Кто виноват в крушении пассажирского лайнера «Малайзийских авиалиний» на юго-востоке Украины, всему миру должна рассказать Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В ситуации кровопролитного украинского конфликта расследование ОБСЕ способно как снизить, так и резко обострить этот международный кризис. Однако есть все основания полагать, что будущий доклад о крушении самолета так и не станет фактором большой политики. Перед тем как стали известны первые факты с места трагедии, Украина, Россия, США и ЕС выдвинули друг против друга столько обвинений, что истинное положение дел их перестало волновать.

Трагедия с малайзийским самолетом напоминает о другой авиационной катастрофе — падении лайнера с президентом Польши Лехом Качиньским на борту под Смоленском в 2010 году. Но только с обратным знаком. Смоленская трагедия сплотила Россию и Польшу, одинаково шокированных катастрофой. Падение малайзийского рейса MH17, напротив, сразу и резко накалило конфликт на юго-востоке Украины и углубило раскол между западными странами и Россией, результатом чего стал ввод международных санкций против РФ.

 

Речь здесь именно о краткосрочном эффекте первых дней после обеих трагедий. Ведь после долгих месяцев расследований крушения лайнера Качиньского, которые проводили и Польша, и Россия, две страны вновь подпортили отношения. Каждый из докладов, посвященных смоленской трагедии, пытался возложить основную вину на противоположную сторону. Так же кардинально может изменить ситуацию вокруг малайзийского Boeing и нынешнее расследование, проходящее под контролем ОБСЕ. Уже в конце июля представители миссии заявили, что обвинения в адрес пророссийских ополченцев (равно, как в адрес российский военных), якобы расстрелявших самолет из «Бука», по меньшей мере, достойны сомнения.

 

Обломки не спорят

 

Данные о трагедии MH17, не вызывающие сомнений ни у одной из сторон, таковы. 17 июля в 11:14 по центральному европейскому времени Boeing 777 «Малайзийских авиалиний» вылетел из Амстердама в Куала-Лумпур. Рейс MH17 прошел через территорию Польши и вошел в воздушное пространство Украины. Достигнув Донецкой области, в 14:15 по центральному европейскому времени (то есть в 17:15 по украинскому) самолет перестал выходить на связь и исчез с радаров. После этого в социальных сетях появились фотографии падающего самолета, а также его обломков, которые оказались разбросаны на площади радиусом в 35 кв.км, примерно в 50 км от российской границы. Все 298 человек, находящиеся на борту, погибли.

 


Следы на металле

 

Фотографии обломков Boeing можно найти в большом количестве в социальных сетях и на интернет-сайтах различных СМИ. Именно на этих снимках основываются предварительные версии крушения, которые высказывают многочисленные военные эксперты. Следы повреждений на фюзеляже можно разделить на несколько видов. Каждый из них уже оброс версиями и объяснениями

 

1.Многочисленные мелкие осколки

Ракета установки «Бук» - как и ракета Су-25 - могла нанести тяжелейшие повреждения самолету в одночасье. Таким образом, долетев до земли, лайнер должен был распасться на куски. Тем не менее, сохранились и крупные фрагменты фюзеляжа.

 

2.Обгоревшие обломки

При попадании ракеты пассажирский самолет должен был практически полностью охватить пожар. Есть свидетельства, что MH17 горел в полете.

Впрочем, пожар мог начаться и после удара самолета о землю.

 

3.Следы осколочного снаряда или пуль

Вызывает вопросы происхождение сравнительно небольших пробоин, замеченных на уцелевших частях обшивки самолета. Те, кто считают причиной катастрофы «Бук», видят в этом осколки от его ракеты «земля-воздух». Эти ракеты, подлетев к цели на близкое расстояние, сначала разрываются несколькими десятками тысяч небольших стальных поражающих элементов. Уже после того как нанесен урон стальными шариками, взрывается сама бомба, заложенная в ракету.

Те эксперты, кто обвиняет в обстреле малайзийского Boeing украинский штурмовик, считают, что дыры в прошивке — следы от 30-миллиметрового пулемета.

В то же время пробоины могли появиться и в результате падения самолета на землю, и после — в перестрелках между ополченцами и украинскими военными.

 


 

Остальные данные по-прежнему вызывают споры. Первой версией, которую растиражировали СМИ, стал обстрел из ракетного комплекса, который сделали по самолету донбасские ополченцы, приняв его за военную цель. Было названо и оружие — одна из модификаций российского комплекса «Бук», поскольку только его ракеты могли с земли поразить цель, летящую на высоте около 10 тысяч метров.

 

Впрочем, по мере поступления новой информации, когда до места крушения добралась делегация ОБСЕ, проводящая расследование трагедии, были обнаружены «черные ящики», а также появились сомнения в том, была ли установка «Бук» российской. Ведь, по данным Минобороны РФ, в момент падения MH17 находился в зоне действия двух батарей украинских ЗРК С-200 и «Бук-М1». Сомнения в том, кто стрелял по самолету, усилились, когда и американские военные официально заявили, что не могут доподлинно утверждать, что «Бук» стрелял из зоны, подконтрольной ополченцам ДНР и ЛНР — тем более с территории России.

 

Тогда же появилась вторая версия. По целому ряду свидетельств (их в том числе подтверждает Генштаб РФ), в момент падения малайзийского Boeing в том же районе был замечен украинский военный самолет, предположительно Су-25, который либо выпустил по пассажирскому борту ракету «воздух-воздух», либо обстрелял его из 30-мм орудия.

 

 


Тела погибших

 

Из-за проблем с безопасностью и недоверия между украинскими военными, донбасскими ополченцами и ОБСЕ телами погибших начали заниматься не сразу. Впрочем, жаркая летняя погода, похоже, стала главным аргументом для того, чтобы стороны пришли к соглашению. Тела стали переносить в железнодорожные вагоны с системой внутреннего охлаждения, которые пригнали в ближайший населенный пункт Торец, расположенный в 15 км от места крушения. На третий день после трагедии ополченцы допустили к телам группу голландских патологоанатомов. После быстрого осмотра тел вагоны отправились в Харьков, а оттуда — на родину погибших.

«Голландская группа патологоанатомов сделала все от них зависящее, чтобы обеспечить хоть какой-то уровень человеческого достоинства», - рассказал в интервью канадскому телеканалу CBC Майкл Боцюркив, официальный представитель миссии ОБСЕ в Украине.

Только 23 июля, спустя 5 дней после катастрофы, первые тела прибыли домой. Большинство из погибших — 193 человека - граждане Нидерландов. Также на борту были малайзийцы, британцы, индонезийцы, канадцы, австралийцы и граждане других стран.

Премьер Голландии Марк Рутте предупредил общественность, что работа по установлению личностей погибших может занять недели, если не месяцы.

 


 

Без доказательств

 

Ни ту, ни другую версию доказать невозможно, уверен заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. «Для того чтобы расследование могло быть успешным, специалистам необходимо получить полный доступ к обломкам. Для начала их всех нужно собрать и разложить по очертаниям фюзеляжа, - заявил собеседник «МП». - Только после этого можно будет строить какие-то объективные версии. Потому что только таким образом, например, можно выяснить, откуда прилетела ракета и как она разорвалась».

 

Первые представители ОБСЕ прибыли на место трагедии на следующий день после крушения лайнера — 18 июля. Однако ополченцы дали делегации всего час времени и позволили войти всего на 200 метров в глубь зоны крушения. С тех пор эксперты ОБСЕ приезжали туда каждый день, не зная, сколько времени они проведут, изучая обломки, и какие обломки им вообще покажут.

 

Кроме того, как отмечала ОБСЕ в своих заявлениях, есть признаки, что ополченцы проводят собственное расследование места крушения MH17. Это происходит без ведома и контроля международной делегации экспертов. Обломки перемещаются по полю, некоторые предметы исчезают. В СМИ появились данные о том, что некоторые местные жители уже пользуются косметикой или украшениями, которые ополченцам удалось обнаружить на месте катастрофы.

 

В этой ситуации не стоит ждать, что доклад по результатам расследования ОБСЕ, соблюдая хотя бы минимальные требования объективности, назовет виновного в крушении малайзийского Boeing, считает Александр Храмчихин. Для этого просто не будет достаточных фактологических данных.

 


Разведке это понравилось

6 августа в американском издании The Wall Street Journal появилась заметка о том, что в первые дни после крушения MH17 главным источником информации о том, кто мог сбить самолет, стали социальные сети. По данным публикации, русскоязычный сотрудник американских спецслужб нашел в отечественной соцсети «Вконтакте» сообщение от предполагаемых донбасских ополченцев о сбитом грузовом самолете ВС Украины, которое появилось незадолго до того, как стало известно об упавшем Boeing. Одно лишь это сообщение позволило США обвинить в трагедии как ополченцев, так и Россию. «Первые данные о том, кто сбил самолет, чем он его сбил, когда и где — все они были обнаружены в соцсетях», - признал глава военной разведки США генерал-лейтенант Майкл Флинн в интервью американским журналистам. Позже американская разведка проверила данные своих радаров и спутников, утверждала The Wall Street Journal, однако больший упор был сделан именно на соцсети.

Автор статьи также подчеркнул, что использование информации в соцсетях для целей разведки вызывает вопросы у многих экспертов, ведь гарантий, что эти данные достоверны, не существует. По большому счету, ту же работу делает большинство американских журналистов с помощью программ, агрегирующих тематическую информацию из соцсетей. Единственное отличие: журналисты используют эти данные для написания заметок, а спецслужбисты США — для создания отчетов, на которых строятся большие политические решения.


 

Звучание войны

 

Между тем, с точки зрения информационной войны, результаты расследования ОБСЕ несущественны. Сразу после крушения Boeing заголовки подавляющего большинства западных СМИ обвиняли в трагедии Россию в целом и Путина в частности. Один из самых популярных аргументов: трагедии вовсе не произошло, если бы Россия не поддерживала ополченцев и не снабжала их материально. Насколько российские военные причастны к самой трагедии — вопрос менее существенный.

 

В тот же день США обвинили Россию в причастности к крушению, что только усилило агрессивный информационный фон. На этом же фоне были введены новые санкции против России, а Москва, в свою очередь, пошла на ответный шаг и ввела продуктовое эмбарго против стран, поддержавших антироссийские санкции.

 

Сегодня ОБСЕ открыто заявляет, что прямых доказательств причастности России, Украины или ополченцев к трагедии нет. Кроме того, против версии о российском «Буке» свидетельствуют дыры от пуль на фюзеляже, слишком похожие на следы обстрела 30-миллиметровым пулеметом, а также отсутствие фрагментов самой ракеты, якобы выпущенной из «Бука». Однако, по мнению руководителя Центра военного прогнозирования Анатолия Цыганка, главная проблема в том, что для современной политики не важны ни результаты расследования, ни объективные факты. «Главное здесь — политическое звучание катастрофы, - заявил эксперт «МП». - Трагедия уже привела к эскалации конфликта вокруг Украины, и даже если доклад ОБСЕ будет объективным, то прозвучит он очень тихо».

 

По мнению Цыганка, ОБСЕ находится под слишком большим контролем со стороны ЕС и США, чтобы доклад по результатам расследования противоречил их интересам. Поэтому если ОБСЕ захочет сохранить лицо, ей придется составлять как можно более нейтральный документ, который точно никак не повлияет на войну в Украине — в том числе информационную.

 


 

Версии крушения MH17 (по данным СМИ и блогосферы)

 

-Самолет сбили ополченцы Донбасса российским или захваченным у украинских ВС комплексом «Бук».

Причина:

1)боевики перепутали MH17 с военным самолетом

2)боевики целились в украинский штурмовик Су-25, пролетавший параллельным курсом

 

-Самолет сбила российская установка «Бук»

Причина:

1)ошибка военных, тайно осуществлявших огневую поддержку ополченцам Донбасса

2)российские военные целились в украинский штурмовик Су-25, пролетавший параллельным курсом

3) российские военные пытались сбить другой пассажирский самолет — авиакомпании «Аэрофлот», чтобы получить повод для ввода войск в Украину (версия украинского СБУ)

 

-Самолет сбил украинский ракетный комплекс

Причина:

1)ошибка военных из-за слабой подготовки — ВС Украины в 2001 году уже сбивали пассажирский Ту-154 в ходе учений

2)украинские войска пытались сбить президентский самолет с Владимиром Путиным на борту, который должен был возвращаться через территорию Украины из Бразилии (версия российских спецслужб)

 

-Самолет сбил украинский штурмовик Су-25

Причина:

1)Су-25 сбил малайзийский лайнер случайно, в ходе перестрелки с ЗРК ополченцев

2)Су-25 получил приказ сбить лайнер, чтобы Киев разыграл «российскую карту» и получил дополнительную поддержку западных стран

 


Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив