В конце мая в Риге пройдет саммит «Восточного партнерства». Грузия надеется, что саммит значительно ускорит ее дальнейшую интеграцию в европейское пространство. 

Тбилиси рассчитывает, что наградой за прогресс в осуществлении реформ станет безвизовый въезд в страны ЕС, что раньше уже было сделано для Молдовы. В самом Евросоюзе на эту тему пока говорят сдержанно. О том, каковы перспективы Грузии, как оценивают в ЕС вступление Армении в ЕАЭС и для чего в Европе открываются русскоязычные новостные каналы, корреспонденту «Мира и политики» Михаилу ВИГНАНСКОМУ рассказал посол МИД Латвии по вопросам «Восточного партнерства» Юрис Пойканс. Латвия в настоящее время - действующий председатель Евросоюза.

«Мир и политика»: Как вы оцениваете сближение ЕС и Грузии?

Юрис Пойканс: Евросоюз и Грузия поддерживают активный диалог. В программе "Восточного партнерства" ЕС Грузия достигла очень большого прогресса. В прошлом году мы подписали Соглашение об ассоциации, которое включает и элемент свободной торговли. Грузия также сделала очень многое в рамках плана действий по либерализации визового режима, который в итоге должен привести к отмене виз. Мы видим со стороны Грузии высокую заинтересованность в развитии связей с Европейским союзом. Латвия как страна - нынешний председатель в ЕС и как добрый и хороший друг Грузии всецело поддерживает желание грузинского правительства и народа укреплять эти отношения.

«МП»: В Грузии надеются, что после Рижского саммита ее граждане смогут посещать Европу без виз. Насколько эти ожидания оправданны?

Ю.П.:Предстоящий саммит, несомненно, станет важным политическим событием для стран «Восточного партнерства». Его цель состоит в том, что ЕС желает продемонстрировать свою стратегию по укреплению связей со странами этой программы. Безусловно, эти приоритеты будут четко продекларированы в Риге. Латвия как председатель сделает все возможное, чтобы сигналы для партнеров ЕС об их поддержке, о приоритетном сотрудничестве были политически ясными. Что касается конкретно визового вопроса, я бы назвал этот процесс очень техническим. Специальная комиссия перед саммитом издаст доклад по поводу прогресса на этом направлении. В нем отразится, как Грузия реализует реформы по плану визовой либерализации. Но пока сказать, какими будут окончательные выводы докладчиков, мы не можем. Давайте еще немножко подождем. Проделана значительная работа, есть обоюдная заинтересованность, поэтому я считаю, что введение безвизового режима с Грузией на этой или на какой-нибудь иной стадии становится большой реальностью.

«МП»: Если Рижский саммит Евросоюза не оправдает надежд Грузии, не усилятся ли в таком случае попытки России вернуть Грузию на орбиту своего политического влияния?

Ю.П.: Основополагающим, концептуальным в подходах программы «Восточного партнерства» является рассмотрение Евросоюзом всех шести вовлеченных в нее государств как суверенных и независимых. Каждое из них само должно определять внешнеполитическое направление. Выбор Грузией сделан. В то же время мы с пониманием относимся к тем странам «Восточного партнерства», которые предпочли иной путь интеграционного развития.

«МП»: Как сейчас развиваются отношения у Евросоюза с Арменией, которая в последний момент отказалась подписывать соглашение с ЕС и стала членом ЕАЭС?

Ю.П.: Мы продолжаем работу с Ереваном по нахождению новой модели взаимоотношений. Можно сказать, что достигнут прогресс. Эксперты ЕС и Армении находят точки соприкосновения, которые не препятствуют интеграции Армении в ЕАЭС. На данный момент ЕС и Армения договорились о выработке нового соглашения.

«МП»: На Южном Кавказе сложилась весьма интересная ситуация. Грузия стремится в европейские и евроатлантические структуры, Армения вошла в ЕАЭС, а Азербайджан пытается сохранить нейтралитет. Не скажутся ли такие разные векторы на стабильности и безопасности в этом важном регионе?

Ю.П.: Действительно, ситуация в определенном смысле уникальная. При этом Европейский союз за то, чтобы развивать отношения со всеми тремя странами региона.

Грузия сделала свой исторический выбор в пользу Европы, значит, Европа должна поддержать его, должна оказать Грузии содействие в реализации реформ. Мы очень надеемся, что имплементация Соглашения об ассоциации принесет Грузии новые возможности, укрепит ее государственность, ее экономический статус. В этом плане Грузия может стать позитивным примером для других стран.

«МП»: Европа находится в поиске альтернативных маршрутов получения энергоносителей. Может ли в связи с этим усилиться роль региона Южного Кавказа, его транзитная функция? Ведь планируется, чтобы в ближайшие годы заработали некоторые новые трубопроводы?

Ю.П.: ЕС заинтересован в реализации этих проектов, и мы активно сотрудничаем с Азербайджаном. В том числе в сфере энергетики. Роль Азербайджана в этом плане очень велика.

«МП»: Как вы оцениваете роль России в событиях на Украине? Не окажутся ли Грузия и Молдова в сфере интересов Москвы?

Ю.П.: Мы поддерживаем территориальную целостность и Грузии, и Молдовы, и Украины. То, что случилось в Крыму, а также конфликт в Донбассе, для ЕС абсолютно неприемлемо. При этом следует подчеркнуть, что политика «Восточного партнерства» не направлена против третьих стран, в том числе против России. Стратегическая цель этой программы - способствовать миру и стабильности в регионе. ЕС будет продолжать такую политику и посредством имплементации соглашений об Ассоциации, и на двустороннем уровне.

ЕС также готов внести свою лепту в разрешение конфликтов. Ведется активная работа на приднестровском направлении, направлениях Нагорного Карабаха, Южной Осетии, Абхазии. При этом, конечно, следует учитывать имеющиеся возможности. И мы исходим из существующих реалий. Концептуальная позиция ясна. Мы заинтересованы в укреплении государственности Грузии, Молдовы и Украины. Мы должны использовать все возможности, чтобы перемирие на востоке Украины переросло в стабильный мир, это стратегическая задача, мы активно работаем, чтобы война там не возобновилась.

«МП»: Грузия не имеет дипломатических отношений с Россией, но при этом старается выстраивать с ней прагматичные отношения. Развивает экономические, культурные, гуманитарные связи. Одобряет ли ЕС такой подход?

Ю.П.: Россия - важный партнер для ЕС. Конечно, у Грузии свои отношения с Россией, мы очень хорошо понимаем, почему сейчас они такие, а не иные. Суверенный выбор Грузии - как выстроить отношения с Россией, найти правильную модель. Мы приветствуем формат регулярных контактов заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина и специального представителя премьер-министра Грузии Зураба Абашидзе. Несмотря на войну 2008 года, между Россией и Грузией сохранилось множество человеческих, экономических, исторических контактов. То, что сделало правительство Грузии в плане поиска точек соприкосновения с Россией, вызывает несомненный позитивный отклик в странах Европы. Мы хорошо понимаем исторический багаж, который имеет Грузия в отношениях с Россией.

«МП»: В странах Балтии активно обсуждают вопрос «противостояния российской пропаганде» и создания для этого русскоязычного телевидения. Насколько важно верно информировать граждан на русском языке в европейских странах и в той же Грузии? Эффективно ли было запрещать в Грузии российские телеканалы, как это делало прежнее правительство страны?

Ю.П.:Очень важно, чтобы у населения было право выбирать, что и как смотреть. Нам не стоит вовлекаться в пропагандистскую борьбу, но надо стараться дать возможность выбора. Русскоязычные граждане Грузии или Латвии должны иметь возможность параллельно с российским ТВ увидеть и другую точку зрения. Люди должны сами думать и принимать решения, мы демократические страны и не можем на это повлиять. Запретами же этот вопрос никак не решить.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив