Победа в информационной войне, сопровождающей конфликт на Востоке Украины, стала для Киева не менее важной, чем исход реальных военных действий.
Украина начала проводить пропагандистские «операции» в СМИ и интернет-пространстве практически сразу после начала киевской революции «Евромайдана» и, похоже, не собирается прекращать пропаганду и теперь, когда соглашение о прекращении огня на Донбассе подписано и в целом соблюдается. Не собираются заглушать «пропагандистскую машину» и российские власти, которым удалось обеспечить «информационную победу» внутри страны, но, по-видимому, не удается добиться того же в глобальном масштабе.
 
Специфика украинской пропаганды определилась послереволюционными реалиями. Государственных СМИ на Украине уже практически не осталось. После свержения прежнего режима власти страна оказалась территорией соперничества десятков олигархов. Те же, за много лет в бизнесе привыкшие решать свои политические задачи за счет подконтрольных им телеканалов, газет и интернет-сайтов, теперь продолжают нагнетать обстановку вокруг войны и усиливать негативную реакцию аудитории в отношении России — каждый по своим причинам.
 
Королевство кривых экранов
 
После победы революции главным рупором украинских медиа можно считать "Телевизионную службу новостей" (ТСН), которая готовит новости для одного из крупнейших телеканалов страны "1+1" и сайта TSN.ua. Оба актива принадлежат губернатору Днепропетровской области и бизнесмену Игорю Коломойскому, который за время донбасского конфликта сосредоточил в своих руках достаточно власти, чтобы всерьез задуматься о карьере в большой политике. Новости ТСН показывают по несколько часов подряд каждый вечер и, по вышеназванной причине, обеспечивают пиар своего владельца.
 
Служба новостей каждый день рассказывает, как команда днепропетровских чиновников (конечно же, во главе с Коломойским) "решает вопросы" по обеспечению армии. В каждом сюжете - хроники войны, сюжеты о волонтерском движении, рассказы о детях, которые якобы массово шлют свои рисунки солдатам.
Например, большой резонанс вызвала история о 5-летнем мальчике из Львова по имени Тарас, который, как утверждала ТСН, отдал на армию деньги, которые собирал на планшет. Подобные сюжеты активно цитирует все мейнстримные украинские СМИ, и о них быстро начинает говорить вся страна. Равно как и сюжеты о якобы тысячах добровольцев, которые спешат на войну.
"Если ты едешь добровольцем на войну, у тебя возьмет интервью минимум пять телеканалов. Опрашивают всех, и людям кажется, будто явление массовое. К сожалению, это не так", - рассказал "МП" на условиях анонимности сотрудник одного из киевских военкоматов.
 
ТСН регулярно публикует и сфабрикованные новости, предназначенные для «накрутки» той или иной темы в СМИ. Например, о том, что в селе Григорьевка Ростовской области местные жители проводили акции в поддержку вхождения в состав России — о чем, как оказалось, не знали сами жители села. Так же история - с «Маршем за федерализацию Сибири», которая была, скорее, своеобразным провокационным арт-проектом на пару десятков человек, чем реальной политической акцией. Тем не менее, на ТСН появился целый ряд репортажей об этом «марше» как о начале конца современной России. В одном из сюжетов сообщалось даже, что он собрал 40 тысяч участников.
 
Другой вид пропаганды, которую любят транслировать по телеканалу Коломойского, - откровенные небылицы, которые выглядят тем правдоподобнее, чем дольше длится видеосюжет. Киевские журналисты в августе активно распространяли фотографии манекенов-ополченцев на блокпостах. Как сообщали тогда украинские власти, у представителей ДНР не хватает людей, и, используя манекены, они пытаются создать видимость массовости сопротивления. Эту информацию еще в июле распространила и.о. председателя Луганской областной государственной администрации Ирина Веригина, назначенная Киевом. Как выяснилось позже, эти фотографии оказались подделкой. Но массовая аудитория об этом не узнала — ведь телевидение не привыкло опровергать свои прежние сюжеты.
 
Подобным образом - в той или иной степени - работают все украинские СМИ: и печатные, и электронные. Телеканал СТБ олигарха Виктора Пинчука (зять второго президента Украины Леонида Кучмы) в каждом вечернем выпуске новостей показывает раненых солдат, которые говорят на камеру: «Как только нас выпишут, мы тут же вернемся на войну». В сюжетах телеканала - истории о том, как украинцы поддерживают армию рублем, и тут же призывы перевести деньги на спецсчет Минобороны. "5 канал" Петра Порошенко, который при Януковиче был рупором оппозиции, теперь является фактически пресс-службой президента: новости здесь - только официальные, а вместо них львиную долю эфира занимают политические ток-шоу, оппонентов власти на которые не приглашают.
 
Воздерживаться от грубой пропаганды, как ни странно, стараются только государственный "Перший национальный" и телеканал "Украина". Причем последний — из-за шаткого положения его хозяина Рината Ахметова. Крупнейший украинский бизнесмен на начальном этапе протестов поддерживал сепаратистов и продолжает им сочувствовать до сих пор, хотя с началом военных действий переехал в Киев. Но "заступаться" за ополченцев в сегодняшней Украине публично нельзя: Генпрокуратура внимательно следит за новостными сюжетами и реагирует мгновенно.
 
Правда, и "Украина" часто грешит выдуманными новостями. В одном из сюжетов журналисты рассказывали о вторжении российских войск, сопроводив закадровый текст роликом многомесячной давности. На нем в действительности двигается колонна украинской техники, а в сюжете она называется российской.
 
Оборонительное вещание
 
Украинская пропаганда постоянно перекликается с пропагандой российской, которая также находится в состоянии военного времени. Что две страны пытаются завоевать международное информационное поле друг у друга, особенно ярко заметно при сравнении эфира телеканала «24», принадлежащего мэру Львова Андрею Садовому, и отечественного «Россия-24». Освещают они примерно одни и те же события, но тональность их сюжетов, как правило, прямо противоположна.
 
Если «Россия-24» утверждает, что силы ДНДР освободили несколько населенных пунктов, то львовский "24" расскажет о продвижении украинской армии. Оба канала обычно показывают разрушенные дома, но виновниками обстрелов они называют разные стороны. На российском телеканале показывают женщин, которые ругаются на отсутствие нормальных бомбоубежищ, на украинском - как местные жители успешно прячутся в подвалах.
 
Когда сюжеты касаются других аспектов насыщенной политической жизни Украины, то и тут все предсказуемо: украинские СМИ ничего не рассказывают ни о том, как Нацгвардия обстреливает жилые дома, ни о том, как в Харькове и Одессе проходят акции в поддержку ополченцев, ни о том, в каком ужасном состоянии обеспечение украинских солдат.
 
"По телеку постоянно показывают волонтеров, и как все типа помогают. Поэтому у всех складывается впечатление, что у армии все в порядке. Но это не так. Нам не хватает оружия, патронов, еды, нормальных касок, бронежилетов, техники вообще почти нет. Сепаратисты ездят на БТРах, мы - на микроавтобусах "Богдан". Ложь украинских СМИ запредельная, о реальных проблемах умалчивают", - рассказывает "МП" 28-летний солдат ВСУ Алексей из Киева. Умалчивают украинские журналисты еще и о количестве жертв АТО: цифры, которые озвучивает СНБО и к которым есть серьезные претензии у экспертов, никак не проверяются и не корректируются.
 
По мнению Владимира Жарихина, заместителя директора Института стран СНГ, украинская пропаганда сегодня может позволить себе «гораздо в большей степени вступать в противоречие с действительностью», чем российская. «Дело в том, что Украина ведет эту информационную войну не самостоятельно. За сообщениями из Киева следят западные СМИ, которые подхватывают любые небылицы, поддерживают эти сведения своим авторитетом и превращают пропагандистские публикации в достояние международной общественности, заявил собеседник «МП». Российская пропаганда же, по мнению Жарихина, эффективна только внутри РФ и ограниченной части русскоязычного мира.
 
Перемирия нет
 
Ненависть жителей Центральной и Западной частей Украины по отношению к жителям Донбасса, настроенных критично к Киеву, - тоже результат информационной войны. Здесь почти в каждом новостном выпуске показывают "зверства российских оккупантов", цитируют "неблагодарных" жителей Донбасса, которые настроены против "хунты", рассказывают об издевательствах над военнопленными.
 
Львовский канал Zik уже после заявления Порошенко о перемирии на Донбассе отметился сюжетом о "детском батальоне", который создали в Прикарпатье. Рассказывали, как дети, наряженные в вышиванки, ходят с желто-синими и красно-черными флагами и распевают гимн Украины, чтобы поднять боевой дух армии.
 
Подобные сюжеты, считает киевский публицист Владимир Скачко, заставляют украинцев переживать смешанные чувства: с одной стороны, по данным опросов, 57% жителей страны настроены решительно против войны, с другой - телевизионная пропаганда заставляет их поверить в то, что никакого решения, кроме военного, у проблемы с Донбассом нет.
 
По словам собеседника «МП», главный месседж украинских пропагандистов состоит в том, что в стране нет никакой гражданской войны, а Киев борется с агрессией со стороны Москвы - и только. На эту тему недавно высказалась певица Руслана, долгое время бывшая символом «Евромайдана». По собственному признанию, она всегда считала, что на Украине нет гражданской войны, но после того, как она побывала в Донецке, женщине стало ясно: украинская регулярная армия тоже "не святая" и то и дело бьет по жилым домам "в целях устрашения мирного населения".
"СМИ принадлежат олигархам, которые очень хотят задавить ДНР и ЛНР, поэтому заинтересованы в продолжении войны", - резюмирует Скачко. По крайней мере, после объявления перемирия на Донбассе агрессивной пропаганды со стороны Украины меньше не стало.
Впрочем, постепенно недовольство пропагандой в украинском обществе растет. 17 августа акцию протеста против лжи в СМИ активисты провели в Харькове. Несколько десятков человек требовали называть честные цифры о количестве погибших в ходе АТО и рассказывать о "предателях во власти". Очевидно, если война на Донбассе не закончится, количество подобных протестов в Украине будет расти.
 

 
Комментарии экспертов
Дмитрий Орешкин
Дмитрий Орешкин
независимый политолог
В российско-украинской информационной войне также велика роль интернета. В соцсетях вращается множество ссылок на однозначно пропагандистские сайты типа украинского «Цензор.нет» или российского «Русская весна». 
На обоих сайтах бьют в барабаны, обвиняя противоположную сторону в самых жестоких военных преступлениях. Мне как наблюдателю любопытно следить за такими ресурсами, потому что они очень четко дают понять, какая информационная операция набирает обороты. Так, по публикациям о «предателе Суркове» или «предателе Кургиняне» можно было судить о том, на какие политические силы в России Кремль делает ставку, а на какие эту ставку делать перестает.
 
Для поиска достоверной информации эти ресурсы точно не подходят. Но в том-то и дело, что массовая аудитория русскоязычного интернета не видит отличий между более или менее объективными СМИ и откровенно пропагандистскими. На этом и строится пропаганда.

 

Владимир Жарихин
заместитель директора Института стран СНГ
Российская пропаганда вынуждена больше опираться на реальность, потому что к ней на международном информационном поле меньше доверия. Украина в этом смысле находится в более выигрышном положении. Ее поддерживают западные СМИ, которые таким образом тоже участвуют в информационной войне на стороне Киева. Таким образом, украинская пропаганда сегодня добилась больших успехов на международном поле.
 

Российская пропаганда также достигла важной задачи — укрепить поддержку власти внутри страны и сплотить население вокруг определенного понимания конфликта на Украине. Об этом свидетельствует, например, рост рейтинга Владимира Путина. Однако российская пропаганда ограничена в своем влиянии: она действуют только на русскоязычную аудиторию. Англоязычный телеканал Russia Today при всем уважении просто не может меряться с западными СМИ по информационной подаче.

 

Владимир Скачко
Владимир Скачко
главный редактор газеты «Киевский телеграф»
Украинское общество пока к миру не готово. В нем борются две взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, растет понимание того, что война бессмысленна и из нее нужно искать выход.  Эта тенденция нарастает благодаря растущему количеству гробов, которые приходят из зоны так называемой АТО. С другой - через СМИ пропагандируется идея войны до победного конца.

 

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив