По оценкам большинства независимых экспертов, ожидать какого-либо прорыва в российско-американских отношениях в период второго президентского срока Барака Обамы не приходится.

Можно предположить, что с обеих сторон сохранится чисто прагматичный подход ко всем вопросам двусторонних отношений, внешней политики, экономики, международной и региональной безопасности. О необходимом для коренного улучшения двусторонних отношений уровне доверия между Кремлем и Белым домом говорить пока преждевременно. Руководства РФ и США по прежнему с большим подозрением относятся ко всем внешнеполитическим акциям друг друга и рассматривают их под углом возможной угрозы своим национальным интересам. При этом нельзя переоценивать место и значение России в американской внешней политике. Зачастую в Вашингтоне вспоминают о нашей стране лишь в связи с предстоящим очередным голосованием по острым вопросам в Совете Безопасности ООН или необходимостью повышения уровня ядерной безопасности.

Вместе с тем, исключать каких-либо позитивных шагов декларативно-демонстративного характера в отношении России со стороны Вашингтона не следует. Так, ожидается, что власти США могут все же отменить пресловутую поправку Джексона-Вэника. Этот шаг, якобы, сделает более предсказуемой работу российских экспортеров на американском рынке. Как известно, эта поправка была введена в закон о торговле США в отношении СССР еще в 1974 году в связи с ограничением права на выезд еврейского населения из страны. Она ограничивает товарообмен со странами, нарушающими, по мнению американских властей, права человека, в частности, право на эмиграцию. И хотя проблем с выездом евреев из России уже давно нет, конгресс США до сих пор не отменил эту поправку, вводя на нее лишь ежегодный мораторий. Поправка позволяет применять в отношении импортных товаров из России дискриминационные тарифы и сборы. Она также запрещает американским властям предоставлять государственные кредиты и кредитные гарантии РФ. И хотя, по мнению специалистов, отмена поправки – лишь формальность, призванная обозначить намерение администрации США улучшить политические отношения с Россией, сам этот жест может стимулировать дальнейшее развитие двусторонних отношений. Следует иметь в виду, что отмена поправки теперь нужна и самим США. Российский МИД неоднократно заявлял, что Россия не сможет исполнять в полной мере своих обязательств в рамках ВТО в отношении Соединенных Штатов, пока действует эта поправка.

На фоне событий «арабской весны» и продолжающейся гражданской войны в Сирии Москва стремится противопоставить попыткам Вашингтона навязывать свои модели и стандарты демократии по всему миру альтернативные центры влияния. Не отказываясь от сотрудничества с мировым сообществом в рамках ООН, Россия пытается задействовать в решении важнейших мировых проблем и новые международные союзы и набирающие силу мировые державы (БРИКС, ШОС, Китай, Индия).

Уже сейчас можно ожидать, что обострится борьба США и РФ за влияние на постсоветском пространстве. Россия попытается сохранить свои традиционные связи и позиции в Украине, Армении, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане и Киргизии, куда довольно энергично в последнее время проникают США. Как стало известно, еще накануне выборной президентской кампании в США Вашингтон предложил передать ряду центрально-азиатских стран на безвозмездной основе оружие и боевую технику выводимых из Афганистана контингентов войск НАТО. Можно предположить, что это лишь первый шаг по втягиванию региона в сферу военного и военно-технического сотрудничества с США и НАТО.

Вместе с тем, не следует забывать, что в условиях глобализации мировых процессов, Россия и США объективно обречены на тесное сотрудничество в ряде весьма чувствительных, с точки зрения международной безопасности, областей (дальнейшее сокращение ядерных арсеналов США и РФ, поддержание режима нераспространения ядерного оружия, ликвидация химического и биологического оружия, повышение уровня безопасности объектов мирного атома, разоруженческие процессы, контроль за экспортом обычных вооружений, информационная и экологическая безопасность, борьба с наркоугрозой и международным терроризмом, морским пиратством и т.п.). Можно предполагать, что с переизбранием Б.Обамы на второй срок все предыдущие наработки в этих областях будут успешно реализованы и получат свое дальнейшее развитие.

Одним из важнейших факторов мировой политики, который во многом дестабилизирует международную обстановку, остается напряженность и враждебность в американо-иранских отношениях. Вряд ли следует ожидать каких-либо серьезных изменений в политике США по отношению к Ирану в обозримом будущем. Скорее всего, Вашингтон продолжит курс на ужесточение ограничительных антииранских санкций финансового и торгово-экономического характера, усилит давление на партнеров США, чтобы они более активно включались в блокаду Ирана. Главная ставка будет делаться на экономическое удушение ИРИ и провоцирование внутренних конфликтов в этой стране. Вероятность военной операции США или Израиля против Ирана или нанесения ракетно-бомбовых ударов по ядерным и другим объектам ИРИ остается крайне незначительной. Вашингтон и Тель-Авив не решатся на открытую военную авантюру против Ирана с непредсказуемыми для них последствиями.

Однако, угроза США военным путем решить ядерную проблему Тегерана останется в качестве одного из элементов информационно-пропагандистской войны и психологического давления на Иран. Время от времени отдельные американские и израильские политики и западные СМИ будут озвучивать такие сценарии. Одновременно, Вашингтон продолжит реализацию плана создания, так называемых, «поясов безопасности» вокруг Ирана (монархии Персидского залива, Ирак, Азербайджан, Грузия, постсоветские государства Центральной Азии). В этих целях ускорятся массированные поставки самого современного американского оружия, включая системы ПВО и ПРО, в соседние с Ираном страны.

Одной из важных и актуальных для США целей остается - во что бы то ни стало ускорить смену режима в Сирии, чтобы лишить ИРИ последнего союзника в регионе и, тем самым, свести влияние Тегерана в регионе до миниума. Эту задачу Вашингтон уже сейчас пытается решить с помощью своих традиционных партнеров (Саудовская Аравия, Катар, Турция). Не исключается и более жесткий вариант вмешательства Запада в сирийский конфликт путем направления воинских контингентов или ракетно-бомбовых ударов НАТО по объектам правительственных войск под предлогом необходимости проведения «миротворческой» операции. Якобы, таким образом можно будет спасти сирийский народ от гуманитарной катастрофы. Мир уже был свидетелем подобных акций в Ираке и Ливии и хорошо знаком с их негативными последствиями.

Народы России, США, Ирана и других стран ждут от своих нынешних руководителей создания условий для безопасного и мирного проживания всех граждан на планете. К сожалению, прошедшая выборная кампания в США показала, что в этой стране все еще популярны воинственные заявления «политиков-ястребов» типа Ромни.

Президент США Б.Обама во многом продолжает оставаться в плену этих, широко распространенных в США, взглядов и настроений и будет вынужден проводить прежний курс в интересах крупных американских и транснациональных корпораций, военно-промышленного комплекса («оружейных баронов»), сионистского и других лобби в американском конгрессе. И хотя в Вашингтоне постепенно приходят к пониманию, что им так и не удалось построить монополярный мир и время их безраздельной мировой гегемонии так и не наступило и теперь вряд ли когда наступит, но в США все еще сильны настроения «Богом избранного народа», которому предстоит «осчастливить Человечество по своему образцу и подобию».

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив