Южная Осетия в современной системе международных координат

10 август 2011
Автор:

Становление государственности в Южной Осетии

Население Республики Южная Осетия около 80 000 человек (80 % – осетины). В грузинских официальных документах и прессе Южную Осетию называют Цхинвальским регионом.  


 

Набеги и попытки завоевания Осетии Грузия предпринимала в средние века, но осетины на большей части нынешней Южной Осетии оказывали сопротивление, не признавая своей зависимости от Грузии и от персидских шахов, в вассальной зависимости от которых находилась Восточная Грузия. Тем не менее, отдельные районы Осетии платили дань грузинским правителям. В 1774 году Осетия вступает в состав Российской Империи. А в 1801 году в состав Российской Империи вступает и Грузия. В 1843 году на территории Южной Осетии был образован Осетинский округ в составе Тифлисской губернии.

 

После Октябрьской социалистической революции 1917 года и распада Российской Империи в Южной Осетии под лозунгами установления Советской власти и присоединения к РСФСР произошло три крупных антиправительственных восстания в 1918-1920 годах. Грузия вторгается в Южную Осетию, в результате чего гибнет около 18 000 человек, а 50 000 осетин бегут в Северную Осетию, в Россию. В ноте наркома иностранных дел РСФСР Г.Чичерина меньшевистскому правительству Грузии от 17 мая 1920 года говорилось: что «Мы с тревогой узнали, что в Южную Осетию, где провозглашена Советская власть, направлены для уничтожения таковой власти грузинские войска. Мы настаиваем на отзыве этих войск из Осетии, ибо считаем, что Осетия должна иметь у себя ту власть, которую она хочет. Вмешательство Грузии в дела Осетии было бы ничем не оправдываемым вмешательством в чужие внутренние дела».

 

В меморандуме трудящихся Южной Осетии от 28 мая 1920 года говорилось: «Южная Осетия является и должна оставаться неотъемлемой частью свободной советской большевистской России». Правительство Грузии обвинило осетин в сотрудничестве с большевиками и провель в июне-июле 1920 года карательную операцию, в ходе которой было убито около 5 000 осетин.

 

После установления Советской власти в Грузии территория современной Южной Осетии была включена в состав Грузии, и в апреле 1922 года была создана Юго-Осетинская автономная область в составе ГССР. Грузия активно проводила в автономии ассимиляцию: осетинские географические названия менялись на грузинские; осетинский алфавит с латиницы был переведен на грузинский; в осетинских школах было введено преподавание на грузинском языке; увеличивалось грузинское население, а доля осетин сокращалась в общей численности населения. Единый осетинский народ был искусственно разделен на два народа – «северные осетины» и «южные осетины». Был период в истории, когда в паспорте в графе «национальность» так и писали: «северный осетин» и «южный осетин».

 

В ноябре 1989 года в результате похода на Цхинвали колонны демонстрантов, организованного З.Гамсахурдия, гибнут люди. В 1990 году на сессии Верховного Совета Грузинской ССР были признаны незаконными все юридические акты, принятые после установления Советской власти в Грузии в 1921 году. Нелегитимными были объявлены законы СССР о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации и о выходе из состава СССР. Еще 20 сентября 1990 года на сессии Совета народных депутатов Южной Осетии была принята декларация о суверенитете Южной Осетии и о преобразовании Юго-Осетинской автономной области в республику в составе Грузии. В свою очередь Верховный Совет Республики Грузия назвал это решение об упразднении Юго-Осетинской автономной области и об образовании республики незаконным. Президент Грузии З.Гамсахурдиа заявил о ликвидации автономии и об образовании на ее территории особой области Шида Картли. 8 января 1991 года глава МВД ГССР Д.Хабилиани заявил, что осетинское население должно покинуть пределы Грузии. Гамсахурдиа призвал защитить грузинскую землю от «агрессоров – осетин и русских». В январе в Цхинвали вошло грузинское соединение «Мхедриони», в результате чего изгнано около 50 000 осетин-беженцев, убито более 2 000 человек. Вооруженное противостояние началось в январе 1991 года и продолжалось до июля 1992 года, когда в зону конфликта были введены смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы. В феврале 1991 года Грузия отключает энергоснабжение Южной Осетии, в результате чего в домах престарелых и в родильных домах погибли несколько стариков и младенцев.

 

1 сентября 1991 года Сессия Совета народных депутатов Южной Осетии провозглашает Республику Южная Осетия в составе РСФСР. Во время войны 19 января 1992 года в РЮО был проведен референдум о провозглашении независимости и присоединении к России. Более 98 % принявших участие в голосовании высказались за независимость Южной Осетии. В феврале 1992 года грузинская тяжелая артиллерия и бронетехника начинают обстрелы Цхинвали и других населенных пунктов РЮО до июля 1992 года. 29 мая 1992 года был принят Акт о государственной независимости РЮО. В июле 1992 года объявлено о прекращении огня, за соблюдением которого следят смешанные силы по поддержанию мира из русских, грузинских и южноосетинских подразделений.

 

Первая война закончилась. Этот конфликт унес жизни 3 000 осетин, свыше 40 000 осетин стали беженцами и переселились в Россию. 12 ноября 2006 года в Южной Осетии повторно прошел референдум, на котором 99 % жителей Южной Осетии проголосовали за независимость. В марте 2008 года парламент РЮО обратился к Генеральному Секретарю ООН, Президенту России, главам государств и парламентов стран СНГ и ЕС с просьбой о признании независимости РЮО. С 7 по 11 августа длится агрессия Грузии против РЮО, которая завершается поражением Грузии. Президент России Д.А.Медведев 26 августа 2008 года подписал указ о признании независимости Абхазии и РЮО. В сентябре 2008 года подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и РЮО. Вскоре РЮО получает признание от Никарагуа, Венесуэлы и Науру.

 

На территории РЮО расположены месторождения меди, никеля, цинка, свинца, мрамора. В РЮО около 200 источников родниковых и минеральных лечебных и столовых вод. Есть даже целое озеро минеральной воды. До нападения Грузии промышленность РЮО насчитывала 22 небольших предприятия (машиностроение, деревообработка, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность). В целом в РЮО мизерные масштабы экономической деятельности. Например, на самом крупном промышленном предприятии заводе «Эмальпровод» занято 130 человек. В 2008 году Багиатский завод начал поставки минеральной воды «Багиат» в Москву. Масштабы экспорта южно-осетинской продукции в Россию из-за ограниченности производственных и транспортных возможностей будут оставаться незначительными. Большинство предприятий имеют устаревшее оборудование, испытывают нехватку рабочей силы, отягощены долгами. В РЮО не развита инфраструктура, основные фонды изношены, низкая производительность труда, крайне низкая среднемесячная заработная плата населения, высокий уровень безработицы, не развита финансово-кредитная система. Среднемесячная заработная плата в промышленности РЮО составляет 4133 рубля. По официальным данным, число зарегистрированных безработных составляет 1542 человека или 9 % трудоспособного населения. Сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции – приоритетные направления развития экономики РЮО. Этому способствует уникальная сохранившаяся экология, благоприятный климат для развития виноградарства, садоводства, скотоводства. Садоводство рассматривается в РЮО как важная экспортоориентированная отрасль экономики. Выращенная в экологически чистых районах плодовая продукция (яблоки, груши, сливы, виноград) обладает очевидными серьезными конкурентоспособными преимуществами по сравнению с импортной продукцией, реализуемой в настоящее время на российском рынке. В 2009 году был создан яблоневый сад на площади в 10 гектаров, где были высажены 26 000 деревьев. Через три года этот сад обеспечит урожайность около 800 центнеров с гектара. В 2010 году площадь садов была увеличена еще на 50 гектаров.

 

В 90-ые годы значительная часть доходов поступала в РЮО от контрабанды из Грузии в Россию. О масштабах и влиятельности контрабандистов свидетельствует то, что попытка командующего Пограничными войсками России А.Николаева остановить контрабанду привела к демонстрации водителей спиртовозов и мандариновозов на пункте пересечения границы Верхний Ларс, а затем и к увольнению генерала А.Николаева Б.Ельциным.

 

Экономика РЮО испытывает острый недостаток кредитных ресурсов. Существующая в республике банковская система не в состоянии удовлетворить все потребности хозяйствующих субъектов и населения в финансовых ресурсах. В РЮО надеются открыть на территории республики филиалы крупных российских банков, что позволило бы утолить денежный голод и предоставило бы южноосетинскому бизнесу возможность получения столь необходимых долгосрочных кредитов.

 

Как заявил Министр экономического развития Южной Осетии Александр Жмайло:

Особо значимым для республики является сотрудничество с Россией. Учитывая, что через Россию в настоящее время обеспечиваются все внешнеэкономические контакты РЮО, приходится констатировать, что именно отношения с Россией являются базисом для всей внешнеэкономической политики Южной Осетии.

 

 

С Россией были заключены три межправительственных соглашения в области развития торгово-экономического сотрудничества. Соглашение регламентирует порядок пересечения товарами и услугами русско-южноосетинской границы и предусматривает отмену таможенных пошлин, налогов и сборов в отношении ввоза товаров. По словам министра Жмайло, «для РЮО это громадный шаг вперед и мощный стимул для продвижения товаров республики на громадный российский рынок».

 

Строительная индустрия РЮО имеет острый недостаток в горюче-смазочных и строительных материалах. Собственные производственные мощности в республике отсутствуют. Импорт этих товаров из России и оплата их с учетом вывозной пошлины приводит к существенному удорожанию всех инвестиционных проектов. Без отмены Россией 30-процентных вывозных пошлин на поступающие в РЮО нефтепродукты, газ и цемент вся продукция республики неконкурентоспособна. По словам министра Жмайло, «никакие внутренние меры поддержки не смогут компенсировать этой ценовой разницы».

 

Нападение грузинской армии в августе 2008 года привело не только к многочисленным жертвам, но и к уничтожению жилого фонда, производственных мощностей. В Цхинвали разрушено около 70% зданий, в том числе 20% имеют разрушения средней и высокой тяжести, а 10% не подлежат восстановлению.

 

Россия предоставила финансовую помощь под гарантии того, что люди вернутся в свои дома и восстановят их, а затем будут работать в Южной Осетии. 23 сентября 2008 года Председатель Счетной Палаты России С.Степашин заявил, что для восстановления инфраструктуры и создания новых рабочих мест в РЮО из бюджета России предполагается направить 10 миллиардов рублей. Всего на восстановление РЮО было направлено 25,5 млрд. рублей. Кроме того, министр транспорта России Левитин запросил на модернизацию Рокского тоннеля 9 млрд. рублей, а всего на реконструкцию дорог Северной и Южной Осетии (на 2008–2015 годы) 40 млрд. рублей. Существенную помощь на восстановление РЮО оказывают ряд регионов России. Часть денег, выделяемых Россией на восстановление Южной Осетии, будет проводиться через бюджет Северной Осетии как трансферт из федерального фонда софинансирования расходов. Это означает включение РЮО в бюджетную систему России и позволяет предположить, что после выполнения плана по выводу республики на средний уровень Южного Федерального округа она может быть объединена с Северной Осетией.

 

Эдуард Кокойты признал наличие проблем в восстановлении Южной Осетии. Интересен сам по себе подход и методика решения Эдуарда Кокойты местных проблем молодого южноосетинского государства. Он заявил:

В Южной Осетии существуют проблемные объекты. Вчера я обсудил перспективы их восстановления с руководством Министерства регионального развития России. Я жду приезда в Цхинвали представителя этого министерства. Я уверен, что в самое ближайшее время решения по всем проблемным объектам будут приняты.

 

 

Подобная откровенность свидетельствует только об одном – о неспособности высшего руководства Южной Осетии самостоятельно решать свои проблемы и развивать экономику своего региона (страны), надеясь только на помощь и поддержку России. Куратором подобного содействия экономическому развитию Южной Осетии выступает даже не МИД России или МЧС, а Министерство регионального развития России. Главной задачей этого ведомства является развитие регионов России, а не развитие других государств мира. Это говорит о том, что Южная Осетия не состоятельна с экономической точки зрения как независимое государство. В РЮО отсутствует значительный потенциал для своего экономического развития в будущем.

 

Государственность как таковая еще не сложилась из-за незначительности населения. Однажды министр Шойгу на заседании правительства простодушно «попросил» главу правительства России В.Путина «ускорить формирование Правительства РЮО», на что В.Путину пришлось объяснить Шойгу, что у него нет для этого соответствующих полномочий, так как это не его дело, а Президента Южной Осетии.

 

В апреле 2010 года министры обороны России и РЮО А.Сердюков и Ю.Танаев подписали в Москве соглашение по созданию постоянной военной базы России на территории Южной Осетии. «С подписанием этого соглашения Россия принимает полную ответственность за оборону и защиту Южной Осетии», - сказал А.Сердюков.

 

Соглашение заключено на 49 лет и может автоматически продлеваться еще на следующие 15 лет. На военной базе в столице Южной Осетии Цхинвали разместятся 1 700 военнослужащих.

 

В апреле 2010 года Президент России Д.А.Медведев подписал закон по ратификации соглашений с двумя бывшими грузинскими регионами по совместной охране границ с Грузией.

 

В прошлом году Президент России Д.Медведев посетил Цхинвали, где ему был оказан самый гостеприимный, теплый и радушный прием. В Грузии этот визит вызвал протесты и обвинения России в аннексии грузинского региона, а также в незаконном въезде на территорию Грузии.

 

В настоящее время Россия выплачивает пенсии и пособия своим гражданам – жителям Южной Осетии, что свидетельствует о тотальной зависимости Южной Осетии от России.

 

Южная Осетия приводит пять основных причин, которые должны служить правовой основой для включения республики в состав России. Это наличие исторических документов, доказывающих право Осетии называться частью России, принцип воссоединения разделенных народов, закрепленный в международном праве, воспрепятствование политике геноцида осетинского народа, предотвращение военных действий в регионе, и, наконец, защита Россией своих граждан.

 

Вопрос самоопределения наций – это не менее важное и неотъемлемое право народов, чем принцип территориальной целостности государства. Согласно Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о принципах международного права от 24 октября 1970 года, Южная Осетия имела право провозглашать свою независимость потому, что осетины не были должным образом представлены в парламенте Грузии и находились в неравноправном положении; Грузия пыталась вооруженной силой втянуть республику в свой состав. В демократичном обществе самоопределение выражается в предоставлении квот представителям национальных меньшинств в различных органах власти для активного включения небольших этнических, религиозных общностей в политическую жизнь страны. Таким образом, на процентной пропорциальной основе достигается паритет представительства в центральных и региональных органах власти между всеми народностями страны. Представители национальных меньшинств отстаивают там интересы своего этноса, а сами народности не чувствуют себя в изоляции. Такие законы действуют во многих демократических странах: в Германии, Канаде, Дании, Испании и т.д..

 

В Абхазии и Южной Осетии демократические институты более развиты, чем в Грузии. В Абхазии и РЮО регулярно проходят президентские и парламентские выборы с участием международных наблюдателей, проводятся общенациональные референдумы. Тбилиси необходимо не угрожать им, а учиться у них этим демократическим нормам жизни.

 

За последние 20 лет в новой истории Грузии не было ни одних честных демократических выборов. Грузия остается единственной страной в бывшем СССР, где все ее президенты (Гамсахурдиа, Шеварнадзе, Саакашвили) захватывали власть силой во время государственных переворотов. Обстоятельства смерти первого грузинского президента по-прежнему окутаны тайной: то ли совершил самоубийство, то ли был убит. Шеварнадзе был свергнут Саакашвили. Результаты парламентских выборов в Грузии сомнительны. Саакашвили запретил оппозиционные СМИ и использовал слезоточивый газ против собственного народа. Бывший министр обороны Грузии Окруашвили заявил, что Саакашвили виновен в убийстве популярного Премьер-Министра З.Жвании. Родственники З.Жвании не верят итогам официального расследования следственных органов Грузии.

 

Госсекретарь США К.Райс обвинила Россию в нарушении международного права: «Russia's recognition of the independence of South Ossetia and Abkhazia violates the territorial integrity of Georgia and is contrary to UN Security Council resolutions». В феврале 2008 года, три года тому назад, западные покровители Саакашвили нарушили международное право, признав Косово независимым государством (в частности, резолюцию №1244 Совета Безопасности ООН, которая целиком и полностью подтверждает территориальную целостность Сербии). Разве Райс забыла о своей поддержке отделения Косово, законной части Сербии? Однако трудно взывать к международному праву Вашингтону после Гуантанамо, Абу-Грейба, Югославии, Ирака и Косово… Косово научило Россию одному важному уроку: если Запад может вторгаться в суверенное государство без санкции Совета Безопасности ООН, то почему этого не может Россия, тем более, если агрессор убивает ее граждан? Райс осудила Россию за «непропорциональное применение военной силы в Южной Осетии и Грузии».

 

Как насчет Белграда и Багдада, миссис Райс? Но, военная кампания России «По принуждению Грузии к миру» по стоимости операции не идет ни в какое сравнение с военными затратами США для войны против Югославии и Ирака. Самые современные системы вооружений были применены США и их союзниками в войне в Югославии и в Ираке. Там были использованы сотни крылатых ракет «Томагавк» (каждая такая ракета стоит свыше миллиона долларов), тысячи бомб и снарядов, в том числе с урановым сердечником, которые обладают лучшей бронепробиваемостью, но которые загрязняют почву радиацией.

 

Недаром В.В.Путин сказал: «Мы что должны были стрелять из детских рогаток, когда Грузия вела огонь из тяжелой артиллерии и систем залпового огня?» Защита гражданских лиц Россией в Южной Осетии была сравнима с действиями западной коалиции в 1999 году, когда они бомбили Югославию для защиты жителей мятежной провинции Косово.

 

Пару лет тому назад Ливан захватил несколько израильских солдат. Израиль разбомбил почти всю военную инфраструктуру и многие гражданские объекты на территории Ливана.

 

Кроме того, на Западе Россию обвиняли в намерении добиться смены правящего режима в Грузии. Однако Саакашвили до сих пор у власти. Но Запад можно тоже обвинить в том же самом, когда НАТО бомбило Белград, чтобы свергнуть Слободана Милошевича. В конечном счете, Западу удалось свергнуть С.Милошевича, арестовать его и направить в тюрьму, в которой он умер, не получив должного медицинского лечения. Западу также удалось свалить режим Саддама Хусейна в Ираке, затем арестовать его, судить и казнить. Осетия – это эхо Косово. Прецедент Косово разморозил и растопил лед замороженных конфликтов.

 

В своем интервью для газет «Новые известия», «Парламентской газеты», агентства новостей РИА «Новости», журнала «Союзное государство» весной 2008 года Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сказал мне:

Для нас признание Косово не панацея, хотя мы внимательно следим за процессами, которые происходят на Балканах. Независимо от признания Косово, мы будем добиваться собственного признания, так как РЮО имеет больше политико-правовых и исторических оснований для признания, чем иные признанные государства, не говоря уже о Косово. Южная Осетия намного дальше продвинулась по пути строительства демократической государственности, чем не только Косово, но и некоторые признанные государства, включая Грузию. Признать Косово и отказывать в признании Южной Осетии означает для международного сообщества расписаться в проведении политики двойных стандартов.

 

 

Президент Белоруссии А.Г.Лукашенко долго молчал и хранил абсолютный нейтралитет, а затем призвал все стороны конфликта вернуться за стол переговоров в поисках скорейшего мирного урегулирования. Первым не выдержал Посол России в Минске Суриков, который прямо заявил белорусскому руководству, что Россия сейчас ждет от своих самых близких союзников более решительной поддержки своим действиям на Кавказе. Выждав паузу, через несколько дней Президент Лукашенко направил гуманитарную помощь (матрасы, палатки, подушки, одеяла) в Южную Осетию. А другой верный союзник России Президент Казахстана Назарбаев так прокомментировал конфликт на Кавказе: «Журналисты в России уверяют, что войну начала Грузия. А так ли это или не так, мы сможем убедиться только тогда, когда будет проведено тщательное серьезное и независимое расследование».

 

Еще один союзник России Президент Армении и вовсе назвал действия Президента России Д.Медведева незаконными: «Армения не пойдет на признание независимости Абхазии и Южной Осетии пока не решен вопрос о будущем Нагорного Карабаха. Армения не признала независимость Косово, Абхазии и Южной Осетии исходя из того, что такое признание является нарушением международного права».

 

Это говорит глава Армении, страны, чьи государственные границы с Турцией (345 километров) и Ираном (45 километров) охраняют, пограничники России на основании Договора от 30 сентября 1992 года, а всю военную технику Армения покупает по внутренним российским ценам. Москва предоставила Армении право бесплатного или на льготных условиях обучения армянских военнослужащих в военных ВУЗах России.

 

Хотя Грузия не является членом НАТО, но, тем не менее, как только разразился конфликт, Вашингтон без малейшего колебания и промедления направил к берегам Грузии на полных парах ракетный эсминец ВМС США. Ну а солидарность, моральную и психологическую поддержку Грузии высказали абсолютно все без исключения лидеры западных стран.

 

Косово признало уже 64 страны-члена ООН, а Абхазию и Южную Осетию – только 4 страны (Россия, Никарагуа, Венесуэла и Науру). Стоит отметить, что не на словах, а на деле верными союзниками России оказались далекие латиноамериканские страны Никарагуа и Венесуэла, нежели страны-члены ОДКБ (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан). В списках поддержавших Россию в признании независимости Абхазии и Южной Осетии не оказалось ни одной страны ОДКБ. Получается, что США, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония, Новая Зеландия, Турция, Черногория и другие страны, признавшие независимость Косово, спаяны между собой настоящими союзническими отношениями гораздо больше, нежели широко воспеваемое ныне славянское братство двух братских народов и стран России и Белоруссии.

 

Вопрос признания Абхазии и Южной Осетии был рассмотрен главами государств-членов ОДКБ 5 сентября 2008 года. По результатам встречи общей резолюции членов ОДКБ не было принято. Российскому внешнеполитическому ведомству совместно с международным управлением Администрации Президента России следует представить Президенту России отчет-анализ о роли и участии ОДКБ в конфликте. Вполне возможно есть необходимость серьезного реформирования организации для повышения ее эффективности в отстаивании национальных интересов России. Возможно, следует пересмотреть устав и обязанности сторон в особых чрезвычайных ситуациях. Ясно, что необходимо усилить работу именно на этом направлении. России нельзя оставаться в международной изоляции, особенно в момент острого межгосударственного кризиса, каким стала пятидневная война на Кавказе с Грузией.

 

Хотя Н.Н.Бордюжа регулярно докладывает об успешных совместных операциях стран-членов ОДКБ по изъятию наркотиков, подобные операции по борьбе с наркоторговцами в состоянии осуществлять пограничные войска и таможенные службы этих стран-участниц самостоятельно или координируя свои действия друг с другом. Нынешнюю ОДКБ как по численному составу ее участников, так и по качеству отношений внутри этой организации никак нельзя считать организацией, которая дает реальную отдачу от тех затрат, которые идут на ее содержание в том числе и из карманов налогоплательщиков России. Не случайно, что ОДКБ не пользуется авторитетом в мире.

 

Свыше 95% населения Южной Осетии - граждане России. Денежная единица – рубль России. Осетинский народ мечтает сегодня жить в едином государстве, стремится к своему воссоединению в рамках России. Так получилось, что искусственная граница между РСФСР и ГССР разделила один народ, у которого общая тысячелетняя история, язык, религия. У осетин есть такое же право, как и у немецкого народа в свое время (воссоединение ФРГ и ГДР), восстановить историческую справедливость. Имеет же сегодня корейский народ свое неотъемлемое право сделать свою Родину, Корею, единой страной, в случае воссоединения КНДР и Республики Корея.

 

В Грузии по-прежнему активно проводится политика ассимиляции национальных меньшинств. Так, их представителям присваиваются не родные имена, а грузинские. Например, весь мир за день до открытия зимней Олимпиады в Ванкувере в 2010 году узнал о трагической гибели молодого спортсмена из Грузии Кумариташвили. Но он был не грузин, а этнический осетин. Просто всем осетинам в Грузии даются грузинские фамилии, чтобы лишить их национальной идентичности. Его настоящая фамилия - Кумаритаты.

 

Еще в марте 2006 года Президент РЮО Эдуард Кокойты направил запрос в Конституционный суд России о признании РЮО частью России. Если точнее определять форму самоопределения народа Южной Осетии, то можно сказать, что это не сепаратизм, а ирредентизм, так как его целью является не создание собственного государства, а слияние с другим, уже существующим государством. Ирредента определяется как соединение этнически родственного населения и его пограничной территории и его присоединение к воссоединяемому государству.

 

Южная Осетия никогда не выходила не из Российской Империи, не из Советского Союза. Имеется документ 1774 года, который подтверждает вхождение единой Осетии в состав Российской Империи. И нет никаких документов, которые свидетельствовали бы о выходе Осетии из Государства Российского, как бы оно ни называлось – Российская Империя, Советский Союз или Россия. Восстановив историческую справедливость и став частью России, осетины смогут решить задачу объединения народа, искусственно разделенного на "северную" и "южную" половины.

 

В марте 1991 года в Южной Осетии состоялся референдум, на котором около 90 % населения высказались за сохранение СССР. В Грузии референдум был игнорирован, напротив, было объявлено о восстановлении грузинской республики образца 1918-1921гг., хотя Закон СССР «О порядке разрешения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» от 3 апреля 1990 г. позволял Грузии выйти из Союза с соблюдением демократических процедур. Напрашивается вопрос: это кто же из нас является сепаратистами - мы или Грузия? И еще один вопрос: что за новообразование и в каких границах было признано международным сообществом в 1992 году под названием «Республика Грузия», тогда как еще за год до признания Грузии Южная Осетия уже де-юре не находилась в составе ни Грузинской ССР, ни, тем более, в Республике Грузия?».

 

Однако сегодня эти высказывания Эдуарда Кокойты о членстве и пребывании Южной Осетии в составе России стараются в Москве и Цхинвали не вспоминать. Может быть, только пока. Что будет завтра, как гласит древняя китайская пословица «Предсказывать – трудно, особенно будущее!».

 

Можно предположить, что Южная Осетия останется и в будущем еще в течение длительного времени частично признанным государством, не станет членом ООН и сохранит свою полную экономическую зависимость от России. В этом случае осетинский народ как был разделенным, таким он и останется. Однако он может использовать этот период для становления своей экономики, пользуясь нынешним зонтиком безопасности России. Сегодня осетины могут не беспокоиться за свое мирное будущее благодаря России. Их тревоги уже позади. Бесспорно, что если бы не своевременная военная помощь и заступничество России, вооруженные силы Южной Осетии были бы просто сметены и уничтожены превосходящей и лучше оснащенной грузинской армией. Возможен и такой вариант, когда Южная Осетия в соответствии с нормами Конституции России вступает в состав РФ, объединяясь с Северной Осетией в единый субъект федерации. В таком случае произойдет воссоединение одного народа. Но Москва услышит в свой адрес со стороны Запада, Грузии прямые обвинения в аннексии и оккупации грузинской территории. Объединение Северной и Южной Осетий и создание единого независимого государства осетин также маловероятно. Хотя осетинский народ добился признания независимости своего осетинского государства, в Северной Осетии никто не проявляет особого интереса в том, чтобы образовать единое государство Осетии в составе нынешних Северной Осетии и Южной Осетии. Но ситуация может измениться через 30-40 лет в связи со стремительно сокращающейся численностью населения России, когда руководство России уже не сможет эффективно управлять и контролировать обширные территории страны, а местные правители ее регионов, особенно субъектов из числа национальных республик, захотят освободиться от опеки центра.

 

Другой сценарий развития событий с возвращением Южной Осетии и Абхазии в состав Грузии представляется также маловероятным. Для этого у Грузии уже нет сил и ресурсов: ни экономических, ни финансовых, ни военных. Грузия значительно ослабла после начала глобального кризиса. И нельзя исключить дальнейшей дезинтеграции и распада грузинского государства.

 

Новая грузинская политика в отношении Абхазии и Южной Осетии «Государственная стратегия на оккупированных территориях – вовлечение путем сотрудничества» обречена на провал. Вице-спикер парламента РЮО Ю.Дзиццойты комментируя ее, сказал, что «в Грузии не понимают самого главного, называя Южную Осетию и Абхазию «оккупируемыми территориями». Если бы они перед тем, как начать писать эту стратегию поинтересовались бы мнениями народов Южной Осетии и Абхазии, они бы тогда поняли, что не существует никаких «оккупируемых территорий». Наоборот, сейчас осуществилась вековая мечта югоосетинского и абхазского народов об обретении независимости. А вот грузинское вторжение на территорию РЮО в августе 2008 года однозначно можно трактовать как попытку оккупации нашей страны. В Грузии должны, наконец, понять это и прекратить свою агрессивную и захватническую политику в отношении наших стран. Южная Осетия и Абхазия никогда больше не будут колониями Грузии».

 

Сегодня в Южной Осетии и Абхазии подъем национального духа и эйфория победы. Там говорят, что, предлагая вышеупомянутый грузинский документ, «югоосетинам предлагают спуститься с тех высот, на которые они поднялись за последнюю пару лет, чтобы вернуться в мрачную и серую грузинскую пещеру».

 

Свободу очень трудно завоевать, но еще труднее отказаться от мечты о ней. И совершенно невозможно отказаться от свободы тем, кто ее уже обрел.

 

В грузинской стратегии Южная Осетия названа «Цхинвальским регионом». Но руководство РЮО даже отказывается от международных пятисторонних переговоров, если так называют на них их сторону. Новый грузинский документ совершенно не учитывает современной ситуации в регионе после войны 2008 года. Как же можно работать с документом, который является устаревшим?

 

Маловероятной выглядит возможность вступления Южной Осетии и Абхазии в состав ООН. Даже если эти государства получат признание независимости от многих других стран, их заявка на вступление будет заблокирована Западом. Не признает их независимость и Грузия. Но в политике, как говорили многоопытные дипломаты, никогда не говори «никогда». Нельзя исключать, что эти государства станут предметом переговоров глав больших держав. Косово добилось признания 64 стран. Наверное, не далек день, когда число признавших независимость Косово перевалит отметку в сто. Вот тогда-то может возникнуть ситуация, когда Россия и Запад начнут искать компромисс и согласятся на взаимное признание Западом и Россией как Косово, так и Абхазии и Южной Осетии. Конечно, в Сербии и в Грузии будут не довольны таким торгом, но после глобального кризиса наступило время больших держав. В международных отношениях интересы малых стран будут игнорироваться, ими будут пренебрегать, и если они и будут учитываться большими державами, то лишь в порядке возможности получения уступок по другим спорным внешнеполитическим вопросам.

 

Так же, как и правительственный сайт руководства Абхазии, сайт Президента Южной Осетии имеет российский домен – presidentrso.ru. Уже сегодня среди членов РСПП в категории «Региональные объединения России и отделения» зарегистрированы Абхазия и Южная Осетия вместе с восьмью федеральными округами России.

 

Для всех новых государств (Абхазия и Южная Осетия) и непризнанных государств (ПМР и НКР) постсоветского пространства характерно, что процессу суверенизации в Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Нагорном Карабахе предшествовали попытки ограничения их прав с последующим военным вмешательством со стороны Тбилиси, Кишинева и Баку соответственно. Эта их общая черта. Более того, в отличие от Косово, «освобожденного» в результате внешней интервенции, эти регионы самостоятельно стали независимыми де-факто.

 

Современная международная практика урегулирования конфликтов не находится, также как и сами конфликты, в «замороженном» состоянии, а постоянно совершенствуется и развивается путем создания новых прецедентов и поиска альтернативных решений. Примеры уже состоявшихся развязок в Эритрее, Черногории, активно обсуждаемые варианты решения косовского вопроса не могут не приниматься в расчет как властями и населением непризнанных республик, так и мировым сообществом. Да и сохраняющиеся центробежные тенденции в, казалось бы, давно «одемократившейся» и упорно интегрирующейся Европе (например, в Испании, Франции, Бельгии) лишь подтверждают право народов на свободное волеизъявление.

 

Россия с уважением относится к принципу территориальной целостности. Однако право на самоопределение, на котором базируются подходы абхазской и югоосетинской сторон, - это тоже часть международного права. Будет неправильным навязывать извне какие-то жесткие рецепты, предписывающие действовать только в одном, заранее предопределенном направлении. Очевидно, что урегулирование конфликтов должно быть основано на практическом сопряжении этих двух принципов, подразумевающем широкий выбор альтернативных статусных решений. 

 
Комментарии экспертов
Анн Брассер
Анн Брассер
председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы
Если бы ассамблея хотела закрыть дверь, то не ратифицировала бы полномочия российской делегации, а мы признали эти полномочия, хотя и с санкциями. Это не называется «закрыть дверь». Мы - организация, вступив в которую все страны берут на себя обязательства соблюдать положения Конвенции о защите прав человека, принципы Совета Европы.

 

А нерушимость границ — один из основных этих принципов. Если страна не соблюдает свои обязательства, ее нужно критиковать… Мы должны критиковать, но мы должны уметь принимать критику, и это касается не только российской, но и всех делегаций.

 

Турбьерн Ягланд
генеральный секретарь Совета Европы
Не знаю, говорил ли Сергей Нарышкин от лица всей российской власти, например, Владимира Путина, когда сказал, что в случае ограничения полномочий делегации России она не будет год посещать ПАСЕ, а если ничего не изменится – то Россия покинет Совет Европы.

 

Но я строю свое понимание ситуации на том, что в настоящее время Россия заинтересована оставаться в Совете Европы, потому что именно в этом месте Россия имеет связь с остальной Европой и проявляет себя как европейская нация.

 

Петрэ Мамрадзе
Петрэ Мамрадзе
Глава НПО «Институт стратегии управления Грузией»
Необходимо добиться динамичного роста экспорта и снижения импорта. Сегодня Грузия практически ничего не производит и, по сути, является территорией, на которой граждане обменивают полученные от своих близких из-за рубежа (в основном из России) доллары и евро на завезенные, опять-таки из-за рубежа, товары. Эта маразматическая ситуация представляет собой, пожалуй, главный результат «эпохальных реформ» Саакашвили и его соратников, внедряющих сейчас свой опыт в Украине.

 

Конечно, в случае гиперинфляции, а опасность этого реальна, люди могут проголосовать за любого демагога и популиста, но вряд ли вновь доверятся команде Саакашвили. Что же касается постоянных заявлений экс-президента о скором возвращении во власть, то, хорошо зная его лично, думаю, это обусловлено двумя факторами. Во-первых, по складу психики он с готовностью верит во все, что ему приятно, и готов отмести всякую «неприятную» информацию. Во-вторых, такими заявлениями он подбадривает своих сообщников, пытается заверить их, что «еще немного» - и их преданность будет щедро вознаграждена, а «вероотступники» будут наказаны. А то, что Саакашвили вошел в доверие к Петру Порошенко и, несмотря на протесты нынешних властей Грузии, убедил его назначить своих ставленников в правительство Украины, окрылило Саакашвили.

 

Сосо Цискаришвили
Президент «Клуба независимых экспертов Грузии»
Общество сегодня уже противостоит не только прошлой власти страны, но и нынешней. Когда годами не можешь добиться правды, когда к твоим проблемам относятся несерьезно, когда власть не учитывает общественное мнение - чего еще ждать?

 

Самокритика для руководителей Грузии по-прежнему является экзотическим фруктом. Если у них есть желание сохранить власть, нужно менять отношение к самим себе. Возможно, сейчас начинается именно такой процесс. Время покажет. Но вечно довольная собой власть не будет успешной. Упрямство тоже должно иметь пределы.

 

Владислав Жуковский
Владислав Жуковский
экономист
Экономика Украины сейчас вообще не генерирует денежных средств. Все средства, которые привлекаются из-за рубежа, используются в качестве источника рефинансирования и на текущие расходы. Более того, поступающей финансовой помощи недостаточно даже для обслуживания уже существующих обязательств. Страна сейчас находится в состоянии глубочайшего кризиса и скрытого дефолта. Когда иссякнет финансирование из-за рубежа, то дефолт будет автоматическим.

 

Нет сомнений в том, что уже в ближайшем будущем поток поступлений из-за рубежа уменьшится, поскольку все понимают, что Украина превращается в один сплошной токсичный актив. Деньги не спешат выдавать, поскольку видят, что идут они не на реформы, направленные на повышение конкурентоспособности экономики.
 
Иссяк поток даже из офшорных юрисдикций. К этому привел разрыв связей с Россией, благодаря которой худо-бедно, но создавались цепочки по генерированию добавочной стоимости на российском сырье. Около 40% притока капитала через офшоры в страну обеспечивалось именно за счет России. Перекрытие этого потока нанесло последний удар по экономике страны.

 

Кубат Рахимов
международный консультант Азиатского банка развития
Планы Китая выйти в Центральную Азию, минуя Казахстан как ближайшего союзника России в этом регионе, похожи на желание нанизать страны региона на свой «шампур».

 

Они не выглядят рентабельными даже в разрезе 15-20 лет. Но с точки зрения самих китайцев, это ничтожный промежуток времени.

 

Александр Собянин
Александр Собянин
руководитель Ассоциации приграничного планирования
Если появляется китайская колея, то автоматически возникнет «китайская безопасность», китайские военные.

 

Это не вопрос киргизско-российских отношений, это вопрос будущего самой России. Колея-1435 потребует повышения национальной безопасности ближних к Центральной Азии российских регионов

 

Александр Князев
эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку
Из слабости властей и неспособности управлять своими регионами проистекает угроза нарушения территориальной целостности киргизского государства.

 

Юг страны, ущемленный сегодня в вопросе распределения власти и испытывающий сильное влияние Узбекистана, получив соединение с ним, может серьезно задуматься о выходе из-под власти Бишкека. Тем более что он уже имеет такой рычаг воздействия на центр: каскад ГЭС.

 

Аджар Куртов
Аджар Куртов
ведущий эксперт Российского института стратегических исследований
Одно дело нарисовать маршрут Таджикистан-Афганистан на карте, и совершенно другое – проложить полотно высоко в горах по тяжелейшему рельефу, который не дает возможности ни запасные пути строить, ни на интенсивный или даже стабильный график движения поездов рассчитывать.

 

marina 17 марта 2014 11:25 цитировать
Давно пора заняться южной Осетией, если не хотим ее потерять, ввести в состав РФ и не надо никаких международных признаний. А Лукашенко очень лживый и неискренний человек, способный поджав хвост уйти в трудную минуту, а то и вообще предать Россию. Я ему не верю Не говоря уж о Нззарбаеве. 2 таких друга и врагов не надо!
Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив