«Барнео» – привал для полярников

28 апрель 2015
Автор:
 

Если вас пригласят съездить на Барнео, о чем вы в первую очередь подумаете? Возможно, об острове Калимантан (второе название – Борнео). Но речь идет о совсем другом месте, может быть, о таком же солнечном, но далеко не столь же жарком. Так что же такое «Барнео»?

Глядя на глобус, на самом верху его, в Арктике, ближе к полюсу, примерно на 89 градусе (профессионалы называют это место «приполюсным районом Арктического бассейна»), представьте себе маленькую точку. Вот это и есть ледовая база «Барнео». Причем найти ее можно только в апреле в течение месяца, а потом она исчезает бесследно, но ровно через год снова появляется среди пустынных льдов, маленькая и надежная. Здесь сходятся пути лыжников, идущих к точке Северного полюса и возвращающихся обратно, туристов, приезжающих на несколько дней побродить среди торосов. Сюда прилетают ученые со всего света с полным самолетом научного оборудования, здесь спортсмены из разных стран устанавливают всевозможные рекорды. В общем, в апреле жизнь на базе кипит.

Подготовка лагеря начинается в Москве задолго до его открытия. Сначала необходимо получить разрешение у Росавиации на строительство и эксплуатацию ледового аэродрома. После оформления всех необходимых документов по маршруту Диксон – о. Средний – м. Арктическиий – район полюса вылетают два вертолета Ми-8 для поиска подходящей льдины под строительство взлетно-посадочной полосы (ВПП). При этом летчики используют снимки района, полученные со спутника.

Параллельно с поиском льдины в Москве готовится груз к сбросу (трактор, бочки с топливом, оборудование для лагеря), который выполняет 224-й отряд военно-транспортной авиации. Как только от руководителя сводного авиаотряда поступят координаты найденной льдины, из Мурманска вылетает самолет Ил-76 с доставленным из Москвы грузом. Кстати, вместе с трактором каждый год производится сброс тракториста. Шутка, конечно. На самом деле тракторист прыгает с парашютом на системе «Тандем» вместе с инструктором вслед за своим трактором, распаковывает его на льду, заводит – и сразу же перетаскивает на нем платформы с топливом.

«Отбомбившись» платформами с топливом, Ил-76 уходит в Мурманск, а на голом льду остаются люди и начинают расчищать трактором место для ВПП и будущего лагеря. При хороших метеоусловиях дня через два-три аэродром будет готов. Принимает его инспектор Красноярского Управления по надзору на воздушном транспорте, который специально для этого прилетает на льдину.

Самая важная часть работы выполнена – полоса для приема самолетов есть. Руководитель полетов разрешает сделать технический рейс, на котором доставляется необходимое для развертывания лагеря оборудование. В течение года оно хранится в Лонгийре (Шпицберген). За годы существования «Барнео» у нас сложились теплые отношения с администрацией норвежского аэропорта, нам предоставили площади в теплых складах для хранения палаток, снегоходов.

Следующим рейсом на лед прилетает команда будущего лагеря, и строительство базы начинается. Сначала устанавливается большая кают-компания, чтобы люди могли обогреться и перекусить во время работы на морозе. Даже в случае непогоды дней через пять-шесть ледовая база «Барнео» готова к приему гостей. В центре лагеря стоят две кают-компании. Между ними – кухня. На базе работают три повара, способные накормить до 150 человек одновременно. На завтрак можно отведать свежеиспеченных блинчиков со сгущенкой, молочной каши с ягодами (причем натуральной, не из пакетов), про всевозможную колбасно-сырную нарезку даже говорить не будем. На обед – вкуснейшие супы: грибной, харчо, рассольник. На ужин – котлеты, шашлык, плов... Теперь вы понимаете, почему многие побывавшие на «Барнео» передают с оказией приветы именно поварам?

Для гостей у нас предусмотрены десять палаток, персонал лагеря размещается в четырех. Нами разработана уникальная система обогрева палаток воздушными печками.

Недалеко от основного лагеря находится его город-спутник – место, где размещаются российские ученые. Они работают на льдине в течение месяца. А когда появляется свободное время, то устраиваются лекции для гостей лагеря.

С другой стороны ВПП стоят палатки летчиков. К ним все особенно любят ходить в гости. Где еще можно отведать строганины и оленины, и услышать шутки-прибаутки из летной жизни?

Вообще-то ночи как таковой на «Барнео» не бывает. Круглосуточно прилетают и улетают американские Twin Otter и Hawker, перевозя с объекта на объект ученых (они живут по своему американскому времени). Регулярно садятся Ан- 74, прилетающие со Шпицбергена с туристами, дайверами, лыжниками. Периодически уносятся к Полюсу вертолеты – то надо кого-то высадить на маршрут, то, наоборот, забрать. Когда на «Барнео» гостил князь Монако Альберт II, на льдине одновременно находились три самолета Ан-74, четыре вертолета Ми-8, не считая «мелочи» (парочка Twin Otter). Почти Хитроу. Обслуживают все это хозяйство 14 летчиков, два руководителя полетов, доктор, два экспедиционных лидера с помощниками, два тракториста, три повара, инженер и энергетик с небольшой бригадой. Из руководящего состава – начальник базы и начальник сводного авиаотряда. Всего около 50 человек.

В таком виде база функционирует в течение месяца, пропуская за это время 250-300 гостей. К сожалению, не всегда сезон проходит так, как хотелось бы устроителям. Очень часто в отлаженную жизнь лагеря вмешивается погода. Например, в полнолуние, как правило, происходит подвижка льда, что чревато разными неприятностями. Однажды пришлось трижды за месяц строить новую взлетно-посадочную полосу, потому что лед трескался именно на ней. А как-то во время ремонта полосы ушел под воду трактор. В основном такие ЧП остаются незаметными для гостей, посещающих «Барнео». В этом и состоит профессионализм персонала, работающего на базе.

После того, как туристические программы и научные исследования завершены, все, кто в этом сезоне покорял Арктику, доставляются на материк, и российская дрейфующая база «Барнео» прекращает свою работу. Весь лагерь демонтируется в течение суток, последние часы люди работают без тепла, не делая перерывов на еду, ведь все палатки сняты, посуда упакована. Вот, наконец, на горизонте появляется точка – Ан-74 летит за нами. Последний общий снимок на фоне ставшего родным самолета – и в путь, домой, чтобы через год начать все сначала.

Ирина Орлова почетный полярник, организатор дрейфующей базы «Барнео»

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив