Подрезал крылья

03 март 2015
Автор:
Желание Игоря Коломойского присвоить долю швейцарской авиакомпании может закрыть Украине путь в Европу

Постсоветские методы ведения бизнеса, которые украинский олигарх Игорь Коломойский продемонстрировал своим европейским партнерам, могут дорого обойтись и бизнесмену, и всей стране. Конфликт со швейцарской компанией Swissport International грозит сильно испортить имидж киевского правосудия в ЕС, а заодно лишить самого Коломойского налогового убежища на берегах Женевского озера.

В штаб-квартире компании Swissport International Ltd. в Опфиконе не любят говорить об Украине. Крупнейшая в мире компания, предоставляющая услуги по наземному обслуживанию воздушных судов в 260 локациях на всех пяти континентах, попала в неприятную историю, пытаясь завоевать новый перспективный рынок. Вложив средства в развитие совместного предприятия «Свисспорт Украина», компания стала жертвой рейдерского захвата, потеряв свою долю, деньги, а заодно и веру в новую киевскую власть.

 

Вложились в аферу

Swissport пришла на украинский рынок в 2006 году, приобретя долю в компании «Интеравиа», которая сменила название на «Свисспорт Украина». За несколько лет Swissport увеличила здесь свою долю с 51 до 70,6%. В 2011 году партнером швейцарцев в бизнесе стала компания «Международные авиалинии Украины» (МАУ) с долей в 29,4%. С новым инвестором «Свисспорт Украина» расширила спектр услуг и количество локаций, развернув работу не только в киевском «Борисполе», но и в аэропорту «Жуляны», а также в аэропорту Харькова.

Swissport утверждает, что проблемы начались в том же 2011 году, когда она захотела увеличить инвестиции в развитие «Свисспорт Украина», однако МАУ оказалась не готова пропорционально вкладывать средства. Когда же швейцарцы предложили единолично увеличить размер уставного капитала, МАУ сразу же обратилась в суд и обвинила партнера во «враждебных действиях». Основание - внутренний договор, согласно которому одна из сторон могла требовать продажи доли партнера, если он нарушит его права. Адвокаты МАУ утверждали в суде: предложение увеличить долю – это как раз и есть те самые враждебные действия.

К удивлению швейцарских бизнесменов, украинский суд согласился с доводами МАУ. Он лишил Swissport доли за 433 000 долларов, хотя сама компания оценивает сумму в 25–30 млн долларов. Вскоре после этого МАУ стала единоличным владельцем «Свисспорт Украины» (сегодня — «Интеравиа»).

$433 тысячи компенсации получила швейцарская Swissport в украинском суде

$30 млн – сумма, которую потеряла Swissport в Украине

Пока Swissport не теряет надежды вернуть свой бизнес в Украине. Дело неоднократно пересматривалось, переходя из одной инстанции в другую. Swissport уверена: судебные обвинения просто прикрывают рейдерский захват швейцарской авиакомпании. Владельцы МАУ воспользовалась бюрократической лазейкой, чтобы через суд отобрать долю партнера.

На данный момент по делу Swissport было вынесено пять судебных решений. Последнее, 25 сентября минувшего года, — вновь в пользу украинской компании. Тогда же Swissport объявила, что больше не имеет отношение к «Свисспорт Украине», разрывает все договоры о страховке пассажиров и запрещает новым владельцам пользоваться своим брендом. Одновременно представители компании назвали имя человека, который, по их мнению, и организовал аферу. Это Игорь Коломойский.

 

Опасный стиль

О том, что МАУ принадлежит Коломойскому, сам украинский олиграх заявлял представителям Swissport в ходе деловых встреч. Именно он и номинальный совладелец МАУ Арон Майберг, воспользовавшись юридической зацепкой и личными связями, избавились от европейского партнера, заодно «облегчив» его на немалую сумму, утверждают представители швейцарской стороны.

Состояние Игоря Коломойского оценивается, по разным источникам, от 2,3 до 6 млрд долларов, а деловые интересы простираются от металлургии и нефтедобычи до массмедиа и авиаперевозок.

$2,3 млрд – $6 млрд

Приблизительные оценки состояния Игоря Коломойского

Главный его актив — промышленно-финансовая группа «Приват», в которую входят более сотни компаний на Украине и в других странах. В том числе крупнейший банк Украины «ПриватБанк». Значительная часть предприятий Коломойского находится в Днепропетровске, промышленном центре юга Украины, где он сам родился в 1963 году.

Деловая карьера Коломойского началась в 1995 году с перепродажи компьютеров. Дальнейшая судьба его схожа с судьбами многих будущих крупных бизнесменов тех лет на постсоветском пространстве, заработавших миллиарды «сравнительно честным образом», поскольку были первыми, дерзкими, знали все лазейки в законодательстве и дружили с властью. Коломойский, очевидно, до сих пор не отказался от этой стратегии, сочетающей грубую силу по отношению к конкурентам и хорошие личные связи с высшим руководством страны.

Оппоненты и бывшие партнеры неоднократно обвиняли Коломойского в рейдерстве. Они уверены: сегодня для разработки юридических ловушек, наподобие той, в которую угодил Swissport, в его распоряжении были опытные юристы и финансисты, для медиаподдержки — собственные телеканалы и СМИ, а для усмирения строптивых — охранные структуры.

 

Между войной и Европой

Это подтверждает и опыт Swissport. Отчаявшись найти правду в суде, швейцарская компания прибегла к традиционному для стран с полузависимым правосудием шагу — в ноябре 2014 года обратилась с открытым письмом к президенту страны Петру Порошенко и премьеру Арсению Яценюку, но не получила ответа. «Неужели новая власть, апеллирующая к Европе, не лучше старой?», - начали задаваться вопросом швейцарские СМИ. Однако причины поведения официального Киева объясняются не столько хорошими отношениями Порошенко и Коломойского. Наоборот, украинские СМИ немало писали об их соперничестве. Главное, что позволяет Коломойскому чувствовать себя в Украине безнаказанным и всесильным, – это донбасский кризис.

В марте 2014 года новые киевские власти предложили Игорю Коломойскому возглавить его родную Днепропетровскую область. Ситуация на тот момент была критическая. Митинги, массовые захваты областных администраций, появление на юго-востоке людей, пытавшихся разжечь недовольство новой «бандеровской» властью, — все это заставляло всерьез опасаться раскола страны.

Петр Порошенко и Арсений Яценюк проигнорировали жалобу Swissport о рейдерском захвате многомиллиардного европейского бизнеса в Украине

Расчет Киева был очевиден: стремясь защитить собственные активы и укрепить собственную власть, Коломойский не допустит смуты в Днепропетровской области. Бизнесмен политиков не подвел: много говорил о независимой европейской Украине по ТВ и одновременно активно финансировал создание добровольческих батальонов (сегодня они воюют против ЛНР и ДНР). В то время когда на Донбассе уже бушевала война, прифронтовой Днепропетровск оставался бастионом поддержки власти, похоронив надежды на расширение «Новороссии». Однако в Киеве не ожидали, сколько Коломойский попросит за свою лояльность.

«Патриотическая миссия» стоила Коломойскому всех его российских активов, включая крымские, зато в Украине его влияние достигло небывалого уровня. Заполучив пост губернатора, он начал мощную пиар-кампанию на центральном телевидении. Его телеканалы «1+1» и англоязычный Ukraine Today освещают политические события под нужным Коломойскому углом. В преддверии парламентских выборов в Украине местные СМИ сообщали о желании Коломойского посадить во главе правительства своего соратника Геннадия Корбана. В Раде был принят целый ряд экономических законов, бьющий по интересам главного соперника Коломойского донбасского магната Рината Ахметова. Немалое раздражение в Киеве также вызывают сообщения о самоуправстве и насилии со стороны частных батальонов Коломойского.

В последние несколько месяцев власти Украины, похоже, решили умерить аппетиты Коломойского. Генпрокуратура решила пересмотреть ряд сомнительных сделок, совершенных структурами олигарха. Что касается авиации, недавно Минюст остановил действие скандального постановления Госавиаслужбы, позволявшего открывать новые маршруты фактически только «приватовской» авиакомпании МАУ. По этой причине из Украины собрался уходить крупнейший восточноевропейский лоукостер Wizz Air.

Госавиаслужбу Украины возглавляет Денис Антонюк, бывший топ-менеджер МАУ Коломойского

 

Буря в Женевском озере

Боевые действия в ДНР и ЛНР становятся только интенсивнее. В этой ситуации оттеснять Коломойского от власти может стать крайне опасным предприятием для президента Порошенко. Однако чем дольше у Коломойского будут развязаны руки в Украине, тем меньше шанс, что Евросоюз будет принимать страну всерьез.

1 февраля министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус заявил, что Украина собирается через 2 года достичь 50-го места в международном бизнес-рейтинге Всемирного банка Doing Business. Заявление это Абромавичус сделал на телеканале Коломойского «1+1»

Тем временем в самой Швейцарии уже нашлись болевые точки Коломойского, на которые местный бизнес не прочь наступить. С октября 2010 года днепропетровский губернатор имеет вид на жительство в Женеве. Коломойскому принадлежат апартаменты на престижной Quai Wilson. На другом берегу Женевского озера во французском городке Анти-сюр-Леман у бизнесмена есть большая усадьба с любимой его сыном баскетбольной площадкой и плавательным бассейном.

В Женеве олигарх получил право на льготное налогообложение, которым власти Швейцарии пытаются привлечь к себе богачей со всего мира. Swissport, несомненно, донесет до властей Женевы историю с судом, когда речь пойдет о продлении налогового договора с Коломойским.

 

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив