Коммунистическая партия Китая /КПК/ готовится к проведению очередного важного съезда, на котором произойдут радикальные изменения в руководстве страны и будут намечены перспективы будущего развития Китая. 

Съезд КПК проводится раз в пять лет, длится примерно неделю и представляет собой собрание, на котором анонсируются и начинаются важные политические, экономические и кадровые изменения. По формулировке газеты "Жэньминь жибао", "Всекитайский съезд КПК – это "предисловие" ко всем "главам" процесса политики реформ и открытости Китая". На XVIII-й съезд КПК, который откроется в Пекине 8 ноября, соберётся 2270 делегатов, избранных низовыми партийными организациями. XVIII-й съезд имеет особое значение потому, что на нём будет произведена происходящая раз в десятилетие ротация высшего руководства страны: "четвёртое поколение" китайских лидеров передаст власть "пятому поколению".

КПК устанавливает строгие ограничения по возрасту для своих лидеров. Согласно негласному правилу, введённому Дэн Сяопином, предельный возраст для занятия высших государственных постов в Китае ограничен семидесятью годами. Кроме того, председатель КНР и его заместители не могут занимать свой пост более двух сроков подряд, т.е. более10 лет. Ожидается, что семь из девяти действующих членов Постоянного Комитета Политбюро ЦК КПК, который является наиболее важным руководящим органом партии, уступят свои места более молодым лидерам. В отставку уйдут председатель КНР Ху Цзиньтао /1942 г.р./, который также является генеральным секретарём ЦК КПК, и председатель китайского правительства премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, которому в этом году уже исполнилось 70 лет. Ожидается, что новыми китайскими лидерами станут нынешний заместитель председателя КНР 59-летний Си Цзиньпин и заместитель премьера Госсовета 57-летний Ли Кэцян. Процесс передачи власти новому поколению будет происходить постепенно: сначала Си Цзиньпин сменит Ху Цзиньтао на посту генерального секретаря ЦК КПК, а на мартовской сессии Всекитайского собрания народных представителей в 2013 году он будет избран новым председателем КНР. Затем Ху Цзиньтао передаст Си Цзиньпину пост председателя Центрального военного совета КНР, который является высшим партийным органом, руководящим всеми Вооружёнными силами КНР. Как предполагают некоторые аналитики, следуя примеру Цзян Цзэминя, Ху Цзиньтао может в течение некоторого времени сохранять за собой пост председателя Центрального военного совета КНР.

В настоящее время делается много прогнозов относительно того, кто займёт остальные места в ПК Политбюро, поскольку входящие в его состав политики будут определять будущее развитие Китая. Неоднократно появлялись сообщения о том, что число членов ПК Политбюро может сократиться с нынешних девяти до семи. Как отмечает газета "Саут Чайна морнинг пост", "это может быть сделано для того, чтобы сделать высший руководящий орган страны более эффективным и способным противостоять интересам партийных фракций, более склонным к проведению смелых реформ". Формально процедура избрания будет происходить следующим образом: члены XVIII-го съезда выберут членов Центрального комитета /около 300 человек/, а они, в свою очередь, выберут из своего состава членов Политбюро /около 25 человек/, в том числе, членов Постоянного комитета Политбюро. Точный состав ПК Политбюро ЦК КПК в настоящее время уже наверняка известен и лишь подлежит официальному подтверждению во время предстоящего съезда.

"Четвёртое поколение" китайских лидеров во главе с председателем КНР Ху Цзиньтао и премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао может гордиться многочисленными успехами, в том числе почти десятилетием быстрого экономического роста. Одновременно с этим старое поколение оставляет последующим лидерам непростые экономические задачи, главная из которых заключается в реструктуризации экономической модели Китая.

В настоящее время Коммунистическая партия Китая является крупнейшей политической партией в мире, насчитывающей более 82 млн членов. Под руководством и надзором "четвёртого поколения" китайских лидеров экономика КНР превратилась из шестой /2002 год/ экономики мира во вторую после экономики США. Китай стал самой богатой страной в мире в пересчёте на валютные резервы: по состоянию на конец июня 2012 года, валютные резервы КНР составляли 3,24 трлн долл США. КНР также является крупнейшим в мире производителем автомобилей, имеет самую протяжённую в мире систему высокоскоростных железнодорожных путей. Сельскохозяйственный сектор КНР в течение восьми лет подряд находится в состоянии устойчивого роста. "Четвёртое поколение" китайских лидеров также стояло во главе крупнейшей в мире кампании по искоренению нищеты и вывела из неё десятки миллионов людей. Как заявил в сентябре 2012 года премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, ВВП КНР на душу населения повысился с 1000 долларов США в 2002 году до 5432 долларов в 2011 году. Согласно статистическим данным, в ходе 11-й пятилетки /2005-2010год/, китайскому правительству удалось выполнить все обязательные задачи /контроль за численностью населения, потребление энергии и воды на единицу валового внутреннего продукта, сокращение выбросов по двум основным загрязняющим веществам, увеличение площадей обрабатываемых земель, социальное обеспечение горожан и сельское корпоративное медицинское страхование и т.д.

Однако, несмотря на эти явные успехи, многие китайские и иностранные аналитики утверждают, что в целом "четвёртое поколение" лидеров "не оправдало ожиданий в области экономической реформы и социального развития". Как объясняет газета "Саут Чайна морнинг пост" в своей статье от 11 сентября, "прыжок, совершённый страной за десятилетие /2002-2012гг/ , был достигнут за счёт чрезмерных затрат, ухудшения экологической и экономической обстановки, постоянного углубления разрыва в доходах между богатыми и бедными слоями населения Китая". Другими важными проблемами, которые предстоит решать новому поколению лидеров, является пресечение коррупции среди госчиновников, снижение экономической власти государства, ослабление государственной монополии во многих многодоходных секторах, снижение государственного контроля над ценами, реструктуризация банковского и финансового рынков, предотвращение социальных конфликтов. Эти задачи вполне осознаются руководством КПК. Как отмечает газета "Глобал таймс" в статье от 22 октября, "новое руководство КПК, без сомнения, сделает основной своей целью экономический рост, а главной задачей ближайшего десятилетия станет углубление экономических реформ. Что касается социальной политики, то новое руководство скорее всего будет делать акцент на перераспределении социальных ресурсов, необходимых для устранения социальной поляризации и разрядки социальных конфликтов. В ближайшие годы будут предприняты меры, направленные на защиту интересов малообеспеченных классов и решение проблем здравоохранения, жилья и социального страхования".

Однако задачи нового поколения китайских лидеров не будут исчерпываться только экономикой и социальной сферой. На протяжении нескольких последних лет можно наблюдать процесс более активного участия КНР в международных делах. Американское аналитическое агентство "Стратфор" пишет в этой связи: "Сдвиг во внешней политике Китая будет заключаться в том, чтобы превратить Китай в более активного участника принятия стратегических экономических решений в мировом масштабе. Спад, переживаемый экспортозависимой экономикой Китая, заставляет китайских производителей активнее действовать на иностранных рынках и увеличивает конкуренцию с зарубежными странами, причём не только в Юго-Восточной Азии, но даже и в таких удалённых от КНР регионах, как Мексика. Кроме того, поскольку Китай пытается сохранить темпы своего роста, важными для него остаётся обеспечение цепочек энергоносителей и сырьевых поставок". Таким образом, если до начала мирового финансового кризиса внешняя политика Китая была относительно слабой, ориентированной внутрь, её важнейшей целью было создание стабильных внешних условий для экономического роста, в будущем Китай будет нуждаться в проведении более сложной внешней политики, которая обеспечивала бы его экономические и энергетические интересы. Поскольку легитимность КПК в первую очередь опирается на экономические успехи, то в случае сохранения достаточно высоких экономических показателей и удачного предотвращения социальных конфликтов, проведение политических реформ не является задачей первостепенной важности.

Как заявил заместитель председателя Китайского общества экономических реформ при Национальной комиссии по развитию и реформам Ши Сяоминь, "Китай приближается к той стадии, когда правительство должно приступить к проведению более фундаментальных реформ".

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив