Вопрос транзита в Европу каспийских энергоносителей в контексте возможного увеличения поставок стал одним из основных на встрече президентов Грузии, Азербайджана и Турции, прошедшей в Тбилиси 6-7 мая. Предполагается, что они займут на европейском рынке российское сырьё. До сих пор все наиболее масштабные проекты по транспортировке каспийских энергоносителей в Европу так оставались на бумаге. В этот раз страны региона рассчитывают, что обострившаяся международная обстановка позволит им довести дело до конца.

«Этот саммит проводится по инициативе президента Турции. Президенты обсудят региональное сотрудничество, в том числе акцентируясь на том, как сделать более эффективным транзит энергоносителей. Энергетическая безопасность сейчас в связи с украинскими событиями, приобретает все большую актуальность», - заявил накануне встречи корреспонденту «Мира и политики» советник грузинского лидера по внешней политике Иванэ Мачавариани.

«На саммите президентов Георгия Маргвелашвили, Ильхама Алиева и Абдуллы Гюля энергетические проекты - среди главных тем обсуждения», - подтвердил первый заместитель министра иностранных дел Грузии Давид Залкалиани.

 

Пожелавший остаться неназванным источник «Мира и политики» в правительстве Азербайджана также сообщил, что «в центре внимания встречи президентов, по всей вероятности, станет вопрос прокачки газа Каспийского региона в Европу, так как это все активнее выдвигается на повестку дня после событий в Украине. Речь, скорее всего, о Трансанатолийском газопроводе».

 

По его словам, «газ Каспийского региона может частично заместить российский газ на европейском рынке. Однако для этого нужна соответствующая инфраструктура».

 

От востока до запада

 

Глава азербайджанского Центра нефтяных исследований «Каспиан баррель» Ильхам Шабан говорит, что Азербайджан уже сейчас по системе действующего Южнокавказского газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум и далее через сеть внутритурецких трубопроводов до Греции ежегодно поставляет в Европу 2 миллиарда кубометров газа в год.

 

«Для увеличения поставок уже проводится работа, - отметил эксперт. - Азербайджан в конце 2012 года подписал с Турцией соглашение о строительстве Трансанатолийского газопровода от востока до запада Турции. Его строительство начинается в конце 2014 года, а введение в эксплуатацию запланировано на 2018-й для транзита газа месторождения «Шах Дениз-2».

 

Первоначальная пропускная способность трубопровода протяженностью более одной тысячи километров составит 16 миллиардов кубометров в год. Около шести из них будет поставляться непосредственно в Турцию, остальное - в Европу. В дальнейшем трубопровод может быть расширен до ежегодных 31 миллиарда кубометров. Это станет возможным, если удастся реализовать проект Транскаспийского газопровода по дну Каспия от Туркменистана до Азербайджана.

 

«Данному проекту противодействуют Россия и Иран под предлогом защиты экологии Каспия. Однако США и ЕС его, - рассказывает «Миру и политике» азербайджанский обозреватель Фарид Гахраманов. - В последнее время после нескольких лет напряженных отношений между Баку и Ашхабадом наметилась тенденция потепления. В апреле Баку посетил глава МИД Туркменистана Рашид Мередов, что дает основания полагать, что данный проект все-таки по настоянию Запада может быть реализован».

 

Проект на троих

 

Долевое участие в Трансанатолийском проекте таково: 68 процентов - у Азербайджанской компании SOCAR, 20% - у государственной трубопроводной компании Турции «Botas», 12% - у BP. Стоимость проекта этого газопровода оценивается в 12 миллиардов долларов. Таким образом, с 2018 года Азербайджан сможет поставлять в Европу 10 миллиардов кубометров газа только с месторождения «Шах Дениз-2». После Турции газ пойдет по Трансадриатическому газопроводу Греция-Албания-Адриатическое море- Италия протяженностью 520 километров. Предполагается, что 8 миллиардов поступят в Италию, по 1 миллиарду - в Грецию и Болгарию.

 

То есть, с учетом всех названных газопроводов, создается необходимая инфраструктура для поставок газа в Европу в обход России. По словам главы SOCAR Ровнага Абдуллаева, добыча газа в Азербайджане уже к 2020 году составит 30 миллиардов кубометров, 20 из которых это государство Южного Кавказа может экспортировать.

 

«Трубопроводы, которые планируется сдать в ближайшие четыре-пять лет, будут обеспечивать стратегическую энергетическую потребность партнеров в Южной Европе и позволят определить будущие объемы для экспорта в Центральную Европу. «Шах Дениз-2» также увеличит взаимосвязь энергетической инфраструктуры Европы», - заявил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров

 

Напомним, что Южнокавказский трубопровод был открыт семь лет назад. Его протяжённость составляет 970 километров 442 в Азербайджане, 248 - в Грузии и 280 - от грузино-турецкой границы до Эрзерума. Его пропускная способность - 7,4 миллиарда кубометров в год, но объемы прокачки реально составляют всего 4,2 миллиарда.

 

«По всей вероятности, лидеры Азербайджана, Турции и Грузии обсудили вопросы политической поддержки указанным энергетическим проектам, в том числе и обеспечения безопасности коридоров», - отметил источник «МиП» в правительстве Азербайджана.

 

Стратегический запас

 

Год назад президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что у его страны имеются колоссальные запасы газа. На сегодня подтверждена цифра в 2,6 триллионов кубометров (из них 1,2 - это месторождение «Шах Дениз-2»), которая, впрочем, может по прогнозам увеличиться.

 

«Азербайджан должен стать очень важной страной-экспортёром газа на долгие годы. Конечно, чтобы добиться этого, необходимы различные, то есть диверсифицированные газопроводы. В настоящее время Азербайджан поставляет свой газ на мировые рынки в различных направлениях. Азербайджан транспортирует свой газ во все соседние страны, за исключением Армении. Разумеется, в будущем для выхода на европейские рынки должны быть созданы новые возможности. Считаю, что реализуемые Азербайджаном проекты увенчаются успехом. Среди них наиболее запоминающимся в последнее время является проект Трансанатолийского газопроводаTANAP», - говорил Алиев и подчеркивал, все инициативы Азербайджана на этот счет поддерживаются Европейским Союзом.

 

«Что же касается вопросов конкуренции, то мы не намерены конкурировать с кем-либо, а просто стремимся транспортировать свои природные ресурсы на рынки, считающиеся приемлемыми для нас. В этих вопросах основную роль должны играть принципы, принятые Европейским Союзом. Это принципы свободной и справедливой конкуренции, рыночной экономики. Европейский рынок - это либеральный, регулируемый законами, очень большой и привлекательный для нас. Здесь совпадают интересы как Европы, так и Азербайджана, и именно поэтому мы расцениваем наши отношения как стратегическое партнерство в энергетической сфере. То есть здесь страна-поставщик - это Азербайджан, транзитные государства - Грузия и Турция, а страны-потребители - государства Европейского Союза», - утверждает Ильхам Алиев.

 

Шанс для Азербайджана и Грузии

 

«После известных событий на Украине и присоединения Крыма к России возник кризис во взаимоотношениях Запада и Москвы. Это противостояние, судя по всему, будет только углубляться. На этом фоне для Запада будет возрастать значение Азербайджана. Очевидно, что Европа будет стремиться положить конец фактической монополии России на своем энергетическом рынке», - сказал «Миру и политике» азербайджанский аналитик Вафа Гулузаде. Альтернативным источником энергоресурсов для Европы является Азербайджан, отметил этот эксперт.

 

«Более того, Азербайджан может сыграть важную роль и для транзита углеводородов из стран Центральной Азии – Туркмении и Казахстана», - считает Гулузаде.

 

Цена за тысячу кубометров азербайджанского газа, поставляемого сейчас по Южнокавказскому трубопроводу, составляет 320 долларов для Турции и 200 долларов для Грузии.

 

Какой будет цена газа Трансанатолийского газопровода, определят спрос к моменту его введения в эксплуатацию и общемировые цены на тот момент.

 

«Но в любом случае, азербайджанский газ в Европу будет дешевле, чем тот, который продает «Газпром» - из-за меньших затрат на транспортировку», - полагает Ильхам Шабан.

 

Между тем в СМИ появились сообщения о том, что ЕС собирается продлить маршрут поставок газа по «Южному газовому коридору» из Италии до Франции и Испании. Программа строительства газопроводов между Испанией и Францией для поставок каспийского газа рассчитана на 2014-2020 годы. Для этого сформирован специальный фонд в объеме 5,8 миллиардов евро. Это позволит Европе увеличить поставки газа из Азербайджана, а также, в перспективе, начать импорт из Туркменистана и Ирана.

 

Покупать азербайджанский газ уже готовы Shell, Bulgargas, испанская Gas Natural Fenosa, греческая DEPA, немецкая E.ON, французская GDF Suez, итальянские Hera Trading и Enel и швейцарская AXPO.

 

«Вопросы диверсификации поставок газа Каспия в Европу были важны и раньше, но теперь, в связи с украинским кризисом, это еще актуальнее, - сказал «МиП» экс-руководитель Грузинской корпорации нефти и газа Николоз Вашакидзе. - Конечно, желательно получать газ и из других стран Каспия, но тут мы сталкиваемся с неурегулированной проблемой его раздела. Ранее Туркмения проявляла интерес, потом приостановилась, но я думаю, что у Ашхабада желание появится вновь. Однако Россия, на мой взгляд, будет активно этому противодействовать. Стоит больше думать о новых технологиях, о поставках сжиженного газа. Не привязывать поставки к трубопроводной географии. Грузия может построить хранилище на своей территории».

 

В интервью «МиП» бывший премьер-министр Грузии Тенгиз Сигуа обратил внимание на планы грузинского руководства построить в течение ближайших двух или трех лет новый порт на Черном море - в Анаклиа.

 

«В уже существующих портах Батуми и Поти мелкая вода по сравнению с Анаклиа. Новый же торговый порт сможет принимать суда с водоизмещением 150 000 тонн. Учитывая потребность в газе в Европе, именно здесь можно построить хранилище для сжиженного газа, к примеру, для поставок из Америки», - говорит экс-глава грузинского кабмина. По его словам, хранилище может быть рассчитано на полмиллиона тонн.

Новый комментарий

 

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив