Евгений Велихов: «Вероятность всякого рода цветных революций в России очень мала».

24 июнь 2014
О том, на каком месте в повестке дня Петра Порошенко стоит создание в Украине институтов гражданского общества, каким силам в США выгодно представлять Россию в роли врага и почему в ООН не хотят никого слушать, в интервью корреспонденту «Мира и политики» Анастасии Новиковой рассказал почетный секретарь Общественной палаты, президент Международной ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭСССИ), президент «Курчатовского института» академик Евгений Велихов.
 
Анастасия Новикова: В рамках Вашей работы в МАЭСССИ Вы недавно подготовили доклад для Международной организации труда (МОТ). Насколько сейчас мировое сообщество, ООН и мировые лидеры открыты и, главное, готовы прислушиваться к советам гражданского общества?
 
Евгений Велихов: МАЭСССИ подготовила доклад о формальной и неформальной занятости для МОТ, которая в свою очередь делает общий документ, где подробно изучается, что происходит в разных странах с этой проблемой. Ведь неформальный труд — это ситуация, при которой работники не имеют никаких гражданских прав, не получают страховки, а затем и пенсии. К сожалению, во многих странах до 90% трудящихся находятся в таком положении. Заявить об этих проблемах мы вместе с коллегами считали принципиально важным.
Я выступал с докладом от МАЭСССИ, международной организации, представляющей 72 страны, в замечательной аудитории Дворца Наций ООН в Женеве. Только вот слушали меня человек 15. Причем не слушали не только меня, а всех, потому что там, увы, никто никого не слушал. Связано это с тем, что так устроена структура ООН — это такой огромный «конвейер», который управляется бюрократией.
Конечно, ООН – единственная и уникальная организация, которая объединяет мировое сообщество сегодня, но работает она далеко не удовлетворительно. Именно поэтому, я не очень большой ее сторонник. Подчеркну еще раз, ООН — это, прежде всего, большая бюрократия. Из этого и исходило наше желание участвовать в такой организации, как МАЭСССИ, которая работает по сетевому принципу и объединяет социально-экономические советы 72 стран мира с четырех континентов.
 
А.Н.: Как вообще работают социально-экономические советы в мире, насколько они влиятельны в разных странах?
 
Е.В.: Социально-экономические советы существуют в разных странах по-разному. Самый сильный совет — во Франции. Он был создан еще до войны. И не по закону, а по конституции, и наделен почти такими же правами, как и парламент. Если во Франции начинается какое-то серьезное дело, сначала его социально-экономические последствия обсуждаются на этом совете. Не люблю абстрактные рассуждения, поэтому приведу свой собственный пример. В 2006 году было подписано соглашение о строительстве экспериментального термоядерного реактора (проект ITER) во Франции. Кстати, это решение было принято по инициативе президента России Владимира Путина и тогдашнего президента Франции Жака Ширака.
В ITER много участников, Канада предлагала у себя разместить, Испания, Япония. США по ряду причин у себя размещать не предлагали, но активно поддерживали японскую заявку. А Ширак очень активно лоббировал размещение термоядерного реактора во Франции, Владимир Владимирович его поддержал, и в итоге выбрали место в Провансе. 
Так вот, чтобы даже такой крупный международный проект начать в Франции, его необходимо обсудить с социально-экономическим советом. Стартовало все в Париже — там решались концептуальные вещи, но дошло все до последней деревушки, которая находится рядом с этим реактором.
Необходимо было объяснять простым жителям, зачем это все нужно, какие опасности, какие преимущества. Но в разных странах по-разному, очень серьезный социально-экономический совет есть в Китае, там сложная структура, но он пользуется очень серьезный поддержкой китайского руководства. Большую роль советы играют в таких странах, как ЮАР, Бразилия, Италия, Алжир. В Аргентине сложнее — там есть совет Буэнос-Айреса, а всей страны нет, но тем не менее организация тоже влиятельная и успешно решает актуальные вопросы.
 
А.Н.: Вы говорили, что в МАЭССИ представлены только 72 страны, а что с остальными?
 
