Страны АТР снова делят нефть и рыбу.

30 октябрь 2012
Автор:
Может ли Восточная Азия стать мировым экономическим лидером, может, если суммировать экономики Китая, Кореи и Японии? Такому повороту событий мешают территориальные споры между этими странами.

Как Китай, так и Корея с Японией прекрасно понимают все выигрыши четко отлаженного сотрудничества между ними во всех областях экономики. Давно уже на полном серьезе обсуждается возможность введения единой валюты – «азия» или создание Азиатского валютного фонда. Да мало ли чего еще могли бы сделать эти страны, объединившись. Но сегодня на пути к самой возможности такого альянса стоят интересы каждого игрока в добыче природных ресурсов.

Долгие годы архипелаг островов Сэнкау (яп.) или Дяоюйтай (кит.), расположенный недалеко от Тайваня и состоящий из островов вулканического происхождения, непригодных для жизни человека: Уоцури-дзима, Куба-дзима, Китако-дзима, Минами-кодзима, Оки-но китава, Оки-но минамиива, Тосибэ, хотя и был предметом споров о принадлежности, но особой активности страны по их поводу не проявляли.

Точкой начала накала страстей можно считать 1999 год, когда вблизи этих островов было открыто месторождение газа мощностью около 200 млрд. кубометров.

Дополнительный фитиль в накал страстей привнесли китайцы, когда в 2003 году установили морскую платформу в непосредственной близости от японской морской границы и начали добычу газа.

В китайской официальной историографии утверждается, что этот архипелаг принадлежит Китаю 1371-1372 годов. Кроме того, китайская сторона аргументирует свои притязания еще и тем, что в соответствии с Каирской декларацией 1943, которая декларировала лишение Японии всех завоеванных ей территорий.

2005 год подлил еще немного масла в огонь. Правительство Японии стало принимать к рассмотрению заявки японских фирм на разработку природных ресурсов шельфа. Это не могло не вызвать бурной негативной реакции Китая. Но на том этапе стороны все же договорились о необходимости разрешения этих споров исключительно путем переговоров.

В работе находится проект совместной разработки природных ресурсов шельфа, но постоянные обострения в отношениях двух стран по поводу спорных территорий вряд способствую ускорению решения данного вопроса. Спор обостряется еще и в связи с тем, что обе стороны испытывают острую потребность в обеспечении себя собственной энергетической безопасностью. Бурное развитие Китая ставит его в определенную зависимость от наличия энергоресурсов. Япония намерена в значительной мере обеспечить свою экономику ресурсами собственного производства. Все это не дает двум странам решить проблему раз и навсегда.

Нестыковка в подходах к пользованию рыбными ресурсами имеет место между Японией и Южной Кореей. И вновь камнем преткновения выступают спорные острова, правда на этот раз – архипелаг Такэсима (яп.) – Токто (кор.). В данный архипелаг входят два острова Нисисима и Хигасисима (яп.) – Содо и Тондо (кор.). Как и в споре между Китаем и Японией, так и в споре между Японией и Южной Кореей каждая из сторон пытается исторически доказать принадлежность архипелага именно одной из сторон.

Козырной картой у корейской стороны в этом споре проведенная ими в 1952 году так называемая «линия Ли Сын Мана», основанием для которой они считали инструкцию Верховного Командования оккупационных союзных сил от 1946 года, в которой указывалось, что правообладание Японии над Такэсимой необходимо приостановить.

У Японии – свои козыри. Они ссылаются на Сан-Францискский мирный договор от 1951 года, который закрепил итоги войны на Тихом океане и в котором данный архипелаг не упоминался, а, следовательно, не подлежит передаче Южной Корее. Обе стороны крайне заинтересованы в добыче рыбных ресурсов в спорных водах, обе стороны не раз декларировали свою готовность в урегулировании данной проблемы, но воз этот и ныне там же где и был.

Россия, как сторона заинтересованная в энергетической безопасности в данном регионе, предложила всем заинтересованным странам ряд интеграционных проектов, как по совместному пользованию рыбными ресурсами Тихого океана, так и по созданию Стратегического Резервного Нефтяного Фонда Восточной Азии. Дело за немногим – всем вместе приступить к реализации этих амбициозных, но и выгодных для всех проектов.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив