Смогут ли новые структуры БРИКС нарушить сложившийся в мире финансовый порядок, где доминируют Соединенные Штаты Америки? И не помешает ли их основной цели внутренняя конкуренция? Развивающиеся страны от слов об альтернативе международным финансовым институтам перешли к серьезным действиям. 
В апреле российское правительство РФ одобрило ратификацию договора о создании пула условных валютных резервов стран БРИКС. Если учесть еще и готовность фундамента Нового банка развития (НБР), который может начать свою деятельность уже в 2015-1016 годах, развивающиеся страны от слов об альтернативе международным финансовым институтам перешли к серьезным действиям. 
 
Мы наш, мы новый фонд построим

В начале этого года страны БРИКС провели активную работу для того, чтобы договоры о создании банка развития и пула валютных резервов, подписанные в ходе саммита БРИКС в Форталезе в июле 2014 года, начали реализовываться. И на данный момент идет процесс одобрения ратификации подписанных договоренностей. То есть создание новых международных финансовых институтов вышло на финишную прямую.

Желание стран БРИКС учредить собственный банк развития и пул валютных резервов – не просто веяние кризисного времени, а результат многолетнего недовольства распределением ролей в Международном валютном фонде (МВФ). И хотя реформа этого института длится уже много лет, принципиальных изменений не произошло. Ключевые перемены, касающиеся кардинального пересмотра квот и голосов в МВФ в соответствии с изменившимися реалиями, так и зависли на уровне американского Конгресса, который в силу сложившейся структуры фонда может заблокировать любое решение. Что и происходит уже несколько лет. В итоге, реформа МВФ тормозится, что не устраивает развивающиеся страны, которые накопили значительные резервы, но до сих пор не могут конвертировать их в политический вес.

Кроме того, многие государства не согласны с многочисленными условиями, которые выдвигаются МВФ и Всемирным банком в обмен на деньги. В частности, требование о сокращении расходов, особенно на социальные программы, давно признано устаревшим и даже рискованным для экономического развития. Но никаких изменений не вносится.

Поэтому некоторая попытка привязать создание новых финансовых структур к антироссийским санкциям выглядит явным преувеличением. Причем по нескольким причинам. Во-первых, принципиальное решение о новом финансовом институте возникло в 2013 году, когда и о кризисе, и о санкциях никто еще не думал. Во-вторых, в качестве главного, как это принято говорить, застрельщика выступает Китай, который уже отметился созданием Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). О готовности присоединиться к нему в марте заявили Франция, Германия и Великобритания, Россия. Таким образом, уже 37 государств могут быть охвачены АБИИ.

В последние годы Китай очень мощно выступает в качестве оппонента США в плане раздела мирового влияния. Америка сопротивляется. Например, надавила на Японию, чтобы та не участвовала в АБИИ. Но потеряв партнера в азиатском регионе, Китай приобрел сторонников в Европе, которые не только заинтересованы в ведении бизнеса в Азии, но и не прочь прильнуть к источнику резервных денег. Учитывая кризисное и сложное время в Старом Свете, недорогое финансирование проектов сейчас приходится очень кстати. И НБР БРИКС – это еще один камень в огород доминирования США в международных финансовых институтах. Но будет ли конкуренция с ними реальной и не превратится ли это в конкуренцию новоиспеченных структур между собой?

Кто кого?

Для начала просто сравнение. Соглашение между странами БРИКС предполагает создание банка развития с уставным капиталом в 100 млрд долларов и валютного пула такого же объема. То есть общая сумма – 200 млрд долларов. Страны БРИКС договорились, что оплаченный капитал банка составит 10 млрд долларов и, возможно, будет распределен пропорционально между участниками. Россия намерена внести в капитал банка 2 млрд в течение семи лет. 100 млрд долларов пула валютных резервов планируется формировать следующим образом: 41 млрд внесет Китай, по 18 млрд - Бразилия, Россия и Индия, 5 млрд – ЮАР. 

Уставной капитал АБИИ – 50 млрд долларов, и в прошлом году Китай предложил увеличить его до 100 млрд. То есть размеры двух структур примерно сопоставимы. Конечно, пока по количеству участников НБР БРИКС до азиатского конкурента далеко, но двери для иностранных партнеров всегда открыты, что и было задекларировано организаторами. 

Артем Лаврищев, представитель ИХ «ФИНАМ» полагает, что АБИИ действительно выполняет похожие функции, но он не думает, что организации будут конкурировать.

Валентин Журба, портфельный управляющий General Invest, считает, что если конкуренция и будет, то только во благо.

- Надо понимать, что, во-первых, денег много не бывает, поэтому пересечение и конкуренция банков – это нормально, во-вторых, все организации – это дополнительный способ не оказаться в стороне от мировых и региональных процессов, а также еще одна возможность решать возникающие разногласия на начальном этапе, - говорит Журба.

По мнению Натальи Наточеевой, профессора кафедры банковского дела Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, действительно в итоге оба банка служат одной цели. В частности, для них важно создать альтернативную нынешней систему финансовых институтов. В том, что конкуренция с МВФ и ВБ возможна, профессор не сомневается:

- Рождение новых международных финансово-кредитных структур без участия США, безусловно, обеспечивает миру многополярность, что положительно скажется не только на преодолении кризисных ситуаций на финансовых рынках, но и на мировом развитии. Что касается МВФ, то, полагаю, он вынужден будет считаться со сложившейся ситуацией, и заинтересован в проведении реформ своей деятельности.

По словам Артема Лаврищева, конкуренция с МВФ – отдаленная, но весьма вероятная цель, к которой Банк БРИКС будет постепенно идти, поскольку это выгодно его создателям. 

- Вполне возможно, что в результате мы увидим формирование многополярного наднационального пространства финансовых структур, ответственных за процессы глобального экономического роста, - отмечает представитель ИХ «ФИНАМ». - Но это, безусловно, вопрос не одного десятка лет, поскольку на текущий момент система сильно перекошена в сторону доминирования экономической модели и интересов Соединенных Штатов.

Валентин Журба не сомневается, что Банк БРИКС точно будет работоспособным на локальном уровне, но в ближайшие годы не сможет оказывать серьезное влияние в мире. 

- Чтобы понять, насколько незначительным будет влияние организации в ближайшие годы, стоит вспомнить о планах России вложить в НБР для инвестиций всего 2 млрд долларов в течение семи лет. Конечно, на сегодня это выглядит каплей в море. Естественно, банк планировался во время более-менее стабильного экономического роста в странах-членах, но теперь ситуация изменилась в худшую сторону: из «пятерки» стран только Индия в ближайшие годы может серьезно рассчитывать на ускорение роста ВВП, - подчеркивает эксперт.
 
Но в целом Журба считает, что Банк БРИКС может повлиять на увеличение веса развивающихся стран в МВФ, поскольку его главной негласной задачей является именно получение большего политического веса в мире, чтобы ликвидировать существенный разрыв с далеко ушедшим вперед весом экономическим. При этом эксперт акцентирует внимание на том, что очень важно, чтобы новая структура не разрушилась сама внутренними противоречиями.
 
- Скорее всего, банк будет финансировать проекты в тех или иных странах пропорционально их участию в капитале, и, конечно же, стоит ожидать конфликтов интересов, поскольку доминировать действительно будут те, кто больше платит.

Последнее замечание эксперта актуально. Хотя бы потому, что страны БРИКС долго не могли договориться о распределении своих долей – Китай настаивал на доминировании. Поэтому важно, подчеркивают эксперты, чтобы, создавая новую структуру, альтернативную доминированию США, страны не увязли бы в дележе собственных долей и нагромождении новой системы с доминированием отдельной страны.

Наталья Наточеева, доктор экономических наук, профессор кафедры банковского дела Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова:

В 2015 году появилось название «Новый банк развития», и это расширяет цели создания банка коалиции, поскольку теперь странам необходимо не только преодолевать финансовый кризис, но, главное, развиваться, и развиваться независимо от финансовой политики западных стран. Это инвестиции в инфраструктурные проекты, в первую очередь: в транспорт; строительство, реконструкцию и модернизацию основных фондов; в научные разработки; новую технику и технологии; в недвижимость; в проекты, повышающие производительность труда, в первую очередь экологического направления. В России это проекты, связанные с развитием транспорта, газовых магистралей, РОСНАНО, НИОКР, градостроительных комплексов, медицинского бизнеса и многое другое. Для развивающихся стран это финансирование в проекты, связанные с увеличением населения.
 
Многие эксперты намеренно не называют банк «Банком БРИКС» для того, чтобы он оставался открытым для вступления новых членов, не являющихся участниками стран БРИКС, что способствовало бы расширению не только сфер влияния вступивших в коалицию государств, но и, главное, их финансовой поддержке. С целью привлечения новых членов коалиции, инвестиции будут не только в страны БРИКС, но и в экономику других государств, желающих развиваться независимо от США, Японии и Европы. К слову, в Европе есть страны, которые выступают против политики навязывания стандартов в обмен на финансирование. По словам министра финансов России Антона Силуанова, доля участников из БРИКС не будет меньше 55%. Условием присоединения является минимальный взнос в 100 тыс. долларов США для получения более дешевого финансирования, чем на других сегментах мирового рынка ссудных капиталов. Мир становится многополярным, и отрицать тот факт, что Новый банк развития может стать реальной силой, полагаю, нельзя.
Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

乘火车去雅罗斯拉夫

乘坐火车前往雅罗斯拉夫 – 我想,这是多么浪漫的事 情,相聚在这个城市!你不会相信,但列车在这一天 穿越整个雅罗斯拉夫,站台矗立着以前的火车头。这 不是一个碑,是真正的 - ... Читать полностью

中国游客首选俄罗斯!..

越来越多中国游客开始在俄罗斯度假,从西伯利亚到远东地区城市。 Читать далее... Читать полностью

没有中国人的中国市场

莫斯科-北京》杂志记者前往柳布林诺莫斯科商贸中心购物,无意中发现了一个问题,为什么中国人开始大规模退出市场? Читать далее... Читать полностью

上太空,度周末

中国计划自主研发太空飞机,以降低太空旅游门槛。 Читать далее... Читать полностью
www.moscowbeijing.ru