Е.В.: Действительно, довольно много стран не входят в нашу ассоциацию, но у них есть социально-экономические советы. подобные структуры. Из наиболее существенных отсутствуют США, Великобритания, Канада, Япония, и другие государства, которые так или иначе политически связаны с Северной Америкой (исключение составляет только Южная Корея, которая входит в ассоциацию). Дело в том, что в США, например, по закону все неправительственные организации имеют право выходить на международную арену только через Госдепартамент. В этом участвует еще одна организация, и она этого не скрывает, — это ЦРУ. Вот такая ситуация в самой демократической стране.
При этом важно понимать, что МАЭСССИ ни в коем случае не является антиамериканской, самый главный наш принцип — никакой политики. Поэтому недавно мы обратились к руководству наиболее близких к нам стран – Казахстана, Белоруссии, Сербии и ряда других – с предложением создать у них свои общественные палаты.
 
А.Н.: А Украина входит в эту ассоциацию? Как происходящие там трагические события сказались на местном гражданском обществе?
 
Е.В.: У нас одним из активных участников был Национальный трехсторонний социально-экономический совет Украины, но в результате всех этих событий он исчез. Мы пытались помочь восстановить работу, но не получилось. Это пока не вызывает в Украине интереса.
 
А.Н.: В феврале руководство Общественной палаты пыталось урегулировать конфликт в Украине и даже договорилось с Национальным социально-экономическим советом Украины и Европейским экономическим и социальным комитетом создать трехстороннюю диалоговую площадку. Какова теперь судьба этой инициативы, будет ли предпринята попытка вновь наладить диалог после инаугурации Петра Порошенко?
 
Е.В.: Все лопнуло. Понимаете, какая вещь, думаю, что у Порошенко в повестке дня этот вопрос стоит очень далеко, и я не уверен, что он быстро решится. Им придется заново делать новую организационную структуру, потому что сегодня на Украине фактически нет общественной палаты или социально-экономического совета, а они там очень нужны. Создавать все это непросто.
 
А.Н.: Кстати, в Крым и Севастополе уже созданы местные общественные палаты. Расскажите, в каком состоянии находились общественные организации полуострова на момент присоединения к России?
 
Е.В.: Там не было никаких общественных организаций, ну, какие-то, конечно, были, но, как я уже говорил, это все было разрушено. Уверен, что при правильном отношении руководства нашей страны и региона общественные палаты – очень эффективный инструмент для их решения.
 
А.Н.: Сейчас уже понятно, что во многом то, что сейчас происходит в Украине, связано с широкомасштабной работой иностранных фондов, в том числе USAID, с местными общественными движениями. В России как раз для того, чтобы защититься от подобного воздействия, был принят закон «Об иностранных агентах», на который ОП, кстати, давала отрицательный отзыв. На Ваш взгляд, насколько этот закон оградил российское гражданское общество от иностранного влияния?
 
Е.В.: Это вопрос очень сложный. По моему личному мнению, которое нельзя рассматривать как мнение президента международной организации, усилия президента привели к тому, что вероятность всякого рода «цветных революций» в России очень мала.
А в Америке есть разные силы, которые рассматривали и продолжают рассматривать Россию как врага. В США сегодня огромный бюджет на вооружения, который имеет огромную социально-экономическую инерцию. Ведь губернаторам, сенаторам, между которыми распределен этот бюджет, чтобы объяснять налогоплательщикам, почему у них отнимают столько денег на военно-промышленный комплекс, нужен хороший враг. Это еще Эйзенхауэр говорил.
 
В сентябре 2013 года Общественная палата РФ стала председателем МАЭСССИ, а Секретарь ОП Евгений Велихов президентом этой ассоциации. МАЭСССИ была создана в 1999 году — это уникальная структура, объединяющая организованные институты гражданского общества из 72 стран мира. Члены Ассоциации — трехсторонние экономические и социальные советы (в них входят профсоюзы, организации предпринимателей, некоммерческий сектор), общественные палаты/советы и схожие институты, обладающие общенациональной компетенцией, основанной на конституции, законе или другом виде официального подтверждения их функций. Члены МАЭСССИ в своих странах успешно реализуют программы по борьбе с бедностью, безработицей и различными общественными конфликтами. Ассоциация регулярно выпускает профильные рекомендации для структур ООН (МОТ, ЭКОСОС, ЮНЕСКО) и других международных организаций.
Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив