Россия – гарант региональной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе

30 октябрь 2012
Основные угрозы в АТР и вопросы обеспечения долговременной и разноуровневой безопасности. Роль России в обеспечении системной безопасности в регионе.

Под международным сотрудничеством по вопросам безопасности принято считать те коллективные усилия государств, которые направлены на защиту членов международного сообщества при возникновении внешней угрозы, возможности их расчленения и нарушения суверенитета.

Международная безопасность измеряется такими показателями, как стабильность развития, защищенность от внешних угроз, обеспечение суверенитета и независимости всех государств, признанных мировым сообществом. Технологии обеспечения международной безопасности могут быть самыми различными - от двусторонних договоров об обеспечении взаимной безопасности между странами до объединения государств в различные союзы; международные организации, региональные структуры и институты для поддержания международной безопасности.

Россия, будучи одним из крупных государств в регионе, не может не быть заинтересована в его безопасности.

Следует помнить также и то, что в АТР имеется три ядерные державы — Россия, США и Китай. Пикантность ситуации в том, что если между США и Россией существует ряд соглашений по контролю и ограничению ядерных вооружений, то Китай пока ничем себя не связывает в этой области. Идеальной была бы ситуация, когда бы Китай активно включился в процесс контроля над ядерным вооружением и содействовал его нераспространению.

Многие эксперты главную ответственность за противодействие всем угрозам и обеспечение глобальной стабильности возлагают на ведущие мировые державы, обладающие ядерным оружием, мощными рычагами военно-политического влияния. Объединение усилий основных «игроков» в АТР (Китай, Россия, США, Япония), сбалансированность их политики в целях установления и поддержания мира, экономического и военного сотрудничества могли бы обеспечить эффективное развитие региона.

Много в этой области делается уже сегодня. Так определенным вкладом в укрепление стабильности в регионе можно считать успешные шаги, предпринятые Россией и Китаем в этом направлении. Так, согласно Договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который был заключен 16 июля 2001 года, КНР и Россия «осуществляют меры по укреплению доверия в военной области и взаимному сокращению вооруженных сил в районе границы, расширяют и углубляют меры доверия в военной области с целью укрепления каждой из них, упрочнения региональной и международной стабильности, предпринимают усилия по обеспечению собственной безопасности, основываясь на принципе разумной достаточности вооружений и вооруженных сил».

К существующим угрозам безопасности можно отнести сепаратизм, внутренние и межгосударственные кризисы, милитаризацию стран региона, терроризм. Россия активно участвует в решении этих проблем, так например, эти вопросы отражены в Комплексной программе действий по развитию сотрудничества Российской Федерации и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии на 2005–2015 годы.

Конечно, следует помнить, что одной из серьезнейших проблем АТР является проблема ядерная. Решать эту задачу возможно лишь общими усилиями, поскольку угроза распространения ядерного оружия остается актуальной. А если еще учесть политику США, проводимую в отношении таких ядерных стран как Иран и КНДР, то угроза конфликта, в том числе ядерного в регионе продолжает оставаться. И это несмотря на то, что руководство Китая, Индии, Российской Федерации прилагают усилия к формированию многополярной системы международных отношений в регионе, в том числе и в области комплексной безопасности.

Некоторые эксперты пытаются сравнивать систему безопасности, сформировавшиеся в Европе и систему безопасности, которая создается в АТР. Конечно различий тут больше чем совпадений. Это и территориальная разделенность стран АТР, и культурологические, религиозные, исторические особенности, и многое другое. Объединяет лишь одно, но, пожалуй, самое главное – стремление большинства стран Европы и АТР к сохранению стабильности, безопасности и мира.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе есть проблемы, требующие первоочередного решения, поскольку их нерешенность – постоянный источник напряженности. Прежде всего, это отсутствие мирного договора между Россией и Японией, наличие так называемых спорных территорий, количество которых по оценкам различных экспертов насчитывается от 20 до 27, весьма сложные отношения между Китаем и Тайванем, КНДР и Южной Кореей. До сих пор в АТР отсутствует четкая региональная система безопасности.

Россия наиболее полно сформулировала свои интересы в области безопасности в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», принятой 12 мая 2009 года. В ней заложен принцип многополярного мира, в котором все вопросы решаются в диалоговом режиме сотрудничества и равноправия сторон. Именно этот базовый принцип Россия последовательно воплощает и в Азиатско-Тихоокеанском регионе как в рамках двусторонних соглашений, так и в рамках международных организаций.

Россия поддерживает укрепление позиций АСЕАН (АРФ) потому, что сегодня это единственный и уникальный механизм, позволяющий в полном объеме, заинтересованно и конструктивно обсуждать насущные вопросы безопасности, как в мире, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Все большее влияние на обеспечение безопасности в регионе оказывает Шанхайская организация сотрудничества. ШОС в силу своей организационной особенности может действовать гибко, в широком политическом и военно-тактическом диапазоне, не нарушая международных правил и положений ООН.

Многие эксперты выделяют три базовых уровня системы безопасности в АТР:

На первом – это организации, функционирующие в масштабе всего региона. Например, региональный форум стран АСЕАН по безопасности. В этом форуме принимают участие большинство стран региона. Можно сказать, что сегодня эта структура является важным гарантом безопасности в регионе. К этому уровню можно отнести и Шанхайскую организацию сотрудничества.

На втором - это союзы субрегионального масштаба (например, военно-политический блок АНЗЮС). В уставных документах этих организаций уже более конкретно оговорены условия участия государств-членов в совместных действиях по отражению каких-либо угроз их национальной безопасности.

И, наконец, на третьем - двусторонние соглашения о сотрудничестве в области безопасности.

Россия активно участвует в международном диалоге по проблемам региональной безопасности и многими странами АТР воспринимается как деятельность надежного и адекватного партнера.

 
Комментарии экспертов
Петрэ Мамрадзе
Петрэ Мамрадзе
Глава НПО «Институт стратегии управления Грузией»
Необходимо добиться динамичного роста экспорта и снижения импорта. Сегодня Грузия практически ничего не производит и, по сути, является территорией, на которой граждане обменивают полученные от своих близких из-за рубежа (в основном из России) доллары и евро на завезенные, опять-таки из-за рубежа, товары. Эта маразматическая ситуация представляет собой, пожалуй, главный результат «эпохальных реформ» Саакашвили и его соратников, внедряющих сейчас свой опыт в Украине.

 

Конечно, в случае гиперинфляции, а опасность этого реальна, люди могут проголосовать за любого демагога и популиста, но вряд ли вновь доверятся команде Саакашвили. Что же касается постоянных заявлений экс-президента о скором возвращении во власть, то, хорошо зная его лично, думаю, это обусловлено двумя факторами. Во-первых, по складу психики он с готовностью верит во все, что ему приятно, и готов отмести всякую «неприятную» информацию. Во-вторых, такими заявлениями он подбадривает своих сообщников, пытается заверить их, что «еще немного» - и их преданность будет щедро вознаграждена, а «вероотступники» будут наказаны. А то, что Саакашвили вошел в доверие к Петру Порошенко и, несмотря на протесты нынешних властей Грузии, убедил его назначить своих ставленников в правительство Украины, окрылило Саакашвили.

 

Сосо Цискаришвили
Президент «Клуба независимых экспертов Грузии»
Общество сегодня уже противостоит не только прошлой власти страны, но и нынешней. Когда годами не можешь добиться правды, когда к твоим проблемам относятся несерьезно, когда власть не учитывает общественное мнение - чего еще ждать?

 

Самокритика для руководителей Грузии по-прежнему является экзотическим фруктом. Если у них есть желание сохранить власть, нужно менять отношение к самим себе. Возможно, сейчас начинается именно такой процесс. Время покажет. Но вечно довольная собой власть не будет успешной. Упрямство тоже должно иметь пределы.

 

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив