Контракт на закупку вертолетоносцев «Мистраль» может сорваться, но Россия от этого ничего не потеряет. Французы так и не передали российской стороне никаких передовых разработок. Сами вертолетоносцы производятся по гражданским технологиям. И в их боевых характеристиках нет ничего уникального. Так ли нужны России эти корабли? И кто больше заинтересован в добросовестном выполнении обязательств по контракту – заказчик или производитель?
 
Российско-французский контракт на закупку двух и постройку еще двух вертолетоносцев проекта Мистраль будет в подвешенном состоянии как минимум до сентября 2014 года, когда первый корабль это серии - "Владивосток" - будет передан российской стороне. До этого срока у Вашингтона сохранится возможность надавить на Париж и сорвать сделку. Из-за перехода Крыма в состав России после референдума на фоне революции в Киеве, страны Запада, и в первую очередь США, стали использовать контракт на закупку Мистралей, как инструмент давления на Москву. Однако, в случае, если Франция разорвет контракт, как пояснил журналу Мир и Политика экс-начальник Генштаба ВС РФ Николай Макаров, ей придется выплатить России неустойку, а Россия, по большом счету, ничего не потеряет.
 
Пока вопрос выполнения контракта решается на высшем уровне. Президент России Владимир Путин на встрече со своим коллегой Франсуа Олландом в июне заметил, что Россия планирует размещать во Франции заказы и дальше, если проект Мистраль будет реализован успешно. После встречи пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что строительство вертолетоносцев идет по плану, а значит контракт будет выполнен.
 
Первый корабль, получивший название "Владивосток", должен поступить на службу ВМФ уже в 2014 году, второй - "Севастополь" - в 2015-м. Часть корпуса для первый двух кораблей строились на российском Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, остальные работы сейчас проводятся на верфях компании STX в Сен-Назере. Еще два корабля должны быть полностью построены в Санкт-Петербурге при участии французских специалистов.
 
Контракт на строительство Мистралей был подписан во время Петербургского международного экономического форума в июне 2011 года. За полгода до этого председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Сечин и тогдашний министр обороны Ален Жюппе подписали предварительный договор.
 
История Мистралей в России началась после того, как французская деловая газета La Tribune в августе 2009 года напечатала заметку о том, что Россия собирается купить во Франции "крупный корабль для своего военно-морского флота". По данным газеты, переговоры о покупке вертолетоносца класса Mistral уже ведутся, а подписание соглашения ожидалось в сентябре 2009 года.
 
11 сентября 2009 года тогдашний главком ВМФ Владимир Высоцкий подтвердил факт переговоров, заметив при этом, что в конкурсе, помимо Франции, участвуют Нидерланды и Испания. Обосновывая необходимость закупки, Высоцкий особо подчеркнул, что обязательным условием участия в тендере была передача России технологии строительства корабля. Именно по этой причине от тендера отказались США - по словам Высоцкого, американские власти болезненно относятся к передаче в Россию своих технологий.
 
При этом боевые характеристики Мистраля Высоцкий привел в пример боевые действия в Грузии в 2008 году. "Все, что мы сделали тогда за 26 часов, этот корабль делает за 40 минут", — сказал Высоцкий. По словам Высоцкого, такие корабли будут необходимы России на Дальнем Востоке.
 
Система без управления
 
Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил «МП», что одна из причин закупки Мистралей, была в получении бонусных выплат топ-менеджменту. Он добавил, что появление Мистралей заставит ВМФ изменить тактику высадки десанта, которая отличается от традиционной советской. "У нас всегда была наша теория - под корабли, под оружие, под все. А здесь все полностью другое", - пояснил Захаров. Он отметил, что советские десантные корабли создавались для высадки десанта на необорудованный берег прямо с корабля. Для этого Большие десантные корабли (БДК) оснащались новой турелью, которая откидывалась на берег, а сам корабль подходил к нему очень близко, фактически, садясь носом на мель. При этом БДК достаточно хорошо защищены от обстрела и могут во время высадки вести огонь, прикрывая десант.
 

Специально для «МП» Контр-адмирал в отставке Владимир Захаров: "Я так понимаю, что Сердюков дал возможность крупным фигурам и с российской стороны, и с французской, заработать хорошие бонусы. Причем, это не воровство, это официальные выплаты. Когда идет такое лоббирование, явно, что были поставлены свои люди, которые хорошо заработали, и Сердюков тоже не остался внакладе".

 
Французская же технология высадки заключается в использовании вертолетов и десантных кораблей, которые перевозят технику и людей с Мистраля на берег.
 
"В этом нет ничего страшного. Это лишний повод все это перетряхнуть теорию. Мы сможем это делать и без Франции, но не сейчас", - пояснил Захаров. Он добавил, что если сделка с Россией сорвется, покупателями двух почти готовых Мистралей могут стать страны НАТО. "Они предназначение этим кораблям найдут всегда. НАТО сможет пустить их на замену старым кораблям или усиления своих военных баз. Это не проблема", - отметил Захаров.
 
У идеи закупки Мистралей есть два важных недостатка - слишком большая цена и отсутствие самых передовых технологий, в частности полноценной системы боевого управления.
 
"Нам половину из самого нужного и ценного не продали. Это подоплека, которую не все знают. Система боевого управления урезана примерно на 50%, там отсутствует все программное обеспечение, которое управляет оружием, потому что все это связано со стандартами НАТО, а такие вещи никто никому не продает. Если бы Сердюков добился закупки Мистралей со всеми теми технологиями, которые там зарыты, это бы оправдало такие затраты ", - пояснил Захаров.
 
Он добавил, что сейчас России придется создавать аналогичную систему управления и это займет время. "Вообще, так не делается - сначала одну разрозненную систему создают, потом другую, потом это кто-то должен будет собрать воедино. Офицеры, которые участвуют в проекте, говорят, что первый Мистраль будет доделываться в России в течении года. Это очень большой срок", - пояснил Захаров.
 
При этом он отметил, что в покупке французских вертолетоносцев есть один существенный положительный момент - российские судостроители научились строить корабли большими секциями.
 
"Родоначальники этой технологии - корейцы. Большие фрагменты корпуса - секции, где уже заложены места для трубопроводов, инфраструктуры - строят в разных местах, а затем собирают вместе. Такая технология требует точного проектирования, глубокого рассчета, который мы пока не освоили. Сейчас наши рабочие этому учатся, тренируются, и следующие два корабля мы уже будем делать сами, под присмотром французов. Это, безусловно, положительное последствие этого проекта", - пояснил Захаров.
 
Многоцелевой десантный вертолетоносец класса Mistral. Предназначен для перевозки войск и грузов, высадки десанта, может использоваться как штабной корабль. Длина - 199 м, ширина - 32 м, осадка - 6,2 м. Водоизмещение - до 32 300 тонн при полной загрузке. Скорость полного хода - 18,8 узла, дальность плавания - до 19 800 миль. Может перевозить 1100 тонн грузов, 900 десантников, 40 танков или 70 автомашин. Высадка техники и личного состава осуществляется 16 вертолетами и 4 десантными катерами. Вместо десантных вертолетов Ка-29 в российской версии планируется размещать штурмовые Ка-52 "Аллигатор", кроме того, стандартные десантные катера могут заменить двумя высокоскоростными на воздушной подушке. Вооружение Мистраля состоит из зенитного ракетного комплекса Simbad, двух 30-мм пушек Breda-Mauser и четырех 12,7-мм пулемета. На корабле есть госпиталь на 69 коек и каюты для 150 человек штабного персонала. Экипаж - 160 человек (в том числе 20 офицеров).
 
«Ничего великого в нем нет»
 
Анатолий Сердюков в 2010 году заявлял, что Россия не собирается ограничивать себя в закупке новейших иностранных систем вооружения, в том числе в США. При этом главная задача, по словам Сердюкова - закупить не готовые изделия, а технологии. Однако, в реальности никаких прорывных технологий Мистраль России не принес. В руководстве ОСК «МП» рассказали, что, после изучения 40% технической документации корабля, переданной французами, выяснилось, что вертолетоносец построен по гражданским технологиям, и "ничего великого в нем нет".
 

Экс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков, 21 сентября 2010 года "Нас много что интересует: связь как техническая основа автоматизированной системы управления, наработки в информационных технологиях. Думаю, что-то бы нас и в высокоточном оружии заинтересовало", - говорил тогда Сердюков. 


"Все, что там есть, мы знали и без французов, хотя такие большие корабли на практике еще не делали. Ударную силу ядерного взрыва он не выдержит. К тому же у него электрическая силовая установка, которая неизвестно как себя поведет в ледовой обстановке", - рассказал МП представитель ОСК. Он добавил, что на этапе строительства блоков Мистраля на Балтийском заводе, французы затягивали передачу чертежей, что могло привести к срыву производства. "Например, мы уже должны были варить секции, а они нам еще не прислали чертежи с указанием, где должны проходить кабель-трассы. А без этого мы не можем начинать работу. Они очень хотели, чтобы мы сорвали производственную часть, чтобы как можно больше работ выполнить у себя в Сен-Назаре?", - пояснил представитель ОСК.
 
В любом случае, история с покупкой Мистралей завершилась активизацией в 2010 году Объединенной судостроительной корпорации, которая в итоге объединила все крупные судостроительные предприятия России и сейчас контролирует почти все заказы на военные корабли. Одним из ключевых переговорщиков с французами при подготовке сделки Мистралей был тогдашний глава юридического департамента ОСК Илья Новосельский, задержанный в июне по делу о мошенничестве в ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь", который входит в корпорацию.
 
 

Специально для «МП» Экс-начальник Генштаба ВС РФ Николай Макаров: "Ничего страшного не случится, если французы разорвут контракт на поставку Мистралей. Если откажутся, конечно, будет жалко, потому что под них создавалась инфраструктура базирования, которая позволяла их обеспечивать, обслуживать. Под них формировался эскорт судов, чтобы сопровождать их в плавание. Поэтому, вероятно, придется пересматривать все эти решения. А так, в принципе, ничего страшного нет, пусть уплачивают тогда громадные неустойки, и все".

 
Экс-начальник Генштаба Николай Макаров выразил сомнение, что российские судостроители смогут в ближайшей перспективе создать такие корабли. "ОСК до сих пор трясет после кадровых изменений, поэтому насколько они такие корабли могут сделать, сказать сложно - заказы на предприятиях размещены до 18-20 года, и есть ли свободные площади, я сомневаюсь", - пояснил он в интервью «МП».
 
Он также отметил, что не факт, что к 2020-му году у ВМФ останется потребность в таких кораблях. "Строительство уместно, если к тому времени будет в них потребность, но это должно решить нынешнее военное руководство", - подчеркнул Макаров.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив