Мировой кризис и социальная политика: опыт Венгрии

23 июль 2011
Мировой финансово-экономический кризис, разразившийся в конце первого десятилетия XXI века, оказал мощное и до конца ещё не осознанное воздействие на все сферы человеческой жизни.  

Многие процессы, которые в докризисный период были незаметны, превратились в существенные доминанты общественного развития, и наоборот - ряд начавшихся положительных тенденций был прерван.

 

Не осталась в стороне и Венгрия — малая европейская страна, председательствующая в первом полугодии 2011 г. в Евросоюзе. Мировой кризис оказал заметное влияние на состояние всего венгерского социума, на политическую и экономическую ситуацию. Ещё и в докризисный период стали проявляться признаки глубокого внутриполитического раскола в венгерском обществе, порою принимавшие весьма острые формы политического противостояния. На фоне умелого использования просчётов правившей в 2002-2010 гг. коалиции в реализации непопулярных в обществе социальных реформ к власти весной 2010 г. пришла право-центристская «ФИДЕС-Гражданская партия». Ей пришлось заниматься нерешёнными предшественниками тяжёлыми социальными вопросами, однако выполнение предвыборных обязательств, имевших зачастую популистский характер, сопряжено с отсутствием в казне необходимых для этого средств. Венгрия периодически была близка к тому, чтобы объявить себя банкротом.

 

Макроэкономические проблемы стали накапливаться уже в 2007 г., когда прирост ВВП лишь немногим превысил 1%. Затем, по мере разрастания кризиса, экономическая динамика стала еще больше ухудшаться: в 2008 г. ВВП вырос всего на 0,6%, а в 2009 г. сократился на 6,3%. В 2010 г. вследствие некоторого оживления на мировых товарных и финансовых рынках ВВП Венгрии вырос на 1,2%, в том числе на 1,15 п.п. – за счёт роста реального сектора экономики, и на 0,04 п.п. – за счёт роста сферы услуг). Конечно, после глубокого спада это несомненный успех, но оживление венгерской экономики пока нельзя считать устойчивым – оно произошло главным образом за счёт роста экспортных поставок, тогда как внутренний спрос в стране практически не растёт.

 

Однако если даже считать, что кризис близится к завершению, его последствия ещё долго будут сказываться на социально-экономическом положении страны. Согласно социологическому опросу, проведённому в Венгрии одной из ведущих исследовательских компаний «Szonda Ipsos», 75% жителей страны считают, что в 2010 г. их материальное положение ухудшилось. Правда, наиболее пессимистичны были опрошенные пожилые люди и люди со средним образованием, а наиболее оптимистичны - люди в возрасте 20 лет и имеющие высшее образование.

 

Политика «затягивания поясов» потребовала от населения существенных жертв. Сокращать дефицит госбюджета удавалось исключительно ценой «крови, пота и слёз»: ускорялась инфляция, повышались налоги, людям пришлось проедать свои сбережения, уровень жизни бедных и среднеобеспеченных слоёв населения существенно понижался, нарастали различия в уровне и качестве жизни между более развитым Западом страны и отсталым Востоком, между городом и деревней. Закрытие небольших деревенских школ и больниц, сокращение штатов в бюджетных учреждениях, попытка введения платы за обучение в вузах, а также платы за обращение к врачу и нахождение на больничной койке, отмена движения на второстепенных железнодорожных маршрутах – всё это не могло не вызывать раздражения среди широких масс населения, в том числе интеллигенции (педагогов, медицинских работников и служащих), служило питательной средой для распространения в обществе антиправительственных настроений, выступлений против проводимых правительством социальных реформ.

 

Наиболее резкое ухудшение ситуации в социальной сфере Венгрии произошло в 2009 г. Оно стало шоком для широких слоёв венгерского населения, которое поначалу не осознавало в полной мере возможные негативные последствия приближавшейся рецессии. 2010 г. также был довольно тяжёлым для венгерского населения.

 

Самым простым и удобным критерием для характеристики социальной ситуации служит положение на рынке труда. Под влиянием глобального кризиса он испытал в Венгрии значительные трудности. Если в относительно благополучном 2007 г. в стране было 3 млн 903 тыс. занятых, то в 2008 г. их число уменьшилось до 3 млн 850 тыс., а в 2009 г. - до 3 млн 751 тыс. человек. И хотя в 2010 г. в динамике числа занятых произошел перелом, оно увеличилось незначительно – до 3 млн 773 тыс. человек, и до докризисного уровня стране ещё далеко. К тому же на процессы занятости накладываются демографические тенденции: в январе 2011 г. численность населения страны впервые с 1960 г. опустилась ниже 10 млн человек.

 

Несмотря на начавшийся в 2010 г. рост занятости, тенденция увеличения безработицы осталась в Венгрии неизменной. Число зарегистрированных безработных увеличилось с 328,9 тыс. человек в 2007 г. до 336,6 тыс. в 2008 г., 441,7 тыс. в 2009 г. и 461,7 тыс. человек в 2010 г. В силу этого уровень безработицы также демонстрировал устойчивую тенденцию к росту: в 2007 г. он составлял 7,4%, в 2008 г. - 8,0%, в 2009 г. - 10,5%, в 2010 г. - 10,9% (такого уровня не наблюдалось с 1995 г.). Труднее всего найти работу людям с низким уровнем образования или не имеющим профессиональной квалификации. Для этой категории уровень безработицы в 3-4 раза превосходит средний по стране.

 

Сокращение занятости в период кризиса в наибольшей степени затронуло строительство, обрабатывающую промышленность, сферу торговли, сектор финансовых услух, а также информационно-коммуникационный сектор. Например, в обрабатывающей промышленности было уволено порядка 30–40 тыс. человек, то есть 4–6% всех занятых. В строительстве работу потеряли 10–15 тыс. человек, или 10% занятых. Около 10% служащих потеряли работу в финансовом секторе. Существенные сокращения произошли и в бюджетной сфере.

 

В условиях сокращения заказов руководители предприятий начали пересматривать свои производственные и инвестиционной планы и принимать меры по экономии средств. Приоритетами объявлены только те капиталовложения, которые связаны с повышением конкурентоспособности, развитием технологий и «зелёными» разработками. В наиболее острый период кризиса (на рубеже 2008-2009 гг.) многие компании в Венгрии на тот или иной срок (от нескольких дней до 2-3 недель) приостанавливали производство или сокращали рабочую неделю, что неминуемо сказывалось на зарплате работников.

 

Увольнения и ухудшение условий труда воспринимались населением болезненно и в ряде случаев вели к протестам, даже если были вызваны необходимостью сокращения производства из-за сокращения заказов. Иногда недовольство увольнениями или условиями труда принимало острые формы. Так, в конце 2008 г. 98 уволенных работников завода «General Electric» в г. Дьёр провели манифестацию, протестуя против закрытия завода. «Запомнились» забастовки на транспорте: длительная забастовка работников Будапештского аэропорта – единственного международного аэропорта страны, и две забастовки железнодорожников (первая, недельная, состоялась в феврале 2008 г., вторая, двухнедельная, – в декабре того же года). Каждая из забастовок железнодорожников привела к прекращению движения поездов по территории страны, за исключением нескольких местных поездов, которые ходили нерегулярного. Независимый союз работников железных дорог, организовавший стачку, требовал повышения зарплат для большинства сотрудников компании, а также выплаты единовременной премии после продажи компанией «MÁV», оператором местных железных дорог, подразделения «MAV Cargo».

 

По мере снижения остроты кризиса волна увольнений пошла на убыль. Число лиц, потерявших работу в декабре 2009 г., было на 70% меньше пикового мартовского значения; в 2010 г. число компаний, планирующих сокращение персонала, значительно уменьшилось. Проявления недовольства увольнениями в 2009-2010 гг. продолжились, но их размах был заметно меньше, чем в 2008 г. Случаев протестов можно привести не много, и те не имеют острой формы. Например, профсоюз работников электронной промышленности инициировал тяжбу по вопросу законности увольнения 330 человек, нанятых всего за несколько месяцев до этого на предприятие концерна «Филипс» в г. Секешфехервар. В январе 2010 г. почтовые работники устроили пикет перед штаб-квартирой Венгерской почты в Будапеште, протестуя против увольнения 29 коллег. В начале 2011 г. профсоюз водителей автобусов южно-дунантульского региона, несогласный с предложенными работодателями условиями оплаты труда, объявил о проведении однодневной забастовки, назвав её «прекращением работы».

 

Несмотря на начавшееся восстановление экономики, в Венгрии пока не наблюдается стремления компаний к увеличению численности персонала. Правительство разработало ряд программ поддержки сохранения и создания новых рабочих мест (например, программы «Путь к работе», «За сохранение рабочих мест»), в рамках которых предусматривается выделение средств на конкурсной основе. Однако компании, выигравшие такие конкурсы, не смогли по различным причинам «освоить» средства в полной мере. Например, концерн «Дженерал Электрик», имеющий 14 подразделений в 11 городах Венгрии, из 657 млн форинтов выделенной поддержки использовал только 187 млн. Более того, в планах концерна появилось намерение сократить 2,7 тыс. работников в течение 2010-2011 гг. Правда, есть и некоторые условно позитивные изменения. В частности, число работников в сфере административного управления и услуг существенно возросло. Однако это, очевидно, не является определяющим фактором для выздоровления венгерской экономики.

 

Наряду с действиями по смягчению последствий массовых увольнений, власти Венгрии возлагают определённые надежды на социально ответственное поведение работодателей. В частности, некоторые работающие в Венгрии иностранные компании предлагают увольняемым сотрудникам помощь в рамках так называемых «программ стимулирования карьеры», которые предусматривают и гуманизацию процедуры увольнения, и обучение способам поиска работы, и содействие в юридических вопросах.

 

Среди мер, направленных на повышение занятости, венгерские власти важное место отводят привлечению к решению проблемы органов местного самоуправления (ОМСУ), повышению их роли в развитии партнёрства муниципалитетов, местных органов службы занятости и деловых кругов. Основной лейтмотив - лучше дать работу, чем платить пособие. Поэтому в программах многих региональных властей (области Фейер, Дьёр и др.), направленных на оживление экономики и содействие решению проблемы безработицы, акцент делался на то, чтобы как можно больше занятых остались в трудовом поле, поскольку здесь решение всех проблем намного дешевле и эффективнее, чем в сфере социальной защиты. Для этого предлагалось установить норматив привлекаемых местных работников и субпоставщиков при проведении конкурсов на закупки для муниципальных нужд (размер варьировался в зависимости от области), понизить местный налог на кустарный промысел, гарантировать возврат этого налога тем предпринимателям, которые обязались сохранить имеющиеся рабочие места и создавать новые.

 

Естественно, для выполнения таких программ требовалось существенно увеличить финансовые средства, выделяемые органам местного самоуправления для трудоустройства местных безработных. Однако после выборов 2010 г. начались проблемы с их функционированием. В результате ОМСУ закончили год с дефицитом в 247,7 млрд форинтов (3,8%), тогда как правительство рассчитывало на дефицит в 190 млрд форинтов. Отсюда ясно, что влияние правительства на хозяйствование почти трёх тысяч ОМСУ недостаточно эффективно. Одним из последствий этого стало то, что в начале 2011 г. двенадцать ОМСУ инициировали процедуру банкротства, и ещё около сотни рискуют к ним присоединиться.

 

Кризис в существенной мере ухудшил материальное положение венгерского населения, включая средний класс. Он воздействовал на динамику средней номинальной заработной платы в Венгрии: в период нарастания кризисных явлений ее рост сначала замедлился, а в 2009 г. почти прекратился, и только с поворотом экономики к постепенному восстановлению размер зарплаты стал очень медленно увеличиваться. Особенно ощутимо кризис отразился на положении бюджетников: государство не только отказалось от проводившейся в докризисные годы политики опережающего роста зарплаты в бюджетном секторе по сравнению с предпринимательским, но и понизило номинальную заработную плату бюджетных работников.

 

Для нормализации ситуации правительство В. Орбана создало комиссию по мониторингу заработной платы, целью которой является проверка соблюдения работодателями рекомендации Совета по согласованию интересов о повышении заработной платы в 2011 г. на 4-6%. Однако этот шаг не нашел понимания ни у профсоюзов, ни у работодателей. По их мнению, следственными мероприятиями нельзя заставить частный сектор повышать зарплату, тем более, что предложения Совета носят рекомендательный характер. К тому же за последние 18 лет фактический рост выплаченной зарплаты в реальном секторе экономики и без мониторинга лишь дважды не превысил рекомендованный Советом уровень.

 

Иное дело — устанавливаемый властями минимальный размер оплаты труда: в этом случае работодатель обязан соблюдать установленный норматив, динамика которого – в отличие от других показателей кризисного периода – имеет стойкую тенденцию к росту (табл. 2). Однако даже такой последовательный рост не в состоянии заметно улучшить положение венгерских семей, поскольку напрямую касается не более 10% трудоспособного населения страны (хотя и учитывается при выплате подоходного налога всеми гражданами). Не случайно в современном венгерском фольклоре появилось выражение «... лучше жить на пособие, чем работать за минимальную зарплату».

 

Таблица 2. Минимальная заработная плата в Венгрии

                         
         

       
         

2005

       
         

2006

       
         

2007

       
         

2008

       
         

2009

       
         

2010

       
         

2011

       
         

Размер (тыс. форинтов)

       
         

57,0

       
         

62,5

       
         

65,5

       
         

69,0*

       
         

71,5

       
         

73,5

       
         

78,0

       
 

* В 2008 г. были введены надбавки для лиц со средним специальным и высшим образованием (коэффициент 1,135 и 1,6 соответственно).

 

Источник данные автора по материалам венгерской прессы.

   

Следствием сокращения реальных доходов стало истощение накоплений населения в период кризиса. В 2010 г. более половины граждан Венгрии не имели возможности увеличивать сбережения даже на 10 тыс. форинтов в месяц, а 15% граждан вообще не имеют сбережений. Лишь 20% заявили о возможности увеличения сбережений по сравнению с докризисным периодом.

 

Кроме того, в результате широкого использования кредитов примерно полмиллиона венгерских граждан оказались должниками банков, и 44% населения не могут откладывать средства для будущего потребления в связи с необходимостью погашать взятые кредиты. Причины такого положения разные: негативная роль кредитных посредников, действующих по доверенности банка и не заинтересованных в тщательной проверке кредитоспособности дебитора; нерасчётливость и/или недисциплинированность самих дебиторов и т. п. Если в 2003 г. к категории проблемных относились 7-8% кредитов, взятых физическими лицами, то спустя пять лет их доля возросла до 12,5%. Правда, эксперты отмечают, что этот уровень ещё не является критическим.

 

Недостаток средств у населения значительно осложняет положение венгерских банков, осложняя тем самым преодоление последствий рецессии. Домохозяйства фактически не делают сбережений, а найти какой-либо серьёзный внешний источник финансирования до сих пор не удаётся. В итоге в 2010 г. полностью остановился рост клиентской базы банков, продолжавшийся всё предыдущее десятилетие. Каждый венгр трудоспособного возраста в настоящее время состоит в отношениях в среднем с 1,2 банка, что значительно меньше, чем в других странах региона.

 

С целью предотвращения изъятия населением банковских вкладов в разгар кризиса и стимулирования к увеличению сбережений размер возмещения по сумме вкладов одного лица в одном банке в случае его банкротства был повышен в Венгрии с 15 октября 2008 г. с прежних 6 млн до 15 млн форинтов, что в полной мере соответствовало рекомендации Евросоюза от 7 октября 2008 г. об увеличении гарантированного государством минимума возмещения по сумме вкладов физических лиц в 2,5 раза (с 20 тыс. до 50 тыс. евро). Одновременно было отменено положение о самостоятельном несении рисков вкладчиками в размере 10% по части вкладов, превышающей 1 млн форинтов. Более того, следуя примеру ряда других стран ЕС, венгерское правительство заявило, что гарантирует возмещение и той части вклада, превышающей 15 млн.форинтов, т.е. в Венгрии вклады населения теперь защищены на все 100%.

 

Конечное потребление домохозяйств за время кризиса ощутимо сократилось. Если в 2008 г. ещё наблюдался небольшой его рост (на 0,6%), то в 2009 г. из-за сужения возможностей получения кредитов, сокращения занятости и почти полной остановки роста реальных доходов произошло резкое падение (-6,8%), которое продолжилось и в 2010 г. (-2,3%). Способствовал этому и рост цен (4,9%). Правда, рост цен на продовольствие был ниже среднего темпа инфляции, но зато цены на подакцизные товары (бензин, спиртное, табачные изделия) выросли в большей степени.

 

Сфера образования также испытала на себе воздействие мирового кризиса. Впрочем, ещё в докризисный период начался процесс слияния многих вузов, переход от базового финансирования высшего образования к подушевому. И хотя в 1990-2004 гг. число студентов увеличилось в 4 раза, расходы на высшее образование по отношению к ВВП снизилась почти на 20%. В связи с общей ориентацией на прикладной характер исследований и обучения многие вузы и факультеты, занимающиеся теоретическими проблемами и дисциплинами, с трудом выживают в новых условиях и вынуждены сокращать штат сотрудников.

 

Введение в 2007 г. платы за высшее образование заметно сократило приток абитуриентов. К тому же новые экономические условия внесли коррективы в жизненную стратегию выпускников школ. Наличие диплома уже не гарантирует хорошо оплачиваемой работы после окончания вуза, поэтому многие предпочитают за 2-3 года после школы получить хоть какой-то трудовой опыт, а лишь затем поступать в вуз. Другой подход состоит в том, чтобы устроиться работать за рубежом, там пройти обучение, а затем нострифицировать полученные дипломы. Преподавательский состав также ориентирован на Запад – как в части публикаций, так и в части проведения исследований. Серьёзной проблемой для вузов является неспособность привлечь молодых талантливых сотрудников, поэтому бремя обучения приходится нести стареющим профессорам. Несмотря на рост зарплат, преподаватели вузов зарабатывают в среднем в 1,9 раз меньше, чем менеджеры высшего звена в частном секторе (в 1990 г. этот разрыв был меньше — 1,78 раза). В целом, по мнению экспертов, престиж высшего образования в стране в последние годы снизился. В этих условиях венгерские власти заявили о готовности отменить плату за обучение, но одновременно ликвидировать частные вузы.

 

В весьма сложном положении в период кризиса оказалась пенсионная система Венгрии. Доля пенсионеров в населении страны, составлявшая в 1980 г. 18,8%, в 2000 г. увеличилась до 31,1%. К 2010 г. она немного снизилась – до 30,5%, однако произошло это главным образом вследствие повышения пенсионного возраста.

 

Размер пенсии по старости в Венгрии составляет довольно внушительные по местным меркам 84 тыс. форинтов (примерно 400 долл.). С одной стороны, это позволяет 86% венгерских пенсионеров в возрасте 60-64 года сидеть дома (во многих других странах доля неработающих пенсионеров этой возрастной группы значительно меньше, например в США – 50%). С другой стороны, большинство венгерских пенсионеров к моменту выхода на пенсию практически не имеет сбережений, что делает их полностью зависимыми от социального обеспечения. Поэтому государству для поддержания социальной стабильности приходится выделять на него всё больше средств. Так, с 1990 по 2010 г. расходы на социальное обеспечение выросли в 1,5 раза, а отношение их объема к ВВП – с 9,7 до 11,2%. Такие выплаты становятся всё более непосильным бременем для венгерской экономики. Ситуацию усугубляет перманентная недореформированность пенсионной системы, завершить которую не удается ни одному венгерскому правительству, какой бы политической ориентации оно ни было.

 

Впрочем, если судить по официальным данным, венгерский Пенсионный фонд за последние несколько лет умудряется работать с нулевым сальдо: поступления и расходы на выплаты пенсий составили в 2009 г. примерно по 2,7 млрд.форинтов, в 2010 г. - по 2,9 млрд форинтов. В бюджете Пенсионного фонда на 2011 г. запланировано сальдо в размере 3,1 млрд.фор. Однако, обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда достигается за счёт в той или иной мере закамуфлированного перераспределения средств государственного бюджета. Инструментами для этого являются некоторые из быстро созданных фондов (Фонд обеспечения бюджетного сбалансированности, Фонд управления государственным долгом), в которые будут стекаться средства, «сэкономленные» в результате реализации антикризисных программ.

 

Одним из источников пополнения этих фондов является фактическая национализация частных пенсионных фондов (ЧПФ). Напомним, что в 1997 г. в Венгрии была сформирована трёхуровневая пенсионная система: наряду со взносами в венгерский Пенсионный фонд для получения в будущем государственной пенсии (т. н. «первая опора») все лица, впервые начинавшие трудовую деятельность, были обязаны отчислять часть своего дохода в частные пенсионные фонды («вторая опора»), а также делать самостоятельные пенсионные накопления («третья опора»). В конце 2010 г. 3,1 млн венгерских граждан, делавших отчисления в ЧПФ, были поставлены перед выбором: остаться в ЧПФ, или перейти в фонды под государственным управлением. При этом принявшие решение остаться в ЧПФ обязывались платить 10% от суммы своих накоплений в качестве платы за обслуживание своих счетов и по сути лишались права на государственную пенсию. Срок для размышлений был дан весьма ограниченный — гражданам предстояло определиться в течение полутора месяцев, до 31 января 2011 г. В итоге в ЧПФ осталось лишь 3% пенсионеров (102 тыс. человек) – в три раза меньше, чем рассчитывало правительство (10%).

 

Эти действия были критически встречены оппозицией в лице социалистов (мол, «Фидес похоронила будущее молодёжи»; «Молодые люди в возрасте до 40 лет могут рассчитывать только на государственную пенсию по старости, без каких-либо добавок» и т.п.), но в силу расклада сил в парламенте активного противодействия им не последовало. Рейтинговое агентство Moody's также критически оценило шаг венгерского правительства, заявив, что он может стать причиной для снижения суверенного рейтинга Венгрии. Однако от слов к делу агентство не перешло.

 

Фактическая национализация ЧПФ является прямым отражением сложной социально-экономической ситуации, в которой оказалась Венгрия вследствие мирового кризиса. Правительство В. Орбана постоянно ищет способы пополнения доходной части бюджета страны и сокращения государственных расходов. В 2009 г. дефицит госбюджета составлял 925 млрд форинтов (3,5% к ВВП), в 2010 г. - 870 млрд форинтов (3,2%).

 

Надо сказать, что венгерские власти прикладывали массу усилий, чтобы улучшить ситуацию в экономике. В частности, после формирования в апреле 2009 г. нового правительства во главе Г.Байнаи была принята Программа антикризисных мер, преследовавшая четыре основные цели: защита рабочих мест и благосостояния семей; обеспечение сбалансированности бюджетных доходов и расходов; возобновление экономического роста; восстановление доверия инвесторов.

 

Наиболее срочными были признаны меры по максимальному сокращению расходов на содержание государственного аппарата и бюджетной сферы, а также по введению жёсткого режима экономии в сфере социального обеспечения. Посредством этих мер правительство планировало снизить расходную часть госбюджета в 2009 г. на 400 млрд форинтов (порядка 1,8 млрд долл. по текущему курсу), а в 2010 г. – на 900 млрд форинтов (4,1 млрд долл.).

 

В пакете Г. Байнаи фигурировало также требование, чтобы собственники фирм, которым оказывается государственная поддержка, отказались на определённое время от дивидендов, а их менеджмент обязался понизить свои зарплаты в той же степени, что и в случае рядовых работников.

 

В бюджетной сфере предусматривалось заморозить на 2 года номинальную заработную плату, что затронуло бы почти 700 тыс. служащих. Во второй половине 2009 г. планировалось пересмотреть условия выплаты 13-ой зарплаты, а с 2010 г. намечалось вовсе отказаться от этой формы поощрения бюджетников. Вместо неё планировалось внедрить новую систему стимулирования труда, которая напрямую зависела бы от темпов экономического роста в стране.

 

Планировалось также сократить объёмы государственной поддержки ОМСУ и параллельно ввести в действие систему их государственной поддержки. Кроме того, намечалось внести существенные изменения в системы налогообложения, социального и пенсионного обеспечения. Главными задачами здесь также являлись повышение доходов и снижение расходов госбюджета.

 

Однако правительство Г.Байнаи не получило возможности реализовать свою антикризисную программу, и инициатива в данном вопросе перешла к Фидес, победившей на выборах 2010 г.

 

В марте 2011 г. венгерское правительство озвучило программу реформ, направленных на сокращение бюджетного дефицита. По сложившейся традиции называть такого рода проекты именами видных венгерских исторических деятелей эта программа получила название «План Кальмана Селла».

 

План преследует три цели — снизить уровень государственного долга, воспрепятствовать росту его объема и обеспечить длительный рост венгерской экономики. В 26 пунктах программы изложены предложения по широкому кругу вопросов, затрагивающих сферы госзакупок, образования, финансирования лекарственного обеспечения, пенсионного обеспечения и др. Предполагается, что реализация Плана к концу парламентского цикла, то есть к .2014 г., должна обеспечить экономию порядка 700 млрд форинтов, что позволит последовательно снижать дефицит бюджета: в 2011 г. до 2,9%; в 2012 г. до 2,5%; в 2013 г. до 2,2%; в 2014 г. до 1,9 %.

 

План встретил неоднозначную реакцию в Венгрии. Часть пунктов расценивается как популистские, не имеющие реального воздействия на бюджетный дефицит (например, сокращение продолжительности отпуска министров с 40 до 20 дней, обещание уменьшить налоги на предпринимателей). Реальный эффект от другой части пунктов воспринимается как незначительный (например, установить предел для зарплаты руководителей госкомпаний в 2 млн форинтов, сократить в 2014 г. депутатский корпус до 200 человек, заморозить финансовую поддержку партий на уровне 2011 г., то есть в объеме 0,18% бюджета, сократить субсидии АО «Венгерские железные дороги» и образовать Национальный холдинг общественного транспорта, сократить дотационное финансирование лекарственных препаратов на 100 млрд форинтов, разработать новые правила выплат по больничным листам, ввести электронную оплату на дорогах и т. п.). И лишь небольшое число пунктов Плана рассматриваются как обоснованные: внедрение системы общественных работ; принятие закона о занятости госслужащих и разработка модели их карьерного роста; создание новой системы страхования по инвалидности и т. п.

 

Как видно, «План Селла» не сильно отличается от программ предшественников, и предусматривает главным образом меры, направленные на сокращение бюджетных расходов. В части консолидации государственного бюджета за счет увеличения доходов, основным средством для которого служит введение новых налогов, изменение ставок действующих налогов и механизмов их взимания, венгерские власти вынуждены вести крайне осторожную политику, поскольку здесь на кону стоит социальная стабильность.

 

В целях предотвращения социального взрыва правящая Фидес старается переложить вину за нынешнее тяжелое положение граждан на своих предшественников. Одним из «громоотводов» является борьба с коррупцией. Еще во времена правления социалистов периодически появлялась информация об их причастности к коррупционным сделкам, что вносило определённый вклад в нагнетание социального беспокойства. Понятно, что поток подобной информации после прихода к власти Фидес увеличился. Партия, как и обещала избирателям, оперативно «раскрыла» целый ряд коррупционных дел (например, т. н. «дело Kerki» - скандал с продажей здания венгерского торгпредства в Москве), сама оставаясь пока вне подозрений. Однако это свидетельствует скорее о жестком межпартийном противостоянии, нежели о реальных успехах в борьбе с коррупцией. Так, проведённый совместно Венгерской Торгово-промышленной палатой и консалтинговым агентством «Эрнст&Янг» опрос высшего руководства трёхсот компаний в Венгрии показал, что 30% руководителей не отказались бы от коррупционного предложения, особенно если бы размер вознаграждения был не меньше 10% от суммы сделки.

 

Правящая партия использует и другие способы межпартийной борьбы. Очередным «полем битвы» стал Бюджетный совет (БС) – независимый орган, контролирующий формирование бюджета. Его создание в 2008 г. было частью ответа венгерских властей на требование МВФ снизить уровень государственного долга. Специально принятый закон «Об экономном государственном хозяйствовании и бюджетной ответственности» определил основные подходы к обеспечению прозрачности бюджетной политики и укреплению бюджетной дисциплины, а также регламентировал структуру и функции БС. Совет, согласно закону, состоит из трёх членов, не обладает правом вето на принятие законов о бюджете, но может делать запросы и предложения. Пришедшие к власти фидесовцы в целях сокращения бюджетных расходов сперва лишили БС возможности обладать собственным секретариатом, а в конце 2010 г. и вовсе остановили его деятельность. Правда, после некоторого затишья решили вновь сформировать БС. В соответствии с изменившимся регламентом в новый состав вошли председатель Венгерского национального банка (ВНБ) А. Шимор, руководитель Счётной палаты Л. Домокош (оба - по должности) и выдвиженец президента Ж. Яраи, бывший председатель ВНБ и министр финансов.

 

Другим каналом минимизации социального недовольства является снижение налогов. Правительство заигрывает и с предпринимателями, и физическими лицами. Так, едва придя к власти, ФИДЕС почти сразу же повысила порог применения ранее введённой социалистами 10-%-ной льготной ставки корпоративного налога (налога на прибыль) с 50 до 500 млн.фор., заметно снизив тем самым налоговое бремя для почти ¾ венгерских компаний и предпринимателей. Прибыль, превышающая этот порог, облагается налогом по ставке 19%. Предполагалось, что с 2011 г. льготная ставка превратится в общую ставку, но в связи с рядом обстоятельств эту идею отложили на более поздний срок, но зато с 2011 г. введена плоская шкала подоходного налога в размере 16%. В рамках полемики о плюсах и минусах плоской шкалы давно выяснено, что от ее введения в выигрыше оказываются лица с высокими доходами, а с низкими - проигрывают. Кроме того, считается, что при плоской шкале повышается собираемость подоходного налога, однако ее введение в Венгрии привело к бюджетной дыре в 300 млрд форинтов.

 

Для компенсации потерь пришла яркая идея ввести с 2012 г. новый налог на банки, за счет которого предполагается ежегодно получать в бюджет порядка 200 млрд форинтов. Эта мера воспринята гражданами Венгрии как в целом справедливая, поскольку позволяет хоть немного позлорадствовать по поводу «вымогателей кредитных платежей», к тому же принадлежащих иностранному капиталу (среди множества венгерских банков по сути только ОТП-Банк является национальным).

 

Также обсуждаются планы ввести дорожный и, совсем уж экзотический, «гамбургерный» налоги. Министерство экономики оценивает ежегодный доход от дорожного налога, который будет взиматься с отечественных и иностранных грузовых автомобилей с 2013 года, в 100 млрд форинтов, а от налога на нездоровую еду и напитки – такие как фаст-фуд, кофе, газировка – ещё в 10-20 млрд форинтов.

 

Впрочем, ряд предложений венгерских властей по ужесточению фискальной политики оспаривается на уровне ЕС. Так, в марте 2011 г. Европейская комиссия объявила о начале разбирательства по вопросу несоответствия правилам ЕС введённого в Венгрии в октябре 2010 г. специального антикризисного налога на телекоммуникационные фирмы.

 

В прямой зависимости от дефицита бюджета находится объем государственного долга, отношение которого к ВВП является индикатором, контролируемым Евросоюзом. Этот показатель в Венгрии составляет более 80%, заметно превышая установленный Маастрихтскими критериями порог в 60%.

 

К концу 2014 г. правительство, лавируя между политикой экономического роста и бюджетным регулированием, планирует сократить государственный долг до уровня 70% к ВВП. Эта норма, как максимальная, по-видимому, будет определена в новой Конституции Венгрии. Основными направлениями сокращения госдолга признаны пенсионная реформа, ужесточение бюджетной дисциплины и меры, способствующие росту экономики (например, расширение рынка труда). В свою очередь, продекларированное и уже начатое сокращение госдолга позволит меньше тратить на его обслуживание, что опять-таки будет способствовать снижению его уровня по отношению к ВВП. Правда, некоторые горячие головы предлагают обратиться за списанием части внешнего долга, но эта мера в органах власти всерьёз не рассматривается.

 

* * *

 

В целом, можно отметить, что задача повышения жизненного уровня населения Венгрии не имеет однозначно воспринимаемого гражданами страны решения. Предлагаемые правительством В. Орбана меры по стабилизации экономики и социальной сферы, особенно касающиеся реформирования крупных распределительных социальных систем, не встречают полного одобрения даже у тех 2/3 избирателей, которые на выборах отдали свои голоса Фидес, не говоря уж об отношении к ним оппозиции.

   
 
Комментарии экспертов
Михаил Делягин
Михаил Делягин
экономист, политик
Спад продолжается

Прошедший форум ничем особым нестал. Он важен для бизнеса. Там «Роснефть», насколько я помню, смогла прорвать инвестиционную блокаду, причем, в обе стороны. Продала часть некоторых восточносибирских активов сразу двум разным компаниям. Одним двадцать, другим двадцать девять процентов. Купила у итальянцев самарское пароходство, которое занимается перевозками нефти и нефтепродуктов. Велись разговоры о покупке нефтеперерабатывающего завода в Германии, но я не отследил, удалось завершить эту сделку или не удалось.

Это нормальный экономический форум. Единственное, что в Питере, в силу, так сказать, места проведения, гипертрофированно большое место уделено либералам. Там постоянно кто-то отличался. Господин Дворкович призывал меньше есть и больше работать. А господин Кудрин напомнил всем, что он хочет в президенты. Причем, хочет на два года раньше всех остальных. Все хотят в восемнадцатом году, а он хочет уже в шестнадцатом. Такие события из серии анекдотических. Надо же чем-то поразвлечь публику.

Помнится, в тринадцатом году Греф рассказывал, почему для России неприемлема демократия и просвещение. В стиле прокурора Победоносцева. В этот раз - Кудрин с Дворковичем на пару: Пат и Паташон!

Что касается ситуации в экономике в целом, спад продолжается. Жизнь продолжается. Спад будет нарастать, потому что либералы в правительстве и Банке России уничтожают экономику путем воспроизведения безумно жесткой политики девяностых годов. Но никаких результатов, кроме «девяносто восьмого года» или нового «девяносто третьего», такая политика иметь не может.

Не уверен, что им удастся организовать майдан, но во всяком случае, социально-экономические предпосылки они для этого создают весьма умело, весьма эффективно.

 

Леонид Поляков
политолог, зав.кафедрой общей политологии ВШЭ
Экономический суверенитет

 

Интегральная картина форума ещё складывается. Но в целом, я бы сказал так: «Очень приметной оказалось такое раздвоение: с одной стороны, представители нашего либерального истеблишмента в лице Кудрина, Грефа постоянно акцентировали внимание на том, что экономический кризис далеко не миновал. Наоборот, нас ждут ещё всяческие худшие времена, и вообще, нужно что-то срочно предпринимать. Вплоть до того, чтобы идти на досрочные президентские выборы, как предложил Кудрин. Греф постоянно жалуется на то, что нету нормальных институтов и нас ждет перспектива, мягко говоря, неприятная.

На этом фоне довольно контрастно смотрелся президент. Потому что, он от экономических параметров оправданно переходил к геополитическим проблемам. К вопросу о суверенитете России. К вопросу о её способности отстаивать свои национальные интересы. На этом основании можно сделать следующий вывод: если представители либерального экономического истеблишмента вообще выносят за скобки глобальную политику, не принимают её во внимание и, в основном, свои расчеты строят на том, что нам нужно сосредоточиться на экономике и провести реформы: «Надо провести реформы и у нас всё получится».

И у меня такое ощущение, как будто, президент Путин на их игры смотрит: «Мол, профессионалы они в этой своей узкой области, пусть про своё и говорят… Я-то понимаю, что проблема в другом». А проблема в следующем: страна только вылезает из-под обломков империи. Вообще, выходит из другой системы. И мечта экономистов: «Вот, только мы позаимствуем институты и тут же, всё расцветёт…» - это, конечно, утопия!

А с другой стороны, Путин, может быть, как никто другой понимает, что нет особенно большого интереса в окружающем мире по отношению к нам, выражающегося в том, чтобы мы вдруг превратились в мощную экономически развитую державу с конкурентоспособной экономикой. Несмотря на постоянные декларации, нет такого интереса. Есть прямо противоположные.

То, что Путин сформулировал в триаде: «Нас отжимают, и отжимают, и отжимают и наконец прижали к красной черте, которую мы не будем переходить …»

Мне кажется, этот контраст на Форуме очень ярко проявился. С одной стороны, он экономический, безусловно, конечно важен, в том смысле, что репрезентативное присутствие бизнесменов всего мира, в том числе и западных, оно напрочь ломает представление о том, что Обаме удалось, по крайней мере, экономически изолировать Россию.

С другой стороны, именно включение в общий анализ параметра геополитики, который предложил Путин, ставит всё на свои места.

Конкретно надо смотреть на наши экономические проблемы. Потому что, понятно: нынешний кризис, по крайней мере в экономике России, он ведь искусственный. Он был спровоцирован политически мотивированными экономическими санкциями. По сути дела, разновидностью войны против нас!

Мне кажется, на этом форуме, наконец, я бы сказал, были расставлены все точки над «I» в понимании того, почему у нас сейчас сложная экономическая ситуация. Кто конкретный мастер-изготовитель этой ситуации. Каковы причины.

И наконец, начинает доходить уже почти до самых упертых либералов, что стратегия импортозамещения, напрямую связанная с новой индустриализацией - это не шутки и это не просто тактический ход от безвыходности. Нет. Это действительно долгосрочная стратегия национального развития на собственной основе.

Такие итоги прошедшего Форума можно подвести.

 

Евгений Тарло
Евгений Тарло
член Комитета Совета Федерации по экономической политике
Это - здравый оптимизм!
На Форуме было как никогда много участников. В основном, это были бизнесмены. И российские, и западные, и восточные. И если обычно, этот форум был, скажем так: «окном в Европу», то сейчас это мероприятие стало – «окном в мир»! Все гостиницы и отели были переполнены. Вокруг звучала речь на всех языках мира. Интерес был к Форуму огромный.

 

Чего ждали? Если некоторые думают, что люди приезжают на форум подписать, какие-то бумаги – да! Но, нужно понимать, что подписание что тех бумаг, каких – то контрактов, договоров – просто приурочивается к дате проведения международного мероприятия. Готовятся заранее. Ничего такого неожиданного тут не бывает.

На Форум люди приезжают пообщаться, узнать новости, получить контакты, и понять политику государства – России! Целью приезда бизнесменов и российских, и иностранных, цель приезда на собрания такого уровня политиков, в том числе, было: собраться вместе и понять, что будет дальше. Какова будет политика России дальше? В экономической области. Это было главной темой. На всех мероприятиях, на всех круглых столах, в каждом обсуждении.

Открылся Форум, скажем так, под руководством трех лидеров и одного глашатая либеральной политики в России. Это Герман Оскарович Греф, это Алексей Леонидович Кудрин и, почему-то, там еще был Игорь Иванович Шувалов! Вёл мероприятие Константин Вадимович Ремчуков – главный редактор «Независимой газеты», крупный бизнесмен.

Кстати, открытие собрало как никогда много людей, хотя на нем и не было первых лиц. Все ждали каких-то политических откровений. Эти откровения были. Первым было заявление упомянутых мною выше трех политиков, которые сообщили, что нынешний кризис — это итог плохого менеджмента. К сожалению, мне не удалось задать им лично вопрос о том, кого они считают «плохими менеджерами» в экономической политике. Именно они, эти три человека, фактически, решали экономическую политику нашего государства на протяжение последних пятнадцати лет.

Откровением была политическая новость о позиционировании Алексеем Кудриным себя оппонентом действующему президенту РФ. Он заявил о необходимости ухода президента в отставку и проведения досрочных выборов.

Все это вызвало недоумение в зале! Как предлагаемые «рецепты от кризиса», так и «диагноз». Поразительно то, что, поставив, может быть и правильный, диагноз по плохому управлению в нашей стране, эти «доктора» Кудрин, Греф и Шувалов, почему-то, не относят этот диагноз к себе. Поразительно! Находясь на самой вершине реальной власти, они не соотносят со своими действиями диагноз, который поставили управлению страной.

По словам Кудрина понятно: он пытается переложить на действующего президента ответственность за собственную бездарную финансово-экономическую политику, явившейся основой кризиса, в котором мы сейчас оказались.

Такие заявления деструктивны. Я считаю, это отрицательным моментом. Это - про плохое на Форуме. С другой стороны, в этом есть положительный момент: мы наконец понимаем, кто есть, кто! Кто есть, кто в нашей политике, кто за что отвечает, кто настоящий друг, а кто другом себя только называет.

Время проходит. Люди меняются. Нужно понимать, что те предложение, которые Кудрин, как новый лидер оппозиции высказывал, свидетельствуют о непонимании им политики. Так же, сигнализируют о том, что у нашей оппозиции, пытающейся найти себе лидеров, отсутствует внятная программа действий. Слова о реформах мы слышим с начала девяностых.

Кудрин одной из главных назвал судебную реформу. Сведя её суть к рецепции английского права. Это уровень домашнего хозяина, который узнал, что где-то в Англии есть очень серьёзный Королевский суд! И ему сосед сказал, что если введем сейчас английское право в стране, то все сразу станет хорошо! Вот уровень. На ином уровне нужно иметь и знания, и опыт, и кругозор, нужно тщательно подбирать слова, соблюдать их очередность, понимать значимость… Стала очевидной импотенция нашей прозападнической либеральной мысли. У них нет реальных рецептов.

Само по себе положительно то, что несмотря на все санкции, угрозы и попытки оказать давление на участников, этих участников было огромное количество. И с Востока, и с Запада. Они участвовали в работе круглых столов. Очень хороший, например, круглый стол провел Кирилл Дмитриев из «Фонда прямых инвестиций». В работе этого круглого стола участвовал Сергей Евгеньевич Нарышкин и другие, не менее интересные, спикеры. Серьёзнейшие представители арабского делового мира, инвесторы из Китая и других стран, говорили так: «Да, трудности есть! Сейчас экономика России не в лучшем виде. Основанная проблема – глобальная нестабильность. Это политические проблемы. Но политика и политики – это дело временное. А экономика будет всегда»! Они готовы проводить переговоры, инвестировать и работать серьезно с существующими российскими властями. Это очень обнадеживает.

Обнадеживает то, что мы стали меньше «заклинать духов», призывая инвестиции с Запада. Стало больше практических переговоров. Практических решений. Появилась многосторонняя ориентированность. Теперь мы ориентированы не только на европейских или американских партнеров, но на весь мир! На Великий Китай. На страны Азии, с которыми мы можем равноправно сотрудничать. В определенной степени, мы даже можем стать лидерами этого мира. Сначала моральными. А потом, может быть, даже экономическими. В доброй конкуренции. В сотрудничестве с нашими партнерами. И у нас неплохие стартовые условия…

Азиатские инвесторы интересно рассказывали о взаимной дополняемости российской и азиатских экономик. Россия может стать крупнейшим в мире экспортером продовольствия в страны Азии.

 

Сергей Доренко
журналист
Кудрина расстрелять!

 

Василий Гром
Василий Гром
блогер, капитан шхуны "Мечта"
Как я понимаю

Собственно, можно было бы более ничего и не добавлять к написанному. Но я осмелюсь выразить словами то, как я понимаю всё эту ситуацию.

Боевой папуас будет скакать и махать луком во устрашение противника до тех пор, пока прямого столкновения можно избежать. В нашем же случае, в современном изложении, боевые папуасы владеют довольно современной техникой. Но вот в чем вышла вся загвоздка.

Отчего вообще весь сыр-бор по поводу ядерного оружия?

Дело в том, что именно ядерные вооружения, ядерные силы США (думаю, что и всех остальных сил НАТО), не модернизировались и не обновлялись, где-то с середины 80-х годов. Что это значит?

А это значит то же, что и в случае с многими утерянными технологиями в России после развала СССР. По этой причине США так активно работают на сокращение ядерных вооружений, как надежного и гарантированного удара возмездия, который обнулит любые достигнутые политические, военные, глобальные или иные преимущества в случае прямого столкновения сил. У них, можно сказать, надежды на собственный ядерный удар нет. Потому, строят ПРО, разрабатывают программу упреждающего удара. Серьезна ли данная угроза? В тактическом плане да, серьезная.

США и вообще вся западная капиталистическая модель держалась и держится всего на двух китах – рынки сбыта и колонии. Практически все страны ЕС — это бывшие колонизаторы мира; Португалия, Испания, Дания, Германия, Голландия, Франция, и конечно же Англия. Грабили ресурсы колоний и впаривали им свои бусики. Собственно, так же сегодня и существуют. А что, ведь работает). Только вот страны ЕС, ранее бывшие колонизаторами, стали сами колониями большой англо-американского брата.

И вот сегодня, Россия раскрыла свой зонт безопасности и пригласили всех желающих под ним спрятаться от глобальной угрозы. А уж создать такую угрозу англо-американцы постарались на славу. И к России как капельки ртути стали сбегаться все крупные и малые страны мира.

Вот говорят, Китай то, Китай сё, поглотит, ограбит, заберет у России территории… Экономика Китая огромная… Да, все так. Но убери Россию, и Китая против Британской Империи не простоит и месяца. Вот и вся Китайская мощь. Китай сильный союзник. Но именно как союзник, а не как лидер процесса. Вы думаете в Китае этого не понимают?

Станет Китай рубить сук, на котором сидит? Я так не думаю.

Все всё понимают. Время работает против англо-американцев. Работает настойчиво, упрямо. Вывоз технологий, ресурсов, денег стремительно сокращается. Инвестиционные фонды в разных перспективных странах нужного результата Западу уже не дают. Долги растут. Расходы растут еще стремительнее. Возможностей модернизировать ядерные арсеналы напрочь отсутствует. Бросив все средства на модернизацию ЯС, США и НАТО выведут из строя всю свою боеспособную армию и флот. Модернизация это не один день и не один год. А разработать новое, суперсовременное это вообще за пределами времен.

Сегодня вся надежда на 2018-й год. Это все понимают, и в России тоже. 2018-й это выборы Президента России. Вот на что нацелены силы всего западного антироссийского блока сил.

Других сил и средств у Запада сегодня нет. Украина «дала Маху», причем, в буквальном смысле. Хотя США и начали интенсивное перевооружение ВСУ и обучение солдат и офицеров, дорога это не близкая. Вывести конфликт во всеукраинскую гражданскую войну вполне возможно, но погнать ее за границы Украины не получится. Даже задействовав рубеж с Приднестровьем, вряд ли получится. Потому как, Приднестровская республика подала заявку на вступление в состав РФ и эта заявка будет тут же принята в случае любой агрессии со стороны нашего «заклятого друга». Ну, а посягательство на территорию России обнулит все старания по перевооружению Украины и боевой подготовке.

Итак, главное направление удара и главная угроза сегодня определены. Это выборы 2018 года.

Все остальное, бряцание оружием, ритуальные танцы с луками и копьями, все это отвлекающие действия от линии главного удара. Хотя могут быть и провокации, и конфликты, и иные действия. Но все они будут ставить под удар именно имя и имидж В.В.Путина. Слоган «Путинслил, Путинвиноват, Путин….и т.д.» будет обретать силу в риторике наших оппонентов с приближением к 2018-му. Посему я вижу две линии фронта:

1. Это линия фронта вдоль границ и территорий интересов России.

2. Линия фронта в области информации, гласности, имиджа, популярности России и непосредственно В.В.П.

Вся созданная Западом система управления, внедренная во власть в России в 90-е, будет сегодня усиленно лить воду на мельницу Запада и работать против интересов России. Поэтому, как раз сегодня у нас есть уникальный шанс «взять власть в свои руки», как говорил великий Ленин.

Самодержавное управление, о котором непрестанно говорит и ВВП. Мы уже научаемся управлять власть, управлять нашей жизнью, нашей страной. Нужно наращивать давление в сторону либеральной власти, все еще живущей на теле нашей Родины.

Вот, как я это понимаю.

 

Леонид Грозин
блогер
Чтобы дошло!

Давайте посмотрим на видеоролик. И обратим внимание не на то, ЧТО российский президент говорит об укреплении российских стратегических ядерных силах, а на то, КАК он это говорит! На антураж. Позади Владимира Путина стройные ряды военнослужащих Армии России. Ничего не напоминает? Сценография повторяет "программные" речи президентов США. Нет, я не о том, что правительственные пиарщики копируют западные лекала. Не слова, а образы направлены не "внутрь" России, а "вовне". Отсюда и понятные западному обывателю картинка и стиль.

Наши то обыватели (в нормальном понимании этого слова) спокойны - с ядерными ракетами все в порядке, если надо, то "весь мир в труху". Иностранцам надо не только это объяснить, но объяснить так, чтобы дошло. Визуальный ряд в этом объяснении - поважнее смысла. 

Про Трампа. Во всех избирательных компаниях американских президентов, точнее - кандидатов на пост президента, всегда присутствует некий "клоун". Можно сказать, шут. От некой третьей партии. Не важно от какой, был бы электорат, то и коммунистов бы воскресили. Понятно, что президентом станет или демократ, или республиканец. Но без шута - никак. Трамп - тот самый шут при троне, который лепит правду-матку (ему можно, он миллиардер и, несмотря на клоунаду, в доску свой парень) от которой на выборах ни тепло, ни холодно.

Зато некая "мыслящая" часть американского общества получает возможность проголосовать за "независимого" кандидата и высказать все свое "фи" существующей системе власти в рамках избирательной компании старика Трампа. Выборы проиграны с треском, но и дедушка поразвлекся и видимость полной демократии соблюдена.

 

Роман Бабаян
Роман Бабаян
тележурналист
Финны наши соседи

Я так думаю, что от визита президента Финляндии в Россию ничего особенного ждать не стоит. Если мы предполагаем, что после этого визита поменяется каким-то образом вообще позиция Финского государства в отношении России, то мне кажется, что это иллюзия. Ничего не будет. Другое дело, совершенно очевидно, что финны, конечно же, не заинтересованы в оказании давления на Россию в санкционных действиях, которые принимаются в отношении России. И они говорили об этом, с самого первого дня, когда только-только начиналась вся эта история с санкциями.

Когда только-только страны Евросоюза заговорили о том, что введут какие-либо санкции в отношении России, уже тогда финские руководители, один за другим сделали достаточно громкие заявления, смысл которых сводился к тому, что Финляндия не собирается вводить никаких санкций, потому что это крайне невыгодно финскому государству. Вы, наверное, понимаете, финский бизнес как работал в России, так и будет работать. Потому что, Россия – это крупнейший сосед Финляндии и очень хорошо говорить о санкциях тем, кто находится далеко от России. Но так, как Финляндия рядом, она никогда не пойдет на введение каких-либо санкций. Это я практически дословно процитировал финских руководителей тех дней.

Ну и что мы увидели? А увидели мы, на самом деле, то, что Финляндия никуда не делась и присоединилась к этим санкциям, которые ввел Евросоюз. Ничего удивительного в этом нет. И посмотрите, парадокс всей этой ситуации заключается в том, что практически ни одна страна Евросоюза, ни одна абсолютно, не заинтересована в экономическом противостоянии с Россией. Товарооборот между Россией и Евросоюзом просто огромный и несмотря на то, что финны не заинтересованы в этом, обратите внимание, они продолжают действовать единым фронтом. Давайте поймем, что есть действительно страны в Евросоюзе, которые хотят лишний раз ущипнуть Россию. Польша, страны Прибалтики и так далее…

Но есть страны, которым просто категорически невыгодно прерывание каких-либо экономических отношений, сворачивание бизнес проектов, и тем не менее, они всё равно это делают. Они даже объясняют почему это делают. Открытом текстом практически говорят руководители многих стран Евросоюза, что на них оказывается колоссальное давление из Вашингтона.

Финский президент приезжает в Москву. Смотрите, даже на бытовом уровне: Санкт-Петербург и Ленинградская область. Разве мы не знаем, что жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области ездят на выходные в Финляндию? Там упрощенный порядок пересечения границы, упрощенный порядок получение визы. Помимо всего прочего, Финляндия неоднократно заявляла о том, что на российских туристах местный бизнес зарабатывает огромные деньги. И наши люди приезжают, покупают огромное количество продуктов, каких-то товаров широкого потребления… туристический поток. И, естественно, Финляндия не заинтересована в том, чтобы выяснять какие-либо отношения с Россией, но деваться ей некуда. Они точно также находятся под давлением Соединенных Штатов.

Другое дело, что всё больше и больше государств, которые пытаются подать голос протеста против этого американского давления. Вот посмотрите: 28 стран Евросоюза, при этом мы знаем, что Венгрия категорически против введения санкций, И Чехия. Помните заявление чешского президента? Австрия неоднократно говорила о том, что она только за углубление экономического сотрудничества, а тем не менее, пришлось ввязаться в эту санкционную историю. Италия. Испания.

Естественно в этом списке Финляндия, Словакия. Но, к сожалению, ничего не меняется, потому что, повторюсь, имеется колоссальное давление со стороны американцев. И вот мы имеем то, что имеем.

Вот вспомните еще заявление финского президента накануне, перед визитом. Когда кто-то из финских журналистов спросил его, мол: «Что Вы делаете? Не сошли ли Вы с ума, что едите в Россию и будите там встречаться со страшным человеком, которого зовут Владимир Владимирович Путин?» И как резко тогда президент Финляндии оборвал этого журналиста и сказал: «Что только – сумасшедший может сегодня говорить о том, что Финляндия не должна поддерживать никаких экономических и иных связей с РФ». Понимаете, какая история? 

Что касается безопасности Финляндии, то финскому государству, уж точно, ничего не угрожает и финны понимают это лучше нас с вами. Поверьте! Многие сегодня усиленно говорят, что Россия угрожает кому-то. Этим отличаются, в основном, страны Прибалтики. Так они об этом говорят уже на протяжение последних 25-и лет, с того самого момента, как они стали независимыми государствами. Понять их тоже можно. Маленькие государства всегда пытаются примкнуть к кому-то, кто посильнее, побогаче, помощнее. Чтобы почувствовать себя в безопасности. Пока они были в составе Советского Союза – это был СССР. И они чувствовали себя достаточно комфортно и безопасно. А не стало СССР, посмотрели-посмотрели по сторонам: Россия в 90-е годы, была еще достаточно слаба и примыкать к ней не было никакого смысла. Вот они и примкнули к Соединенным Штатам Америки. И чтобы подчеркнуть свою значимость, даже если им ничего не угрожает, они все равно будут разыгрывать карту «безопасности». Финны в отличии от многих, от той же самой Польши, этим не занимаются.

Но, прорыва никакого не будет, к сожалению. Иллюзий тут быть не должно, ни у кого.

 

Ирина Цезарь
полковник Казачьего Войска, доктор философских наук
Ирина Цезарь: "Плохие сценарии"

Переговоры Президента России Владимира Путина и главы Финляндии Саули Ниинисте состоялись почти сразу после завершения встречи Бильдербергского Клуба между 11 и 14 июня в Телфс-Бучене, Австрия. Официальный сайт конференции выделил глобальный искусственный интеллект, как цель участников конференции. Концепция глобального искусственного интеллекта, управляющего планетой из единого центра управления (в Швейцарии на озере Лугано -- т.н. «666») противоречит стратегии России по установлению Нового Мирового Порядка на основе многополярности, а также нейтральности таких стран, как Финляндия. Поэтому данная встреча Путина и Ниинисте является символичной. Она представляет две страны, которые должны быть окончательно раздавлены новым миропорядком по Бильдебергскому сценарию.

На Бильдербергской конференции «ярые сторонники демократии» обсуждали в атмосфере строжайшей секретности, в духе тирании и фашизма то, каким образом заставить население принять кибер рабство безкэшевого общества с чипами для электронных денег, а, на самом деле, с чипами, имплантированными в мозг (т.н. «интерфейс мозг-компьютер» -- BCI = «Brain-Computer Interface») для дистанционного психотронного управления массами из центра единого глобального электронного правительства -- "глобального искусственного интеллекта".

Сценарий первый: Моссад, под видом ИГИЛа, взрывает грязную атомную бомбу в Нью-Йорке, которую он только что зачем-то испытал. (Инфраструктура Нью-Йорка так изношена, что всем, кто видал разваливающееся в хлам Нью-Йоркское метро, начинает очень казаться, что город скоро пойдёт под снос). Для этого все западные социальные сети наполнили роликами про «сумасшедших» исламистов ИГИЛа, которых накачали психотропными препаратами и подвязали на психотронное воздействие "Голос в череп", так что, «муслимы» воют, прыгают, трясутся, находясь явно не в себе.

Сценарий второй: искусственно-вызванное цунами, смывающее Нью-Йорк, путём подрыва Израильского микронюка (по типу, использованного в 9/11 и для Фукусимы) под видом тех же "сумасшедших муслимов" с "Голосами в Черепе". Масоны даже нарисовали такую фреску в аэропорту Денвера, под которым находится огромный подземный город, связанный подземной скоростной железной дорогой с Фашингтоном, и в который уже свезено всё золото масонов и подлинники картин из Нью-Йоркских музеев на пути в подземные города Перу и Колумбии по сети подземных тоннелей.

Сценарий третий: особо смертельный и искусственно выведенный вирус птичьего гриппа H5N1, с летальностью 66%, которому осталось всего три мутации до того, как вспышка заболеваний перерастет в глобальную эпидемию. Эта «биологическая разработка» уже находится на территории США.

Для голографического шоу «вторжения элиэнов» (инопланетян – прим. ред.) они ещё явно не готовы, не смотря на применение технологии "Голос в череп"... И всё это будет сделано в добавок к глобальному и искусственно вызванному финансовому кризису года "Шмита/Шимата/Шемита" -- "Юбилейного Года", который объявлен Талмудистами как Год 5775 -- год пришествия Машиаха (кризис должен успеть начаться в последний день Рошашаны в сентябре), и который так же объявлен Чёрным Папой Франциском.

Но поверх всего, конечно, нависает угроза Третьей Мировой Войны. Архи-масон Альберт Пайк в своём знаменитом среди масонов письме предсказал, что мировых войн будет три. И Третья Мировая Война видится ими, как наиболее действенный способ навязать населению мира кибер рабство т.н. "двухуровневого общества", состоящего из господ и биороботов. Очевидно, что перед тем, как развязать Третью Мировую, Билдебергская ОПГ предпримет экспроприацию ценностей, которые ещё остались вне её владения. Финансовый кризис будет "бэйл-ин", а не "бэйл-аут", как это было в 2008 году. Это означает, что банки экспроприируют деньги вкладчиков. Когда это произойдёт в США, Американское правительство вынуждено будет идти по пути Украины - по пути войны, чтобы утилизировать своих обворованных граждан под взрывы пушек.

В этом ключе, выражение Путина "вернуть шайбу" звучит канонадой.

 

Вадим Арустамов
Вадим Арустамов
лидер движения «Мы - Дети России»
Вадим Арустамов: "Начало операции"
Мы, рожденные в СССР, наверное, из того последнего поколения воспитанных в духе Патриотизма и любви к своей Родине. И как это не банально звучит, с национальной идеей в голове. Хотелось поговорить о том, что происходит сегодня. А сегодня происходит ужас, и поверьте я не утрирую, это так и есть. В чем ужас, спросите вы? А вот в чём!

За последние двадцать лет произошла чудовищная деградация наших детей. Когда-то в далёкие советские годы мы с самых малых лет понимали, что все мы единый народ. Мы не знали, кто сидит рядом за партой и какова его национальность. Когда ребята отдавали свои жизни в Афганистане, они прикрывали спины друг друга и тоже не думали об этом, а думали о той Родине, которая у них за спиной. Была одна большая Родина и одна большая любовь к ней. Любовь к своей Родине - это и есть Патриотизм, а люди, исповедующие эту любовь, не взирая на национальность и вероисповедание и есть те самые патриоты.

Но потом наступила перестройка и вместе с ней смена или подмена, что скорее всего, понятий и идеологии… Стало модно всё западное и мы продали свой патриотизм за бутылку колы и гамбургер. Мы стали вдруг различать кто есть кто. Это как райское яблоко раздора, данное змием Еве…Только в этот раз Змея мы хорошо знали в лицо.

Это Запад с его разлагающим и зловонным запахом, давно пытающийся нас утопить в безнравственности и наконец, сделавший это. Мы погрязли в междоусобицах, политических дрязгах, путчах. Но самое главное, что мы забыли за всем этим про наше подрастающее поколение. Про наших детей. Мы выпустили из рук самое главное - это воспитание. В чём я согласен с американцами, так в том, что всё, что человек имеет в своем характере, отношении к жизни, к своим близким, всё это закладывается в детстве. И здесь кроется все то, что мы имеем сегодня. 
 
Ельцинская эпоха беспредела и продажности породила те чудовища которые сегодня стоят на Майданах и Болотных. Тех, для кого святость наших дедов и отцов и их подвиг уже ничего не значат. Зато они с диким рвением поклоняются нацистам и фашиствующим элементам, сносят памятники, не задумываясь над тем, что сносят Память и прежде всего свою. Это мы с Вами породили сиротство и беспризорность, наркоманию и алкоголизм!

Это наше порождение кричит сегодня "Слава Украине, героям слава!" Это наше халатное отношение к подрастающему поколению, дало возможность всей нацистской нечисти вложить в их детские и неокрепшие умы ту поганую, не побоюсь этого слова, идеологию, плоды которой мы сейчас пожинаем. Мы, родившиеся в 60-70-х годах, благодаря тем азам патриотизма, вложенного нашими предками в нас, воспитываем своих детей в этом духе.
 
Но уже рождённым во время смуты (а по-другому 90-е я и не назову), некому было вложить в умы ту идеологию любви к Отчизне и своему народу, которую, ещё раз повторюсь, вложили нам наши родители дедушки и бабушки. Вместо этого им подсунули ту гнусную идеологию ненависти ко всему родному и святому, что было у нас. Им вложили в умы кассовые аппараты, которые меряют всё через призму денег. Отсюда и вся эта непотребщина в виде проституции, наркомании, алкоголизма. Теперь пытаются вложить им и гендерные европейские ценности - однополые браки, гомосексуализм и прочую содомию. К чему я все это пишу?
 
Сегодня, когда за последние 20 лет разгула и беспредела появился в стране Президент, который так же, как и мы с Вами понимает весь ужас происходящего, мы обязаны как последние из могикан патриотизма, начать наконец широкомасштабную операцию по спасению нашего будущего, а именно наших детей.

 

Виктор Мизин
зам. директора Института международных исследований, политолог
Правильные шаги

Папа Римский – глава католической церкви, которая объединяет в мире сотни миллионов людей. И, конечно, это весьма влиятельная сила. Но, по крайней мере, в духовном и идеологическом плане, впрочем, как и в политическом отношении католическая церковь в современной Европе, по сравнению с Латинской Америкой или Азией, резко теряет свои позиции.

Я думаю, что главной темой, которую обсуждали президент и понтифик, был украинский вопрос, с учетом того, что на Украине в западной её части значительное количество людей является прихожанами католической или униатской церкви.

Полагаю, что Папа, как и многие политические деятели в Европе, заинтересован в том, чтобы Украина не стала «черной дырой конфликта». Здесь позиции России и Ватикана многое сближает. Не случайно то, что посол США в Ватикане так обеспокоился этим визитом, потому что, с его точки зрения, Папа должен был сказать российскому руководителю, что действия России на Украине, неприемлемы…

Россия не может и не хочет оставаться в изоляции, тем более, что сейчас определенной частью западного политического кластера проводится направленная кампания, выставляющая нашу страну неприглядным, несистемным игроком, не членом сообщества цивилизованных европейских стран, объясняя этим отказ РФ от участия в саммите «Большой восьмёрки, который, таким образом, стал встречей глав «Семёрки».

Россия будет продолжать предпринимать шаги, показывающие, что она достойный участник всех мировых процессов. Думаю, мы сейчас увидим много таких шагов. И вообще, неслучайно многие комментаторы говорят, что тон всех выступлений в ходе этого визита в Италию был настраивающим на позитивные изменения и достаточно мягким. Хотя, Россию не устраивает то, что её изолировали от участия в «Большой семерке». Я не считаю, что саммит стал «клубом по интересам». Я полагаю, что это сообщество ведущих стран мира, которые во-многом определяют мировую повестку политических событий.

Поэтому, встреча Владимира Путина с Папой Римским – это еще один шаг к укреплению отношений с мировым сообществом. И шаг этот вполне закономерный. Конечно, мы пока не заем, что будет дальше говорить Папа и с каким призывом он обратиться к украинцам, которые, в общем, являются его паствой. Думаю, он будет настраивать их на мир, на выполнение минских соглашений, которые, к сожалению, пока «висят в воздухе».

Говоря о Сирии, все понимают, что речь идет об уничтожении там христианской части населения. Как будто, мы все снова попали в средние века и снова началась битва цивилизаций и битва религий.

Я не согласен с теми, кто говорит, что на Ближнем Востоке идет битва религий, потому что, я не слышу голоса исламского духовенства, осуждающего действия ИГИЛ, массово уничтожающего людей, разрушающего древние памятники и вытворяющего другие ужасные вещи. Наверное, это происходит потому, что ИГИЛ считается в мусульманском мире сектой. А началом нынешних событий можно считать появление «Аль-Каеды» боевики которой целенаправленно истребляли и христиан, христианских священников, и миссионеров, в частности, на территории Сирии.

К сожалению, грядет такое мракобесие! И тот же самый Запад ничего этому противопоставить не может. Ни в идеологическом плане, ни в военном! Никакого военного противодействия приближению ИГИЛ и его армии, насчитывающей, по некоторым данным, более шестидесяти тысяч боевиков, мы пока не видим. Никто не борется с тем, что «Исламское государство» контролирует нефтяные, газовые и финансовые потоки, ежедневно обогащаясь и укрепляя свои наступательные позиции. Это одна из тем, которая сближает нас с Ватиканом и, по сути, должна сближать нас со всеми остальными христианскими странами, в том числе, и с Соединенными Штатами Америки, которые исторически являются приверженцами христианства.

Кроме прочего, Италия одна из стран, наиболее сильно страдающая от наплыва мигрантов из зон действия ИГИЛ. И в отличие от, например, Австралии, которая нашла очень жесткие способы ограничения миграционного потока, итальянцы ничего не могут предпринять с толпами беженцев, осаждающих итальянские остова, расположенные неподалеку от побережья Ливии. Это серьезный экономический удар по итальянской экономике, это и болезни, и социальное напряжение внутри страны… В целом, для Евросоюза проблема миграции стоит весьма остро, ну а для Италии, в свете последних событий, она является особо значимой.

 

Арег Галстян
Арег Галстян
политолог
Католическая Европа давно умерла

«МП»: Некоторые эксперты высказывают мнение о том, что Владимир Путин посетил Италию с главной целью - направиться далее в Ватикан и поговорить с понтификом. Это так?

Арег Галстян: Могу лишь предположить, что Ватикан для Путина - один из каналов, посредством которого можно повлиять на европейские страны по разным вопросам. 

Католическая Европа давно умерла. Приятие гей-законов в Ирландии яркий показатель упадка влияния Ватикана. На какие-то классы она еще способна влиять...Проблема в том, что эти классы уже давно не влияют на принятие политических решений. Лично я считаю, что есть несколько причин визита российского президента Владимира Путина в Ватикан!

Ватикан и Москва говорят об общих подходах в борьбе против исламского фундаментализма. В этом аспекте Папа поддерживает идею о включении Ирана в ближневосточные процессы, признание Палестины и активного диалога с лидерами исламского мира. 

Украинский кризис - второй момент. Нельзя забывать, что именно он привел к резкому охлаждению отношений ЕС с Россией. Поиск компромисса - важнейшая задача, которую будет легче решать при посредничестве Ватикана.

И не будем забывать, что между Россией и Ватиканом существуют противоречия относительно Украинской униатской и Русской православной церквями. Исходя из этого, Россия просила о том, чтобы Ватикан не выступал с проукраинских позиций, а придерживался нейтралитета.

Главный фактор - приверженность Франциска и Путина к идеям традиционализма и необходимости укрепления религиозного фактора в обществе. Но, в Ватикане существует влиятельная группа польских и американских элит, мнение которых Папа должен учитывать в первую очередь.

Я считаю, что те задачи, которые ставит перед собой российское руководство в отношении Ватикана - практически невыполнимы.

 

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив