«Курить нельзя помиловать»: Запрет на табак, как источник новой зависимости

04 июль 2014
За 20 с небольшим лет Россия прошла путь от мировой табачной помойки до страны с одним из самых жестких антитабачных законов. Продажи сигарет уже начали падать и с прошлого года сократились на 8%, а это 15 млрд руб. Но освободившиеся деньги не пропадут — наш борющийся с вредной привычкой курильщик сам отнесет их фармацевтическим компаниям, производящим различные лекарства от никотиновой зависимости. Учитывая, что российский антитабачный закон предполагает еще и бесплатное лечение курильщиков по программе ОМС, производители лекарств должны озолотиться. Таким образом, великое табачное противостояние — это не что иное, как борьба конкурирующих бизнес-группировок за кошельки граждан. Здоровье потребителей — это последнее, что волнует табачных и антитабачных лоббистов. Только бизнес — ничего личного.
 
Призрак дяди Сэма
 
В начале 1990-х годов по российской глубинке колесил странный минивэн, битком набитый импортными сигаретами. В любом райцентре вокруг чудесного авто выстраивались сотни курильщиков. Еще бы! Добрые люди из минивэна совершенно бесплатно раздавали желающим американские сигареты с фильтром. Получить пачку можно было, ответив на вопросы специальной анкеты, разработанной маркетологами в США. В те далекие времена советский человек еще верил в бесплатный сыр. Но добрые люди из минивэна хорошо знали: бесплатный сыр бывает только в мышеловке.  
 
Гастроли сигаретного минивэна — это не только первое маркетинговое исследование в постсоветской России, но и начало освоения российского рынка мировыми гигантами табачного бизнеса. Почву для выхода на постсоветские территории табачным магнатам готовила американская консалтинговая компания Bain&Co, которая к тому времени уже хорошо обосновалась при администрации Бориса Ельцина. Правительство США через фонд USAID заключило контракт с Bain&Co на оказание консалтинговых услуг российским властям по вопросам приватизации. Впрочем, компания работала и в обратном направлении, помогая американским акулам бизнеса захватывать постсоветский рынок, а также по дешевке скупать госактивы.
 
Особо тесные взаимоотношения у Bain&Co сложились с такими табачными монстрами, как Philip Morris и British American Tobacco, которые уже пользовались ее услугами в США, где правительство в то время развернуло масштабную антитабачную кампанию. Именно тогда, когда производители табачных изделий стали фиксировать падение прибыли на Западе, Bain&Co открыла для них огромный рынок в России.
 
В 2012 году популярный американский блог Huffington Post представил доказательства причастности компании, консультировавшей команду Ельцина по вопросам приватизации, к столь бурному успеху американских табачников в России. Издание также обращает внимание, что как раз в то время руководителем Bain&Co был американский сенатор и экс-кандидат в президенты США Митт Ромни. Именно с его приходом в компанию связывают заключение крупных контрактов с Philipp Morris в 1990 году и с British American Tobacco в 1992 году. Обе сделки касались услуг по продвижению в России интересов данных компаний, в том числе по содействию в приобретении российских табачных фабрик. Сам Митт Ромни, будучи праведным мормоном, не курит и не употребляет алкоголь. Однажды он признался, что за всю жизнь выкурил только одну сигарету. Тем не менее религия не помешала Ромни развить бурную табачную деятельность в России, которую, кстати, американский сенатор считает «главным врагом США».
 
Bain&Co была одним из первых птенцов в гнезде табачного лоббизма на территории России. На долгие годы наша страна превратилась в лакомый кусок для производителей табака и их лобби. Располагая миллиардными ресурсами, транснациональные табачные корпорации обзавелись тайными покровителями чуть ли не во всех коридорах российской власти.
 
Моя бабушка курит трубку
С 1990 года объем потребления табака в России вырос вдвое. Сегодня Россия занимает 7-е место в мире по количеству выкуренных сигарет на душу населения. В Европе нас опережают только Греция и некоторые балканские страны. Между тем если в начале 1990-х годов в России курили менее 50% мужчин и менее 5% женщин, то к 2010 году, по данным экспертов Роспотребнадзора, курящих мужчин стало более 60%, а курящих женщин — более 25%. При этом стратегия производителей табака, направленная на интенсивное расширение рынка за счет ввода новых продуктов для разных целевых аудиторий, привела к резкому росту табакокурения среди подростков (в возрасте 15–19 лет курят до 40% юношей и 7% девушек). Ежегодно от причин, напрямую связанных с потреблением табака, погибает до 400 тыс. россиян, а каждый 14-й рубль, вложенный государством в здравоохранение, тратится на лечение последствий курения.
Согласно докладу Общественной палаты РФ 2009 года совокупные косвенные потери госбюджета от табакокурения из-за более низкой производительности труда курильщиков (постоянные перекуры, больничные) и из-за дополнительных потерь от их нетрудоспособности (расходы на лечение) составляли 207,5 млрд руб., что соответствует 0,77% ВВП или 21,59% расходов консолидированного бюджета на здравоохранение.
 
История антитабачной борьбы
В 2008 году Россия присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Этот момент целых пять лет откладывался усилиями табачного лобби. Еще три года понадобилось, чтобы перейти к формированию антитабачного законодательства. Наконец, в августе 2011 года Минздравсоцразвития приступило к разработке закона в соответствии с требованиями конвенции, устроив также общественное обсуждение на своем сайте. Чуть больше года спустя правительство одобрило законопроект без возражений. В итоге 23 февраля 2013 года был принят Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который полностью вступил в силу 1 июня 2014 года. 
 
Зачистка легких
 
Несмотря на ощутимые издержки от табакокурения, российское законодательство о производстве, продаже и потреблении табачных изделий до недавнего времени оставалось одним из самых мягких в мире. Но после вступления в силу Федерального закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» мы попали в число стран с самым жестким антитабачным законодательством.
 
Запрет на курение во всех закрытых общественных местах — это только одна из мер этого закона. Он также ограничивает места продажи сигарет, запрещает рекламу табачной продукции, спонсорство табачных компаний, предусматривает комплекс ценовых и налоговых мер, вводит жесткие требования по учету производства и импорта табачных изделий и даже гарантирует курильщикам право на бесплатное лечение от табачной зависимости по программе ОМС.
 
Производители табака считают введенные запреты абсурдными. В частности, запрет на продажу сигарет в уличных киосках и рост цен неизбежно увеличат долю контрафактной продукции и нелегальную продажу сигарет, заверил «МП» директор по корпоративным отношениям «BAT-Россия» Александр Лютый. «Спрос никуда не делся, а значит, скоро появятся люди, которые будут торговать сигаретами с рук у метро, — уверен Лютый. — Эти торговцы не будут интересоваться, есть ли покупателю 18 лет, и точно не будут разбираться, легальный ли у них товар или контрафактный». Представитель табачной компании добавил, что только за прошлый год в России теневой рынок вырос на 5%. «Раньше контрафакт шел из Китая, а теперь уже и на территории России его производят. В 2013 году обнаружили три подпольных табачные фабрики», — рассказал Лютый «МП». По его словам, также набирает обороты бизнес по нелегальному импорту сигарет из Казахстана и Белоруссии, где они в два раза дешевле.
 
Лютый напомнил, что Россия — северная страна, и тотальный запрет на курение в барах и ресторанах приведет к росту простудных заболеваний. Раскритиковал он и запрет на выкладку табачной продукции на витринах: «Покупатель теперь не видит продукцию, так что можно предположить, что даже в торговых точках будут торговать нелегальным товаром».
 
В свою очередь, известные борцы с табаком, наоборот, очень довольны принятым законом. Так, например, глава Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин назвал закон самым жестким в странах СНГ и одним из самых суровых в Европе. Экс-глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил, что принятый закон является большим шагом в борьбе с табакокурением при условии принятия дальнейших мер. А специальный представитель Всемирной организации здравоохранения в РФ Луиджи Мильорини, выступая в Госдуме, заверил, что антитабачный закон спасет гораздо больше жизней россиян, чем строительство передовых больниц, оборудованных самой современной техникой.
 
И волки сыты, и овцы целы
 
Принятый антитабачный закон серьезно повлияет на дальнейший рост табачного рынка в России. Как уже говорилось, согласно статистическим данным с июня 2013 года объемы продаж сигарет в РФ сократились на 8%. «Для России это значит, что наши сограждане выкурили на 16 млрд сигарет меньше, т.е. в их легкие попало на 200 тонн меньше вредных смол», — заявил депутат Госдумы Дмитрий Носов на круглом столе, посвященном полному вступлению в силу антитабачного законодательства.
 
Однако представители табачного бизнеса опровергают убытки в связи с принятием антитабачного закона. «Табачный рынок в России подвержен общемировой тенденции сокращения объема продаж. Оно происходит в первую очередь за счет роста доли контрафакта. Вместе с тем наши позиции стабильны, и мы не прогнозируем падения прибыли», — заявил Лютый «МП». Он добавил, что в условиях сокращающегося рынка производители табачных изделий вынуждены более жестко конкурировать между собой.
 
Акциз навырост
В 2014 году акциз составляет 800 руб. за тысячу сигарет плюс 8,5% расчетной стоимости, исходя из максимальной розничной цены. В 2015 году акциз поднимут на 20% — до 960 руб. за 100 штук плюс 9% расчетной стоимости; в 2016 году повышение составит еще 28% плюс 9,5% расчетной стоимости. 
 
Подсчеты доказывают, что табачные гиганты все-таки отстояли свои интересы в России. Акцизы на табак и табачную продукцию в нашей стране остаются по-прежнему самыми низкими в мире, а в сравнении с ЕС они ниже в 4–8 раз. Несмотря на то что именно финансовые инструменты считаются самой эффективной мерой борьбы с курением, именно их правительство почти не задействовало. «Низкие акцизы — это важнейший пункт, который выиграли лоббисты. Им надо расширять свой рынок сбыта за счет подростков. Дешевые сигареты — вот что им нужно, чтобы с подросткового возраста и на всю жизнь подсадить человека», — заявил «МП» директор Института политических исследований, известный борец с табачным лобби в Госдуме Сергей Марков.
 
В среднем доля акциза в стоимости пачки сигарет в России составляет 28%, в то время как в ЕС этот показатель превышает 70%. В Ирландии, например, пачка сигарет благодаря высокому акцизу стоит на наши деньги почти 500 руб. Себестоимость производства пачки сигарет в России, по словам зампреда комитета Госдумы по здравоохранению Николая Герасименко, составляет в среднем 6–7 руб., учитывая акциз — 30 руб., а в магазине сигареты стоят уже от 50 руб. Таким образом, прибыль производителя превышает 200%.
 
Минфин, который выступает против резкого повышения акцизов, часто транслирует один из тезисов табачного лобби о том, что при высоких акцизах из-за роста контрафакта снизятся поступления в бюджет. Чиновникам даже удалось убедить в этом президента, который заявил в июле прошлого года на заседании президиума Госсовета, что «не нужно резких движений — это сфера тонкая». Речь шла о предложении Минздрава резко поднять ставки акцизов на табачную продукцию. Владимир Путин тогда отметил, что бороться с курением следует не запретительными мерами, а с помощью просветительства и пропаганды здорового образа жизни.
 
«Президента не просто ввели в заблуждение, его коварно обманули и подло подставили, представив ему информацию в таком ключе, — считает Сергей Марков. — Логика президента правильна, не должно быть резкого повышения. Но табачные лоббисты потом использовали слова Владимира Путина в своих интересах и добились того, что акцизы подняли минимально».
 
Бойцы табачного фронта
 
На табачном фронте в разные годы отметилось много российских политиков и общественных деятелей. Совместными усилиями им удавалось постоянно откладывать введение жесткого антитабачного закона в России. Первая серьезная законодательная инициатива против табака появилась еще в 1998 году стараниями депутата Николая Герасименко. Законопроект три года бороздил просторы правительственных и думских коридоров, и в итоге из него исчезли все ограничительные инструменты, в том числе запрет на рекламу табака, запрет на спонсорство табачных компаний и существенное увеличение акциза. Всего же через Госдуму прошло более ста антитабачных законопроектов, и все как один отклонялись.
 
Отдельная история связана с разработкой технического регламента на табачную продукцию. В 2008 году за этот документ бились все структуры табачного лобби, и в итоге им удалось на пять лет отсрочить появление устрашающих картинок на пачках, а также отстоять слово «легкие», рекомендованное к запрету ВОЗ. Технический регламент разрабатывался непосредственно лоббистами табачной индустрии — ассоциацией «Табакпром», объединяющей крупнейшие табачные компании России (например, «Донской табак»), в том числе российские «дочки» British American Tobacco. По «случайному» совпадению, в Госдуму проект технического регламента внес депутат-единорос Иван Саввиди, он же генеральный директор фабрики «Донской табак», входящей в «Табакпром». Помогал Саввиди известный депутат и бывший вице-премьер Геннадий Кулик. К разработке документа приложила руку и известный табачный лоббист Надежда Школкина, которая в те годы возглавляла Совет по вопросам развития табачной промышленности (объединяет дочерние структуры JTI, Philipp Morris и ряд отечественных производителей). В том же 2008 году тогда главный санитарный врач России Геннадий Онищенко открыто обвинил Надежду Школкину, баллотировавшуюся в депутаты, в лоббировании интересов табачных корпораций. В 5-й созыв Госдумы госпожа Школкина не попала, зато сегодня она заместитель председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам.
 
Лоббисты активно пытались «исправить» и антитабачный законопроект. Сперва появился альтернативный проект закона, внесенный Алексеем Митрофановым. Связанные с его появлением технические процедуры (в частности, подготовка отзыва правительства) отложили на несколько месяцев рассмотрение основного, правительственного, законопроекта. Затем одна за другой последовали «смягчающие» поправки. Самое интересное, что их вносили депутаты, замеченные в косвенном получении финансирования от табачных корпораций.
 
Так, например, депутат-единоросс Анатолий Карпов предлагал отменить контроль за производством табачных изделий. Антитабачные активисты утверждают, что компания JTI финансирует детские шахматные турниры, которые организует Карпов. Депутат-коммунист Сергей Штогрин пытался фактически убрать из законопроекта норму о минимальной цене пачки сигарет. В открытых источниках имеется информация о том, что благотворительный фонд «Депутатский», возглавляемый Штогриным, получал финансирование от Philipp Morris.
 
Замечен в связях с этой табачной компанией и нынешний министр культуры Владимир Мединский. В 2006 году, когда он был еще депутатом Госдумы, возглавляемая им Российская ассоциация по связям с общественностью получила пожертвование от Philipp Morris. Впрочем, транснациональные табачные корпорации в разные годы спонсировали и Государственный Эрмитаж, и Мариинский театр, и Русский музей, и другие культурные и образовательные организации. Запрет на спонсорство в действующем антитабачном законе призван положить конец подобной щедрости.
 
Порой финансовую связь между табачными компаниями и их лоббистами установить не удается, но она очевидна. В Конфедерации обществ защиты потребителей так и не поняли, зачем депутат Татьяна Алексеева («Единая Россия») вносила поправку о снятии запрета на насвай (жевательный табак) и снюс (нюхательный табак).
 
В связях с табачными корпорациями подозревают и президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, который в ходе подготовки антитабачного закона активно отстаивал право табачников на финансирование благотворительности, а также выступал против запрета на жевательный табак. В свою очередь, профсоюз предпринимателей малого и среднего бизнеса «Опора России» пытался через своих представителей в парламенте отстоять право продавать сигареты в торговых палатках.
 
«Главные лоббисты табака сидят в Правительстве, — рассказал Сергей Марков. — В первую очередь в Аппарате Правительства, в Минэкономразвития и в Минфине. Минсельхоз, к счастью, удалось очистить от табачного лобби». Политолог уверен, что табачное лобби в коридорах власти и дальше будет процветать. «Принятие антитабачного закона им даже на руку, теперь они резонно могут требовать от своих хозяев увеличения финансирования», — отметил Марков.
 
Дым сигарет с паром
 
Между тем помимо табачного лобби в России действует и лобби антитабачное. Противники табакокурения и их ассоциации получают немалые средства на свою борьбу из международных фондов и от частных меценатов. Например, в разгар подготовки антитабачного законодательства Фонд Блумберга выделил 220 млн долл. на борьбу с табакокурением в Индии, Бангладеш, Китае и России. Кроме того, как утверждают в табачной отрасли, борцы с табакокурением получают средства и от разных заинтересованных сторон. В частности, в продвижении нормы о запрете продажи сигарет в ларьках подозревают крупнейших отечественных ритейлеров. Якобы именно они вложили эту норму в уста антитабачников.
 
В свою очередь, фармацевтические компании, производящие никотиновые мундштуки, пластыри и прочие средства борьбы с курением, также неплохо зарабатывают на массовом лечении от никотиновой зависимости. В странах Запада, где антитабачное законодательство действует уже давно, они существенно увеличили свою прибыль.
 
«Спрос на лечение от никотиновой зависимости будет расти, — считает президент благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков. — Важно, чтобы в обществе сформировалось нетерпимое отношение к табакокурению, тогда и число желающих бросить курить будет расти». Вместе с тем Зыков отметил, что помимо эффективных методик лечения курильщикам будут предлагать разного рода заменители сигарет, на которые так же легко «подсесть». «Есть, например, электронные сигареты, отношение к которым у специалистов неоднозначное. Они менее вредны для окружающих, но не избавляют самого курильщика от специфических поведенческих штампов. Использование электронных сигарет с целью постепенного отказа от курения сомнительно, но сейчас предпринимаются активные попытки доказать их эффективность», — рассказал Олег Зыков «МП».
Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив