Вывод войск США из Афганистана - как это будет происходить и кто останется

01 ноябрь 2012
Процесс вывода сил США и их союзников из Афганистана, который предполагается в основном завершить в 2014 году, будет иметь масштабные последствия для всей Центральной Азии. Способность нового афганского режима удержать ситуацию в стране под контролем после ухода западных войск вызывает серьезные сомнения.

Афганистан, вернувшийся в состояние полномасштабной гражданской войны, либо вновь перешедший под контроль талибов может сыграть роль пороховой бочки для региона, где некоторые страны балансируют на грани распада даже в нынешних, относительно спокойных условиях (например, Киргизия и Таджикистан). Фактически многие региональные игроки уже готовятся к вероятному хаосу в регионе и элементом такой подготовки являются, в частности военные маневры, проводимые в рамках ШОС и ОДКБ.

В то же время, объявленный вывод войск США и их союзников из Афганистана не означает ликвидации американского военного присутствия в этой стране и об этом вполне однозначно заявлялось официальными лицами США. 2014 год должен стать лишь датой, когда афганские силовые структуры смогут взять на себя полностью задачи контроля над территорией и борьбы с талибами.

Предполагается, что при этом они будут получать масштабную материально-техническую и финансовую поддержку США, в Афганистане будут по-прежнему действовать спецслужбы и силы спецназначения США и их союзников.

В результате, те же самые региональные игроки, которые со страхом ожидают вывода основной массы американских войск в 2014 году, с не меньшей обеспокоенностью относятся к перспективе постоянного американского военного присутствия в центре Азии. Вполне возможно, что американская военная активность в Афганистане с определенного момента будет преследовать не только антитеррористические цели.

Таким образом, вопрос американского военного присутствия в Афганистане носит крайне противоречивый характер, даже если смотреть на него с позиции какой-либо отдельно взятой державы, например России или Китая. На самом же деле, проблема представляет из себя клубок разнонаправленных интересов ряда региональных и крупных внерегиональных игроков, имеющих свои отношения с различными афганскими группировками и группами интересов. Отсутствие полной определенности в отношении дальнейших планов США лишь добавляет пикантности ситуации.

По состоянию на начало октября общая численность вооруженных сил США, американских союзников по НАТО и других стран - участниц возглавляемого НАТО контингента International Security Assistance Force (ISAF) составляла 104,9 тысяч человек. Контингент представляет 50 государств- участниц ISAF. Помимо стран НАТО и государств, намеренных вступить в НАТО, в ISAF участвуют политические партнеры США из азиатско-тихоокеанского региона и Латинской Америки, в том числе такие экзотические страны как Сальвадор (24 военнослужащих) и королевство Тонга (55).

Основу этого контингента составляют американские силы (68 тысяч человек). Большая часть этих сил организационно не включена в ISAF, а подчиняется официально созданному в октябре 2008 года командованию сил США в Афганистане (USFOR-A).

Под контролем ISAF находятся примерно 10 тысяч американских военнослужащих. Из других участников ISAF крупными контингентами обладают Великобритания (9500 человек), Германия (4700), Италия (4000), Франция (2418), Польша (1800). Самый крупный контингент с территории бывшего СССР - грузинский, составляет 800 человек.

На самом деле, отдельная цепочка командования американскими силами в Афганистане в обход натовских структур была реальностью и до октября 2008 года, и остается реальностью сейчас для всех американских военных в этой стране. На самом верху цепочки командования ISAF и USFOR-A смыкаются - их возглавляет американский генерал Джон Аллен.

Двойная система командования необходима американцам для самостоятельного и быстрого принятия решений без оглядки на союзников по НАТО, имеющих неодинаковую мотивацию к участию к войне, разные командные навыки и разную способность хранить секреты.

USFOR-A подчиняется Центральному командованию США (CENTCOM). Под контролем USFOR-A находится CJOTF-A (сводная группировка сил специальных операций), во взаимодействии с военными также действуют находящиеся в стране силы ЦРУ. Силы USFOR-A и ISAF разделены на региональные командования и делят между собой ответственность за разные регоны страны. Основная тяжесть ведения боевых действий падает, как известно, на американцев и их англосаксонских союзников.

В 2008-2009 годы происходило довольно быстрое наращивание численности американских и союзных войск в Афганистане (до этого численность американского контингента колебалась в районе 30 тысяч человек). Это было связано с одной стороны с высвобождением американских сил благодаря частичной стабилизации обстановки в Ираке, а с другой - вследствие ухудшения ситуации в Афганистане и Северном Пакистане.

Но уже на конференции по Афганистану в январе 2010 года были обозначены перспективы и примерные сроки ухода союзных войск из Афганистана. Афганистан заявил о возможности взять на себя основную тяжесть проведения операций в нестабильных районах. При этом предполагалось, что доведение численности афганской армии до 171,6 тысяч человек и полиции до 134 тысяч позволит США начать поэтапный вывод войск уже в середине 2011 года. В декабре 2010 года президент США Барак Обама заявил о начале вывода американских войск из страны с июля 2011 года и его завершении в целом в 2014 году.

В июне 2011 года Обама заявил о выводе из Афганистана 10 тысяч человек до конца года и еще 23 тысяч в 2012 году. Эти планы выполняются. Нынешний уровень сил США и союзников по НАТО в регионе - результат уже начавшегося в прошлом году постепенного сокращения сил. На пике американская группировка в Афганистане достигала 100 тысяч человек. Очередной этап сокращения численности американских войск в стране прошел с июля по сентябрь, когда Афганистан покинули 23 тысячи человек.

В мае 2012 года Обама и президент Афганистана Хамид Карзай подписали долгосрочное соглашение о стратегическом сотрудничестве, которым закладывалась юридическая база под дальнейшее ограниченное присутствие сил США в Афганистане. При этом афганские силы безопасности должны были взять на себя полную ответственность за операции против талибов к концу 2013 года, вывод контингента ISAF должен был быть заключен к концу 2014 года.

Ряд стран - участниц ISAF опубликовали свои планы сокращения контингентов в Афганистане. Например, Канада, один из наиболее активных участников коалициии, должна в основном свернуть свое присутствие в стране уже в текущем году. До конца года из Афганистана должны уйти поляки. Еще в 2010 году на фоне внутриполитического кризиса из Афганистана ушел голландский контингент.

Состоявшийся в конце мая Чикагский саммит НАТО в целом подтвердил ранее заявленный подход к помощи Афганистану: вывод основной части контингента в 2014 году при долгосрочной помощи афганскому правительству в борьбе с экстремистами. В ходе Токийской конференции по Афганистану афганскому правительству обещана ежегодная военная помощь в размере $4 млрд.

Точный график дальнейшего вывода войск неизвестен. В экспертных публикациях указывается как на возможность плавного, поэтапного вывода войск из Афганистана с сокращением численности контингента порциями по 10-20 тысяч человек. Допускается также возможность сохранения контингента численностью более 60 тысяч вплоть до конца 2013 года.

Динамика вывода войск из Афганистана, очевидно, будет зависеть от развития ситуации на театре военных действий. Наращивание численности афганских сил безопасности до пикового значения в 352 тысячи человек должно было завершиться в октябре. Эта цель почти достигнута - по состоянию на середину октября, по данным AP в армии насчитывалось 184676 человек, в полиции - 146339. С качеством этих кадров все обстоит гораздо сложнее.

Афганские силовые структуры страдают от массового дезертирства (для компенсации потерь от дезертирства надо готовить 50 тысяч военнослужащих ежегодно), проникновения агентов исламистского подполья, плохого обучения и низкой морали. Атаки на американцев, осуществляемые проникшими в армию агентами талибов, ведут к периодическим срывам процесса боевой подготовки. В условиях крайней отсталости афганского общества, поиск командных кадров для армии представляет собой сложную задачу. Афганские силы безопасности не в состоянии самостоятельно наладить логистику, а также обслуживание и эксплуатацию сложной техники.

Параметры долгосрочного пребывания американцев в стране после 2014 года являются предметом переговоров, которые ведутся в настоящее время между США и правительством в Кабуле. Но уже сейчас очевидно, что численность американского контингента будет значительной, возможно сравнимой с численностью американской группировки в стране до начала наращивания этих сил в конце президентства Джорджа Буша.

Афганской армии будет необходимо крайне значительное количество иностранных технических экспертов и советников чтобы просто не прекратить свое существование в качестве сколько-нибудь организованной вооруженной силы. В стране должен будет остаться контингент обеспечивающий безопасность этих советников и соответствующую логистику. Наконец, едва ли страну покинут подразделения сил специальных операций и силовые компоненты американских спецслужб, которые будут продолжать работать по наиболее важным целям из числа религиозных террористов.

Таким образом, речь идет не о прекращении, а о переформатировании американского военного присутствия в Афганистане, которое неизбежно будет весьма значительным. При этом у американской администрации есть все причины для того, чтобы сохранять неопределенность по вопросу о своем дальнейшем присутствии в Афганистане, учитывая собственные президентские выборы и нервозность, проявляемую Россией и Китаем.

Российская позиция в отношении американского присутствия в Афганистане является двойственной: с одной стороны, согласно заявлениям российского МИД, это присутствие "рано или поздно должно быть свернуто". С другой - Россия выступает против "искусственного определения каких-либо сроков вывода иностранных войск" из Афганистана. Россия хочет, чтобы США и их союзники пробыли в Афганистане столько, сколько потребуется для строительства эффективных афганских сил безопасности, а после этого немедленно убрались и из Афганистана, и, желательно, из региона в целом.

Такой подход не имеет никаких шансов быть принятым США, уже потратившими на эту войну более $500 млрд (по состоянию на март) и потерявшими там к настоящему времени более 2000 человек. Зато, декларация этой точки зрения позволяет РФ сохранить полную свободу действий при любом развитии ситуации и возможность, пока суть да дело, предаваться любимому занятию - критике Вашингтона.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив