сплотить отечественную аудиторию против новых киевских властей и Запада, поддержавшего «Евромайдан». Однако обратной стороной этого процесса стало стремительное ухудшение отношений РФ с США и Европой – и это неожиданным образом стало ударом по кремлевской пропагандистской машине.
 
В 2015 году, после начала «войны санкций», падения цен на нефть и обрушения курса рубля становится все очевиднее, что Москва больше не может себе позволить дорогостоящую пропаганду. По данным «Ведомостей», изначально планировалось, что общая сумма ассигнований на госСМИ в 2015 году составит 94,6 млрд рублей. Это на 7,8% меньше по сравнению с 2014 годом. Однако в январе выяснилось, что эта сумма будет сокращена еще на 10%.
 
США признали победу российской пропаганды
 
Пока Россия сокращает финансирование антизападной пропаганды, американские государственные СМИ трубят тревогу. По данным доклада, составленного американским правительственным Советом управляющих по вопросам вещания (BBG), США проигрывают пропагандистскую войну с Россией.
 
Насколько BBG верят в то, что говорят, - вопрос с экономическим подтекстом. Дело в том, что авторы доклада просят правительство США увеличить бюджет BBG для запуска спецпрограммы по противостоянию российской пропаганде. Это будет стоить $15,6 млн, то есть 888,4 млн рублей.
 
Общий бюджет американской ассоциации госСМИ, в которую входит в том числе русскоязычное «Радио Свобода», на 2016 год планируется в объеме $751 млн – то есть 42,7 млрд рублей. 
 
Падение курса рубля в декабре 2014 года особенно сильно ударило по государственным каналам, которые вещают за рубеж. Дело в том, что солидную часть бюджета они держали в иностранной валюте. Как заявила «Ведомостям» Маргарита Симоньян, глава RT (бывший канал Russia Today, ныне главный телевизионный рупор кремлевской пропаганды за рубежом, вещающий на пяти языках), доля валютных расходов у телеканала составляет около 80%.
 
Как заявила «РИА-Новости» Екатерина Ларина, директор департамента государственной политики в области средств массовой информации, бюджет RT в 2015 году снизился почти вдвое по сравнению с 2014-м: $236 млн против $445 млн. Бюджет МИА «Россия сегодня» за тот же период сократился с $250 млн до $99,7 млн.
 
Тихий омут
 
Единственный рупор госпропаганды за рубежом, который пока не затронули кризисные процессы – это Russia Beyond The Headlines («Россия за заголовками» - RBTH) – приложение о России к иностранным СМИ в рамках издательства «Российская газета». Ежегодный бюджет «Российской газеты» (РГ), судя по открытым источникам, составляет порядка 4 млрд рублей. С точки зрения финансирования государственных телеканалов, это смешная сумма. Именно поэтому сотрудники редакции RBTH будут последними пропагандистами, которых ждет урезание бюджета, перетряска состава или реструктуризация. Между тем, эффективность работы RBTH по «расширению новостной картины о России» в иностранных СМИ, похоже, приближается к нулю.
 
Редакция печатает качественные статьи, выдержанные в классических традициях объективной журналистики, с комментариями сторон и компетентных экспертов. Однако поскольку вкладки RBTH ежемесячно появляются в иностранных СМИ на рекламной основе, то и отношение читателей к ним соответствующее. Сколько бы вкладок RBTH ни появилось, например, в The Washington Post, эта американская газета останется верна своей умеренно-консервативной политике, которая точно не предполагает пророссийского взгляда на события. И вряд ли их аудиторию можно переубедить публикациями о влиянии творчества Диккенса на романы Достоевского.
 
В самой России «Россия за заголовками», впрочем, процветает. Пока наверху «пищевой цепи» государственных СМИ идет грызня за по-настоящему большие деньги, скромная редакция RBTH в рамках «Российской газеты» получает финансирование не только напрямую из федерального бюджета в рамках целевой программы «Информационное общество (2013-2020 годы)», но и из бюджета отечественного МИДа, который, видимо, считает, что именно через рекламные вкладки в прессе российская дипломатия сможет достучаться до сердец мировой общественности.
 
Два года назад RBTH запустила еще один проект – международный экспертный центр Russia Direct. На его вебсайте легко найти публикацию, которая в форме вопросов и ответов немного кокетливо объясняет нелегкие вопросы финансирования и независимости от Кремля. Несмотря на бюджет, выделяемый «Российской газетой», команда Russia Direct не подчиняется ни редакционной политике этого издания, ни тем более Кремлю, утверждают авторы публикации (среди них и главный редактор Russia Direct Екатерина Забровская). Более того, экспертный центр RBTH вскоре надеется стать независимым и от денег «Российской газеты», введя платную подписку на аналитические доклады, а также увеличив приток рекламы.
 
Кончить институт
 
Однако на общем фоне глубокого кризиса отечественной журналистики и международной экспертизы в радужные планы Russia Direct верится с трудом. Поток инвестиций в печатную прессу стремительно уменьшается, а на фоне украинского кризиса к российской политической аналитике, финансируемой Кремлем, на Западе еще долго будут относиться с недоверием.
 
Последний яркий пример – закрытие нью-йоркского Института демократии и сотрудничества. По информации онлайн-издания «Газета.Ru», экспертный центр закроется в августе. Он не только финансировался напрямую российскими властями, но и был гораздо агрессивнее в продвижении взглядов этих властей.
 
Глава института политолог Андраник Мигранян объяснил журналистам, что закрытие связано с небывалыми успехами его команды: «Миссия выполнена. Ситуация с правами человека в США улучшилась».
 
Однако это объяснение выглядит хорошей миной при плохой игре. По данным «Газеты.Ru», ссылающейся на собственные источники, Институт демократии и сотрудничества в США уже два года испытывал большие трудности с финансированием. В конце концов, очевидно, российские власти сочли, что работа института дает слишком слабую «отдачу».
 
По тем же данным, Институт демократии и сотрудничества во Франции, который занимается той же пропагандой кремлевской идеологии, но не в США, а в Европе, также испытывает проблемы с деньгами. Круглые столы с привлечением пророссийских западных экспертов, составление тенденциозных докладов и комментарии в СМИ давно перестали расцениваться в Кремле как эффективные инструменты продвижения своих интересов.
 
Кризисные процессы только приблизили уничтожение того, что до конфликта с Западом в России называли средствами «мягкой силы». Масштабная дорогостоящая пропаганда, вполне вероятно, станет следующим инструментом российского влияния, которая заглохнет по мере углубления кризиса.
Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

乘火车去雅罗斯拉夫

乘坐火车前往雅罗斯拉夫 – 我想,这是多么浪漫的事 情,相聚在这个城市!你不会相信,但列车在这一天 穿越整个雅罗斯拉夫,站台矗立着以前的火车头。这 不是一个碑,是真正的 - ... Читать полностью

中国游客首选俄罗斯!..

越来越多中国游客开始在俄罗斯度假,从西伯利亚到远东地区城市。 Читать далее... Читать полностью

没有中国人的中国市场

莫斯科-北京》杂志记者前往柳布林诺莫斯科商贸中心购物,无意中发现了一个问题,为什么中国人开始大规模退出市场? Читать далее... Читать полностью

上太空,度周末

中国计划自主研发太空飞机,以降低太空旅游门槛。 Читать далее... Читать полностью
www.moscowbeijing.ru